Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ноу впо «санкт-петербургский институт

Поиск

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

Внешнеэкономических связей, экономики и права»

Филиал в г. Тольятти Самарской области

Экономический факультет

Кафедра экономики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Внешнеэкономическая деятельность предприятия

для студентов специальности _____________

«Мировая экономика»

Очной/заочной формы обучения

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

от «______» ________________200____г., протокол № ______

Преподаватель Юрченко Е.А.

Тольятти

2007
Пояснительная записка

 

 

Непосредственное участие во внешнеэкономической деятельности принимают сегодня десятки тысяч предприятий и сотни тысяч предпринимателей и государственных служащих, для которых важно знать законы внешнего рынка.

На всех этапах развития государства внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение различных проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.

При подготовке специалистов по всем специальностям дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность» является вспомогательной для формирования базовой системы знаний в области современной экономики.

Рабочая программа состоит из пяти разделов: « Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия», «Организационно-правовые и экономические условия выбора иностранного партнера», «Финансовые основы организации внешнеэкономической деятельности», «Техника проведения внешнеэкономических операций», «Формирование образа фирмы на международном рынке».

Курс "Внешнеэкономическая деятельность предприятия" отно­сится к важнейшим курсам специальностей "Менеджмент" и "Мировая экономика" и предстает завершающим и обобщающим курсом, во­бравшим в себя ряд концепций таких ранее изученных курсов как, в первую очередь, "Страноведение" "Международные экономические отношения", "Основы маркетинга" и "Международный маркетинг". Кроме того, этот курс непосредственно связан с такими, читаемыми для студентов указанных специальностей курсами, как "Мировая эко­номика", "Международный маркетинг-менедж­мент" и "Тамо­женное дело".

Системное изложение дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность предприятия» дает студентам общее представление о внешнеэкономической деятельности предприятия, особенностях проведения внешнеторговых операций в современных рыночных условиях.

Программа дисциплины рассчитана на 42 часа, в т.ч. 30 лекционных и 12 часов практических для дневной формы обучения, 8 часов лекционных – для заочной формы обучения.

Для самостоятельной работы студентов рекомендуется определить нагрузку: 18 часов для очного отделения и 52 для заочного отделения.

Цель изучения дисциплины – выявление актуальных проблем при осуществлении экспортно-импортных операций, изложение системы современных экономических знаний, необходимых и достаточных для принятия квалифицированных управленческих решений в ходе осуществления внешнеэкономических операций и взаиморасчетов по ним.

Основная задача изучения дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность предприятия» -реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования к подготовке специалистов по вопросам развития экономики в условиях перехода к рынку и рекомендациям Министерства образования России.

В процессе изучения курса специалист должен:

- знать особенности и условия различных форм международных расчетов и платежей;

- содержание работы предприятия по выходу на внешний рынок;

- способы проникновения на внешний рынок;

- основные цели и задачи ВЭД.

- особенности правового положения и ответственности фирм.

- порядок заключения договора;

- содержание договора международной купли-продажи товаров.

- группы коммерческих терминов;

- правила применения базисных условий поставки.

- какие объекты интеллектуальной собственности наиболее часто встречаются в сделках по передаче технологий;

- что представляют собой охранные документы на объекты промышленной собственности;

- какие этапы содержит процесс заключения лицензионного соглашения;

- особенности инжиниринговых сделок.

- что представляют собой дилерские, комиссионные операции и операции по договорам поручения;

- что такое исключительное, неисключительное и монопольное право продажи;

- что нужно учитывать при выборе посредника;

- способы вознаграждения посредников;

- правовые основы посреднической деятельности.

- освоить сущность и содержание основных категорий, относящихся к сфере международных торгово-экономических отношений;

- иметь: практические навыки самостоятельной работы с первоисточниками, научной, информационной литературой в рамках международных торгово-экономических отношений;

- представление о технике осуществления таможенного оформления внешнеторговых операций.

