Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Михайлов В.А. Глава 11 Судебная система и правоохранительные органы Российской Федерации //Правоведение. Учебник /Под ред. С. И. Некрасова. – М.: Юрайт, 2011↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Михайлов В.А. Глава 11 Судебная система и правоохранительные органы Российской Федерации //Правоведение. Учебник /Под ред. С. И. Некрасова. – М.: Юрайт, 2011 Судебная система Российской Федерации Судебная власть Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную власть, исполнительную власть, судебную власть, каждая из которых самостоятельна. Из данных конституционных положений следует, что судебная власть в Российской Федерации является одной из ветвей госу-дарственной власти, одним из видов государственной власти. Судебная система. Судебная власть в России осуществляется единой судебной системой РФ, которой является совокупность однородных по своим целям и задачам организационно и функциионально объединенных в одно целое всех федеральных судов, судов субъектов РФ и судейского сообщества в лице обладающих особым статусом судей, присяжных заседателей, арбит-ражных заседателей, секретарей судебных заседаний, которые организованы и действуют на единых конституционных принципах и связаны между собой отношениями по осуществлению возложенных на них законом задач и функ-ций, реализуемых в особых процессуальных формах конституционного, гра-жданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводст-ва.Помимо указанных элементов судебной системы РФ её составными час-тями являются также: аппараты судов, Судебный департамент при Верхов-ном Суде РФ, управления и отделы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, осуществляющие организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Судебная система РФ едина и одновременно дифференцирована. Единство судебной системы России гарантируется следующими прин-ципами: ▲ Установлением судебной системы на единой конституционно-пра-вовой основе, которой являются: а) ст. 10, п. «г», «о» ст. 71, п. «л» ст. 72, ст. 76, 77, п. «е» ст.83, ч. 1 ст. 85, ч. 1 ст. 93, ст. 118-128 гл. 7, п. 5 и 6 Раздела второго Конституции РФ; б) федеральные конституционные законы[1]; в) федеральные законы и законы РФ[2]; г) соответствующие статьи конститу-ций, уставов субъектов РФ, законы о конституционных судах республик и уставных судах иных субъектов РФ, а также законы о мировых судьях общей юрисдикции субъектов РФ; д) Гражданский процессуальный кодекс РФ (2002), Арбитражный процессуальный кодекс РФ (2002), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушених (2001), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (2001). ▲ Законодательным закреплением единства статуса судей. ▲ Соблюдением и применением всеми федеральными судами и судами субъектов РФ норм материального и процессуального законодательства, а в соответствующих случаях — общепризнанных принципов и норм междуна-родного права и международных договоров РФ. ▲ Признанием обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу. ▲ Финансированием федеральных судов и мировых судей из федера-льного бюджета. ▲ Конституционным запретом на создание в России чрезвычайных судов. Дифференциация судебной системы России проявляется в том, что: ● Суды РФ подразделены на федеральные суды и суды субъектов РФ. ● Судьи РФ делятся на федеральных судей и судей субъектов РФ. ● Федеральные суды подразделены на Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды, федеральные специализированные суды. ● Федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды подразделены на их соответствующие звенья. ● Соответствующие звенья федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов подразделены на судебные коллегии и президиумы данных судов. ● Процессуальная деятельность судов подразделяется на конституци-онное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. ● Судебная система РФ организована в соответствии с принципами судоустройства России и принципами российского судопроизводства. Судебная система России самостоятельна, поскольку отделена от законодательной и исполнительной ветвей власти и действует независимо от них. Посягательство либо иное вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность судов, судей, присяжных и арбитражных заседателей карается на основании административного[3] или уголовного законодательства[4]. Самостоятельность судебной системы уравновешивается ее подзакон-ностью, которая выражается в том, что вся система в целом и отдельные ее звенья осуществляют деятельность на основании Конституции Российской Федерации и законодательства РФ. Подзаконность судебной системы прояв-ляется и в том, что деятельность всех судов и всех судей, присяжных и арбитражных заседателей направлена на применение материального законо-дательства, а