Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Республиканский центр «дошкольное детство»↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО» ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «АЛҒАШҚЫ ҚАДАМ» (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ) АСТАНА 2010
Государственный общеобязательный стандарт «Дошкольное воспитание и обучение» ГОСО РК - 1.001-2009 обеспечивает новый подход к организации дошкольного воспитания - первой ступени образования в Республике Казахстан. Раннее детство - от года до трех лет - особенный период в жизни ребенка. Это возраст, когда закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка, организм растёт наиболее быстрыми темпами, когда воздействие взрослых на детей наиболее значительно и непосредственно. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) «Алғашқы қадам» основывается на разработанных в отечественной дошкольной педагогике и практике подходах к воспитанию и обучению детей раннего возраста, частично опирается на базовые принципы и содержание «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду». Реализация содержания программы способствует разностороннему развитию детей раннего возраста, сохранению их здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду. В ней дается характеристика физического и нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни, представлены рекомендации по организации жизнедеятельности детей в группе, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству дошкольной организации с семьей. В программе содержатся примерные режимы дня в дошкольной организации и в семье, рекомендации по их организации. Особое внимание уделяется формированию у детей навыков самообслуживания, развитию речи, формированию доступных правил поведения. С развитием действий с различными предметами у детей раннего возраста обогащается личный опыт, совершенствуется зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Поэтому распорядок дня для детей данного возраста, предлагаемый в программе строится не только с учетом временного подхода, а, прежде всего, с учетом обеспечения его индивидуализации и содержательно-воспитательной направленности. Познавательная деятельность ребёнка построена с учетом принципов гибкости, сезонности, преемственности с семейным воспитанием. Значительное место в программе отводится игровой деятельности, которая пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. Программа нацелена на создание условий для развития индивидуальности, укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей с учетом их возрастных возможностей при оптимальном сочетании индивидуальной и совместной деятельности детей. В связи с этим задачи воспитания и развития детей в программе «Алғашқы қадам» реализуются через гармоничное единение пяти образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум», каждая из которых содержит самостоятельные разделы, имеющие свое целевое направление. Содержание образовательных областей предполагает формирование компетентностей: - здоровьесберегающей; - коммуникативно-языковой; - познавательной; - творческой; - социальной. В образовательной области «Здоровье» определены цели, задачи, содержание работы, содействующее формированию здоровьесберегающей компетентности, укреплению здоровья детей, совершенствованию функциональных возможностей детского организма, жизненно важных двигательных навыков, физических качеств. Базовое содержание образовательной области «Здоровье» реализуется: - в организованной учебной деятельности - физическая культура; - через организацию жизни и воспитания детей - самостоятельная двигательная деятельность, культурно-гигиенические навыки, здоровый образ жизни и оздоровительно-закаливающие процедуры. В образовательной области «Познание» выделены цели, задачи, содержание педагогической работы по расширению и обогащению ориентировки ребенка в окружающем мире, формированию системы сенсорных эталонов, обследовательских действий, предметной деятельности, формированию познавательной компетентности ребенка. Базовое содержание образовательной области «Познание» реализуется в организованной учебной деятельности: - сенсорика; - конструирование; - ознакомление с окружающим миром. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на речевое развитие ребенка, формирование коммуникативно-языковой компетентности, совершенствование пассивного и активного словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры, связной речи ребенка. Базовое содержание образовательной области «Коммуникация» реализуется в организованной учебной деятельности: - развитие речи; - художественная литература; - ознакомление с окружающим миром. Образовательная область «Творчество» предусматривает формирование у детей творческой компетентности, эстетического отношения к миру и их художественное развитие средствами классического и народного искусства, интеграции разных видов детского художественного творчества. Базовое содержание образовательной области «Творчество» реализуется в организованной