Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешнеэкономических связей, экономики и права»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Филиал в г. Тольятти Самарской области Экономический факультет Кафедра экономики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Внешнеэкономическая деятельность предприятия для студентов специальности _____________ «Мировая экономика» Очной/заочной формы обучения Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «______» ________________200____г., протокол № ______ Преподаватель Юрченко Е.А. Тольятти 2007
Непосредственное участие во внешнеэкономической деятельности принимают сегодня десятки тысяч предприятий и сотни тысяч предпринимателей и государственных служащих, для которых важно знать законы внешнего рынка. На всех этапах развития государства внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение различных проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий. При подготовке специалистов по всем специальностям дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность» является вспомогательной для формирования базовой системы знаний в области современной экономики. Рабочая программа состоит из пяти разделов: « Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия», «Организационно-правовые и экономические условия выбора иностранного партнера», «Финансовые основы организации внешнеэкономической деятельности», «Техника проведения внешнеэкономических операций», «Формирование образа фирмы на международном рынке». Курс "Внешнеэкономическая деятельность предприятия" относится к важнейшим курсам специальностей "Менеджмент" и "Мировая экономика" и предстает завершающим и обобщающим курсом, вобравшим в себя ряд концепций таких ранее изученных курсов как, в первую очередь, "Страноведение" "Международные экономические отношения", "Основы маркетинга" и "Международный маркетинг". Кроме того, этот курс непосредственно связан с такими, читаемыми для студентов указанных специальностей курсами, как "Мировая экономика", "Международный маркетинг-менеджмент" и "Таможенное дело". Системное изложение дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность предприятия» дает студентам общее представление о внешнеэкономической деятельности предприятия, особенностях проведения внешнеторговых операций в современных рыночных условиях. Программа дисциплины рассчитана на 42 часа, в т.ч. 30 лекционных и 12 часов практических для дневной формы обучения, 8 часов лекционных – для заочной формы обучения. Для самостоятельной работы студентов рекомендуется определить нагрузку: 18 часов для очного отделения и 52 для заочного отделения. Цель изучения дисциплины – выявление актуальных проблем при осуществлении экспортно-импортных операций, изложение системы современных экономических знаний, необходимых и достаточных для принятия квалифицированных управленческих решений в ходе осуществления внешнеэкономических операций и взаиморасчетов по ним. Основная задача изучения дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность предприятия» -реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования к подготовке специалистов по вопросам развития экономики в условиях перехода к рынку и рекомендациям Министерства образования России. В процессе изучения курса специалист должен: - знать особенности и условия различных форм международных расчетов и платежей; - содержание работы предприятия по выходу на внешний рынок; - способы проникновения на внешний рынок; - основные цели и задачи ВЭД. - особенности правового положения и ответственности фирм. - порядок заключения договора; - содержание договора международной купли-продажи товаров. - группы коммерческих терминов; - правила применения базисных условий поставки. - какие объекты интеллектуальной собственности наиболее часто встречаются в сделках по передаче технологий; - что представляют собой охранные документы на объекты промышленной собственности; - какие этапы содержит процесс заключения лицензионного соглашения; - особенности инжиниринговых сделок. - что представляют собой дилерские, комиссионные операции и операции по договорам поручения; - что такое исключительное, неисключительное и монопольное право продажи; - что нужно учитывать при выборе посредника; - способы вознаграждения посредников; - правовые основы посреднической деятельности. - освоить сущность и содержание основных категорий, относящихся к сфере международных торгово-экономических отношений; - иметь: практические навыки самостоятельной работы с первоисточниками, научной, информационной литературой в рамках международных торгово-экономических отношений; - представление о технике осуществления таможенного оформления внешнеторговых операций.
