Практика регулирования внешнеторговых связей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика регулирования внешнеторговых связей



 

Поступательное развитие внешнеторговых контактов тесно связано с меро­приятиями государства по регулированию экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики. С позиций теории сравнительных издержек представляется более рациональным осуществление свободной торговли, не ог­раничиваемой какими-либо протекционистскими барьерами.

Поэтому сторонники свободной торговли обычно отмечают способность не регулируемого государством рынка обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов международного разделения труда и повысить на этой основе уровень жизни населения стран-участниц. Приверженцы протекционистских мер, со своей стороны, обычно указывают на их необходимость для защиты интересов молодой национальной промышленности, обеспечения занятости населения, его высокого жизненного уровня и т. д.

На практике внешнеторговая политика государств отличается известным раз­нообразием. сочетая в себе элементы протекционизма и либерализации.

Так, на протяжении трех столетий (конец XV-XVIII вв.) наиболее популяр­ной экономической доктриной и основой хозяйственной политики буржуазных стран оставался меркантилизм. Считая, что общественное богатство заключается в деньгах (драгоценных металлах), меркантилисты рассматривали внешнюю тор­говлю как важнейший источник их поступления для стран, не добывающих дра­гоценные металлы.

Для превышения поступления золота из-за границы над его оттоком из стра­ны допускалось использование жестких протекционистских мер по стимулиро­ванию экспорта (реэкспорта), сдерживанию импорта путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на куплю-продажу определенных видов товаров и т. д. Выгода от внешней торговли связывалась с получением го­сударством, проводящим протекционистскую политику, преимуществ за счет других стран.

Тем не менее активная протекционистская политика отдельных стран неиз­бежно вызывала аналогичную реакцию зарубежных контрагентов, что вело к свертыванию внешней торговли. Поэтому интенсивное развитие внешнеэконо­мической деятельности в условиях промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII в. сначала в виде научной теории, а в XIX в. как официальной экономической по­литики Англии принципа «свободной торговли» (фритредерства). Обосновани­ем фритредерства стала теория сравнительных издержек, разработанная А. Сми­том и Д. Рикардо.

Экономическое лидерство Великобритании в конце XVIII - середине XIX вв. сделало ненужным использование протекционистских мер защиты ее нацио­нальной экономики. В то же время повышение внешнеторговой активности Ан­глии стало действенным средством завоевания новых рынков сбыта для англий­ской промышленности.

Напротив, в экономически менее развитых странах (Германия, США) обре­ла популярность идеология протекционизма.

Следует иметь в виду, что экономическая мысль и хозяйственная практика XIX - середины XX вв. развивались в остром противоборстве принципов свобод­ной торговли и протекционизма. При доминировании в целом фритредерских взглядов в отдельные периоды наблюдались оживление и эволюционное разви­тие протекционистских доктрин. Факторами, обусловившими возрождение про­текционизма в его крайних формах - теориях хозяйственной автаркии, стали кризис 1929-1933 гг., а также первая и вторая мировые войны.

Понятно, что в этих условиях высокая степень вовлечения страны в мирохо­зяйственные связи стала рассматриваться некоторыми представителями науки и практики как фактор, усиливающий кризисные явления и в целом тормозящий национальное развитие.

Но в период после второй мировой войны произошло окончательное закреп­ление в качестве основного фритредерского направления, что, в частности, на­шло свое выражение в появлении теории «открытой экономики» и отсутствии ак­тивных защитников идеи протекционистского развития. В современной научной литературе приоритет отдается подходу, рассматривающему национальное хо­зяйство в качестве «открытой экономики», причем активно ориентируемой в своем развитии на мировой рынок.

Тем не менее это не означает необходимость полного отказа от регулирова­ния международных экономических отношений в интересах национального раз­вития. Совокупность мер, используемых государством или группой государств в данной сфере, и представляет собой его (их) внешнеторговую политику.

Современная система протекционистских мер, направленная на создание на­циональным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления.

В числе наиболее весомых следует назвать такие меры, как:

1) таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающее использова­ние покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, реже, выво­за из нее определенных видов продукции. Для облегчения национальным произво­дителям конкуренции с иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие — при импорте сырья и материалов;

2) нетарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых или косвенных (непрямых) ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и администра­тивных методов.

Некоторое распространение в современной практике межгосударственного об­мена получили контингентирование и лицензирование внешнеэкономических опе­раций, а также введение государственной монополии на некоторые виды указанных операций. Контингентирование связано с установлением определенной квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике контингента обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их националь­ного производства. Понятно, что при исчерпании количества или суммы контин­гента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается.

Лицензирование же, в свою очередь, предполагает необходимость получения организацией разрешения (лицензии) правительственных органов на осуществ­ление внешнеэкономической операции. Подобная система дает возможность го­сударству контролировать внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для достижения различных экономических и политических це­лей. Отметим, что в некоторых случаях лицензионная система выступает разно­видностью таможенного обложения, применяемого страной для получения до­полнительных таможенных доходов.

