Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Духи-покровители и духи-помощники шаманов

Поиск


Как уже отмечалось в предыдущих главах, ненцы верили в существование многочисленных духов, обитающих в трех мирах и постоянно воздействующих на людей. От коварных деяний злых духов людей могли защитить шаманы с помощью подчиненных и покровительствующих им духов.
У каждого шамана имелись свои духи, неоднородные по значению и делившиеся на ряд кате­горий. Общими для всех шаманов были две категории духов: покровители и помощники. Покрови­тельствовали шаманам божества и духи высокого ранга, к этой же категории относились и духи-предки шамана. В исключительных случаях его духом-покровителем мог стать кто-либо из второ­степенных божеств-небожителей.
Помимо сверхъестественного покровителя ненецкие шаманы имели духов-помощников. В их число входили все умершие шаманы рода, к которому принадлежал главный дух-покровитель.
Шаманы-предки признавались личными духами-помощниками шамана. Сначала шаман получал одного или нескольких духов. Новых духов он получал позднее, после нескольких посвящений и по решению духов-покровителей. Процесс получения духов-помощников длился несколько лет. По мере увеличения их числа возрастала сила шамана. Наибольшее число духов имели шаманы самбдорта и вы'дутана. Их духи считались самыми могущественными. Духи-помощники, в свою очередь, делились как бы на два разряда. К первому относились духи-предки, ко второму служеб­ные духи, которые сопровождали шамана во время камлания в ту или иную зону Вселенной. К служебным духам-помощникам относились духи бубна, подвесок, головного убора, а также духи, представленные идолами: сядаи, нгытырма, сидрянг и т. д. Духи бубна составляли реальную си­лу шамана, остальные играли второстепенную роль; однако и таких духов он ценил и стремился приумножить их число. Духи представлялись в различных образах - как антропоморфные и зоо­морфные существа.
Духи-покровители и духи-помощники шамана появлялись по его просьбе в начале камлания и участвовали в проведении обряда. В конце мистерии он их отпускал. По верованиям ненцев, духи-покровители шаманов постоянно, днем и ночью, защищают людей от козней злых духов и прини­мают активное участие в борьбе с темными силами Нга. Среди духов-помощников были такие, ко­торые охраняли шамана во время камлания от нападения враждебных духов.
Духи-помощники могли выполнять только строго определенные функции. Каждый из них имел свою "специальность": одни лечили болезнь, другие находили воров и возвращали украденное стадо оленей, третьи предсказывали судьбу и т. д. В зависимости от вида болезни и от состояния больного, шаман вызывал разное количество духов, иногда половину, иногда всех. Отправляясь в иные миры, он оставлял на земле духов, предназначенных для использования в Среднем мире. Обычно духи-помощники действовали лишь во время камлания шамана, причем только те, кого он призывал. Однако в мифах и легендах о шаманах эти помощники проявляют самостоятельность и приходят по своей воле.
Помимо личных духов-помощников, ненецкие шаманы во время исполнения обрядов привле­кали на свою сторону местных духов-хозяев - Я'мал Вэсоко, Ид'Ерв, То'Ерв, ЛьГкас и др. Шама­ны просили у них содействия в борьбе со злыми духами.
Среди духов-покровителей шаманов обязательно стоит упомянуть хозяина и хозяйку огня - Ту'Ерв и Ту'Хада. В легендах ненцев им отводится большая роль. Они приносят счастье семье, обеспечивают благополучие детям и долгую жизнь родителям, защищают от всех зол и не­счастий, оберегают от болезней и смерти, дают тепло. К хозяину огня шаманы обращались на всех этапах камлания, упрашивая дать им на время камлания спутника и помощника в предстоя­щих путешествиях.
В группу духов-покровителей, дающих людям способность к шаманству, ненцы включают так­же Ибадабцо'Ерв - хозяина тепла, Нгэрм'Ерв - хозяина семи северных ветров, Яля'тарп - хо­зяина рождения света, Яля'падь'Мин - хозяина уходящего дня.
Главный дух-покровитель шамана выду'тана - Яв'мал Вэсоко, дух-небожитель, один из семи сыновей Нума, без участия которых шаман не мог подняться на небо. Во время камлания шаману помогал и дух Миколы Мутратна, почитавшийся как земной страж человека. Нум посылал его на землю охранять людей от всего злого. Микола Мутратна шел на встречу с шаманом, подни­мавшимся на небо, вел переговоры с ним и его духом-помощником на пятом слое небесного про­странства. Там он принимал жертвенное животное, выслушивал просьбу шамана, затем отводил оленя к Яв'мал Вэсоко. Тот советовался с Нумом и передавал ответ Миколе Мутратна, который, в свою очередь, сообщал решение Нума шаману, давал ему советы. Икона Миколы Мутратна имеется в каждом чуме и используется как главный атрибут при камланиях ненецких шаманов в Верхний мир.
