Технология работы с учебным текстом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология работы с учебным текстом



Последовательность действий субъекта учебной деятельности, которая включает в себя процедуры линейного и нелинейного чтения, составления и использования смысловых указателей, выделения ключевых слов, формирования смысловых рядов и доминант, составления структурно-логических схем и карт мышления, работы со словарем терминов, составления структурного (кластерного) словаря и пр. Цель технологии – управление собственной учебной и образовательной деятельностью, формирование словаря межпредметных связей и долговременной памяти прямого доступа.

ЧТЕНИЕ ЛИНЕЙНОЕ И НЕЛИНЕЙНОЕ

Два вида чтения, при первом из которых текст читается подряд, прослеживается логика его развития, выделяются ключевые слова и составляются структурно- логические схемы или карты мышления; при втором – целенаправленно ищутся ответы на конкретные вопросы тестов, заданий, зачетов, экзаменов.

СМЫСЛОВЫЕ УКАЗАТЕЛИ

Использование смысловых указателей – это один из способов обратить внимание читателя на наиболее важные части излагаемого материала. Указатели могут быть визуальные (курсив, подчеркивание, выделение жирным или другим шрифтом, нумерация пунктов) или речевые (употребление таких речевых оборотов, как: во-первых, с другой стороны, однако, например, более того, поэтому, снова, так и т.д.). Являются способом организации эффективного чтения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Слова, несущие основную смысловую нагрузку, обозначающие предмет, его признак, состояние или действие. При чтении текста мозг дает свою трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит перекодирование сообщения на внутренний язык читателя. Т.е. мозг при чтении, автомати­чески пропуская несущественное, действует на основе ключевых слов и изображе­ний, а не на основе предложений. Именно поэтому заметки и рефераты с ключевыми словами намного проще вспомнить, чем фразы или предложения. Пре­имущества ключевых слов: Количество слов значительно уменьшается, об­легчая быстрый просмотр и изменение + Записанные слова, если они выбраны подходя­щим образом, богаты образами + Само действие по извлечению ключевых слов улуч­шает концентрацию, понимание и глубину об­думывания.

СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ

Словосочетания или предложения из ключевых слови некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, связанных минимальной грамматикой; краткое содержание фрагмента текста, количественное преобразование, сжатие текста. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию – он как бы сжимается, прессуется.

ДОМИНАНТЫ ТЕКСТА

Основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Этап качественного преобразования текста, когда мозг формулирует сообщение самому себе, придавая ему наиболее удобную и понятную форму. Логико-семантический анализ текста в формате дифференциального алгоритма чтения включает его трехкратное прочтение с карандашом (маркером) в руках. При первом – выделяются ключевые слова, при втором – на отдельном носителе строятся смысловые ряды, при третьем – из смысловых рядов выявляется доминанта.

СТРУКТУРНО–ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

Схемы, связывающие ключевые словав алгоритмическую последовательность, отражающую логику развития идей текста. Технология формирования СЛС: Я (настрой, ревизия, анализ) Þ ТЕКСТ 1 раз (с маркером) Þ Незнакомые слова Þ Индивидуальный толковый словарь Þ ТЕКСТ 2 раз (с другим маркером) Þ Ключевые Слова (обобщающие понятия, несущие основную смысловую нагрузку) Þ Набор структурно-логических схем (см. ниже).

КАРТЫ МЫШЛЕНИЯ (ПАУТИНА ПАМЯТИ)

Метод со­ставления заметок, предлагающий большую гиб­кость и преодолевший недостатки схематических и детализированных заметок. Карты мышления являются нелинейной, пространственной, графической методикой, в которой обсуждаемый предмет (сюжет) кристаллизуется в центральном изображении. Основные темы пред­мета (сюжета) исходят от центрального изображе­ния как ветви. Ветви включают ключевые изобра­жения или ключевые слова, напечатанные на соответствующих линиях (рис.1). Темы меньшей важности также представляются в виде ветвей, присоединен­ных к ветвям более высокого уровня. Ветви фор­мируют связанную узловую структуру. Карты мышления расширяются и обогащаются цветом, изображениями, кодами, символами и третьим измерением. Эти расширения помогают запоминанию, понима­нию, мотивации и воспроизведению информации.

 

Преимущества Карт Мышления

Гибкость. Воспроизведение в памяти. Обзор и проверка зна­ний. Ассоциации. Соответствие многомерному мышлению. Выделение сущности. Визуализация информации. Организованность. Составление плана. Объединение левосторонних и правосторонних мозговых процессов.

 

Технология создания Карт Мышления

1. Используйте альбомную ориентацию листа форматом А4.

2. Начните Карту Мышления символом, знаком, рисунком в центре листа.

3. Присоедините основные темы к центральному изо­бражению.

