I. Цели и задачи итоговой государственной аттестации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Цели и задачи итоговой государственной аттестации



Программа

итоговой государственной аттестации выпускников юридического факультета по кафедре Государственно-правовых дисциплин

Составители:

доктор юридических наук, профессор Пряхина Т.М.

кандидат юридических наук Гаврилова Ю.В.

кандидат педагогических наук, доцент Корчагина Т.В.

кандидат юридических наук Топоркова М.К.

кандидат юридических наук, доцент Царёв А.Ю.

 

Заведующий кафедрой

кандидат юридических наук, доцент Царёв А.Ю.

 

 

Москва – 2012


 

Содержание

 

 

I. Цели и задачи итоговой государственной аттестации

II. Программа государственного экзамена. Рекомендуемая литература

III. Перечень примерных вопросов государственного экзамена

IV. Методические рекомендации по проведению государственного экзамена

V. Подготовка и защита дипломной работы (организационные документы по допуску студента к защите дипломной работы; критерии оценки качества дипломной работы; перечень тем дипломных работ)

 


Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению и специальности «юриспруденция» (далее – ГОС) и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высшего профессионального учебного заведения, утвержденного приказом Министерства образования России от 25.03.03 г. № 1155.

I. Цели и задачи итоговой государственной аттестации

 

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта юрист в рамках специальности 021100 получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

со­бытия и действия, имеющие юридическое значение;

правовые отноше­ния, возникающие в сфере функционирования государственных инсти­тутов;

правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Юрист должен уметь:

правильно толковать и применять законы и другие нормативные пра­вовые акты;

обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

юридически правильно квалифицировать факты и обстоя­тельства;

разрабатывать документы правового характера, осущест­влять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифи­цированные юридические заключения и консультации;

принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

вскрывать и устанавливать факты правонарушений, опреде­лять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

систематически повышать свою профессиональную квалифи­кацию, изучать законодательство и практику его применения, хорошо ориентироваться в специальной литературе.

Кроме того, юрист должен:

обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологи­ческой культурой, глубоким уважением к закону и бережным от­ношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принци­пиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

понимать сущность и социальную значимость своей про­фессии, четко представлять сущность, характер и взаимосвязь правовых явлений, знать основные вопросы юридических дисциплин, связанных с областью его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реали­зации права в профессиональной деятельности.

Государственные образовательные стандарты устанавливают требования к профессиональной подготовленности юриста

Юрист должен уметь решать следующие зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным тре­бованиям, указанным в ГОС:

сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сфе­рах профессиональной деятельности;

анализ юридических норм и правовых отношений, являю­щихся объектами профессиональной деятельности;

анализ судебной и административной практики;

обоснование и принятие в пределах должностных обязан­ностей решений, а также совершение действий, связанных с ре­ализацией правовых норм;

составление соответствующих юридических документов;

обеспечение реализации актов применения права;

обеспечение законности и правопорядка, осуществление правовой пропаганды и правового воспитания в сфере професси­ональной деятельности.

 

Итоговая государственная аттестация юриста проводится с целью установления соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта и уровня его подготовки к выполнению профессиональных задач. В ходе ее выпускник:

сдает два государственных экзамена;

защищает выпускную квалификационную работу, выполненную в форме дипломной работы.

Выпускники, прошедшие обучение по программе подготовки юриста государственно-правовой специализации, сдают не менее двух государственных экзаменов (один из которых – в соответствии с настоящей Программой).


II. Программа государственного экзамена

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ. Конституционно-правовые основы

Государственного и общественного устройства

Российской Федерации

Конституционное развитие России

Высочайший манифест от 17 октября 1905 года. Конституция РСФСР 1918 года. Конституция РСФСР 1925 года. Конституция РСФСР 1937 года. Конституция РСФСР 1978 года. Конституционная реформа начала 90-х годов 20 века: причины, содержание. Особенности разработки и принятия Конституции РФ. Всенародное голосование 12 декабря 1993 г. Структура и содержание Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации 1993 года: юридические свойства (высшая юридическая сила, верховенство и др.), основные черты (народность, легитимность и др.). Правовая охрана Конституции России. Конституционный контроль как особая форма правовой охраны Конституции.

Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Действие конституции и механизм ее реализации. Прямое действие конституционных норм.

Толкование Конституции РФ: понятие, цель, виды, объем, способы и субъекты толкования.

 

Понятие и система государственных органов в Российской Федерации

Понятие и признаки органа государства, их виды. Система государственных органов и ее закрепление в Конституции России. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственный аппарат.

Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов: осуществление власти народом; обеспечение прав человека и гражданина в деятельности государственных органов; политическая нейтральность государственных служащих; соблюдение Конституции, законов, общепризнанных принципов и норм международного права; обеспечение принципов федеративного устройства, прав личности независимо от национальной и расовой принадлежности в деятельности государственных органов. Принцип разделения властей, его конституционное воплощение. Система «сдержек и противовесов». Единство государственной власти и его соотношение с принципом разделения властей.

Способы образования государственных органов. Проблемы совершенствования конституционной системы государственных органов в современной России.

Система государственных органов субъектов Российской Федерации.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

Парламентаризм: понятие и сущность. Парламентское право.

Конституционно-правовой статус высшего представительного органа государства, его место в системе государственных органов.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, его функции и структура. Порядок избрания (формирования) палат Федерального Собрания (Совет Федерации и Государственная Дума) и предметы их ведения.

Законодательный процесс, его основные стадии. Федеральный конституционный закон. Федеральный закон. Законодательная процедура принятия поправок к Конституции РФ.

Парламентский контроль, его формы. Парламентский и депутатский запросы, вопросы депутатов, вопрос о доверии Правительству, бюджетный контроль.

Структура и формы деятельности палат Федерального Собрания, регламенты палат. Председатели, заместители председателя палат, их полномочия. Парламентские сессии. Пленарные заседания. Совместные заседания палат.

Совет Государственной Думы. Парламентские комитеты и комиссии, их роль. Парламентские слушания, другие парламентские процедуры. Парламентские фракции.

Участие Федерального Собрания в межпарламентском сотрудничестве, его формы.

Проблемы развития парламентаризма в современной России.

Правовой статус депутата в Российской Федерации. Правовые формы деятельности депутата. Депутат – субъект конституционно-правовых отношений. Свободный и императивный мандат, понятие, основные черты. Права и обязанности депутата. Депутатский запрос. Деятельность депутата в избирательном округе.

Гарантии депутатской деятельности. Депутатский иммунитет.

Литература к первому разделу Программы

Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации. Учебный курс: в 2 т. – М., 2006.

Алексеев А.С. Русское государственное право. М., 1897.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательство Норма, 2008.

Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть. Учебное пособие. Часть I. М., 1996; Часть II. М., 1996.

Гамбаров Ю.С. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 1905.

Гессен В.М. Основы конституционного права. Пг., 1918.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М., 2009.

Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000.

Колюшин Е.И. Конституционное право. Курс лекций. М., 2006.

Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1908.

Куприц Н.Я. Из истории науки советского государственного права. М., 1972.

Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003.

Лассаль Ф. О сущности Конституции. СПб., 1906.

Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т. 1. М., 1961; Т. 2. М., 1962.

Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. Учебное пособие. М., 1997.

Лучин В.О. Реализация Конституции России. Москва, 2000.

Лучин В.О. “Указное право” в России. М., 1996.

Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.

Нудненко Л.А. Практикум по конституционному праву Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2006.

Основин В.С. Советские государственно-правовые отношения. М., 1965.

Рудинский Ф.М. Универсальная концепция прав человека и современная Россия.// Право и права человека. М., 1998.

Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994.

Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967.

Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2009

Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1866.

Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992.

Эбзеев Б.С. Конституция, правовое государство, конституционный Суд. М., 1997.

Эсмен Д. Общие основания конституционного права. СПб., 1989. С. 231–300.

Парламентское право России / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003

Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: научно-практическое пособие / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М., 2000.

Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997.

Сравнительное конституционное право. М., 2004.

 

 

Литература ко второму разделу Программы

 

Дмитриев Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации / Ю.А. Дмитриев, А.А. Замотаев, В.В. Комарова и др. – М.: Элит, 2008. – 440 с.

Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник 3-е изд. перераб. и доп. / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев – М.: Проспект, 2009. – 672 с.

Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации / Е.С. Шугрина. – М.: Проспект, 2009. – 664 с.

Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 15-е изд. перераб. и доп. / А.А. Мишин – М.: Юстицинформ, 2009. – 560 с.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин – М.: Юристъ, 2008. – 606 с.

 

 

В Российской Федерации

 

Литература к третьему разделу Программы

 

Андреев. Институты административного права. // Государство и право. 1999. № 10.

Антонова В.П. Состояние и перспективы развития науки административного права. // Государство и право. 2002. № 11

Арзамасов Ю.Г. Ведомственное нормотворчество как тип юридической деятельности // Государство и право. 2006. № 9.

Арзамасов Е.Г. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти// Государство и право. 2007. № 6.

Бахрах Д.Н. О предмете административного права. // Государство и право. 2003. № 10.

Бахрах Д.Н. Дисциплинарно-правовое принуждение в Российской Федерации. // Государство и право. 2006. № 6.

Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права. // Государство и право. 1997. № 11.

Бельский К.С., Елисеев Б.П., Кучеров И.И. Полицейское право как подотрасль административного права. // Государство и право. 2001. № 12.

Беляев В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различие // Государство и право. 2006. № 7.

Дерюга А.Н. О соотношении административной деликтологии и административно-деликтного права// «Государство и право». 2007. № 12.

Демин А.А. Административно-правовой метод: соотношение с другими методами правового регулирования // Государство и право. 2005. № 6.

Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства Российской Федерации. // Государство и право. 2000. № 11.

Жданов А.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования заключения соглашений о взаимном делегировании полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти // ЖРП.2007.№ 9.

Жукова Е.Н. Особенности административно-правового статуса федеральных агентств.// Журнал российского права. 2006. № 2.

Зырянов С.М. Обеспечение законности в административно-надзорной деятельности органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2010. № 8.

Зырянов С.М. Процессуальная форма осуществления административного надзора // Журнал российского права. 2010. № 1.

Казаченкова О. Конфликт интересов на государственной службе // Журнал российского права. 2006. № 3.

Каплунов А.И. О классификации мер государственного принуждения. // Государство и право. 2006. № 3.

Килясханов И.Ш. К вопросу о предмете и структуре курса административного права России // Юридическое образование и наука. – М.: ИГ «Юрист». 2003. № 2.

Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу о кодификации норм административного права России». // Государство и право. 2002. № 4.

Костенников М.В., Куракин А.В. Принципы кодификации норм административного права // Государство и право. 2006. № 8.

Максимов И.В. Концепция позитивной административной ответственности в теории и праве // Государство и право. 2006. № 8.

Максимов М.В. Административные наказания: понятие, правовое содержание и их система. // Государство и право. 2004. № 7.

Пресняков М.В., Чаннов С.В. Антикоррупционные барьеры на государственной и муниципальной службе: проблемные аспекты нового законодательства // Государство и право. 2010. № 3.

Савостин А.А. «Методы административно-правового регулирования и управления (понятие, сущность, классификации). – М.: ВНИИ МВД. 2004.

Сахле М.А. Взаимоотношения Президента России с субъектами РФ в сфере формирования органов государственной власти субъектов Федерации// Государство и право. 2008. № 3.

Смирнова А.А. О праве органов исполнительной власти на принятие нормативных правовых актов // Государство и право. 2011. № 4.

Соловов М.В. Административные процедуры как часть административного процесса // Государство и право. 2011. № 5.

Старилов Ю.Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции. // Государство и право. 2004. № 6.

Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. № 5.

Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние. // Журнал российского права. 2002. № 1.

Тарасов А.М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля. // Государство и право. 2004. № 10.

Тихомиров Ю.А. Проблемы предмета правового регулирования. // Государство и право. 2004. № 12.

Тихомиров Ю.А. Современная теория административного права. // Государство и право. 2004. № 11.

Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. Учебное пособие. – М.: ЮрИнформцентр, 1999.

Топоркова М.К. Итоги и перспективы административной реформы в России // Вестник МГПУ. 2012. № 1.

