Институциональный подход к государственному вмешательству. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институциональный подход к государственному вмешательству.



Внешние эффекты.

Внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды, которые не отражены в ценах. Они возникают и в результате производства, и в результате потребления товаров и услуг.

Положительные внешние эффекты увеличивают производительность или полезность для внешнего субъекта.

Пример: на соседнем участке хозяин разводит пчел. (пчелы опыляют –положительный внешний эффект)

Деятельность медицинских центров – установление диагноза на ранней стадии – трудоспособный человек.

Отрицательные внешние эффекты снижают производительность (полезность) внешнего субъекта.

Пример: шум, загрязнение, курение.

Технологический внешний эффект – экстерналия, возникающая вследствие существования технологической зависимости выпуска одного хозяйствующего субъекта от объема производимых товаров и услуг другого хозяйствующего субъекта.

Пример: запчасти

Денежный внешний эффект – экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода или издержек одного хозяйствующего субъекта, объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого хозяйствующего субъекта.

Пример: конкурирующие субъекты – мтс билайн

Предельные издержки – дополнительные затраты на производство единицы дополнительной продукции.

Предельные общественные издержки (выгоды) – равны сумме предельных частных издержек (выгод) и предельных внешних издержек или выгод.

Эффективное для общества равновесие достигалось БЫ в ситуации, когда предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме. То есть происходит перепроизводство продукции с отрицательными внешними эффектами.

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным, то есть происходит недопроизводство.

Ø То есть для того, чтобы преодолеть необходимо интернализовать внешние эффекты, то есть превратить внешние издержки в частные.

Главная причина неоптимальности в рыночных сделках – игнорирование при нескоординированных индивидуальных решениях выгоды или вреда, приносимого другим субъектом.

Содержание теоремы Коуза.

ü Анализировал проблему внешних издержек

ü Сравнение системы ценообразования, включающей ответственность за ущерб от отрицательных внешних эффектов с системой ценообразования когда такой ответственности нет. Привело Коуза к выводу:

Теорема Коуза (1ый вариант)

Ø Если стороны могут договориться сами, а издержки таких переговоров незначительны, то в условиях совершенной конкуренции достигается максимальная ценность производства.
Теорема Коуза (2ой ваиант)

Ø Если права собственности четко специфицированны (определены) и трансакционные издерки равны нулю, то структура производства будет неизменной, независимо от изменений в распределении прав собственности, если не принимать во внимание «эффект дохода»

Выводы:

1. Теорема раскрывает экономический смысл прав собственности. Согласно Коузу, экстерналии (то есть расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) появляются тогда, когда права собственности размыты.

2. Теория Коуза защищает рынок от обвинений в «провалах» (ситуации, которые рынок решить не в состоянии – производство общественных благ, монополии, кризисы, структурные диспропорции, загрязнения окружающей среды)

Для того, чтобы преодолеть экстерналии нужно создавать новые права собственности

3. Теорема Коуза выявляет ключевое значение трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав собственности начинает влиять на эффективность и структуру производства

4. Коуз считает, что внешние эффекты это недостаточное основание для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек оно излишне. В случае высоких – не всегда экономически оправдано, так как действия государства сами породждают трансакционные издержки.

Ограничения (недостатки) этой теоремы:

1. Теорема верна для ограниченного числа сделок – 2х - 3х, так как при возрастании учатников увеличиваются трансакционные издержки (а в теореме они равны 0)

2. Часто трудно установить источники и характер ущерба

3. Внешние эффекты с большим числом источников трудно устранимы и частные переговоры не достигают эффективности.???

 

Доказательство теоремы

В общем виде не существует, есть только частные примеры.

Пример. Есть земледелец и пастух. По пути на пастбище пастух вынужден прогонять свое стало через земли земледельца. С ростом размера стада увеличивается вероятность вытаптывания посева. Решение пастуха об увеличении стада на одну корову приведет к убыткам земледельца, равным 1ц зерна. 80$ (20$ прямых затрат и 60$ недополученной прибыли)

Издержки увеличения стада на 1 корову равны для пастуха 50$

Отсюда социальные издержки составят 130$

А социальная выгода 100 $ - цена продажи выращенной коровы.