- уметь осуществлять выбор торгового партнера и проводить анализ деятельности зарубежных фирм и маркетинг; - проводить исследование спроса и предложения на внешнем рынке; - оценивать условия работы на внешнем рынке; - определять экономическую эффективность экспорта и импорта. - различать основные формы внешнеэкономической деятельности; - анализировать применение методов государственного регулирования ВЭД. - определять ответственность и правомочность пайщиков фирмы; - проводить анализ основных показателей деятельности зарубежных фирм; - использовать источники информационного обеспечения деятельности фирм. - составлять внешнеторговый договор. - определять расходы и ответственность контрагентов по базисным коммерческим условиям купли-продажи товаров. - определять эффективность заключения лицензионных соглашений. - различать услуги инжиниринга и ноу-хау. - определять объем прав посредников при заключении контрактов. - охарактеризовать основные виды рисков посредников при внешнеторговых сделках - различать формы убеждения при переговорах. - владеть практическими навыками заключения внешнеторговых контрактов. Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно-семинарские и практические занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, проводить дискуссии, работать с законодательными и нормативными актами РФ, инструктивными материалами Министерств и ведомств, применять технические средства обучения (кодоскоп, ПК). Формами контроля и/или оценки усвоения материала данного спецкурса являются: 1. Домашнее задание — промежуточная текущая форма контроля самостоятельной работы студентов, осуществляемого преподавателем. 2. Тесты — в течение семестра преподаватель 4 раза использует фронтальные тесты: 1 раз — так называемый "тест входного контроля", определяющий уровень знаний по логически и во времени предшествующему курсу "Международный маркетинг" — занятие С1; 3 раза — текущие тесты, содержащие вопросы, соответственно, по каждой из трех тем курса — занятия С4, С5 и С6. 3. Реферат — возникает и используется в двух случаях: (1) студент по собственной инициативе выбирает тему реферата из раздела "Рекомендуемые темы рефератов и курсовых работ" или предлагает свою тему реферата, которая должна быть согласована и утверждена преподавателем; (2) студент, не принявший участия в каких-либо семинарских/практических занятиях или получивший неудовлетворительный результат прохождения теста, пишет рефераты, темы и объем которых устанавливаются преподавателем в каждом случае индивидуально. 4. Экзамен — студенты, прослушав лекционный курс и приняв участие в семинарах/практических занятиях, держат экзамен по данному курсу содержание которого определяется двумя вопросами из раздела "Вопросы для подготовки к экзамену" программы. В целях активизации работы студентов и исходя из накопленного опыта работы за предыдущие годы, а также с тем, чтобы снизить случайный ("лотерейный") характер устного экзамена нами выбран интегральный подход к определению окончательной оценки знаний студента по данному курсу, которая заносится в зачетную книжку и экзаменационную ведомость. Окончательная оценка складывается из следующих составляющих, приводимых здесь с их "весовыми коэффициентами" и представляет собой совокупный результат оценки домашних работ, тестов, а также возможных рефератов или курсовых работ и устного ответа на экзамене. Методические рекомендации для преподавателей Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Основная задача преподавателя заключается в том, чтобы показать студентам, каким образом те или иные теоретические положения экономической теории находят свое выражение в экономической практике и реальных научных исследованиях. Преподавателям семинарских занятий следует обращать внимание как на логику тех или иных задач, так и на экономические выводы, которые следуют из формальных моделей. Руководитель лекционного потока осуществляет общее методическое руководство в ходе проведения курса. Лекции. Лекции призваны помогать слушателям в усвоении теоретических знаний по изучаемой дисциплине. В них рассматриваются наиболее значимые и проблемные вопросы, предусмотренные учебной программой. Лекции выступают как методическая основа для самостоятельной работы слушателей, что предполагает конспектирование основного содержания лекций. Самостоятельная подготовка. Самостоятельная работа слушателей по глубокой проработке рекомендованной учебной, научной литературы, нормативных правовых актов является важнейшим условием успешного усвоения учебного материала и достижения целей обучения. В процессе самостоятельной работы рекомендуется активное взаимодействие с преподавателями кафедры для своевременного разрешения возникших вопросов. Семинары. Целью семинаров является закрепление наиболее важных вопросов учебного материала. Они могут проводиться в форме заслушивания ответов на поставленные вопросы, обсуждения докладов, эссе, рефератов, проведения дискуссий. Предпосылкой успешного проведения семинаров является активное усвоение лекционного материала и самостоятельная работа слушателей. Практические занятия. Целью этой формы учебной работы является формирование практических умений и навыков. Предпосылкой успешного проведения практических занятий является глубокая проработка лекционного материала, рекомендованных рабочей программой источников, подготовка к занятию в соответствии с рекомендациями преподавателя. Консультации. При изучении дисциплины слушатели могут обратиться за консультацией к преподавателям. Консультации проводятся преподавателями в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Изучение курса осуществляется в течение одного учебного семестра и завершается экзаменом. Значительная часть курса посвящена вопросам анализа и разработки международных контрактов, договоров и соглашений, а также иных (иногда типовых и строго регламентированных, но чаще уникальных, или штучных) документов, имеющих место в документообороте внешнеэкономических