Основные параметры фотовспышек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные параметры фотовспышек



 

Энергия вспышки

Максимальная энергия импульса – одна из самых главных характеристик фотовспышки. Чем больше энергия, тем больше света может дать вспышка. Максимальную энергию вспышки всегда достаточно легко подсчитать, поскольку она определяется только емкостью накопительного конденсатора и напряжением на нем. Однако эта величина, практически никогда не используется (к ней обращаются разве что только фотографы-профессионалы, работающие со студийными вспышками).

Дело в том, что для расчетов экспозиции при съемке со вспышкой важна не величина энергии вспышки, а результат ее действия – освещенность объекта съемки в результате вспышки. Ну а рассчитать освещенность объекта съемки исходя из энергии вспышки не так просто.

В эту формулу кроме энергии вспышки входят еще много самых разных величин – и расстояние до объекта съемки, и светоотдача импульсной лампы, и параметры отражателя и рассеивателя, направляющих свет вспышки. В итоге получается сложная формула, которой оперировать при репортажной съемке весьма неудобно, да и классифицировать вспышки по их основному параметру – «дальнобойности» такая формула возможности не дает. Однако выход был найден благодаря особой характеристике вспышки – «ведущее число».

Ведущее число вспышки (GN - Guide Number)

Максимальное расстояние (в метрах или футах), на котором вспышка может осветить объект для правильной экспозиции, при диафрагме f/1 и пленке ISO100.

Общая формула связывающая ведущее число с диафрагмой и расстоянием:

расстояние = GN / диафрагменное число, для пленки ISO100. При съемке на другую пленку, полученное расстояние надо умножить на корень квадратный из чувствительности вашей пленки деленной на 100 (1.41 для ISO 200, 2 для ISO 400, и т.д.)

Как известно, если размеры источника света (вспышки) значительно меньше расстояния до объекта съемки, то освещенность обратно пропорциональна квадрату расстояния до источника света. То есть из двух объектов, расположенных по отношению к источнику света один вдвое дальше другого, ближний будет освещен в четыре раза сильнее. Соответственно для сохранения постоянным количества света, падающего на пленку в фотоаппарате при съемке каждого из этих объектов, диафрагма объектива должна будет отличаться на две ступени. Если, к примеру, для правильной экспозиции одного объекта, расположенного на расстоянии 1 метра от источника света (вспышки), оптимальное значение диафрагмы будет 5,6, то для расположенного вдвое дальше диафрагму придется открыть до значения 2,8.

И вот тут обнаруживается довольно удобная закономерность: если перемножить значения расстояния до объекта съемки и соответствующего одному уровню экспозиции диафрагменного числа объектива, то эта величина будет иметь постоянное значение – в нашем примере 5,6 метра (5,6 х 1 метр или 2,8 х 2 метра). Выведенная таким образом величина весьма часто используется в фотографии, где ее принято называть «ведущим числом» вспышки.

Для определения необходимой диафрагмы, которую нужно установить на объективе, достаточно ведущее число вспышки разделить на расстояние до объекта съемки и (для удобства) округлить до ближайшего стандартного диафрагменного числа.

Поскольку для более чувствительных пленок количество света, необходимое для создания нормальной экспозиции, будет меньше, следовательно, объектив при съемке нужно будет диафрагмировать больше на столько ступеней, во сколько раз отличается чувствительность примененной пленки от ISO 100.

Воспользовавшись данными предыдущего примера, можно подсчитать, что для тех же световых условий, при которых для пленки чувствительностью ISO 100 нормальное изображение получалось при диафрагме 5,6, при использовании пленки с чувствительностью ISO 400 диафрагму нужно будет закрыть еще на два деления – до 11. Соответственно и значение ведущего числа этой же вспышки для пленки ISO 400 возрастет вдвое – до значения 11.

То есть уменьшение (увеличение) чувствительности пленки в два раза приводит к уменьшению (увеличению) ведущего числа вспышки примерно в 1,5 раза (точнее в 1,41 раза – квадратный корень из двух).

Обычно принято обозначать ведущее число вспышки. Однако могут встречаться и другие маркировки, например, в США и некоторых других странах, где метрическими мерами не пользуются, ведущее число принято выражать в футах (соответственно его значение становится примерно в 3 раза больше ведущего числа в метрах).

