Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И уставные суды иных субъектов Российской ФедерацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Из положений, предусмотренных ч. 2, 4, 5 ст. 5, ст. 73 Конституции РФ, а также на основании ст. 27 и 28 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации», конституций, уста-вов, законов соответствующих субъектов РФ следует, что функция консти-туционного контроля может осуществляться в республиках – конституцион-ными судами республик, а в иных субъектах РФ - уставными судами соот-ветственно иных субъектов РФ. Конституционный суд республики и уставный суд иного субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом РФ[52]. Основными задачами конституционных судов республик и уставных судов иных субъектов РФ являются: рассмотрение вопросов о соответствии законов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) данного субъекта РФ; толкование конституции (устава) субъекта РФ; рассмотрение иных вопросов, не нарушающих конституционную схему разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также соответствующих правовой природе таких судебных органов конституционной (уставной) юстиции (проверка конституционности ненор-мативных актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проверка условий проведения и результатов референдумов и выборов, рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и т.п.). Порядок организации и деятельности конституционных (уставных) судов определяется соответственно конституциями, уставами и законами субъектов РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Финансирование данных судов осуществляется за счет средств бюджета субъектов РФ. Следует иметь в виду, что в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, конституционные суды республик и уставные суды иных субъектов РФ не образуют автономной судебной системы и по отно-шению к ним Конституционный Суд Российской Федерации не является вышестоящей инстанцией. Данные суды являются составной частью судебной системы Российской Федерации и в этой связи все правовые гаран-тии и требования, предусмотренные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», распространяются на судей конституционных судов республик и судей уставных судов иных субъектов РФ, за исключением тех правовых норм, которые регулируют порядок назначения на должность и сроки полномочий судей данных судов. Порядок назначения на должность и сроки полномочий судей конституционного и уставного суда соответствующего субъекта РФ регулируются соответст-венно конституцией, уставом, законом данного субъекта Российской Феде-рации. Следует отметить, что по состоянию на начало 2012 г. принят лишь 21 закон о конституционных судах республик и уставных судах иных субъектов РФ, а реально функционируют лишь 17 судов: в Свердловской, Калинин-градской, Челябинской, Тюменской областях, в Санкт-Петербурге; в Рес-публике Адыгея, в Республике Башкортостан, в Республике Бурятия, в Кабардино-Балкарской Республике, в Республике Ингушетия, в Республике Карелия, в Республике Коми, в Республике Марий Эл, в Республике Саха (Якутия), в Республике Северая Осетия-Алания, в Республике Татарстан, в Чеченской Республике. Нет конституционных судов в Республике Алтай, в Республике Калмыкия, в Республике Мордовия, в Чувашской Республике, в Карачаево-Черкесской Республике. Нет уставных судов в Москве, в Алтайс-ком крае, Камчатском крае, Краснодарском крае, Красноярском крае, в иных субъектах РФ. Имели место случаи, когда образованные в ряде субъектов РФ конституционные (уставные) суды через определенное время прекратили свое существование. Следует иметь в виду, что образование и деятельность конституцион-ных и уставных судов объективно необходимо во всех субъектах Российской Федерации прежде всего в целях выявления и последующей отмены законов и подзаконных нормативных правовых актов субъектов РФ, не соответству-ющих конституциям, уставам субъектов РФ и нарушающих права и свобо-ды граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации. 6. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации образу-ют: а) федеральные суды общей юрисдикции, которыми являются Верхов-ный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды, военные суды, специа-лизированные суды[53]; б) мировые судьи общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Мировые судьи общей юрисдикции субъектов Российской Федерации В России институт мировых судей учрежден судебной реформой 1864 г.и функционировал по 1917 г. В судебной системе Российской Империи мировой суд был нижестоящим по отношению к суду волостному. Декретом Совнаркома РСФСР о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. упразднены все суды царской власти и Временного правительства, кроме мировых судей, которые были преобразованы в местные суды. Реставрирован институт мировых судей Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Правовую основусоздания института мировых судей, компетенции, полномочий и порядка деятельности мировых судей общей юрисдикции субъектов РФ образуют Конституция РФ, федеральные конституционные законы о судебной системе РФ, о судах общей юрисдикции в РФ, федераль-ный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ, а также конститу-ции, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Каждый мировой судья осуществляет судебную власть на территории судебного участка. Судебные участки и должности мировых судей образованы, образуются, упраздняются