Тюрин В.А. Об основных чертах и понятии государственного принуждения. // Государство и право. 2004. № 12.

Хаманева Н.Ю. Административно-правовые споры: проблемы и способы их разрешения // Государство и право. 2006. № 11.

 


III. Вопросы к государственному экзамену

Уч. год

1. Конституционное право России как отрасль права: понятие, предмет и методы правового регулирования. Место в системе российского права. Наука конституционного права.

2. Система конституционного права. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация. Источники конституционного права.

3. Конституционное развитие России: понятие, основные этапы и общая характеристика каждого из них.

4. Конституция Российской Федерации: общая характеристика, юридические свойства и основные черты.

5. Действие Конституции Российской Федерации, механизм ее реализации и толкование. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации.

6. Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и содержание.

7. Народовластие в Российской Федерации: понятие, формы осуществления. Референдумы в Российской Федерации.

8. Общественные объединения в Российской Федерации: понятие, виды, правовой статус, порядок образования и прекращения деятельности.

9. Конституционные основы правового статуса личности в России: понятие и принципы правового статуса, классификация основных прав и свобод, их гарантии.

10. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: порядок назначения на должность, компетенция.

11. Конституционные личные и политические права и свободы граждан Российской Федерации: понятие, содержание.

12. Конституционные экономические, социальные и культурные права в Российской Федерации: понятие, содержание.

13. Конституционные обязанности личности в Российской Федерации: понятие, виды, общая характеристика.

14. Гражданство Российской Федерации: понятие, конституционные принципы, основания и порядок приобретения и прекращения.

15. Иностранные граждане и лица без гражданства: понятие, основы конституционно-правового положения в России. Предоставление политического убежища в Российской Федерации.

16. Беженцы и вынужденные переселенцы в Российской Федерации: понятие, правовой статус.

17. Государственное устройство Российской Федерации: понятие, форма государственного правления, форма политического режима, форма государственно-территориального устройства.

18. Конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации. Отличия статуса республики от статуса иного субъекта Российской Федерации.

19. Система органов государственной власти в Российской Федерации: понятие, конституционные принципы организации и деятельности.

20. Избирательное право в Российской Федерации: понятие, основные принципы. Виды избирательных систем.

21. Избирательный процесс в Российской Федерации: понятие, основные стадии и их содержание.

22. Президент Российской Федерации: основы конституционно-правового статуса, порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий.

23. Совет Федерации: понятие, порядок формирования, структура, полномочия.

24. Государственная Дума: понятие, порядок избрания, структура, полномочия, роспуск.

25. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, основные стадии и их содержание.

26. Правовой статус депутата представительного органа власти в Российской Федерации: понятие, основные характеристики.

27. Конституционно-правовые основы судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации: понятие, принципы судопроизводства, система органов прокуратуры и ее назначение.

28. Судебная система Российской Федерации.

29. Конституционный Суд Российской Федерации: понятие, состав, порядок формирования, полномочия. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

30. Местное самоуправление: понятие, сущность, организация.

31. Предмет административного права. Дискуссионные аспекты теории предмета административного права.

32. Муниципальное право Российской Федерации: понятие, предмет, источники, субъекты муниципально-правовых отношений.

33. Административно-правовые отношения. Соотношение административных правоотношений с управленческими отношениями.

34. Порядок установления и изменения границ муниципальных образований в Российской Федерации. Порядок преобразования муниципальных образований в Российской Федерации.

35. Административно-правовое положение граждан Российской Федерации: понятие, структура, правовое регулирование.

36. Система органов местного самоуправления в Российской Федерации и их основные функции.

37. Административно-правовые формы. Понятие и признаки правовых актов управления.

38. Представительный орган муниципального образования в Российской Федерации: состав, порядок избрания (формирования), полномочия, прекращение полномочий.

39. Правительство Российской Федерации: понятие, состав, порядок формирования, основные полномочия, прекращение полномочий.

40. Глава муниципального образования в Российской Федерации: порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий.

41. Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации.

42. Местная администрация в Российской Федерации: структура, порядок формирования, полномочия.

43. Государственная служба в Российской Федерации: понятие, принципы, виды. Реформа государственной службы на современном этапе.