В случае зумированной вспышки ее ведущее число всегда фигурирует в названии (или в рекламе) в максимальном значении, то есть при минимальном угле освещения и наиболее эффективном режиме срабатывания. Естественно, при увеличении угла рассеивания света ведущее число падает, при переходе в режим высокоскоростной синхронизации FP/HSS тоже падает (в несколько раз).

Ведущее число вспышки может также снижаться благодаря другим факторам – например из-за недостаточно продолжительных перерывов между вспышками, из-за загрязнения (помутнения) стекла рассеивателя и т.д.

Впрочем, «дальнобойность» вспышки наиболее остро востребована при использовании длиннофокусной оптики. Ведь при съемке объектов на большом расстоянии применяется чаще всего именно длиннофокусная оптика, отличающаяся к тому же еще и заметно меньшей светосилой, чем нормальная или широкоугольная.

Поэтому зумированные вспышки, даже обладая меньшей максимальной энергией, чем их незумированные аналоги, все же более удобны и более универсальны. К примеру, при сравнении вспышек Minolta Program 2500 (D) и 3600HS (D) оказывается, что формально более мощная (исходя из маркировки) 3600HS (D) на самом деле имеет меньшую энергию, так как ее ведущее число в положении зум-рефлектора «28 мм» составляет всего 22, в то время как у 2500 (D) при таких же условиях ведущее число выше – 25.

Однако при съемке 35-мм объективом эти вспышки сравниваются по эффективности, а при использовании длиннофокусной оптики (85 мм и более) эффективность более мощной вспышки 3600HS (D) уже очевидна – ведущее число 36 против 25.

 

Угол рассеивания света

Поскольку фотографические объективы имеют вполне определенный угол зрения, то при съемке этими объективами с применением вспышки угол рассеивания света должен совпадать с углом зрения объектива, то есть светить во все стороны – не лучший вариант, поскольку в этом случае основная часть энергии вспышки будет израсходована впустую.

Гораздо эффективнее вести «снайперский огонь», а именно – освещать объект съемки только в пределах поля зрения объектива. Для этого нужно собрать весь свет от вспышки в концентрированный пучок, угол расхождения которого точно бы соответствовал углу зрения используемого объектива. Впрочем, надо обращать внимание на один важный момент. Если вспышка освещает меньшую площадь, чем «видит» объектив, то по краям (в первую очередь по углам) фотографии появятся неприятные затемнения (виньетирование).

Подобные эффекты нередко мы видим на фотографиях, сделанных дешевыми «мыльницами». Так что тут приходится идти на компромисс – выбирать угол рассеивания света вспышки достаточно большим, чтобы не возникало проблем с затемнением углов кадра при съемке самым широкоугольным из наиболее часто используемых объективов. Однако угол не должен быть слишком широким, чтобы ведущее число вспышки было как можно больше.

Поэтому производители при разработке вспышек с жестко расположенным рефлектором обычно выбирают оптимальный угол рассеивания, соответствующий углу зрения объектива 35 мм (Canon Speedlite 480EG) или 28 мм (Minolta Program Flash 2500 (D)).

У некоторых вспышек рассеиватель сделан подвижным (например, Sigma EF-500 Super), благодаря чему появляется возможность ручной (автоматической) подстройки угла рассеивания света, а значит и оптимизации ведущего числа.

К примеру, при пользовании длиннофокусным объективом можно сдвинуть рассеиватель в положение «теле», значительно повысив ведущее число («дальнобойность») вспышки в сравнении с положением, соответствующим углу зрения широкоугольного объектива. Однако при репортажной съемке зум-объективом достаточно неудобно каждый раз при изменении фокусного расстояния объектива передвигать рассеиватель вспышки в соответствующее положение.

Ошибка, сделанная в спешке, может стоить дорого – световой пучок, концентрированный более чем необходимо, осветит только центральную часть кадра, а края останутся темными. Поэтому, чтобы избавить себя от этой заботы, приходится жертвовать ведущим числом, устанавливая зум-головку вспышки в широкоугольное положение, гарантированно покрывающее поле зрения объектива.

