Внешняя политика СССР. Начало «холодной войны» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика СССР. Начало «холодной войны»



Решающий вклад, который советский народ внес в победу над фашизмом, обусловил небывалый рост авторитета и влияния СССР на международной арене в послевоенный период. Число стран, установивших дипломатические отношения с Советским Союзом, увеличилось с 26 (уровень довоенного времени) до 52.

Влияние СССР наиболее очевидно проявилось в Восточной Европе, освобожденной советскими войсками. Сталин стремился создать в странах этого региона правительства, дружественные Советскому Союзу, и помочь им встать на путь социалистического развития. Правящие круги США и Великобритании были категорически против таких планов.

Именно эти противоречия стали главной причиной начала «холодной войны» между вчерашними союзниками. «Холодная война» как политическая, идеологическая, экономическая и локальная военная конфронтация ряда западных стран во главе с США и ряда восточноевропейских и азиатских стран, возглавляемых СССР, стала определяющим фактором международных отношений в послевоенный период.

Отношения между СССР и США ухудшились уже весной 1945 г., когда президентом США вместо Рузвельта стал Г. Трумэн. Двадцатого апреля 1945 г. на Вашингтонской встрече с В. М. Молотовым, наркомом иностранных дел СССР, Трумэн потребовал изменить внешнюю политику СССР. В период работы Потсдамской конференции президент США пытался оказать давление на Сталина, сообщив ему о создании нового оружия огромной разрушительной силы. Однако до окончания Второй мировой войны союзнические отношения в целом сохранялись.

Пятого марта 1946 г. в американском городе Фултоне бывший британский премьер Черчилль выступил с речью, которую принято считать началом «холодной войны». Он говорил об опасности распространения коммунизма, остановить которую мог только союз англо-говорящих стран под руководством США и Великобритании.

Лидеры США, для которых мировая война стала периодом небывалого роста экономики и военного могущества, готовы были разговаривать с СССР с позиций силы, опираясь на монопольное владение ядерным оружием, примененным в Японии в августе 1945 г.

Президент Трумэн открыто заявлял о претензиях США на мировое господство и стремился утвердить его посредством политики «сдерживания и отбрасывания ком­мунизма». Эта политика нашла свое выражение в «доктрине Трумэ­на», согласно которой США в 1947 г. оказали экономиче­скую и военную помощь правым силам Греции и Турции и не допустили там победы прокоммунистических сил.

Однако в странах Восточной Европы коммунисты пришли к власти. В 1945-1947 гг. здесь были созданы многопартийные правительства «народной демократии», в которых затем полный контроль установили коммунисты. Под влиянием СССР в этих странах осуществлялись национализация промышленности и попытки коллективизации деревни. В ряде стран (Болгария, Югославия, Албания, Чехословакия) местные коммунисты победили в основном самостоятельно. В других странах (Польша, Венгрия, ГДР, Румыния) победа была одержана при существенной поддержке Советского Союза.

Новые правительства заключали с СССР двухсторонние договоры о союзе и взаимопомощи. Стремление Сталина навязать советскую модель развития странам Восточной Европы порождало трудности, так как многие восточно-европейские коммунисты не считали советский путь развития единственно возможной моделью построения социализма, и им не нравилась политика прямого вмешательства Сталина во внутренние дела этих стран. Наиболее серьезный конфликт в этой связи произошел с руководителем Союза коммунистов Югославии и главой правительства Югославии И. Броз Тито (август 1949 г.). Отношения с Югославией были надолго испорчены.

В 1947 г. Советский Союз побудил страны Восточной Европы отказаться от участия в американском «плане Маршала», который предусматривал оказание крупной экономической помощи по восстановлению послевоенной Европы. Американцы предоставляли помощь на условиях контроля над экономической политикой страны – получателя помощи, не давая свободы в расходовании полученных средств и требуя полного открытия внутреннего рынка для американских товаров. Для стран Восточной Европы такие условия означали отказ от политики национализации и сохранение частнокапиталистической экономики. Правительство США изначально понимало неприемлемость таких условий для СССР и не собиралось предоставлять помощь ему и его союзникам. Помощь была оказана странам Западной Европы с тем, чтобы не дать и там прийти к власти левым силам. Фактически 80 % выделенных средств представляли собой кредиты на закупку американских товаров.

В ответ на «план Маршала» СССР и его восточноевропейские союзники в 1949 г. образовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в рамках которого налаживалось активное экономическое сотрудничество.

В 1948 г. обострились отношения между СССР и США по германскому вопросу. США взяли курс на раздел Германии путем создания в западных зонах оккупации (американской, английской и французской) государства с демократией западного образца.

