Мифы и легенды в творчестве художника Леонида Лара 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мифы и легенды в творчестве художника Леонида Лара



Лар Леонид Алексеевич

[shaman’s world]

 

- Шаманы и Боги -

 

Родился в 1955 году в пос. Салемал Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, Россия. Окончил в 1974 г. Московскую среднюю художественную школу (педагог Н.П. Андрияко) и в 1980 г. Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская М.М. Курилко-Рюмина). Живописец, график.

Автор тематических композиций, пейзажей, портретов, участник областных, зональных, всероссийских и международных выставок. Собирает этнографический материал для картин и научных разработок. Член Союза художников России. Декан художественно-графического факультета Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева.

Кандидат исторический наук. Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Ч.М. Таксами. Докторант Уральского государственного университета им. М.А. Горького. Научный консультант – доктор исторических наук, профессор Н.А. Миненко.

Автор трех монографий: Шаманы и Боги. Тюмень. ИПОС СО РАН, 1998; Мифы и предания ненцев Ямала. Тюмень. ИПОС СО РАН, 2001; Культовые памятники Ямала. Хэбидя’Я. Тюмень. ИПОС СО РАН, 2003

 

Предисловие


Среди явлений, изучаемых этнографической наукой, давний, неутрачиваемый интерес вызы­вает сибирское шаманство. Шаманство - одна из самых ранних форм религии, сложившаяся в глубокой древности в условиях первобытнообщинного строя. Оно занимало видное место в рели­гиозной жизни многих народов мира в средневековье. У народов Сибири и Севера, в частности у ненцев, шаманство бытовало до начала XX столетия. Пережитки его оказались очень устойчивы­ми и сохранились вплоть до наших дней.
Что такое шаманство? Согласно одному из последних определений, это - "форма религии или культ, центральной идеей которого является вера в необходимость особых посредников меж­ду человеческим коллективом и духами (божествами); этих посредников (шаманов) избирают, де­лают людьми особого рода и обучают сами духи. Обязанность шаманов - служить духам и с их помощью охранять от бед своих соплеменников. Шаманы общаются с духами в состоянии экстаза. При этом дух-покровитель будто бы может сливаться с шаманом в единое целое (воплощаться в нем); душа шамана может оставить тело и отправиться в иные миры в облике самого шамана или какого-либо духа-покровителя (помощника). Считалось, что помощь духов наделяет шаманов сверхъестественными силами, вследствие чего они способны обеспечивать удачный промысел, предсказывать будущее, отвращать несчастье, находить пропажи, узнавать причины болезней, лечить больных и т. д. Важная обязанность шамана - провожать души умерших в загробный (обычно подземный) мир" [Басилов, 1993, с. 221; см. также: Токарев, 1990; Басилов, 1997].
Термин "шаманство" ("шаманизм") вошел в литературу в XVIII веке, хотя само слово "шаман", обозначавшее "чародей" у народов Сибири, упоминается в письменных источниках XVII столетия. Как показывают историко-этнографические исследования, шаманство являлось органической час­тью всего комплекса духовной жизни народов Сибири и Севера. Служителями данного культа - шаманами становились, как правило, люди исключительной, особой одаренности. Их роль в жизни своего общества сложна и противоречива. Они выполняли функции народных целителей, педаго­гов, поэтов, артистов. Настоящие шаманы хорошо разбирались в психологии человека, а в своей практике умело пользовались секретами народной медицины. Главное, они являлись хранителя­ми религиозно-философского мировоззрения народов Севера, активно поддерживавшими жизнь национальных традиций и обычаев.
В 1930-х годах, в ходе коллективизации и антирелигиозной кампании, шаманов объявили вра­гами советской власти и многие из них были отправлены в тюрьмы. Репрессивные, жестокие ме­ры, направленные против служителей культа, привели к постепенному исчезновению шаманства, по крайней мере в открытых проявлениях, с исторической сцены. Данная проблема еще не полу­чила должного освещения в научной литературе и требует более полного изучения.
Многие мероприятия новой власти осуществлялись без учета психологии и обычаев коренно­го населения, без должной оценки силы традиций и, в частности, религиозных верований. Шаман­ство рассматривалось лишь как отсталость и невежество. Результатом борьбы с шаманством ста­ло разрушение целостной системы религиозно-философских, морально-этических и медицинских знаний, что привело к обесцениванию национальной культуры и способствовало утрате многих традиционных мировоззренческих ориентиров.
