Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-техническая революция↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(НТР), коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Началась с сер. 20 в. Резко ускоряет научно-технический прогресс; оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. Возникла под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством. КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio – понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля слово концепция трактуется как «понятие, образ понятия, способ понимания, соображения и выводы». В более позднем «словаре» под ред. Ушакова под этим словом понимается замысел, теоретическое построение, то или иное понимание чего-либо. ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma – пример, образец), в философии, социологии – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию. КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА Сторонники ЕНК считают, что именно естествознание с его точными методами исследования должно стать образцом, которому должны подражать гуманитарные науки. Наиболее радикальные – позитивисты – считают идеалом науки математическую физику, а методом построения любого научного знания – аксиоматико-дедуктивный способ математики. Сторонники ГК считают, что такой взгляд не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного исследования и поэтому является явно утопическим и мало продуктивным. Наиболее радикальные – антипозитивисты – вовсе отказываются признать общность и единство между гуманитарным и естественнонаучным познанием. С появлением таких методов исследования как системный подход, концепции самоорганизации и эволюции и др. прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями существенно ослабла. Системный подход ориентирует исследователя на целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и тем самым предостерегает его от односторонности, неполноты и ограниченности результатов. Эволюционный взгляд на явления, события и процессы помогает понять их роль в общем процессе развития. Самоорганизация раскрывает некоторые внутренние механизмы эволюции. МЕТОД (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод – способ построения и обоснования системы философского знания. НАУЧНЫЙ МЕТОД Представляет воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует 1) о взаимосвязи и единстве этих наук и 2) об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ Как философские категории, пространство – форма сосуществования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время – форма и последовательные смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени – длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства – протяженность, единство прерывности и непрерывности. ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ фундаментальный физический закон, согласно которому любой процесс протекает одинаково в изолированной материальной системе, находящейся в состоянии покоя, и в такой же системе в состоянии равномерного прямолинейного движения. Состояния движения или покоя определяются по отношению к произвольно выбранной инерциальной системе отсчета. Принцип относительности лежит в основе специальной теории относительности Эйнштейна. СИММЕТРИЯ (от греч. symmetria – соразмерность), в широком смысле – инвариантность (неизменность) структуры, свойств, формы материального объекта относительно его преобразований (т. е. изменений ряда физических условий). Симметрия лежит в основе законов сохранения. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ законы, согласно которым численные значения некоторых физических величин не изменяются с течением времени при различных процессах. Важнейшие законы сохранения – законы сохранения энергии, импульса, момента количества движения, электрического заряда. Кроме этих строгих законов сохранения существуют приближенные законы сохранения, которые справедливы лишь для определенного круга процессов; напр., сохранение четности нарушается лишь слабыми взаимодействиями. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. БЛИЗКОДЕЙСТВИЕ представление, согласно которому взаимодействие между удаленными друг от друга телами осуществляется с помощью промежуточных звеньев (или среды), передающих взаимодействие от точки к точке с конечной скоростью. ДАЛЬНОДЕЙСТВИЕ (действие на расстоянии), представление, согласно которому действие тел друг на друга передается мгновенно через пустоту на сколь угодно большие расстояния. Открытие электро-магнитного поля показало, что концепция дальнодействия неверна (60-80-е гг. 19 в.). ПРИНЦИП СУПЕРПОЗИЦИИ 1) в классической физике: результирующий эффект от нескольких независимых воздействий; представляет собой сумму эффектов, вызываемых каждым воздействием в отдельности. Справедлив для систем или полей, описываемых линейными уравнениями; важен в механике, теории колебаний и волн, теории физических полей. 