Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И уставные суды иных субъектов Российской Федерации

Поиск

Из положений, предусмотренных ч. 2, 4, 5 ст. 5, ст. 73 Конституции РФ, а также на основании ст. 27 и 28 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации», конституций, уста-вов, законов соответствующих субъектов РФ следует, что функция консти-туционного контроля может осуществляться в республиках – конституцион-ными судами республик, а в иных субъектах РФ - уставными судами соот-ветственно иных субъектов РФ.

Конституционный суд республики и уставный суд иного субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом РФ[52]. Основными задачами конституционных судов республик и уставных судов иных субъектов РФ являются: рассмотрение вопросов о соответствии законов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) данного субъекта РФ; толкование конституции (устава) субъекта РФ; рассмотрение иных вопросов, не нарушающих конституционную схему разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также соответствующих правовой природе таких судебных органов конституционной (уставной) юстиции (проверка конституционности ненор-мативных актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проверка условий проведения и результатов референдумов и выборов, рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и т.п.).

Порядок организации и деятельности конституционных (уставных) судов определяется соответственно конституциями, уставами и законами субъектов РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Финансирование данных судов осуществляется за счет средств бюджета субъектов РФ.

Следует иметь в виду, что в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, конституционные суды республик и уставные суды иных субъектов РФ не образуют автономной судебной системы и по отно-шению к ним Конституционный Суд Российской Федерации не является вышестоящей инстанцией. Данные суды являются составной частью судебной системы Российской Федерации и в этой связи все правовые гаран-тии и требования, предусмотренные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», распространяются на судей конституционных судов республик и судей уставных судов иных субъектов РФ, за исключением тех правовых норм, которые регулируют порядок назначения на должность и сроки полномочий судей данных судов. Порядок назначения на должность и сроки полномочий судей конституционного и уставного суда соответствующего субъекта РФ регулируются соответст-венно конституцией, уставом, законом данного субъекта Российской Феде-рации.

Следует отметить, что по состоянию на начало 2012 г. принят лишь 21 закон о конституционных судах республик и уставных судах иных субъектов РФ, а реально функционируют лишь 17 судов: в Свердловской, Калинин-градской, Челябинской, Тюменской областях, в Санкт-Петербурге; в Рес-публике Адыгея, в Республике Башкортостан, в Республике Бурятия, в Кабардино-Балкарской Республике, в Республике Ингушетия, в Республике Карелия, в Республике Коми, в Республике Марий Эл, в Республике Саха (Якутия), в Республике Северая Осетия-Алания, в Республике Татарстан, в Чеченской Республике. Нет конституционных судов в Республике Алтай, в Республике Калмыкия, в Республике Мордовия, в Чувашской Республике, в Карачаево-Черкесской Республике. Нет уставных судов в Москве, в Алтайс-ком крае, Камчатском крае, Краснодарском крае, Красноярском крае, в иных субъектах РФ. Имели место случаи, когда образованные в ряде субъектов РФ конституционные (уставные) суды через определенное время прекратили свое существование.

Следует иметь в виду, что образование и деятельность конституцион-ных и уставных судов объективно необходимо во всех субъектах Российской Федерации прежде всего в целях выявления и последующей отмены законов и подзаконных нормативных правовых актов субъектов РФ, не соответству-ющих конституциям, уставам субъектов РФ и нарушающих права и свобо-ды граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации.

6. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации образу-ют: а) федеральные суды общей юрисдикции, которыми являются Верхов-ный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды, военные суды, специа-лизированные суды[53]; б) мировые судьи общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи общей юрисдикции

субъектов Российской Федерации

В России институт мировых судей учрежден судебной реформой 1864 г.и функционировал по 1917 г. В судебной системе Российской Империи мировой суд был нижестоящим по отношению к суду волостному. Декретом Совнаркома РСФСР о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. упразднены все суды царской власти и Временного правительства, кроме мировых судей, которые были преобразованы в местные суды. Реставрирован институт мировых судей Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Правовую основусоздания института мировых судей, компетенции, полномочий и порядка деятельности мировых судей общей юрисдикции субъектов РФ образуют Конституция РФ, федеральные конституционные законы о судебной системе РФ, о судах общей юрисдикции в РФ, федераль-ный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ, а также конститу-ции, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Каждый мировой судья осуществляет судебную власть на территории судебного участка. Судебные участки и должности мировых судей образованы, образуются, упраздняются посредством издания законов субъектами Российской Федерации.