Варианты распределения прав собственности.

1. Земледелец имеет право не пускать пастуха. В этом случае земледелец запретит прогон увеличенного на 1 корову стада. Пастух готов предложить земледельцу 50$ за разрешение прогона за разрешение (100 – выручка, 50 издержки, 50 доход), тогда как земледелец согласится не меньше чем на 60$. Они не сторгуются, структура производства та же. Земледелец не будет сворачивать посевы, а пастух не будет увеличивать стадо.

2. Право прохода у пастуха. В этом случае пастух согласится отказаться от выращивания дополнительной коровы за любую сумму, превышающую прибыль от ее выращивания (50$) земледелец будет готов заплатить любую сумму до 60$. Стороны остановятся на любой сумме в интервале 50-50$. Cструктура производства останется та же. Эффект дохода.

В первом случае не произойдет перераспределение дохода, во втором случае – перераспределение в размере 50-60 в пользу пастуха. То есть произойдет эффект дохода.

Эффект дохода имеет место, когда распределение прав собственности влияет на относительное благосостояние участников, а не на структуру производства.

 

 

Лекция № 12

Государство в экономике.

Сущность государства

1) Государство – институт, который осуществляет государственную политику и управление.

2) Государство – институциональное соглашение, которое обеспечивает создание и воспроизводство политического сообщества

3) Государство – институт или особая организация, возникающая на основе передачи гражданами части своих прав на контроль своей деятельности в сферах спецификации и защиты прав собственности, создания каналов обмена информацией, разработки стандартов, в создании каналов физического обмена товаров и услуг, правоохранительной деятельности, производства общественных благ и тд.

В этих сферах государство получает право на легитимного (законного=на основе социального контракта) принуждения и насилия.

4) Государство – институт или особая организация, которая определяет институциональную среду в рамках отдельной национальной экономики.

2) Функции государства.

Набор функций государства определен провалами в рынках.

1. Спецификация и защита прав собственности. При условии ненулевых трансакционных издержек распределение прав собственности оказывает влияние на эффективность использования ресурсов.

2. Создание каналов обмена информацией (информационной инфраструктуры рынка) и физического обмена товаров и услуг (транспортную сеть)

3. Разработка стандартов (госты, снипы, установление денежной единицы в стране)

4. Правоохранительная деятельность (см определение 3)

5. Производство общественных благ

6. Защита экономических прав

7. Перераспределительная (налоги)

8. Проведение экономической политики

9. Политика: денежно-кредитная, внешнеэкономическая, в сфере занятости, промышленная

 

Государственное регулирование национальной экономики.

Толлинг.

Толлинг (давальчество). Особым типом вертикальной квазиинтеграции являются отношения толлинга, или переработки сырья на давальческих началах. Эти отношения приняты не только в России, но и во всем мире.

Толлинг - это вид взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, при котором владелец сырья (толлингер) передает его предприятию-переработчику, получая в виде результата готовую продукцию и воз­мещая сумму понесенных издержек по переработке и согласованный процент доходности. При этом договор предполагает, что право собственности как на сырье, так и на готовую продукцию, остается за владельцем сы­рья.

 

Причины использования толлинга различны, но основной считается возможность свободного перераспре­деления прибыли от поставщика к переработчику.

Толлинг дает значительный стимул для переработчика

Ø к повышению качества переработки,

Ø к сокращению потерь в производстве

Ø к повышению объема выхода готовой продукции

Если норматив выхода готовой продукции фиксируется, то его сверхнормативная часть является чистой прибылью переработчика.

 

В практике работы по толлингу используются четыре основные формы оплаты услуг по переработке сы­рья:

1) оплата сырьем, когда определенный % сырья переработчик получает в качестве платы за перера­ботку остальной части;

2) оплата готовой продукцией. При этом из произведенной продукции удерживается определенный процент в счет оплаты за переработку;

3) оплата деньгами при отсутствии сложностей с реализацией готовой продукции у поставщика сырья;

4) оплата как таковая отсутствует. В таком случае норматив выхода готовой продукции занижается на та­кой процент, чтобы сверхнормативная его часть, остающаяся у переработчика, компенсировала расходы по
переработке (на предприятиях с легальной бухгалтерией не используется).