Шаманизм как явление имеет много различных определений, порой противоречащих друг дру­гу. Однако все профессионально изучающие этот феномен ученые согласны с тем, что в основе его лежат особого рода мировоззрение, миропонимание и мироощущение, выраженные в верова­ниях, мифологии и культе. Одна из главных черт этого мировосприятия - вера в населяющих природу духов (анимизм). В отличие от магических об­рядов, основанных на вере в возможность непосредствен­ного воздействия на объект, шаманское действо непре­менно предполагает веру в наличие особых существ, которых принято называть духами.
Особенность шаман­ства состоит не столько в представлениях о духах, сколько в своеобразии от­ношений к сверхъесте­ственному миру, который мыслится близким к чело­веку, теснейшим образом связанным с его повсе­дневной жизнью. Шама­низм - архаическая систе­ма представлений, впитав­шая в себя наиболее сущ­ностные категории, опре­деляющие взгляды на бы­тие Космоса и бытие чело­века. Мировоззрение, обус­ловившее особенность от­правления культа в ша­манстве, признает, что из­бранные люди, если они соответствующим образом вскормлены, "пересотворе­ны" и обучены, могут про­никать в сферы обитания богов и духов и непосред­ственно общаться с ними.
Как явление стадиаль­ное, шаманизм, видимо, был некогда присущ всем культурам, составляя важнейший этап в истории человечества, связан­ный с осмыслением Вселенной, созданием единой картины мира, определением в ней места че­ловека. Шаманизм объясняет социальные явления через мифы, выступающие прежде всего об­разным средством выражения важнейших концепций архаического мировоззрения.
Шаманские ритуалы были одним из самых заметных проявлений религиозной жизни абори­генных народов Сибири и Дальнего Востока, Европейского Севера. О шаманах и проводимых ими обрядах писал почти каждый исследователь, путешественник или миссионер, которого судьба за­несла на Север и дала возможность хотя бы мельком увидеть столь необычный для европейца быт "туземцев" этого края. Есть в литературе сообщения и о шаманстве ненцев.
Подавляющее большинство исследователей хорошо видели наиболее типичную особенность шаманизма - применение методов экстатического общения со сверхъестественным миром и в связи с этим выделение особых лиц, которым приписывалась способность такого общения. Эта бросающаяся в глаза черта шаманства настолько характерна, что шаманские обряды и верования без особых затруднений замечались, описывались и правильно классифицировались исследова­телями.
Наиболее ранние известия о шаманстве ненцев относятся к XVI веку. Английский путешест­венник Ричард Джонсон, побывавший среди них в 1556 году, описал шаманский сеанс, на котором ему разрешили присутствовать. Он рассказал о призываниях духов "с дикими вскрикиваниями" под звуки бубна, об особой одежде шамана и удививших его "фокусах". Так, на его глазах ненецкий "заклинатель" уколол себя мечом, но раны на теле не оказалось. Затем шаман раскалил на огне меч и проколол им себя так, что конец меча вышел из спины, и Джонсон мог ощупать его пальцем. Потом шаман обвязал свою шею веревкой и дал ее концы двум мужчинам; после этого шамана накрыли длинным одеянием. Мужчины стали тянуть веревку, каждый в свою сторону, и вскоре шум упавшего в котел с кипящей водой тяжелого предмета возвестил присутствующим, что голо­ва, плечо и левая рука "кудесника" были отрезаны веревкой. Тем не менее через некоторое время шаман, живой и невредимый, предстал перед участниками обряда [Михайловский, 1982, с. 98-99]. Отдельные сведения о верованиях, и в частности шаманстве, ненцев были собраны в XVI веке и нидерландской экспедицией [Ван-Линсхотен, 1915].
Об особенностях религиозных традиций ненцев сообщали исследователи, соприкоснувшиеся с этим северным народом в конце XVIII столетия,- участники Академической экспедиции 1769-1774 годов П. С. Паллас [1788], И. Г. Георги [1799], В. Ф. Зуев [1947], И. Лепехин [1805]. Однако основательный сбор этнографических материалов начался лишь в прошлом веке, главным обра­зом во второй его половине.
Не ставя своей целью дать полный библиографический обзор, упомяну наиболее заметные публикации, содержащие сведения о религии ненцев, в том числе о шаманстве. Это записки раз­ных по своим занятиям людей, проявивших живой интерес к обычаям и верованиям немногочис­ленного северного народа: Ф. Белявского [1833], В. Иславина [1847], архимандрита Вениамина [1815; см. также; Васильев, Гейденрейх, 1947], А. Шренка [1855], М. А. Кастрена [1860], Ю. И. Ку-шелевского [1868], П. И. Третьякова [1871], К. Д. Носилова [1894; 1898а: 18986]. Все эти работы не утратили научной ценности до сих пор, и к ним неизменно будет обращаться каждый исследова­тель религиозных воззрений и обрядов ненцев.