Судебные участки образуются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В населенном пункте с числен-ностью населения менее 15 тыс. человек образуется один судебный участок. Мировые судьи назначаются (или избираются) представительным (законо-дательным) органом государственной власти субъекта РФ или избираются на должность населением соответствующего судебного участка не более чем на пять лет; допускается повторное назначение (избрание) на должность миро-вого судьи. Всего в Российской Федерации в порядке реализации Федера-льного закона от 29 декабря 1999 г. «Об общем числе мировых судей и коли-честве участков в субъектах Российской Федерации» образовано свыше 7 тысяч судебных участков и соответственно функционирует свыше 7 тысяч мировых судей.

Мировые судьи общей юрисдикции субъектов РФ действуют как суды первой инстанции: по рассмотрению уголовных дел в порядке уголовного судопроизводства; по рассмотрению дел об административных правонару-шениях в порядке административного судопроизводства; по рассмотрению дел в порядке гражданского судопроизводства.

Мировой судья действует как суд первой инстанции в порядке уголовного судопроизводства по уголовным делам о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы, кроме дел о преступлениях, подсуд-ных федеральным судам (ч. 1 ст. 31 УПК РФ). Из 13 составов преступлений, уголовные дела о которых подведомственны таможенным органам, к подсудности мировых судей отнесены уголовные дела лишь о деянии, предусмотренном ст. 193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте).

Мировой судья соответствующего субъекта РФ действует как суд первой инстанции в порядке административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи законом данного субъекта РФ[54] и ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 КоАП РФ, подлежат рассмотрению мировыми судьями по первой инстанции при условии, что на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ: а) эти дела не отнесены законом к подсудности районных судов или к подсудности гарнизонных военных судов; б) по этим делам не проводилось производство в форме административного расследования. Ежегодно мировые судьи субъектов РФ рассматривают в общей сложности свыше 95% подсудных судам дел об административных правонарушениях; остальные дела об административных правонарушениях рассматриваются в соответствии с правилами подсудности районными судами, гарнизонными военными судами, арбитражными судами.

Из предусмотренных КоАП РФ административных правонарушений в области таможенного дела (таможенных правил) к подсудности мировых судей отнесены дела о следующих административных правонарушениях: незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ч.1-3 ст.16.1); недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2); несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в РФ и (или) вывоз това-ров с таможенной территории Таможенного союза или из РФ (ч. 2 ст. 16.3); представление недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.7); недоставка, выдача (передача) без разрешения таможен-ного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них (ч. 1 ст. 16.9); нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16); невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ч. 1 ст. 16.18); несоблюдение таможенной про-цедуры (ч. 1-3 ст. 16.19); незаконное пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестоваными това-рами (ч. 1 ст. 16.20); незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка (ст. 16.21); незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами (ч. 2 ст. 16.24.

Мировой судья действует как суд первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства: по делам о выдаче судебного приказа; по делам о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; по делам о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей; по иным делам, возникающим из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родитель-ских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; по делам об имуществен-ных спорах при цене иска, не превышающего 50 тысяч рублей (за исключе-нием дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности); по делам о порядке пользования имуществом; по иным делам, отнесенным к подсудности мировых судей соответствующими законами (ст. 23 ГПК РФ).

В порядке гражданского судопроизводства или в порядке администра-тивного судопроизводства мировой судья пересматривает по вновь открыв-шимся или новым обстоятельствам свои решения, постановления, принятые им по первой инстанции и вступившие в законную силу (ст. 393 ГПК РФ). В то же время мировой судья не наделен правом пересматривать ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств вынесенные им по уголовным делам приговоры и постановления, вступившие в законную силу (п. 1 ч. 1 ст. 417 УПК РФ). На основании ч. 4 Конституции РФ мировой судья вправе направить запрос в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, подлежащего применению мировым судьей в конкретном деле.

Судебные приговоры, решения, постановления мирового судьи после вступления их в законную силу, а также его законные распоряжения, требо-вания, поручения общеобязательны и подлежат исполнению на всей территории России.

