Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Квалификация (степень): бакалавр юриспруденцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Форма обучения: очная, очно-заочная и заочная Москва - 2014
Административное право. Рабочая программа для подготовки студентов квалификации (степени) бакалавр очной, очно-заочной и заочной форм обучения. - М.: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2014.- ___с.
Программу подготовила: кандидат юридических наук, доцент Э.П. Андрюхина
Рецензенты: заведующий кафедрой административного права и процесса - доктор юридических наук, профессор Л.Л. Попов; заместитель заведующего кафедрой административного права и процесса - кандидат юридических наук, профессор Г.А. Кузьмичева; доктор юридических наук, профессор С.А. Старостин.
Программа одобрена на заседании кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е Кутафина (МГЮА) 20 мая 2014 г., протокол № 12.
ВВЕДЕНИЕ Административное право – одна из базовых профильных дисциплин, преподаваемых при подготовке бакалавра по направлению 030900.62 «Юриспруденция». Надлежащая административно-правовая подготовка объективно требуется юристу любого профиля работы: судье, прокурору, следователю, дознавателю, юрисконсульту, адвокату, государственному служащему. Всем им в процессе своей профессиональной деятельности неизбежно приходится взаимодействовать с органами исполнительной власти, иными государственными органами и их должностными лицами, использовать, а в установленном законом случаях, и оценивать конкретные административно-правовые нормы и административно-правовые акты. Без глубоких знаний административного права не может обойтись ни один юрист, в особенности, если ему приходится осуществлять административные, управленческие функции. Многие юристы занимают административные должности в государственных органах, в вузах, научных учреждениях, государственных и негосударственных коммерческих и некоммерческих структурах. Значительная часть студентов уже занимали или в настоящее время замещают административные управленческие должности и по своему опыту знают, насколько важно и в то же время насколько трудно познавать и грамотно применять нормы административного права, как материальные, так и процессуальные. Вот почему в процессе обучения в высшем учебном заведении необходимо уделять должное внимание административно-правовой подготовке студентов – будущих юристов широкого профиля. Как показывает учебная практика, студенты проявляли и проявляют большой интерес к административно-управленческим проблемам, в особенности при выборе тем и написании курсовых и дипломных работ. При этом они неизбежно сталкиваются с необходимостью в дополнение к упомянутым в учебниках и учебных пособиях правовым актам искать и другие, относящиеся к избранной теме, в особенности, новые, опубликованные после издания указанной юридической литературы. К тому же, указами Президента РФ нередко вносятся существенные изменения в структуру административно-управленческих систем. Как и любая другая юридическая учебная дисциплина, административное право имеет свои особенности и определенные трудности для изучения. Это, во-первых, всероссийские масштабы и разнообразие управляемых сфер и отраслей деятельности людей и их объединений; во-вторых, множественность и разрозненность актов административного законодательства, не поддающегося кодификации; в-третьих, динамизм государственно-управленческих систем, которые по объективным причинам, сообразуясь с непрерывно меняющейся социально-экономической действительностью, нередко существенно перестраиваются, реорганизуются. Информация о специфике каждого из вопросов, изучаемых в рамках учебной дисциплины «Административное право», доводится до сведения студентов не только в юридической литературе и нормативных правовых актах, но и в процессе чтения лекций и ведения практических занятий высококвалифицированными преподавателями, отмечающими спорные вопросы и пробелы в административном законодательстве, акцентирующими внимание студентов на проблемы правоприменения в рамках административного права. В этой связи важным для студентов является регулярное и постоянное посещение занятий по дисциплине «Административное право», активное участие в занятиях всех видов, в том числе проводимых в интерактивных формах. Заинтересованность студентов также стимулируется доступностью дистанционного общения преподавателей по актуальным вопросам административного права, привлечением студентов к научной деятельности в рамках Академии и других вузов и научных организаций.
