Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зав. кафедрой О. А. Тарабрин

Поиск

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Начальник учебно - методического Проректор по учебной работе

управления

«__»____________2006г. «__»_______________2006г.

____________А. А. Макаров _____________В. И. Дровянников

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

 

Для студентов специальности 080507

 

«Менеджмент организации»

 

Разработана в соответствии с требованиями государственного

образовательного стандарта высшего профессионального образования

специальности 080507 - «Менеджмент организации»

(очная форма обучения).

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Математика и информационные технологии» 14 июня 2006 года

(протокол № 10).

 

Заведующий кафедрой ___________________________ О. А. Тарабрин

 

Рабочая программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 061100 "Менеджмент организации» № 234эк/сп от 17.03.2000 г.

Составитель: Седнев Олег Геннадьевич, к.т.н., доцент

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № 1 от " 24 " сентября 2006 г.

Зав. кафедрой О. А. Тарабрин

 

Цель и задачи курса

Рост информации рождает проблему: учеба - это не период жизни, она сопровождает человека всю жизнь. Отсюда - необходимость широкого, базового, концептуального образования. Естествознание - часть единой общечеловеческой культуры и естественнонаучные знания должны стать достоянием любого образованного человека.

В период пересмотра и ломки ценностных ориентаций в России волна мракобесия, мистики, шаманства захлестнула сферу общественного сознания и mass media. Противостоять этой тенденции может только научный стиль мышления.

Отсюда вытекает цель курса естествознания для экономистов.

Цели и задачи, которые ставил перед собой автор:
--- сформировать в мировоззрении студентов гуманитарных факультетов достаточно целостную естественнонаучную картину окружающего Мира и показать место в ней человека;
--- показать не противоречивость, а взаимную необходимость рационального (естественнонаучного) и образного (гуманитарного) отражения окружающего Мира;
--- дать необходимые конкретные знания о строении и развитии Мира неживой и живой природы и их взаимной обусловленности;
--- преодолеть психологический барьер гуманитариев перед естественнонаучным знанием.

При разработке курса автор исходил из идеи, что гуманитарное знание есть логическое продолжение естественно-научных сведений об окружающем мире. Естественные науки дают фундаментальные знания о структуре окружающего мира и месте в нем человека. Представления об этом фундаменте не только обогащают гуманитарное образование, они формируют мировоззрение, дают важную временную привязку, знакомят с методами естественных наук, особенностями естественнонаучной практики и стиля мышления. В ряде случаев эти знания необходимы для профессиональных потребностей гуманитариев.

Поэтому необходимо начинать преподавание на гуманитарных факультетах с 'Начала' природы и показать ее эволюцию вплоть до возникновения человека, общества с его атрибутами, составляющими предмет гуманитарных наук.

В курсе особое внимание уделяется выяснению характера законов природы, раскрытию содержания основных категорий естествознания (пространство, время, материя, движение, энергия, жизнь, информация, эволюция) и подчеркивается исторический характер развития естественнонаучных знаний.

Красной нитью в курсе проводится идея организованности окружающего мира (от космических структур до конкретного места жизни человека). Становление и эволюция окружающего мира рассмотрены как развитие и совершенствование форм организации материи. Рассмотрена деятельность человека в организованном мире и ее последствия.

В курсе доминирует мировоззренческий аспект. Математические выражения используются в основном для усиления этого аспекта.

Одна из задач курса - дать студентам-гуманитариям необходимый минимум предметного знания в области естественных наук. Курс по необходимости носит интегративный характер, но отнюдь не представляет из себя мозаику независимых сведений из астрономии, физики, биологии и т.д. Он пронизан общей идеей, общим стержнем. Прежде всего он основан на идеях В.И.Вернадского о трех периодах развития планеты Земля: космическом, геологическом и историческом. При таком подходе концепции современного естествознания органически преломляются через предметное знание отдельных естественных наук, составляя в целом основу теории и истории Земли.

Такой подход определяет и структуру курса, который состоит из трех частей:

1. Строение Мира. Космический этап в истории Земли.

2. 'О природе вещей'.

3. Роль живого в истории Земли.

Первые два раздела в рамках изложенной концепции интегрируют основные сведения из астрономии, физики и химии. Третий раздел привлекает современные сведения из геологии, географии, биологии. Особое внимание в нем уделяется человеку: происхождению, структуре вида и взаимоотношению с окружающим Миром. Заключительные параграфы посвящены проблемам, которые возникают у человека в связи с резкой интенсификацией собственной деятельности.