Ø Преимущества и недостатки толлинга во многом противоречивы

Ø С точки зрения институционального анализа использование толлинга может быть объяснено особой фор­мой интернализации трансакционных издержек: внешние трансакционные издержки, связанные с информаци­ей и обеспечением контрактов, трансформируются во внутренние неявные издержки вертикального объеди­нения

 

Сущность контрактов.

1. Контракт - любое соглашение об обмене правомочиями и их защите. При заключении контракта исп-ся формальные и неформальные нормы, скорректированные для нужд конкретной сделки.

2. Контракт - это правила, структурирующие во времени и пространстве отношения между двумя (и более экономическими агентами на основе спецификации обмениваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутым между ними соглашением

3. Контракт - двусторонняя (или многосторонняя) законная трансакция, в которой две стороны (или много сторон) согласились на определенные взаимные обязательства.

Основополагающими принципами контрактных обязательств являются:

1) свобода контракта, т.е. свобода заключения, определения содержания и формы контракта, свобода выбора контрагентов;

2) ответственность за выполнение контракта, т.е. нарушение условии контракта служит основанием для привлечения нарушителя к ответственности. Поэтому составными частями контракта является описание обязательств сторон и санкций в случае нарушения принятых обязательств.

Типы и особенности контрактов. Классификация контрактов осуществляется с

a) правовой

b) экономической точек зрения.

С правовой точки зрения выделяются следующие типы контрактов.

1. Контракт купли-продажи - соглашение на передачу на постоянной основе прав собственности на соответствующий актив от одной стороны к другой.

Стороны: продавец, покупатель;

2. Контракт найма существует в двух видах:

a) контракт найма физического объекта (аренда)

b) контракт найма личной собственности.

Если в первом случае арендатор получает на определенный срок не только право пользования, но и право на доход, то во втором - только право пользования.

Стороны: арендодатель, арендатор.

3. Трудовой контракт подразумевает выполнение действий одного индивида (наемного работника) в соответствии с инструкциями другого (работодателя). Этот контракт связан с возникновением трансакции управления.

4. Кредитный контракт - это такой контракт, в соответствии с которым человек, берущий деньги или другие ценные вещи, должен вернуть активы в количестве, качестве и виде, полученном от кредитора.

Стороны: заемщик, кредитор.

Классификации контрактов с экономической точки зрения.

Выделяются несколько важных параметров, по которым могут различаться контракты:

1) периодичность взаимодействия между экономическими агентами;

2) наличие неопределенности;

3) степень специфичности ресурса, использование которого оговаривается в контракте;

4) механизм защиты контрактов;

5) срочность

6) стандартность;

7) механизм возобновления и адаптации.

Полные контракты должны включать описание всех возможных состояний окружающего мира и действий сторон при каждом состоянии. Невозможность заключения полного контракта связана с ограниченной рациональностью, наличием непредвиденных обстоятельств, высокими издержками необходимых расчетов, неточностью языковых конструкций.

Ø Каждый конкретный контракт может иметь несколько характеристик.

Различают контракты:

a) Классический

b) Неоклассический

c) Отношенческий

Классический контракт - это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки, предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий, решение споров в суде. Такой контракт означает заключение всеобъемлющего соглашения, так как в нем специально оговорены все условия и действия сторон в случае наступления того или иного события. Названный вид контрактов возможен для достаточно простых ситуаций,

Ø отношения сторон прекращаются после выполнения условий сделки

Ø устные договоренности, не зафиксированные в тексте договора, не признаются.

Неоклассический контракт - это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Такой контракт напоминает скорее договор о принципах сотрудничества, чем юридический документ, учитывающий ситуации, возможные в будущем.

Ø Поэтому неоклассический контракт, в отличие от классического, считается неполным

Ø Устные договоренности признаются наряду с письменными.

