Характеристика субєктів та рівнів в структурі системи СТВ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика субєктів та рівнів в структурі системи СТВ



Выделяют стороны и субъекты СТО. Сторона СТО - это носитель первичного права в СТО: наемный работник, собственник (работодатель), государство, органы местного самоуправления.

Субъект СТО - это юридическое или физическое лицо, которое владеет первичными или делегированными от первичных носителей прав полномочиями в СТО: наемный работник, объединение наемных работников или его орган: работодатель, объединение работодателей или его орган: органы исполнительной власти, местного самоуправления.

Рассмотрим кратко эти субъекты. Наемный работник - это гражданин, который заключил трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы соответственно своим профессиональным знаниям, квалификации, способностям.

Профессиональный союз образуется для защиты экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере занятости. Важнейшими направлениями действия профсоюзов являются: обеспечение занятости, надлежащих условия труда, оплата труда.

Работодатель - соответственно международной классификации занятости -это человек, которая работает самостоятельно и постоянно нанимает для работы одного или многих лиц. Работодатель обычно является собственником средств производства.

Государство через парламент и правительство выполняет такие функции:

а) разрабатывает законодательные акты;

б) обеспечивает правовое регулирование взаимоотношений между субъектами

СТО;

в) устанавливает, гарантирует, контролирует соблюдение норм и гарантий в сфере.труда и СТО (условия, оплату труда, отпуска, отдых, социальную защиту и т.п.).

Государство в рыночной экономике выступает: законодателем, защитником прав граждан и организаций; работодателем, посредником, увещевателем, арбитром при трудовых спорах.

Уровень, на котором рассматриваются СТО является производным от особенностей субъектов СТО и определяется свойствами социально-экономического пространства, в котором функционируют субъекты СТО.

Выделяют такие уровни:

1). Индивидуальный, где субъектами могут быть: работник - работник; работодатель - работодатель, работник—работодатель.

2). Групповой, где выделяют отношения между: разными объединениями работодателей; между разными объединениями профсоюзов; между объединениями работодателей и объединениями профсоюзов.

3) Смешанный уровень: работник - государство; работодатель - государство; между государствами и т.п.

Кроме этих уровней СТО могут рассматриваться на уровне страны, региона, области, предприятия.

Для любого уровня взаимоотношений характерные свои предметы СТО.

Под предметом СТО понимают социально-экономические процессы и явления, которые возникают в социально-трудовой сфере. Предметы СТО отличаются в зависимости от уровня СТО.

На индивидуальном уровне предметы СТО определяются целями, к достижению которых стремятся люди на разных этапах их жизнедеятельности. На индивидуальном уровне принято выделять три основных стадии жизненного цикла человека:

- от рождения до завершения обучения (предметы - трудовое самоопределение, профориентация, профобучение); - период трудовой и (или) семейной жизни (найм на работу, увольнение, условия труда и его оплата, профессиональный рост, режим труда и отдыха и

др-); -период после трудовой жизни (проблема пенсионного обеспечения).

На коллективном уровне, например работники — работодатель, предметами СТО могут выступать:

- кадровая политика в целом или отдельные ее составляющие; - аттестация кадров, контроль и анализ трудовой деятельности;

- оценка эффективности и оплаты труда, его нормирование, организация; -:-трудовые конфликты, их разрешение др. Все множество предметов СТО объединяют в 3 самостоятельные блоки:

1. СТО занятости: здесь рассматриваются возможности обеспечения людей средствами существования, реализации индивидуальных способностей, получение профессии.

2. СТО, которые связаны с условиями труда, его организацией, эффективностью труда.

3. СТО, которые связаны с оплатой труда, воспроизводством израсходованной рабочей силы, возможностями развития человека в процессе трудовой деятельности.

Рівні системи колективно-договірного регулювання в Укр. та зміст відпов. угод

В странах с рыночной экономикой социально-трудовые отношения на всех уровнях управления регулируются на основе коллективно-договорной системы, которая приобрела официальный статус, закреплена законом.

Коллективно-договорное регулирование - форма управления трудовыми отношениями, которая может существовать при определенном уровне развития и зрелости субъектов трудовых отношений и организаций работников и работодателей, которые представляют и защищают их интересы. Система коллективно-договорного регулирования в Украине включает национальный, отраслевой, региональный уровни и уровень предприятия. Закон Украины "О коллективных договорах и соглашениях" (1993г.) определил уровни договорного регулирования и сущность соглашений на этих уровнях.

Основу договорного регулирования формирует Генеральное соглашение. Оно определяет общие принципы проведения социально-экономической политики в стране данного периода времени и охватывает совокупные интересы работников и работодателей.