 

- уметь осуществлять выбор торгового партнера и проводить анализ деятельности зарубежных фирм и маркетинг;

- проводить исследование спроса и предложения на внешнем рынке;

- оценивать условия работы на внешнем рынке;

- определять экономическую эффективность экспорта и импорта.

- различать основные формы внешнеэкономической деятельности;

- анализировать применение методов государственного регулирования ВЭД.

- определять ответственность и правомочность пайщиков фирмы;

- проводить анализ основных показателей деятельности зарубежных фирм;

- использовать источники информационного обеспечения деятельности фирм.

- составлять внешнеторговый договор.

- определять расходы и ответственность контрагентов по базисным коммерческим условиям купли-продажи товаров.

- определять эффективность заключения лицензионных соглашений.

- различать услуги инжиниринга и ноу-хау.

- определять объем прав посредников при заключении контрактов.

- охарактеризовать основные виды рисков посредников при внешнеторговых сделках

- различать формы убеждения при переговорах.

- владеть практическими навыками заключения внешнеторговых контрактов.

Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно-семинарские и практические занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, проводить дискуссии, работать с законодательными и нормативными актами РФ, инструктивными материалами Министерств и ведомств, применять технические средства обучения (кодоскоп, ПК).

Формами контроля и/или оценки усвоения материала данного спецкурса являются:

1. Домашнее задание — промежуточная текущая форма контроля самостоятельной работы студентов, осуществляемого преподава­телем.

2. Тесты — в течение семестра преподаватель 4 раза использует фронтальные тесты: 1 раз — так называемый "тест входного кон­троля", определяющий уровень знаний по логически и во времени предшествующему курсу "Международный маркетинг" — занятие С1; 3 раза — текущие тесты, содержащие вопросы, соответствен­но, по каждой из трех тем курса — занятия С4, С5 и С6.

3. Реферат — возникает и используется в двух случаях: (1) студент по собственной инициативе выбирает тему реферата из раздела "Рекомендуемые темы рефератов и курсовых работ" или предлага­ет свою тему реферата, которая должна быть согласована и ут­верждена преподавателем; (2) студент, не принявший участия в каких-либо семинарских/практических занятиях или получивший неудовлетворительный результат прохождения теста, пишет рефе­раты, темы и объем которых устанавливаются преподавателем в каждом случае индивидуально.

4. Экзамен — студенты, прослушав лекционный курс и приняв уча­стие в семинарах/практических занятиях, держат экзамен по дан­ному курсу содержание которого определяется двумя вопросами из раздела "Вопросы для подготовки к экзамену" программы.

В целях активизации работы студентов и исходя из накопленного опыта работы за предыдущие годы, а также с тем, чтобы снизить слу­чайный ("лотерейный") характер устного экзамена нами выбран инте­гральный подход к определению окончательной оценки знаний сту­дента по данному курсу, которая заносится в зачетную книжку и экза­менационную ведомость. Окончательная оценка складывается из следующих составляющих, приводимых здесь с их "весовыми коэф­фициентами" и представляет собой совокупный результат оценки до­машних работ, тестов, а также возможных рефератов или курсовых работ и устного ответа на экзамене.


Методические рекомендации для преподавателей

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Основная задача преподавателя заключается в том, чтобы показать студентам, каким образом те или иные теоретические положения экономической теории находят свое выражение в экономической практике и реальных научных исследованиях.

Преподавателям семинарских занятий следует обращать внимание как на логику тех или иных задач, так и на экономические выводы, которые следуют из формальных моделей.

Руководитель лекционного потока осуществляет общее методическое руководство в ходе проведения курса.

Лекции. Лекции призваны помогать слушателям в усвоении теоретических знаний по изучаемой дисциплине. В них рассматриваются наиболее значимые и проблемные вопросы, предусмотренные учебной программой. Лекции выступают как методическая основа для самостоятельной работы слушателей, что предполагает конспектирование основного содержания лекций.

Самостоятельная подготовка. Самостоятельная работа слушателей по глубокой проработке рекомендованной учебной, научной литературы, нормативных правовых актов является важнейшим условием успешного усвоения учебного материала и достижения целей обучения. В процессе самостоятельной работы рекомендуется активное взаимодействие с преподавателями кафедры для своевременного разрешения возникших вопросов.