Ø Требуются специализированные суды (арбитражные суды) для разрешения конфликтов, особенностью которых в отличие от общегражданских судов является возможность получения судьями детальной информации об особенностях трансакций между сторонами.

Отношенческий контракт - это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Зачастую выполнение такого контракта гарантируется взаимной заинтересованностью сторон, хотя в качестве механизма защиты может использоваться два варианта: самозащита и защита со стороны партнера.

 

Внешние эффекты.

Внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды, которые не отражены в ценах. Они возникают и в результате производства, и в результате потребления товаров и услуг.

Положительные внешние эффекты увеличивают производительность или полезность для внешнего субъекта.

Пример: на соседнем участке хозяин разводит пчел. (пчелы опыляют –положительный внешний эффект)

Деятельность медицинских центров – установление диагноза на ранней стадии – трудоспособный человек.

Отрицательные внешние эффекты снижают производительность (полезность) внешнего субъекта.

Пример: шум, загрязнение, курение.

Технологический внешний эффект – экстерналия, возникающая вследствие существования технологической зависимости выпуска одного хозяйствующего субъекта от объема производимых товаров и услуг другого хозяйствующего субъекта.

Пример: запчасти

Денежный внешний эффект – экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода или издержек одного хозяйствующего субъекта, объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого хозяйствующего субъекта.

Пример: конкурирующие субъекты – мтс билайн

Предельные издержки – дополнительные затраты на производство единицы дополнительной продукции.

Предельные общественные издержки (выгоды) – равны сумме предельных частных издержек (выгод) и предельных внешних издержек или выгод.

Эффективное для общества равновесие достигалось БЫ в ситуации, когда предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме. То есть происходит перепроизводство продукции с отрицательными внешними эффектами.

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным, то есть происходит недопроизводство.

Ø То есть для того, чтобы преодолеть необходимо интернализовать внешние эффекты, то есть превратить внешние издержки в частные.

Главная причина неоптимальности в рыночных сделках – игнорирование при нескоординированных индивидуальных решениях выгоды или вреда, приносимого другим субъектом.

Содержание теоремы Коуза.

ü Анализировал проблему внешних издержек

ü Сравнение системы ценообразования, включающей ответственность за ущерб от отрицательных внешних эффектов с системой ценообразования когда такой ответственности нет. Привело Коуза к выводу:

Теорема Коуза (1ый вариант)

Ø Если стороны могут договориться сами, а издержки таких переговоров незначительны, то в условиях совершенной конкуренции достигается максимальная ценность производства.
Теорема Коуза (2ой ваиант)

Ø Если права собственности четко специфицированны (определены) и трансакционные издерки равны нулю, то структура производства будет неизменной, независимо от изменений в распределении прав собственности, если не принимать во внимание «эффект дохода»

Выводы:

1. Теорема раскрывает экономический смысл прав собственности. Согласно Коузу, экстерналии (то есть расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) появляются тогда, когда права собственности размыты.

2. Теория Коуза защищает рынок от обвинений в «провалах» (ситуации, которые рынок решить не в состоянии – производство общественных благ, монополии, кризисы, структурные диспропорции, загрязнения окружающей среды)

Для того, чтобы преодолеть экстерналии нужно создавать новые права собственности

3. Теорема Коуза выявляет ключевое значение трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав собственности начинает влиять на эффективность и структуру производства

4. Коуз считает, что внешние эффекты это недостаточное основание для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек оно излишне. В случае высоких – не всегда экономически оправдано, так как действия государства сами породждают трансакционные издержки.

Ограничения (недостатки) этой теоремы:

1. Теорема верна для ограниченного числа сделок – 2х - 3х, так как при возрастании учатников увеличиваются трансакционные издержки (а в теореме они равны 0)

2. Часто трудно установить источники и характер ущерба

3. Внешние эффекты с большим числом источников трудно устранимы и частные переговоры не достигают эффективности.???

 

Доказательство теоремы

В общем виде не существует, есть только частные примеры.