операций, важнейшей задачей настоящей Компоненты определены обеспечение и поддержка действий студентов и преподавателей, нацеленных на углубление, закрепление и практическое развитие лекционных материалов в ходе самостоятельной подготовки студентов (регулярно получающих от преподавателя домашние задания) к семинарам/практическим занятиям, а для студентов-заочников — при работе над контрольными заданиями на дому. Весьма существенным элементом процесса обучения, является выдача студентам домашних заданий при их последующей проверке и оценке преподавателями во время семинаров/практических занятий. Это практикуется для студентов дневной формы обучения; тематика этих домашних заданий в основном определяет содержание и задачи контрольных заданий для студентов-заочников. В большинстве случаев домашние задания представляют собой анализ и/или разработку внешнеэкономических документов, где на практике имеют место договаривающиеся Стороны, целесообразно составлять из студентов/слушателей малые учебные группы, — от 2-х до 4-х человек, — которые будут осуществлять презентацию домашних заданий от имени "договаривающихся Сторон" на семинарах/практических занятиях. Такая форма выдачи и презентации домашних заданий позволяет активизировать работу студентов/слушателей, придать презентации игровой и конкурентный характер и воссоздать элементы переговорного процесса, где студенты будут играть роль членов указанных "договаривающихся Сторон". Целям активизации самостоятельной работы студентов всех форм обучения, получения и закрепления их навыков работы с научной и справочной литературой также служит факультативное написание рефератов по данному учебному курсу. Целесообразно использовать некоторые (отобранные преподавателем как лучшие) рефераты, организуя в ходе семинаров/практических занятий, обсуждение раскрываемых в них тем. Иногда, если студенты пропускают занятия или показывают неудовлетворительные результаты по фронтальным тестам, преподаватель ставит написание рефератов в качестве обязательного задания для таких студентов. Таким образом, рекомендации по данному Курсу должны помочь студентам освоить основы организации и управления внешнеэкономической Что касается семинаров/практических занятий, то их задача — конкретизировать намеченные и раскрытые на лекциях положения по организации и развитию внешнеэкономической деятельности предприятия как в национальной, так и в международной окружающей среде. Помимо этого, семинары/практические занятия должны дать студентам определенные навыки работы с документами (извлеченными, как правило, из реального внешнеэкономического документооборота), формализующими внешнеэкономические операции и, в известной мере, выработать основы ведения деловых переговоров, включая элементы делового общения, переписки и протокола. Иными словами, студенты должны во время этих занятий получить понимание того каким образом международное коммерческое дело инсталлируется в подразделения предприятия, ответственные за организацию и управление его внешнеэкономической деятельностью. Наконец, семинары/практические занятия — место презентации домашних заданий, где происходит конкурентное представление самостоятельно полученных результатов. Поскольку практика развития внешнеэкономической деятельности предприятия предусматривает постоянный деловой диалог, на заключительном семинаре/практическом занятии, должен быть реализован учебный пример такого диалога, который преподаватель должен организовать и провести используя методы деловых игр, разделив студентов/слушателей на малые учебные группы, сформулировав цели и задачи и раздав соответствующие "роли" во время методического семинара. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 1.Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины. Планирование времени является важным элементом усвоения учебного курса. Дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность предприятия» углубляет методологию, закрепляет основные категориальные и профессиональные знания будущего специалиста. Две трети курса отведено на аудиторную работу и одна треть на самостоятельное освоение материала. В рамках аудиторной работы отрабатываются коммуникационные навыки студента. Самостоятельная работа призвана выработать у него индивидуальные способности к самообразованию. 2. Описание последовательности действий студента. Самостоятельная контролируемая работа студентов (СКР) является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов. Под самостоятельной работой понимается часть учебной планируемой работы, которая выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа направлена на усвоение системы научных и профессиональных знаний, формирования умений и навыков, приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности. СРС помогает формировать культуру мышления студентов, расширять познавательную деятельность. Виды самостоятельной работы по курсу экономики: а)по целям: подготовка к лекциям, к семинарским занятиям, к контрольной работе, к коллоквиуму; подготовка научного доклада и выполнение индивидуальных заданий; выполнение курсовой работы. б) по характеру работы: изучение литературы, конспекта лекций; поиск литературы в библиотеке; конспектирование рекомендуемой для самостоятельного изучения научной литературы; написание реферата; решение задач, тестов; работа с обучающими и контролирующими программами; Программа самостоятельной работы рассчитана на 20 часов на 10 семестр на 5 курсе обучения для специальности «Связи с общественностью». Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомление с основной и дополнительной литературой. При изучении каждой темы особое внимание следует уделять как количественным приемам, используемым при решении задач, так и выводам для экономической практики. Для выполнения письменных домашних заданий студентам необходимо внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и проработать аналогичные задания, рассматриваемые преподавателем на семинарских занятиях.