4. Используйте технику «елки–метелки» для соединения вспомогательных линий с ос­новными: 1) от линии в разные стороны, как иглы ветки ели (рыбий скелет) или 2) из одной точки в разные стороны, как прутья метлы (вилы, зонтичное соцветие).

5. Напечатайте (напишите) одиночные ключевые слова на соеди­нительных линиях.

6. Используйте образы, рисунки, символы и коды.

7. Сегментируйте основные темы, рисуя вокруг них ограничивающие линии.

8. Используйте индивидуализированные коды и общеизвестные аббревиатуры.

9. Используйте мнемоники для ключевых пунктов, чтобы сделать информацию более запоминающей­ся.

 

Сфера использования Карт Мышления

Конспектирование лекций (вместе с методи­кой интервалов прослушивания: слушать 2–3 минуты, затем писать–рисовать в течение 30 сек.). Подготовка к чтению лекций, публичным выступлениям, переговорам. Составление записей и отчетов. Ведение протоколов. Стимулирование творчества. Обучение. Выполнение контрольных и курсовых работ. Подготовка к экзаменам.

Пример карты мышления

Рисунок 1. Карта Мышления на тему «Эффективное письмо»

Вопросы для проверки знаний

(по учебнику КСЕ под ред. Самыгина)

1. КСЕ как учебная дисциплина. Естествознание и мировоззрение. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Классификация наук.

2. Метод и методология. Классификация методов научного познания. Методы всеобщие и общенаучные. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Наблюдение, эксперимент, измерение.

3. Абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, мысленный эксперимент.

4. Язык науки. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии и моделирования.

5. Натурфилософия и натурфилософское понимание природы. Космоцентризм древнегреческой натурфилософии и основные этапы ее развития. Естествознание эпохи Средневековья..

6. Что такое научная революция. В чем суть первой и второй научных революций.

7. Особенности естествознания Нового времени. Суть третьей научной революции.

8. Четвертая научная революция. Панорама современного естествознания.

9. Физика: учение об атомах.

10. История и достижения астрофизики.

11. История и достижения электроники.

12. История и достижения химии.

13. История и достижения биологии.

14. Основы теории относительности и квантовой механики.

15. Пространство и время. Развитие представлений о пространстве и времени.

16. Дальнедействие и близкодействие. Вещество и поле.

17. Принципы относительности. Постулаты теории относительности.

18. Закон сохранения энергии в макроскопических процессах. Энергия, работа, внутренняя энергия.

19. Принцип возрастания энтропии. Порядок и хаос. Стрела времени.

20. Основы квантовой физики. Волновые свойства вещества. Принцип неопределенности Гейзенберга.. Принцип дополнительности Бора.

21. Состояние физической системы. Динамические и статистические закономерности в природе.

22. Основы единой теории поля. Понятие симметрии. Синергетическое видение эволюции Вселенной. Антропный принцип.

23. Теория диссипативных структур (синергетика).

24. Химия в системе «общество – природа». Основные законы химии.

25. Реакционная способность веществ. Химическая технология.

26. Происхождение планет солнечной системы, особенности образования и геологического развития Земли. Внутреннее строение Земли. Развитие геосферных оболочек.

27. Литосфера и ее функции. Строение географической оболочки Земли.

28. Теории возникновения жизни. Креационизм, спонтанное зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии. Биохимическая эволюция.

29. Теории эволюции Ламарка, Дарвина. Современные научные представления об эволюции.

30. Подтверждение теории эволюции. Единство и многообразие органического мира. Жизнь как биологический круговорот веществ.

31. Основные концепции современной физиологии.

32. Системы человеческого организма и их функции.

33. Строение и свойства нервной системы человека.

34. Высшая нервная деятельность и поведение.

35. Биоэтика и поведение человека.

36. Эмоции и творчество.

37. Здоровье и работоспособность.

38. Человек и биосфера. Ноосфера.

39. Космические циклы.

40. Цикличность эволюции. Человек как космическое существо.

41. Генетика и самовоспроизводство жизни. (По учебнику КСЕ Горелова)

42. Вклад естествознания в изучение человека. (По учебнику КСЕ Горелова)

43. Мозг, сознание, бессознательное. (По учебнику КСЕ Горелова)

44. Концепция бесконечности и космогоническая эволюция (По учебнику КСЕ Рузавина)

45. Концепция уровней биологических структур и организации живых систем. (По учебнику КСЕ Рузавина)

46. Концепция самоорганизации. (По учебнику КСЕ Рузавина)

47. Концепция системного метода. (По учебнику КСЕ Рузавина)

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КУРСА КСЕ

Данный словарь содержит базовый набор терминов, лежащих в основе изучения курса. Основной источник информации – Энциклопедия Кирилла и Мефодия http://www.km.ru/

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе).

НАУКА

сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. См. Научно-техническая революция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.132 с.)