ТОП 10:

Кафедра моделирования социальных процессов



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Факультет социологии и политологии

Кафедра моделирования социальных процессов

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По выполнению проектных заданий

к учебной дисциплине

«Социология»

По направлению «Юриспруденция»

 

   

 

Ростов-на-Дону - 2012

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

Методические рекомендации по выполнению проектных заданий

 

Автор-составитель:

В.А. Кирик, кандидат социологических наук

 

 

© Южный федеральный университет, 2012

 

 

Пояснительная записка

Целями освоения дисциплины «Социология» являются:

- получение теоретических знаний в области истории становления социологии как самостоятельной академической дисциплины,

- получение теоретических знаний в области социологических теорий, концепций, авторских подходов к интерпретации содержания социальных процессов;

- овладение социологическими методами анализа процессов взаимодействия социальных структур и институтов;

Программа курса «Социология» предназначена для освоения студентами очной, очно-заочной и заочной форм обучения

Стратегической целью курса «Социология» является освоение студентами совокупности теоретических представлений о законах и закономерностях развития и функционирование социальных структур и институтов, процессов их взаимодействия, а также овладение практическими навыками проведения социологических исследований.

Результатом освоения курса является овладение студентами навыками эффективной реализации социологических исследовательских стратегий.

В рамках освоения содержания учебных модулей курса «Социология» предполагается проведение лекционных занятий. Существенное внимание уделяется самостоятельной работе студентов.

Лекционные занятия проводятся в интерактивном режиме с использованием мультимедийных презентационных технологий.

Методы проверки знаний предполагают выполнение самостоятельных и контрольных работ, индивидуальные опросы, решение практических задач, моделирующих конкретные ситуации.

Самостоятельная работа студентов предполагает проектных заданий в рамках контролируемой самостоятельной работы студентов.

Исходя из того, что к числу наиболее значимых профессиональных компетенций, которыми должен владеть специалист в области права, относятся компетентности, связанные со знанием закономерностей развития социальных процессов, курс «Социология» является одной из фундаментальных дисциплин в процессе обучения специалистов по специальности «Юриспруденция».

Дисциплина «Социология» логически, содержательно и методически связана с такими учебными курсами, как история, философия, политология. Дисциплина ориентирована на развитие профессиональных компетенций в области анализа, моделирования и прогнозирования динамики взаимодействия социальных структур и институтов. Дисциплина содержит общие сведения о социологической теории, закономерностях взаимодействия социальных структур и институтов, социологичесикх методах анализа общественных процессов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

1. Знать

- основные социологические теории и концепции, теоретико-методологические подходы к объяснению содержания социальных процессов.

2. Уметь:

- использовать основные положения и методы социологической науки при решении профессиональных и социальных задач;

3. Владеть:

- социальными технологиями, учитывающими особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества;

- социологическими методами исследования социальных процессов и институтов.

 

Учебные модули

История социологических учений.

Цель учебного модуля.

Комплексной целью учебного модуля является знакомство с историей становления социологической науки как самостоятельной академической дисциплины, знакомство с теоретико-методологическими подходами к пониманию сущности общества, сложившимися в рамках классической социологии, социологии модерна и постмодерна.

Содержание модуля.

Тема № 1. Становление социологии как академической дисциплины: социально-исторические и эпистемологические пролегомены

Исторические предпосылки становления социологии. Социально-экономический контекст развития эмпирической социологии и социальной статистики на рубеже XVIII-XIX вв. Политические преобразования и трансформации как фактор развития теоретической социологии.

Формирование социологической проблематики в рамках социально-философского дискурса. Обособленной социальной проблематики в отдельную отрасль социогуманитарного и философского знания. Формирование социологической науки.

Программа развития социологии О. Конта.

Тема № 2. Классическая социология: направления и методология исследований

Идейно-теоретические источники социологического учения О. Конта и Г. Спенсера. Теоретико-методологические аспекты социологических теорий О. Конта и Г. Спенсера. Научная проблематика социологических теорий О. Конта и Г. Спенсера.

Идейно-теоретические источники социологического учения органической и психологической школы в социологии. Теоретико-методологические аспекты социологических теорий органической и психологической школы в социологии. Научная проблематика органической и психологической школы в социологии

Идейно-теоретические источники социологического учения Э. Дюркгейма. Теоретико-методологические аспекты социологической теории Э. Дюркгейма (понятие социального факта). Научная проблематика социологической теории Э. Дюркгейма.

Кризис классической парадигмы в социологии. Поиск альтернативных методологий социального познания.

Тема № 3. Социология модерна: направления и методология исследований

Понимающая социология М. Вебера. Идейно-теоретические источники социологического учения М. Вебера. Теоретико-методологические аспекты социологической теории М. Вебера. Научная проблематика социологической теории М. Вебера (теория социального действия, историческая социология).

