Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие продукции и её составСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные задачи статистики продукции: 1. определение объема произведенной продукции в натуральном и стоимостном выражении 2. характеристика взаимосвязи показателей произведенной и реализованной продукции 3. анализ выполненного плана по объему продукции и её динамика 4. анализ выполненного плана по ассортиментности, комплектности и ритмичности выкуска продукции.
Результатом производственной деятельности промышленного предприятия является ее продукция. Величина продукции зависит от ряда факторов, таких как техническая оснащенность производства, обеспеченность рабочими кадрами соответствующих профессий и квалификаций, количество и качество перерабатываемого сырья и материалов. От объемов выпуска продукции зависит величина прибыли, рентабельность и так далее. Промышленная продукция – это прямой полезный результат промышленно – произведенной деятельности предприятий, принимающий форму производств, либо форму производимых услуг: Во – первых, это результат деятельности предприятия, то есть то, к чему был приложен труд; Во – вторых, это результат промышленно – производственной деятельности, то есть результат непромышленных производств не войдет в состав промышленной продукции; В – третьих, это прямой результат при промышленно – производственной деятельности, то есть отходы не войдут в состав промышленной продукции; Для правильного отражения объема продукции каждого предприятия, надо учесть его продукты в том состоянии, которое соответствует их готовности. Показатели продукции занимают одно из центральных мест в системе показателей статистики на промышленном предприятии. В зависимости от степени готовности продукция предприятия может быть следующих видов: готовая продукция, полуфабрикаты и незавершенное производство.
Классификация промышленной продукции по степени готовности: 1. Готовые изделия – это продукты основных и возможно побочных цехов, которые полностью закончены на данном предприятии, соответствующие установленным государственным стандартам и техническим условиям, снабжены сертификатами или другими документами, подтвержденными их качествами и переданы на склад готовой продукции. Момент готовности изделия – передача на склад готовой продукции, оформляющиеся соответствующими сдаточными документами. 2. Полуфабрикаты – это продукт, который закончил производство и получил документ, подтверждающий готовность и годность в пределах отдельного цеха, но может подвергаться дальнейшей обработке в других цехах этого же предприятия. 3. Незавершенное производство – это предмет труда, вступивший в производственный процесс в любом цехе, но не получившие законченного вида в пределах данного цеха. 4. Производственные услуги или работы промышленного характера: А) восстанавливает частично утраченную потребительскую стоимость продуктов (все виды ремонтов оборудования, транспортных средств и так далее). Б) увеличивает ранее созданную потребительскую стоимость.
Основным методом учета промышленной продукции является натуральный метод. Натуральный метод – это учет продуктов, в свойственных или физических единицах измерения; он показывает, какое количество конкретных потребительских стоимостей произведено за отчетный период; он лежит в основе других методов учета продукции и используется для построения балансов производства и распределения отдельных продуктов, для вычисления объемов производства важнейших видов продукции на душу населения. Метод так называемого валового оборота предполагает учет всего количества изготовленной предприятием продукции, независимо от того, пошла ли часть этой продукции на собственное производственное потребление (в дальнейшую переработку на данном предприятии) или полностью за пределы предприятия. Например, металлургический завод наряду с прокатом должен показать в отчете весь выплавленный чугун – как реализованный на сторону, так и потребленный заводом на выплавку стали; всю сталь – как реализованную на сторону, так и переработанную на заводе в прокат. Аналогично текстильная фабрика должна показать наряду с выработанными тканями всю выработанную фразу – как реализованную на сторону, так и потребленную на производство ткани. Учет продукции производится по всей номенклатуре (ассортименту) изготавливаемых изделий. В отчете в стоимостном выражении показывается вся выработанная продукция, а в натуральном – лишь важнейшие виды продукции, перечень которых определен номенклатурой изделий. В отчетную номенклатуру важнейшие виды продукции включаются независимо от того, в каком количестве они были изготовлены, и независимо от того, являются ли они для данного предприятия основными или второстепенными. При учете продукции в натуральном выражении большое значение имеет также единообразие применяемых единиц измерения. Дело в том, что ряд изделий можно учитывать в разных единицах измерения, например цемент – в бочках и в тоннах, ткани – в погонных и квадратных метрах. Для обеспечения правильности учета продукции необходимо помимо номенклатуры иметь твердо установленные для каждого изделия единицы измерения. Обычно они устанавливаются уже самой номенклатурой изделий. Во многих случаях указываются две единицы измерения (например, по производству электромоторов – в штуках и киловаттах мощности). Разновидностью натурального учета является учет продукции в условных натуральных измерителях. Условно – натуральный метод – применяется для однородной продукции, различается по каким- либо свойствам (по размеру, удельному содержанию кислот, теплоемкости, материалоемкости и т.д.). Сущность этого метода заключается в том, что единица какой – нибудь одной разновидности продукта принимается за условную, а другие переводятся в условные единицы путем перемножения количества в натуральном выражении на переводной коэффициент.
ПРИМЕР: Исходные данные для вычисления % выполнения планов по объему продукции.