Новыми сведениями о миросозерцании и религиозной деятельности ненцев обогатили науку работы, вышедшие в свет в нашем столетии. Из дореволюционных публикаций следует упомянуть книгу Б. Житкова [1913], а также практически неизвестное даже специалистам сочинение вы­дающегося отечественного ученого - археолога, антрополога, этнографа и географа С. И. Руден-ко, впоследствии прославившегося раскопками Пазырыкских курганов скифской эпохи на Алтае [Руденко, 1914].
Обзор публикаций советского периода правомерно начать с небольшой, предназначенной для массового читателя, но весьма содержательной статьи Р. П. Митусовой [1929], а также книги и статьи работавшего долгие годы на Севере Л. Н. Гейденрейха [1930а; 19306]. Затем появляются публикации этнографов, по долгу профессии обязанных уметь наблюдать и правильно фикси­ровать увиденное: Л. В. Костикова [1930], Г. А. Старцева [1930], Г. Д. Вербова [1938]. К сожа­лению, богатые материалы, собранные Г. Д. Вербовым, остались достоянием архива Кунсткаме­ры; лишь отдельные записи были опубликованы Е. Д. Прокофьевой [1953] и Л. В. Хомич [1966].
Уникальные сведения о верованиях ненцев приведены в работе А. А. Попова [1944]. Отголо­ски архаического мировоззрения сохранены в эпических песнях ненцев, опубликованных 3. Н. Ку­прияновой [Эпические..., 1965]. Весомый вклад в исследование религиозных традиций ненцев принадлежит Л. В. Хомич, известному специалисту по этнографии ненцев. Ею опубликована целая серия работ, в которых рассматриваются различные аспекты религиозных воззрений и культовой практики ненцев, включая многообразные проявления шаманства [Хомич, 1966; 1970; 1971; 1976; 1977; 1980; 1981; и др.].
Обширные материалы по религии ненцев, в том числе относящиеся к деятельности шаманов, опубликованы на иностранных языках (главным образом на немецком). Так, уже после смерти С. И. Ру-денко была напечатана его работа "Угры и ненцы нижней Оби" [Rudenko, 1972], в которой имеются важные сведения о религиозных верованиях этих народов. В. И. Васильеву принадлежит статья об анимистических представлениях энцев и енисейских ненцев [Vasiljev, 1978], а Л. В. Хомич - о классификации ненецких шаманов [Khomic, 1978].
Из зарубежных ученых наиболее заметный вклад в изучение архаической культуры ненцев внесли финские лингвисты М. А. Кастрен, которого с полным основанием можно причислить к рос­сийскому научному миру, и Т. В. Лехтисало [Castren, 1853; 1855; 1940; Castren, Lehtisalo, 1960; Lehtisalo, 1924; 1947; и др.]. Для понимания особенностей шаманства ненцев особенно важна ра­бота Т. В. Лехтисало о сложном ритуале посвящения [Lehtisalo, 1937]. К сожалению, в ней очень немного данных, относящихся к традициям ненцев и собранных самим автором в "поле", статья основана на сравнительных материалах, почерпнутых из работ других авторов. Публикации по частным вопросам, касающимся верований ненцев, принадлежат перу венгерских специалис­тов П. Хайду и Л. Гальди [Hajdu, 1968; 1978; Galdi, 1968; см. также: Simonsics, 1978].
Следует отметить, что уже к концу XIX века был накоплен столь обширный и теоретически значимый материал о религиозном мировоззрении и обрядности ненцев, что ссылки на него появ­ляются в ряде обобщающих работ. Так, ненецкий материал присутствует в первой крупной работе о шаманстве, в которой это явление рассматривается как общее для всех культур человечества на раннем этапе исторического развития,- некогда широко известной, а сегодня незаслуженно забытой книге В. М. Михайловского [1892, с. 14-17, 22, 31, 56, 98-102]. Ненецкий материал ис­пользован в обобщающем труде Д. К. Зеленина об онгонах у сибирских народов [Зеленин, 1936]. Воззрения ненцев привлекли внимание и теолога-теоретика патера В. Шмидта, который решился истолковать их с точки зрения своей концепции изначальности веры в единого Бога и посвятил им отдельный том в своем многотомном исследовании [Schmidt, 1931, s. 340-384]. Наконец, сведения о шаманстве ненцев включены в обобщающие работы Е. Д. Прокофьевой о шаманских бубнах и шаманском костюме [Прокофьева, 1961; 1971].
Вместе с тем собранных и на сегодняшний день данных недостаточно. Жизнь каждого народа так богата и разнообразна, что даже очень внимательный наблюдатель открывает для себя лишь отдельные сферы деятельности людей иной культуры. И ненцы в этом отношении - не исключе­ние. Отдавая должное достоверности и точности сообщений разных авторов, в том числе этно­графов, о религиозных воззрениях и ритуальной практике ненцев, мы должны помнить при этом, что для ряда авторов пребывание среди ненцев было кратковременным, а в таких условиях и опытный исследователь пройдет мимо многих важных явлений и не избежит поверхностных суж­дений. Люди, писавшие о ненцах, как правило, не знали ненецкого языка и зависели от