1. Цели освоения учебной дисциплины «Административное право» 1.1. Административное право как учебная дисциплина (далее – Административное право) включена в профессиональный цикл базовой (обязательной) части по направлению подготовки 030900 Юриспруденция с итоговым получением квалификации (степени) бакалавр. Как уже отмечалось, Административное право как отрасль российского права регулирует любые общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти, а также общественные отношения управленческого характера, имеющие место во внутриорганизационной деятельности государственных органов. А, значит, в процессе осуществления профессиональной деятельности любой юрист, сталкивается с необходимостью представлять интересы как третьих лиц в отношениях с государственными органами, так и государственных органов в отношениях с третьими лицами. В связи с этим к видам профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках Административного права, следует отнести: - Замещение должностей государственной службы – профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных образований (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), государственных органов (органов государственной власти и иных государственных органов) и лиц, замещающих государственные должности различных уровней (в том числе, Президента Российской Федерации, членов Правительства РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, федеральных судей и др.); - Судейскую деятельность, в том числе деятельность, связанную: с привлечением различных субъектов к административной ответственности и к специальным видам дисциплинарной ответственности (например, производство по рассмотрению грубых дисциплинарных проступков военнослужащих, за которые, в соответствии с действующим законодательством, возможно применение дисциплинарного ареста как вида дисциплинарного взыскания); с оспариванием актов, принятых различными государственными органами и органами местного самоуправления; с разрешением споров о компетенции между государственными органами, в том числе различных уровней и др.; - Прокурорскую деятельность, в частности, деятельность по надзору за обеспечением законности: нормативных правовых и индивидуальных правовых актов различных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц; деятельности государственных органов, имеющих право на применение различных мер государственного принуждения в отношении физических лиц; - Следовательскую и дознавательную деятельность, в том числе, по проверке обращений граждан по различным вопросам; - Деятельность юрисконсульта по делам, одной из сторон по которым выступает государственный орган, орган местного самоуправления или их должностное лицо, причём указанные дела могут иметь как позитивную (например, государственная регистрация или получение какой-либо необходимой информации), так и негативную (например, возбуждение дела об административном правонарушении или рассмотрение поступившей жалобы) направленность для субъектов, чьи интересы представляет юрисконсульт; - адвокатскую деятельность, прежде всего, применительно к представлению интересов участников производства по делам об административных правонарушениях и др. 1.2. К профессиональным задачам, к выполнению которых готовится студент при изучении Административного права, следует отнести: - знание общих теоретических положений административного права (понятия, предмета, метода, функций, субъектов административного права; понятия и особенностей административно-правовых норм и административных правоотношений, их классификаций); - умение практически отграничить административно-правовые нормы и административные правоотношения от норм других отраслей права и правоотношений, регулируемых данными отраслями; - способность охарактеризовать, интерпретировать, анализировать, сопоставить и исследовать особенности административно-правового статуса субъектов административного права (граждан; государственных органов, в том числе органов исполнительной власти; государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности; государственных и негосударственных коммерческих (предприятий) и некоммерческих (учреждений) организаций и общественных и религиозных организаций, органов местного самоуправления); - выявление, осознание и формулирование проблем в части форм и методов реализации исполнительной власти, их соотношение с формами и методами государственного управления; - формирование способностей: вспомнить, обнаружить, избрать необходимую норму, касающуюся административного правонарушения и процесса привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения; сравнить, толковать и квалифицировать деяние как правонарушение, регулируемое нормами административного права; - формулирование задач, на решение которой направлен процесс обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти; - знать, анализировать, исследовать, сформулировать и оценить особенности государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах; - приобретение других знаний и навыков в области административного права.
1.3. В результате освоения учебной дисциплины «административное право» в полном объёме студентами должно быть достигнуто формирование: 1.3.1. общекультурных компетенций, в том числе студент: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); 1.3.2. профессиональных компетенций: в нормотворческой деятельности: способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); в правоохранительной деятельности: готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); в экспертно-консультационной деятельности: готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); в педагогической деятельности: способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). 2. Место административного права как учебной дисциплины в структуре организации основного образовательного процесса 2.1. Учебная дисциплина «Административное право» относится к базовой части профессионального цикла подготовки бакалавра по специальности 030900.62 «Юриспруденция» (Шифр - Б3.Б5). 2.2.К требованиям к уровню подготовки студента по предшествующим дисциплинам относятся: знание: - мировоззренческих и методологических основ юридического мышления; - методов и средств поиска, систематизации и обработки правовой информации; природы и сущности государства и права; основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права; механизма государства, системы права механизма и средств правового регулирования и реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества; особенности конституционного строя РФ, правового положения граждан, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России умение: - применять: философские и логические принципы, законы, формы и методы познания в юридической деятельности; нравственные нормы и правила поведения в конкретных сферах юридической деятельности; - применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; - оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; владение: навыками: философско-правового анализа, оценки своих действий и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали, сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм процессе обучения; юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами. 2.3. взаимосвязь административного права с последующими дисциплинами: Административное право является базовой дисциплиной для изучения всех учебных дисциплин государственно-правового цикла, а также для как экологическое право, земельное право, финансовое право, налоговое право, конкурентное право, таможенное право, муниципальное право и др. На формирование компетенций, указанных в разделе «Цели освоения дисциплины», направлено обучение следующим дисциплинам:
3. Структура и содержание учебной дисциплины «Административное право» Общая трудоёмкость в зачётных единицах для очной формы обучения – 216 академических часов, в том числе 108 (включая лекционные и практические занятия) аудиторных часов, 72 академических часа для самостоятельной работы студентов и 36 академических часов для сдачи экзамена.
Тематический план для очной формы обучения:
Общая трудоёмкость в зачётных единицах для очно-заочной формы обучения составляет 216 академических часов, в том числе 54 (включая лекционные и практические занятия) аудиторных часа, 126 академических часа для самостоятельной работы студентов и 36 академических часов для сдачи экзамена.
Тематический план для очно-заочной формы обучения:
Общая трудоёмкость в зачётных единицах для заочной формы обучения составляет 216 академических часов, в том числе 18 (включая лекционные и практические занятия) аудиторных часа, 181 академический час для самостоятельной работы студентов, 4 часа на зачет и 9 часов на экзамен.
Тематический план для заочной формы обучения:
Общая трудоёмкость в зачётных единицах для очно-заочной формы обучения по сокращённой программе составляет 216 академических часов, в том числе 40 (включая лекционные и практические занятия) аудиторных часа, 144 академических часа для самостоятельной работы студентов и 36 академических часов для сдачи экзамена.
Тематический план для очно-заочной формы обучения по сокращенной программе:
Общая трудоёмкость в зачётных единицах для заочной формы обучения по сокращённой программе составляет 216 академических часов, в том числе 14 (включая лекционные и практические занятия) аудиторных часа, 193 академических часа для самостоятельной работы студентов. Трудоемкость экзамена составляет 9 ак.часов.
Тематический план для заочной формы обучения:
|