также в том, что порядок этой деятельности и ее формы урегулированы процессуальным законодательством. Деятельность судебной системы носит правоохранительный характер, поскольку суды и судьи не издают законы и иные нормативные правовые акты, а применяют их к конкретным фактам и обстоятельствам. Деятельность судебной системы является исключительной. Это прояв-ляется в том,что после принятия судами и судьями решений, приговоров, постановлений и вступления их в законную силу не допускается повторная юридическая ответственность физического или юридического лица за то деяние, за которое они уже были осуждены соответствующим судом. Суды и судьи в пределах их компетенции наделены полнотой процесс-суальных прав и полномочий во всех звеньях судебной системы и во всех судебных инстанциях по рассмотрению и разрешению соответственно конституционных, гражданских, семейных, трудовых, земельных, админист-ративных, уголовных и прочих дел по поводу юридических споров и воп-росов и по поводу применения установленных законодательством мер юридической ответственности и иного государственного принуждения. Гарантиями самостоятельности и независимости судов и судей являются конституционные принципы судоустройства и судопроизводства. Главными элементами судебной системы являются суды и судьи. Судьей в соответствии с действующим законодательством является не только судья каждого из всех судов, но также председатель соответствующего суда и его заместитель. В данном случае имеются в виду: Конституционный Суд РФ, судьи Конституционного Суда РФ, его председатель и заместители председателя; федеральные суды общей юрисдикции, федеральные судьи общей юрисдикции, председатели и заместители председателей данных судов, присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды, федеральные арбитражные судьи, их пред-седатели и заместители председателей, арбитражные заседатели арбитраж-ных судов субъектов РФ; суды субъектов РФ в лице конституционных судов республик, уставных судов иных субъектов РФ, их судей и председателей; мировые судьи общей юрисдикции субъектов РФ. Задачи судебной системы не установлены ни Конституцией РФ, ни законами Российской Федерации, но установлены задачи военных судов. Согласно сложившейся в течение двадцати двух веков русской, российской судебной практики основными задачами судов Российской Федерации при рассмотрении судебных дел являются: ► Всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений и преступлений в России. ► Обеспечение и защита от противоправных посягательств: геогра-фического и экологического пространства и общественного строя России, её экономической основы и политической основы; социально-экономических, политических, социально-культурных и личных прав и свобод граждан России; прав и законных интересов организаций. ► Воспитание российских граждан в духе преданности России, в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к объек-там собственности, соблюдения дисциплины труда, честного отношения к общественному и государственному долгу, уважения к правам, чести и достоинству граждан и правилам человеческого общежития. ► Применение к нарушителям законов мер юридической ответствен-ности; обеспечение жертвам преступлений и иных правонарушений доступа к правосудию и компенсации причиненного вреда. Основными функциями (основными направлениями деятельности) судов являются:правосудие; конституционный контроль; судебный конт-роль за законностью досудебной уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и прокуроров; судебный контроль за законностью нормативных и ненормативных правовых актов государ-ственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, долж-ностных лиц; судебный контроль за законностью и обоснованностью реше-ний и действий органов государственной власти и органов местного самоуп-равления, общественных объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; обеспечение исполнения судебных решений, пос-тановлений, определений, приговоров; изучение и обобщение судебной практики; реализация права законодательной инициативы в целях оптими-зации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и функционирование органов судебной власти; разъяснение действующего законодательства; дача разъяснений по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и содействие орга-нам судейского сообщества; организационное обеспечение судебной деятель-ности; иные судебные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правосудие является основной судебной функцией. Согласно ст. 118 Конституции РФ: в Российской Федерации правосудие осуществляется толь-ко судом; правосудием является осуществляемая судом от имени Российс-кой Федерации судебная деятельность по рассмотрению и разрешению дела в процессуальном порядке, регулируемом процессуальным законодательством