Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Михайлов В.А. Глава 11 Судебная система и правоохранительные органы Российской Федерации //Правоведение. Учебник /Под ред. С. И. Некрасова. – М.: Юрайт, 2011

Поиск

Михайлов В.А. Глава 11 Судебная система и правоохранительные органы Российской Федерации //Правоведение. Учебник /Под ред. С. И. Некрасова. – М.: Юрайт, 2011

Судебная система Российской Федерации

Судебная власть

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную власть, исполнительную власть, судебную власть, каждая из которых самостоятельна. Из данных конституционных положений следует, что судебная власть в Российской Федерации является одной из ветвей госу-дарственной власти, одним из видов государственной власти.

Судебная система. Судебная власть в России осуществляется единой судебной системой РФ, которой является совокупность однородных по своим целям и задачам организационно и функциионально объединенных в одно целое всех федеральных судов, судов субъектов РФ и судейского сообщества в лице обладающих особым статусом судей, присяжных заседателей, арбит-ражных заседателей, секретарей судебных заседаний, которые организованы и действуют на единых конституционных принципах и связаны между собой отношениями по осуществлению возложенных на них законом задач и функ-ций, реализуемых в особых процессуальных формах конституционного, гра-жданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводст-ва.Помимо указанных элементов судебной системы РФ её составными час-тями являются также: аппараты судов, Судебный департамент при Верхов-ном Суде РФ, управления и отделы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, осуществляющие организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Судебная система РФ едина и одновременно дифференцирована.

Единство судебной системы России гарантируется следующими прин-ципами:

▲ Установлением судебной системы на единой конституционно-пра-вовой основе, которой являются: а) ст. 10, п. «г», «о» ст. 71, п. «л» ст. 72, ст. 76, 77, п. «е» ст.83, ч. 1 ст. 85, ч. 1 ст. 93, ст. 118-128 гл. 7, п. 5 и 6 Раздела второго Конституции РФ; б) федеральные конституционные законы[1]; в) федеральные законы и законы РФ[2]; г) соответствующие статьи конститу-ций, уставов субъектов РФ, законы о конституционных судах республик и уставных судах иных субъектов РФ, а также законы о мировых судьях общей юрисдикции субъектов РФ; д) Гражданский процессуальный кодекс РФ (2002), Арбитражный процессуальный кодекс РФ (2002), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушених (2001), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (2001).

▲ Законодательным закреплением единства статуса судей.

▲ Соблюдением и применением всеми федеральными судами и судами субъектов РФ норм материального и процессуального законодательства, а в соответствующих случаях — общепризнанных принципов и норм междуна-родного права и международных договоров РФ.

▲ Признанием обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу.

▲ Финансированием федеральных судов и мировых судей из федера-льного бюджета.

▲ Конституционным запретом на создание в России чрезвычайных судов.

Дифференциация судебной системы России проявляется в том, что:

● Суды РФ подразделены на федеральные суды и суды субъектов РФ.

● Судьи РФ делятся на федеральных судей и судей субъектов РФ.

● Федеральные суды подразделены на Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды, федеральные специализированные суды.

● Федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды подразделены на их соответствующие звенья.

● Соответствующие звенья федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов подразделены на судебные коллегии и президиумы данных судов.

● Процессуальная деятельность судов подразделяется на конституци-онное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство.

Судебная система РФ организована в соответствии с принципами судоустройства России и принципами российского судопроизводства.

Судебная система России самостоятельна, поскольку отделена от законодательной и исполнительной ветвей власти и действует независимо от них. Посягательство либо иное вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность судов, судей, присяжных и арбитражных заседателей карается на основании административного[3] или уголовного законодательства[4].

Самостоятельность судебной системы уравновешивается ее подзакон-ностью, которая выражается в том, что вся система в целом и отдельные ее звенья осуществляют деятельность на основании Конституции Российской Федерации и законодательства РФ. Подзаконность судебной системы прояв-ляется и в том, что деятельность всех судов и всех судей, присяжных и арбитражных заседателей направлена на применение материального законо-дательства, а также в том, что порядок этой деятельности и ее формы урегулированы процессуальным законодательством.