Семинары. Целью семинаров является закрепление наиболее важных вопросов учебного материала. Они могут проводиться в форме заслушивания ответов на поставленные вопросы, обсуждения докладов, эссе, рефератов, проведения дискуссий. Предпосылкой успешного проведения семинаров является активное усвоение лекционного материала и самостоятельная работа слушателей.

Практические занятия. Целью этой формы учебной работы является формирование практических умений и навыков. Предпосылкой успешного проведения практических занятий является глубокая проработка лекционного материала, рекомендованных рабочей программой источников, подготовка к занятию в соответствии с рекомендациями преподавателя.

Консультации. При изучении дисциплины слушатели могут обратиться за консультацией к преподавателям. Консультации проводятся преподавателями в соответствии с утвержденным на кафедре графиком.

Изучение курса осуществляется в течение одного учебного семестра и завершается экзаменом.

Значи­тельная часть курса посвящена вопросам анализа и разработки международных контрактов, договоров и соглашений, а также иных (иногда типовых и строго регламентированных, но чаще уникальных, или штучных) документов, имеющих место в документообороте внеш­неэкономических операций, важнейшей задачей настоящей Компо­ненты определены обеспечение и поддержка действий студентов и преподавателей, нацеленных на углубление, закрепление и практи­ческое развитие лекционных материалов в ходе самостоятельной подготовки студентов (регулярно получающих от преподавателя домашние задания) к семинарам/практическим занятиям, а для студентов-заочников — при работе над контрольными заданиями на дому.

Весьма существенным элементом процесса обучения, является выдача студентам домаш­них заданий при их последующей проверке и оценке преподавателя­ми во время семинаров/практических занятий. Это практикуется для студентов дневной формы обучения; тематика этих домаш­них заданий в основном определяет содержание и задачи контроль­ных заданий для студентов-заочников.

В большинстве случаев домашние задания представляют собой анализ и/или разработку внешнеэкономических документов, где на практике имеют место договаривающиеся Сторо­ны, целесообразно составлять из студентов/слушателей малые учеб­ные группы, — от 2-х до 4-х человек, — которые будут осуществлять презентацию домашних заданий от имени "договаривающихся Сто­рон" на семинарах/практических занятиях. Такая форма выдачи и презентации домашних заданий позволяет активизировать работу студентов/слушателей, придать презентации игровой и конкурентный характер и воссоздать элементы переговорного процесса, где студен­ты будут играть роль членов указанных "договаривающихся Сторон".

Целям активизации самостоятельной работы студентов всех форм обучения, получения и закрепления их навыков работы с научной и справочной литературой также служит факультативное написание рефератов по данному учебному курсу. Целесообразно использовать некоторые (отобранные преподавателем как лучшие) рефераты, орга­низуя в ходе семинаров/практических занятий, обсуждение раскры­ваемых в них тем. Иногда, если студенты пропускают занятия или показывают неудовлетворительные результаты по фронтальным тес­там, преподаватель ставит написание рефератов в качестве обяза­тельного задания для таких студентов.

Таким образом, рекомендации по данному Курсу должны помочь студен­там освоить основы организации и управления внешнеэкономической
деятельностью предприятия, понять закономерности и специфику
поиска и установления отношений с зарубежными контрагентами, ус­воить общую идеологию внешнеэкономических операций, научиться
ориентироваться в среде контрагентов мирового рынка, показать ос­новные приемы организации и технологии этих сложных, дорогостоя­щих и часто рискованных сделок.