Духом-покровителем шамана выду'тана могла быть и богиня Я'Миня, которую он призывал для помощи при восхождении на небо с жертвой Нуму. Шаману выду'тана помогал также Си"ивм Пыелета (Семирогий олень): он поднимал шамана в Верхний мир и служил для доставки жертвы Нуму. Главой всех сверхъестественных помощников шамана выду'тана, наряду с Семирогим оленем, считалась Минлей тиртя - летающая железная птица. Шаманы рассказывают, что этот дух весьма сильное и храброе существо. Минлей тиртя - носитель дождя, снега, пурги. Ненцы слышали в громе хлопанье крыльев и видели молнии - сверкание глаз этой небесной железной птицы, которая принадлежит Великому Нуму.
Шаман Среднего мира -я'нянгы тадебя, по поверьям ненцев, не имел небесного оленя и птицы, поэтому не поднимался в страну небожителей. Он владел только земными духами, кото­рые помогали ему переправляться через реки, горы и т. д. Покровителями я'нянгы тадебя явля­лись духи-хозяева местности - Я'Ерв, Пэ'Ерв. Ид'Ерв, Яв'Ерв и др. Они приходили к шаману по его вызову и днем и ночью. Среди духов-помощников, защищавших от болезней, был антропо­морфный дух Хабцянго Ха"аврамбда хэхэ. Он подсказывал шаману правильные действия в ходе камлания. Главой всех этих духов считался Илебям'пэртя. Он выделял шаману духов-помощников из числа обитателей Среднего мира, ведал духами добрыми (саво'сер) и злыми (вэеа'сер). Его призывали только в самых тяжелых случаях. Количество духов, принадлежавших шаману Среднего мира, зависело от его силы. У я'нянгы тадебя было очень много духов, у его помощников - лишь несколько. Шаману Среднего мира помогали духи-животные: медведь, на­лим, щука, гагара, волк, ворона и т. д.
Духа-гагару имели только сильные шаманы, я'нянгы тадебя и самбдорта. Считалось, что дух-гагара (Еся'нюня) летает по поручению шамана по всему свету и собирает сведения о судьбе тех или иных людей. С помощью этого духа-птицы шаман предвещал, кому предстоит заболеть, выздороветь или умереть. У каждого шамана были еще свои мелкие духи, которые содействовали ему в несложных камланиях, не связанных с далекими путешествиями к божествам высокого ран­га. Они помогали, например, предсказывать погоду, определять, будет ли удачной охота и рыбал­ка, указывали, где искать потерявшегося оленя, и т. п.
При камлании в Нижний мир шаману самбдорта содействовали сыновья Нга - главы злых духов Нижнего мира (нгылад'нянгы). Они призывались при жертвоприношении владыке подземно­го мира и помогали шаману самбдорта в переговорах с Нга. Главным помощником шамана самбдорта считался дух умершего шамана (тадебцо-нгытырма). По верованиям ненцев, чело­век становится шаманом самбдорта в результате вселения в него души умершего шамана, кото­рая избирает только кого-нибудь из родственников. Когда дух умершего шамана и духи, принад­лежавшие ему, находили человека, способного стать шаманом самбдорта, Нга насылал на него болезнь и принуждал исполнять роль посредника между людьми и духами. Заставив его согла­ситься, Нга отдавал ему в подчинение духов-помощников умершего шамана. С этого момента дух умершего шамана-родственника покровительствовал новому шаману. Нга также передавал ему духов, оставшихся от прежних шаманов из его рода и, по своему усмотрению, мог добавить еще несколько, чтобы увеличить количество духов-помощников. Всех духов, полученных от Нга, ша­ман самбдорта должен был показать Нуму, который также давал духов-помощников.
