Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономика и бухгалтерский учёт, 080106 «финансы»↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТАТИСТИКА
Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения УПК по специальностям 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт», 080501 «Менеджмент», 080106 «Финансы»
Екатеринбург
ВВЕДЕНИЕ На современном этапе рыночной экономики повышаются требования к уровню статистической подготовки бухгалтеров, коммерсантов, менеджеров, экономистов, финансистов.
Знание статистики позволяет выпускникам колледжа овладеть инструментом эффективного управления экономикой, обеспечивать объективную информацию о социально-экономическом развитии общества.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов экономического мышления.
Учебная дисциплина «Статистика» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
При изучении дисциплины «Статистика» акцентируется внимание на ее прикладном характере, демонстрируется, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
В основу изучения курса положены материалы теории статистики.
Цель изучения статистики – раскрыть предмет и метод статистики как науки, задачи ее организации в условиях рыночной экономики, помочь студентам овладеть основными приёмами обработки статистических данных, приобрести навыки вычисления статистических показателей, познакомить с формами и порядком составления действующей отчетности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о системе показателей, общих правилах и принципах статистического исследования;
- о природе статистических совокупностей;
знать:
- экономико-статистические методы учетно-экономической информации;
уметь:
- применять основные методы и приёмы статистики для решения практических задач хозяйственной и финансовой деятельности предприятия (фирмы, организации);
- оформлять результаты статистических исследований;
- делать выводы и давать краткий анализ исчисляемых показателей. Основным методом изучения материала, предусмотренного программой, является самостоятельная работа студентов.
Цель настоящего пособия – помочь в организации самостоятельного изучения материала.
Для этого студент должен ознакомиться с тематическим планом и программой дисциплины. Затем изучить методические указания по каждой теме, разобрать решение типовых задач. После этого по разделу «Задания для контрольных работ и самостоятельной проработки тем» законспектировать по учебнику теоретические вопросы, прорешать задачи и практические задания.
Затем следует ответить на вопросы самоконтроля, приведенные в методических указаниях в конце каждой темы. И только после этого можно приступать к выполнению контрольной работы по варианту, соответствующему шифру студента.
Согласно учебному плану, студенты-заочники должны выполнить одну контрольную работу. Работа выполняется в тетради с учётом ряда требований:
1. Выполнение задания должно производиться по вариантам. Устанавливается вариант по таблице выбора вариантов с использованием двух последних цифр шифра студента. Например, для личного номера 132 номера вопросов и задач контрольной работы следующие: 59, 196, 289, 366.
2. Каждый вариант контрольной работы содержит 4 вопроса по следующим разделам:
- знание общей теории статистики;
- умения и навыки статистической работы и решения задач.
3. Вопрос и условие задачи следует переписать дословно. Ответы на вопросы должны быть полными по существу и краткими по форме. Не допускается списывание материала из учебника и учебных пособий.
4. Решение задач надо сопровождать объяснением. Приведенные формулы должны быть расшифрованы. В расчётах необходимо дать ссылки на справочную литературу.
5. В качестве примеров к теоретическому изложению вопросов следует использовать данные современной рыночной экономики, по возможности приводить расчёты и графики.
6. В конце работы следует привести список используемой литературы с указанием автора и года издания, поставить дату выполнения работы и подпись, оставить 2 – 3 чистых листа для рецензии и возможной доработки.
Получив прорецензированную контрольную работу, необходимо ознакомиться с замечаниями рецензента, сделать дополнения с учётом указанных замечаний. Контрольная работа должна быть обязательно предъявлена на экзамене. 2 Таблица выбора вариантов контрольных работ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, 080106 «ФИНАНСЫ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Раздел 1. Введение в статистику Вопросы для самоконтроля 1. Какие явления изучает статистика?
2. В чём сходство и отличие статистического показателя и статистического признака?
3. Из каких стадий состоит экономико-статистическое исследование?
4. Какие методы применяются на различных стадиях экономико-статистического исследования? Тема 1.2 Организация статистики в РФ Студент должен:
иметь представление:
- о современной организации государственной статистики в РФ;
- о направлениях реформирования российской статистики;
- о задачах и функциях органов государственной статистики в современных условиях.
Государственные органы статистики: Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ), республиканские статистические комитеты, областные (краевые) управления статистики, районные (городские) отделы государственной статистики.
СНС - Система Национальных Счетов.
ЕГРПО – Единый государственный регистр предприятий и организаций.
ИВСС – Информационно-вычислительная сеть статистики.
Вопросы для самоконтроля 1. Покажите иерархический характер структуры органов государственной статистики.
2. Каковы современные технологии организации статистического учёта?
Вопрос для самоконтроля Дайте характеристику различных видов единиц измерения абсолютных величин.