Что касается семинаров/практических занятий, то их задача — конкретизировать намеченные и раскрытые на лекциях положения по организации и развитию внешнеэкономической деятельности пред­приятия как в национальной, так и в международной окружающей сре­де. Помимо этого, семинары/практические занятия должны дать сту­дентам определенные навыки работы с документами (извлеченными, как правило, из реального внешнеэкономического документооборота), формализующими внешнеэкономические операции и, в известной мере, выработать основы ведения деловых переговоров, включая элементы делового общения, переписки и протокола. Иными словами, студенты должны во время этих занятий получить понимание того каким образом международное коммерческое дело инсталлируется в подразделения предприятия, ответственные за организацию и управ­ление его внешнеэкономической деятельностью. Наконец, семина­ры/практические занятия — место презентации домашних заданий, где происходит конкурентное представление самостоятельно полу­ченных результатов.

Поскольку практика развития внешнеэкономической деятельности предприятия предусматривает постоянный деловой диалог, на заклю­чительном семинаре/практическом занятии, должен быть реализо­ван учебный пример такого диалога, который преподаватель должен организовать и провести используя методы деловых игр, разделив студентов/слушателей на малые учебные группы, сформулировав цели и задачи и раздав соответствующие "роли" во время методиче­ского семинара.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

1.Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины. Планирование времени является важным элементом усвоения учебного курса. Дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность предприятия» углубляет методологию, закрепляет основные категориальные и профессиональные знания будущего специалиста. Две трети курса отведено на аудиторную работу и одна треть на самостоятельное освоение материала. В рамках аудиторной работы отрабатываются коммуникационные навыки студента. Самостоятельная работа призвана выработать у него индивидуальные способности к самообразованию.

2. Описание последовательности действий студента. Самостоятельная контролируемая работа студентов (СКР) является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов.

Под самостоятельной работой понимается часть учебной планируемой работы, которая выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа направлена на усвоение системы научных и профессиональных знаний, формирования умений и навыков, приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности. СРС помогает формировать культуру мышления студентов, расширять познавательную деятельность.

Виды самостоятельной работы по курсу экономики:

а)по целям: подготовка к лекциям, к семинарским занятиям, к контрольной работе, к коллоквиуму; подготовка научного доклада и выполнение индивидуальных заданий; выполнение курсовой работы.

б) по характеру работы: изучение литературы, конспекта лекций; поиск литературы в библиотеке; конспектирование рекомендуемой для самостоятельного изучения научной литературы; написание реферата; решение задач, тестов; работа с обучающими и контролирующими программами;

Программа самостоятельной работы рассчитана на 20 часов на 10 семестр на 5 курсе обучения для специальности «Связи с общественностью».

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомление с основной и дополнительной литературой.

При изучении каждой темы особое внимание следует уделять как количественным приемам, используемым при решении задач, так и выводам для экономической практики.

Для выполнения письменных домашних заданий студентам необходимо внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и проработать аналогичные задания, рассматриваемые преподавателем на семинарских занятиях.

 

3. Рекомендации подготовки к семинару

При подготовке к семинару слушателям рекомендуется соблюдать определенный порядок действий. Возможный вариант может быть следующим. Во-первых, внимательно прочесть вопросы, выносимые для обсуждения, во-вторых, внимательно просмотреть лекционный материал, в-третьих, используя фондовые лекции, рекомендованные источники, найти дополнить лекционный материал и устранить пробелы в наличной информации, в-четвертых, убедиться с помощью вопросов для самоконтроля, что достигнуто достаточно глубокое понимание учебных вопросов, в-пятых, составить краткий план ответа на вопросы семинара и выделить в тезисной форме или в виде схемы логику ответа на каждый вопрос, в-шестых, внимательно просмотреть свои материалы и выделить неясные или дискуссионные моменты, с тем, чтобы обсудить на семинаре или консультации. Имеет смысл при просмотре новостей и другой информации выделить, выписать данные, которые можно использовать в ходе обсуждения учебных вопросов. Начинать подготовку к семинару рекомендуется сразу после лекции по соответствующей теме, не допуская переноса основной работы на день, непосредственно предшествующий учебному занятию.