перевод­чиков, следовательно, не были полностью самостоятельны в своих заключениях и оценках. Нако­нец, на рассказы о ненцах того или иного наблюдателя могло повлиять в какой-то степени и пред­взятое отношение к чужой и "примитивной" культуре. Об этом очень хорошо сказал свыше ста лет назад В. М. Михайловский: "Кроме препятствий, созданных условиями быта самих нецивилизо­ванных народов, существуют еще более серьезные причины, долгое время устранявшие возмож­ность правильной разработки этнографических фактов... Как собиратели этнографических мате­риалов, так и ученые, занимавшиеся их обработкою, относились до последнего времени к своему предмету с различными предубеждениями: они не обладали сознательным стремлением к объек­тивному пониманию (иных) верований и взглядов... они никак не могли проникнуть достаточно глу­боко в своеобразное и чуждое нашим понятиям миросозерцание этих детей природы" [Михайловский, 1892, с. 1].
В связи с этим в науке по-прежнему ощущается потребность и в новых материалах, и в новых попытках осмыслить накопленные сведения. Кроме того, сегодня, когда образ жизни ненцев и дру­гих аборигенных народов утратил многие прежние черты, возможность пополнить знания об их традиционных культурах становится все более ограниченной, и надо спешить, чтобы сберечь хотя
бы для науки драгоценные крупицы сведений об архаических воззрениях обитателей тайги и тунд­ры, донесших до наших дней древнейшие представления человечества. В последние десятилетия задача исследования традиционных культур малых народов Севера и Сибири приобрела особое общественное значение, так как у самих аборигенных народов интерес к своему культурному на­следию стал глубоким и осознанным.
Теперь многие представители этих народов видят свое будущее в теснейшей связи с сохра­нением культурных традиций, в том числе отражающих привычное отношение к окружающему ми­ру, к иным формам жизни. Крушение официальной идеологии Советского Союза, отрицавшей со­циальную ценность религии и подчеркивавшей необходимость борьбы с ней, открыло простор для возрождения исконных религиозных традиций. Повсеместно возрос интерес и к опыту народной медицины, включая шаманские (ритуальные) способы лечения.
Таким образом, задача ввести в научное пользование новые материалы и сделать их достоя­нием по возможности более широкого круга самих носителей этнических традиций и их соседей, представляющих другие народы России, актуальна как никогда ранее.
Предлагаемая работа является попыткой расширить существующие представления о религии ненцев. Автор сосредоточивает свое внимание на ненецком шаманстве (шаманизме), так как ша­манская практика была главной сферой религиозной жизни ненцев и отражала в ритуальных дей­ствиях важнейшие черты традиционного мировоззрения народа. Все, что делает шаман, основано на идеях и традициях его куль­туры, поэтому изучение ша­манства ненцев есть, по су­ществу, исследование особен­ностей их религии. В частности, автор считает одной из своих задач выявление теологических основ ненецкого шаманства, ко­торые из-за отсутствия пись­менности не были зафиксирова­ны в какого-либо рода докумен­тах, а передавались из поко­ления в поколение в устной форме.
В книге использованы преимущественно собственные материалы автора (ненца по национальности, владеющего родным языком), собранные в условиях полевой этнографической работы в 1980-х и в 1990-х годах - в период возрастания интереса к духовной культуре народов России.
Полученные в ходе полевых работ источники можно разделить на две категории:
1. Мифы, легенды, различные предания и произведения других жанров фольклора; они нередко содержат конкретные данные по шаманским верованиям и обрядам, представляющие большой интерес.
2. Информация, исходящая от самих шаманов, камлающих в наши дни или камлавших в прошлом, истолкование и объяснение ими различных конкретных верований и обрядов, типов камлания, символики шаманских бубнов и ритуального костюма, сакральной терминологии, профессиональной лексики.
Для изучения ранних представлений о мироздании чрезвычайно важен фольклор в целом - сказки, предания, эпос, песни. С распадом мифологической картины мира то, во что некогда свято верили, не исчезло бесследно, но сохранилось в устном народном творчестве в пережиточном виде. Отголоски связанных с шаманством верований в своих мифопоэтических, обрядовых и художественно-образных проявлениях имеют целый ряд отличительных черт, позволяющих в известной степени воссоздать (реконструировать) забытые, ставшие достоянием прошлого формы шаманства.
Мифы, отражающие идеи, которые лежат в основе ненецкого шаманства, записаны в разные годы в разных районах Ямала. Они свидетельствуют о том, что устная традиция сумела сохранить