В качестве методического приема при чтении курса широко применяется методика проблемного обучения. Она сочетается с выраженным историческим подходом как в плане истории науки так и в смысле естественной истории планеты Земля.

 

ПРОГРАММА КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Единство Мира и его отражение в естественных науках. Два синтеза Космоса: физический и натуралистический. Соотношение между объективным и историческим характером естественнонаучных законов. Границы справедливости действия законов Природы, принцип дополнительности. Революции в естествознании и смена научных картин Мира как ключевые этапы развития естествознания.


ЧАСТЬ 1. СИСТЕМА МИРА. КОСМИЧЕСКИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ ЗЕМЛИ.

Глава 1. Научная картина Мира и ее творцы.

1.1. Системы Мира античных философов.

Философы Греции о происхождении и устройстве Мира (от Гесиода до Аристарха). Измерение Земли и Неба (Эратосфен, Гиппарх). Система мира Птолемея. Эволюция представлений о пространстве, времени и материи. Теология и космология.

1.2. Эпоха титанов.

Геоцентрическая система мира Коперника. Бруно, Галилей, Кеплер. Стационарная Вселенная Ньютона.

1.3. Открытие Галактики.

Измерение масштаба Солнечной системы. Крушение 'хрустальной' сферы звезд (измерение расстояний до звезд). Открытие нашей Галактики. Открытие мира галактик.

Глава 2. Космос.

2.1. Структурная иерархия материального мира.

Космический 'зверинец'. 'Кирпичики' мироздания (кварки, частицы). Поля, взаимодействия. Структурно-масштабная лестница. Однородность и неоднородность в распределении вещества во Вселенной (скопления, галактические спирали, ячеистая структура, однородность в больших масштабах).

2.2. Геометрия и механика Космоса.

Определение расстояний и масс космических объектов. Радиолокация Луны и планет. Тригонометрический параллакс. Цефеиды. Красное смещение. Третий закон Кеплера. Массы Солнца и планет. Массы звезд в двойных системах. Массы галактик.

2.3. Галактика.

Строение Галактики: центр, спиральная структура, области звездообразования. Вращение Галактики. 'Пояс жизни'. Проблема скрытой массы в галактиках.


2.4. Звезды и межзвездная среда.

Что такое звезда? Источники энергии звезд. Термоядерные реакции в звездах и проблема происхождения химических элементов. Распространеность химических элементов во Вселенной. Межзвездные облака и газовые туманности. Сложные органические молекулы в межзвездных облаках.

2.5. 'Алгебра и гармония' Солнечной системы.

Две группы планет. Поверхности планет. Физические условия на поверхности и в недрах планет. Химический состав планет и планетных атмосфер. Спутники планет. Кольца планет. Малые тела солнечной системы. Поиски жизни на планетах.

2.6. Солнце и Земля.

Солнце как звезда. Солнечная постоянная. Солнечно-земные связи. Земля как планета (основные характеристики). Космические ритмы Земли (галактический год, солнечный год, лунный месяц, приливы, день и ночь). 'Земное эхо солнечных бурь': солнечная активность и ее влияние на биосферу Земли (гелиобиология). Астероидная опасность и глобальные катастрофы на Земле.

Глава 3. Происхождение и эволюция Мира.

3.1. Происхождение и эволюция Вселенной.

Парадоксы стационарной Вселенной. Основные положения теории относительности Эйнштейна. Нестационарная Вселенная Фридмана. Закон Хаббла. Горячая Вселенная Гамова. Реликтовое излучение Вселенной. Большой Взрыв. Сценарий эволюции ранней Вселенной. Проблема изотропии. Инфляционная модель Вселенной. Пенная Вселенная. Будущее Вселенной.

3.2. Происхождение и эволюция галактик и звезд.

Гравитационная неустойчивость. Протогалактика. Волны звездообразования в галактиках. Понятие о поколениях звезд (звезды первого поколения, образование звезд в диске Галактики). Комплексы звездообразования в Галактике. Протозвезды. Сценарий эволюции звезды (вспышка сверхновой, черная дыра, нейтронная звезда, белый карлик).

3.3. Планетная космогония (происхождение планет Солнечной системы).

