Тема 4. Особенности цифровой фототехники и отдельные функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Особенности цифровой фототехники и отдельные функции



Соотношение сторон снимка

Кажется, что данная характеристика не очень важна, многие производители цифровых фотоаппаратов даже не уделяют внимания этой характеристике и не указывают ее значение в спецификациях фотоаппарата. На практике – это достаточно важная характеристика.

Наибольшее распространение в аналоговой фотографии, получили малоформатные фотоаппараты. В таких фотоаппаратах используется 35-мм фотопленка (тип 135), кадр имеет размеры 24x36 мм. Соответственно соотношение сторон у та­кого кадра 2:3 (или 3:2, что равнозначно).

Рис. 32

Разные форматы фотографий

Вполне естественно, что самый распространенный и популярный среди фотолюбителей формат снимков – 10x15 см имеет такое же соотношение сторон. Именно под этот формат выпускается большинство фотоальбомов и рамок. Казалось бы, что никаких причин изменять пропорции сторон кадра при переходе на цифровую фотографию нет. Это как минимум приведет к неудобствам и потребует выпуска новых альбомов, рамок и т.п. На практике оказалось иначе, большинство цифровых фотоаппаратов имеет соотношение сторон кадра – 4:3.

Такое же соотношение сторон имеют экраны большинства мониторов и телевизоров, и для удобства просмотра фотографий был выбран формат 4:3.

Стабилизация изображения

Любой фотолюбитель рано или поздно сталкивается с проявлением так называемого эффекта «шевеленки» - «размазыванием» изображения при съемке с рук на достаточно больших выдержках.

Опытным путем было установлено, что «шевеленка» начинает проявляться при выдержке, равной единице, деленной на ЭФР. Иными словами, при фокусном расстоянии 60 мм выдержки, длиннее, чем 1/60 с, могут приводить к «сдергиванию» кадра (камера обычно предупреждает об этом специальной пиктограммой).

Так что съемка с рук на телеобъектив (да еще и в условиях недостаточного освещения) становится настоящей головной болью для фотографа, и спасает его лишь штатив который не всегда удобно иметь при себе.

Закономерно, что производители фототехники искали пути решения этой проблемы, и в 1994 году фирмой Canon была представлена соответствующая технология, получившая название Image Stabilizer (IS).

Принцип ее достаточно прост. В объективе имеется подвижный по вертикальной и горизонтальной осям стабилизирующий элемент, который в зависимости от своего положения искривляет путь света. Кроме того, в объектив встроены специальные сенсоры, устроенные по принципу гироскопов. Их задача заключается в том, чтобы определить вектор смещения объектива относительно снимаемого объекта. Эти данные поступают в микропроцессор и анализируются. Собственно коррекция изображения происходит при помощи стабилизирующих линз, закрепленных в шасси с электромагнитным управлением.

Таким образом, микропроцессор, передавая управляющие сигналы на электромагнитное шасси стабилизирующих линз, может преломить лучи таким образом, чтобы они фокусировались в определенной точке оптической матрицы – невзирая на сдвиг изображения в плоскости (Рис. 33).

Рис. 33

Схема работы оптической стабилизации

В результате, при условии умеренных колебаний, проекция всегда остается неподвижной относительно пленки (матрицы), что и обеспечивает картинке необходимую четкость. Правда, ценой характеристик объектива: наличие дополнительного оптического элемента отрицательно сказывается, прежде всего, на светосиле.

Тем не менее, технология оптической стабилизации прекрасно зарекомендовала себя в целом ряде объективов разных фирм. Более того, если еще недавно она была сравнительно дорогой возможностью, присущей лишь профессиональным объективам, то сейчас ее можно встретить даже во вполне бюджетных цифровых камерах со встроенной оптикой.

Аналоги системы IS (Canon):

­ VR (Nikon);

­ OS (Sigma);

­ Super Steady Shot (Sony);

­ Mega O.I.S (Panasonic).

 

Долгое время оптическая стабилизация была единственной технологией по борьбе с «шевеленкой». Однако компания Konica Minolta предложила весьма изящную альтернативу.

Эта технология стабилизации, получившая незатейливое название Anti-Shake, основана на совершенно другом принципе: ускользающую картинку «ловит» не оптический элемент внутри объектива, а матрица самого аппарата, закрепленная на подвижной платформе (Рис. 34).

 

Рис. 34

Система стабилизации Anti-Shake

 

Главный плюс такого подхода – его независимость от объектива и, соответственно, работоспособность стабилизации с абсолютно любой оптикой. Это не слишком критично для камер с несменными объективами, однако имеет огромное значение для зеркальных камер.

Второе, и отнюдь не маловажное преимущество – стабилизация со сдвигом матрицы, в отличие от оптической, не вносит никаких искажений в картинку и никак не влияет на светосилу объектива.

Третий плюс технологии заключается в том, что объективы становятся дешевле и проще, а значит надежнее.

В то же время, с увеличением фокусного расстояния объектива эффективность Anti-Shake снижается – на длинных фокусах матрице приходится совершать слишком быстрые перемещения со слишком большой амплитудой, и она просто перестает успевать за «ускользающей» проекцией. Так что в «дальнобойных» телеобъективах оптическая стабилизация, вероятно, все же сохранит свои позиции.

Аналоги Anti-Shake (Konica Minolta):

­ Anti Shake DSP (Casio);

­ Shake Reduction (Pentax).

В любом случае, какая бы технология стабилизации ни использовалась в камере (или в объективе), ее наличие является несомненным преимуществом. В целом ряде случаев стабилизация бывает крайне полезна, позволяя увеличить выдержку на 2-3 ступени и спокойно снимать с рук в таких условиях освещения и на таких фокусных расстояниях, где владельцу камеры без стабилизатора однозначно понадобился бы штатив.

Кроме того, иногда стабилизация позволяет избежать принудительного увеличения чувствительности матрицы, приводящего к росту уровня шумов.

Датчик ориентации

Многие камеры имеют так называемый датчик положения или ориентации. Суть его работы проста: в момент съемки датчик определяет, в каком положении находится камера – в обычном или в портретном (повернута на 90 градусов).

Если зафиксировано портретное положение, то после спуска затвора возможно два варианта (в зависимости от производителя аппарата). Либо JPEG-файл записывается «как есть», но в его EXIF-заголовке делается специальная пометка о «портретности», либо необходимый поворот на 90 градусов выполняется процессором камеры, и кадр сразу пишется, «как надо». Очевидно, второй вариант несколько предпочтительнее, но поскольку практически большинство программ для просмотра и обработки изображений «понимают» EXIF, первый вариант также имеет право на существование.

Датчик ориентации значительно экономит время фотографа, полностью избавляя его от рутинных операций по повороту портретных фотографий на 90 градусов. Так что наличие этой функции в аппарате является небольшим, но все же заметным плюсом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.01 с.)