 

Автозуммирование вспышки

В системах автофокусных зеркальных фотоаппаратов, благодаря способности объектива и камеры сообщать вспышке текущее фокусное расстояние объектива, появилась возможность автоматически согласовывать угол рассеивания света вспышки с углом зрения объектива.

Для этого во вспышку встроен электропривод, изменяющий расстояние между рассеивателем и отражателем и, соответственно, автоматически меняющий угол рассеивания света вспышки в зависимости от фокусного расстояния объектива, установленного на камере.

 

Рис. 36

Механизм автозуммирования

В современных вспышках рассеиватель укреплен неподвижно в корпусе, а моторный привод передвигает отражатель вспышки вместе с укрепленной на нем лампой-вспышкой. Такая конструкция позволила создать не только надежные, мощные и достаточно компактные вспышки, но и решить вопрос максимально экономного расходования энергии батарей.

Большинство современных вспышек без каких-либо дополнительных насадок позволяют использовать как широкоугольную оптику с фокусным расстоянием от 24 мм, так и длиннофокусные объективы с фокусным расстоянием 85-105 мм и более, имея в любом случае максимально сфокусированный мощный световой пучок.

К примеру, ведущее число вспышки Minolta Program Flash 5600HS (D) при использовании объектива 24 мм составляет 30 (в метрах для пленки ISO 100), а при фокусном расстоянии объектива 85 мм и более увеличивается почти вдвое – до 56. При этом зумирование головки вспышки происходит практически бесступенчато.

 

Синхронизация с фотоаппаратом

Срабатывание вспышки происходит практически мгновенно. Максимальная продолжительность импульса света редко превышает 1/500 долю секунды, а чаще всего происходит даже быстрее – вплоть до 1/10 000 доли секунды. Поэтому очень важно, чтобы вспышка произошла точно в тот момент, когда затвор аппарата будет открыт полностью.

Фокальный (шторно-щелевой) затвор, которым обычно оснащаются зеркальные фотоаппараты, работает на совершенно другом принципе — одна шторка открывает кадровое окно, а вторая его закрывает.

Синхроконтакт шторного затвора срабатывает либо после того, как открывающая шторка полностью открыла кадр, либо перед тем, как начинает движение вторая, закрывающая шторка.

Выдержка, при которой вторая шторка начинает свое движение сразу после того, как первая полностью открыла кадровое окно, обычно называется «выдержкой синхронизации» (или х-синхронизация).

На более длинных выдержках шторный затвор открывается полностью, что не создает проблем при пользовании вспышкой. А вот короткие выдержки в шторно-щелевом затворе образуются за счет того, что вторая (закрывающая) шторка начинает свое движение еще до того, как первая дойдет до края кадрового окна.

Соответственно при срабатывании синхроконтакта на коротких выдержках вспышка проэкспонирует не весь кадр, а только его часть, попавшую в щель между первой и второй шторками. Поэтому (если не применять некоторые технические ухищрения, о которых речь пойдет ниже) использовать вспышку можно только при выдержках более длинных, чем выдержка х-синхронизации.

Для затворов современных зеркальных фотокамер кратчайшая выдержка полного открытия кадрового окна равняется: 1/200 секунды (Canon EOS 350D), 1/250 секунды (Canon EOS 30D, Canon EOS 5D), 1/500 секунды (Nikon D70s, Nikon D200).

 

Синхронизация на сверхкоротких выдержках

Идея синхронизации на сверхкоротких выдержках, реализованная уже на подавляющем большинстве зеркальных фотоаппаратов под названиями HSS (High Speed Sync.) и FP (Focal Plane sync.).

Принцип работы заключается в том, что вспышка излучает не один мощный импульс света, а генерирует в течение всего времени работы затвора множество маломощных импульсов с очень высокой частотой следования, которые практически сливаются в один продолжительный импульс света.

Такой принцип синхронизации позволил «отодвинуть» границу использования вспышки до выдержек порядка 1/8000 секунды, давая возможность использовать, например, портретную светосильную оптику на открытых диафрагмах даже при ярком солнце.

Недостатки работы вспышки на сверхкоротких выдержках: в первую очередь это значительное уменьшение ведущего числа вспышки при переходе в режим сверхскоростной синхронизации. Мало того, ведущее число вспышки в таком режиме дополнительно уменьшается пропорционально выдержке (ведь с уменьшением ширины щели затвора на коротких выдержках количество света от вспышки, попадающего на пленку, становится тем меньше, чем уже щель).