Как известно, к методам прямых ограничений может быть также отнесено использование государственной монополии как исключительного права государ­ственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической деятельности.

Косвенные ограничения, в отличие от прямых, непосредственно не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьше­нием ее объема. Вместе с тем они зачастую оказываются не менее эффективным средством протекционистской защиты национальных производителей, чем та­моженное обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений зани­мают национальная налоговая система и национальные стандарты. Несоблюде­ние стандартов страны может служить поводом к запрету ввода импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответственно налоговая си­стема большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать пре­имущества для покупателей и пользователей национальной продукции (система регистрационных сборов и т. д.). Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.

Кроме того, могут использоваться также другие формы косвенных ограниче­ний - закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет приобретения государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т. д.

Существенную роль в системе протекционистских мер играют и средства го­сударственного стимулирования экспорта. В современных условиях сформирова­лась и активно действует система многообразных финансовых льгот, предоставля­емых национальным экспортерам для повышения их конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынке. К ним можно отнести, во-первых, прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных переводчиков и т. д.; во-вторых, выдачу на льготных условиях экспортных кредитов, государственное стра­хование и предоставление гарантий при осуществлении внешнеэкономических операций со странами с нестабильным политическим режимом, налоговых льгот и т. п. Следует также отметить, что государство берет на себя значительную часть расходов по обучению кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, за­щите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а так­же обеспечению необходимых политических условий их деятельности на внеш­нем рынке.

При характеристике направлений и инструментов внешнеэкономической политики следует учитывать постоянное изменение их роли в регулировании международных экономических отношений.

Так, в послевоенный период происходило относительное снижение роли та­рифных барьеров. Прежде всего оно было связано с формированием рыночных экономических группировок типа «общий рынок», в рамках которых происходи­ло устранение или значительное уменьшение внутренних таможенных барьеров, сокращение количественных ограничений и выработка единой таможенной по­литики в отношении третьих стран.

Многостороннее регулирование международной торговли, прежде всего в плане снижения таможенных барьеров, осуществлялось в послевоенный период в первую очередь по линии Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и его преемника — Всемирной торговой организации (ВТО).

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) как крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы ми­ровой торговли, была создана в Женеве в 1947 году. Это было время, когда США, укрепив свою экономику после второй мировой войны, выступили за создание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность по­ступательного развития мирового товарооборота.

Поэтому на основе американских предложений был разработан проект уста­ва Международной торговой организации (МТО), центральная задача которой заключалась в том, чтобы обеспечить регулирование мировой торговли и посте­пенно либерализовать ее.Но Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был рати­фицирован странами-участницами; вместо него в действие вступило многосто­роннее соглашение об основных нормах таможенной политики (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), созданное на основе несколько скорректи­рованных американских предложений, оно проводило в качестве главной идеи свободу торговли, т. е. равенство всех участвующих сторон. Эта идея конкрети­зировалась в нескольких положениях.

Первое и важнейшее положение, принявшее форму «режима наибольшего благоприятствования», представляет собой тезис о необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешней торговли. Это цент­ральное положение формулируется как обязательство стран-участниц устанав­ливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стороне. Этот декларируемый те­зис, однако, допускает исключения в случаях создания специальных экономиче­ских (интеграционных) группировок.

Такие исключения предоставлялись в момент создания ГАТТ странам-коло­ниям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. В настоящее время, однако, основная масса исключений из этого положения приходится на интегра­ционные группировки: Европейский Союз, Европейскую Ассоциацию свобод­ной торговли, латиноамериканские, североамериканские и другие региональные интеграционные группировки, а также ассоциированные с ними страны. Особо оговорено предоставление развивающимся странам права пользоваться префе­ренциальным таможенным режимом на односторонней основе, то есть без вза­имного снижения пошлин на товары, импортируемые из развитых стран.

Следующий (второй) основополагающий принцип касается признания пра­вомочности применения средств внешнеторгового регулирования. ГАТТ призна­ет пошлины в качестве единственного приемлемого средства. Все остальные формы и методы применяться не должны, а в тех случаях, когда их применение и осуществляется, это должно носить временный характер и обосновываться ис­ключительными обстоятельствами. При этом ГАТТ не рекомендует странам-уча­стницам использовать квоты, а также экспортные или импортные лицензии. (Однако в тексте ГАТТ содержится перечень исключений, когда введение коли­чественных ограничений становится приемлемым и возможным.)

Основное значение в деятельности ГАТТ имела задача сокращения таможен­ных пошлин в 1945--1947 гг. Средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40-60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70-90%. Постоянная активная работа по снижению таможенных барь­еров позволила сократить их величину до 3-5% к концу 80-х годов.