Глава 5. Ненецкие шаманы


Служителей культа ненцы называют тадебе, от глагола тадебтесь 'заговорить, произнести заклинание', тадебтенгось 'колдовать, ворожить'. Дословный перевод - 'колдун, ворожей'. Да­лее автор будет пользоваться общенаучным термином "шаман", чтобы избежать путаницы.
По верованиям ненцев, человек становился шаманом, если его избрали духи. Они будто бы принуждают своих избранников стать посредниками между людьми и сверхъестественными сила­ми. В представлениях ненцев об избранничестве служителей культа, а также в обряде посвяще­ния в шаманы (см. далее) имеется ряд общих моментов с верованиями и соответствующим ри­туалом у тюркоязычных народов Сибири [Алексеев, 1984, с. 98-140]. Люди, которым было суждено стать шаманами, имели особые отметки - родимое пятно величиной с кулак, две, а иногда и три макушки, лишний палец и т. п. Второе непременное условие - обладание определенными ка­чествами и знаниями. Шаман должен быть наделен способностью предсказывать судьбу отдель­ного человека и целого народа, иметь хорошую память, интуицию, воображение, артистический и поэтический дар, владеть гипнозом. Как служитель культа, он обязан знать теологию, правила и порядок отправления обрядовых служб, обращенных к каждой категории богов и духов, иметь чет­кое представление об их образах, характерах, об особенностях обращенных к ним призываний. В комплекс знаний, необходимых шаману для осуществления образовательно-воспитательной функции, входят мифы, легенды, предания, родословные, являющиеся поэтической историей на­рода и передававшиеся из поколения в поколение устным путем. Шаманская ритуальная практика лечения и гадания была бы обречена на неудачу, если бы шаман не умел использовать свои не­заурядные способности и познания в различных сферах жизни природы и общества, не владел бы приемами и средствами народной медицины. Все эти качества и знания развивались и совершен­ствовались в период подготовки и позднее - практически на протяжении всей деятельности ша­мана.
Внешним признаком шаманского призвания служили некоторые внезапно появившиеся осо­бенности поведения. Человек становился задумчивым, рассеянным, замкнутым, видел необычные сны, стремился к уединению. Эти "симптомы" свойственны так называемой "шаманской болезни", которая достаточно хорошо изучена специалистами. Она является необходимым условием для приобретения качеств, нужных в шаманском деле. Во время болезни происходит так называемое "пересотворение" шамана: духи, унеся его душу в иной мир, разрубают ее на кусочки, варят, едят это мясо, заменяют части тела новыми, обучают будущего шамана. После этого шаман - уже не обычный человек, а фигура, наделенная сверхъестественными свойствами. Теперь он может об­щаться с духами и посещать иные миры.
Сведений о "шаманской болезни" у ненцев собрано до сих пор немного, поэтому сохраняет свою ценность следующее сообщение Т. Лехтисало: "Во время путешествия по стране самоедов-юраков я познакомился в Обдорске с прорицателем по имени Ганька, неоднократно демонстриро­вавшим мне шаманское искусство. По его словам, когда он становился шаманом, духи разрубили его на куски, между прочим, отрубили и руки. Пролежав без сознания семь дней на священном месте, он пришел в себя и вернулся домой. Пока его тело лежало без сознания, он сам стран­ствовал по небу с духами грома" [Lehtisalo, 1937, s. 3]. Череп шамана, водруженный на столб или положенный на полку, наблюдает, как духи едят его мясо и пересчитывают его кости [Там же, s. 20. Эти сведения исходят из материалов, полученных у других народов Сибири].
