Цель и задачи курса Правоведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи курса Правоведения



Цель и задачи курса Правоведения

В нашей стране происходят глубокие процессы демократических преобразований в социально-политической сфере жизни общества, формируется правовое государство, в сознании людей все более доминирует идея верховенства права, незыблемости закона.

Цель курса состоит в овладении студентами знаниями в области права, выработке позитивного отношения к нему, в рассмотрении права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости.

Задачи курса состоят в выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

В системе социогуманитарного образования курс “Правоведение” способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Такое правопонимание отвечает идеям демократического правового государства, ибо воспитание правосознания законопослушного гражданина основано на раскрытии не столько принудительного потенциала права (от этого в нашей жизни пока не уйти), сколько на его характеристике как одного из важнейших эталонов цивилизованных отношений между людьми.

Студент должен:

· обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой и политической культурой, уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

· понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права.

 

Государство и право как объект изучения юридической науки.

Система юридических наук. Методология юридической науки.

Все общественные науки имеют своим объектом общество.

Философия

Философия -- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Объектом изучения философии является мир в целом, а результатом исследований -- картина мира.

Социология

Социология - наука об обществе в целом, а также о его составляющих: социальных институтах, социальных процессах, социальных группах, отношении личности с обществом. Применительно к государству и праву социология занимается изучением их роли в обществе.

Экономическая теория

Экономическая теория -- наука, изучающая производственные отношения, т.е. такие отношения, которые связаны с производством, обменом и потреблением материальных благ, а также с собственностью на них. Применительно к государству и праву экономическая теория изучает влияние государства и права на экономику.

Политология

Политология -- наука, изучающая отношения между людьми по поводу государственной власти. Применительно к государству по-ли-тология изучает его место среди других институтов полити-ческой системы общества (политических партий, общественных объединений и др.).

Юр наук.

История правовых и политических учений

История правовых и политических учений -- наука, которая изу-чает историю развития учений о государстве и праве. Теория го-су-дарства и права охватывает лишь современные учения о госу-дар-с-т-ве и праве. Таким образом, история правовых и политических учений есть история теории государства и права.

История государства и права

История государства и права -- наука, которая изучает воз-ни-к-но-вение и развитие государства и права конкретных обществ по хро-но-логическому принципу. Теория же государства и права изучает го-су-дарство и право в теоретической абстрактной форме, т.е. общие черты государства и права всех обществ.

Отраслевые юридические науки

Отраслевые юридические науки изучают отдельную правовую отрасль, т.е. отдельную сторону государственно-правовой действительности. Теория же государства и права изучает эту действительность в целом и акцентирует внимание на взаимной связи различных ее сторон. На основе этого теория государства и права разрабатывает систему юридических понятий, которые затем используются всеми отраслевыми юридическими науками.

Теория государства входит в систему юридических наук, объединенных общимпонятием - юриспруденция. Существует именно система, множество юридическихнаук. Это объясняется тем, что государство и право - явление сложное имногогранное, имеющее непосредственное отношение к различным сторонамобщественной жизни. Изучит их в рамках одной науки невозможно. Поэтомунеизбежна специализация научных знаний о различных областях государственной иправовой жизни общества.Систему юридических наук можно подразделить на три основные группы:теоретико-исторические, отраслевые и специальные.К теоретико-историческим наукам относятся теория государства и права, историигосударства и права, истории политических и правовых учений.К отраслевым юридическим наукам относятся науки конституционного права,административного, финансового, гражданского, трудового, уголовного права идругие.Специальные юридические науки - это криминалистика, судебная медицина,

судебная психология, судебная бухгалтерия.

Под методологией науки понимают: а) часть данной науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой; б) сами используемые методы исследования.

Теория государства и права использует следующие методы:

1. Общенаучные (задаются используемым философским направ-лением):

а) материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует не зависимо от нашего сознания;

а) идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию;

б) диалектика -- учение о развитии бытия и мышления. При этом используются принципы: принцип всеобщего развития; принцип всеобщей связи явлений; принцип всестороннего изучения объекта; и законы: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания;

в) метафизика -- явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные.

2. Частнонаучные (общие для конкретной науки):

а) системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие;

б) специальные методы, позаимствованные из других наук -- используются лишь в части исследований;

в) частноправовые -- используются только в юридических исследованиях: сравнительно-правовой (сравниваются явления по региону, времени, отраслям права и др.; формально-юридический.

