Глава шестая. Святая справедливость 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава шестая. Святая справедливость



"Справедливость по праву считается наивысшим из всех достоинств, вызывающим большее восхищение, чем утренняя звезда и вечерняя звезда..."

Аристотель

Мартин Лютер понимал, чем чревата для несправедливых людей жизнь в присутствии справедливого и святого Бога. Лютер был монахом из монахов также, как Павел вначале был фарисеем из фарисеев. Оба были высокообразованными и блестяще одаренными людьми. О Павле говорили, что в момент своего обращения он был самым образованным человеком во всей Палестине. К тому времени, когда ему исполнился двадцать один год, степень его образованности была эквивалентна двум степеням доктора философии. Он также глубоко изучал Закон и бился над проблемой справедливости Бога. Они оба - и Лютер-монах, и Павел-фарисей - были снедаемы проблемой святой справедливости. Они оба, прежде чем стать защитниками Евангелия, изучали Ветхий Завет.

Наверное, всякого, изучающего Ветхий Завет, ставит в тупик очевидная жестокость Божьего суда, которую мы там видим. Многие на этом и останавливаются. Их ставят в тупик места, содержащие описания зверств, отрывки, которые у нас принято называть "жесткими". Для некоторых людей такие "жесткие" отрывки становятся основанием для того, чтобы немедленно отвергнуть христианство. Они находят достаточно причин, чтобы презирать ветхозаветного Бога. Другие стараются смягчить удар. Для этого они превращают Ветхий Завет в религиозную притчу или применяют метод ножниц и ластика, сводя жесткие отрывки к примитивным мифам. Некоторые заходят даже настолько далеко, что утверждают, будто Бог Ветхого Завета отличается от Бога Нового Завета - что это вроде как бы теневой Бог с плохим характером, демоническое божество, испепеляющее своей яростью и стоящее ниже новозаветного Бога любви.

В этой главе я хочу взглянуть прямо в глаза ветхозаветному Богу. Я хочу рассмотреть самые трудные, самые оскорбительные отрывки, с которыми можно встретиться в Ветхом Завете. Может быть, удастся понять их смысл. Мы посмотрим на скорый и внезапный суд над Надавом и Авиудом, сынами Аарона. Мы задумаемся над тем, как Бог поразил смертью Озу за то, что тот осмелился прикоснуться к ковчегу завета. Мы вглядимся в пространный список преступлений, которые Бог повелел карать смертной казнью. Мы посмотрим на убийства женщин и детей, кровавые бойни, якобы совершавшиеся по приказанию Бога. Внимание! Эта глава не для слабонервных. Если вы готовы читать вместе с нами, то мы заглянем в бездну Самого Ужасного.

"Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. И вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицем Господним" (Лев. 10:1,2).

Надав и Авиуд были священниками, сыновьями Аарона, первосвященника. Бог лично отобрал Аарона в качестве самого первого первосвященника. Вместе с Моисеем Аарон вел народ израильский через пустыню. Если кто-то в Израиле имел тесные взаимоотношения с Богом, то это были Моисей и Аарон. По человеческим меркам сыновьям Аарона Бог мог бы сделать и поблажку. Ничего подобного - никаких поблажек не было. На одно прегрешение, совершенное у жертвенника, последовала моментальная и свирепая реакция - Бог стер преступников с лица земли тут же, на месте. Нет, они не оскверняли жертвенника развратом с проститутками и не приносили человеческих жертв, как это делали в культе Молоха. Вся их вина состояла в принесении "чуждого огня". Нельзя сказать с уверенностью, что это был за "чуждый огонь". Выглядит это так, как будто молодые священники просто творчески экспериментировали с литургией. Вероятно, этот проступок был достоин наказания. Но смертная казнь? Без суда? С незамедлительным исполнением?

Один ученый, Эммануил Великовский, - друг Альберта Эйнштейна - шокировал геологическую науку своими теориями, доказывающими неверность идеи о постепенном преобразовании земной коры в результате медленной эрозии и движения гигантских ледников. Он также выдвинул теорию, объясняющую историю Надава и Авиуда.