РФ; данный процессуальный порядок именуется судопроизводством; в зави-симости от характера дел процессуальный порядок их рассмотрения называ-ется соответственно конституционным судопроизводством, гражданским судопроизводством, арбитражным судопроизводством, административным судопроизводством, уголовным судопроизводством. Суды РФ связаны между собой организационными и функциональ-ными связями, которые регулируются соответственно законодательством о судоустройстве и законодательством о судопроизводстве. Законодательство о судоустройстве устанавливает звенья единой суде-бной системы. Под судебным звеном имеется в виду совокупность судов равнозначных территориальных образований с наделением данных судов одинаковыми полномочиями и компетенциями, например, районные суды как основное звено системы федеральных судов общей юрисдикции. Про-цессуальным законодательством регулируются функциональные инстанци-онные связи между отдельными звеньями судебной системы: суды первой инстанции; суды апелляционной инстанции; суды кассационной инстанции; суды надзорной инстанции; суды, возобновляющие производство по судебным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; суды, осуществляющие процессуальную деятельность по обеспечению исполнения судебных решений, постановлений, определений, приговоров. Суд первой инстанции (первая инстанция) — это суд, рассматриваю-щий с участием сторон гражданское, административное, уголовное либо иное дело по существу и правомочный разрешать данное дело посредством постановления соответственно решения, приговора, постановления, опреде-ления. Суд первой инстанции — это также суд, принимающий решение в ходе досудебного производства по уголовному делу (например, о заключе-нии обвиняемого под стражу). Суд апелляционной инстанции (апелляционная инстанция) — это суд, рассматривающий в апелляционном порядке судебные дела по апелляци-онным жалобам сторон или (и) апелляционным представлениям прокуроров на не вступившие в законную силу решения, приговоры, постановления, определения судов первой инстанции. Суд кассационной инстанции (кассационная инстанция) — это суд, рассматривающий в кассационном порядке судебные дела по кассационным жалобам сторон или (и) кассационным представлениям прокуроров на вступившие в законную силу решения, приговоры, постановления, опреде-ления судов первой инстанции и судов апелляционной инстанции. Суд надзорной инстанции (надзорная инстанция) — это Президиум Верховного Суда РФ и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, рас-сматривающие в порядке надзора судебные дела по надзорным жалобам сторон или (и) надзорным представлениям соответствующих прокуроров на вступившие в законную силу решения, приговоры, постановления, опреде-ления нижестоящих судов соответственно общей юрисдикции и арбитраж-ных судов. Суды, возобновляющие производство по судебным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. В уголовном процессе возобнов-лять производство по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств правомочен вышестоящий суд по отношению к суду, поста-новившему итоговое решение по уголовному делу. В гражданском процессе и арбитражном процессе возобновлять производство по делу по вновь открывшимся или новым обстоятельствам правомочен суд, постановивший по данному делу итоговое решение. Итоговое судебное решение — это процессуальный акт, венчающий судебное производство по делу; таковым является решение суда, вынесенное в ходе судебного разбирательства, которым дело разрешается по существу, например, обвинительный или оправдательный приговор по уголовному делу либо постановление судьи (определение суда) о прекращении уголовного дела. Промежуточное судебное решение — это все определения и поста-новления суда, за исключением итогового судебного решения, например, вынесенное в ходе судебного следствия постановление судьи о назначении судебной экспертизы, или постановление судьи об изменении меры пресечения, избранной органом расследования в досудебном производстве. Постановленные именем Российской Федерации и вступившие в закон-ную силу итоговые судебные решения, постановления, определения, приго-воры, а также промежуточные судебные решения и законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов (судей) являются обяза-тельными для органов государственной власти, органов местного самоуп-равления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, органи-заций, в отношении которых они постановлены судами (судьями), и подлежат ими неукоснительному исполнению. Осуществляя правосудие и постановляя при этом от имени Российской Федерации решение, постановление, определение, приговор, соответствую-щий суд применяет надлежащие правовые нормы материального права и процессуального права для разрешения судебного дела, не создавая при этом общеобязательные