 

Типы и формы государства

Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.Форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно- территориальном делении государства (форма территориального устройства).Иногда в форму государства включают и политический режим. Вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий по этому поводу, укажу лишь, но то что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:1)конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).2)политический режим показывает действительное содержание той или иной формы государства (с точки зрения государственного устройства и СССР, и США относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства).Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:1. особенности исторического развития государства;2. исторические традиции;3. различные политико-правовые идеи;4. национальный состав населения;5. внешние факторы (международное положение и т. д.).

Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.

 

Норма права, ее структура

Норма права — особая разновидность социальных норм наря­ду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, не­зависимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих, правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отно­шений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один отличитель­ный признак правовой нормы — обеспеченность ее государствен­ной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.

Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государст­вом общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эта­лона, масштаба поведения. Норма права — критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее фор­мальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело. Конкретность содержания не означает вместе с тем непременно казуистического построения правовых норм. Напротив, развитие правовых систем связано с абстрагированием от индивидуальных особенностей регулируемых отноше­ний, формулированием более общих правил, охватывающих суть правовой материи.

Какое-то время содержание правовой нормы может оставаться без формализованного текстуального выражения. Люди, вступая во взаимоотношения, могут однозначно понимать свои права и обязанности, однопланово трактовать свое поведение и поведение партнера без заключения письменного договора и до издания какого-либо нормативного акта. Вместе с тем высшая определенность нормы, высшая степень ее формализации достигается в ходе словесно-знаковой материализации воли участников общественных отношений, включая государственную волю на признание и охрану соответствующих правил в качестве правовых. Государственно-властное веление, получающее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Речь идет о властности веления, его обязательности, т.е. о характеристике содержания нормы права. Что касается формы выражения государ­ственной воли, то нормативное предписание может выражаться по-разному, в том числе и как управомочивающее (т.е. не обязательно в виде запрета или обязанности). Иногда нормативное предписание понимают как часть так называемой логической нормы, которая может конструироваться из различных предписаний, содержащихся порой в разных статьях одного, а то и разных нормативных актов. Тем самым нормативное предписание как бы отождествляется со сло­весным оформлением государственной воли в статье нормативного акта. Возможно, в этом есть свой резон, если учесть, что предписания специализируются: одни из них призваны в первую очередь выразить суть правила, другие — условия применения данного правила, а третьи — последствия несоблюдения государственной воли. Однако полное представление о правовой норме дает именно ее целостное восприятие, уяснение всех элементов логической структуры. По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента (части): диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство. Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует. Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулируется толь­ко часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь эле­ментов нормы, с тем чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права. Прежде всего от индивидуального предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, на одно­кратное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы-права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе опреде­ленность правового регулирования.

 

Формы (источники) права

Терминологические споры отнюдь не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, пре­цеденты формами права, другие — источниками. Но разные оп­ределения одних и тех же явлений только подчеркивают много­образие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого. Об источниках права пишут не только в широком смысле, но также в узком, формально-логическом, понимая под источником права то, чем руководствуется практика в решении юридических дел или способы закрепления и существования норм права.

Принято выделять следующие виды источников права в узком смысле: правовой обычай, который в той или иной степени ис­пользуется во всех правовых семьях прошлого и настоящего; пра­вовой прецедент (судебный и административный), который слу­жит основным источником права в англосаксонской правовой семье; нормативный акт, имеющий распространение в континен­тальных государствах или романо-германской правовой семье и близких к ней правовых системах, в том числе России; правовая Доктрина, довольно широко используемая, например, в англий­ской правовой системе и в некоторых мусульманских государст-вах, где суд при разрешении конкретных дел может ссылаться на труды известных юристов и обосновывать их взглядами прини­маемые судебные решения; нормативный договор, имеющий ши-Рокое распространение в таких отраслях права, как: государст­венное, гражданское, аграрное, семейное, трудовое в государствах с развитой рыночной экономикой, и в международном праве;

та к тому или другому виду служит его юридическая сила. Юриди­ческая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от его конституционных полномочий и компетенции которой он наделен по действующему законодательству. Общему построению системы законодательств в любом государстве свойст­венно деление на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Оно отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по ос­новным вопросам государственно-правовой общественной жизни.