Великовский придерживался мнения, что поверхность земли претерпела резкие и внезапные изменения в результате катастрофического сдвига. Причиной этого сдвига послужило приближение к земле какой-то планеты или гигантской кометы. Она настолько близко подошла к Земле, что изменила направленность магнитных полей на противоположное и заставила Землю вращаться в обратном направлении. Представьте себе вращающийся на полной скорости волчок. Теперь представьте, что в мгновение ока какая-то сила заставляет его начать вращаться в обратном направлении. Если внутрь волчка налить воду, то что произойдет с ней? Она начнет двигаться в противоположном направлении, это движение будет типа приливного. Частично теория состоит в том, что метеоритный дождь бомбардировал землю, заключавшую внутри себя гигантские объемы нефти. В результате этого трещины в коре заполнились, а под земной поверхностью образовались колоссальные локальные скопления нефти (вспомните богатый нефтью регион Ближнего Востока). Хвост этой огромной кометы оставался в пределах видимости в течение многих лет, воспринимаясь людьми как знамение. Они шли туда, куда их вел этот след. Так делали иудеи, в течение сорока лет странствовавшие непонятным маршрутом по всей пустыне. По Великовскому, именно это было израильским огненным и облачным столбом.

Надав и Авиуд нашли нефть и заинтересовались, что это такое. Они решили посмотреть, что получится, если нефть смешать с горючими веществами на жертвеннике. Когда они подожгли смесь - ух! - она мгновенно воспламенилась и взорвалась, убив священников на месте. В примитивном обществе на это посмотрели бы как на внезапный акт суда со стороны богов.

Великовский предложил естественное объяснение этой истории. С его точки зрения смерть Надава и Авиуда объяснялась несчастным случаем, трагическим последствием детской игры с неведомым огнем.

Библия смотрит на это иначе. В ней об этом случае говорится как об акте сверхъестественного Божьего суда. Возможно, что приговор был приведен в исполнение с помощью естественных, природных сил, но совершенно ясно, что смерть Надава и Авиуда не была просто несчастным случаем. Ее следует приписать гневу и суду Бога.

Как Аарон отнесся к этому? Можно быть уверенным, что Аарон был взбешен. Всю свою жизнь он посвятил служению Богу. Сыновья пошли по его стопам. Он помнил день их посвящения и гордость, которую он испытал, когда они были выбраны для священнического служения. Служение Богу стало делом всей их семьи. Как же Бог, Которому он служил, отблагодарил его? Он покарал его сыновей мгновенной смертью за то, что на первый взгляд казалось лишь крошечным нарушением правил жертвоприношения.

Аарон кинулся к Моисею, чтобы рассказать ему об этом. Аарон словно говорил: "Ну ладно, Бог. Я все расскажу про Тебя. Я пойду прямо к Моисею. На этот раз Тебе придется иметь дело с нами обоими". Итак, Аарон отправился к Моисею и рассказал тому о случившемся.

"И сказал Моисей Аарону: "вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь" (Лев. 10:3).

Моисей дал Аарону ответ ГОСПОДА. Он напомнил ему о первоначальном освящении священников. Они были выбраны для выполнения священной задачи. Им было торжественно вменено в обязанность исполнять свое служение совершенно определенным образом. Они обладали привилегией служить перед лицом святого Бога. Каждый сосуд в скинии был сделан в соответствии с точными требованиями Бога и каждый предмет был освящен через сложные, предписанные Им процедуры. Что касается жертвенника и воскурений, то Аарон и его сыновья получили конкретные инструкции, как с ними следует обращаться. Бог сказал: "Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него. И будет совершать Аарон очищение над рогами его однажды в год, кровию очистительной жертвы за грех он будет очищать его однажды в год в роды ваши. Это святыня великая у Господа" (Исх. 30:9,10).

Наставления были четкими. Бог назвал жертвенник для воскурений "великой святыней". Надав и Авиуд, принеся на нем чуждый или не предписанный Богом огонь, бросали тем самым открытый вызов Богу. Это был акт откровенного мятежа, неизвиняемое осквернение святого места. Они совершили грех высокомерия, акт измены Богу. Они осквернили великую святыню.

Божий суд не заставил себя ждать. Бог все ясно объяснил Моисею: "В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь". Эти слова не были ни пророчеством, ни предсказанием. Когда Бог говорил: "Я сделаю то-то и то-то", то Он изрекал это как божественное повеление, повеление, которого ни один человек не смеет отменять или вместо которого издавать другое.

Краеугольный камень этого эпизода мы находим в завершающем предложении стиха 3: "Аарон молчал".