нормы права. Выполняя иные вышеуказанные судебные функции, суд (судья) в пределах своей компетенции и полномочий разъяс-няет нормы права, осуществляет их толкование, признает нормы права недействительными (недействующими), принимает иные судебные решени я. Принципы судебной власти Гарантиями самостоятельности и независимостисудов и судей явля-ются конституционные принципы судебной власти. Конституционными принципами судебной власти являются те обусловленные общественным и государственным строем Российской Федерации общие, руководящие, исхо-дные правовые идеи и правовые положения объективного характера, кото-рые, будучи закрепленными в Конституции РФ, конкретизированными и гарантированными соответствующими федеральными конституционны-ми законами и федеральными законами, определяют основные, то есть наи-более существенные стороны организации и функционирования в России судебной власти. Система конституционных принципов судебной власти. С учетом вышеуказанного определения в систему конституционных принципов судеб-ной власти правомерно включать лишь те общие, руководящие, исходные правовые идеи и правовые положения объективного характера, закреплен-ные в Конституции РФ, которые определяют основные, то есть наиболее существенные стороны организации и функционирования судебной системы Российской Федерации. Анализ соответствующих статей Конституции РФ позволяет классифицировать конституционные принципы судебной власти на три группы: 1) конституционные принципы организации судебной власти; 2) конституционные принципы судопроизводства; 3) конституцион-ные принципы обеспечения судами прав и свобод человека и гражданина. Конституционные принципы организации судебной власти Под организацией судебной власти понимается судоустройство, то есть организация судебной системы Российской Федерации.В числе конс-титуционных принципов организации судебной власти Российской Феде-рации могут быть названы следующие: законностьсудоустройства [5]; устано-вление судебной системы Российской Федерации только Конституцией РФ и федеральными конституционными законами[6], конституциями, уставами и законами субъектов РФ; построение судебной системы России с учетом федеративного, национально-государственного и административно-террито-риального устройства и деления;установление только федеральными конс-титуционными законами порядка образования всех федеральных судов[7]; установление федеральными конституционными законами, федеральными законами[8], конституциями, уставами и законами субъектов РФ порядка обра-зования конституционных судов, уставных судов и мировых судов субъектов РФ; единство судебной системы в РФ; законодательное закрепление единс-тва статуса всех судей; недопустимость создания чрезвычайных судов [9]; назначаемость судей федеральных судов[10]; несменяемость федеральных судей [11]; участие граждан в отправлении правосудия [12]; финансирование феде-ральных судов только из федерального бюджета[13]; финансирование миро-вых судей из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ; финансирование конституционных судов и уставных судов субъектов РФ из бюджетов данных субъектов РФ. Конституционные принципы судопроизводства В числе конституционных принципов судопроизводства могут быть названы следующие: принцип законности судопроизводства [14]; принцип уста-новления только федеральным конституционным законом полномочий и порядка деятельности всех федеральных судов [15]; принцип осуществления судебной власти посредством конституционного, гражданского, админист-ративного и уголовного судопроизводства [16]; принцип осуществления право-судия только судом [17]; принцип осуществления судопроизводства с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом [18]; принцип самостоятельности и независимости судебной власти [19]; принцип обеспечения полного и независимого осуществления правосудия в строгом соответствии с федеральным законом [20]; принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону [21]; принцип неприкосновенности судей [22]; принцип обеспечения участия в судопроиз-водстве законного, компетентного и беспристрастного суда [23]; принципы публичности и диспозитивности судопроизводства [24]; принцип языка судо-производства [25]; принцип открытого (гласного) разбирательства дел во всех судах [26]; принцип осуществления судопроизводства на основе состязатель-ности и равноправия сторон [27]; принцип недопустимости использования при осуществлении правосудия доказательств, полученных с нарушением зако-на [28]; принцип осуществления судебного надзора в процессуальных формах, предусмотренных Конституцией и федеральными конституционными законами [29]. Конституционные принципы судебного обеспечения прав и свобод человека и гражданина В числе конституционных принципов судебного обеспечения прав и свобод человека и