К числу духов-покровителей шамана самбдорта относились духи-хозяева родовых мест, священных гор, рек, озер. Духи-покровители шамана после его посвящения поддерживали его, помогали в выполнении трудных задач. В ряды содействовавших шаману духов входили также те, с которыми он встречался во время болезни. Среди них могли быть обитатели всех трех миров. В духов-помощников превращались даже черви и насекомые, съевшие обычное тело шамана в тот период, когда он болел "шаманской болезнью". Без духов-покровителей и духов-помощников, по­лученных от Нга, шаман ни за что не рискнет отправиться один в опасное путешествие в подзем­ный мир, где обитает сам Нга. Самбдорта, как и выду'тана, для поездки к Нга использовал сверхъестественных животных. В качестве транспортного средства для передвижения в подзем­ных сферах шаману служили мифические птицы - гагара (Еся'нюня), ворона (Варнгэ); звери - подземный олень (Я'хора); рыбы - щука {При), налим (Нея). От Нга шаман получал также под­земного быка (Я'вол), на котором ездил во время камлания в страну огненных морей. Бык помогал шаману переправляться через реки Нижнего мира.
Неотъемлемую часть обряда камлания, как уже указывалось, составляло пение шамана (тадебе се). В такой форме он призывал духов-помощников и общался с ними (тадебе вада). Разговор происходил в определенной последовательности и сопровождался ударами в бубен. Каждый дух (тадебцо) имел свою песню, по которой об его приходе и присутствии узнавали участники шаманского камлания. Песни разных духов контрастны по типу мелодического движения и ритму, а потому легко различимы. Кроме того, каждому духу был присущ и свой ритм аккомпанемента бубна. Важным средством звуковой характеристики духов-помощников являлось также звукоподражание - имитация голосов животных. Звукоподражательные сигналы, издаваемые шаманом, указывали на присутствие тех или иных духов. Считалось, что пение и бубен могут рас­положить к себе духов-помощников и духов-покровителей, а это благоприятно отразится на ре­зультатах камлания. Таким образом, достижение целей, ради которых проводилось камлание, происходило с помощью пения, обращенного к духам-помощникам и духам-покровителям шамана.

Заключение


Религиозные традиции ненцев представляют большой интерес для науки, изучающей далекое прошлое человечества. В них проявляет себя чрезвычайно архаическое по своей сути мировоз­зрение, сложившееся в ту далекую эпоху, когда у человека не было никаких оснований отделять себя от природы: низкий уровень технических достижений просто не позволял людям отгородить­ся от окружающего мира.
Взгляды на мир, свойственные самобытным культурам аборигенных народов Европейского Севера и Сибири, уже давно привлекают к себе пристальное внимание ученых. Здесь, в северной части Евразии, благодаря особенностям природной среды сохранились древнейшие виды хозяй­ственных занятий - охота, рыбная ловля, в некоторой степени собирательство {так называемое присваивающее хозяйство). В этих условиях вплоть до недавнего времени продолжали существо­вать и древние формы общественных отношений, и религиозные воззрения, зародившиеся, веро­ятно, еще в каменном веке. По материалам, полученным у группы северных народов, в число ко­торых входят и ненцы, была предпринята интересная попытка воспроизвести культуру охотников на дикого оленя [Симченко, 1976]. Принципы мировоззрения, пронизывавшего собой всю жизнь древних охотников, отчетливо прослеживаются в религии ненцев - шаманизме, составляющем основную сферу их религиозной деятельности. Подобно охотникам, обитавшим в суровых услови­ях Севера десятки тысяч лет назад, ненцы ощущали свою полную зависимость от природы и обо­жествляли ее, представляя себе силы природы в виде многочисленных богов и духов.
Изложенный в данной работе материал убедительно показывает, что взгляды на мир, сохра­нившиеся в архаической культуре ненцев, вовсе не были примитивными. Напротив, современного человека может поражать сложность их представлений об окружающем мире, о Вселенной, о спо­собах поддерживать хорошие отношения с духами и божествами. Образ матери-Земли, дающей жизнь всему в мире, является своего рода философским обобщением древнего человека, раз­мышлявшего о первопричинах бытия. В то же время в мировоззрении ненцев явственно преобла­дает мужское созидательное начало, утвердившееся, видимо, в более поздний период,- возмож­но, с освоением оленеводства, одной из форм производящего хозяйства.
Данная работа охватывает далеко не все стороны шаманизма ненцев, не все его конкретные проявления в религиозной жизни народа. Дать всеобъемлющий очерк традиционной религии не­нецкого народа - задача, которую автор не осмелился бы поставить перед собой. Главная труд­ность здесь не в разнообразии верований и культовой практики ненцев, а в ограниченности факти­ческих данных. К сожалению, имеющиеся в литературе сведения о религиозных взглядах и тради­циях ненцев отрывочны, зачастую поверхностны. Поэтому даже весь в совокупности ранее опубликованный материал, при его величайшей научной ценности, не дает возможности создать полную и безукоризненно точную картину религиозного миросозерцания и основанной на нем культовой деятельности ненцев. Таким образом, остро стоит вопрос о необходимости пополнять имеющиеся сведения.