Пример. Есть земледелец и пастух. По пути на пастбище пастух вынужден прогонять свое стало через земли земледельца. С ростом размера стада увеличивается вероятность вытаптывания посева. Решение пастуха об увеличении стада на одну корову приведет к убыткам земледельца, равным 1ц зерна. 80$ (20$ прямых затрат и 60$ недополученной прибыли)

Издержки увеличения стада на 1 корову равны для пастуха 50$

Отсюда социальные издержки составят 130$

А социальная выгода 100 $ - цена продажи выращенной коровы.

Варианты распределения прав собственности.

1. Земледелец имеет право не пускать пастуха. В этом случае земледелец запретит прогон увеличенного на 1 корову стада. Пастух готов предложить земледельцу 50$ за разрешение прогона за разрешение (100 – выручка, 50 издержки, 50 доход), тогда как земледелец согласится не меньше чем на 60$. Они не сторгуются, структура производства та же. Земледелец не будет сворачивать посевы, а пастух не будет увеличивать стадо.

2. Право прохода у пастуха. В этом случае пастух согласится отказаться от выращивания дополнительной коровы за любую сумму, превышающую прибыль от ее выращивания (50$) земледелец будет готов заплатить любую сумму до 60$. Стороны остановятся на любой сумме в интервале 50-50$. Cструктура производства останется та же. Эффект дохода.

В первом случае не произойдет перераспределение дохода, во втором случае – перераспределение в размере 50-60 в пользу пастуха. То есть произойдет эффект дохода.

Эффект дохода имеет место, когда распределение прав собственности влияет на относительное благосостояние участников, а не на структуру производства.

 

 

Лекция № 12

Государство в экономике.

Сущность государства

1) Государство – институт, который осуществляет государственную политику и управление.

2) Государство – институциональное соглашение, которое обеспечивает создание и воспроизводство политического сообщества

3) Государство – институт или особая организация, возникающая на основе передачи гражданами части своих прав на контроль своей деятельности в сферах спецификации и защиты прав собственности, создания каналов обмена информацией, разработки стандартов, в создании каналов физического обмена товаров и услуг, правоохранительной деятельности, производства общественных благ и тд.

В этих сферах государство получает право на легитимного (законного=на основе социального контракта) принуждения и насилия.

4) Государство – институт или особая организация, которая определяет институциональную среду в рамках отдельной национальной экономики.

2) Функции государства.

Набор функций государства определен провалами в рынках.

1. Спецификация и защита прав собственности. При условии ненулевых трансакционных издержек распределение прав собственности оказывает влияние на эффективность использования ресурсов.

2. Создание каналов обмена информацией (информационной инфраструктуры рынка) и физического обмена товаров и услуг (транспортную сеть)

3. Разработка стандартов (госты, снипы, установление денежной единицы в стране)

4. Правоохранительная деятельность (см определение 3)

5. Производство общественных благ

6. Защита экономических прав

7. Перераспределительная (налоги)

8. Проведение экономической политики

9. Политика: денежно-кредитная, внешнеэкономическая, в сфере занятости, промышленная

 

Институциональный подход к государственному вмешательству.

Деятельность государства также связана с трансакционными издержками. К трансакционным издержкам макроуровня относятся:

Ø государственного вмешательства

Ø информационные издержки, необходимые для выбора государственной экономической политики и ее осуществления.

Ø Издержки поиска ренты как издержки изменения структуры прав собственности

 

Меры государства, как одного из главных институтов общества для достижения им той же эффективности, что и рынок, но с более низкими издержками:

1. Меры установления хорошо определенной системы прав собственности то ведет к экономии трансакционных издержек, так как в противном случае хозяйствующие субъекты тратили бы значительные ресурсы на решение проблемы внешних эффектов

2. Уменьшение макроэкономической нестабильности с точки зрения уменьшения макроэкономической нестабильности путем управления. уменьшение нестабильности в экономике может привести к уменьшению трансакционных издержек в экономике приводит хозяйствующих субъектов к дополнительным затратам ресурсов на заключение долгосрочных контрактов, создание резервов, страхование рисков

3. Решение проблем координации связанные с недостатками информации

 

11.05.12

Лекция № 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.109 с.)