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выра­жающий государственную волю по ключевым вопросам общест­венной жизни. Законы принимаются в особом порядке высшими органами власти (федерации или ее членов) или непосредственно народом в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, прин­ципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное раз­витие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период преоб­разований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс. Законы с точки зрения их юридических качеств обладают выс­шей юридической силой. Это означает, что: все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с за­коном действует последний; законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа; никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.

Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия — вот особенности этой разновидности норма­тивных актов. Отсюда вытекают и требования к ним: законы должны регулировать действительно коренные во­просы; они должны быть совершенными по содержанию и по форме; их соблюдение должно быть непререкаемым.

Законы подразделяют на обыкновенные и конституционные, к последним относятся конституции и примыкающие к ним ос­новополагающие законы, регулирующие вопросы общественного и государственного устройства.

Особое место в системе нормативных актов занимают акты пре­зидентской власти. Они относятся к подзаконным актам и в прин­ципе должны носить исполнительский характер. С юридической точки зрения только в условиях чрезвычайного или военного по­ложения и только на основе конституции президентские акты могут приостанавливать или корректировать законы.

К подзаконным нормативным актам, имеющим превосходя­щую юридическую силу по отношению к ведомственным актам и актам местных органов, относятся постановления и распоряжения правительства. В них часто содержатся первичные нормы, но они также должны быть исполнительскими.

Подзаконные нормативные акты отдельных ведомств, как пра­вило, регулируют внутриведомственные отношения. Однако неко­торым из центральных ведомств, например МПС, МВД, в строго ограниченной сфере предоставляется право издавать акты внеш­него действия. Случается, что какие-то акты принимаются вразрез с законом, ущемляют права и интересы граждан. Но тогда поло­жение поправляется актами конституционного правосудия.

Местные подзаконные акты издаются территориальными ор­ганами государственной власти и управления или органами мест­ного самоуправления. Они распространяются на всех лиц, прожи­вающих или находящихся на территории края, области, земли, района, города, поселка, села.

Локальные подзаконные акты издаются администрацией для решения своих внутренних вопросов. Они распространяют свое Действие только на членов данного ограниченного коллектива людей. Локальные акты касаются, например, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подраз­делениями.

В условиях демократизации общества и углубления самоуправленческих начал могут получить дальнейшее развитие санкци­онированные подзаконные акты. Это издаваемые с предваритель­ного разрешения государства (или приобретающие юридическую силу после утверждения в компетентном государственном органе) Нормативные акты общественных объединений, трудовых коллективов, сходов граждан. Они могут иметь как местное, так и ло­кальное значение.

Под нормативным договором принято понимать добровольное Оглашение двух и более сторон, порождающее, изменяющее или отменяющее взаимные права и обязанности, выраженные в правовых нормах.

В качестве сторон, или субъектов, в нормативном договоре выступают государство и другие юридические лица, обладающие нормотворческими полномочиями на делегированной или компетенционной основе. Он представляет собой документ, в котором содержится добровольное волеизъявление сторон по поводу обязаннос­тей и прав, устанавливается круг их полномочий, закрепляется согласие на выполнение взятых на себя обязательств. Нормативный договор представляет собой типичное проявление норматив­ной саморегуляции, или самоуправления, а тем самым принципа демократизма в характеристике политического (государственно­го) режима. Вместе с тем следует подчеркнуть, что первичным юридическим источником возникновения и развития договорных форм, придания им силы права или обязательного характера вы­ступают общие дозволения, содержащиеся в диспозитивных нор­мах права. Таким источником выступают формы и общие условия договоров, закрепленные в Конституции РФ 1993 г. (ст. 71, 72, 73, 76), в Гражданском кодексе РФ и других законах, например в За­коне РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18), предусмотревшем такой вид нормативного договора как договор на комплексное природопользование.

Как уже отмечалось, трудовой договор нормативного характе­ра имеет широкое распространение в трудовом праве. В трудовом законодательстве РФ помимо понятия «договор» используются термины «контракт», «соглашение», «договоренность». Они могут быть признаны рассматриваемым источником права, если содер­жат нормы права. Нормативный характер в этой отрасли права носят коллективные договоры, тарифные соглашения. Так, в со­ответствии со ст. 7 КЗоТ РФ коллективный договор — это право­вой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. Распространение в России получили коллективные договоры между профсоюзами и работодателями (между трудовыми коллективами в лице ФЗМК и администрацией предприятий и учреждений).