учебной деятельности: - рисование; - лепка; - аппликация без наклеивания; - музыка. Образовательная область «Социум» содержит перечень последовательно усложняющихся задач и содержания работы по формированию у детей социальной компетентности, навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также простейших представлений о себе, нравственных основ поведения в социуме. Базовое содержание образовательной области «Социум» реализуется в разнообразных видах детской деятельности, они рассматриваются как важные условия возникновения социальных мотивов и эмоций, способствующих налаживанию межличностных отношений. Все разделы каждой образовательной области завершаются перечнем показателей освоения программного материала. Программой «Алғашқы қадам» предусмотрена возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом регионального компонента, конкретных условий работы дошкольной организации. В приложении к программе содержится примерная тематика организованной учебной деятельности по всем образовательным областям. Педагогу предоставляется возможность творческого подхода в организации педагогического процесса группы. В соответствии с базисным учебным планом программа предусматривает 7-9 занятий (организованной учебной деятельности), продолжительность которых от 7-ми до 15-ти минут. Организованная учебно–познавательная деятельность детей раннего возраста осуществляется в игровой форме по подгруппам. Программа предполагает создание психологического комфорта во всех видах и формах деятельности ребенка. Данная программапредлагает качественно новый подход к обучению и воспитанию дошкольников и указывает на значимость педагогического воздействия на детей не только в процессе организованной учебной деятельности, но и в повседневной жизни в течение всего дня. Приоритетное место в программе «Алғашқы қадам» отведено индивидуальному подходу к ребенку, формированию нравственных начал личности, социального поведения и навыков общения, развитию таких видов деятельности детей раннего возраста, как общение, игра, двигательная активность, которые организуются с учетом интересов ребенка, общечеловеческих ценностей, традиций казахского народа. Содержание программы воспитания и обучения детей раннего возраста «Алғашқы қадам» может быть успешно реализовано путем использования воспитателем методических рекомендаций и дидактического материала к данной программе. Структура программы Программа состоит из пояснительной записки, описания организации жизнедеятельности детей раннего возраста,характеристики возрастных возможностей детей, примерного распорядка дня, программного содержания пяти образовательных областей, базовое содержание которых реализуется в организованной учебной деятельности: - образовательная область «Здоровье» - физическая культура; - образовательная область «Коммуникация» - развитие речи, художественная литература, ознакомление с окружающим миром; - образовательная область «Познание» - сенсорика, конструирование, ознакомление с окружающим миром; - образовательная область «Творчество» - рисование, лепка, аппликация без наклеивания, музыка; - образовательная область «Социум» - все виды деятельности детей. ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ Организация жизни и воспитания детей, организованная учебная деятельность в группах раннего возраста строится с учетом: - заботы о здоровье, эмоциональном благополучии, всестороннем развитии каждого ребенка; - создания в группе атмосферы гуманного, доброжелательного отношения к воспитанникам; - максимального использования возможностей разнообразных видов деятельности, присущих детям данного возраста, их интеграции; - творческой организации процессов воспитания и обучения; - вариативности использования образовательного материала; - координации подходов к воспитанию и развитию детей в условиях дошкольной организации и семьи. Совместная деятельность взрослого с детьми организуется в рамках интеграции пяти образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум». В соответствии с этим педагогический процесс включает следующие компоненты: 1. Организованная учебная деятельность в соответствии с базисным учебным планом, представленным в ГОСО РК 1.001-2009. 2. Организация жизни и воспитания детей в режимных моментах, свободной самостоятельной двигательной деятельности, игре, художественно-речевой деятельности со взрослым. В организации жизнедеятельности детей раннего возраста обязательным является четкое ежедневное выполнение режима дня в целом и каждого его элемента, соблюдение в группе основных физиолого-гигиенических требований к воздушному, световому, температурному режиму, подбору и размещению мебели и оборудования. На всем протяжении времени активного бодрствования следует рационально чередовать разнообразные виды деятельности, включающие, соответствующий возрасту детей, объем умственных, физических и эмоциональных нагрузок, а также полноценный отдых. В режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения закаливающих мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз. Одно из важных направлений деятельности воспитателя - обогащение двигательной активности детей. Разнообразие движений обеспечивает попеременную нагрузку на все группы мышц, что предупреждает утомление, способствует положительному тонусу детей. Помимо этого, в течение дня (например, на прогулке) воспитатель организует подвижные или дидактические игры, разнообразные наблюдения. Поддерживая положительное эмоциональное состояние детей, направляя их на содержательную деятельность, самостоятельные игры, педагог закрепляет то, что приобрел ребенок в организованной учебной деятельности, помогает ему использовать свои знания и опыт. Так как между детьми этого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия в физическом и нервно-психическом развитии, необходим дифференцированный подход при организации различных видов деятельности и отдыха воспитанников. Он осуществляется на основе данных врачебно-педагогических наблюдений, в зависимости от состояния здоровья каждого ребенка, особенностей его нервной системы и уровня развития. Значительное место в режиме дня занимает время, которое отводится для гигиенического ухода за детьми. Вместе с тем целенаправленные педагогические воздействия начинают занимать определенное место, возрастает необходимость в воспитании у детей самостоятельности, формировании навыков самообслуживания. Однако, формируя у детей навыки самообслуживания, следует оказывать им постоянную помощь. Дети в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев днем спят два раза, а после 1 года 6 месяцев — один раз, поэтому, воспитываясь в одной группе, они живут по двум разным режимам. Завтрак необходимо начинать не позже 1-1,5 часа после пробуждения детей. Кормят детей постепенно, небольшими группами, по мере их прихода в детский сад или по мере завершения туалета после ночного сна. Учитывая, что малыши еще не самостоятельны и лишь постепенно овладевают необходимыми умениями и навыками, следует кормить, умывать, одевать или раздевать одновременно не более 4-х детей. Одевание на прогулку и раздевание после прогулки организуются с половиной группы (остальные дети в это время играют); по окончании указанных процессов дети начинают играть, не дожидаясь остальных. В каждой подгруппе детей младших по возрасту и слабых по здоровью укладывают спать в первую очередь и поднимают последними. Если ребенок 1 года 6 месяцев—1 года 7 месяцев, переведенный на режим с однократным дневным сном, становится вялым или, наоборот, возбужденным, его на некоторое время следует перевести на прежний режим. После дневного сна детей кормят по мере их пробуждения. Зимой дети старше полутора лет ежедневно выходят на прогулку после завтрака и полдника. Летом при благоприятных условиях жизнь детей переносится на озелененный и хорошо оборудованный участок. Организованная учебная деятельность в группе раннего возраста с 1 года до 2 лет проводится в первую и вторую половины дня по подгруппам. Учитывая возрастные психофизиологические особенности детей раннего возраста, темы во всех образовательных областях в течение месяца могут повторяться 2-3 раза с целью закрепления и обобщения знаний, навыков и умений. При организации самостоятельной деятельности детей особое значение приобретает создание условий для хорошего настроения. Положительные эмоции можно вызвать и поддержать пением, игрой на музыкальном инструменте, чтением веселой ритмичной потешки, пляской. Детям устраивают веселые развлечения: пляски, знакомые подвижные игры или те, которые не требуют разучивания (например, ловля солнечного зайчика, мыльных пузырей), показ заводных игрушек, знакомых персонажей кукольного театра (кошки Мурки, которая играет с мячом, лакает молоко, карабкается по халату воспитателя). Важно, чтобы воспитатель видел всех детей в процессе деятельности, чтобы каждый из них чувствовал внимание, ласку, доброжелательность. Хорошее настроение связано с воспитанием положительных форм общения друг с другом. На втором году жизни у детей могут часто возникать конфликты, поскольку у них плохо развита речь, и они не могут объяснить, попросить, высказать отношение. Поэтому надо следить, чтобы совместное пребывание в группе не утомляло детей. Наиболее благоприятно для взаимообщения детей вечернее время, когда воспитатель может посвятить все время организации самостоятельной деятельности детей, использовать примеры поведения и игры старших детей, чтобы малыши им подражали. Работая с детьми, нужно соблюдать ровный и спокойный тон речи, чаще привлекать внимание к тому, что достойно подражания, делать замечания, не привлекая внимания остальных детей. По мере развития активной речи следует учить детей выражать свое отношение не действиями (отнял, ударил), а словами (просить, обращаться за помощью к воспитателю). Правила поведения и места хранения игрушек детям должны быть известны с первых дней пребывания в группе. Ребенок третьего года жизни становится более самостоятелен в бытовых процессах, игре, организованной