Деятельность судебной системы носит правоохранительный характер, поскольку суды и судьи не издают законы и иные нормативные правовые акты, а применяют их к конкретным фактам и обстоятельствам.

Деятельность судебной системы является исключительной. Это прояв-ляется в том,что после принятия судами и судьями решений, приговоров, постановлений и вступления их в законную силу не допускается повторная юридическая ответственность физического или юридического лица за то деяние, за которое они уже были осуждены соответствующим судом.

Суды и судьи в пределах их компетенции наделены полнотой процесс-суальных прав и полномочий во всех звеньях судебной системы и во всех судебных инстанциях по рассмотрению и разрешению соответственно конституционных, гражданских, семейных, трудовых, земельных, админист-ративных, уголовных и прочих дел по поводу юридических споров и воп-росов и по поводу применения установленных законодательством мер юридической ответственности и иного государственного принуждения.

Гарантиями самостоятельности и независимости судов и судей являются конституционные принципы судоустройства и судопроизводства.

Главными элементами судебной системы являются суды и судьи. Судьей в соответствии с действующим законодательством является не только судья каждого из всех судов, но также председатель соответствующего суда и его заместитель. В данном случае имеются в виду: Конституционный Суд РФ, судьи Конституционного Суда РФ, его председатель и заместители председателя; федеральные суды общей юрисдикции, федеральные судьи общей юрисдикции, председатели и заместители председателей данных судов, присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды, федеральные арбитражные судьи, их пред-седатели и заместители председателей, арбитражные заседатели арбитраж-ных судов субъектов РФ; суды субъектов РФ в лице конституционных судов республик, уставных судов иных субъектов РФ, их судей и председателей; мировые судьи общей юрисдикции субъектов РФ.

Задачи судебной системы не установлены ни Конституцией РФ, ни законами Российской Федерации, но установлены задачи военных судов. Согласно сложившейся в течение двадцати двух веков русской, российской судебной практики основными задачами судов Российской Федерации при рассмотрении судебных дел являются:

Всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений и преступлений в России.

Обеспечение и защита от противоправных посягательств: геогра-фического и экологического пространства и общественного строя России, её экономической основы и политической основы; социально-экономических, политических, социально-культурных и личных прав и свобод граждан России; прав и законных интересов организаций.

Воспитание российских граждан в духе преданности России, в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к объек-там собственности, соблюдения дисциплины труда, честного отношения к общественному и государственному долгу, уважения к правам, чести и достоинству граждан и правилам человеческого общежития.

Применение к нарушителям законов мер юридической ответствен-ности; обеспечение жертвам преступлений и иных правонарушений доступа к правосудию и компенсации причиненного вреда.

Основными функциями (основными направлениями деятельности) судов являются:правосудие; конституционный контроль; судебный конт-роль за законностью досудебной уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и прокуроров; судебный контроль за законностью нормативных и ненормативных правовых актов государ-ственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, долж-ностных лиц; судебный контроль за законностью и обоснованностью реше-ний и действий органов государственной власти и органов местного самоуп-равления, общественных объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; обеспечение исполнения судебных решений, пос-тановлений, определений, приговоров; изучение и обобщение судебной практики; реализация права законодательной инициативы в целях оптими-зации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и функционирование органов судебной власти; разъяснение действующего законодательства; дача разъяснений по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и содействие орга-нам судейского сообщества; организационное обеспечение судебной деятель-ности; иные судебные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правосудие является основной судебной функцией. Согласно ст. 118 Конституции РФ: в Российской Федерации правосудие осуществляется толь-ко судом; правосудием является осуществляемая судом от имени Российс-кой Федерации судебная деятельность по рассмотрению и разрешению дела в процессуальном порядке, регулируемом процессуальным законодательством РФ; данный процессуальный порядок именуется судопроизводством; в зави-симости от характера дел процессуальный порядок их рассмотрения называ-ется соответственно конституционным судопроизводством, гражданским судопроизводством, арбитражным судопроизводством, административным судопроизводством, уголовным судопроизводством.