В связи с этим хочется еще раз подчеркнуть, что данная книга в значительной степени осно­вана на полевом материале, собранном самим автором во время летних экспедиций на Ямале. Надеюсь, что этот материал позволит уточнить, углубить, а в некоторых вопросах и обогатить на­ши знания о шаманизме ненцев. Те сведения, которыми мы сегодня располагаем, показывают, что ненецкий шаманизм представляет собой древнюю политеистическую религию с развитым куль­том. Он сложился естественным путем в рамках архаического дуалистического мировоззрения, на почве олицетворения и почитания стихийных сил природы.
Задача дальнейшего исследования состоит как в поисках новых источников информации, так и в более углубленном теоретическом осмыслении шаманизма (шаманства). Хочется подчеркнуть, что к изысканиям в области ненецкого шаманизма все еще не привлечен в должной мере шаман­ский фольклор, хотя этот богатейший источник сведений заслуживает серьезного внимания. Пред­ставления о Вселенной, потустороннем мире, сверхъестественных существах, душе и смерти, о посредничестве шаманов между богами и людьми - все это и многое другое отражено в устном творчестве, исходящем, в частности, и из шаманской среды. Особенность шаманского фольклора состоит в том, что он не имеет четких границ и существует в общих рамках устного народного творчества. Собирание произведений фольклора могло бы оказаться полезным для изучения ша­манства.
В настоящее время у ненцев еще сохраняются легенды о шаманах, об их камланиях и жерт­воприношениях. К сожалению, этот фольклорный жанр чаще всего представлен обрывками, фрагментами, соединенными с другими жанрами устного творчества. Видимо, эти остатки древне­го культурного наследия обречены на исчезновение. Влияние современной культуры с ее техниче­скими достижениями, повсеместным школьным обучением, специализированной медициной и, главное, с мощными и вездесущими средствами массовой информации не оставляет места для взглядов на мир, сложившихся совсем в других условиях. Тем ценнее для нас сегодня каждый об­наруженный впервые факт, тем важнее поиски новых, неизвестных науке сведений.
Литература
Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). Новосибирск, 1984.
Басилов В. Н. Шаманство // Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1993.
Басилов В. Н. Что такое шаманство? // ЭО. 1997. № 5. |
Белявский Ф. Поездка к Ледовитому морю. М., 1833.
Ван-Линсхотен Г. Нидерландская экспедиция к северным берегам России в 1594-1595 г. // Записки по гид­рографии. 1915. Т. XXXI. Вып. 3.
[Васильев В. И.] Vasiljev V. I. Animistic notions of the Enets and the Yenisei Nenets // Shamanism in Siberia. Bu­dapest, 1978.
Васильев В. И. Проблемы формирования северо-самодийских народностей. М., 1979.
Васильев В. И., ГейденрейхЛ. Н. Тундра канинская. М., 1977.
Вениамин, архимандрит. Самоеды мезенские // Вестник Императорского Русского Географического общест­ва. 1815. Ч. 14.
Вербов Г. Д. Пережитки родового строя у ненцев // СЭ. 1938. № 2.
ГейденрейхЛ. Н. Канинская тундра. Архангельск, 1930а.
Гейденрейх Л. Н. Канинские самоеды // Советский Север. 19306. № 4-5.
Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Спб., 1799.
Житков Б. М. Полуостров Ямал. Спб., 1913.
Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири. М.-Л., 1936.
Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII в. (1771-1772). М.-Л., 1947.
Иславин В. Самоеды в домашнем и общественном быту. Спб., 1847.
Кастрен М. А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири, 1838-1844, 1845-1849 // Магазин землеведения и путешествий. 1860. Т. VI. Ч. II.
Костиков Л. В. Боговы олени в религиозных верованиях хасово // Этнография. М.-Л., 1930. № 1-2.
Кушелевский Ю. И. Северный полюс и земля Ямал. Спб., 1868.
Лепехин И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства. Спб., 1805. Ч. IV.
Митусова Р. П. Год среди лесного народа // Вокруг света. 1929. №11.
Михайловский В. М, Шаманство. М., 1892.
Носилов К. Д. О самоедах // ПБ. 1894.
Носилов К. Д. Могила шамана // ПБ. 1898а.
Носилов К. Д. Плясовая изба самоедов // ПБ. 18986.
Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Спб., 1788. Ч. III. 1-я половина.
Попов А. А. Енисейские ненцы (юраки) // Изв. РГО. 1944. Т. XXVI. Вып. 2-3.