Социологическое учение П. Сорокина. Теория социальной стратификации.

Структурно-функциональный подход Т. Парсонса и Р. Мертона: методология, направления исследований.

Апогея социологического модерна. Кризис неклассической парадигмы. Поиск альтернативных методологий.

Тема № 4. Социология постмодерна: направления и методология исследований

Становление социологии постмодерна.

Феноменология А. Шюца. Теория социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана.

Социология повседневности. Этнометодология Г. Гарфинкеля.

Социологическое учение П. Бурдье.

Плюрализм социологических теорий: сосуществование модерна и постмодерна в социологии.

1.2. Проектные задания к модулю.

Проект № 1 «Библиографический обзор ресурсов актуальной научной периодики по современной социологической теории».

В рамках реализации проекта студенты осуществляю подборку 15 научных статей по актуальным проблемам социологической теории. Статьи должны быть подобраны в соответствии с тремя тематическими кластерами:

- история социологической науки;

- современная западная социологическая теория;

- современная отечественная социологическая теория.

Социальные структуры, институты и процессы

Цель учебного модуля.

Комплексной целью учебного модуля является овладение комплексом профессиональных компетенций, связанных со знанием закономерностей становления, функционирования и развития социальных институтов и структур, закономерностей развертывания социально-политических, социально-экономических и социокультурные процессов в обшестве.

Содержание модуля.

Тема 9. Социология права

Социология права: предметная область, основные представители, методология и направления исследований. Зарубежная и отечественная социология права. Место и роль социологии права в структуре отраслевых социологических дисциплин.

2.3. Проектные задания к модулю.

Цель учебного модуля.

Комплексной целью учебного модуля является изучение методов и технологий социогуманитарных исследований, принятых в современном социологическом дискурсе, практики применения количественных и качественных методов социологических исследований, особенностей подготовки программ социологических исследований.

Содержание модуля.

Рис. 1. Сайт Научной библиотеки ЮФУ

Поиск статей осуществляет через международные базы электронных полнотекстовых ресурсов (РИНЦ, Scopus и т.п.).

 

Рис 2. Поисковой сервис Scopus

Рис 3. Поисковой сервис электронной научной библиотеки

По каждому тематическому блоку студент отбирает пять научных статей. Как минимум, одна статья по каждому тематическому блоку должна быть иноязычной.

В отчете о выполнении проекта приводятся названия статей с рубрикацией по тематическим блокам, приводятся выходные данные, краткая аннотация статьи на русском языке и языке оригинала (для иноязычных источников). Объем отчета о проекте не должен превышать 0,2 п.л.

Проект оформляется согласно макету, представленному в Приложении № 1.

Литература

 

1. Основная литература:

1. Волков Ю.Г. Социология – Ростов-на-Дону, 2012.

2. Гидденс Э. Социология – М.: Едиториал УРСС, 2005.

3. Тощенко Ж.Т. Социология – М.: Юнити-Дана, 2012.

4. Штомпка П. Социология – М.: Логос, 2010.

2. Дополнительная литература:

1. Конт О. Дух позитивной философии – М.: Директмедиа Паблишинг, 2002.

2. Спенсер Г. Классификация наук – М.: Вузовская книга, 2006.

3. Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда – М.: Канон, 1996.

4. Вебер М. Избранное. Образ общества – М.: Юрист, 1994.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма – М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.

6. Сорокин П. Система социологии – М.: Астрель, 2008.

7. Парсонс Т. О структуре социального действия – М.: Академический проект, 2000.

8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания – М., 1995.

9. Бурдье П. Социология социального пространства – СПб.: Алетейя, 2007.

10. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики – СПб.: Алетейя, 2007.

3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Комплект презентаций к дисциплине «// http://incampus.ru/.

2. Учебно-методический комплекс дисциплины // http://incampus.ru/.

 

Приложение 1.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Факультет социологии и политологии

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКИ

по дисциплине «Социология»

  Выполнил: студент (ка) гр. ____ курса _______ факультета _____________________ ФИО
  Проверил: К.с.н., ст. преподаватель кафедры моделирования социальных процессов факультета социологии и политологии ______________________В.А. Кирик «____»________________ 201_ г.

Ростов-на-Дону – 2012

Приложение 2.

Форма титульного листа проектного задания

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Факультет социологии и политологии

ОТЧЕТ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

«______________________________________»

По курсу «Социология»

  Выполнил: студент (ка) гр. ____ курса _______ факультета _____________________ ФИО
  Проверил: К.с.н., ст. преподаватель кафедры моделирования социальных процессов факультета социологии и политологии ______________________В.А. Кирик «____»________________ 201_ г.

Ростов-на-Дону – 2012

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Факультет социологии и политологии

Кафедра моделирования социальных процессов

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.014 с.)