Поскольку работа в режиме высокоскоростной синхронизации требует изменения управления, как вспышкой, так и аппаратом, воспользоваться этим режимом можно лишь в том случае, когда и аппарат, и вспышка поддерживают его.

 

 

Синхронизация по второй шторке затвора

Обычно синхроконтакт в фотоаппарате работает так, что запускающий импульс вспышка получает тогда, когда затвор фотоаппарата откроется полностью. Однако некоторые современные фотоаппараты могут допускать изменение настройки типа синхронизации на так называемую синхронизацию по второй шторке затвора (обычно обозначаемой как «rear»), то есть режима, при котором запуск вспышки происходит перед тем, как вторая, закрывающая, шторка затвора начнет свое движение.

Синхронизация по второй шторке (или замедленная синхронизация). Этот режим предназначен для лучшего изображения движущихся объектов в темноте, а принцип его работы проще всего проиллюстрировать примером.

Предположим, что мы снимаем автомобиль, который движется по темной улице слева направо с включенными фарами и габаритными огнями. Для того, чтобы лучше проработать темный фон, применим длительную выдержку (например, 1,5 с), разрешим использование вспышки и, как только машина появится в кадре, нажмем на спусковую кнопку. Что же получилось? Вспышка сработала в момент открытия затвора («по первой шторке»), ее короткий импульс (доли секунды) ярко осветил наш автомобиль, но после этого экспозиция продолжилась, и, поскольку машина также продолжала движение, в правую часть кадра попал «шлейф» от ее включенных осветительных приборов.

Таким образом, мы получили композицию с хорошо освещенным автомобилем в левой части кадра и его «световым следом» - в правой. При просмотре такого снимка складывается впечатление, что машина двигалась задним ходом, что выглядит неестественно, да и не соответствует действительности.

Поэтому для съемки подобных сюжетов удобна синхронизация по «второй шторке», когда вспышка срабатывает не при открытии затвора, а непосредственно перед его закрытием (т.е. не в начале, а в конце экспозиции). В нашем примере замедленная синхронизация приводит к тому, что «шлейф» остается в левой части кадра, а проработанная машина оказывается в правой. Такой снимок выглядит достовернее, поэтому если вы планируете много снимать в темноте со вспышкой, функция синхронизации по «второй шторке» будет нелишней.

Режимы работы вспышки

 

Ручной режим

Самые простые и недорогие вспышки не имеют совсем никакого управления. При срабатывании синхроконтакта такие вспышки переводят в световой импульс всю энергию, запасенную в конденсаторе.

Для правильного экспонирования пленки при использовании такой вспышки приходится для каждого сюжета устанавливать соответствующее значение диафрагмы. Диафрагменное число рассчитывается, исходя из расстояния до объекта съемки и ведущего числа вспышки. Естественно, использование вспышки в таком режиме получается не слишком оперативным.

Мощная вспышка не позволит фотографировать на относительно близком расстоянии и при использовании высокочувствительной фотопленки. А удобная при такой съемке вспышка с небольшой энергией будет слишком слабой для съемки на длинных дистанциях или при работе с пленками небольшой чувствительности.

Более универсальной вспышку сделать можно при помощи переключаемой максимальной энергии. Однако все остальные недостатки использования в оперативной съемке неавтоматизированных вспышек при этом остаются.

В настоящее время наиболее удачное применение вспышек с ручным управлением энергии импульса – это студийная съемка, где освещенность, создаваемая каждой из вспышек, определяется фотографом с учетом художественного замысла и контролируется при помощи флэшметра.

Также неавтоматические вспышки успешно применяются в недорогих компактных камерах. В этом случае владельцу аппарата для получения фотографий приемлемого качества достаточно только нажимать на кнопку спуска, не делая никаких настроек или регулировок. Ведь основная часть сюжетов с использованием вспышки снимается на расстоянии 2—3 метра, а в камеру заряжается любительская негативная пленка, «прощающая» даже значительные отклонения от нормальной экспозиции.