учебной деятельности, движения — более координированные. При построении режима дня детей третьего года жизни, в первую очередь, следует учитывать те изменения, которые произошли в длительности и характере их бодрствования. В связи со значительно возросшей, по сравнению с детьми второго года жизни, самостоятельностью, в значительной степени уменьшается время, необходимое для удовлетворения органических потребностей и проведения различных гигиенических процедур. Дети этого возраста быстрее едят, затрачивают меньше времени на одевание и умывание, поэтому бодрствование заполняется для ребенка другими более сложными разнообразными занятиями. Дети могут больше играть, наблюдать за окружающим, заниматься со взрослыми, дольше быть на прогулке. Естественно, что характер бодрствования изменяется не только потому, что бодрствование становится более длительным,— эти изменения происходят в связи со сдвигами в поведении ребенка, которые определяются его общим развитием. Несмотря на указанные изменения в бодрствовании ребенка, связанные с его общим развитием, следует понимать, что на третьем году жизни, как и на втором, ребенок в силу особенностей высшей нервной деятельности не может длительное время быть занят одним и тем же: однообразные действия, движения утомляют его. В то же время, ребенок не всегда может сам оценить свое состояние и своевременно изменить характер деятельности, поэтому приходит в возбужденное или, наоборот, пассивное состояние. Из этого следует, что, составляя режим дня, прежде всего, необходимо учитывать смену видов деятельности, как в комнате, так и на прогулке. В каждый отрезок бодрствования надо предусмотреть, чтобы самостоятельная игра сменялась деятельностью с воспитателем, игра в комнате — прогулкой, подвижные игры — спокойными играми. Важно так организовать жизнь детей, чтобы каждый ребенок, проснувшись, приняв пищу, сразу же, не дожидаясь других детей, мог под наблюдением воспитателя самостоятельно играть. Очень важно, чтобы режимные процессы сопровождались пояснениями, речью взрослого. Слово на третьем году жизни ребенка начинает играть ведущую роль при его обучении, хотя показ также остается одним из важных приемов, особенно при обучении новым движениям, действиям. При помощи слова взрослый напоминает ребенку о том или ином действии («Арман, а ты мыл руки?»), подсказывает («Асель, ты вымыла руки, садись за стол»), разъясняет («Вова, надо взять ложку правильно»). Умственное развитие, формирование личности ребенка, самостоятельности, инициативы, творчества происходит в процессе активной деятельности. Поэтому жизнь детей раннего возраста необходимо организовать так, чтобы все время, свободное от режимных процессов, организованной учебной деятельности, было заполнено самостоятельной деятельностью детей. Виды самостоятельной деятельности в этот период могут быть разнообразны: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, движения, ориентировочно-познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, элементы трудовой деятельности в виде самообслуживания, выполнение поручений взрослого. В раннем возрасте взрослый вводит ребенка в мир предметов, знакомит с функциями и назначением этих предметов, стимулирует деятельность, направленную на активное познание мира. В связи с этим, необходимо обеспечить детей развивающей предметно-игровой средой, где каждый ребёнок имел бы возможность двигаться, играть, действовать с предметами по своему усмотрению в любое время дня. Важно: -отдавать предпочтение игрушкам и пособиям, требующим активных действий, чаще менять их расположение и соблюдать режим санитарной обработки; - располагать разнообразный автодидактический, игровой материал на уровне вытянутой руки ребенка; -оборудовать в игровых комнатах легко трансформируемые тематические центры развития, например: «Искусство», «Сенсорно-строительный», «Веселый мяч», «Уголок природы», «Вода и песок», «Островок сказки», «Уголок ряженья» и т.п.; - в каждом центре подбирать дидактический и игровой материал, исходя из индивидуальных потребностей, интересов детей, воспитательных и развивающих задач; - соблюдать единые требования к созданию таких условий как в дошкольной организации, так и дома.
ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ
ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Рекомендуется организовать один детский праздник новогодней елки. Во время утренника показывать сценки кукольного театра, знакомые игры и пляски. Создавать у детей праздничное настроение. В течение года периодически проводить развлечения. Показывать детям небольшие сценки по произведениям детских писателей, используя заводные игрушки, театр бибабо, Петрушку. Вызывать у детей интерес к движущимся и забавным игрушкам, желание наблюдать за их движением, действиями воспитателя, эмоционально реагировать на занимательность игровых ситуаций. Учить детей смотреть небольшие сценки, участвовать в развлечениях, отвечая простейшими движениями на задание ведущего (догнать зайчика, поехать на лошадке и др.).