А что еще Аарону оставалось делать? Обсуждение закончилось. Свидетельства были налицо, и Бог вынес Свой вердикт. Сыновьям Аарона было строго наказано не приносить чуждого огня. Они совершили акт неповиновения, и опустился молот судьи - Бога, совершившего возмездие. Так что Аарон молчал. Ему нечего было сказать. Он не мог придумать никакого оправдания, не мог обратиться с протестом. Его уста были замкнуты, как они будут замкнуты у грешников в день Страшного суда.

Здесь мы видим пример карающей справедливости Бога, справедливости, исходя из которой, Он наказывает виновного. Является ли это наказание жестоким или необычным? Выходит ли оно за рамки справедливого возмездия, превращаясь тем самым во что-то несправедливое?

В наше понятие о справедливости глубоко внедрена идея, что наказание должно соответствовать тяжести преступления. Если наказание более тяжко, чем преступление, то совершается несправедливость. В Библии ясно показано, что Надав и Авиуд не могли сослаться на неведение, чтобы оправдать свой грех. Бог четко изложил им Свои требования. Они знали, что им не позволено воскурять на жертвеннике не предписанный Богом огонь. Для нас не представляет никакого труда понять, что они действительно согрешили. Но им никогда даже в голову не приходило, что этот грех настолько серьезен, что за него Бог тут же, на месте, их казнит. Здесь мы видим пример, когда событие свидетельствует о чрезмерной суровости карающей десницы Бога, о наказании, несравненно более тяжелом, чем само преступление, и совершенно необычном для такого преступления. Такая мера наказания не только озадачивает нас, она ошеломляет.

Как этот рассказ согласуется со сказанным ранее в Бытии о справедливости Бога? Бытие провозглашает: "Судия всей земли поступит ли неправосудно?" Основная предпосылка заключается в том, что Бог всегда судит праведно. Его суждения никогда не бывают несправедливыми, никогда не бывают результатом прихоти тирана. Для Бога невозможно быть несправедливым, потому что Его справедливость свята.

Если мы бьемся над историей Надава и Авиуда, то еще большие затруднения вызывает у нас рассказ об Озе. Когда Давид воссел на престол Израиля, он сразу стал принимать решительные меры к объединению своего царства. Посовещавшись с высокопоставленными советниками и военачальниками, он решил извлечь ковчег завета, самый священный сосуд Израиля, из "уединения" и вернуть его в центр государства. Ковчег был захвачен филистимлянами. Говорили, что в роковой день его захвата слава Божья покинула Израиль. Когда священный ковчег был захвачен, то Израиль лишился своего величайшего сокровища, которое теперь было в языческом храме, в Дагоне. Когда ковчег вернули, то поместили его в безопасное место, ожидая подходящего момента, чтобы публично восстановить в Израиле его исключительный статус. Теперь этот час настал. Давид хотел вернуть прежнюю славу. Он сказал: "И перенесем к себе ковчег Бога нашего, потому что в дни Саула мы не обращались к нему. И сказало все собрание: "да будет так", потому что это дело всему народу казалось справедливым" (1 Пар. 13:3,4).

Ковчег сплачивал весь народ. Это был престол Божий, священное вместилище Всевышнего. Его сделали и украсили строго в соответствии с замыслом Самого Бога. Ковчег полагалось держать в святая святых. Ковчег представлял собой ящик, выполненный из дерева ситтим (акации), изнутри и снаружи выложенный золотом. По периметру его украшала золотая лепнина. Четыре золотых кольца крепились к четырем нижним углам. В кольца вдевались шесты и тогда ковчег можно было переносить с места на место. Шесты также были изготовлены из древесины акации и выложены золотом.

Крышка ящика называлась "покрытием умилостивления". Она также была сделана из чистого золота. Два кованых золотых херувима прикреплялись к ковчегу с двух сторон, лицом друг к другу, с распростертыми крыльями, обращенными вверх. Вот каков был священный объект, который Давид приказал вернуть в Иерусалим.

"И повезли ковчег Божий на новой колеснице из дома Авинадава, и Оза и Ахия вели колесницу. Давид же и все Израильтяне играли пред Богом из всей силы, с пением, на цитрах и псалтирях, и тимпанах, и кимвалах и трубах. Когда дошли до гумна Хидона, Оза простер руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его. Но Господь разгневался на Озу, и поразил его за то, что он простер руку свою к ковчегу, и он умер тут же пред лицем Божиим. И опечалился Давид, что Господь поразил Озу..." (1 Пар. 13:7-11).