% выполнения плана: 1. В натуральных единицах: Факт/План = 7980/8000 = 0,997*100-100 = -0,3% 2. В условно – натуральных единицах = 25900/25400 = 1,02*100-100 = 2% В условиях товарно – денежных отношений важное значение имеет стоимостной (денежный) метод. Стоимостной метод – его сущность состоит в том, что количество различных видов готовых изделий и полуфабрикатов в натуральном выражении умножается на цену за единицу каждого вида, полученная стоимость складывается и прибавляется к стоимости работ промышленного характера и незавершенного производства. Оценка этих элементов производится исходя из действующих (фактических) цен (без НДС и акцизов) на готовые изделия и полуфабрикаты и перечета остатков незавершенного производства, определенного бухгалтерией по себестоимости, в действующие цены посредством коэффициентов, выражающих соотношение между действующими ценами и издержками (себестоимостью) готовой продукции. В стоимостных измерителях планируется объем реализации продукции, товарная и валовая продукция.
Стоимостные показатели определяются: В плане – в действующих оптовых ценах предприятий; В отчете – а) в сопоставимых оптовых ценах предприятий на определенную дату (так называемых неизменных ценах) – они необходимы для определения динамики производства; б) в оптовых ценах предприятий, действующих в отчетном периоде (для использования в расчетах себестоимости).
В статистике используются цены: 1. Текущие – меняются в течении выполнения одного контракта и зависит от конъюнктуры рынка, по им осуществляется поставка продукции в данный период; 2. Сопоставимые (неизменные) – это цены, приуроченные к определенному периоду или моменту времени, в которых продукция оценивается в течении нескольких лет; 3. Средние.
Статистические цены являются обобщенными, они позволяют анализировать и выявить тенденции в динамики цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей.
Система стоимостных показателей на предприятии: - валовая продукция; - товарная продукция; - отгруженная продукция; - реализованная продукция; - чистая; - условно – чистая.
1) Валовый оборот – он характеризуется в стоимостном выражении объема продукции, произведенном за текущий период времени промышленно – производственными цехами предприятия, при этом каждый цех рассматривается как самостоятельно производимая единица. В состав валового оборота входят в стоимостном выражении все выработанные в текущем периоде готовые изделия, полуфабрикаты, продукция вспомогательных цехов, а также выполненные работы промышленного характера как для отпуска на сторону за пределы предприятия, так и для дальнейшей переработки и производственного использования в других цехах. В отраслях с длительным производственным циклом в валовой оборот включаются также изменение остатков незавершенного производства как разность стоимости незавершенного производства на конец и начало текущего периода.
Внутризаводской оборот – стоимость части, выработанной предприятием готовых изделий и полуфабрикатов, которые используются на собственные промышленно – производственные нужны.
Валовая продукция (ВП) – стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период, при этом предприятие рассматривается не как совокупность цехов, а как единое хозяйство. Валовая продукция предприятия рассчитывается двумя способами: - исходя из валового оборота: в данном случае валовая продукция отличается от валового оборота на величину внутризаводского оборота. ВП = ВО – ВЗО; где ВП – валовая продукция, ВО – валовой оборот, ВЗО – внутризаводской оборот; - на основе поэлементного подсчета, когда рассчитывается величина каждого элемента без внутризаводского оборота и результаты по всем элементам суммируются. ВП = ТП + (НПкг – НПнг) + (Пфкг – Пфнг) В состав ВП включается: · Стоимость готовых изделий, выработанных в планируемом году как из своего материала, так и из материального заказчика · Стоимость полуфабриката своей выработки, предназначенной на отпуске на сторону · Стоимость работ промышленного характера, выполненной по заказам со стороны других предприятий (капитальный ремонт, модернизация оборудования) · Стоимость производительных услуг – стоимость готовой продукции вспомогательных цехов, отпущенных сторонним организациям (электроэнергия, пар, вода, и др.) Как видим, в состав валовой продукции входят элементы, технологические процессы которых в пределах данного предприятия не завершены. Исключив из стоимости валовой продукции стоимость этих элементов, получаем товарную продукцию. 2) Товарная продукция – конечный результат действия предприятия за данный период, фактически отпущенные потребителем или полностью готовой для этой цели.