посредством издания законов субъектами Российской Федерации. Судебные участки образуются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В населенном пункте с числен-ностью населения менее 15 тыс. человек образуется один судебный участок. Мировые судьи назначаются (или избираются) представительным (законо-дательным) органом государственной власти субъекта РФ или избираются на должность населением соответствующего судебного участка не более чем на пять лет; допускается повторное назначение (избрание) на должность миро-вого судьи. Всего в Российской Федерации в порядке реализации Федера-льного закона от 29 декабря 1999 г. «Об общем числе мировых судей и коли-честве участков в субъектах Российской Федерации» образовано свыше 7 тысяч судебных участков и соответственно функционирует свыше 7 тысяч мировых судей. Мировые судьи общей юрисдикции субъектов РФ действуют как суды первой инстанции: по рассмотрению уголовных дел в порядке уголовного судопроизводства; по рассмотрению дел об административных правонару-шениях в порядке административного судопроизводства; по рассмотрению дел в порядке гражданского судопроизводства. Мировой судья действует как суд первой инстанции в порядке уголовного судопроизводства по уголовным делам о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы, кроме дел о преступлениях, подсуд-ных федеральным судам (ч. 1 ст. 31 УПК РФ). Из 13 составов преступлений, уголовные дела о которых подведомственны таможенным органам, к подсудности мировых судей отнесены уголовные дела лишь о деянии, предусмотренном ст. 193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте). Мировой судья соответствующего субъекта РФ действует как суд первой инстанции в порядке административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи законом данного субъекта РФ[54] и ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 КоАП РФ, подлежат рассмотрению мировыми судьями по первой инстанции при условии, что на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ: а) эти дела не отнесены законом к подсудности районных судов или к подсудности гарнизонных военных судов; б) по этим делам не проводилось производство в форме административного расследования. Ежегодно мировые судьи субъектов РФ рассматривают в общей сложности свыше 95% подсудных судам дел об административных правонарушениях; остальные дела об административных правонарушениях рассматриваются в соответствии с правилами подсудности районными судами, гарнизонными военными судами, арбитражными судами. Из предусмотренных КоАП РФ административных правонарушений в области таможенного дела (таможенных правил) к подсудности мировых судей отнесены дела о следующих административных правонарушениях: незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ч.1-3 ст.16.1); недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2); несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в РФ и (или) вывоз това-ров с таможенной территории Таможенного союза или из РФ (ч. 2 ст. 16.3); представление недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.7); недоставка, выдача (передача) без разрешения таможен-ного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них (ч. 1 ст. 16.9); нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16); невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ч. 1 ст. 16.18); несоблюдение таможенной про-цедуры (ч. 1-3 ст. 16.19); незаконное пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестоваными това-рами (ч. 1 ст. 16.20); незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка (ст. 16.21); незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами (ч. 2 ст. 16.24. Мировой судья действует как суд первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства: по делам о выдаче судебного приказа; по делам о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; по делам о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей; по иным делам, возникающим из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родитель-ских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; по делам об имуществен-ных спорах при цене иска, не превышающего 50 тысяч рублей (за исключе-нием дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности); по делам о порядке пользования имуществом; по иным делам, отнесенным к подсудности мировых судей соответствующими законами (ст. 23 ГПК РФ). В порядке гражданского судопроизводства или в порядке администра-тивного судопроизводства мировой судья пересматривает по вновь открыв-шимся или новым обстоятельствам свои решения, постановления, принятые им по первой инстанции и вступившие в законную силу (ст. 393 ГПК РФ). В то же время мировой судья не наделен правом пересматривать ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств вынесенные им по уголовным делам приговоры и постановления, вступившие в законную силу (п. 1 ч. 1 ст. 417 УПК РФ). На основании ч. 4 Конституции РФ мировой судья вправе направить запрос в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, подлежащего применению мировым судьей в конкретном деле. Судебные приговоры, решения, постановления мирового судьи после вступления их в законную силу, а также его законные распоряжения, требо-вания, поручения общеобязательны и подлежат исполнению на всей территории России. Организация деятельности мирового судьи по реализации судебной власти на территории судебного участка осуществляется им лично и с помо-щью аппарата мирового судьи. В составе аппарата мирового