В ответ на эти действия Сталин дал указание ограничить доступ в Восточную Германию, и прежде всего в Западный Берлин, граждан и товаров из западных зон оккупации. Возник так называемый берлинский кризис. Советская сторона была готова его урегулировать при условии отказа Запада от сепаратного раздела Германии. Однако западные страны не пошли на уступки. 20 сентября 1949 г. в западной «тризонии» образовалась Федеративная Республика Германии (ФРГ). В ответ на это 7 октября 1949 г. в советской зоне была создана Германская Демократическая Республика (ГДР). Статус Западного Берлина остался не урегулирован, хотя блокада его была прекращена.

На фоне берлинского кризиса США в 1949 г. организовали Североатлантический союз (НАТО – NATO, North Atlantic Treaty Organization), направленный против СССР. Изначально членами НАТО стали США, Канада, Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия и Португалия. В 1952 г. в НАТО вступили Греция и Турция, а в 1955 – ФРГ.

После вступления в НАТО ФРГ СССР и его союзники создали в мае 1955 г. военно-политическую Организацию Варшавского договора (ОВД).

На Дальнем Востоке противостояние СССР и США проявилось в ходе гражданской войны в Китае, которая закончилась победой коммунистов в 1949 г., и войны в Корее 1950–1953 гг.

Корейская война явилась наиболее крупным и опасным локальным конфликтом после завершения Второй мировой войны. В мае 1948 г. на юге Корейского полуострова, освобожденного в 1945 г. от японских захватчиков, образовалась Корейская республика, а на севере полуострова в сентябре 1948 г. – Корейская Народно-Демократическая Республика. Граница между ними проходила по 38-й параллели. В июне 1950 г. КНДР с согласия советского руководства и при поддержке Китая начала войну за объединение страны. В результате войска Северной Кореи в несколько недель заняли почти весь юг.

США добились осуждения действий КНДР в ООН, и под флагом ООН в Корею были направлены войска США и ряда их союзников. Вскоре они захватили почти всю северную Корею. Тогда около полумиллиона «китайских добровольцев» перешли границу. СССР направил в КНДР несколько сотен военных специалистов и технику. Кроме того, советские самолеты прикрывали с воздуха территории Китая, которые стала бомбить американская авиация.

Бои закончились весной 1951 г. восстановлением прежней линии раздела. После долгих переговоров 27 июля 1953 г. было подписано Соглашение о временном перемирии. Обе стороны отошли на 2 км от позиций друг друга, создав демилитаризованную зону под совместным контролем.

В ходе войны по разным данным было убито и ранено 2–4 млн корейцев и китайцев. США потеряли убитыми около 33 тыс. военнослужащих. Число погибших советских летчиков, советников, техников – 299 чел.

Сдержанная позиция советского руководства привела к тому, что локальный военный конфликт не перерос в крупномасштабную войну с участием СССР и США. Президент Трумэн также проявил сдержанность и отверг предложения своих советников об использовании ядерного оружия в Корее.

«Холодная война» оказала существенное негативное воздействие на экономическое и политическое развитие СССР в послевоенный период.

 

Восстановление экономики

 

Победа в Великой Отечественной войне была оплачена СССР ценой огромных людских и материальных потерь. За годы войны страна лишилась трети национального богатства. Были разрушены 32 тыс. промышленных предприятий. Страшный ущерб был нанесен сельскому хозяйству, его продукция в 1945 г. составила 60 % довоенного уровня.

В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден IV пятилетний план развития народного хозяйства (1946–1950 гг.). Его цель состояла в том, чтобы восстановить районы страны, находившиеся в оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень соответственно на 48 и 23 %.

При восстановлении экономики советскому народу пришлось опираться на собственные силы. Начавшаяся «холодная война» не только лишила СССР возможности получения помощи от США, но и более того, поставила перед страной задачу ликвидировать в короткие сроки монополию США на ядерное оружие.

Необходимость решения этой задачи привела к тому, что в первые годы пятилетки одновременно с конверсией (переводом предприятий на выпуск гражданской продукции) происходит масштабная модернизация военно-промышленного комплекса (ВПК) в интересах создания ядерного оружия и средств его доставки. Сюда направлялись огромные финансовые средства (прямые военные расходы поглощали тогда около 25 % годового бюджета). Эти усилия дали свои результаты. В августе 1949 г. было произведено первое испытание советской атомной бомбы. Тем самым была ликвидирована монополия США на ядерное оружие. Разработкой советского атомного оружия занимались крупнейшие физики: И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, Я. Б. Зельдович и др. Организационное руководство атомным проектом было поручено Л. П. Берия. В 1953 г. СССР провел испытание собственной водородной бомбы. Создавались и современные носители ядерного оружия. Организованный после войны НИИ ракетной техники уже в 1947 г. опробовал первую советскую баллистическую ракету, созданную под руководством С. П. Королева. В середине 1950-х была создана межконтинентальная баллистическая ракета.