 

Автоматический режим

С развитием электроники электронные вспышки «обзавелись» встроенной автоматикой, позволившей значительно упростить процесс съемки со вспышкой, и сделав его столь же удобным, как и съемка при постоянном свете.

Конструктивно автоматика состоит из силового элемента, управляющего разрядом вспышки, и специальной схемы контроля, использующей датчик, расположенный на передней панели корпуса вспышки.

Этот датчик, будучи активированным, при запуске вспышки, накапливает свет, отраженный от объекта съемки. Когда такая автоматика рассчитает, что количество отразившегося от объекта съемки света достаточным для нормальной экспозиции, она прерывает разряд в лампе-вспышке. При этом на аппарате при съемке расположенных на различном расстоянии объектов не нужно постоянно изменять диафрагму. Требуется лишь установить кольцо диафрагмы на какое-то определенное значение (в соответствии с выбранной программой), а уж автоматика сама позаботится о необходимом для нормальной экспозиции количестве света.

Прерывание разряда у недорогих автоматических вспышек производится «добиванием» неиспользованной энергии конденсатора в специальном разряднике, подключаемом параллельно импульсной лампе. Такая автоматика отличается весьма высоким энергопотреблением (как у неавтоматических вспышек).

В более дорогих вспышках применяется управление принципиально другого типа, отключающее вспышку от накопительного конденсатора при помощи реле, включенного последовательно между импульсной лампой и накопительным конденсатором. При таком управлении неиспользованная энергия сохраняется для дальнейшей работы, что позволяет увеличить «скорострельность» вспышек, заодно значительно увеличивая ресурс элементов питания. Большинство современных автоматических фотовспышек обладают управлением именно такого, энергосберегающего, типа.

Все цепи схемы автоматики собираются внутри корпуса вспышки, поэтому такая автоматическая вспышка работает полностью автономно и может быть использована на любом аппарате.

Вспышки со встроенной автономной автоматикой удобны для использования на камерах, не поддерживающих TTL-замер или более совершенные режимы управления вспышкой.

 

TTL-замер

Автоматические вспышки имеют некоторые принципиальные недостатки. Поскольку датчик автоматики установлен на корпусе вспышки и имеет фиксированный угол зрения (обычно примерно 25-40 градусов), то такая система может давать погрешности при работе с широкоугольными и длиннофокусными объективами.

Автоматика с внешним датчиком не учитывает влияния надетых на объектив светофильтров и насадок, изменения светосилы объектива при съемке в крупном масштабе и т.д. Для решения этих вопросов проще всего, оказалось, перенести приемник автоматики в фотоаппарат, чтобы производить измерение света, прошедшего через объектив и падающего непосредственно на пленку. Система с таким расположением датчика называется TTL-замером («through the lens» – через объектив) или точнее – TTL-OTF («of the film» – от поверхности пленки).

TTL-замер автоматически решает сразу все проблемы, связанные с учетом влияния на экспозицию насадок, светофильтров, угла зрения объектива и его светосилы, поскольку оценивается количество света, проходящего непосредственно через объектив.

В большинстве систем TTL-управления вспышкой в аппарате также располагается электронная схема управления, определяющая момент отключения вспышки, а в корпусе вспышки остается только силовая электроника.

Интегрирование TTL-замера для вспышки в конструкцию аппарата позволяет существенно упростить работу с навесной вспышкой, сделать ее максимально безошибочной и даже реализовать полностью автоматический программный режим при работе со вспышкой. Такой тип замера используется в подавляющем большинстве зеркальных фотоаппаратов.

У классического TTL-замера также есть весьма серьезный недостаток:

­ на точность замера оказывает влияние отражающая способность поверхности пленки. К примеру, поверхность черно-белых пленок по сравнению с цветными заметно светлее, а следовательно, приводит к недоэкспонированию пленки. На другом «полюсе» можно привести в пример пленку Polaroid для мгновенного получения слайдов, имеющую практически черную поверхность. Впрочем, таких «проблемных» пленок немного, а для большинства современных пленок коэффициент отражения заключен в достаточно узких пределах.

 

Матричный TTL-замер

Благодаря особенности распространения света от точечного источника, при съемке со вспышкой в качестве основного источника света сюжетно важный передний план освещается гораздо более интенсивно, чем план задний. Наверняка вам знакомы эти типичные особенности «вспышечных» кадров – светлые, буквально выбеленные лица и фигуры на черном фоне.