В пределах Генерального соглашения рассматриваются такие вопросы: - дифференциация минимальных тарифных ставок по видам производства, работ и деятельности в производственных отраслях в зависимости от тяжести работы, но не ниже установленной государством минимальной заработной платы;

Структурно-логическая схема социального партнерства в Украине

Уровни переговоров и соглашения Субъекты социального партнерства Предмет переговоров Нормативно-правовое обеспечение
Национальный, (генеральное соглашение) Представители правительства (Совет министр.); объединение предпринимателей; объединение профсоюзов; Общие условия оплаты труда, рабочее время, социальные гарантии Государственные законы, нормативные акты правительства
Отраслевой (отраслевое соглашение) Представители предпринимателей; отраслевые профсоюзы; Министерство труда и социальной политики Украины Отраслевые тарифные условия оплаты труда, занятость, нормы труда Межотраслевые и отраслевые нормативно-методические материалы
Предприятие (коллективный договор) Собственник предприятия; комитет профсоюза Тарифные условия, формы и системы оплаты труда, рабочее время, охрана труда Нормативные материалы, нормы, уставы, положения

Регулювання ринку праці.

Выделяют 4 основные направления государственного регулирования рынка труда:

1.Программы по стимулированию роста занятости и увеличению:числа рабочих мест.

2.Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

3.Программы содействия найму рабочей силы.

4.Программы по социальному обеспечению.

В рамках системы регулирования рынка труда существует несколько видов регулирования:

1) защитное - предназначенное для органичения действий, которые ведут к незащищенности разных групп населения;

2)поощрительное — направленное на создание условий; в которых могут осуществляться и развиваться определенные формы деятельности;

3) ограничительное - осуществляемое для исключения действий отдельных лиц (или групп) таким образом, чтобы они не могли получить преимущества перед другими;

4) директивное — предполагающее воздействие правительства на рынке труда с учетом интересов населения;

5) регулирование посредством экономических, финансовых мер (налогов, субсидий), способствующих росту предложений на рынке труда или содействующих повышению занятости.

В отдельную группу объединяются мероприятия по социальной защите населения.

С развитием мировой экономики, экономической интеграции и сотрудничества разных стран возникла задача согласовать и обобщить трудовые отношения, которые сложились на национальных рынках труда. Выполнение этой задачи взяла на себя Международная организация труда (МОТ). Все направления и виды регулирования рынка труда основаны на основных конвенциях МОТ по вопросам регулирования рынка труда.

Функционирование и регулирование рынка труда в Украине может принести ряд положительных моментов:

- облегчит и ускорит процесс согласования личных, коллективных и оющенародных интересов при размещении работников а системе общественного разделения труда;

- предоставит необходимую гибкость процессу подготовки и распределения рабочих и специалистов;

- будет оказывать содействие повышению эффективности труда за счет рационального размещения работников по социальным сферам производства;

- будет выполнять функцию связующего звена между профессиональной подготовкой работников и их использованием;

Методы регулирования СТО

Регулирование СТО осуществляется различными методами. Выделяют следующие их группы:

1.Нормативно-правовые методы, основанные на научно-обоснованной нормативно-законодательной базе. В частности: Конституция Украины, Кодекс законов о труде, а также законы «Про зайштсть населения» (1991 р.), «Про охорону пращ» (1995р.), «Про колективш договори та угоди»(1993р.)

2.Программно-целевые методы. Сюда включены следующие основные направления:

• Условия труда (оплата, отдых, охрана труда, социальные гарантии и др.).

• Социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское страхование; выплаты пособий на детей, инвалидам, престарелым; политика преодоления бедности, поддержания уровня жизни населения, политика дифференциации доходов и др.).

• Занятость (регистрация безработных, их профобучение, поиск вакантного места, организация новых рабочих мест, превентивные меры но предупреждению безработицы, др.).

• Миграционная политика: регламентация перемещения рабочей силы из-за рубежа и за рубеж; ограничения эмиграции и иммиграции; программы переселения населения и т.д.

• Демографическая политика: пособия беременным, пособия на детей, программы улучшения здоровья, снижения смертности, повышения рождаемости и др.

3. Административно-распорядительные и организационно-упорядоченные. Применяются в основном на уровне организаций и регламентируют взаимоотношения в системе: работодатель - администратор; администрация - наемный работник; руководитель - подчиненный. Для регулирования СТО используют приказы, распоряжения администрации, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, схемы должностных окладов, графики рабочего времени, сметы и др.

4. Договорные методы, их сущность связана с проведением консультаций, переговоров между субъектами СТО, заключению договоров и соглашений на разных уровнях(генеральное, отраслевое, территориальное соглашения, коллективный договор).

5. Методы согласительно-арбитражные, посреднические. Их цель — предупреждение трудовых конфликтов, смягчение их последствий.

6. Партисипативные — использование современных методов и форм участия работников в управлении производством, в принятии и реализации организационно-управленческих нововведений (в Наблюдательных советах, Советах ветеранов, Кружках качества и др.).

7. Общественное регулирование процессов формирования и развития СТО, что позволяет уменьшить негативные последствия, неизбежные при таких значительных общественных преобразованиях. Это регулирование может включать:

*формирование и усвоение всеми субъектами СТО единой системы понятий в целях взаимопонимания;

• идентификацию социально-экономических процессов с точки зрения интересов сторон;

• формирование системы показателей, отражающих процессы взаимодействия субъектов СТО и соответственно определение источников информации;

• исследования достижений других стран в этой сфере, обобщение и оценка эффективного, негативного и проблемного опыта.

 

.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.015 с.)