 

5. Рекомендации по работе с литературой. Работа с литературой начинается с изучения списка рекомендованной литературы. Списки литературы даются после каждой темы. До начала учебы, необходимо по библиотечным каталогам подобрать литературу, которая вышла в последнее время. Это могут быть различные монографии, учебники, журнальные и газетные статьи, информационные сайты. Дополнительную литературу можно найти также в периодической печати. Используйте, в первую очередь, такие теоретические журналы, как:

«Вопросы экономики», «Вестник Московского университета. Серия Экономика», «Экономист», «Российский экономический журнал (РЭЖ)», «Общество и экономика», «Мировая экономика и международные отношения», «Вопросы статистики», «ЭКО», «Деньги и кредит», «Финансы», «Банковское дело», «Рынок ценных бумаг», «Право и экономика», «СОЦИС» и другие.

Еженедельные журналы: «Эксперт», «Власть», «Деньги», «Профиль» и другие, а также «Финансовая газета», «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ».

Существует четыре типа каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают фамилию автора и название источника. В предметном каталоге книги размещены по рубрикам, каждая из которых посвящена определенной теме. Систематический каталог – это каталог, в котором названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, которые расположены по системе дисциплины.

Каталоги новых поступлений – это систематические каталоги поступивших новых изданий книг за последние полгода.

Полезно ознакомиться со справочными изданиями, имеющимися в библиотеке. Ценный материал дадут студенту энциклопедии, словари, справочники.

Сведения о литературе, полученные из каталогов, выписываются на карточки, с указанием автора, названия, сути публикации. В дальнейшем карточки сортируют и планируют чтение. Изучение литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы, а затем переходить к более ранним изданиям, поскольку экономическая наука – наука постоянно развивающаяся, появляются новые концепции, теории. Монографии можно изучать постепенно отдельными главами и параграфами. Статьи следует читать целиком.

Необходимую информацию по самым разнообразным проблемам экономической теории, экономической политики государства в различных странах мира, а также статистические данные можно найти на сайтах: Центрального банка России, Госкомстата России, Института экономики переходного периода, Института национальной модели экономики, Государственного университета – Высшая школа экономики, Бюро экономического анализа, Коллекция текстов российских ученых по проблемам экономической теории и экономической политики (http://www.libertarium.ru).

При изучении литературы желательно делать выписки основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных. Записи следует вести на отдельных листах на одной стороне, что позволит затем сгруппировать материал по вопросам темы.

 

 


Учебно-тематический план курса очного отделения

 

Наименование разделов и тем, краткое содержание тем   Самост работа, час
Макс. нагрузка, час. Аудиторные занятия, часов
Лек. Практ.
Раздел 1. Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия. 1.1. Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности.          
Раздел 2.Организационно-правовые и экономические условия выбора иностранного партнера. 2.1. Выбор иностранного партнера.        
2.2. Договор международной купли-продажи товаров.        
Раздел 3. Финансовые основы организации внешнеэкономической деятельности. 3.1. Валютно-финансовые отношения предприятий с зарубежными партнерами.          
Раздел 4. Техника проведения внешнеэкономических операций. 4.1. Понятие таможенного оформления и таможенного контроля.          
4.2. Коммерческие формы передачи технологий во внешнеэкономической деятельности. .        
4.4. Посредническая деятельность на рынке.          
Раздел 5. Формирование образа фирмы на международном рынке.        
Итого        

 

  Учебно-тематический план курса заочного отделения    
Наименование разделов и тем, краткое содержание тем   Самост работа, час
Макс. нагрузка, час. Аудиторные занятия, часов
Лек. Практ.
Раздел 1. Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия. 5. Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности.     - -  
Раздел 2.Организационно-правовые и экономические условия выбора иностранного партнера. 2.1. Выбор иностранного партнера.   - -  
2.2. Договор международной купли-продажи товаров.     -  
Раздел 3. Финансовые основы организации внешнеэкономической деятельности. 3.1. Валютно-финансовые отношения предприятий с зарубежными партнерами.       -  
Раздел 4. Техника проведения внешнеэкономических операций. 4.1. Понятие таможенного оформления и таможенного контроля.       -  
4.2. Коммерческие формы передачи технологий во внешнеэкономической деятельности.     -  
4.4. Посредническая деятельность на рынке.     - -  
Раздел 5. Формирование образа фирмы на международном рынке.     -  
Итого     -  