Закономерности Солнечной системы. Возраст Солнца, Земли и Луны. Эволюция взглядов на происхождение Солнечной системы. Сценарий образования планет Солнечной системы (современные представления).


3.4. Жизнь во Вселенной.

Проблема происхождения жизни с точки зрения астрономии. Поиски жизни во Вселеной (проблемы и первые результаты). Проблема поиска внеземных цивилизаций. Проблема связи с внеземными цивилизациями. Антропный принцип.


ЧАСТЬ 2. 'О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ'

Глава 4. Строение материи.

4.1. Многообразие форм материи.

Единство Мира. Вещество и поле, их взаимные переходы. Энергия и ее виды. Великие законы сохранения. Формула Эйнштейна. Дефект массы.

4.2. Природа микромира.

Корпускулярно-волновая природа микрообъектов. Фотоэффект, эффект Комптона, световое давление, дифракция электронов. Уравнение де Бройля. Вероятность и неопределенность - квантовомеханический взгляд на природу микробъектов. Фотоны, кванты знергии. Уравнение Шредингера, волновая функция. Соотношение неопределенностей.

4.3. Строение атомов.

Протонно-нейтронная модель атомных ядер. Проблемы их устойчивости. Естественная и искусственная радиоактивность. Атомное оружие и энергетика. Радиоэкология.

4.4. Электронные оболочки атомов.

Квантовые числа. Атомные спектры. Принцип Паули. Схема уровней энергии и квантовые переходы электрона в атоме. Электронные орбитали.

4.5. Периодическая система Д.И.Менделеева.

Последовательность энергетических состояний электронных уровней. Правило Гунда. s-, p-, d- и f--элементы. Периоды, группы и подгруппы, закономерное изменение свойств элементов.

4.6. Природа сил химической связи.

Роль валентных электронов при образовании молекул. Энергия ионизации. Сродство к электрону. Электроотрицательность. Ковалентная, ионная и металлическая связи.

4.7. Агрегатные состояния вещества.

Межчастичные взаимодействия. Конкурирующие тенденции: упорядочение - разупорядочение и притяжение - отталкивание. Модельные представления о строении кристаллов, жидкостей и газов.

Глава 5. Процессы в веществе (термодинамика, молекулярные модели и кинетика).

5.1. Термодинамический метод рассмотрения систем и процессов.

Закон сохранения и превращения энергии. Сущность термодинамического метода. Феноменологический подход. Система и окружающая среда. Уравнения состояния. Начала термодинамики.

5.2. 1-е начало термодинамики.

Термический эквивалент работы. Теплота и работа. Обратимость (квазистатичность) процессов. Функции состояния. Интенсивные и экстенсивные величины. Балансы энергии.

5.3. 2-е начало термодинамики. Энтропия.

Ограниченность 1-го начала. Формулировки 2-го начала. Равенство- неравенство Клаузиуса. Энтропия. Направление самопроизвольных процессов и условие равновесия в изолированных системах.

5.4. 3-е начало термодинамики.

Постулат Планка. Абсолютное значение энтропии. Принцип недостижимости абсолютного нуля температур.

5.5. Статистическая природа 2-го начала термодинамики.

Энтропия и термодинамическая вероятность. Макро- и микросостояния. Формула Больцмана. Классическая и квантовые статистики.

5.6. Энтропия и информация.

'Верхняя' и 'нижняя' границы 2-го начала термодинамики. Критика 'Теории тепловой смерти' Вселенной. Направление времени в макроскопических системах. Энтропия и теория информации. Формула Шеннона.

5.7. Термодинамические потенциалы и состояние равновесия.

Направленность процессов и состояние равновесия в неизолированных системах. Термодинамические потенциалы: свободная энергия и свободная энергия Гиббса. Химический потенциал. Правило фаз Гиббса. Закон действующих масс. Равновесное состояние: микроскопическая обратимость, устойчивость, принцип Ле-Шателье -- Брауна. Метастабильные состояния.

5.8. Кинетика процессов в веществе.

Процессы переноса в веществе тепла, массы и электрического заряда. Основные постулаты химической кинетики. 'Активные' соударения. Распределение Максвелла--Больцмана частиц по энергиям. Уравнение Аррениуса. Энергия активации. Активированный комплекс. Роль катализатора. Цепные реакции.