Организация деятельности мирового судьи по реализации судебной власти на территории судебного участка осуществляется им лично и с помо-щью аппарата мирового судьи. В составе аппарата мирового суда могут быть секретарь мирового суда, секретари судебных заседаний, помощник мирово-го судьи, заведующий хозяйством (комендант) мирового суда. Работники аппарата являются государственными гражданскими служащими соответст-вующего субъекта РФ; структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются законом субъекта РФ. Организационное обеспечение деятельности мирового суда осуществляется органами исполнительной вла-сти субъекта РФ на основании законодательства данного субъекта РФ. Фи-нансирование расходов по заработной плате мировых судей и их социальной защите осуществляется за счет федерального бюджета. Финансирование заработной платы аппаратов мировых судов, аренды судебных помещений, охраны и эксплуатации помещений, связи, транспорта, канцелярских расхо-дов осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции

Систему федеральных судов общей юрисдикции образуют: Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ (верховные суды республик; краевые суды; областные суды; суды городов федерального значения; суд автономной области; суды автономных округов); районные суды, городские суды, меж-районные суды (далее – районные суды); военные суды в лице окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов; специализирован-ные суды[55].

Компетенция федеральных судов общей юрисдикции состоит из следующих полномочий: выдача органам предварительного расследования разрешений на производство следственных и иных процессуальных дейст-вий, нарушающих гарантированные Конституцией РФ права физических и юридических лиц; судебное рассмотрение уголовных дел о преступлениях и гражданских дел по первой инстанции; судебное рассмотрение уголовных и гражданских дел и дел об административных правонарушениях в апелляции-онной инстанции, кассационной инстанции, надзорной инстанции, в стадии исполнения приговора, в стадии исполнения иных судебных решений, при возобновлении производства по делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; гражданское судопроизводство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принуди-тельное исполнение решений третейских судов; международное сотрудниче-ство в сфере судебного производства по уголовным, гражданским и семей-ным делам и по делам об административных правонарушениях; судебное рассмотрение жалоб участников уголовного процесса на действия и решения должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Районные суды являются основным звеном федеральных судов общей юрисдикции, поскольку они ежегодно рассматривают до 90% дел различных категорий (свыше шести миллионов дел), отнесенных законодательством к подсудности федеральных судов общей юрисдикции. Каждый районный суд создается посредством принятия федерального закона и действует в границах соответствующего судебного района, территория которого охватывает терри-торию одного района или нескольких районов, городов, иных соответствую-щих им административно-территориальных единиц, имеющих общие (сме-жные) границы в пределах территории субъекта РФ. В целях приближения правосудия к месту нахождения или к месту жительства лиц, участвую-щих в судебных делах, федеральным законом в составе районного суда мо-жет быть образовано постоянное судебное присутствие, как обособленное подразделение данного суда с правом осуществлять его полномочия. Судеб-ное присутствие располагается вне места постоянного пребывания районного суда.

Районный суд действует в составе федеральных судей, председателя и заместителя (заместителей) председателя суда и аппарата данного суда. Кандидат на должность федерального судьи, председателя и заместителя председателя районного суда должен отвечать требованиям, указанным выше в параграфе 3 настоящей главы, и помимо этого должен отвечать до-полнительно следующим требованиям: иметь возраст от 25 лет до 70 лет, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Кандидат назнача-ется на должность судьи районного суда Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного зак-лючения квалификационной коллегии судей субъекта РФ. Председатель (заместитель председателя) районного суда назначается на должность в том же порядке, как и судья данного суда.

Компетенция районного суда. В пределах своей подсудности районный суд осуществляет судебную власть посредством рассмотрения по первой инстанции соответствующих дел о преступлениях, административных право-нарушениях, гражданских, семейных, трудовых, административных и прочих дел.

В порядке уголовного судопроизводства районный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, за исключением дел о преступлениях, подсудных мировым судьям, судам субъектов РФ, военным судам, специа-лизированным судам, Верховному Суду РФ. В частности, районному суду подсудны уголовные дела опреступлениях, подведомственных таможенным органам, которые предусмотрены УК РФ: ст. 189 [о незаконном экспорте из РФ или о передаче сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, о незаконном выполнении работ (об оказании услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники]; ст. 190 (о невозвращении на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологичес-кого достояния народов РФ и зарубежных стран); ст. 194 (об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица); ст. 226.1 (о контрабанде сильнодействующих, ядовитых, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, бое-припасаов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного воору-жения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного воружения, иной военной техники, а также стра-тегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей); ст. 229.1 (о контрабанде наркотических средств, психотропных веществ, их пре-курсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, пси-хотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инст-рументов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ).