гражданина могут быть названы следующие: принцип права граждан на судебную защиту [30]; принцип права каждого на рассмот-рение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом [31]; принцип права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей [32]; принцип права потерпевших от прес-туплений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компен-сацию причиненного ущерба [33]; принцип осуществления судебной власти на началах равенства всех перед законом и судом [34]; принцип права граждан на юридическую помощь [35]; принцип презумпции невиновности [36]; принцип обес-печения задержанному, подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному права на защиту [37]; принцип недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление [38]; принцип запрета обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность [39]; принцип права граждан на юридическую помощь [40]; принцип права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на охрану законом [41]; принцип права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незакон-ными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц [42]; принцип гарантии от самообвинения [43]; принцип недо-пустимости выдачи граждан России другому государству [44]; принцип недо-пустимости выдачи лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за деяние, не признаваемое в России преступлением [45]; принцип равенства всех перед законом и судом [46]; принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия [47]; принцип обеспечения права осужденному на пересмотр приговора вышестоящим судом [48]. Статус судей Статус судей, то есть их правовое положение, закреплен правовыми нормами главы 7 Конституции РФ, соответствующими правовыми нормами федеральных конституционных законов о судебной системе РФ, о Конститу-ционном Суде РФ, о военных судах РФ, о судах общей юрисдикции в РФ, об арбитражных судах в РФ, Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», федеральных законов о мировых судьях в РФ, о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции, об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ, конституций и уставов субъектов РФ, а также законов соответствующих субъектов РФ о конституционных судах, уставных судах, о мировых судьях. Статус судей характеризует совокупность следующих элементов: положение законодательства о том, что судьи являются носителями судеб-ной власти, что все судьи в РФ обладают единым статусом; требования, предъявляемые законодательством к судье и к кандидатам на пост судьи; требования закона об обязательности медицинского освидетельствования претендента на должность соответственно судьи, председателя суда, замести-теля председателя суда; правила отбора кандидатов на должность судьи; правила, регулирующие порядок наделения полномочиями судей, предсе-дателей судов и их заместителей, а также председателей судебных коллегий и членов президиумов соответствующих судов; полномочия председателей и заместителей председателей судов и председателей судебных коллегий; правила о присяге судьи; гарантии независимости судьи; гарантии невмеша-тельства в деятельность судьи; несменяемость судьи; правила о дисципли-нарной ответственности судьи; правила о приостановлении и прекращении полномочий судьи и об отставке судьи; гарантии неприкосновенности судьи; правила о материальном обеспечении судей и мерах социальной защиты судьи и членов его семьи; правила о поддержании уровня квалификации судьи; правила о наделении полномочиями присяжных заседателей и арбит-ражных заседателей и правила, регулирующие гарантии данных предста-вителей народа в судопроизводстве. В Российской Федерации Правоохранительными органами принято называть государственные органы, задачи которых заключаются во всемерном укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, выявле-нии, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, администра-тивных и иных правонарушений, изобличении виновных и обеспечении пра-вильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступ-ление либо иное правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к юридической ответственности и осужден. Вся основанная на законе деятельность правоохранительных орга-нов призвана способствовать надежной охране от противоправных пося-гательств на закрепленные в Конституции РФ и иных нормативных актах основы общественного строя, политической и экономической систем, социа-льно-экономические, политические, социально-культурные и личные права и свободы граждан, права и законные интересы государственных и негосу-дарственных предприятий, учреждений, организаций, их объединений, муни-ципальных образований и их организаций. Своей легитимной деятельностью правоохранительные органы призваны воспитывать руководителей и иных должностных лиц органов управления и граждан