Давид был "мужем по сердцу Богу". Он не только был умелым царем, выдающимся музыкантом, непобедимым воином, он был также непревзойденным богословом. Если Давид опечалился из-за этой дикой вспышки гнева, то насколько неуютнее должен чувствовать себя неискушенный в богословии читатель?

Казнь Озы, даже больше, чем случай с Надавом и Авиудом, вызывает чувство протеста у читателей, которых учили, что Бог есть Бог любви и доброты. В Библии говорится, что Бог долготерпелив и медлен на гнев. Очевидно, что в случае с Озой не потребовалось много времени, чтобы Его гнев достиг точки кипения. Оза прикоснулся к ковчегу - и все! Бог взорвался яростью.

Здесь, опять же, пытались найти естественное объяснение смерти Озы, чтобы сгладить жестокость этого рассказа. Выдвигалось предположение, что Оза испытывал такое глубокое уважение к священному ковчегу, настолько благоговел перед этим святым предметом, что прикосновение к нему переполнило его ужасом, и он умер на месте от сердечного приступа. Он просто-напросто испугался до смерти. Такое объяснение снимает с Бога всякую ответственность за происшедшее. Согласно этой же теории, толкование автора Библии - не что иное, как образец примитивного суеверия, которыми пестрит Ветхий Завет.

Люди тянутся к подобным объяснениям не только потому, что у современного человека неизлечимая аллергия на все сверхъестественное, но также и потому, что эта история глубоко оскорбляет наше чувство справедливости. Задумайтесь еще раз над происшедшим. В повозке, запряженной волами, ковчег везли в Иерусалим. Это был радостный день национального праздника. В Святой город возвращалась слава. У повозки теснились толпы народа. Процессия была праздничной, ее сопровождали звуки цитр, псалтирей, тимпанов, кимвалов и труб. Вообразите себе это зрелище: оно производило такое же впечатление, какое в наши дни производит парад с семьюдесятью шестью тромбонами. Люди танцевали на улицах.

Волы внезапно споткнулись, и повозка угрожающе накренилась. Ящик соскользнул с удерживающих его на повозке креплений. Он вот-вот упадет и дорожная грязь запачкает его! Нельзя допустить, чтобы этот драгоценный предмет подвергся такому осквернению.

Оза отреагировал, безусловно, инстинктивно. Он сделал то, что сделал бы любой набожный иудей, чтобы предотвратить падение ковчега в грязь.

Он протянул руку, чтобы придать равновесие ковчегу, чтобы не дать святому предмету упасть. Это не было заранее обдуманным актом вызова Богу. Это было рефлекторное действие. С нашей точки зрения это выглядит героизмом: Нам кажется, что было бы логичным, если бы в ответ на него Оза услышал Божий голос с неба, говорящий: "Спасибо тебе, Оза!" Бог не сказал этого.

Вместо этого Он убил его. Он прикончил его на месте. Опять приговор приводится в исполнение незамедлительно.

Мы знаем, как современные богословы подходят к этому событию. Теперь нам нужно задаться вопросом, какой взгляд на него дается в Священном Писании. В чем состоял грех Озы? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо вернуться назад, к самому началу иудейской истории, когда священническое сословие только формировалось. Бог издал тогда особые повеления для священников. Чтобы быть священником в Израиле, надо было происходить из колена Левия. Все священники были левитами, но не все левиты были священниками. В колене Левиином была ветвь, клан потомков Каафы. Бог освятил потомков Каафы. Он возложил на них выполнение совершенно особой задачи. Основная работа, к которой их готовили - носить святая святых: "Вот служение сынов Каафовых в скинии собрания: носить Святое святых" (Чис. 4:4).

Важно помнить, что скиния представляла собой палатку. Она была складная. Когда колена Израиля трогались с места, они брали скинию с собой и несли ее, чтобы Бог был посреди них. Перед этим необходимо было прикрыть и защитить от повреждений священные сосуды. Мы читаем: "Когда, при отправлении в путь стана, Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести, но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть. Сии части скинии собрания должны носить сыны Каафовы" (Чис. 4:15).