2) В квантовой механике принцип суперпозиции относится к волновым функциям: если физическая система может находиться в состояниях, описываемых двумя (или несколькими) волновыми функциями, то она может также находиться в состоянии, описываемом любой линейной комбинацией этих функций (принцип суперпозиции состояний). ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ фундаментальное положение квантовой теории, утверждающее, что характеризующие физическую систему т. н. дополнительные физические величины (напр., координата и импульс) не могут одновременно принимать точные значения; отражает двойственную, корпускулярно-волновую природу частиц материи (электронов, протонов и т. д.). Неточности при одновременном определении дополнительных величин связаны соотношением неопределенностей, которое для неточностей и в определении координаты х и проекции на нее импульса P имеет вид: , где – Планка постоянная. Соотношение неопределенностей для энергии E и времени t: ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ сформулирован Н. Бором, согласно данному принципу при экспериментальном исследовании микрообъекта могут быть получены точные данные либо о его энергиях и импульсах, либо о поведении в пространстве и времени. Эти две взаимоисключающие картины: энергетически-импульсная и пространственно-временная, получаемые при взаимодействии микрообъекта с соответствующими измерительными приборами, «дополняют» друг друга. Принцип дополнительности сыграл важную роль при формировании квантовой механики. ЭНТРОПИЯ (от греч. entropia — поворот, превращение) (обычно обозначается S), функция состояния термодинамической системы, изменение которой dS в равновесном процессе равно отношению количества теплоты dQ, сообщенного системе или отведенного от нее, к термодинамической температуре Т системы. Неравновесные процессы в изолированной системе сопровождаются ростом энтропии, они приближают систему к состоянию равновесия, в котором S максимальна. Понятие «энтропия» введено в 1865 Р. Клаузиусом. Статистическая физика рассматривает энтропию как меру вероятности пребывания системы в данном состоянии (Больцмана принцип). Понятием энтропии широко пользуются в физике, химии, биологии и теории информации. МУДРОСТЬ Высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активности. Исторические модели мудреца: созерцатель, учитель, преобразователь. Мудрость включает в себя: активность мифа + эмоциональность и многовариантность художественного образа + точность научного, рассудочного знания + антиномичность разума.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (очная форма обучения)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В учебном процессе используется система тестирования знаний студентов. Тестирование проводится на 8-ой и 16-ой неделях семестра. На 10-ой неделе проводится межсессионная аттестация текущих знаний студентов. На 18-ой неделе проводится итоговая аттестация в форме ЭКЗАМЕНА.
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КСЕ».
1. Предмет изучения в естествознании. 2. Научный метод. 3. Основные особенности социально-гуманитарного знания по сравнению с естествознанием. 4. Содержание терминов «концепция», «парадигма». 5. Механическая картина мира и её суть. 6. Термины: классическая и неклассическая наука, классическая и неклассическая стратегия познания (пояснить). 7. Структурные формы материи. 8. Концептуальные уровни химии. 9. Отличительные признаки живого. 10. Связь между естествознанием и практической деятельностью человека 11. Понятия «наблюдение», «эксперимент», их смыл и содержание. 12. Измерение. Типы измерений. 13. Взаимосвязь теории и эксперимента. 14. Модель, моделирование. 15. Фундаментальные модели (пример). 16. Концепции моделирования объектов и моделирование состояния. 17. Закономерности динамического типа. 18. Детерминизм в классическом и широком смыслах 19. Однородность и изотопность пространства, однородность времени. Законы сохранения. 20. Симметрия. Теорема Нетер. 21. Методологическая роль закона сохранения энергии. 22. Особенности моделирования объектов химии. 23. Специфика моделирования в биологии. 24. Гипотеза Планка о квантах. 25. Концепция корпускулярно-волнового дуализма. 26. Соотношение неопределенностей Гейзенберга и принципа дополнительности Бора. 27. Развитие квантовых представлений и смена эпох в естествознании. (Их связь). 28. Роль квантовой физики в развитии современной цивилизации. 29. Феноменологическая теория. 30. Детерминированный хаос. 31. Неклассический подход в исследовании живой природы. 