Датчик TTL-замера большинства фотоаппаратов обладает центрально взвешенной характеристикой восприятия. Поэтому метод вычисления правильной экспозиции на таких контрастных кадрах усреднением общего количества света по всей площади кадра часто неточен.

Ведущие производители усовершенствовали TTL-замер для вспышки такими же методами, как и для замера постоянного света. В ходе этого процесса единственный датчик вспышечного TTL-замера, имеющий центрально взвешенную характеристику, уступил место более сложной конструкции, состоящей из 3—5 датчиков.

Такой датчик обеспечивает возможность многозонного замера света, позволяющего получить более детальные данные о распределении света по площади кадра и, естественно, более точно отмерить энергию импульса света, необходимого для правильного экспонирования объекта съемки.

Такой многозонный TTL-замер света вспышки используется и в современных фотокамерах в том случае, когда из-за применения недостаточно совместимых объективов или вспышек не могут быть реализованы более продвинутые алгоритмы управления вспышкой.

 

Матричный замер с предварительной вспышкой: E-TTL

Следующий шаг в совершенствовании системы управления вспышкой – это использование предварительной вспышки, оцениваемой матрицей многозонного экспозамера (той же, которая используется и для определения экспозиции по естественному свету).

Количество датчиков в матрице многозонного замера значительно больше (от 14 зон у Minolta Dynax 7 до 35 зон у Canon EOS 30), а их расположение оптимально согласуется с расположением сенсоров фокусировки аппаратов, позволяя учитывать при обработке результатов замера и результаты работы системы автофокуса.

Примером такого подхода к управлению вспышкой может служить система E-TTL (Evaluative through the lens), применяемая в линейке аппаратов Canon EOS. Для определения необходимого уровня энергии импульса основной вспышки используется предварительная вспышка, которая излучается сразу после нажатия кнопки срабатывания затвора, но еще до подъема зеркала. Отразившийся от объекта свет предварительной вспышки в системе E-TTL воспринимается многозонной матрицей оценочного замера.

Поскольку эта же матрица используется и для замера естественного света, то сравнение результатов предварительной вспышки с уровнем постоянного освещения оказывается простым и корректным процессом.

На основании этих данных рассчитывается оптимальный импульс для главного объекта съемки, идентифицировать который помогает система автофокусировки.

Соответственно даже в случае попадания в кадр обширных поверхностей с высокой или низкой отражающей способностью последние оказывают минимально влияние на точность экспонирования главного объекта съемки.

Кроме повышения точности экспонирования такая система позволяет сохранить более естественный баланс уровня освещенности между передним планом и фоном при работе в режиме заполняющей вспышки.

Аналогичным образом функционируют системы Preflash-TTL (Minolta) и P-TTL (Pentax).

 

3D Multi-Sensor Balanced Fill-Flash

Фирма Nikon, совершенствуя свои аппараты, реализовала несколько другой вариант повышения точности управления вспышками, построенный на учете расстояния до объекта съемки и использовании отдельного многозонного датчика, оценивающего серию предвспышек.

Эта система получила название 3D Multi-Sensor Balanced Fill-Flash (пространственная мультисенсорная сбалансированная заполняющая вспышка).

В отличие от системы E-TTL, серия тестирующих предварительных вспышек (monitor preflashes в терминологии Nikon) излучается сразу после подъема зеркала, но еще до срабатывания затвора.

Свет тестирующих предварительных вспышек, отраженный от объекта съемки, прошедший через объектив и отраженный от шторок затвора, воспринимает специальный многозонный сенсор в камере. По результатам замеров тестирующих предвспышек многозонным датчиком и информации до главного объекта съемки, передаваемой в камеру объективами Nikkor D- и G-типа (с другими объективами Nikkor эта система не работает), на основании этих данных процессор фотокамеры рассчитывает величину основного импульса вспышки.

Также возможна реализация подобного режима и без серии предвспышек.

 

ADI-TTL

На пути дальнейшего повышения точности экспонирования со вспышкой логичной идеей стало объединение обоих подходов, реализованных в системах 3D и E-TTL – одновременное использование предвспышки, матрицы замера с большим количеством датчиков и информации о расстоянии до главного объекта съемки, передаваемой встроенным в объектив дальномером.