Будущий шаман должен был пройти своего рода школу подготовки, побыть в учениках у ста­рого опытного шамана. В период ученичества кандидат, как правило, сопровождал своего учителя, помогал ему, присутствовал на его камланиях, запоминал священные призывания, осваивал ша-манистскую теологию и практику богослужений. Учеба могла длиться около 20 лет, ее продолжи­тельность определялась способностями кандидата. По истечении этого срока, пройдя все ступени посвящения, нередко лишь к 60 годам, он приобретал право на получение высшего титула в ша­манской иерархии.
Шаманы делились на две группы: непосвященные - мал тадебя (шаман без бубна - пен-зер) и посвященные - тадебя си'мя (шаман, имеющий бубен без подвесок). Непосвященные имели разные названия, в зависимости от своих функций: юдартана - предсказывающий собы­тия по снам; сэвтана - видящий далеко и умеющий распознавать болезни своей внутренней си­лой (говоря современным языком - экстрасенс); илтана - дающий жизнь, предсказывающий судьбу; тэлтана - шаман-переводчик; ингутана - советчик, прорицатель. Непосвященных ша­манов было много. В отличие от посвященных, они занимались хозяйственной деятельностью. Совершая простые формы жертвоприношений, они пользовались очень ограниченным набором атрибутов, не приводили себя в экстаз, и лишь некоторые из них обладали силой гипноза.
Конечно, каждый из непосвященных шаманов имел свой круг знаний, связанных с шаманист-ским мировоззрением, и свою практику богослужения. Часть из них, обладая выдающимся умом, трезвостью суждений, хорошей памятью, добивались большого уважения сородичей, превосходи­ли даже посвященных шаманов по знаниям и мастерству. Но при этом они не выходили за рамки своих прав и функций, иначе, согласно поверьям, духи или боги могли наказать их.
Акт посвящения в шаманский сан имел общественное значение и был большим событием в жизни ненецкого рода. Прошедший посвящение получал определенное звание и право совершать религиозные обряды. Однако пройти посвящение и стать шаманами высшего ранга многие просто не желали.
В группе посвященных шаманов различались следующие разновидности: пензретна - умеющий видеть будущее, а также общаться с высшим божеством - Нумом; ял'тана - вызывающий злых ду­хов; Мутратна тадебе - чудотворец; тэм'сорта - выделывающий фокусы; хэхэ тэврамбда - приносящий верхних духов. Эти шаманы владели большими знаниями и мастерством, стояли на бо­лее высокой ступени в шаманской иерархии и пользовались большим авторитетом, чем непосвящен­ные.
Следует несколько подробнее остановиться на высших категориях в иерархии шаманов. Ша­маны высшего ранга различались по сферам деятельности и функциям и назывались соответ­ственно: шаман Верхнего мира - выду'тана; шаман Среднего мира - я'нянгы тадебе; шаман Нижнего мира - самбдорта. Эти священнослужители занимали в религиозной жизни общества особое место, они могли вносить изменения в систему пантеона и культа.
Выду'тана - это тадебе высшей квалификации, странствующий по Верхнему миру и встре­чающийся с небесными духами. Из суеверного страха имя шамана разряда выду'тана не произ­носится вслух, обращаются к нему только по самому важному делу или в исключительных случа­ях, касающихся природных явлений. Из сверхъестественных способностей выду'тана самой важ­ной считается способность вести переговоры с высшим божеством - Нумом.
Ненцы относятся к Нуму с особым почтением, его имя из уважения произносится редко и с великим благоговением. Жертвоприношение Нуму совершает только шаман выду'тана, так как он наделен исключительными качествами, необходимыми для выполнения сложных и разнообраз­ных колдовских действий. Культовые действия шамана выду'тана, по верованиям ненцев, имеют такую огромную силу, что могут дать власть над всеми духами, а также природными, в том числе атмосферными, явлениями.