Свое повеление Бог подкрепляет, добавляя следующие условия: "И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: не погубите колена племен Каафовых из среды левитов, но вот что сделайте им, чтобы они были живы и не умерли, когда приступают к Святому-святых: Аарон и сыны его пусть придут и поставят их каждого в служении его и у ноши его; но сами они не должны подходить, смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть" (Чис. 4:17-20).

Оза был из потомков Каафовых. Он в точности знал свои обязанности. Его тщательно обучили этому мастерству, в согласии с тем, что он был призван делать. Он знал, что Бог объявил - прикосновение к ковчегу Завета является преступлением, за которое полагается высшая мера наказания. Ни одному потомку Каафы ни при каких обстоятельствах не дозволялось прикасаться к ковчегу. Не было такого срочного случая, который мог бы послужить достаточным основанием для нарушения этого приказа. Сложная конструкция ковчега, оснащенного золотыми кольцами, в которые продевались длинные шесты, словно бы сама говорила: к ковчегу прикасаться нельзя! Человек мог дотрагиваться только до самих шестов, чтобы вдеть их в кольца с целью транспортировки. Далее это было уже дело потомков Каафы - нести ковчег на этих длинных шестах. Нигде не оговаривалось, что можно ускорить процедуру, перевозя ковчег в повозке, запряженной волами.

В первую очередь нам нужно задаться вопросом: с какой стати ковчег оказался в повозке? Бог был настолько строг в отношении святых предметов скинии, что потомкам Каафы не разрешалось даже смотреть на ковчег. За это преступление также полагалась смерть. Бог издал указ, что если кто-нибудь из потомков Каафы хотя бы на мгновение просто взглянет на святая святых, то умрет. Озе запрещалось не только прикасаться к ковчегу, ему запрещалось даже смотреть на него.

Он все равно прикоснулся к нему. Он протянул руку и положил ее непосредственно на ковчег, удерживая его на месте, чтобы не дать ему упасть. Акт святого героизма? Нет! Это был акт высокомерия, грех самонадеянности. Оза предположил, что его рука загрязнена меньше, чем земля. Но не земля и не грязь могли осквернить ковчег, а человеческое прикосновение. Земля - послушное создание. Она делает то, что Бог велит ей делать. Она приносит урожай, когда подходит срок. Она повинуется законам природы, установленным Богом. Когда температура падает ниже определенного уровня, земля замерзает. Когда в пыль попадает вода, пыль превращается в грязь, как Бог и задумал. Земля не совершает измены космического масштаба. Земля ничем не осквернена.

Бог не хотел, чтобы к Его святому престолу прикасалось существо, запятнанное злом, восставшее против Него, существо, в своем безбожном бунте порушившее все творение, заставившее землю, и небо, и воды морские стенать и мучиться, ожидая дня искупления. Человек. Именно человеческое прикосновение было запрещено.

Оза не был наказан без вины. Он не был наказан без предупреждения. Он вообще не был бы наказан, если бы не пошел против закона. Этот акт божественного суда ни в коей мере не был проявлением каприза. В том, как Бог поступил в этот момент, не было ни грамма произвола. Но присутствовало в этом нечто необычное. Внезапность наказания и его необратимость одновременно и захватывают нас врасплох, и оскорбляют.

Есть одна причина, по которой история Озы и история Надава и Авиуда оскорбляет нас, по которой мы чувствуем себя глубоко разгневанными. Нам трудно принять эти вещи, потому что мы не понимаем четыре жизненно важных библейских концепции: святость, справедливость, грех и благодать. Мы не понимаем, что значит быть святым. Мы не понимаем, что такое справедливость. Мы не понимаем, что такое грех. Мы не понимаем, что такое благодать.

История Озы - пример божественной справедливости. Она не является примером божественной милости. Но мы не сумеем даже приблизиться к пониманию божественной милости, пока не приобретем сначала какое-то понятие о божественной справедливости.

Когда в Библии говорится о справедливости Бога, то обычно Его справедливость связывается с Его праведностью. Бог судит праведно. Нет такого понятия, как справедливость без праведности. Нет такого понятия, как злая справедливость Бога. Справедливость Божья всегда и неизменно является выражением Его святого характера.

