Вопрос 24: Конституционно-правовые основы приобретения права муниципальной собственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 24: Конституционно-правовые основы приобретения права муниципальной собственности.



Правовое регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется на всех уровнях власти: федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом основополагающим нормативным актом является Конституция РФ. Конституция РФ закрепила нормы-принципы, согласно которым признается муниципальная собственность; она принадлежит населению; от имени муниципального образования управляют ею органы местного самоуправления.

Право муниципальной собственности возникает с использованием различных способов его приобретения. Существует две группы способов приобретения титулов собственности:

· первоначальные;

· производные.

К первоначальным относятся:

· создание (изготовление) новой вещи, на которую ранее не было и не могло быть установлено ничье право собственности;

· переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей вещей;

· при определенных условиях самовольная постройка;

· приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право.

К производным способам относят:

· приобретение на основе договора или иной сделки об отчуждении имущества;

· приобретение в порядке наследования имущества после смерти гражданина;

· приобретение в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.

Эти способы применимы в гражданском обороте в равной степени для всех субъектов гражданских правоотношений, в том числе для муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальная собственность предусмотрена Конституцией РФ, следовательно, ее нужно создавать, т.е. неукоснительно исполнять норму закона, обладающего высшей юридической силой. Никакие другие решения на этот счет не должны входить в противоречие с Конституцией РФ, на каком бы уровне они не принимались.

Но ни Конституция РФ, ни Федеральный закон N-131 в этой части в полном объеме не выполняются.

 


Вопрос 25: Предназначение и разграничение муниципальной собственности, ее роль в реализации компетенции органов местного самоуправления. (ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ")

В соответствии со ст. 50 Федерального закона N-131 в собственности муниципальных образований может находиться:

· имущество, предназначенное для решения установленных федеральным законом вопросов местного значения;

· имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

· имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений в соответствии с нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения, в случае если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом. В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления, которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

В Законе проводится разграничение имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и в собственности городских округов. Это позволило в некоторой степени разграничить и компетенцию между различными уровнями муниципальных образований.

Следовательно, при разграничении собственности особенно важно учитывать тот факт, что собственность выступает как источник доходов и как инфраструктура для осуществления определенных задач. В связи с этим при разграничении собственности в обязательном порядке за органами местного самоуправления должны быть закреплены имущественные объекты и земельные участки, которые составляют инфраструктуру предметов ведения местного самоуправления.

Очень важно при этом обеспечить завершенность технологических циклов. Конкретный перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.

В общем, разграничение имущества хотя и имеет своей целью укрепление муниципальной материальной основы, все же недостаточно для поднятия местного самоуправления, для обеспечения жизнедеятельности людей. В сельской местности распределять сегодня нечего. Там практически нет объектов. Значит нужно использовать другой путь — создавать предприятия различных форм собственности и производственного и социально-культурного назначения. Такую задачу можно решать с участием крупных городов, крупных акционерных обществ, естественных монополий. При этом организовать работу должна федеральная власть.

 


Вопрос 26: Критерии оценки эффективности управления муниципальной собственностью (Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержден Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 года N 607)

1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения.

2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

3. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.

4. Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района).

5. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района).

6. Доля детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет.

7. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам.

8. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, в том числе введенная в действие за один год.

9. Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района).

10. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет.

11. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).

12. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).

13. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) (процент от числа опрошенных).

 


Вопрос 27: Финансовые ресурсы местного самоуправления и их классификация ("Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ)

Финансовые ресурсы местного самоуправления могут классифицироваться по различным признакам:

· налоговые и неналоговые (к неналоговым относятся доходы от использования муниципального имущества и предоставления муниципальных услуг);

· собранные на территории муниципального образования и полученные от других уровней бюджетной системы в порядке бюджетного регулирования;

· законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства целевым назначением (субвенции) для выполнения отдельных государственных полномочий;

· принадлежащие муниципальному образованию и заемные;

· входящие в состав муниципальной казны и принадлежащие муниципальным предприятиям и учреждениям.

Одним из звеньев муниципальных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К ним относятся:

· финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;

· финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими для финансирования социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов на территории муниципального образования.

Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения, и объекты для отдыха. Нередко в общем объеме муниципальных финансов средства предприятий, направляемые на социальное развитие, занимают значительный удельный вес.

Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения.

Важнейшей гарантией служит гарантия их финансовой самостоятельности, включая собственные источники доходов, самостоятельное формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.

Самостоятельность формирования местных бюджетов заключается в том, что рассмотрение проекта бюджета, его утверждение, контроль над исполнением и утверждение отчета о его исполнении осуществляет представительный орган муниципального образования.

К ведению исполнительных органов относятся составление проекта соответствующего бюджета, его исполнение и распоряжение его средствами, контроль над использованием выделенных бюджетных ассигнований. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается наличием у муниципальных образований собственных источников доходов и их правом определять направления расходования средств.

В соответствии с законодательством в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

При недостатке собственных финансовых средств муниципальные образования вправе привлекать заемные средства. От имени местного сообщества они имеют право прибегать к заимствованиям только тогда, когда иное финансирование расходов недоступно или экономически нецелесообразно. Заемные финансовые ресурсы могут привлекаться путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования и кредитов. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит главе муниципального образования, если уставом муниципального образования не предусмотрено иное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.022 с.)