ТП = ГП + ПФ + Пр + Пу
В системе показателей продукции товарная продукция играет особую роль, так как она является основой калькулирования себестоимости входящих в ее состав отдельных видов продукции, что необходимо для установления отпускных цен и контроля за их уровнем. 3) Отгруженная продукция – отражение объема отгруженных товаров на сторону, как собственного производства, так и приобретение на стороне с целью их продажи. Объем отгруженных товаров представляет стоимость тех товаров, которые фактически отгружены (переданы) в текущем периоде потребителям (включая товары, сданные по акту заказчику на месте), независимо от того, поступили деньги на счет предприятия или нет. 4) Реализованная продукция – отгруженная и оплаченная потребительская продукция. Моментом реализованной продукции считается поступление денег на расчетный счет предприятия, а иногда после оформления её приемо – сдаточными документами. Р = Т + Р1 + Р2 + Р3 – Р4 – Р5, где Т – товарная продукция; Р1 – стоимость готовой продукции на складах предприятия на начала планируемого года в оптовых ценах планового периода; Р2 – стоимость продукции и услуг, сданных и оказанных потребителям на начала планируемого года, на неоплаченных ввиду не наступления сроков оплаты, в оптовых ценах прошлого года; Р3 – стоимость продукции и услуг, не оплаченных потребителями в установленные сроки, в оптовых ценах прошлого года; Р4 - стоимость проектируемого запаса продукции на конец планируемого года, выручка от реализации которой поступит в следующем году, в оптовых ценах планируемого года; Р5 – стоимость продукции и услуг, сданных и оказанных потребителям на конец планируемого года, но подлежащих оплате в последующем году, в оптовых цена планируемого года. 5) Чистая продукция – вновь созданная живым трудом стоимость, которая определяется вычитанием из товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия полной суммы материальных затрат и амортизационных отчислений. ЧП = ТП – МЗ - А 6) Условно – чистая продукция. УЧП = ТП – МЗ Динамика промышленной продукции характеризуется изменением объема продукции во времени, для её измерения используется индекс физического объема. Показатели валового борота, валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции исчисляются по данным бухгалтерского учета. Данные о показателях производственной продукции промышленного предприятия содержатся в форме федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг». В форме приводятся данные о производстве и отгрузке по видам производственной промышленной продукции и оказанных услугах и о показателе «Выпуск товаров и услуг (без внутреннего оборота) в фактических ценах (без НДС и акциза)», который учитывает общий объем производственной промышленной продукции (валовая продукция). Здесь имеются данные и об объеме отгруженных (переданных) товарах в фактических ценах, в том числе об объеме отгруженных товаров собственного производства. Объем продукции по промышленности в целом и отдельным ее отраслям определяется как сумма данных об объеме промышленной продукции, работ и услуг промышленного характера, произведенных юридическими лицами и их обособленными подразделениями независимо от формы собственности. В сводные данные по объему промышленной продукции включаются данные по объему промышленной продукции, выпускаемой крупными, средними, совместными и малыми предприятиями, а также подсобными производствами, состоящими на балансе непромышленных организаций и один раз в год домашними хозяйствами. Показатели промышленной продукции в целом по отрасли публикуются Госкомстатом России.
3. Показатели выполнения планов (договорных обязательств) по ассортименту и комплектности продукции.
Предприятия обязаны выполнять план не только по объему, но и по заданному ассортименту (номенклатуре продукции). Показатель выполнения плана (договорных обязательств) по ассортименту продукции раскрывает одну из важных особенностей выполнения плана по объему продукции. План по объему продукции может быть выполнен и перевыполнен, но по некоторым важнейшим её видам и выполнений. В этом случае нельзя положительно оценивать итоги работы предприятия, поскольку невыполнение плана по номенклатуре ставит в затруднительное положение смежные предприятия. Предприятия обязаны выполнять план не только по объему, но и по заданному ассортименту (номенклатуре) продукции. Показатель выполнения плана по ассортименту вычисляется следующим образом: продукты, по которым план выполнен или превышен засчитывается в выполнении плана ассортименту в размере стоимости плана выпуска; продукты, по которым план не выполнен – в размере стоимости фактического выпуска; затем эти числа складываются и делятся на стоимость продукции по плану. При оценке планового и фактического выпуска принимаются одни и те же цены: сопоставимые оптовые или оптовые цены, принятые в плане. Фактически выработанные продукты, которые не предусмотрены планом при расчете этого показателя не учитываются. Они войдут в выполнение плана по ассортименту с нулевыми числами. Таким образом при выполнении или перевыполнении плана по объему продукции каждого вида, процент выполнения плана по ассортименту равен 100, если план по выпуску не выполнен хотя бы по одному виду продукции, процент выполнения плана по ассортименту будет меньше 100. ПРИМЕР: Дан ассортимент выпуска продукции на мебельной фабрике.
Перевыполнение плана:
План по ассортименту не выполнен на 1,1%, так как сверхплановым выпуском шкафов и диванов нельзя перекрыть недовыполнение плана по выпуску кроватей.
Если на предприятии изготовляются изделия, из которых в дальнейшем комплектуются другие более сложные виды продукции, то оценка выполнения плана по ассортименту дополняется полным выполнением плана комплектности выпуска продукции - наименьший процент выполнения плана по какой – либо детали, входящий в данный комплект.
ПРИМЕР: Для комплектованных изделий необходимо 3 детали №1, 4 детали №2, 6 деталей №3, 10 деталей №4. по плану завод за месяц должен был изготовить деталей, в количество необходимых для укомплектования 20 тысяч изделий. Фактически за месяц было изготовлено деталей №1 – 60 тыс. шт., №2 – 88 тыс. шт., №3 – 112 тыс. шт., №4 – 190 тыс. шт. Необходимый процент выполнения по выпуску каждой детали:
Так как за месяц можно укомплектовать такое количество изделий, на которое хватит всех деталей, то коэффициент комплектности будет равен 0,933. При выпуске деталей №3 в количестве 112 шт. обеспечивается укомплектовать не 20 тыс. изделий, а только 18 тысяч 666 изделий.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.227 (0.014 с.) |