Программа дисциплины (содержание курса)

Планы практических (семинарских занятий)

Цель и задачи

 

Главная цель семинарских занятий по курсу: проверить понимание и знание студентами понятий и терминов, используемых в ходе осуществления внешнеэкономической деятельности предприятия. При рассмотрении практических вопросов научиться проводить оценку эффективности международных контрактов, делать объективные выводы и предложения по совершенствованию организации внешнеторговых операций и международной кооперации на уровне предприятия.

 

 

Семинар 1. Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности (2 часа)

1.Правовая основа внешнеэкономической деятельности предприятия.

2.Основные формы внешнеэкономической деятельности.

3. Методы государственного регулирования ВЭД.

4. Работа предприятия по выходу на внешний рынок.

Студент должен знать:

- содержание работы предприятия по выходу на внешний рынок;

- способы проникновения на внешний рынок;

- основные цели и задачи ВЭД.

 

Студент должен уметь:

- проводить исследование спроса и предложения на внешнем рынке;

- оценивать условия работы на внешнем рынке;

- определять экономическую эффективность экспорта и импорта.

- различать основные формы внешнеэкономической деятельности;

- анализировать применение методов государственного регулирования ВЭД.

Тест № 1

Литература:

1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов /Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. Проф. Л.Е. Стровского – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие.-3изд., - М.: Дело, 2002.

3. Жданов А.И. Практическое руководство по внешнеэкономической деятельности. – СПб: Питер, 2001.

Семинар 2. Выбор иностранного партнера (2 часа).

1.Классификация фирм на мировом рынке. Правовое положение и ответственность фирм.

2. Основные показатели деятельности зарубежных фирм.

3. Информационное обеспечение деятельности фирм.

Студент должен знать:

- особенности правового положения и ответственности фирм.

Студент должен уметь:

- определять ответственность и правомочность пайщиков фирмы;

- проводить анализ основных показателей деятельности зарубежных фирм;

- использовать источники информационного обеспечения деятельности фирм.

Литература:

4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов /Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. Проф. Л.Е. Стровского – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

5. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие.-3изд., - М.: Дело, 2002.

6. Жданов А.И. Практическое руководство по внешнеэкономической деятельности. – СПб: Питер, 2001.

 

Семинар 3. Договор международной купли-продажи товаров (2 часа).

1. Правовые аспекты договора международной купли-продажи товаров.

2. Общие положения. Применимое право.

3. Форма договора международной купли-продажи товаров.

4. Сборник международных коммерческих терминов «Инкотермс-2000».

Студент должен знать:

- порядок заключения договора;

- содержание договора международной купли-продажи товаров.

- группы коммерческих терминов;

- правила применения базисных условий поставки.

Студент должен уметь:

- составлять внешнеторговый договор.

- определять расходы и ответственность контрагентов по базисным коммерческим условиям купли-продажи товаров.

 

Литература:

7. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов /Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. Проф. Л.Е. Стровского – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

8. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие.-3изд., - М.: Дело, 2002.

9. Жданов А.И. Практическое руководство по внешнеэкономической деятельности. – СПб: Питер, 2001.

 

 

Семинар 4. Коммерческие формы передачи технологий во внешнеэкономической деятельности (2 часа).

1. Объекты интеллектуальной собственности.

2. Правовая охрана технологий.

3. Подготовка и подписание лицензионного договора.

4. Кооперационные соглашенияФранчайзинг и инжиниринговые услуги

Студент должен знать:

- какие объекты интеллектуальной собственности наиболее часто встречаются в сделках по передаче технологий;

- что представляют собой охранные документы на объекты промышленной собственности;

- какие этапы содержит процесс заключения лицензионного соглашения;

- особенности инжиниринговых сделок.

Студент должен уметь:

- определять эффективность заключения лицензионных соглашений.

- различать услуги инжиниринга и ноу-хау.