Вопросы для самоконтроля 1. Что показывает относительный показатель структуры?
2. При каких условиях относительные показатели выражаются в коэффициентах, процентах, промилле, децемилле?
3. По каким принципам отбирается постоянная величина при расчёте относительных показателей сравнения и координации?
4. В чём сходство и различие относительных показателей сравнения и координации?
5. В чём сходство и различие относительных показателей координации и интенсивности?
6. В чём сходство и различие относительных показателей сравнения и динамики?
7. В чём сходство и различие относительных показателей динамики в базисной и цепной формах?
8. В чём сходство и различие относительных показателей плана и реализации плана?
9. В чём сходство и различие относительных показателей плана и договорных обязательств?
10. Приведете примеры показателей числителя при расчёте относительного показателя уровня экономического развития.
Тема 2.3. Средние величины Студент должен:
знать:
- сущность средних величин, единицы их измерения;
- виды средних величин;
- методы расчёта средних показателей;
уметь:
- рассчитывать средний уровень изучаемого явления.
Средние величины абстрактны, представляют собой обобщающие показатели, рассчитываются на основе массовых данных, измеряются в той же размерности, что и признак. Приняты следующие обозначения:
х1, х2, х3, ….. хn (хi) – варианты, или индивидуальные значения признака;
- средняя величина признака;
f – частота признака;
Σ – знак суммирования;
n – количество единичных признаков;
i – порядковый номер;
-серединное значение признака;
Wi – произведение вариантов на частоту
ω - частости - % к итогу.
Виды средних величин:
1. Простая средняя арифметическая (невзвешенная) – это количество суммарного признака, делённое на число показаний: =
Применяется для единичных значений признаков.
2. Взвешенная средняя арифметическая имеет в числителе сумму произведений варианта на частоту, а в знаменателе – сумму частот:
= Применяется, когда значение признака повторяется несколько раз.
В интервальном ряду распределения определяется серединное значение , затем производится взвешивание: f. В закрытом интервале серединное значение определяется как полусумма значений нижней и верхней границ. В открытом интервале предполагается, что расстояние между границами интервала такое же, как в соседнем интервале.
Тогда окончательная формула: = 3. Простая средняя гармоническая – это величина, обратная средней арифметической. = Применяется, когда произведения по каждому признаку равны.
4. Взвешенная средняя гармоническая: = Применяется, когда даны произведения вариантов на частоту, а частота отсутствует.
Средняя геометрическая Применяется для отношения двух чисел, а также в рядах распределения в виде геометрической прогрессии.
Вопросы самоконтроля 1. При каких условиях применяются средние арифметические взвешенная и невзвешенная величины?
2. При каких условиях применяются средние взвешенные арифметическая и гармоническая величины?
3. В чём различие моды и медианы?
Абсолютные показатели
- размах вариации – это разность между наибольшими и наименьшими значениями вариант:
R = Xmax - Xmin
- линейное отклонение – это разность индивидуальных значений и средней величины:
d = Средние показатели - среднее линейное отклонение – это средняя арифметическая из отклонений индивидуальных значений от средней:
d = или d = - средний квадрат отклонений (показатель дисперсии) – это средняя из отклонений, возведенных в квадрат:
δ2 = или δ2 = - среднее квадратическое отклонение – это кореньквадратный из дисперсии – среднего квадрата отклонений:
δ =
Относительный показатель
- коэффициент вариации характеризует колеблемость признака:
Если > 40%, колеблемость значительна. Вопросы самоконтроля 1. В чём преимущество и недостаток показателя – размаха вариации?
2. С какой целью применяется показатель – линейное отклонение?
3. Что показывает среднее линейное отклонение?
4. Чем отличается среднее линейное отклонение от дисперсии?
5. Как рассчитать среднее квадратическое отклонение?
6. Что характеризует коэффициент вариации?
План статистического наблюдения 1. Программные вопросы
1.1 Цель наблюдения
1.2 Объект наблюдения
1.3 Единица наблюдения
1.4 Программа наблюдения (печень вопросов)
1.5 Инструментарий: формуляр и инструкция
2. Организационные вопросы
2.1 Органы наблюдения
2.2 Сезон (время года)
2.3 Период наблюдения
2.4 Время регистрации показателей
2.5 Критическая дата, на которую сообщают сведения
2.6 Критический момент.
2.7 Подготовительная работа:
- списки отчётных единиц,
- подбор и подготовка кадров,
- подготовка статистического инструментария,
- пропаганда в СМИ.
Вопросы самоконтроля 1. При каких условиях наблюдение называется статистическим?
2. Какие характеристики имеют статистические наблюдения?
3. Как составить план статистического наблюдения?