В Библии слово "справедливость" употребляется в смысле соответствия поступков правилам или нормам. Бог "играет" по правилам. Наивысшая норма справедливости определяется Его собственным святым характером. Его праведность бывает двух видов. Мы отличаем внутреннюю праведность Бога от Его внешней праведности. То, что Бог делает, всегда находится в полном соответствии с тем, чем Он является. Его поступки всегда исходят из святости Его характера. "Внутренняя праведность" Бога - это моральное превосходство Его характера, корни которого уходят в Его абсолютную чистоту. В Нем нет ни тени изменчивости. Будучи святым Богом, Он абсолютно не способен на совершение несвятого поступка. Только несвятые существа совершают несправедливые и неправедные поступки.

В Боге есть внутренняя последовательность, цельность, прямота. Часто человеческая неправедность описывается в терминах, характеризующих нас, как нечестных и непрямых людей. Мы извращены, искривлены. Не случайно преступников часто называют плутами. (Игра слов: crooked - извращенный, искривленный, crook - обманщик, плут. - Прим. перев.) Плутов называют плутами, потому что они внутренне искривлены. Они не прямы. Бог прям. Его прямота проявляется в Его внешнем поведении, Его внешней праведности. За всю вечность Бог ни разу не совершил ни одного нечестного или непрямого поступка. Он убил Надава и Авиуда. Он убил Озу. Во времена Нового Завета Он сделал то же самое с Ананией и Сапфирой. Все это были акты праведного суда.

Библия ясно учит, что Бог является Верховным Судьей всей вселенной. Вопрос, которым мы задаемся после прочтения рассказа об Озе, звучит так: а подходит ли Бог для такой работы? Чтобы быть Верховным Судьей неба и земли. Он должен быть справедливым. Если Верховный Судья будет несправедливым, то у нас нет никакой надежды, что справедливость когда-либо восторжествует. Мы знаем, что земные судьи могут быть подкуплены. Они берут взятки. Проявляют лицеприятие. Временами они просто невежественны и поступают соответственно. Они совершают ошибки.

С Богом не так. Его нельзя подкупить. Никто не может дать Ему взятку. Он не проявляет лицеприятия. Он никогда не поступает по неведению. Он не делает ошибок. Современные парламентские клакеры могут потребовать: "Импичмент Эрлу Уоррену!" Но только безрассудный будет требовать вынесения импичмента Богу. (Клака - группа людей, нанятых для создания успеха или провала артиста, спектакля, оратора. - Прим. ред. Импичмент - привлечение к суду парламента высших должностных лиц государства. - Прим. ред.)

Патриарх Авраам бился над вопросом справедливости Божьей. Бог объявил, что собирается разрушить Содом и Гоморру. Он решил полностью стереть с лица земли эти города вместе со всем их населением - мужчинами, женщинами и детьми. Авраама это встревожило, его беспокоило, что когда божественный гнев обрушится на эти города, то невинные погибнут вместе с виновными. Если уничтожение этих городов должно было стать актом Божьего суда, то Авраам опасался, что этот суд будет огульным, подобным тому, когда учитель наказывает целый класс за проступок одного ученика: "И подошел Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым, не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?" (Быт. 18:23-25).

"Судия всей земли поступит ли неправосудно?" Человек никогда не задавал более риторического вопроса. Авраам предполагал, что убить праведного вместе с нечестивым - для Бога вещь совершенно невероятная. "Не может быть от Тебя!" Авраам понятия не имел о том, до какой степени такой поступок невозможен для Бога. Не существует даже и тени вероятности, что Бог может убить невинных людей вместе с виновными. Для того чтобы Бог мог это сделать, Он должен перестать быть святым. Он должен прекратить быть Богом.

Бог был готов ради Авраама перегнуть палку в обратном направлении. Он сказал, что пощадит весь город, если Авраам найдет в нем сорок пять праведников. Он пощадит его ради сорока, ради тридцати. Наконец, задача Авраама упростилась на 80 процентов. Все, что ему нужно было сделать, - это найти десять праведных людей, и Бог пощадит весь город. Подтекст этого отрывка состоит в том, что Бог пощадил бы город и ради одного праведника, если Авраам сумел бы его найти. Что произошло с Содомом и Гоморрой?

"И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицем Господа. И посмотрел к Содому и Гоморре, и на все пространство окрестности, и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи" (Быт. 19:27,28).