В порядке уголовного судопроизводства судьи районных судов на основании ч. 2 ст. 29 и ряда иных статей УПК РФ осуществляют судебный контроль за законностью применения органами предварительного расследо-вания мер процессуального принуждения и за законностью производства процессуальных действий, вторгающихся в гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека, гражданина (при избрании мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, при производстве обыска, выемки в жилище, наложении ареста на корреспонденцию, контроле и записи переговоров и др.).

В порядке административного судопроизводства районный суд рас-сматривает дела об административных правонарушениях, перечисленных в частях 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, но лишь в следующих случаях, указанных в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ: когда дела о данных административных правонару-шениях не совершены военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы; когда по делам о данных административных правонаруше-ниях осуществлялось досудебное производство в форме административного расследования; когда за совершение административного правонарушения предусмотрено законом наказание в виде административного выдворения за пределы РФ; когда за совершение административного правонарушения пре-дусмотрено законом наказание в виде приостановления деятельности лица, замещающего должность федеральной государственной гражданской служ-бы, или должность государственной гражданской службы субъекта РФ, или должность муниципальной службы; когда за совершение административного правонарушения предусмотрено законом наказание в виде дисквалификации лица, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы, или должность государственной гражданской службы субъекта РФ, или должность муниципальной службы.

В порядке гражданского судопроизводства районный суд рассматривает: дела по имущественным спорам при цене иска свыше 50 тыс. руб; дела о наследовании имущества; дела, возникающие из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности; семейные дела [о расторжении брака при наличии спора о детях между супругами; о разде-ле между супругами совместно нажитого имущества при цене иска свыше 50 тысяч руб.; об оспаривании отцовста (материнства); об установлении отцов-ста; о лишении родительских прав; об ограничении родительских прав; об усыновлении (удочерении) ребенка)]; дела о признании гражданина безвест-но отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; дела об ограни-чении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособ-ным; дела о трудовых спорах; дела о земельных спорах; дела об оспарива-нии решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных слу-жащих; дела о признании недействующими нормативных правовых актов, изданных органами местного самоуправления, органами государственной власти, должностными лицами; дела о защите избирательных прав граждан РФ и прав граждан РФ на участие в референдуме; дела о принудительной госпитализации граждан в психиатрический стационар; дела о принудитель-ном психиатрическом освидетельствовании граждан; иные гражданские дела.

На основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ районный суд может обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституции-онности закона, подлежащего применению районным судом в конкретном деле.

Каждый районный суд является непосредственно вышестоящей судеб-ной инстанцией, пересматривая в апелляционном порядке не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями (по первой инстанции), действующими на территории соответствующего судебного района; каждое такое дело в апелляционном порядке рассматрива-ется единолично федеральным судьей районного суда. Каждый районный суд пересматривает ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств при-говоры и постановления мирового судьи по уголовным делам после их всту-пления в законную силу. В гражданском и административном судопроизвод-стве районный суд пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои судебные решения, определения, постановления после их вступления в законную силу.

Организацию деятельности районного суда по реализации судебной вла-сти осуществляет председатель данного суда и под его руководством замес-титель (заместители) председателя и аппарат данного суда. В аппарат район-ного суда входят: секретарь суда и делопроизводители, секретари судебных заседаний, помощники судей, председателя суда и его заместителей; консу-льтанты суда; заведующий архивом и архивариусы; комендант суда. В отно-шении районного суда полномочия юридического лица реализуются Су-дебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Суды субъектов Российской Федерации. Данные суды являются сред-ним звеном в системе федеральных судов общей юрисдикции. В качестве таковых судебную власть в субъектах РФ осуществляют: верховные суды республик; краевые суды; областные суды; суды городов федерального значения; суд автономной области; суды автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящими инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. В состав суда каждого субъекта РФ входят федеральные судьи, председа-тель суда и его заместители, судебная коллегия по уголовным делам, судеб-ная коллегия по гражданским делам, президиум суда и аппарат суда. В целях приближения правосудия к месту нахождения или к месту житель-ства лиц, участвующих в судебных делах, федеральным законом в соста-ве суда субъекта РФ может быть образовано постоянное судебное присут-ствие, как обособленное подразделение даного суда с правом осуществлять его полномочия. Судебное присутствие располагается вне места постоянного пребывания суда субъекта РФ.