N – Кв, отсюда N= n= Кв= h= Способы формирования выборки: 1. Собственно-случайный;
2. Механический;
3. Типический;
4. Серийный;
5. Моментный;
6. Комбинированный;
7. Многофазный.
Вопросы самоконтроля 1. Каковы основные показатели выборочного наблюдения и их расчёты?
2. Чем отличается механический способ формирования выборки от собственно-случайного?
3. Чем отличается типический способ формирования выборки от механического?
4. Чем отличается серийный способ формирования выборки от механического и типического?
Виды интервалов - равные и неравные: прогрессивно-возрастающие и прогрессивно-убывающие;
- закрытые и открытые;
- специализированные;
- произвольные.
Величина равного интервала h = = , где
R – размах вариации признака n – количество групп
Xmax - наибольшее значение признака.
Xmin - наименьшее значение признака. Вопросы самоконтроля
1. Каковы этапы осуществления сводки статистических данных?
2. Чем метод группировки отличается от метода классификации?
3. От каких условий зависит выбор количества групп?
4. Как рассчитывать интервал группировки?
Тема 4.2 Ряды распределения Студент должен:
знать:
- принципы построения и виды рядов распределения;
уметь:
- строить, графически изображать и анализировать ряды распределения. Статистические ряды распределения как результат сводки и группировки материалов статистического наблюдения.
Статистические ряды распределения – это упорядоченное расположение единиц изучаемой совокупности по группировочному признаку.
Виды статистических рядов распределения: атрибутивные, вариационные (дискретные и интервальные).
Вопрос самоконтроля По какому принципу строится ряд распределения?
Тема 5.1 Ряды динамики Студент должен:
знать:
- виды рядов динамики и их характеристики;
- показатели динамического ряда;
уметь:
- рассчитывать и анализировать основные показатели динамического ряда.
Ряды динамики – это упорядоченное расположение единиц изучаемой совокупности в зависимости от времени.
Элементы рядов динамики: показатель времени (t) и уровни (y).
Виды рядов динамики: - абсолютные, относительные, средние;
- моментные, интервальные;
- с равностоящими и неравностоящими уровнями;
- с нарастающими итогами.
Показатели обработки рядов динамики следующие: - базисный абсолютный прирост – это разность между сравниваемым уровнем и уровнем базы сравнения:
Δyб = yi – yo - цепной абсолютный прирост – это разность между сравниваемым уровнем и предшествующим:
Δyц = yi – yi-1 - базисные темпы роста вычисляют делением сравниваемого уровня на уровень базы сравнения: Tрб = - цепные темпы роста вычисляются делением сравниваемого уровня на предыдущий: Tрц = - базисные темпы прироста вычисляются делением сравниваемого базисного абсолютного прироста на уровень базы сравнения: Tпб = - цепные темпы прироста – это отношение сравниваемого цепного абсолютного прироста к предыдущему уровню:
Тпц = - темп наращивания вычисляется делением цепного абсолютного полного прироста на базу сравнения:
Тн = Вопросы самоконтроля 1. Чем отличаются цепные показатели ряда динамики от базисных?
2. Чем отличается абсолютный базисный прирост от базисного темпа роста?
3. Чем отличается абсолютный цепной прирост от цепного темпа прироста? 5. Что показывает темп наращивания? Простая форма
1. Индивидуальные индексы цен: iр = Р1 и Р0 – цены за единицу товара в текущем и базисном периодах.
2. Индивидуальные индексы количества реализованных товаров: ig = Агрегатная форма: Товорооборот: 0 = PG Вопросы самоконтроля 1. Каким видам относительных показателей аналогичны экономические индексы?
2. Каким показателям обработки рядов динамики аналогичны экономические индексы?
3. Чем отличается агрегатная форма индекса от простой?
4. Чем отличаются динамические индексы от территориальных?
5. Чем отличаются сводные индексы от агрегатной формы индивидуальных индексов?
6. В чём различие методов Пааше и Ласпейреса?
7. В чём различие сводных индексов цен и количества реализованного товара?
Анализ Вывод. Вопросы самоконтроля
1. В чём различие скелета и макета статистической таблицы?
2. Где в статистической таблице записываются единицы измерения? 3. Какие параметры содержит общий заголовок таблицы? 4. В чём различия подлежащего и сказуемого? 5. Как определить количество колонок в таблице? 6. Как определить количество строк в таблице? 7. Когда невозможно подводить итог по стокам и колонкам? Вопросы самоконтроля 1. При каких условиях целесообразны различные виды диаграмм?
2. Каковы правила построения основных элементов графика?