Прокофьева Е. Д. Материалы по религиозным представлениям энцев // Сб. МАЭ. М.-Л., 1953. Т. XIV.
Прокофьева Е.Д. Шаманские бубны // Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961.
Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века. Л., 1971. (Сб. МАЭ. Т. XXVII).
Руденко С. Инородцы нижней Оби. Спб., 1914.
[Руденко С. И.] Rudenko S. I. Die Ugrier und die Nenzen am unteren Ob // Acta Ethnographica. Budapest, 1972. T. 21. Fasc. 1-2.
Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М., 1976.
Старцев Г. А. Самоеды (ненча). Л., 1930.
Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.
Третьяков П. И. Туруханский край, его природа и жители. Спб., 1871.
Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь. М., 1882.
ХомичЛ. В. Ненцы. Л., 1966.
Хомич Л. В. Ненецкие предания о сихиртя // Фольклор и этнография. Л., 1970.
ХомичЛ. В. О некоторых предметах культа надымских ненцев // Сб. МАЭ. Л., 1971. Т. XXVII.
Хомич Л. В. Представления ненцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представле­ниях народов Сибири и Севера. Л., 1976.
Хомич Л. В. Религиозные культы у ненцев // Памятники культуры народов Сибири и Севера. Л., 1977. (Сб. МАЭ. Т. XXXIII).
[Хомич Л. В.] Khomlc L V. A Classification of Nenets Shamans // Shamanism in Siberia. Budapest, 1978.
Хомич Л. В. Влияние христианизации на религиозные представления и культы ненцев // Христианство и ла­маизм у коренного населения Сибири. Л., 1979.
Хомич Л. В. Коллекция МАЭ по этнографии ненцев // Собр. МАЭ. Л., 1980.
Хомич Л. В. Шаманы у ненцев // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981.

ШренкА. Путешествие к северо-востоку Европейской России в 1837 году. Спб., 1855. Т. 1.
Эпические песни / Под ред. 3. Н. Куприяновой. М., 1965.
Castren M. A. Reiseerinnerungen aus den Jahren. 1838-1844. Spb., 1853.
Castren M. A. Worterverzeichnisse aus den Samojedischen Sprachen // Nordische Reisen und Forschungen. Spb., 1855. Bd. 8.
Castren M. A. Samojedische Volksdichtung // Memoires de la Societe Finno-Ougrienne. 1940. Vol. 83.
Castren M. A,, Lehtisalo T. V. Samojedische Spra. hmaterialen // Memoires de la Societe Finno-Ougrienne. 1960. Vol. 122.
Galdi L On some Problems of Versification in Samoyed Shamanistic Songs // Popular Beliefs and Folklore Tradition in Siberia. Budapest, 1968.
Hajdu P. The Classification of Samoyed Shamans // Popular Beliefs and Folklore Tradition in Siberia. Budapest, 1968.
Hajdu P. The Nenets Shaman Song and Its text // Shamanism in Siberia. Budapest, 1978.
Lehtisalo T. Enlwurf einer Mythologie der Jurak-samojeden // Memoires de la Societe Finno-Ougrienne. 1924. Vol. 53.
Lehtisalo T. Der Tod und die Wiedergeburt des Kunftigen Schamanen // Memoires de la Societe Finno-Ougrienne. 1937. Vol. 48. №2.
Lehtisalo T. Jurako-samojedishe Volksdichtung // Memoires de la Societe Finno-Ougrienne. 1947. Vol. 90.
Schmidt W. Der Ursprung der Gottesidee. Bd. III. Die Samojede. Munster in Westfallen, 1931.
Simoncsics P. The Structure of a Nenets Magic Chant // Shamanism in Siberia. Budapest, 1978.
Полевые материалы автора: Тетрадь № 1. Ямальская экспедиция: Сюнайсалинская тундра, Ямальская
тундра, Сеяхинская тундра, Таркосалинская тундра, Тамбейская тундра,
Новопортовская тундра. 1984-1994. (
Тетрадь № 2. Тазовская экспедиция: Гыданская тундра, Тазовская тундра, о. Мамонтовый. 1991-1993.
Тетрадь № 3. Пуровская экспедиция: Таркосалинская тундра. 1992. Тетрадь № За. Надымская экспедиция: поселки Кутопьюган, Нори, Ныда. 1987-1988.
Сокращения
Изв. РГО - Известия Русского географического общества
ПБ - Православный благовестник
Сб. МАЭ - Сборник Музея антропологии и этнографии
СЭ - Советская этнография
Тр. ИЭ - Труды Института этнографии
ЭО - Этнографическое обозрение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.68 (0.01 с.)