32. Эволюционнонная концепции. 33. Принцип глобального эволюционизма. 34. Современные теории эволюции Вселенной. 35. Основные этапы эволюции Солнечной системы. 36. Основные этапы эволюции Земли. 37. Основные принципы биологической эволюции. 38. Мутация и её роль в эволюционном процессе. 39. Принцип необратимости эволюции. 40. Человек как особый уровень организации живой материи. 41. Биологическая эволюции предчеловека и современного человека. 42. Суть проблемы антропогенеза. 43. Особенности строения и функционирования мозга человека. 44. Феноменологическая теория. 45. Энтропия и использование её в формулировании второго начала термодинамики. 46. Направленность времени. 47. Детерминированный хаос. 48. Целостность отображения материи в неклассической физике. 49. Энергия активации химической реакции. Эффект катализа. 50. Неклассический подход в исследовании живой природы. 51. Основные структурные формы живой и неживой материи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КСЕ» 1.История естествознания. 2.Панорама современного естествознания, тенденции развития. 3.Путь к единой культуре. 4.Принципы относительности в физике. 5.Необратимость в физике. 6.Структурные уровни организации материи. 7.Порядок и беспорядок(хаос) в природе. 8.Принцип симметрии в физике. 9.Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. 10.Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. 11.Близкодействие и дальнодействие. 12.Принцип суперпозиции в физике. 13.Состояние системы в термодинамике. 14.Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике. 15.Динамические и статистические закономерности в природе. 16.Принцип возрастания энтропии. 17.Химические процессы. 18.Реационная способность веществ. 19.Особенности биологической организации материи. 20.Принципы развития живых систем. 21.Принципы универсального эволюционизма. 22.Генетика и эволюция. 23.Способы воспроизводства живых систем. 24.Биосфера и космические циклы. 25.Самоорганизация в живой и неживой природе. 26.Физиология и здоровье человека. 27.Человеческие эмоции. 28.Работоспособность и творчество человека. 29.Биоэтика. 30.Ноосфера.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КСЕ»
1.Определение, виды и функции концепций современного естествознания. 2.Основные методы естественных наук. 3.Проблема метода в естественнонаучной и гуманитарной культурах. 4.Основные функции естественнонаучных и гуманитарных знаний: объяснение, понимание, предвидение. 5.Современное понятие пространства. 6.Современное понятии времени. 7.Взаимосвязьпространства и времени. 8.Эквивалентность инерционной и гравитационной массы. 9.Эквивалентность гравитации и движения с ускорением. 10.Мегамир. 11.Макромир и микромир. 12.Вещество и физический вакуум. 13.Поле. Превращение вещества в поле. 14.Корпускулярно-волновая концепция света. 15.Законы сохранения импульса и момента импульса. 16.Закон сохранения энергии. 17.Законы сохранения зарядов. 18.Электромагнитные взаимодействия. 19.Гравитационные, сильные и слабые взаимодействия. 20.Основные виды элементарных частиц. 21.Понятие системы в термодинамике и в квантовой механике. 22.Химические элементы. 23.Химические соединения. 24.Химические реакции. 25.Уровни организации живой материи. 26.Химический состав клетки. 27.Этапы химической эволюции. 28.Этапы биологической эволюции. 29.Хромосомная теория наследственности. 30.Генетический код и изменчивость. 31.Способы размножения. 32.Митоз как форма дробления зиготы. 33.Закон единообразия гибридов первого поколения. 34.Классификация организмов. 35.Межвидовые взаимодействия. 36.Синтетическая теория эволюции. 37.Биологические факторы жизнедеятельности человека. 38.Взаимодействие человека и биосферы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КСЕ» 1. Что является предметом изучения в естествознании? 2. В чем состоит так называемая проблема двух культур? 3. Что такое научный метод? 4. Какие характерные черты и компоненты научного метода? 5. Какие основные особенности социально-гуманитарного знания по сравнению с естествознанием? 6. Каковы проявления процесса конвергенции естествознания и социально-гуманитарного знания? 7. Какую эпоху и почему можно связать с рождением науки? 8. Пояснить содержание терминов «концепция», «парадигма». 9. Как складывалась научная картина мира? 10. В чем суть механической картины мира? 11. Поясните содержание терминов: классическая и неклассическая наука, классическая и неклассическая стратегия познания. 12. Какие структурные формы материи вы знаете? 13. Охарактеризуйте взаимосвязь естественных наук со структурными формами материи. 14. Какие науки относятся к фундаментальным, почему? 15. Охарактеризуйте концептуальные уровни химии. 16. Опишите отличительные признаки живого. 