Глава 6. Самоорганизация материи.

6.1. Неравновесные процессы и принципы Онзагера.

Скорость возникновения энтропии. Диссипативная функция. Линейное приближение. Приципы линейности и взаимности.

6.2. Стационарное состояние.

Условие реализации. Устойчивость стационарного состояния. Принцип минимума производства энтропии Пригожина -- Глансдорфа.

6.3. Самоорганизация диссипативных структур.

Сложность в природе. Самоорганизация в физико-химических процессах. Примеры самоорганизации: ячейки Бенара, реакции БЖ. Линейный и нелинейные законы.

6.4. Бифуркации, нарушение симметрии, новая информация.

Критические состояния и скачкообразные переходы к новому этапу развития. Ассиметрия и реализация ситуации отбора. Создание новой информации.

6.5. Генетический код и предпосылки возникновения Жизни.

Генетический код и его материальные носители. Источники возникновения на Земле органического вещества. Предбиологическая эволюция органического вещества. Предпосылки возникновения Жизни.

Часть 3. РОЛЬ ЖИВОГО В ИСТОРИИ ЗЕМЛИ

Глава 7. Земля как природное тело. Геологический период в истории Земли.

7.1.Понятие природного и естественного тела.

Понятие природного и естественного тела в естествознании и его отличие от физического (ньютоновского) представления природных тел, процессов, явлений. Разнообразие природных тел и необходимость их классификации. Природное тело как система. История становления системного подхода в естествознании.

7.2. Строение Земли.

Ядро, мантия, земная кора. Методы получения знаний о строении Земли.

7.3. Земная кора и ее строение.

Вертикальная и горизонтальная структура. Геологические оболочки - литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера и их сравнительная характеристика химического состава и физических особенностей.

7.4. Литосфера.

Вертикальная структура: осадочный, гранитный и базальтовый слои. Границы Конрада и Мороховича. Основные типы пород земной коры: изверженные, осадочные, метаморфические и их краткие характеристики. Горизонтальная структура. Литосферные плиты. Движения земной коры: вертикальные и горизонтальные. Очаги землетрясений. Общая характеристика биоты литосферы.

7.5. Атмосфера.

Основные физические и химические характеристики. Изменение температуры с высотой и деление атмосферы на тропо-, страто- мезо-, термо-, экзосферу. Менопаузы. Озоновый пояс и его роль. Термодинамически активные примеси и проблема 'тепличного' эффекта. Горизонтальные движения в атмосфере. Бури, ураганы, циклоны, тайфуны. Биота атмосферы и ее краткая характеристика.

7.6. Гидросфера.

Запасы воды на Земле. водный баланс планеты. Пресные и соленые воды. Континентальные водоемы: стоячие и проточные и их структура. Водный бассейн. Ледники. Подземные воды. Биота континентальных водоемов. Мировой океан. Основные физитческие и химические характеристики. Структура Мирового океана. Вертикальная и поверхностная циркуляция вод. Понятие о водных массах. Биота Мирового океана и ее краткая характеристика.

7.7. Биосфера как геологическая оболочка Земли.

Место биосферы в структуре земной коры. Границы биосферы. Концепции биосферы: географическая, биогеохимическая, энергетическая, информационная, социальные. Структура биосферы в рамках разных концепций.

7.8. Биогеохимическая концепция биосферы В.И.Вернадского.

Биогеохимическая концепция биосферы В.И.Вернадского как синтез естествознания ХХ века и научная основа новой парадигмы о месте и роли человека в природе. В.И.Вернадский --- ученый, общественный деятель, человек. Структура биосферы в рамках биогеохимической концепции. Типы вещества в биосфере. Живое вещество и его основные характеристики: масса, химический состав, свободная энергия. Основная (геохимическая) функция живого вещества и формы ее проявления в биосфере.

7.9. Полевая структура Земли и ее особенности.

Гравитационная сфера, ее протяженность, связь с другими процессами на Земле и в Космосе. Электромагнитная сфера Земли и ее особенности. Виды полей в структуре электромагнитной сферы. Связь вещественной и полевой структуры.

7.10. Климат Земли.

Климат Земли и его связь с процессами в атмосфере, гидросфере и литосфере. Разнообразие климатов. История климата Земли. Современная климатическая ситуация на Земле и прогноз ее изменения. Общая схема причинно-следственных связей Космоса и Земли. Климат и Жизнь.