Образовательная область «Здоровье» Физическая культура Примерные упражнения в ходьбе, беге и равновесии Примерные упражнения в ползании, лазании Примерные упражнения в бросании и катании Образовательная область «Коммуникация»
Примерное содержание организованной учебной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим Организованные наблюдения за животными: кошкой, собакой, цыплятами; рыбками в аквариуме, птичками в клетке; за движущимся транспортом: автомобилем, трамваем. Показы предметов-игрушек с называнием их, показы предметов в действии, проведение инсценировок, прятание и отыскивание игрушек. Рассматривание картинок, отыскивание изображений предметов на сторонах куба, среди нескольких картинок: знакомить сначала с картинками, на которых изображены отдельные предметы, предметы в действии, а с полутора лет - с картинками с несложным сюжетом. Примерный перечень потешек, стихотворений, сказок (по выбору воспитателя)
Народные потешки: «Қуыр-қуыр-қуырмаш», «Әлди-әлди, әлди-ай», «Өс-өс», «Қаз-қаз бас», «Тәй-тәй»; «Ладушки, ладушки», «Пальчик-мальчик», «Петушок-петушок», «Киска-киска», «Солнышко-ведрышко» (в обработке В.М Федяевской); «Баю-бай», «Катя-Катя», «Сорока-Сорока», «Курочка-рябушечка, куда идешь?», «А... баиньки-баиньки»; Стихи: «В магазине» М.Алимбаева; «Я люблю свою лошадку», «Уронили мишку на пол», «Смотрит солнышко в окошко», «Самолет построим сами», «Птичка», «Кто как кричит?», А. Барто; «Кукла», А.Дуйсенбиева; «Весело, весело», О. Высотская; «На свой флажок, на красненький», «Кто поможет», М. Ивенсен; «Паровоз», Т. Волгина; «Погремушки», Ж. Смакова; «Мой конь», М. Клокова; «Жил-был зайчик», В. Хорол; «Топотушки», «Раз, два, три, четыре, пять», «Дождик», «Девочки и мальчики прыгают как мячики», З. Александрова; «Кукла», М.Турежанова; «Собачка», Н. Комиссарова; «Кошечка», Н. Найденова. Сказки и рассказы: «Репка», «Курочка-Ряба»; М. Алимбаева «Стишок маленьких детей»; Я. Тайца, «Праздник». Образовательная область «Познание» Образовательная область «Творчество» Музыкальный репертуар Попевки: «Сегодня праздник» Ж. Тезекбаева; «Бипыл», казахская народная музыка; «Поет, поет, моя Танечка», рус. нар. мелодия, сл. Т. Бабаджан; «Прилетайте, птички», укр. нар. мелодия, сл. И. Плакиды. Песни: «Топ-топ» муз. Т. Абдыкадырова; «Поезд» муз. К. Куатбаева; «Петух» муз. Б.Дальденбаева; «Шарик мой голубой», Е.Тиличеевой,«Птичка», муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Шмаковой; «Петушок», рус. нар. прибаутка (обр. М. Красева); «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Милая мамочка» И. Нусипбаева; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Баю-баю», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Обрезание пут» Е. Хасангалиева; «Машенька-Маша», муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Невельштейн, «Петушок», рус. нар. песня, обраб. М. Красева; «Птичка», М. Раухвергера; «Ой, бычок», «Маме улыбаемся», «Флажок», В. Агафонникова; «Искупался Иванушка», рус. нар. мелодия. Игровые упражнения, игры: «Пружинка» А.Бестибаева; Ладушки», рус. нар. мелодия, сл. Блуменфельда; «И кумушки, и голубушки», рус. нар. мел. (обр. М. Раухвергера); «Где же наши ручки?», «Барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой, автор игры Т. Бабаджан; «Погремушки», «Гопачок», укр. нар. мелодий (обр. М. Раухвергера), автор игры И. Плакида (вариант игры Н. Фок); «Умелые ножки» Б. Далденбаева; «Колечки», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель, автор игры Т. Бабаджан; «Ловкие ручки», Е.Тиличеевой; «Чики-чики-кички», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Поиграем с Мишкой», Е.Тиличеевой. Пляски: «Танец малышей» муз. К.Куатбаева; «Аида», муз. В. Верховинца, сл. и движения Г. Ильиной; «Микита», белорус, нар. мелодия (обр. С. Полонского), сл. и движения М. Александровской; «Юрочка», белорус, нар. песня (обр. Ан. Александрова); «Топ-топ» Т. Абдыкадырова; «Маленькая кадриль», М. Раухвергера; «Вот так, вот», белорус. нар. мелодия, обраб. Г. Фрида; «Весёлые зайчики», муз. М. Раухвергера; «Что умеют наши ножки», слова и музыка Г. Вихаревой; «Птицы и птенчики», муз.Е.Тиличеевой; «Ерке-май», казахская народная мелодия; «Маленький хоровод», украинская народная мелодия; «Ай-да», Т.Попатенко; «Попляшите», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; «Пляска—приглашение» рус. нар. мелодия, обраб. А. Быканова; «Камажай», казахская народная музыка, обр. К.Куатбаева.
ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ На третьем году жизни довольно интенсивно продолжается физическое развитие ребенка, хотя и медленнее по сравнению с предшествующим годом. В этот период у детей совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования (6—6,5 ч). В этом возрасте у ребенка легче сформировать навыки правильного поведения, так как он уже может на короткое время сдержать свои действия, желания. Однако, надо помнить, что и в 3 года ребенок легко возбуждается и легко утомляется от однообразных действий. На третьем году жизни происходит интенсивное нервно-психическое развитие ребенка. Самые большие изменения в его психике касаются дальнейшего формирования речи и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка в этом возрасте увеличивается в три-четыре раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова; дети начинают употреблять все части речи. Сложившееся мышление ребенка отражается в грамматическом строе его речи, он уже употребляет распространенные и сложные предложения. Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы отражают развивающуюся познавательную потребность. Употребление детьми различных частей речи и появление придаточных предложений, вопросов — все это характеризует дальнейший этап развития мыслительной деятельности, говорит о том, что дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, а пытаются установить между ними связи, улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают, сопоставляют; развитие речи и развитие мыслительного процесса идут одновременно. Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов, относящихся к тому, что повседневно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями. С ребенком можно говорить уже не только о данном моменте, но и о прошлом, и в какой-то мере о будущем, например о том, куда он пойдет; что будет делать на прогулке; что произошло вчера на прогулке; какими игрушками украшали елку; что собирали летом в лесу. Появляются более сложные обобщения, например, словами: игрушки, одежда, ребенок обобщает разнородные, но сходные по функции предметы. Обобщенные значения приобретают и слова, обозначающие качество предметов. Ребенок может понять рассказ взрослого о таких явлениях и событиях, которые сам он непосредственно не видел, но чтобы малыш воспринял то, о чем ему говорят, смысл слов, употребляемых в рассказе, должен быть ему понятен. На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Хотя при обучении ведущее место занимает еще показ, удельный вес речи как средства обучения и воспитания значительно возрастает. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие. Но, несмотря на большие достижения в развитии речи, дети еще не имеют достаточного опыта и не владеют грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной. Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся еще смягченно, одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом — неправильно. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие, встречается замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки собственной речи не мешают ребенку замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка. На протяжении третьего года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем его мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода; не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях. У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один). Представления и понятия детей пока еще не совершенны, и поэтому нередки неправильные заключения. Происходит дальнейшее сенсорное развитие, претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность. Одним из видов деятельности ребенка можно назвать наблюдение, которому следует уделять особое внимание, так как оно является важным средством сенсорного развития. Если взрослый принимает активное участие в наблюдениях ребенка, то, как правило, ребенок задает много вопросов, к которым также нужно относиться очень внимательно. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир. Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами: предметная деятельность (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой); сюжетные игры (игра с куклой, машинкой); наблюдения; рассматривание картинок, книг; элементы трудовой деятельности (самостоятельная еда, одевание, уборка игрушек); игры со строительным материалом; начала изобразительной деятельности (лепка и рисование). Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может. Особое место среди различных видов деятельности занимают сюжетные игры, которые по своему характеру становятся более сложными по сравнению с игрой двухлетнего ребенка Ребенок, играя, отображает уже многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он отражает не только последовательность и взаимосвязь действий, но и начинает отражать человеческие отношения. Например, бережно, ласково обращается с куклой или сердится на нее, делает ей замечания, наказывает. Появляются элементы ролевой игры. Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать то или иное действие, заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу». Появление элементов планирования— важное качество в деятельности ребенка. В этом возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может делать уже довольно сложные постройки (например, гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними. Появляются новые виды деятельности: рисование, лепка. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек. В процессе деятельности и общения у ребенка рано начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение. Все положительные формы поведения уже вполне доступны детям этого возраста, и их надо формировать. Довольно разнообразны на данном этапе и чувства детей. Они проявляют удовольствие, радость и огорчение, страх, смущение, чувство привязанности, обиды. Третий год жизни — период интенсивного развития у ребенка самостоятельности. Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка: совершенствуются навыки самообслуживания; игры, организованной учебной деятельности, простейшей трудовой деятельности. У ребенка формируется умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику: приласкать, помочь, вместе сделать, наблюдать за чем-то интересным. Под влиянием возрастающей практической самостоятельности малыш начинает осознавать свое «я» и хочет быть похожим на взрослых, обладать такой же независимостью, самостоятельностью. При излишней опеке, несвоевременном усложнении воспитательных подходов может возникнуть «кризис поведения», сопровождающийся проявлениями негативизма, упрямства, капризами.
ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 4691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.184.197 (0.013 с.) |