Суды РФ связаны между собой организационными и функциональ-ными связями, которые регулируются соответственно законодательством о судоустройстве и законодательством о судопроизводстве.

Законодательство о судоустройстве устанавливает звенья единой суде-бной системы. Под судебным звеном имеется в виду совокупность судов равнозначных территориальных образований с наделением данных судов одинаковыми полномочиями и компетенциями, например, районные суды как основное звено системы федеральных судов общей юрисдикции. Про-цессуальным законодательством регулируются функциональные инстанци-онные связи между отдельными звеньями судебной системы: суды первой инстанции; суды апелляционной инстанции; суды кассационной инстанции; суды надзорной инстанции; суды, возобновляющие производство по судебным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; суды, осуществляющие процессуальную деятельность по обеспечению исполнения судебных решений, постановлений, определений, приговоров.

Суд первой инстанции (первая инстанция) — это суд, рассматриваю-щий с участием сторон гражданское, административное, уголовное либо иное дело по существу и правомочный разрешать данное дело посредством постановления соответственно решения, приговора, постановления, опреде-ления. Суд первой инстанции — это также суд, принимающий решение в ходе досудебного производства по уголовному делу (например, о заключе-нии обвиняемого под стражу).

Суд апелляционной инстанции (апелляционная инстанция) — это суд, рассматривающий в апелляционном порядке судебные дела по апелляци-онным жалобам сторон или (и) апелляционным представлениям прокуроров на не вступившие в законную силу решения, приговоры, постановления, определения судов первой инстанции.

Суд кассационной инстанции (кассационная инстанция) — это суд, рассматривающий в кассационном порядке судебные дела по кассационным жалобам сторон или (и) кассационным представлениям прокуроров на вступившие в законную силу решения, приговоры, постановления, опреде-ления судов первой инстанции и судов апелляционной инстанции.

Суд надзорной инстанции (надзорная инстанция) — это Президиум Верховного Суда РФ и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, рас-сматривающие в порядке надзора судебные дела по надзорным жалобам сторон или (и) надзорным представлениям соответствующих прокуроров на вступившие в законную силу решения, приговоры, постановления, опреде-ления нижестоящих судов соответственно общей юрисдикции и арбитраж-ных судов.

Суды, возобновляющие производство по судебным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. В уголовном процессе возобнов-лять производство по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств правомочен вышестоящий суд по отношению к суду, поста-новившему итоговое решение по уголовному делу. В гражданском процессе и арбитражном процессе возобновлять производство по делу по вновь открывшимся или новым обстоятельствам правомочен суд, постановивший по данному делу итоговое решение.

Итоговое судебное решение — это процессуальный акт, венчающий судебное производство по делу; таковым является решение суда, вынесенное в ходе судебного разбирательства, которым дело разрешается по существу, например, обвинительный или оправдательный приговор по уголовному делу либо постановление судьи (определение суда) о прекращении уголовного дела.

Промежуточное судебное решение — это все определения и поста-новления суда, за исключением итогового судебного решения, например, вынесенное в ходе судебного следствия постановление судьи о назначении судебной экспертизы, или постановление судьи об изменении меры пресечения, избранной органом расследования в досудебном производстве.

Постановленные именем Российской Федерации и вступившие в закон-ную силу итоговые судебные решения, постановления, определения, приго-воры, а также промежуточные судебные решения и законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов (судей) являются обяза-тельными для органов государственной власти, органов местного самоуп-равления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, органи-заций, в отношении которых они постановлены судами (судьями), и подлежат ими неукоснительному исполнению.