3. Рекомендации подготовки к семинару При подготовке к семинару слушателям рекомендуется соблюдать определенный порядок действий. Возможный вариант может быть следующим. Во-первых, внимательно прочесть вопросы, выносимые для обсуждения, во-вторых, внимательно просмотреть лекционный материал, в-третьих, используя фондовые лекции, рекомендованные источники, найти дополнить лекционный материал и устранить пробелы в наличной информации, в-четвертых, убедиться с помощью вопросов для самоконтроля, что достигнуто достаточно глубокое понимание учебных вопросов, в-пятых, составить краткий план ответа на вопросы семинара и выделить в тезисной форме или в виде схемы логику ответа на каждый вопрос, в-шестых, внимательно просмотреть свои материалы и выделить неясные или дискуссионные моменты, с тем, чтобы обсудить на семинаре или консультации. Имеет смысл при просмотре новостей и другой информации выделить, выписать данные, которые можно использовать в ходе обсуждения учебных вопросов. Начинать подготовку к семинару рекомендуется сразу после лекции по соответствующей теме, не допуская переноса основной работы на день, непосредственно предшествующий учебному занятию.
5. Рекомендации по работе с литературой. Работа с литературой начинается с изучения списка рекомендованной литературы. Списки литературы даются после каждой темы. До начала учебы, необходимо по библиотечным каталогам подобрать литературу, которая вышла в последнее время. Это могут быть различные монографии, учебники, журнальные и газетные статьи, информационные сайты. Дополнительную литературу можно найти также в периодической печати. Используйте, в первую очередь, такие теоретические журналы, как: «Вопросы экономики», «Вестник Московского университета. Серия Экономика», «Экономист», «Российский экономический журнал (РЭЖ)», «Общество и экономика», «Мировая экономика и международные отношения», «Вопросы статистики», «ЭКО», «Деньги и кредит», «Финансы», «Банковское дело», «Рынок ценных бумаг», «Право и экономика», «СОЦИС» и другие. Еженедельные журналы: «Эксперт», «Власть», «Деньги», «Профиль» и другие, а также «Финансовая газета», «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ». Существует четыре типа каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают фамилию автора и название источника. В предметном каталоге книги размещены по рубрикам, каждая из которых посвящена определенной теме. Систематический каталог – это каталог, в котором названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, которые расположены по системе дисциплины. Каталоги новых поступлений – это систематические каталоги поступивших новых изданий книг за последние полгода. Полезно ознакомиться со справочными изданиями, имеющимися в библиотеке. Ценный материал дадут студенту энциклопедии, словари, справочники. Сведения о литературе, полученные из каталогов, выписываются на карточки, с указанием автора, названия, сути публикации. В дальнейшем карточки сортируют и планируют чтение. Изучение литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы, а затем переходить к более ранним изданиям, поскольку экономическая наука – наука постоянно развивающаяся, появляются новые концепции, теории. Монографии можно изучать постепенно отдельными главами и параграфами. Статьи следует читать целиком. Необходимую информацию по самым разнообразным проблемам экономической теории, экономической политики государства в различных странах мира, а также статистические данные можно найти на сайтах: Центрального банка России, Госкомстата России, Института экономики переходного периода, Института национальной модели экономики, Государственного университета – Высшая школа экономики, Бюро экономического анализа, Коллекция текстов российских ученых по проблемам экономической теории и экономической политики (http://www.libertarium.ru). При изучении литературы желательно делать выписки основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных. Записи следует вести на отдельных листах на одной стороне, что позволит затем сгруппировать материал по вопросам темы.
Учебно-тематический план курса очного отделения
Программа дисциплины (содержание курса)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.013 с.) |