суда могут быть секретарь мирового суда, секретари судебных заседаний, помощник мирово-го судьи, заведующий хозяйством (комендант) мирового суда. Работники аппарата являются государственными гражданскими служащими соответст-вующего субъекта РФ; структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются законом субъекта РФ. Организационное обеспечение деятельности мирового суда осуществляется органами исполнительной вла-сти субъекта РФ на основании законодательства данного субъекта РФ. Фи-нансирование расходов по заработной плате мировых судей и их социальной защите осуществляется за счет федерального бюджета. Финансирование заработной платы аппаратов мировых судов, аренды судебных помещений, охраны и эксплуатации помещений, связи, транспорта, канцелярских расхо-дов осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ. Система федеральных судов общей юрисдикции Систему федеральных судов общей юрисдикции образуют: Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ (верховные суды республик; краевые суды; областные суды; суды городов федерального значения; суд автономной области; суды автономных округов); районные суды, городские суды, меж-районные суды (далее – районные суды); военные суды в лице окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов; специализирован-ные суды[55]. Компетенция федеральных судов общей юрисдикции состоит из следующих полномочий: выдача органам предварительного расследования разрешений на производство следственных и иных процессуальных дейст-вий, нарушающих гарантированные Конституцией РФ права физических и юридических лиц; судебное рассмотрение уголовных дел о преступлениях и гражданских дел по первой инстанции; судебное рассмотрение уголовных и гражданских дел и дел об административных правонарушениях в апелляции-онной инстанции, кассационной инстанции, надзорной инстанции, в стадии исполнения приговора, в стадии исполнения иных судебных решений, при возобновлении производства по делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; гражданское судопроизводство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принуди-тельное исполнение решений третейских судов; международное сотрудниче-ство в сфере судебного производства по уголовным, гражданским и семей-ным делам и по делам об административных правонарушениях; судебное рассмотрение жалоб участников уголовного процесса на действия и решения должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Районные суды являются основным звеном федеральных судов общей юрисдикции, поскольку они ежегодно рассматривают до 90% дел различных категорий (свыше шести миллионов дел), отнесенных законодательством к подсудности федеральных судов общей юрисдикции. Каждый районный суд создается посредством принятия федерального закона и действует в границах соответствующего судебного района, территория которого охватывает терри-торию одного района или нескольких районов, городов, иных соответствую-щих им административно-территориальных единиц, имеющих общие (сме-жные) границы в пределах территории субъекта РФ. В целях приближения правосудия к месту нахождения или к месту жительства лиц, участвую-щих в судебных делах, федеральным законом в составе районного суда мо-жет быть образовано постоянное судебное присутствие, как обособленное подразделение данного суда с правом осуществлять его полномочия. Судеб-ное присутствие располагается вне места постоянного пребывания районного суда. Районный суд действует в составе федеральных судей, председателя и заместителя (заместителей) председателя суда и аппарата данного суда. Кандидат на должность федерального судьи, председателя и заместителя председателя районного суда должен отвечать требованиям, указанным выше в параграфе 3 настоящей главы, и помимо этого должен отвечать до-полнительно следующим требованиям: иметь возраст от 25 лет до 70 лет, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Кандидат назнача-ется на должность судьи районного суда Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного зак-лючения квалификационной коллегии судей субъекта РФ. Председатель (заместитель председателя) районного суда назначается на должность в том же порядке, как и судья данного суда. Компетенция районного суда. В пределах своей подсудности районный суд осуществляет судебную власть посредством рассмотрения по первой инстанции соответствующих дел о преступлениях, административных право-нарушениях, гражданских, семейных, трудовых, административных и прочих дел. В порядке уголовного судопроизводства районный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, за исключением дел о преступлениях, подсудных мировым судьям, судам субъектов РФ, военным судам, специа-лизированным судам, Верховному Суду РФ. В частности, районному суду подсудны уголовные дела опреступлениях, подведомственных таможенным органам, которые предусмотрены УК РФ: ст. 189 [о незаконном экспорте из РФ или о передаче сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, о незаконном выполнении работ (об оказании услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники]; ст. 190 (о невозвращении на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологичес-кого достояния народов РФ и зарубежных стран); ст. 194 (об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица); ст. 226.1 (о контрабанде сильнодействующих, ядовитых, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, бое-припасаов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного воору-жения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного воружения, иной военной техники, а также стра-тегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей); ст. 229.1 (о контрабанде наркотических средств, психотропных веществ, их пре-курсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, пси-хотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инст-рументов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ). В порядке уголовного судопроизводства судьи районных судов на основании ч. 2 ст. 29 и ряда иных статей УПК РФ осуществляют судебный контроль за законностью применения органами предварительного расследо-вания мер процессуального принуждения и за законностью производства процессуальных действий, вторгающихся в гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека, гражданина (при избрании мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, при производстве обыска, выемки в жилище, наложении ареста на корреспонденцию, контроле и записи переговоров и др.). В порядке административного судопроизводства районный суд рас-сматривает дела об административных правонарушениях, перечисленных в частях 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, но лишь в следующих случаях, указанных в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ: когда дела о данных административных правонару-шениях не совершены военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы; когда по делам о данных административных правонаруше-ниях осуществлялось досудебное производство в форме административного расследования; когда за совершение административного правонарушения предусмотрено законом наказание в виде административного выдворения за пределы РФ; когда за совершение административного правонарушения пре-дусмотрено законом наказание в виде приостановления деятельности лица, замещающего должность федеральной государственной гражданской служ-бы, или должность государственной гражданской службы субъекта РФ, или должность муниципальной службы; когда за совершение административного правонарушения предусмотрено законом наказание в виде дисквалификации лица, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы, или должность государственной гражданской службы субъекта РФ, или должность муниципальной службы. В порядке гражданского судопроизводства районный суд рассматривает: дела по имущественным спорам при цене иска свыше 50 тыс. руб; дела о наследовании имущества; дела, возникающие из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности; семейные дела [о расторжении брака при наличии спора о детях между супругами; о разде-ле между супругами совместно нажитого имущества при цене иска свыше 50 тысяч руб.; об оспаривании отцовста (материнства); об установлении отцов-ста; о лишении родительских прав; об ограничении родительских прав; об усыновлении (удочерении) ребенка)]; дела о признании гражданина безвест-но отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; дела об ограни-чении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособ-ным; дела о трудовых спорах; дела о земельных спорах; дела об оспарива-нии решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных слу-жащих; дела о признании недействующими нормативных правовых актов, изданных органами местного самоуправления, органами государственной власти, должностными лицами; дела о защите избирательных прав граждан РФ и прав граждан РФ на участие в референдуме; дела о принудительной госпитализации граждан в психиатрический стационар; дела о принудитель-ном психиатрическом освидетельствовании граждан; иные гражданские дела. На основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ районный суд может обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституции-онности закона, подлежащего применению районным судом в конкретном деле. Каждый районный суд является непосредственно вышестоящей судеб-ной инстанцией, пересматривая в апелляционном порядке не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями (по первой инстанции), действующими на территории соответствующего судебного района; каждое такое дело в апелляционном порядке рассматрива-ется единолично федеральным судьей районного суда. Каждый районный суд пересматривает ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств при-говоры и постановления мирового судьи по уголовным делам после их всту-пления в законную силу. В гражданском и административном судопроизвод-стве районный суд пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои судебные решения, определения, постановления после их вступления в законную силу. Организацию деятельности районного суда по реализации судебной вла-сти осуществляет председатель данного суда и под его руководством замес-титель (заместители) председателя и аппарат данного суда. В аппарат район-ного суда входят: секретарь суда и делопроизводители, секретари судебных заседаний, помощники судей, председателя суда и его заместителей; консу-льтанты суда; заведующий архивом и архивариусы; комендант суда. В отно-шении районного суда полномочия юридического лица реализуются Су-дебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Суды субъектов Российской Федерации. Данные суды являются сред-ним звеном в системе федеральных судов общей юрисдикции. В качестве таковых судебную власть в субъектах РФ осуществляют: верховные суды республик; краевые суды; областные суды; суды городов федерального значения; суд автономной области; суды автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящими инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. В состав суда каждого субъекта РФ входят федеральные судьи, председа-тель суда и его заместители, судебная коллегия по уголовным делам, судеб-ная коллегия по гражданским делам, президиум суда и аппарат суда. В целях приближения правосудия к месту нахождения или к месту житель-ства лиц, участвующих в судебных делах, федеральным законом в соста-ве суда субъекта РФ может быть образовано постоянное судебное присут-ствие, как обособленное подразделение даного суда с правом осуществлять его полномочия. Судебное присутствие располагается вне места постоянного пребывания суда субъекта РФ. Кандидаты на должность федерального судьи суда субъекта РФ, председателя суда и его заместителей должны отвечать требованиям, указа-нным выше в параграфе 3 данной главы, а также ряду дополнительных тре-бований: иметь возраст от 30 до 70 лет, стаж работы по юридической про-фессии не менее 7 лет. Кандидат назначается на должность судьи суда субъ-екта РФ Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей субъекта РФ. Председатель (заместитель председателя) суда субъекта РФ назначается на должность Президентом РФ по представлению Председа-теля Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Выс-шей квалификационной коллегии судей РФ. Судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам суда субъекта РФ формируются из числа судей данного суда в составе председателя суде-бной коллегии и членов судебной коллегии. Составы судебных коллегий утверждаются президиумом суда субъекта РФ. Судебная коллегия по уголо-вным делам и судебная коллегия по гражданским делам возглавляются их председателями, которые могут быть одновременно заместителями предсе-дателя суда субъекта РФ. Компетенция суда субъекта Российской Федерации. Каждый суд субъекта РФ в пределах его подсудности осуществляет судебную власть посредством рассмотрения судебных дел в порядке уголовного судопроизво-водства, гражданского судопроизводства, административного судопроизвод-ства или в иных правовых формах, регулируемых федеральными законами. Судебные коллегии действуют как суды первой инстанции и как суды апелляционной инстанции. Судебная коллегия по уголовным делам действует также в качестве суда кассационной инстанции. По первой инстанции уголовные дела рассматриваются либо судьей единолично, либо (по ходатайству обвиняемого) – судебным составом из трех судей или судьей с участием присяжных заседателей [уголовные дела об умышленных убийствах, терроризме, бандитизме, организованной преступ-ной деятельности, о преступлениях против мира и безопасности человечест-ва, об иных тяжких и особо тяжких преступлениях, о преступлениях судей, членов Совета Федерации депутатов Государственной Думы, а также уголов-ные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие госу-дарственную тайну (ч. 3 ст. 31 УПК РФ)]. По первой инстанции гражданские дела рассматриваются либо судьей единолично, либо судебным составом из трех судей судебной коллегии по гражданским делам [рассматриваются дела, связанные с государственной тайной, дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государ-ственной власти субъекта РФ, затрагивающих права, свободы и законные ин-тересы граждан и организаций, дела об оспаривании решений избирательной комиссии субъекта РФ, окружных избирательных комиссий, иные дела, указанные в ст. 28 ГПК РФ]. Судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам действуют как суды апелляционной инстанции в соста-ве трех судей, рассматривая по апелляционным жалобам сторон или (и) апел-ляционным представлениям прокуроров не вступившие в законную силу приговоры, решения, постановления соответственно по уголовным делам, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, при-нятые районными судами в качестве суда первой инстанции (п. 2 ч. 3 ст. 28 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; ст. 389.1, п. 2 ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ, ст. 320, п. 2 ст. 320.1 ГПК РФ). Судебная коллегия по уголовным дела действует в качестве суда апел-ляционной инстанции в составе трех судей, пересматривая промежуточ-ные судебные решения, вынесенные ею в ходе производства по делу о прес-туплении в качестве суда первой инстанции (п. 2 ч. 3 ст. 28 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; ст. 389.1, п. 3 ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ). Судебная коллегия по уголовным делам действует как суд кассацион-ной инстанции, в составе трех судей рассматривая по частным жалобам сторон или (и) частным представлениям прокуроров промежуточные судеб-ные решения, принятые данной судебной коллегией в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции (п. 3 ч. 3 ст. 28 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; ст. 401.2, п. 1 ч. 2 ст. 401.3 УПК РФ). Судебная коллегия по гражданским делам суда субъекта РФ рассмат-ривает дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых данной судебной коллегией (п. 4 ч. 3 ст. 28 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; ст. 393 ГПК РФ). Президиум суда субъекта РФ. Состав президиума суда субъекта РФ включает председателя данного суда и его заместителей по должности, а также иных членов президиума, утверждаемых Президентом РФ по предста-влению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей субъекта РФ. Президиум суда субъекта РФ действует: 1. Как суд кассационной инстанции, рассматривая по кассационным жалобам сторон, кассационным представлениям прокуроров: а) вступившие в законную силу приговоры, постановления мировых судей, приговоры, поста-новления, решения районных судов, принятые ими соответственно в поря-дке уголовного, административного, гражданского судопроизводства; б) апе-лляционные определения судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам, принятые ими в порядке уголовного, административного, гражданского судопроизводства. 