Осуществляя правосудие и постановляя при этом от имени Российской Федерации решение, постановление, определение, приговор, соответствую-щий суд применяет надлежащие правовые нормы материального права и процессуального права для разрешения судебного дела, не создавая при этом общеобязательные нормы права. Выполняя иные вышеуказанные судебные функции, суд (судья) в пределах своей компетенции и полномочий разъяс-няет нормы права, осуществляет их толкование, признает нормы права недействительными (недействующими), принимает иные судебные решени я.

Принципы судебной власти

Гарантиями самостоятельности и независимостисудов и судей явля-ются конституционные принципы судебной власти. Конституционными принципами судебной власти являются те обусловленные общественным и государственным строем Российской Федерации общие, руководящие, исхо-дные правовые идеи и правовые положения объективного характера, кото-рые, будучи закрепленными в Конституции РФ, конкретизированными и гарантированными соответствующими федеральными конституционны-ми законами и федеральными законами, определяют основные, то есть наи-более существенные стороны организации и функционирования в России судебной власти.

Система конституционных принципов судебной власти. С учетом вышеуказанного определения в систему конституционных принципов судеб-ной власти правомерно включать лишь те общие, руководящие, исходные правовые идеи и правовые положения объективного характера, закреплен-ные в Конституции РФ, которые определяют основные, то есть наиболее существенные стороны организации и функционирования судебной системы Российской Федерации. Анализ соответствующих статей Конституции РФ позволяет классифицировать конституционные принципы судебной власти на три группы: 1) конституционные принципы организации судебной власти; 2) конституционные принципы судопроизводства; 3) конституцион-ные принципы обеспечения судами прав и свобод человека и гражданина.

Конституционные принципы организации судебной власти

Под организацией судебной власти понимается судоустройство, то есть организация судебной системы Российской Федерации.В числе конс-титуционных принципов организации судебной власти Российской Феде-рации могут быть названы следующие: законностьсудоустройства [5]; устано-вление судебной системы Российской Федерации только Конституцией РФ и федеральными конституционными законами[6], конституциями, уставами и законами субъектов РФ; построение судебной системы России с учетом федеративного, национально-государственного и административно-террито-риального устройства и деления;установление только федеральными конс-титуционными законами порядка образования всех федеральных судов[7]; установление федеральными конституционными законами, федеральными законами[8], конституциями, уставами и законами субъектов РФ порядка обра-зования конституционных судов, уставных судов и мировых судов субъектов РФ; единство судебной системы в РФ; законодательное закрепление единс-тва статуса всех судей; недопустимость создания чрезвычайных судов [9]; назначаемость судей федеральных судов[10]; несменяемость федеральных судей [11]; участие граждан в отправлении правосудия [12]; финансирование феде-ральных судов только из федерального бюджета[13]; финансирование миро-вых судей из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ; финансирование конституционных судов и уставных судов субъектов РФ из бюджетов данных субъектов РФ.

Конституционные принципы судопроизводства

В числе конституционных принципов судопроизводства могут быть названы следующие: принцип законности судопроизводства [14]; принцип уста-новления только федеральным конституционным законом полномочий и порядка деятельности всех федеральных судов [15]; принцип осуществления судебной власти посредством конституционного, гражданского, админист-ративного и уголовного судопроизводства [16]; принцип осуществления право-судия только судом [17]; принцип осуществления судопроизводства с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом [18]; принцип самостоятельности и независимости судебной власти [19]; принцип обеспечения полного и независимого осуществления правосудия в строгом соответствии с федеральным законом [20]; принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону [21]; принцип неприкосновенности судей [22]; принцип обеспечения участия в судопроиз-водстве законного, компетентного и беспристрастного суда [23]; принципы публичности и диспозитивности судопроизводства [24]; принцип языка судо-производства [25]; принцип открытого (гласного) разбирательства дел во всех судах [26]; принцип осуществления судопроизводства на основе состязатель-ности и равноправия сторон [27]; принцип недопустимости использования при осуществлении правосудия доказательств, полученных с нарушением зако-на [28]; принцип осуществления судебного надзора в процессуальных формах, предусмотренных Конституцией и федеральными конституционными законами [29].