Явной представляется тенденция к увеличению удельного веса нормативного договора в качестве источника права в государствах, формирующих рыночную экономику и ставящих своей целью при­обретение преимущественно правовой формы осуществления го­сударственной власти, следовательно, в Российской Федерации - Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., носящий бесспорно нормативный характер, лег в основу образования самостоятельного российского государства. Многочисленными являются нормативные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и органами субъ­ектов Федерации.

Определенное своеобразие имеют в современных условиях до­говоры между субъектами Российской Федерации.

Принято считать, что нормативные договоры выступают в ка­честве основной формы права в международном праве. Междуна­родный договор представляет собой соглашение между государ­ствами и другими субъектами международного права, заключен­ное по вопросам, имеющим для них общий интерес. Содержащиеся в них принципы и нормы призваны регулировать взаимоотноше­ния между этими государствами путем создания взаимных прав и обязанностей. В Венской Конвенции о праве международных до­говоров (ст. 2) содержится даже определение этого источника права: «Договор означает международное соглашение, заключен­ное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». Так, только МВД России за период с 1992 г. по состоянию на 1 января 1998 г. заключило около 30 договоров с со­ответствующими ведомствами зарубежных стран и приняло учас­тие в выполнении обязательств более чем по 400 международным договорам Российской Федерации с другими государствами по во­просам борьбы с международной преступностью.

 

Правовая культура

Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества. Культура в целом - это совокупность духовных и материальных достижений общества. Культура как таковая является объектом исследования науки культурологии.

Правовая культура в данном случае является объектом исследования науки теории права, и она включает в себя как правовые, так и неправовые составляющие.

Правовая культура - это качественное состояние всех социальных институтов, так или иначе связанных с существованием права в обществе.

Правовая культура - это не просто совокупность социальных явлений, но именно качественное состояние последних, характеризующее уровень развития, эффективность правовой системы. Правовая культура показывает правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юридической теории и практики.

Структура правовой культуры имеет достаточно много уровней. Она складывается из качественной оценки следующих институтов:

· позитивное право, т.е. действующее законодательство;

· источники права;

· правооотношения;

· законность и правопорядок;

· реализация права;

· государственный аппарат;

· индивидуально-правовые акты;

· правосознание;

· юридическая наука, литература, образование и др.

Этот перечень является открытым.

Таким образом, правовая культура представляет собой не просто совокупность правовых и неправовых институтов, но их качественное состояние.

Правовая культура имеет несколько уровней:

· индивидуальный - на уровне отдельной личности;

· корпоративный - на уровне социального объединения, коллектива;

· общий - на уровне общества в целом;

· цивилизационный или общечеловеческий включающий в себя правовую культуру человеческой цивилизации в мировом масштабе.

Индивидуальная правовая культура включает знание законодательства, своих субъективных прав и обязанностей, умение их реализовать и защищать, юридический опыт и многое другое.

Виды правовой культуры:

· обыденная;

· профессионально-юридическая;

· доктринальная - научная.

 

Правоотношений

Субъективное право - это предусмотренная нормой права мера дозволенного поведения участника правоотношения, обеспеченная мерами государственной защиты.

Основным свойством субъективного права является возможность его использования по собственному усмотрению субъекта без угрозы применения государственных санкций.

Виды субъективных прав:

· Право требовать от другого участника исполнить свои обязанности. Например, требование исполнения обязательства

· Право на собственные активные действия. Например, право голоса, право вступления в трудовые отношения и т.д.

· Право обладать, пользоваться, распоряжаться определенным благом - материальным либо нематериальным

· Право обратиться к государству за защитой нарушенных субъективных прав, то есть возможность прибегнуть к государственному принуждению, чтобы обеспечить реализацию субъективного права.

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношения, обеспеченная мерами государственного принуждения.

У обязанного участника правоотношения отсутствует свобода выбора, поскольку от исполнения обязанности нельзя отказаться. В случае отказа или недобросовестного выполнения государство по собственной инициативе или по требованию другого участника правоотношения принудительно обеспечивает выполнение юридических обязанностей. В этом главное отличие обязанности от субъективного права, которое всегда реализуется добровольно, по свободному усмотрению субъекта.