44. Местный бюджет в Российской Федерации: структура, разработка, утверждение, исполнение, отчет об исполнении.

45. Государственные служащие: понятие, виды, основы правового статуса.

46. Вопросы местного значения в муниципальном праве Российской Федерации.

47. Административное принуждение: понятие, правовые основы, общая характеристика.

48. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий в Российской Федерации.

49. Административная ответственность: понятие, общая характеристика, отличие от уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности.

50. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления в Российской Федерации.

51. Административные наказания: понятие, цели, виды.

52. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации.

53. Административный процесс: понятие, виды.

54. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления в Российской Федерации.

55. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи, принципы, общая характеристика стадий.

56. Организация местного самоуправления в городе Москве.

57. Законность и дисциплина в государственном управлении: понятие, система способов обеспечения.

58. Административная реформа в Российской Федерации: правовые основы, цели, этапы, основные направления, проблемы реализации.

 

Вопросы утверждены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета МГПУ 13 сентября 2012 г. (протокол № 1), и на заседании Ученого совета юридического факультета МГПУ ____________ 2012 г. (протокол № __)


IV. Методические рекомендации

V. Подготовка и защита дипломной работы

 

 

Выпускная квалификационная работа юриста, выполняемая в форме дипломной работы (далее – дипломная работа), представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Дипломная работа показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

Дипломная работа должна:

носить творческий характер и быть написана с использованием действующих нормативных правовых актов и актуальных статистических данных;

отвечать требованиям логичности и четкости изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;

быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Дипломная работа оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.

Оптимальный объем выпускной квалификационной работы – 2–2,5 п.л. (60–70 страниц машинописного текста).

Дипломная работа – самостоятельное научное (творческое) сочинение, определяющее научную, правовую эрудицию и глубину практических знаний, полученных студентом за весь период обучения в университете, созданное на основе изучения специальной юридической литературы и обобщения практики. Задачами студента при написании дипломной работы являются: изучение истории и теории исследуемого вопроса, нормативного материала по изучаемой проблеме, обработка и систематизации подобранного фактического материала с формулированием итогового авторского вывода.

Дипломная работа должна свидетельствовать об индивидуальности её автора в оценке приобретенных знаний и навыков. Она не должна представлять собой пересказ изученного в процессе учебы материала, а содержать новое видение студентом юридических (материальных или процессуальных) проблем и предложение их решения. Таким образом, дипломная работа определяет научно-исследовательскую зрелость дипломника и его готовность к практическому претворению в жизнь полученных знаний.

Основными целями дипломной работы являются:

1) систематизация, закрепление и расширение теоретических и решение научных и практических задач правового характера;

2) развитие навыков ведения самостоятельной работы, с использованием источников права всех уровней, судебной практикой и методикой решения практических вопросов в профессиональной деятельности;

3) умение выявить проблемные вопросы российского права, решить их и использовать в конкретных практических ситуациях.

При постановке и решении в дипломной работе конкретных практических задач студент должен:

применять теоретические положения дисциплины, соответствующей выбранной теме, в том числе учитывать знания, полученные на спецкурсах, включенных в план обучения на факультете;

использовать современные методы познания и электронно-вычислительную технику.

Рекомендации по написанию, оформлению и подготовке к защите дипломной работы доводятся до сведения студентов в начале учебного года. (См. Методическое пособие по написанию, оформлению и подготовке к защите выпускной квалификационной работы на юридическом факультете. – Москва, 2007, а также Рекомендации к оформлению текста дипломной работы, предлагаемые Кафедрой государственно-правовых дисциплин)

Общие правила и процедура защиты дипломной работы

Защита дипломной работы производится на заседании государственной аттестационной комиссии (далее – ГАК). Председатель ГАК – авторитетный специалист по тематике аттестации, не является штатным преподавателем МГПУ. Членами комиссии являются ведущие преподаватели юридического факультета МГПУ. Состав ГАК утверждается приказом ректора МГПУ.

Расписание работы ГАК утверждается председателем не позднее, чем за месяц до начала защиты дипломных работ. Списки студентов, допущенных к защите, предоставляются в ГАК деканатом. Дата защиты доводится до сведения студентов не позднее чем за две недели до защиты.