Конституционные принципы судебного обеспечения прав

и свобод человека и гражданина

В числе конституционных принципов судебного обеспечения прав и свобод человека и гражданина могут быть названы следующие: принцип права граждан на судебную защиту [30]; принцип права каждого на рассмот-рение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом [31]; принцип права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей [32]; принцип права потерпевших от прес-туплений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компен-сацию причиненного ущерба [33]; принцип осуществления судебной власти на началах равенства всех перед законом и судом [34]; принцип права граждан на юридическую помощь [35]; принцип презумпции невиновности [36]; принцип обес-печения задержанному, подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному права на защиту [37]; принцип недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление [38]; принцип запрета обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность [39]; принцип права граждан на юридическую помощь [40]; принцип права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на охрану законом [41]; принцип права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незакон-ными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц [42]; принцип гарантии от самообвинения [43]; принцип недо-пустимости выдачи граждан России другому государству [44]; принцип недо-пустимости выдачи лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за деяние, не признаваемое в России преступлением [45]; принцип равенства всех перед законом и судом [46]; принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия [47]; принцип обеспечения права осужденному на пересмотр приговора вышестоящим судом [48].

Статус судей

Статус судей, то есть их правовое положение, закреплен правовыми нормами главы 7 Конституции РФ, соответствующими правовыми нормами федеральных конституционных законов о судебной системе РФ, о Конститу-ционном Суде РФ, о военных судах РФ, о судах общей юрисдикции в РФ, об арбитражных судах в РФ, Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», федеральных законов о мировых судьях в РФ, о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции, об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ, конституций и уставов субъектов РФ, а также законов соответствующих субъектов РФ о конституционных судах, уставных судах, о мировых судьях.

Статус судей характеризует совокупность следующих элементов: положение законодательства о том, что судьи являются носителями судеб-ной власти, что все судьи в РФ обладают единым статусом; требования, предъявляемые законодательством к судье и к кандидатам на пост судьи; требования закона об обязательности медицинского освидетельствования претендента на должность соответственно судьи, председателя суда, замести-теля председателя суда; правила отбора кандидатов на должность судьи; правила, регулирующие порядок наделения полномочиями судей, предсе-дателей судов и их заместителей, а также председателей судебных коллегий и членов президиумов соответствующих судов; полномочия председателей и заместителей председателей судов и председателей судебных коллегий; правила о присяге судьи; гарантии независимости судьи; гарантии невмеша-тельства в деятельность судьи; несменяемость судьи; правила о дисципли-нарной ответственности судьи; правила о приостановлении и прекращении полномочий судьи и об отставке судьи; гарантии неприкосновенности судьи; правила о материальном обеспечении судей и мерах социальной защиты судьи и членов его семьи; правила о поддержании уровня квалификации судьи; правила о наделении полномочиями присяжных заседателей и арбит-ражных заседателей и правила, регулирующие гарантии данных предста-вителей народа в судопроизводстве.

В Российской Федерации

Правоохранительными органами принято называть государственные органы, задачи которых заключаются во всемерном укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, выявле-нии, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, администра-тивных и иных правонарушений, изобличении виновных и обеспечении пра-вильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступ-ление либо иное правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к юридической ответственности и осужден. Вся основанная на законе деятельность правоохранительных орга-нов призвана способствовать надежной охране от противоправных пося-гательств на закрепленные в Конституции РФ и иных нормативных актах основы общественного строя, политической и экономической систем, социа-льно-экономические, политические, социально-культурные и личные права и свободы граждан, права и законные интересы государственных и негосу-дарственных предприятий, учреждений, организаций, их объединений, муни-ципальных образований и их организаций. Своей легитимной деятельностью правоохранительные органы призваны воспитывать руководителей и иных должностных лиц органов управления и граждан России в духе безусловного соблюдения Конституции РФ, точного и неуклонного исполнения российс-ких законов.