России в духе безусловного соблюдения Конституции РФ, точного и неуклонного исполнения российс-ких законов. Правоохранительные функции. Правоохранительная деятельность имеет ряд направлений, именуемых правоохранительными функциями, сре-ди которых выделяются: оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность по борьбе с преступностью; уголовно-исполнительная деятель-ность; административно-правовая деятельность по обеспечению обществен-ной безопасности, охране общественного порядка и борьбе с администрати-вными правонарушениями; таможенная деятельность; разведывательная и контрразведывательная деятельность; прокурорский надзор. Каждая из указанных функций реализуется соответствующими право-ёохранительными органами, совокупность которых образует их систему. Оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью осу-ществляют оперативные подразделения соответствующих правоохранитель-ных ведомств и их органов. Уголовно-процессуальную деятельность по борь-бе с преступностью — органы дознания и органы предварительного следст-вия. Уголовно-исполнительную функцию реализуют органы ФСИН России. Административно-правовую деятельность по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка и борьбе с административны-ми правонарушениями осуществляют органы внутренних дел и иные право-охранительные органы. Таможенную деятельность осуществляют органы ФТС России. Разведывательную и контрразведывательную деятельность осу-ществляют органы ФСБ России, органы Службы ВР России и др. Прокурорс-кий надзор осуществляет прокуратура РФ. И обеспечения безопасности Государственными органами обеспечения охраны порядка и обеспе-чения безопасности являются соответственно органы внутренних дел, внут-ренние войска, органы государственной безопасности, органы Федеральной службы исполнения наказаний и органы Федеральной службы судебных приставов. Система органов Министерства внутренних дел РФ включает: ▬ Центральный аппарат МВД России (Министр внутренних дел РФ и его заместители, назначаемые Президентом РФ; Коллегия МВД России; департаменты, Следственный департамент, руководители которых назнача-ются Президентом РФ). ▬ Территориальные органы внутренних дел: а) на окружном уровне - Главные управления МВД России по федеральным округам; управления на транспорте МВД РФ по федеральным округам; б) на межрегиональном уровне – оперативные бюро МВД РФ, центры специального назначения МВД РФ, линейные управления МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; в) на региональном уровне - МВД по республикам, главные управления или управления МВД РФ по иным субъектам РФ; г) на районном уровне – управления, отделы МВД РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД РФ на комплексе «Байконур». ▬ Внутренние войска (Главнокомандующий и Главный штаб внутренних войск; соединения, воинские части внутренних войск непосред-ственного подчинения Главнокомандующему внутренних войск; округа внутренних войск; соединения и воинские части внутренних войск); ▬ Образовательные, научно-исследовательские и социально-культур-ные учреждения МВД России и Внутренних войск МВД России. Основными задачами МВД России и его органов являются: – разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере внутрен-них дел и внутренних войск; – защита от преступлений, административных правонарушений и других посягательств на права и свободы человека и гражданина; – предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений и административных правонарушений; – охрана общественного порядка и государственный контроль за оборотом оружия; – обеспечение безопасности дорожного движения; – государственная охрана имущества и иных объектов охраны. Основные функции и формы правоохранительной деятельности МВД России и его органов: – административно-правовая деятельность (обеспечение правопорядка в городах и других населенных пунктах; обеспечение безопасности дорож-ного движения; производство по делам об административных правонаруше-ниях; исполнение административных наказаний; лицензионно-разрешите-льная деятельность). Основной структурой органов внутренних дел, осущест-вляющей данные формы правоохранительной деятельности, является полиция, которая состоит из: дежурных частей; подразделений патрульно-постовой службы; службы участковых уполномоченных полиции; Государственной инспекции безопасности дорожного движения; отрядов полиции особого назначения; изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальных приемников-распределителей для лиц, арестованных в административном порядке; приемников-распределителей для лиц, задержанных за бродяжничество; подразделений по делам несовершеннолетних. Полиция осуществляет и уголовно-процессуальную функцию борьбы с преступностью, для чего в ее составе образованы подразделения дознания; – оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность по борьбе с преступностью; содержание подозреваемых и обвиняемых в изоля-торах временного содержания; экспертно-криминалистическая деятельность. Основными структурами органов внутренних дел, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью, являются оперативные подразделения полиции (оперативные подразделения по борьбе с общеуголовными преступлениями, с незаконным оборотом нарко-тиков, по борьбе с экономическими преступлениями, в том числе с налого-выми преступлениями; оперативно-поисковые подразделения; оперативные подразделения собственной безопасности; оперативные подразделения спе-циальных технических мероприятий). Полиция осуществляет и уголовно-процессуальную деятельность по борьбе с преступностью путем возбуж-дения уголовных дел о преступлениях, по которым предварительное след-ствие обязательно, и производства по ним неотложных следственных дейст-вий. Однако основным органом, осуществляющим уголовно-процессу-альную деятельность по борьбе с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, является следственный аппарат органов внутренних дел. Органами обеспечения государственной безопасности в России являются: Совет Безопасности РФ, ФСБ России, СВР России, пограничные органы ФСБ РФ, Минобороны РФ; ФСО России; таможенные органы. Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осущест-вляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности от внутренних и внешних угроз (обеспечение безопасности личности, общества и государства). Председателем Совета Безопасности является Президент РФ. Решения Совета Безопасности прини-маются на его заседаниях постоянными членами Совета Безопасности, вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности и реализуются путем издания указов, распоряжений и поручений Президента РФ. Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) является единой централизованной системой органов федеральной службы безопасности и пограничных органов, осуществляющих решение задач по обеспечению безо-пасности России. Основными функциями и формами правоохранительной деятельности органов ФСБ России являются: контрразведывательная и раз-ведывательная деятельность; пограничная деятельность по охране Государ-ственной границы РФ; борьба с преступностью и терроризмом путем произ-водства оперативно-розыскных мероприятий и уголовно-процессуальной деятельности в сфере государственной безопасности; борьба с администра-тивными правонарушениями в сфере государственной безопасности; обеспечение информационной безопасности; экспертно-криминалистическое и ресурсное обеспечение правоохранительной деятельности органов ФСБ России. Систему органов ФСБ России образуют: Центральный аппарат ФСБ России (Директор ФСБ России и его заместители, назначаемые Президентом РФ; Коллегия ФСБ России; Департамент военной контрразведки; опера-тивные подразделения, Следственное управление; управление собственной безопасности; иные департаменты, управления, подразделения); территори-альные органы безопасности (управления ФСБ России по федеральным округам, управления или отделы ФСБ России по субъектам РФ, руководи-тели которых назначаются Президентом РФ); органы безопасности в войсках (управления или отделы ФСБ России в Вооруженных Силах РФ; управления, отделы ФСБ России в других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления); пограничные органы (пограничная служба ФСБ России, пограничные управления ФСБ России по субъектам РФ, пограни-чные отделы ФСБ России и т.п.); оперативные подразделения, органы доз-нания и следственные подразделения указанных звеньев ФСБ России; другие органы безопасности (авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения спецназначения, экспертные, судебно-эксперт-ные, военно-медицинские, образовательные, научно-исследовательские, социально-культурные учреждения и подразделения). Органы внешней разведки РФ являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ. Система указанных органов состоит из: СВР России и ее подразделений; органов внешней разведки ФСБ России и их подразделений; службы внешней разведки Минобороны России и ее подразделений. Органы внешней разведки и их подразделения в пределах своей компетенции и полномочий осуществляют следующие функции и формы правоохранительной деятельности: разведыватель-ную деятельность по добыванию и обработке информации о затра-гивающих жизненно важные интересы России реальных и потенци-альных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказание содействия в реализации мер, осуществляемых иными государственными органами в интересах обес-печения государственной безопасности РФ; выявление, предупреж-дение, пресечение, раскрытие административных правонарушений и преступлений в сфере внешней разведки[
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.018 с.) |