Примером может служить система ADI-TTL (Advanced Distance Integration – учет расстояния до объекта) с предвспышкой, используемая на аппаратах Konica-Minolta серии Dynax.

Камера рассчитывает необходимую энергию импульса вспышки в соответствии с расстоянием до объекта съемки, уровнем естественного света и результатом оценки отражающей способности объекта съемки и фона.

В системе ADI измерение интенсивности естественного света и оценка результатов предварительной вспышки (излучаемой после нажатия на кнопку вспышки, но перед поднятием зеркала) производятся одной и той же 14-зонной матрицей сотового экспозамера, как и в системе E-TTL, поэтому сравнение естественного и вспышечного света производится максимально корректно.

Параллельно производится расчет необходимой энергии импульса, исходя из ведущего числа вспышки и расстояния до объекта съемки (как в системе 3D).

В итоге компьютер сопоставляет результаты обоих ветвей расчета, идентифицирует сюжет (дополнительно используя данные системы автофокусировки и датчик положения аппарата) и определяет необходимый вклад света вспышки.

Избыточное количество информации об объекте съемки позволяет такой комбинированной системе безошибочно определить энергию вспышки, достаточную для правильного экспонирования даже в случаях, когда в кадре имеются обширные отражения от блестящих поверхностей или явный контровой свет.

На таком же принципе построены и другие новейшие системы управления вспышками – E-TTL II у Canon и i-TTL у Nikon.

 

Совместимость вспышки и фотокамеры

Под совместимостью имеется в виду возможность совместной работы вспышки и фотокамеры в соответствующих автоматических режимах без возникновения каких-либо проблем.

При использовании на аппарате вспышки со встроенной автоматикой (или полностью ручной вспышки) каких-либо явных проблем совместимости практически никогда не возникает. Ведь эти системы по существу независимы, а связь с аппаратом минимальна – синхроконтакт аппарата лишь запускает вспышку в момент полного открытия затвора.

TTL-управление вспышкой уже требует расширенного информационного обмена между аппаратом (где находится датчик вспышечного TTL-замера и обслуживающие его электронные схемы) и самой вспышкой.

Фирмы-производители фотоаппаратов никогда не старались стандартизировать друг с другом ни расположение на «горячем башмаке» дополнительных информационных контактов, необходимых для управления вспышкой, ни алгоритмы и сигналы этого управления. Поэтому для реализации возможности TTL-управления вспышкой каждому аппарату требуется своя (так называемая «согласованная») вспышка, то есть имеющая соответствующий набор функций и интерфейс управления.

Согласованные вспышки изготовляются как производителями фотоаппаратуры, так и «независимыми» производителями, например Sigma.

 

Полезные функции вспышки

 

Подсветка системы AF

Системы пассивной автофокусировки зеркальных фотокамер работают в достаточно широком диапазоне освещенности объекта съемки, (например диапазон чувствительности фокусировки камеры Canon EOS 20D: EV -0,5 – 18 (ISO 100).

Однако при низком уровне освещенности и уменьшении светосилы используемого объектива система автофокусировки становится гораздо менее «цепкой» и быстрой, с большим трудом наводя объектив на резкость. А если еще и контраст объекта съемки оказывается совсем невысоким, то система автофокусировки может не работать и при достаточно высокой освещенности и светосильной оптике.

Для того чтобы избежать таких неприятных последствий, практически все навесные системные вспышки оснащены расположенным на передней панели специальным светодиодным прожектором подсветки системы автофокусировки.

Такой прожектор включается по команде аппарата и проецирует на объекте съемки довольно яркие и четкие полоски красного цвета (т.е. создает искусственный контраст). По этим полоскам система автофокусировки с легкостью наводит объектив на резкость не только в полной темноте, но и в других условиях, когда контраст объекта съемки невелик (например, при контровом свете) или даже когда контраст практически отсутствует.

Съемка в отраженном свете

Лобовой свет от вспышки имеет весьма неприятную, но столь же характерную особенность: он практически не образует теней, выявляющих фактуру и форму объекта съемки. Зато особенно при съемке вертикальных кадров, когда вспышка располагается сбоку от аппарата, могут образовываться довольно некрасивые тени, тянущиеся от объекта съемки к фону.