Слово выду'тана происходит от существительного вы"(д) 'внушение', 'человек, обладающий гипнотическим воздействием'. У ненцев выду'тана был значительной фигурой среди других ша­манов. Он являлся хранителем традиций предков, памяти, мудрости народа и осуществлял общий надзор за всем, что касалось религии - основы этнической культуры, этнического единства.
У выду'тана есть два непосредственных помощника - тэлтана и ингутана. Тэлтана - от глагола тэлтангось 'вторить, повторять', т. е. 'шаман-переводчик', который во время камлания вторит или подпевает выду'тана. После окончания сеанса он переводит присутствующим то, что сообщили духи шаману. Ингутана - от слова ингудота 'умный, вдумчивый, мудрый'. Ингутана выполняет роль советчика, прорицателя. Главным правилом жизненной философии шаманов вы­ду'тана, ингутана и тэлтана считается строгое соблюдение традиционных обрядов. Если не следовать издревле установленным обычаям, может возникнуть хаос: дети не будут заботиться о родителях, почитать старших, беречь природу, исчезнут брачные обряды и разовьется разврат со всеми свойственными ему преступлениями, уничтожится все святое - то, что создал Нум.
Другая высшая категория в иерархии шаманов - я'нянгы тадебе. Это название происходит из слияния двух слов: я' 'земля1 и нянгы 'относящийся', дословно - 'к земле относящийся шаман'. Культовые функции я'нянгы тадебе довольно разнообразны, особенно в торжественные дни. Он, так же как и выду'тана, строго следит за соблюдением нравственных норм и обычаев, прежде всего касающихся отношения к природе.
Здоровье и благополучие каждого человека, по понятиям ненцев, зависят от расположения к людям обширного пантеона духов. Считается, что насылать болезни могут не только духи Нижне­го мира, но и местные духи, а также семейные и личные духи-покровители, практически все сверхъестественные существа, населяющие Средний и Верхний миры, в наказание за нарушение обычаев предков. Функцию лечения болезней и отпугивания духов, приносящих болезни и не­счастья, выполнял шаман я'нянгы тадебе. При помощи своих духов-помощников (тадебцо) он приобретал способность врачевать, изгонять духов, вызывающих недомогания, а также воздей­ствовать на погоду. В своей лечебной деятельности я'нянгы тадебе использовал различные це­лебные травы, припарки, кровопускание, он умел оказывать помощь при ранах и переломах, ши­роко применял психотерапию, внушение и самовнушение, а также приемы и средства чисто религиозные - обряды, заговоры, амулеты, обереги. К сожалению, методы и средства шаманского врачевания плохо изучены и многое из их опыта безвозвратно утеряно.
Во время сеанса камлания, беседуя с больными, шаман отвлекал их внимание от страданий, боли и т. д. Распространенным психотерапевтическим приемом был обряд возвращения ушедшей души. Главной задачей при этом было убедить душу вернуться или забрать душу, влияя на духа, который украл ее; такие переговоры требовали особого словесного искусства от шамана. При кам­лании он благоговейным шепотом призывал своих духов-помощников и просил их об излечении больного или об отвращении какого-либо несчастья, о даровании успешного промысла. Шаман обращался к своим тадебцо без унижения, напротив, с какой-то величавостью, называя их това­рищами - ня. Шаману я'нянгы тадебя, как и выду'тана, помогают два шамана - из разрядов си'мя и мал тадебя. Они выполняют те же функции, что и тэлтана и ингутана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.012 с.)