Кандидаты на должность федерального судьи суда субъекта РФ, председателя суда и его заместителей должны отвечать требованиям, указа-нным выше в параграфе 3 данной главы, а также ряду дополнительных тре-бований: иметь возраст от 30 до 70 лет, стаж работы по юридической про-фессии не менее 7 лет. Кандидат назначается на должность судьи суда субъ-екта РФ Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей субъекта РФ. Председатель (заместитель председателя) суда субъекта РФ назначается на должность Президентом РФ по представлению Председа-теля Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Выс-шей квалификационной коллегии судей РФ. Судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам суда субъекта РФ формируются из числа судей данного суда в составе председателя суде-бной коллегии и членов судебной коллегии. Составы судебных коллегий утверждаются президиумом суда субъекта РФ. Судебная коллегия по уголо-вным делам и судебная коллегия по гражданским делам возглавляются их председателями, которые могут быть одновременно заместителями предсе-дателя суда субъекта РФ.

Компетенция суда субъекта Российской Федерации. Каждый суд субъекта РФ в пределах его подсудности осуществляет судебную власть посредством рассмотрения судебных дел в порядке уголовного судопроизво-водства, гражданского судопроизводства, административного судопроизвод-ства или в иных правовых формах, регулируемых федеральными законами.

Судебные коллегии действуют как суды первой инстанции и как суды апелляционной инстанции. Судебная коллегия по уголовным делам действует также в качестве суда кассационной инстанции.

По первой инстанции уголовные дела рассматриваются либо судьей единолично, либо (по ходатайству обвиняемого) – судебным составом из трех судей или судьей с участием присяжных заседателей [уголовные дела об умышленных убийствах, терроризме, бандитизме, организованной преступ-ной деятельности, о преступлениях против мира и безопасности человечест-ва, об иных тяжких и особо тяжких преступлениях, о преступлениях судей, членов Совета Федерации депутатов Государственной Думы, а также уголов-ные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие госу-дарственную тайну (ч. 3 ст. 31 УПК РФ)].

По первой инстанции гражданские дела рассматриваются либо судьей единолично, либо судебным составом из трех судей судебной коллегии по гражданским делам [рассматриваются дела, связанные с государственной тайной, дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государ-ственной власти субъекта РФ, затрагивающих права, свободы и законные ин-тересы граждан и организаций, дела об оспаривании решений избирательной комиссии субъекта РФ, окружных избирательных комиссий, иные дела, указанные в ст. 28 ГПК РФ].

Судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам действуют как суды апелляционной инстанции в соста-ве трех судей, рассматривая по апелляционным жалобам сторон или (и) апел-ляционным представлениям прокуроров не вступившие в законную силу приговоры, решения, постановления соответственно по уголовным делам, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, при-нятые районными судами в качестве суда первой инстанции (п. 2 ч. 3 ст. 28 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; ст. 389.1, п. 2 ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ, ст. 320, п. 2 ст. 320.1 ГПК РФ).

Судебная коллегия по уголовным дела действует в качестве суда апел-ляционной инстанции в составе трех судей, пересматривая промежуточ-ные судебные решения, вынесенные ею в ходе производства по делу о прес-туплении в качестве суда первой инстанции (п. 2 ч. 3 ст. 28 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; ст. 389.1, п. 3 ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ).

Судебная коллегия по уголовным делам действует как суд кассацион-ной инстанции, в составе трех судей рассматривая по частным жалобам сторон или (и) частным представлениям прокуроров промежуточные судеб-ные решения, принятые данной судебной коллегией в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции (п. 3 ч. 3 ст. 28 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; ст. 401.2, п. 1 ч. 2 ст. 401.3 УПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам суда субъекта РФ рассмат-ривает дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых данной судебной коллегией (п. 4 ч. 3 ст. 28 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; ст. 393 ГПК РФ).

Президиум суда субъекта РФ. Состав президиума суда субъекта РФ включает председателя данного суда и его заместителей по должности, а также иных членов президиума, утверждаемых Президентом РФ по предста-влению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей субъекта РФ. Президиум суда субъекта РФ действует:

1. Как суд кассационной инстанции, рассматривая по кассационным жалобам сторон, кассационным представлениям прокуроров: а) вступившие в законную силу приговоры, постановления мировых судей, приговоры, поста-новления, решения районных судов, принятые ими соответственно в поря-дке уголовного, административного, гражданского судопроизводства; б) апе-лляционные определения судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам, принятые ими в порядке уголовного, административного, гражданского судопроизводства.