Тест № 2

Литература:

10. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов /Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. Проф. Л.Е. Стровского – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

11. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие.-3изд., - М.: Дело, 2002.

12. Жданов А.И. Практическое руководство по внешнеэкономической деятельности. – СПб: Питер, 2001.

 

 

Семинар 5. Посредническая деятельность на рынке (2 часа).

1. Целесообразность использования посредников.

2. Виды посреднической деятельности.

3. Договоры консигнации. Торговые агенты и агентские соглашения.

4. Дистрибьюторские услуги. Объем прав посредников на рынках.

Студент должен знать:

- что представляют собой дилерские, комиссионные операции и операции по договорам поручения;

- что такое исключительное, неисключительное и монопольное право продажи;

- что нужно учитывать при выборе посредника;

- способы вознаграждения посредников;

- правовые основы посреднической деятельности

Студент должен уметь:

- определять объем прав посредников при заключении контрактов.

- охарактеризовать основные виды рисков посредников при внешнеторговых сделках.

Тест № 3

Литература:

13. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов /Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. Проф. Л.Е. Стровского – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

14. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие.-3изд., - М.: Дело, 2002.

15. Жданов А.И. Практическое руководство по внешнеэкономической деятельности. – СПб: Питер, 2001.

 

 

Семинар 6. Формирование образа фирмы на международном рынке (2часа).

Методы ПР. Деловое общение.

Студент должен знать:

- основные положения современной концепции качества;

- составляющие деятельности ПР.

Студент должен уметь:

- различать формы убеждения при переговорах.

Тест № 4

Литература:

16. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов /Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. Проф. Л.Е. Стровского – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

17. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие.-3изд., - М.: Дело, 2002.

18. Жданов А.И. Практическое руководство по внешнеэкономической деятельности. – СПб: Питер, 2001.


Примерные темы рефератов

1. Проблемы российского предпринимателя при развитии внешне­экономической деятельности.

2. Экспортный потенциал российских предприятий оборонных отрас­лей промышленности.

3. Основные риски российского оптовика, занятого импортом продо­вольственных товаров.

4. Субъективная и объективная природа конфликтов в совместных предприятиях.

5. Маркетинговые исследования при организации импорта/экспорта.

6. Способы страхования валютной выручки в России.

7. Возможности и способы привлечения иностранного капитала в российские венчурные проекты в области высоких технологий.

8. Проблемы и пути подготовки кадров для развития внешнеэконо­мической деятельности российских предприятий.

9. Методика изучения зарубежных контрагентов.

10. Торгово-политические средства регулирования экспорта/импорта
в России.

11. Сравнительные характеристики основных форм и средств между­народных расчетов.

12. Процедура подготовки и проведения экспортной/импортной сдел­ки (товар и покупатель по выбору студента).

13. Валютный контроль и валютное регулирование экспорт­ных/импортных операций в Российской Федерации.

14. Торговые обычаи и их значение в международной торговле.

15. Процедура анализа коммерческих условий внешнеторгового кон­тракта купли-продажи.

16. Международная встречная торговля и ее возможности для россий­ских предприятий.

17. Альтернативы российских предприятий при выборе посредников в международной торговле.

18. Процедура анализа коммерческих условий международных агентских/дистрибьюторских соглашений.

19. Основные финансовые потоки при расчетах в форме кредита.

20. Организация и деятельность международных товарных бирж/ аук­ционов.

21. Выбор валюты цены, валюты платежа и валютных оговорок как
средства снижения рисков во внешнеторговых операциях.

22. Использование валютно-финансовых условий контракта для выво­за капитала за границу.

23. Пиратские действия в отношении авторских прав на современном российском рынке и охранная деятельность государства.

24. Международные выставки и ярмарки как средство развития внеш­неэкономической деятельности российского предприятия.

25. Организация гарантийного и послегарантийного обслуживания
потребительских товаров длительного пользования как необходи­мое условие завоевания доли рынка.

26. Значение и основные тенденции раз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.011 с.)