Судья неба и земли не поступил неправосудно. Не был наказан ни один невинный человек. Справедливость Бога неотделима от Его праведности. Он никогда не осуждает невиновного. Он никогда не обеливает виноватого. Его наказание никогда не бывает незаслуженно суровым. Он никогда не оставляет без награды праведности. Его справедливость - совершенная справедливость.

Но в Своих действиях Бог не всегда руководствуется справедливостью. Иногда Он руководствуется милостью. Милость - это не справедливость, но это и не несправедливость. Несправедливость идет против праведности. Милость являет доброту и благодать, при этом не противореча праведности. Мы можем видеть в Боге не справедливость, то есть милость, но мы никогда не встречаемся с проявлением Им несправедливости.

И снова мы спрашиваем, чем объясняется это кричащее отличие между интонациями Нового и Ветхого Заветов. Создается впечатление, что Ветхий Завет показывает Бога более суровым, чем Новый Завет. Давайте посмотрим, как в Ветхом Завете решается вопрос преступлений, караемых смертной казнью. В Ветхом Завете приводится целый список таких преступлений, в который входят следующие поступки:

применение физической силы или употребление грубых выражений по отношению к родителям;

осквернение жертвоприношений;

убийство;

воровство детей;

идолослужение;

принесение в жертву детей;

богохульство;

нарушение субботы;

занятия колдовством;

отношения с медиумами и колдунами;

развод на непредусмотренных Законом основаниях;

гомосексуализм;

кровосмешение;

скотоложство;

развращение девственниц, склонение их к проституции;

насилие;

изречение ложных пророчеств;

отказ подчиняться решению, принятому священником-судьей;

лжесвидетельство при рассмотрении дела об уголовном преступлении;

воровство людей с целью продажи их в рабство.

Это неполный список преступлений, за которые при Ветхом Завете полагалась смертная казнь. По сравнению с Новым Заветом этот список кажется суровым.

Несколько лет назад журнал "Тайм" опубликовал сообщение о несчастном случае, происшедшем в штате Мериленд. Водителя грузовика арестовали за то, что он находился за рулем в пьяном состоянии, за буйство и нарушение порядка. Когда офицеры полиции прибыли на место происшествия, он начал ругаться. Он впал в неистовство, говорил непристойности, обзывая полисменов как только мог. Его словесные оскорбления привели полицию в ярость. Когда этого человека привели к мировому судье, он стал ругаться еще хуже. Самое суровое наказание, которое мировой судья мог применить за подобное нарушение, - это штраф в 100 долларов и тридцать дней в тюрьме.

Мировой судья настолько разгневался, что решил наказать его как можно строже. Среди законов штата Мериленда он раскопал один древний закон. Его не применяли, но тем не менее и не аннулировали. Это постановление запрещало публичное богохульство.

Так как этот человек, поливая полицейских площадной бранью, неоднократно хулил и оскорблял имя Бога, то мировой судья добавил к его наказанию еще 100 долларов и еще тридцать суток в тюрьме.

Редактор отдела новостей журнала "Тайм" описывал этот случай как человек, оскорбленный в лучших чувствах. Он пришел в такую ярость не потому, что наказание за богохульство нарушало закон об отделении церкви от государства, а потому, что считал подобное наказание грубой судебной ошибкой. Наказание было слишком суровым. Оно было жестоким и необычным.

Очевидно, у редактора отдела новостей не было никаких претензий к наказанию за нарушение общественного порядка. А вот наказания за богохульство он никак не мог принять. Это находится в резком противоречии со сводом законов, который Бог установил в Израиле. Водителю грузовика следовало радоваться, что его арестовал не Аарон. В ветхозаветные времена самый лучший адвокат в Израиле не сумел бы добиться для своего клиента штрафа в 100 долларов за публичное богохульство. Перед нами стоит такой вопрос: что хуже - нарушение общественного порядка в пьяном виде или публичное оскорбление достоинства святого Бога? Редактор отдела новостей в "Тайме" дал свой ответ. Бог дал другой. Если бы ветхозаветные законы были в силе сегодня, то многие работники телевидения давным-давно были бы казнены.

Нельзя отрицать, что, на первый взгляд, количество преступлений, караемых смертной казнью при Новом Завете, меньше, чем при Ветхом. По сравнению с Новым Заветом Ветхий кажется несравненно, фундаментально более суровым. О чем мы однако забываем, так это о том, что приведенный нами выше ветхозаветный список представляет собой сильно урезанный первоначальный вариант списка преступлений, заслуживающих высшей меры наказания. Свод законов Ветхого Завета является результатом Божьего долготерпения. В Своем милосердии Бог "перегибал палку в обратном направлении". Ветхозаветный Закон - поразительно милосердный закон.