Правоохранительные функции. Правоохранительная деятельность имеет ряд направлений, именуемых правоохранительными функциями, сре-ди которых выделяются: оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность по борьбе с преступностью; уголовно-исполнительная деятель-ность; административно-правовая деятельность по обеспечению обществен-ной безопасности, охране общественного порядка и борьбе с администрати-вными правонарушениями; таможенная деятельность; разведывательная и контрразведывательная деятельность; прокурорский надзор.

Каждая из указанных функций реализуется соответствующими право-ёохранительными органами, совокупность которых образует их систему.

Оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью осу-ществляют оперативные подразделения соответствующих правоохранитель-ных ведомств и их органов. Уголовно-процессуальную деятельность по борь-бе с преступностью — органы дознания и органы предварительного следст-вия. Уголовно-исполнительную функцию реализуют органы ФСИН России. Административно-правовую деятельность по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка и борьбе с административны-ми правонарушениями осуществляют органы внутренних дел и иные право-охранительные органы. Таможенную деятельность осуществляют органы ФТС России. Разведывательную и контрразведывательную деятельность осу-ществляют органы ФСБ России, органы Службы ВР России и др. Прокурорс-кий надзор осуществляет прокуратура РФ.

И обеспечения безопасности

Государственными органами обеспечения охраны порядка и обеспе-чения безопасности являются соответственно органы внутренних дел, внут-ренние войска, органы государственной безопасности, органы Федеральной службы исполнения наказаний и органы Федеральной службы судебных приставов.

Система органов Министерства внутренних дел РФ включает:

▬ Центральный аппарат МВД России (Министр внутренних дел РФ и его заместители, назначаемые Президентом РФ; Коллегия МВД России; департаменты, Следственный департамент, руководители которых назнача-ются Президентом РФ).

▬ Территориальные органы внутренних дел:

а) на окружном уровне - Главные управления МВД России по федеральным округам; управления на транспорте МВД РФ по федеральным округам;

б) на межрегиональном уровне – оперативные бюро МВД РФ, центры специального назначения МВД РФ, линейные управления МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

в) на региональном уровне - МВД по республикам, главные управления или управления МВД РФ по иным субъектам РФ;

г) на районном уровне – управления, отделы МВД РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД РФ на комплексе «Байконур».

▬ Внутренние войска (Главнокомандующий и Главный штаб внутренних войск; соединения, воинские части внутренних войск непосред-ственного подчинения Главнокомандующему внутренних войск; округа внутренних войск; соединения и воинские части внутренних войск);

▬ Образовательные, научно-исследовательские и социально-культур-ные учреждения МВД России и Внутренних войск МВД России.

Основными задачами МВД России и его органов являются:

– разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере внутрен-них дел и внутренних войск;

– защита от преступлений, административных правонарушений и других посягательств на права и свободы человека и гражданина;

– предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений и административных правонарушений;

– охрана общественного порядка и государственный контроль за оборотом оружия;

– обеспечение безопасности дорожного движения;

– государственная охрана имущества и иных объектов охраны.

Основные функции и формы правоохранительной деятельности МВД России и его органов:

– административно-правовая деятельность (обеспечение правопорядка в городах и других населенных пунктах; обеспечение безопасности дорож-ного движения; производство по делам об административных правонаруше-ниях; исполнение административных наказаний; лицензионно-разрешите-льная деятельность). Основной структурой органов внутренних дел, осущест-вляющей данные формы правоохранительной деятельности, является полиция, которая состоит из: дежурных частей; подразделений патрульно-постовой службы; службы участковых уполномоченных полиции; Государственной инспекции безопасности дорожного движения; отрядов полиции особого назначения; изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальных приемников-распределителей для лиц, арестованных в административном порядке; приемников-распределителей для лиц, задержанных за бродяжничество; подразделений по делам несовершеннолетних. Полиция осуществляет и уголовно-процессуальную функцию борьбы с преступностью, для чего в ее составе образованы подразделения дознания;

– оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность по борьбе с преступностью; содержание подозреваемых и обвиняемых в изоля-торах временного содержания; экспертно-криминалистическая деятельность. Основными структурами органов внутренних дел, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью, являются оперативные подразделения полиции (оперативные подразделения по борьбе с общеуголовными преступлениями, с незаконным оборотом нарко-тиков, по борьбе с экономическими преступлениями, в том числе с налого-выми преступлениями; оперативно-поисковые подразделения; оперативные подразделения собственной безопасности; оперативные подразделения спе-циальных технических мероприятий). Полиция осуществляет и уголовно-процессуальную деятельность по борьбе с преступностью путем возбуж-дения уголовных дел о преступлениях, по которым предварительное след-ствие обязательно, и производства по ним неотложных следственных дейст-вий. Однако основным органом, осуществляющим уголовно-процессу-альную деятельность по борьбе с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, является следственный аппарат органов внутренних дел.

Органами обеспечения государственной безопасности в России являются: Совет Безопасности РФ, ФСБ России, СВР России, пограничные органы ФСБ РФ, Минобороны РФ; ФСО России; таможенные органы.

Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осущест-вляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности от внутренних и внешних угроз (обеспечение безопасности личности, общества и государства). Председателем Совета Безопасности является Президент РФ. Решения Совета Безопасности прини-маются на его заседаниях постоянными членами Совета Безопасности, вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности и реализуются путем издания указов, распоряжений и поручений Президента РФ.

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) является единой централизованной системой органов федеральной службы безопасности и пограничных органов, осуществляющих решение задач по обеспечению безо-пасности России. Основными функциями и формами правоохранительной деятельности органов ФСБ России являются: контрразведывательная и раз-ведывательная деятельность; пограничная деятельность по охране Государ-ственной границы РФ; борьба с преступностью и терроризмом путем произ-водства оперативно-розыскных мероприятий и уголовно-процессуальной деятельности в сфере государственной безопасности; борьба с администра-тивными правонарушениями в сфере государственной безопасности; обеспечение информационной безопасности; экспертно-криминалистическое и ресурсное обеспечение правоохранительной деятельности органов ФСБ России.

Систему органов ФСБ России образуют: Центральный аппарат ФСБ России (Директор ФСБ России и его заместители, назначаемые Президентом РФ; Коллегия ФСБ России; Департамент военной контрразведки; опера-тивные подразделения, Следственное управление; управление собственной безопасности; иные департаменты, управления, подразделения); территори-альные органы безопасности (управления ФСБ России по федеральным округам, управления или отделы ФСБ России по субъектам РФ, руководи-тели которых назначаются Президентом РФ); органы безопасности в войсках (управления или отделы ФСБ России в Вооруженных Силах РФ; управления, отделы ФСБ России в других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления); пограничные органы (пограничная служба ФСБ России, пограничные управления ФСБ России по субъектам РФ, пограни-чные отделы ФСБ России и т.п.); оперативные подразделения, органы доз-нания и следственные подразделения указанных звеньев ФСБ России; другие органы безопасности (авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения спецназначения, экспертные, судебно-эксперт-ные, военно-медицинские, образовательные, научно-исследовательские, социально-культурные учреждения и подразделения).

Органы внешней разведки РФ являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ. Система указанных органов состоит из: СВР России и ее подразделений; органов внешней разведки ФСБ России и их подразделений; службы внешней разведки Минобороны России и ее подразделений. Органы внешней разведки и их подразделения в пределах своей компетенции и полномочий осуществляют следующие функции и формы правоохранительной деятельности: разведыватель-ную деятельность по добыванию и обработке информации о затра-гивающих жизненно важные интересы России реальных и потенци-альных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказание содействия в реализации мер, осуществляемых иными государственными органами в интересах обес-печения государственной безопасности РФ; выявление, предупреж-дение, пресечение, раскрытие административных правонарушений и преступлений в сфере внешней разведки[



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.018 с.)