2. Как суд, рассматривающий по вновь открывшимся или новым обс-тоятельствам судебные дела, решения, определения, постановления по которым, принятые судебной коллегией по гражданским делам, вступили в законную силу (п. 1 ч. 3 ст. 26 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; ст. 393 ГПК РФ).

3) Как суд, рассматривающий по новым или вновь открывшимся обстоятельствам уголовные дела, приговоры, постановления, определения по которым, принятые районными судами, вступили в законную силу (п. 1 ч. 3 ст. 26 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; п. 3 ч. 2 ст. 417 УПК РФ).

На основании ч. 4 Конституции РФ федеральный суд субъекта РФ может направить запрос в Конституционный Суд РФ о проверке конститу-ционности закона, подлежащего применению судом субъекта РФ в конкретном деле.

Организацию деятельности суда субъекта РФ осуществляет предсе-датель данного суда и под его руководством заместители председателя, пре-зидиум и аппарат данного суда. Президиум суда: утверждает по представ-лению председателя суда судебные составы судебных коллегий, рассмат-ривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, заслушивает отчеты председателей судебных коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда.

Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах испол-нительной власти, в которых федеральным законодательством предусмот-рена военная служба. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов установлены Конституцией РФ, ФКЗ о судебной системе РФ, ФКЗ о военных судах РФ, процессуальным законодательством РФ, иными законами. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Военные суды осуществляют правосудие в порядке уголовного, администра-тивного и гражданского судопроизводства. Система военных судов вклю-чает гарнизонные военные суды, а также окружные и флотские военные суды. Судьей военного суда может быть гражданин России, личные и профессиональные качества которого соответствуют требованиям, указан-ным выше в параграфе 3 настоящей главы; дополнительно он должен соот-ветствовать следующим требованиям: иметь возраст не моложе 25 лет, быть годным по состоянию здоровья к военной службе; не совершать порочащих его поступков, иметь офицерское звание, заключить контракт о прохожде-нии военной службы.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дис-лоцируются один или несколько военных гарнизонов; его статус приравни-вается к статусу районного суда. Гарнизонный военный суд состоит из феде-ральных судей, председателя, заместителя председателя и аппарата гарни-зонного военного суда. Судья гарнизонного военного суда назначается Пре-зидентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии военных судей. Председатель гарнизонного военного суда и его заместитель назна-чаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей.

Компетенция гарнизонного военного суда. Гарнизонный военный суд: а) по уголовным делам своей подсудности принимает решения о применении мер процессуального принуждения в отношении подозреваемых и обвиня-емых лиц, а также рассматривает жалобы участников досудебного произво-дства на действия и решения должностных лиц органов расследования и прокуроров; в) в пределах своей подсудности рассматривает по первой инс-танции: уголовные дела о преступлениях военнослужащих и граждан, про-ходящих военные сборы; в порядке административного судопроизводства - дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужа-щими и гражданами, проходящими военные сборы, а также материалы о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест; в порядке гражданского судопроизводства рассматривает в пределах своей подсудности гражданские и административ-ные дела о защите имущественных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Помимо этого гарнизонный военный суд рассматривает по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вынесенные им в порядке гражданского или административ-ного судопроизводства решения, постановления, вступившие в законную силу (ст. 22, 23 ФКЗ о военных судах Российской Федерации; ч. 2 и 3 ст. 29 УПК РФ).

Окружные и флотские военные суды являются непосредственно выше-стоящими судебными инстанциями по отношению к гарнизонным военным судам. Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. В состав окружного (флотского) военного суда входят федераль-ные военный судьи, председатель, заместители председателя и президиум указанного суда. Кандидаты в судьи окружного (флотского) военного суда, председателя данного суда и его заместителя должны отвечать требованиям, указанным выше в параграфе 3 настоящей главы, а также соответствовать следующим дополнительным требованиям: иметь возраст не моложе 30 лет, стаж работы по юридической профессии не менее 7 лет, быть годным по состоянию здоровья к военной службе, не совершать порочащих поступков, иметь офицерское звание, заключить контракт о прохождении военной службы. Федеральные судьи окружного (флотского) военного суда назначаются Прези



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.02 с.)