Глава 8. Биосфера - как экологическая система.

8.1. Представление прриродного тела как экосистемы.

Отличие экосистемы от других (физических, химических, биологических и т.п.) систем. Уникальность связей между живыми организмами и окружающей их средой.

8.2. Структура биотической и абиотической компоненты экосистемы.

Иерархия живой материи как основа структурирования биоты. Представление характеристик атмосферы, литосферы, гидросферы в виде экологических факторов. Общий характер ответной реакции живого (на разных уровнях его организованности) на внешние воздействия. Изменение окружающей среды под влиянием живых организмов как проявление геохимической функции живого вещества.

8.3. Энергия в рамках экосистемы.

Баланс солнечной энергии на Земле. Судьба солнечной энергии в биоте. Продуктивность. Фотосинтез, гликолиз, цикл органических кислот.

8.4 Круговороты вещества - 'ловушка' для энергии.

Основные характеристики круговорота: скорость, время пребывания, коэффициент рециркуляции вещества. Основные типы круговоротов вещества на Земле. Роль живых организмов в круговороте веществ (на примере круговорота азота). Пищевые цепи живых организмов как звенья круговорота. Общая схема сопряженности процессов биотической и абиотической компонент биосферы.

Глава 9. Развитие Жизни на Земле.

9.1. Методологические основы проблемы происхождения Жизни на Земле.

Философское и экспериментальное обоснование появления живой материи. Время появления (реализации) живой материи на Земле.

9.2. Биогеохимические принципы эволюции биосферы.

Связь эволюции биосферы и других геологических оболочек. Биогеохимические принципы эволюции биосферы, установленные В.И.Вернадским.

Глава 10. Происхождение видов живых организмов.

10.1 Понятие вида в биологии.

Понятие вида в логике и биологии. Структура биологического вида. Популяция - основная внутривидовая структурная единица. Популяция как единица существования, размножения и эволюции вида.

10.2. Генетические и экологические аспекты эволюции живых организмов.

Понятие о генофонде и генотипе. Генетические и экологические аспекты эволюции живых организмов. Факторы эволюции. Отбор и второй биогеохимический принцип эволюции биосферы. Основные закономерности образования видов.

10.3. Биогенетический закон Э.Геккеля.

Понятие об онто- и филогенезе. Связь индивидуального и исторического развития и ее проявление у разных видов живых организмов.

Глава 11. Появление человека как закономерный этап эволюции биосферы. Исторический период в истории Земли.

11.1. Доказательства родства человека с животным миром.

Доказательства родства человека с животным миром собранные Ч.Дарвиным. Генетическое родство человека с человекообразными обезьянами. Трудовая теория Ф.Энгельса и ее место в обшей проблеме происхождения человека. Основные этапы усиления геохимической функции человека.

11.2. Современная структура вида человека.

Морфофизиологическое разнообразие человечества и его значение. Подходы к классификации внутривидовой структуры в естественных и гуманитарных науках. Этнос как естественая внутривидовая структурная единица. Естественнонаучные основы этногенеза. Сопряженность природных процессов и истории человечества.

Глава 12. Проблемы ноосферы.

12.1. Методологические трудности формирование концепции ноосферы.

Разум и его появление на Земле. Проблема космического разума. Натуралистический синтез Космоса и новая парадгма о месте и роли человека в природе. Русский космизм и теория ноосферы.

12.2. Стратегия развития человеческого общества на современном этапе.

Энергетическая, продовольственная, демографическая проблемы и естественнонаучные основы их решения. Экологический императив и пути становления ноосферы (возможные варианты). Решения Стокгольмской (1972 г.) и конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.).

 

План семинаров

Семинар 1. Круглый стол – семинар. Доклады по разделам: Научный метод. История естествознания. Основные понятия современной физики.

Семинар 2. Круглый стол – семинар. Доклады по разделам: Синергетика. Основные понятия и законы химии.

Семинар 3. Круглый стол – семинар. Доклады по разделам: История геологического развития Земли. Возникновение и развитие жизни. Эволюция.

Семинар 4. Круглый стол – семинар. Доклады по разделам: Человек. Биоэтика. Биосфера. Ноосфера.

