По выполнению проектных заданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По выполнению проектных заданий

Поиск

к учебной дисциплине

«Социология»

По направлению «Юриспруденция»

 

   

 

Ростов-на-Дону - 2012

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

Методические рекомендации по выполнению проектных заданий

 

Автор-составитель:

В.А. Кирик, кандидат социологических наук

 

 

© Южный федеральный университет, 2012

 

 

Пояснительная записка

Целями освоения дисциплины «Социология» являются:

- получение теоретических знаний в области истории становления социологии как самостоятельной академической дисциплины,

- получение теоретических знаний в области социологических теорий, концепций, авторских подходов к интерпретации содержания социальных процессов;

- овладение социологическими методами анализа процессов взаимодействия социальных структур и институтов;

Программа курса «Социология» предназначена для освоения студентами очной, очно-заочной и заочной форм обучения

Стратегической целью курса «Социология» является освоение студентами совокупности теоретических представлений о законах и закономерностях развития и функционирование социальных структур и институтов, процессов их взаимодействия, а также овладение практическими навыками проведения социологических исследований.

Результатом освоения курса является овладение студентами навыками эффективной реализации социологических исследовательских стратегий.

В рамках освоения содержания учебных модулей курса «Социология» предполагается проведение лекционных занятий. Существенное внимание уделяется самостоятельной работе студентов.

Лекционные занятия проводятся в интерактивном режиме с использованием мультимедийных презентационных технологий.

Методы проверки знаний предполагают выполнение самостоятельных и контрольных работ, индивидуальные опросы, решение практических задач, моделирующих конкретные ситуации.

Самостоятельная работа студентов предполагает проектных заданий в рамках контролируемой самостоятельной работы студентов.

Исходя из того, что к числу наиболее значимых профессиональных компетенций, которыми должен владеть специалист в области права, относятся компетентности, связанные со знанием закономерностей развития социальных процессов, курс «Социология» является одной из фундаментальных дисциплин в процессе обучения специалистов по специальности «Юриспруденция».

Дисциплина «Социология» логически, содержательно и методически связана с такими учебными курсами, как история, философия, политология. Дисциплина ориентирована на развитие профессиональных компетенций в области анализа, моделирования и прогнозирования динамики взаимодействия социальных структур и институтов. Дисциплина содержит общие сведения о социологической теории, закономерностях взаимодействия социальных структур и институтов, социологичесикх методах анализа общественных процессов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

1. Знать

- основные социологические теории и концепции, теоретико-методологические подходы к объяснению содержания социальных процессов.

2. Уметь:

- использовать основные положения и методы социологической науки при решении профессиональных и социальных задач;

3. Владеть:

- социальными технологиями, учитывающими особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества;

- социологическими методами исследования социальных процессов и институтов.

 

Учебные модули

История социологических учений.

Цель учебного модуля.

Комплексной целью учебного модуля является знакомство с историей становления социологической науки как самостоятельной академической дисциплины, знакомство с теоретико-методологическими подходами к пониманию сущности общества, сложившимися в рамках классической социологии, социологии модерна и постмодерна.

Содержание модуля.

Тема № 1. Становление социологии как академической дисциплины: социально-исторические и эпистемологические пролегомены

Исторические предпосылки становления социологии. Социально-экономический контекст развития эмпирической социологии и социальной статистики на рубеже XVIII-XIX вв. Политические преобразования и трансформации как фактор развития теоретической социологии.

Формирование социологической проблематики в рамках социально-философского дискурса. Обособленной социальной проблематики в отдельную отрасль социогуманитарного и философского знания. Формирование социологической науки.

Программа развития социологии О. Конта.

Тема № 2. Классическая социология: направления и методология исследований

Идейно-теоретические источники социологического учения О. Конта и Г. Спенсера. Теоретико-методологические аспекты социологических теорий О. Конта и Г. Спенсера. Научная проблематика социологических теорий О. Конта и Г. Спенсера.

Идейно-теоретические источники социологического учения органической и психологической школы в социологии. Теоретико-методологические аспекты социологических теорий органической и психологической школы в социологии. Научная проблематика органической и психологической школы в социологии

Идейно-теоретические источники социологического учения Э. Дюркгейма. Теоретико-методологические аспекты социологической теории Э. Дюркгейма (понятие социального факта). Научная проблематика социологической теории Э. Дюркгейма.

Кризис классической парадигмы в социологии. Поиск альтернативных методологий социального познания.

Тема № 3. Социология модерна: направления и методология исследований

Понимающая социология М. Вебера. Идейно-теоретические источники социологического учения М. Вебера. Теоретико-методологические аспекты социологической теории М. Вебера. Научная проблематика социологической теории М. Вебера (теория социального действия, историческая социология).

Социологическое учение П. Сорокина. Теория социальной стратификации.

Структурно-функциональный подход Т. Парсонса и Р. Мертона: методология, направления исследований.

Апогея социологического модерна. Кризис неклассической парадигмы. Поиск альтернативных методологий.

Тема № 4. Социология постмодерна: направления и методология исследований

Становление социологии постмодерна.

Феноменология А. Шюца. Теория социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана.

Социология повседневности. Этнометодология Г. Гарфинкеля.

Социологическое учение П. Бурдье.

Плюрализм социологических теорий: сосуществование модерна и постмодерна в социологии.

1.2. Проектные задания к модулю.

Проект № 1 «Библиографический обзор ресурсов актуальной научной периодики по современной социологической теории».

В рамках реализации проекта студенты осуществляю подборку 15 научных статей по актуальным проблемам социологической теории. Статьи должны быть подобраны в соответствии с тремя тематическими кластерами:

- история социологической науки;

- современная западная социологическая теория;

- современная отечественная социологическая теория.

Социальные структуры, институты и процессы

Цель учебного модуля.

Комплексной целью учебного модуля является овладение комплексом профессиональных компетенций, связанных со знанием закономерностей становления, функционирования и развития социальных институтов и структур, закономерностей развертывания социально-политических, социально-экономических и социокультурные процессов в обшестве.

Содержание модуля.

Тема 5. Теория социального действия

Многообразие теоретико-методологических подходов к пониманию сущности социального действия. Теория социального действия по М. Веберу. Т. Парсонс о системах социального действия. Классификация социальных действий. Форматы социальных взаимодействий. Понятие социальной роли. Понятие социального института.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.009 с.)