Поразительно милосердный? Я повторю это еще раз. Ветхозаветный список преступлений, караемых смертной казнью, представляет собой сильно урезанный первоначальный список. Это поразительная мера благодати. История, изложенная в Ветхом Завете, - в основном история проявления Божьей благодати.

Как же это? Чтобы понять смысл моих странных слов, нам нужно вернуться назад, к самому началу, к исходным правилам, по которым должно было действовать наше мироздание. Каково было наказание за грех в первоначально установленном порядке? "Душа согрешающая, она умрет". Сразу после сотворения мира всякий грех считался заслуживающим смерти. Каждый грех заслуживал смертной казни.

Творя мир, Бог не обязан дарить нам жизнь. Он нам ничего не должен. Он дал нам жизнь по Своей благодати, и эта жизнь находится в Его божественной власти. При сотворении на человеческий род была возложена задача свидетельствовать о святости Божьей, нести Его образ. Мы сотворены для того, чтобы быть отражением святости Божьей. Мы сотворены для того, чтобы быть Его посланниками.

Бог стал испытывать человека и сказал: "Если ты согрешишь, то умрешь". Грех влечет за собой потерю дара жизни. Совершенный грех отменяет право на жизнь. Согрешив, человек утрачивает право требовать от Бога продолжения своего человеческого существования. А теперь - главный вопрос: после сотворения, когда должен был приводиться в исполнение приговор за совершенное преступление? Было ли это сформулировано так: "Если согрешишь, то когда-нибудь умрешь?" Нет! Бог ясно указал срок исполнения приговора: "В день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь".

Сразу после сотворения возмездием за грех была не просто смерть, но мгновенная смерть. Смерть в тот же самый день: такая же стремительная, как та, которая поразила Надава и Авиуда, такая же внезапная, как та, что подкосила Озу, такая же быстрая, как выпавшая на долю Анании и Сапфире. "В день, в который согрешишь, смертию умрешь".

Многочисленные комментаторы пытались смягчить это предупреждение Бога. "Смерть" во 2 главе Бытия истолковывалась как духовная смерть. Но в тексте сказано не так. Смертная казнь, о которой предупреждал Бог, означала настоящую смерть, реальную, смерть в полном смысле этого слова. Чтобы быть до конца точным, Адам и Ева действительно умерли духовной смертью в тот же самый день, но Бог помиловал их на условиях исполнения приговора в полной мере. У нас есть поговорка, что отложенное воздаяние - это воздаяние, которое отменили. Не всегда. В случае с сотворением и грехопадением человека полная мера воздаяния была отложена, чтобы у благодати было время совершить свою работу. В данном случае отсрочка воздаяния означала не отказ в нем, а установление милости и благодати.

Тем не менее смертная казнь применялась и по-прежнему применяется. Все люди умирают. Мы можем пережить средний срок в семьдесят лет и затем умереть. Но смерть наступит, потому что все мы приговорены к смертной казни за грех. Мы все сидим на скамье смертников, ожидая приведения приговора в исполнение. Величайшими убийцами всех времен были не Адольф Гитлер или Иосиф Сталин. Величайший убийца всех времен - Мать Природа. Все падают ее жертвами. Мать Природа не действует независимо от Бога. Она просто орудие возмездия в руках святого Бога.

"В день, в который согрешишь, смертию умрешь". Разве это несправедливо? Задумайтесь об этом. Было ли злом со стороны Бога приговаривать к смерти за всякий грех? Если вы отвечаете "да", то будьте осторожны. Говоря "да", вы, в первую очередь, утверждаете, что вы совершаете поступки, наказуемые смертью, потому что эти поступки - проявление самой вашей падшей, греховной природы. Говоря "да", вы клевещете на характер Бога. Говоря "да", вы идете против Его святости. Говоря "да", вы нападаете на праведного Судью всей земли. Если вы говорите "да", то это значит, что вы так и не поняли, что такое грех. Мы не должны говорить "да". Мы должны сказать "нет" и сделать это с внутренним убеждением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.062 с.)