Создание ядерного потенциала требовало преимущественного развития тяжелой промышленности. Основные ресурсы и самая квалифицированная рабочая сила концентрировались именно в тяжелой промышленности. Так, например, из всех капиталовложений в промышленность на долю легкой промышленности приходилось только 12 %. Это прямо сказывалось на темпах роста продукции групп «А» и «Б». Если тяжелая промышленность (группа «А» – производство средств производства) увеличила за пятилетку объемы продукции на 205 %, то продукция отраслей группы «Б» (предметы потребления) - всего на 123 %.

Особенностью пятилетки было и масштабное строительство. За короткий срок было восстановлено и вновь сооружено 6200 крупных предприятий, в том числе крупнейшая в Европе электростанция – Днепрогэс, шахты Донбасса, металлургические и машиностроительные заводы Украины и России, Минский тракторный. Прокладываются первые нити газопроводов Саратов – Москва, Кохтла-Ярве – Ленинград, Дашава – Киев, прорыт Волго-Донской канал.

Коренным образом менялась экономическая структура республик Прибалтики, Молдавии, западных областей Украины и Белоруссии, вошедших в состав СССР накануне войны. Из аграрных регионов они превращались в индустриальные. Масштабное индустриальное строительство происходило в Казахстане и республиках Средней Азии.

В целом уже в 1948 г. объем промышленного производства превысил довоенный уровень. По данным официальной статистики, в 1950 г. промышленное производство превзошло довоенные показатели на 173 % (в республиках Прибалтики, Молдавии, западных областях Украины и Белоруссии – в 2–3 раза). Цифры альтернативных расчетов примерно на четверть или треть ниже.

Решающими факторами столь впечатляющих успехов стали:

- самоотверженный труд советского народа;

- высокая мобилизационная способность государственной плановой экономики.

Плановая система экономического развития вновь продемонстрировала свои преимущества в чрезвычайных обстоятельствах, опрокинув прогнозы западных аналитиков, определявших сроки восстановления советской экономики в 40–50 лет.

Восстановление и развитие промышленного производства проходило во многом за счет перекачки средств из аграрного сектора экономики в промышленный. Это неизбежно сказалось на ситуации в сельском хозяйстве. На его долю приходилось лишь 7 % капиталовложений IV пятилетки. Особенно тяжелым было положение в 1946 г., когда засуха охватила значительную территорию страны и привела в ряде регионов к голоду.

В послевоенной деревне колхозники работали за очень скудные трудодни, что вело к стремлению уклониться от работы в колхозах, производить продукцию в рамках подсобного хозяйства и продавать ее на рынке. В ответ на это в 1948 и 1952 гг. государство увеличило налоги на личное хозяйство колхозников и применило жесткие меры к тем колхозникам, которые не вырабатывали установленного минимума трудодней.

Несмотря на тяжелые условия, аграрный сектор сумел к 1950 г. достигнуть довоенного уровня по общим объемам производства.

Курс на быстрое восстановление и приоритетное развитие тяжелой промышленности, обусловленный начавшейся «холодной войной», исключал возможность значительного повышения уровня жизни населения. Тем не менее реальные доходы на душу населения в 1950 г. существенно превысили довоенный уровень. Во многом рост душевых показателей объяснялся резким сокращением численности населения за годы войны. Большие успехи были достигнуты в жилищном строительстве: за годы четвертой пятилетки было построено жилья больше, чем за три предвоенные пятилетки, однако это строительство лишь компенсировало потери жилого фонда в период войны.

Серьезной экономической проблемой послевоенного периода была высокая инфляция – обесценивание рубля. Денег на руках у населения было гораздо больше, чем товаров на прилавках магазинов. К тому же основные продукты питания распределялись по карточкам. Это лишало население стимула зарабатывать деньги. В 1947 г. правительство осуществило три взаимосвязанные меры: отменило карточки на основные продукты питания, повысило на них розничные цены; осуществило денежную реформу, в ходе которой была изъята значительная часть денежных накоплений у наиболее зажиточных слоев населения. Тем самым рубль вновь стал обеспечен реальной товарной массой и восстановил свою роль стимула активной трудовой деятельности. По мере роста объемов производства товаров широкого потребления цены на них регулярно снижались.

В целом, подводя итоги послевоенного восстановления народного хозяйства, можно сделать вывод о том, что промышленность и сельское хозяйство страны были восстановлены в рекордно малые сроки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.02 с.)