Впрочем, от появления неприятных теней при вертикальном кадре можно застраховаться, располагая вспышку при съемке всегда над объективом. Сделать это можно при помощи, например, подсоединения вспышки к аппарату посредством специального кабеля либо при помощи дистанционного беспроводного режима управления вынесенной вспышкой. Тогда получившиеся тени будут уходить вниз, что в большинстве случаев выглядит вполне естественно.

Все же остальные недостатки вспышки «в лоб» никуда не денутся – лобовой свет все так же будет скрадывать объем и форму предмета съемки, а фон (особенно удаленный) будет значительно темнее, чем передний план. И такое распределение света не может быть исправлено экспокоррекцией.

Однако при съемке в помещениях можно воспользоваться отраженным от потолка светом («bounce flash»). Этот метод дает возможность получать снимки с мягким и приятным световым рисунком, отлично выявляющим форму и объем всех предметов, попадающих в кадр, как на переднем, так и на заднем плане, причем последний в этом случае уже будет освещен вполне естественно. Использовать отраженный от потолка или от стены свет можно, если вспышка достаточно мощная, а ее осветитель может отклоняться в вертикальном направлении (при съемке горизонтальных кадров) и в горизонтальном направлении (для вертикальных кадров).

Дистанционное беспроводное управление

В этом режиме аппарат управляет без проводов одной или несколькими вынесенными вспышками посредством специальных кодированных сигналов, излучаемых в видимом диапазоне руководящей вспышкой или в инфракрасном диапазон – специальным контроллером, установленными на аппарате. Главное условие, необходимое для работы таких систем – расположение ведомых вспышек на небольшом расстоянии (до нескольких метров) и обеспечение прямой видимости между вспышкой и контроллером.

Системы дистанционного беспроводного управления вынесенными вспышками могут одновременно использовать две или три группы вынесенных вспышек, каждая из которых вносит свою определенную долю в создание освещенности кадра.

Режимы дистанционного беспроводного управления вспышками, разработанные разными производителями, достаточно сильно различаются как по методам реализации и возможностям, так и по необходимому для этого оборудованию.

Моделирующий свет

В режиме дистанционного беспроводного TTL-управления вынесенными вспышками весьма полезна функция моделирующего света, имеющаяся на некоторых системных вспышках. В режиме моделирующего света вспышка испускает короткие маломощные импульсы света, следующие один за другим с большой частотой.

Такой свет позволяет проконтролировать еще до съемки направление и форму теней и бликов, которые потом будут на снимке.

Ручной режим с делением энергии

В этом режиме ни камера, ни сама вспышка не занимаются автоматическим определением необходимой энергии вспышки. Энергия вспышки задается фотографом вручную.

Недорогие любительские вспышки могут не иметь ручного режима контроля энергии, а профессиональные приборы позволяют равномерно регулировать энергию вспышки от полного разряда до весьма малой части шагами от 1 до 1/3 ступени.

Ручное управление энергией вспышки удобно тогда, когда есть время и возможность подсчитать необходимую для точного экспонирования пленки энергию вспышки, исходя из диафрагмы, чувствительности пленки и расстояния от вспышки до объекта съемки. При этом вспышки могут помочь фотографу установить необходимую диафрагму или мощность импульса вспышки, самостоятельно вычисляя и индицируя на ЖК-дисплее оптимальное расстояние до объекта съемки.

Потребность в ручном режиме чаще всего может возникнуть при съемке объекта, на котором автоматика может ошибиться.

Стробоскопический режим

Режим, когда вместо одного импульса вспышка излучает несколько импульсов с точно отмеренной энергией и следующих друг за другом через точно отмеренные промежутки времени.

Такой режим часто используется в научной и технической фотографии для запечатления на одной фотографии нескольких следующих друг за другом фаз движения (например, бег спортсмена).

«Медленная» синхронизация

В аппаратах Canon серии EOS медленная синхронизация может быть включена при установке селектора программ на режим Av, в аппаратах Nikon – при выборе типа синхронизации «slow» или «rear», а в аппаратах Minolta – при нажатии и удержании во время экспонирования кадра кнопки «AEL/slow sync».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.112 с.)