Вопрос самоконтроля Проведите практические примеры функциональной и корреляционной связей. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ ТЕМ Тема 2.3 Средние величины
181 Средние величины: характеристика, единицы измерения, виды, применение.
182 Простая и взвешенная средние арифметические величины: понятие, применение, расчетные формулы для дискретного и интервального рядов распределения.
183 Простая и взвешенные средние гармонические величины: понятие, расчетные формулы, применение.
184 Структурные средние величины – мода и медиана: понятие, расчетные формулы, применение. 185 Вариации признаков: понятие, показатели. Тема 4.2 Ряды распределения
257 Статистические ряды распределения: понятие, виды, графическое изображение.
258 Постройте ряд распределения в форме статистической таблицы стоимости квадратного метра в Москве в 2006г.[3], внеся необходимые изменения в Таблицу 16. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
259 Постройте ряд распределения в форме статистической таблицы стоимости квадратного метра в Московской области в 2006г.[3], внеся необходимые изменения в Таблицу 16. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
260 Постройте ряд распределения в форме статистической таблицы производства личными подсобными хозяйствами сельхозпродукции в РФ в 2006г.[8], внеся необходимые изменения в Таблицу 22. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
261 Постройте ряд распределения в форме статистической таблицы производства сельхозпродукции фермерскими хозяйствами в РФ в 2006г.[9], внеся необходимые изменения в Таблицу 23. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
262 Постройте ряд распределения в форме статистической таблицы общемировых запасов угля в 2007г. [11], внеся необходимые изменения в Таблицу 25. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
263 Постройте ряд распределения в форме статистической таблицы общемировых запасов газа в 2007г. [11], внеся необходимые изменения в Таблицу 25. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
264 Постройте ряд распределения в форме статистической таблицы общемировых запасов нефти в 2007г.[11], внеся необходимые изменения в Таблицу 25. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
265 Постройте ряд распределения в форме статистической таблицы средней зарплаты по отраслям в г. Екатеринбурге в 2008г.[21], внеся необходимые изменения в Таблицу 35. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
266 Постройте ряд распределения в форме статистической таблицы количества предприятий малого бизнеса в пяти странах в 2004г.[27], внеся необходимые изменения в Таблицу 41. Результаты проанализируйте и сделайте вывод. 267 Постройте ряд распределения в форме статистической таблицы производства продукции за зарплату в один доллар в восьми странах в 2005г.[42], внеся необходимые изменения в Таблицу 69.
268 Постройте ряд распределения в форме статистической таблицы количества санкций по отношению к российским производителям со стороны десяти стран в 2005г., внеся необходимые изменения в Таблицу 74. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
Тема 5.1 Ряды динамики
269 Ряды динамики: понятие, элементы, виды.
270 Показатели обработки рядов динамики: определение, расчетные формулы.
271 Рассчитайте абсолютные приросты, темпы роста, прироста и наращивания потребления нелегального алкоголя в России в 1985-2005гг. по данным ВОЗ [45] по Таблице 82. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
Таблица 82
272 Рассчитайте абсолютные приросты, темпы роста, прироста и наращивания потребления легального алкоголя в России в 1985-2005гг. по данным ВОЗ [45] по Таблице 82. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
273 Рассчитайте абсолютные приросты, темпы роста, прироста и наращивания потребления воды в Северной и Южной Америке и Европе в 1940–2000гг.[46]по Таблице 83. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
Таблица 83
274 Рассчитайте абсолютные приросты, темпы роста, прироста и наращивания использования воды в Африке, Азии, Австралии и Океании в 1940–2000гг.[46]по Таблице 83. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
275 Рассчитайте абсолютные приросты, темпы роста, прироста и наращивания макроэкономических показателей России в 2000–2008гг. [30] по Таблице 84. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
Таблица 84
276 Рассчитайте абсолютные приросты, темпы роста, прироста и наращивания макроэкономических показателей России в 2004–2007гг. [31] по Таблице 85. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
Таблица 85
Стабилизационный Фонд РФ преобразован в Резервный Фонд РФ и Фонд Национального благосостояния РФ.
277 Рассчитайте абсолютные приросты, темпы роста, прироста и наращивания макроэкономических показателей России в 2004–2007гг. [31] по Таблице 86. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
Таблица 86
Стабилизационный Фонд РФ преобразован в Резервный Фонд РФ и Фонд Национального благосостояния РФ.
278 Рассчитайте абсолютные приросты, темпы роста, прироста и наращивания доходов Государственного бюджета РФ от экспорта нефти в 1960–2005гг.[47]по Таблице 87. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
Таблица 87
279 Рассчитайте абсолютный прирост, темп роста и прироста экономических показателей России в 2000-2008гг. по Таблице 88. Результаты проанализируйте и сделайте вывод.
Таблица 88
|