Контрольная (домашняя) работа

Структура работы:

1. Титульный лист

2. Содержание (оглавление) работы

3. Структурно-логические схемы (карты мышления) одного (двух) учебников по КСЕ, отвечающие на все вопросы Госстандарта 10 с.

4. Словарь из 35-40 терминов, наиболее полно отражающих содержание курса:

a. термины и из значения 1,5 с.

b. логические связи терминов друг с другом (структурный словарь) 0,5 с.

5. Список использованной литературы.

ИТОГО: 12 с.

Реферативная зачетная работа

В случае, если Учебный план не включает подготовку Контрольной работы, студенты выполняют письменную (графическую) реферативную зачетную работу, которую они обсуждают на семинарском и докладывают на зачетном занятии. Реферативная зачетная работа (в виде структурно-логических схем и карт мышления) готовится студентом на одну из тем раздела «Вопросы для проверки знаний» (с.7-8) объемом две-три страницы. Темы распределяются в группе таким образом, чтобы на зачетном занятии были сделаны сообщения по всем вопросам. Для получения зачета студент делает доклад по собственной реферативной зачетной работе и ведет протоколы всех выступления на зачетном занятии, которые предъявляет преподавателю в качестве второй части зачетной работы. В случае, если студент отсутствовал на зачетном занятии, он сдает «классический» устный или письменный зачет по всем вопросам программы.

* * *

Современное естествознания, используя законы работы мозга, предлагает ряд технологий самоменеджмента и формирования индивидуального образовательного пространства слушателя, которые используются при изучении курса КСЕ.

СМЫСЛОВЫЕ УКАЗАТЕЛИ

Использование смысловых указателей – это один из способов обратить внимание читателя на наиболее важные части излагаемого материала. Указатели могут быть визуальные (курсив, подчеркивание, выделение жирным или другим шрифтом, нумерация пунктов) или речевые (употребление таких речевых оборотов, как: во-первых, с другой стороны, однако, например, более того, поэтому, снова, так и т.д.). Являются способом организации эффективного чтения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Слова, несущие основную смысловую нагрузку, обозначающие предмет, его признак, состояние или действие. При чтении текста мозг дает свою трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит перекодирование сообщения на внутренний язык читателя. Т.е. мозг при чтении, автомати­чески пропуская несущественное, действует на основе ключевых слов и изображе­ний, а не на основе предложений. Именно поэтому заметки и рефераты с ключевыми словами намного проще вспомнить, чем фразы или предложения. Пре­имущества ключевых слов: Количество слов значительно уменьшается, об­легчая быстрый просмотр и изменение + Записанные слова, если они выбраны подходя­щим образом, богаты образами + Само действие по извлечению ключевых слов улуч­шает концентрацию, понимание и глубину об­думывания.

СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ

Словосочетания или предложения из ключевых слови некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, связанных минимальной грамматикой; краткое содержание фрагмента текста, количественное преобразование, сжатие текста. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию – он как бы сжимается, прессуется.

ДОМИНАНТЫ ТЕКСТА

Основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Этап качественного преобразования текста, когда мозг формулирует сообщение самому себе, придавая ему наиболее удобную и понятную форму. Логико-семантический анализ текста в формате дифференциального алгоритма чтения включает его трехкратное прочтение с карандашом (маркером) в руках. При первом – выделяются ключевые слова, при втором – на отдельном носителе строятся смысловые ряды, при третьем – из смысловых рядов выявляется доминанта.

СТРУКТУРНО–ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

Схемы, связывающие ключевые словав алгоритмическую последовательность, отражающую логику развития идей текста. Технология формирования СЛС: Я (настрой, ревизия, анализ) Þ ТЕКСТ 1 раз (с маркером) Þ Незнакомые слова Þ Индивидуальный толковый словарь Þ ТЕКСТ 2 раз (с другим маркером) Þ Ключевые Слова (обобщающие понятия, несущие основную смысловую нагрузку) Þ Набор структурно-логических схем (см. ниже).

Преимущества Карт Мышления

Гибкость. Воспроизведение в памяти. Обзор и проверка зна­ний. Ассоциации. Соответствие многомерному мышлению. Выделение сущности. Визуализация информации. Организованность. Составление плана. Объединение левосторонних и правосторонних мозговых процессов.

 

Пример карты мышления

Рисунок 1. Карта Мышления на тему «Эффективное письмо»

Вопросы для проверки знаний

(по учебнику КСЕ под ред. Самыгина)

1. КСЕ как учебная дисциплина. Естествознание и мировоззрение. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Классификация наук.