Юридические обязанности одних участников правоотношения обеспечивают использование субъективных прав другими участниками. Они гарантируют субъективные права, делают их реальными, практически действующими. Субъективные права не существуют без соответствующих обязанностей. В этом состоит основное назначение обязанностей.

Юридическая обязанность может иметь две формы - активную и пассивную. Активная форма юридической обязанности предполагает совершение активных действий, предусмотренных нормативно и возложенных на участника правоотношения.

Пассивная форма исполнения юридической обязанности - это воздержание от определенных действий. Активная форма вытекает из обязывающих норм права, пассивная - из запрещающих.

 

Объекты правоотношений

Объект правоотношения - это материальные или нематериальные блага, ценности, по поводу которых складывается правоотношение.

Побудительным фактором для вступления субъекта в правоотношение выступают различного рода социальные ценности, необходимые для удовлетворения тех или иных потребностей субъекта в какой-либо сфере жизни общества.

Объектами правоотношения могут быть:

· Материальные объекты - имущество, деньги, ценные бумаги, другие предметы материального мира.

· Нематериальные блага такие как объекты духовного творчества - произведения науки, искусства, литературы.

· Личные неимущественные блага такие как жизнь, честь, здоровье, деловая репутация, свобода и безопасность, неприкосновенность частной жизни и т. п.

· Действия лица или результаты таких действии такие как, например, участие в выборах, дача свидетельских показаний, оказание услуг и т.д..

Таким образом, можно определить объект правоотношения как различные блага, которые стремятся получить управомоченные субъекты, это состояния, которых они стремятся достичь, это то поведение, которого они ждут от обязанных лиц.

 

Виды правонарушений

По характеру и степени общественной опасности:

Преступления - это наиболее тяжкий вид правонарушения, зафиксированный только в уголовном законодательстве и влекущий самую суровую ответственность - в виде наказания.

Проступки - это остальные правонарушения, именуемые в совокупности проступками, они делятся на виды, в зависимости от отраслевой принадлежности:

а) Административные - под административным проступком понимается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР).

б) Дисциплинарные - представляет собой противоправное и виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.

в) Гражданско-правовые - противоправное деяние, направленное на нарушение имущественных или личных неимущественных прав других лиц. Основным юридическим фактом, порождающим гражданско-правовые отношения, выступают сделки (акты свободного волеизъявления лиц), а среди них чаще всего - договоры (двух- и многосторонние сделки).

г) Процессуальные - выражаются в намеренном или неосторожном отходе от процедурных стандартов в области правоприменительной деятельности государства и особенно - в сфере правосудия.

д) Экологические - состоят в виновном противоправном деянии, наносящем вред окружающей среде и здоровью людей.

е) Другими разновидностями правовых проступков считаются международные, налоговые, финансовые и другие правонарушения.

По объективной стороне:

Действия

Бездействия.

По субъективной стороне:

Умышленные правонарушения.

Неосторожные правонарушения.

 

Состав правонарушения

Правонарушение - это общественно вредное, противоправное, виновное деяние, за которое законом предусмотрена юридическая ответственность.

Состав правонарушения - это совокупность установленных законом элементов, наличие которых позволяет квалифицировать деяние как определенное правонарушение.

Состав правонарушения включает четыре взаимосвязанных компонента, при отсутствии хотя бы одного из которых отсутствует состав правонарушения:

Объект правонарушения - это общественные отношения, которым правонарушением причинён вред. Это различного рода публичные и частные ценности: правопорядок, окружающая природная среда, собственность, права и свободы человека и т.п.

Субъект правонарушения - это деликтоспособный индивид или организация, совершившие правонарушение. Для физического лица деликтоспособность включает достижение определенного возраста и вменяемость, для организации - наличие статуса юридического лица.

Объективная сторона правонарушения - это характеристика противоправного деяния: время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения, размер и характер вредных последствий, причинная связь между деянием и вредными последствиями. Таким образом, объективная сторона представляет собой единство трех элементов - противоправного деяния, вреда и причинной связи между ними.

Субъективная сторона правонарушения - это сознательно-волевые признаки правонарушения, основным из которых является вина, а факультативными - мотивы и цели правонарушителя. Мотивы представляют собой побудительные причины, которыми руководствовался нарушитель, цели - конечный результат, к которому стремился правонарушитель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.37.250 (0.124 с.)