17. В какой связи находятся естествознание и практическая деятельность человека? 18. Какие глобальные проблемы человеческой цивилизации вы знаете? 19. Раскройте содержание понятий «наблюдение», «эксперимент». 20. Что называют измерением? Какие могут быть типы измерений? 21. В чем суть экстраполяции как математической процедуры и как методологического приема, используемого в науке и практике? 22. Охарактеризовать взаимосвязь теории и эксперимента. 23. Что такое модель, моделирование? 24. Поясните понятие терминов «Математическое моделирование», «Компьютерное моделирование», «вычислительный эксперимент». 25. Что такое фундаментальные модели? (Пример). 26. В какой связи находится естественнонаучная картина мира и концепция моделирования? 27. Охарактеризовать концепции моделирования объектов и моделирование состояния. 28. Что такое закономерности динамического типа? 29. Что такое детерминизм в классическом и широком смыслах? 30. Что означают однородность и изотопность пространства, однородность времени? Какие законы сохранения связаны с этими симметриями? 31. Что такое симметрия? В чем суть теоремы Нетер? 32. В чем состоит методологическая роль закона сохранения энергии? 33. В чем состоят особенности моделирования объектов химии? 34. Основные этапы развития понятия «химический элемент». 35. Каковы особенности структурной концепции молекулы? 36. В чем специфика моделирования в биологии? 37. В чем заключается гипотеза Планка о квантах? 38. Что такое фотон, чему равны энергия и импульс фотона? 39. В чем суть концепции корпускулярно-волнового дуализма? 40. В чем суть соотношения неопределенностей Гейзенберга и принципа дополнительности Бора? 41. Какие разделы называют квантовой физикой, квантовой механикой? 42. В чем смысл концепции неконтролируемого воздействия окружения? 43. В чем особенность поведения микрочастицы? 44. В чем заключается туннельный эффект? 45. Что такое квантовые числа? Что такое спин микрочастицы? 46. Как связаны развитие квантовых представлений и смена эпох в естествознании? 47. Термины «античастица», «аннигиляция» - что это такое? 48. Какие виды фундаментального взаимодействия вы знаете? 49. Что является важнейшим свойством полупроводников? 50. Что такое наноэлектроника? 51. Что такое лазер? На каком физическом явлении основано действие лазера? 52. Какова роль квантовой физики в развитии современной цивилизации? 53. В чем состоит суть микроописания явлений? 54. Что такое феноменологическая теория? 55. Пояснить понятие «градиента» и понятие «явление переноса». 56. Что такое энтропия и как это понятие использовано в формулировании второго начала термодинамики? 57. С какими процессами связана направленность времени? 58. Что такое детерминированный хаос? 59. В чем проявляется целостность отображения материи в неклассической физике? 60. Что такое энергия активации химической реакции? 61. В чем состоит эффект катализа? 62. В чем проявляется неклассический подход в исследовании живой природы? 63. Основные структурные формы живой и неживой материи, известные в настоящее время. 64. В чем суть эволюционной концепции? 65. В чем заключается принцип глобального эволюционизма? 66. Что такое бифуркация? 67. В чем суть понятия «стрела времени»? 68. Какие современные теории описывают эволюцию Вселенной? 69. Почему во Вселенной не наблюдается в значительной мере антивещество? 70. Как образовывались во Вселенной тяжелые элементы? 71. В чем значение мировых констант? 72. Как изменяется химический состав планет в Солнечной системе при переходе от внутренних планет к внешним? 73. Основные этапы эволюции Солнечной системы. 74. Каковы механизмы самоорганизации материи, приведшие к возникновению нашей планеты? 75. Основные этапы эволюции Земли. 76. Строение Земли. 77. Какова роль тропосферы, стратосферы и ионосферы в жизнедеятельности человека? 78. С чем связаны гелиологическая и геологическая стрелы времени? 79. Какие научные факты обосновываю эволюционность живого? 80. В чем состояла гипотеза Опарина? 81. В чем суть концепций голобиоза и генобиоза? 82. Что такое генная инженерия? 83. Основные принципы биологической эволюции. 84. Что такое мутация и её роль в эволюционном процессе? 85. В чем состоит принцип необратимости эволюции? 86. В чем различие понятий «Индивид» и «Личность»? Что позволяет выделять человека в особый уровень организации живой материи? 87. Когда появился Хомо Сапиенс? Что можно сказать о биологической эволюции предчеловека и современного человека? 88. В чем суть проблемы антропогенеза? 89. Каковы особенности строения и функционирования мозга человека? 90. Основные проявления эволюции биосферы: место человека в этой эволюции. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «КСЕ»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.011 с.) |