2. Метод и методология. Классификация методов научного познания. Методы всеобщие и общенаучные. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Наблюдение, эксперимент, измерение.

3. Абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, мысленный эксперимент.

4. Язык науки. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии и моделирования.

5. Натурфилософия и натурфилософское понимание природы. Космоцентризм древнегреческой натурфилософии и основные этапы ее развития. Естествознание эпохи Средневековья..

6. Что такое научная революция. В чем суть первой и второй научных революций.

7. Особенности естествознания Нового времени. Суть третьей научной революции.

8. Четвертая научная революция. Панорама современного естествознания.

9. Физика: учение об атомах.

10. История и достижения астрофизики.

11. История и достижения электроники.

12. История и достижения химии.

13. История и достижения биологии.

14. Основы теории относительности и квантовой механики.

15. Пространство и время. Развитие представлений о пространстве и времени.

16. Дальнедействие и близкодействие. Вещество и поле.

17. Принципы относительности. Постулаты теории относительности.

18. Закон сохранения энергии в макроскопических процессах. Энергия, работа, внутренняя энергия.

19. Принцип возрастания энтропии. Порядок и хаос. Стрела времени.

20. Основы квантовой физики. Волновые свойства вещества. Принцип неопределенности Гейзенберга.. Принцип дополнительности Бора.

21. Состояние физической системы. Динамические и статистические закономерности в природе.

22. Основы единой теории поля. Понятие симметрии. Синергетическое видение эволюции Вселенной. Антропный принцип.

23. Теория диссипативных структур (синергетика).

24. Химия в системе «общество – природа». Основные законы химии.

25. Реакционная способность веществ. Химическая технология.

26. Происхождение планет солнечной системы, особенности образования и геологического развития Земли. Внутреннее строение Земли. Развитие геосферных оболочек.

27. Литосфера и ее функции. Строение географической оболочки Земли.

28. Теории возникновения жизни. Креационизм, спонтанное зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии. Биохимическая эволюция.

29. Теории эволюции Ламарка, Дарвина. Современные научные представления об эволюции.

30. Подтверждение теории эволюции. Единство и многообразие органического мира. Жизнь как биологический круговорот веществ.

31. Основные концепции современной физиологии.

32. Системы человеческого организма и их функции.

33. Строение и свойства нервной системы человека.

34. Высшая нервная деятельность и поведение.

35. Биоэтика и поведение человека.

36. Эмоции и творчество.

37. Здоровье и работоспособность.

38. Человек и биосфера. Ноосфера.

39. Космические циклы.

40. Цикличность эволюции. Человек как космическое существо.

41. Генетика и самовоспроизводство жизни. (По учебнику КСЕ Горелова)

42. Вклад естествознания в изучение человека. (По учебнику КСЕ Горелова)

43. Мозг, сознание, бессознательное. (По учебнику КСЕ Горелова)

44. Концепция бесконечности и космогоническая эволюция (По учебнику КСЕ Рузавина)

45. Концепция уровней биологических структур и организации живых систем. (По учебнику КСЕ Рузавина)

46. Концепция самоорганизации. (По учебнику КСЕ Рузавина)

47. Концепция системного метода. (По учебнику КСЕ Рузавина)

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КУРСА КСЕ

Данный словарь содержит базовый набор терминов, лежащих в основе изучения курса. Основной источник информации – Энциклопедия Кирилла и Мефодия http://www.km.ru/

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе).

НАУКА

сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. См. Научно-техническая революция.

КОНЦЕПЦИЯ

(от лат. conceptio – понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля слово концепция трактуется как «понятие, образ понятия, способ понимания, соображения и выводы». В более позднем «словаре» под ред. Ушакова под этим словом понимается замысел, теоретическое построение, то или иное понимание чего-либо.

ПАРАДИГМА

(от греч. paradeigma – пример, образец), в философии, социологии – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

КУЛЬТУРА

(от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

МЕТОД

(от греч. methodos – путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод – способ построения и обоснования системы философского знания.

НАУЧНЫЙ МЕТОД

Представляет воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует 1) о взаимосвязи и единстве этих наук и 2) об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Как философские категории, пространство – форма сосуществования материальных объектов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.018 с.)