2. Как суд, рассматривающий по вновь открывшимся или новым обс-тоятельствам судебные дела, решения, определения, постановления по которым, принятые судебной коллегией по гражданским делам, вступили в законную силу (п. 1 ч. 3 ст. 26 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; ст. 393 ГПК РФ). 3) Как суд, рассматривающий по новым или вновь открывшимся обстоятельствам уголовные дела, приговоры, постановления, определения по которым, принятые районными судами, вступили в законную силу (п. 1 ч. 3 ст. 26 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; п. 3 ч. 2 ст. 417 УПК РФ). На основании ч. 4 Конституции РФ федеральный суд субъекта РФ может направить запрос в Конституционный Суд РФ о проверке конститу-ционности закона, подлежащего применению судом субъекта РФ в конкретном деле. Организацию деятельности суда субъекта РФ осуществляет предсе-датель данного суда и под его руководством заместители председателя, пре-зидиум и аппарат данного суда. Президиум суда: утверждает по представ-лению председателя суда судебные составы судебных коллегий, рассмат-ривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, заслушивает отчеты председателей судебных коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда. Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах испол-нительной власти, в которых федеральным законодательством предусмот-рена военная служба. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов установлены Конституцией РФ, ФКЗ о судебной системе РФ, ФКЗ о военных судах РФ, процессуальным законодательством РФ, иными законами. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Военные суды осуществляют правосудие в порядке уголовного, администра-тивного и гражданского судопроизводства. Система военных судов вклю-чает гарнизонные военные суды, а также окружные и флотские военные суды. Судьей военного суда может быть гражданин России, личные и профессиональные качества которого соответствуют требованиям, указан-ным выше в параграфе 3 настоящей главы; дополнительно он должен соот-ветствовать следующим требованиям: иметь возраст не моложе 25 лет, быть годным по состоянию здоровья к военной службе; не совершать порочащих его поступков, иметь офицерское звание, заключить контракт о прохожде-нии военной службы. Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дис-лоцируются один или несколько военных гарнизонов; его статус приравни-вается к статусу районного суда. Гарнизонный военный суд состоит из феде-ральных судей, председателя, заместителя председателя и аппарата гарни-зонного военного суда. Судья гарнизонного военного суда назначается Пре-зидентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии военных судей. Председатель гарнизонного военного суда и его заместитель назна-чаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Компетенция гарнизонного военного суда. Гарнизонный военный суд: а) по уголовным делам своей подсудности принимает решения о применении мер процессуального принуждения в отношении подозреваемых и обвиня-емых лиц, а также рассматривает жалобы участников досудебного произво-дства на действия и решения должностных лиц органов расследования и прокуроров; в) в пределах своей подсудности рассматривает по первой инс-танции: уголовные дела о преступлениях военнослужащих и граждан, про-ходящих военные сборы; в порядке административного судопроизводства - дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужа-щими и гражданами, проходящими военные сборы, а также материалы о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест; в порядке гражданского судопроизводства рассматривает в пределах своей подсудности гражданские и административ-ные дела о защите имущественных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Помимо этого гарнизонный военный суд рассматривает по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вынесенные им в порядке гражданского или административ-ного судопроизводства решения, постановления, вступившие в законную силу (ст. 22, 23 ФКЗ о военных судах Российской Федерации; ч. 2 и 3 ст. 29 УПК РФ). Окружные и флотские военные суды являются непосредственно выше-стоящими судебными инстанциями по отношению к гарнизонным военным судам. Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. В состав окружного (флотского) военного суда входят федераль-ные военный судьи, председатель, заместители председателя и президиум указанного суда. Кандидаты в судьи окружного (флотского) военного суда, председателя данного суда и его заместителя должны отвечать требованиям, указанным выше в параграфе 3 настоящей главы, а также соответствовать следующим дополнительным требованиям: иметь возраст не моложе 30 лет, стаж работы по юридической профессии не менее 7 лет, быть годным по состоянию здоровья к военной службе, не совершать порочащих поступков, иметь офицерское звание, заключить контракт о прохождении военной службы. Федеральные судьи окружного (флотского) военного суда назначаются Прези
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.02 с.) |