Негативным является отношение ГАТТ к таким мерам госрегулирования, как стимулирование производства с помощью налоговых льгот, программ регио­нального развития и помощи и т. д. Эти меры не допускаются к использованию в тех случаях, когда это ведет к дискриминации стран-участниц соглашения.

Третий важнейший аспект деятельности ГАТТ касается принципов принятия решений и действий. Это - отказ от односторонних действий в пользу перегово­ров и консультаций.

Страны-участницы берут на себя обязательство не осуществлять односторон­ние действия, связанные с ограничением свободы торговли; все решения прини­маются только в рамках взаимных торговых переговоров.

Текущая деятельность ГАТТ состояла в проведении многосторонних встреч-ра­ундов, во время которых обсуждаются внесенные на повестку дня вопросы, связан­ные с регулированием внешней торговли стран-участниц. Всего с момента созда­ния и по настоящее время в рамках ГАТТ было проведено восемь таких раундов. Нижеприведенные данные показывают время и место проведения раундов, а также перечень обсуждавшихся на этих переговорах проблем [см. схему].

Всемирная торговая организация, преемница ГАТТ, начала свою деятельность с января 1995 г. В середине декабря 1996 г. в Сингапуре состоялась ее первая Ми­нистерская конференция, которая является высшим органом этой влиятельной международной организации. Проведенный форум подвел итог двухлетней дея­тельности организации и определил приоритетные пути ее развития на ближай­шую и среднесрочную перспективу, включая решение проблем, связанных с вы­полнением ранее достигнутых соглашений.

 

На конференции были затронуты новые области деятельности ВТО, которые пока не входят в сферу ее компетенции, а также намечены стратегические на­правления эволюции всей системы мировой торговли.

На современном этапе ВТО призвана регулировать экономические взаимоот­ношения стран-участниц на основе пакета соглашений так называемого Уруг­вайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений.

Центральная задача ВТО - либерализация мировой торговли путем последова­тельного сокращения уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохране­ние окружающей среды.

Страны-члены ВТО принимают на себя обязательство выполнять 18 соглаше­ний и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему:

- Многосторонние соглашения по торговле товарами;

- Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности;

- Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;

- Механизм обзора торговой политики;

- Многосторонние соглашения с ограниченным участием, то есть обязатель­ные только для присоединившихся членов ВТО: по торговле гражданской авиатех­никой, правительственным закупкам, молочным продуктам и по говядине.

На современном этапе полноправными участниками ВТО являются 134 стра­ны, причем подавляющее большинство из них имеют статус страны-учредителя.

После того, как парламенты Панамы и Болгарии ратифицируют пакеты обяза­тельств в ВТО, они должны оформить свое членство. Еще ряд государств, участво­вавших в Уругвайском раунде, могут стать членами организации после ратифика­ции итоговых соглашений раунда. В настоящее время примерно 40 государств и организаций имеют в ВТО статус наблюдателя. Из них более двух десятков стран (включая Россию, Китай, Тайвань, Саудовскую Аравию, большинство государств СНГ, страны Балтии) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. При этом одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является при­ведение их национального законодательства в соответствие с положениями паке­та соглашений Уругвайского раунда (с их последующей ратификацией законода­тельным органом данной присоединяющейся страны).

 

ПРИМЕЧАНИЕ

В ходе подготовки данного раздела использовалась следующая литература:

 

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. — М., 1996. - 196 с.

2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономическиеотношения: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М., 1996. - 160 с.

3. Гладков И.С., Царев С.П. Мировое хозяйство: цифры и факты: Учебное пособие. — М., 1995.-75 с.

4. Дэниеле Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции: Пер. с англ. - М., 1994. - 784 с.

5. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч. Ч. 1. Международная микроэкономи­ка: движение товаров и факторов производства: Учебное пособие для вузов. - М., 1997. -416 с.

6. Международные экономические отношения: В 2 т. / Под общей ред. Р.И. Хасбула­това. - М., 1991.

7. Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина.- М., 1997. - 384с.

8. Азия и Африка сегодня. - 1996. - № 12. - С. 37-39.

9. Вопросы экономики. - 1997. - № 5. - С. 149-158; № 12. - С. 94-106.

10. Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - № 9. - С. 5-19;

№ 11.-С. 94-102; 1996.-№ 11. - С. 65-77; № 12. - С. 88-99; 1997.-№3.-С. 19-33; № 9. - С. 62-73; № 10. - С. 56-67; № 11. - С. 68-79; № 12. - С. 72-84.

11; ЭКО. - 1999.-№ 3. - С. 28-32.

12. European Economies / A Comparative Study // Ed. by Frans Somers. - Groningen Business School, Hanse Polytechnic, Groningen, 1991. - 287 pp.

 

Таблица 4 Источники:

 

[ 9, 1997, № 5, с. 150-151; № 12, с. 94-106.]

[2 с. 67: «OECD Economic Outlook», № 57, June 1995, p. A4.

«Smith Barney Research. International Datapack», September 1994.]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.170 (0.032 с.)