До защиты дипломной работы студент представляет ГАК:

два экземпляра дипломной работы в печатном виде;

отзыв научного руководителя дипломной работы;

рецензию на дипломную работу;

иные материалы, при их наличии;

дискету с записями всех перечисленных материалов.

Защита дипломной работы происходит на открытом заседании ГАК (то есть, в присутствии руководителя работы, рецензента, студентов и всех желающих) в следующей последовательности:

1) председательствующий на заседании ГАК объявляет фамилию студента–дипломника, зачитывает тему дипломной работы, перечисляет представленные в ГАК материалы;

2) студент–дипломник делает доклад о своей дипломной работе;

3) по окончании доклада председатель и члены ГАК задают студенту–дипломнику вопросы. Вопросы могут относиться как к теме дипломной работы, так и к связанным с ней темам дисциплин, изучаемых по специализации. Поэтому, студенту перед защитой целесообразно восстановить в памяти положения, которые имеют прямое отношение к теме дипломной работы. По докладу и ответам на вопросы члены ГАК судят о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

4) после ответов на вопросы зачитывается отзыв научного руководителя и рецензия на дипломную работу;

5) студент–дипломник выступает с заключительным словом.

При оценке дипломной работы и ее защиты учитываются:

обоснованность выбора темы исследования и ее актуальности;

четкость структуры работы и логичность изложения ее содержания;

уровень изучения и осмысления теоретических вопросов темы работы, то есть, обобщения собранного материала, а также формулирование и обоснование автором работы собственного мнения по данным вопросам;

полнота раскрытия темы работы;

новизна экспериментально-исследовательской работы;

владение автором научным стилем изложения, его орфографическая и пунктуационная грамотность;

оформление работы, которое должно соответствовать требованиям ГОС и МГПУ;

выводы автора работы, их аргументированность и практическая значимость;

отзыв руководителя дипломной работы и рецензия на нее;

выступление автора работы при ее защите (навык публичного выступления; краткость; логичность; доходчивость; умение за короткое время сказать главное);

ответы автора работы на вопросы рецензента и присутствующих на ее защите (теоретическая подготовленность; быстрота реакции; краткость, ясность и полнота ответов, умение мыслить самостоятельно).

Дипломная работа оценивается по 4 балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).


Примерная тематика дипломных работ

Программа

итоговой государственной аттестации выпускников юридического факультета по кафедре Государственно-правовых дисциплин

Составители:

доктор юридических наук, профессор Пряхина Т.М.

кандидат юридических наук Гаврилова Ю.В.

кандидат педагогических наук, доцент Корчагина Т.В.

кандидат юридических наук Топоркова М.К.

кандидат юридических наук, доцент Царёв А.Ю.

 

Заведующий кафедрой

кандидат юридических наук, доцент Царёв А.Ю.

 

 

Москва – 2012


 

Содержание

 

 

I. Цели и задачи итоговой государственной аттестации

II. Программа государственного экзамена. Рекомендуемая литература

III. Перечень примерных вопросов государственного экзамена

IV. Методические рекомендации по проведению государственного экзамена

V. Подготовка и защита дипломной работы (организационные документы по допуску студента к защите дипломной работы; критерии оценки качества дипломной работы; перечень тем дипломных работ)

 


Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению и специальности «юриспруденция» (далее – ГОС) и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высшего профессионального учебного заведения, утвержденного приказом Министерства образования России от 25.03.03 г. № 1155.

I. Цели и задачи итоговой государственной аттестации

 

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта юрист в рамках специальности 021100 получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

со­бытия и действия, имеющие юридическое значение;

правовые отноше­ния, возникающие в сфере функционирования государственных инсти­тутов;

правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Юрист должен уметь:

правильно толковать и применять законы и другие нормативные пра­вовые акты;

обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

юридически правильно квалифицировать факты и обстоя­тельства;

разрабатывать документы правового характера, осущест­влять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифи­цированные юридические заключения и консультации;

принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

вскрывать и устанавливать факты правонарушений, опреде­лять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.24 (0.191 с.)