Сущность и инструменты кредитно-денежной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и инструменты кредитно-денежной политики



Кредитно-денежная политика – совокупность прямых и косвенных мер, с помощью которых Центральный банк влияет на величину денежного предложения и ставку процента для обеспечения полной занятости без инфляции и устойчивого экономического роста
Инструменты кредитно-денежной политики
Прямые (административные) Косвенные (экономические)
- прямое установление для коммерческих банков направлений и объемов кредитования, ставок процента по кредитам и счетам - уговоры руководства коммерческих банков - установление ежегодных лимитов на прирост денежной массы - резервная норма (R) – доля от привлеченных коммерческим банком средств населения, которую он не может использовать в активных операциях, а обязан держать на специальном счете в ЦБ - ставка рефинансирования (учетная) – ставка процента за кредит, предоставленный ЦБ коммерческому банку - операции на "открытом рынке" – сделки по купле-продаже государственных ценных бумаг между ЦБ и коммерческими банками

31.Проблема измерения неравенства в распределении доходов в рыночной экономике и эффективность социальной политики государства (на примере России и др. стран)

Социальная политика - это согласованная деятельность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества. Основным субъектом, координирующим эту деятельность, выступает государство. Вся экономическая деятельность в конечном счете имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни и труда, поэтому в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика пронизывает все уровни общественной и экономической деятельности. Так, вполне можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. о социальной политике фирмы, корпорации, о деятельности различных, в том числе и благотворительных, организаций. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика.

Взаимосвязь и материальная обеспеченность социальной политики в целом не складывается сама по себе, т.е. автоматически, а требует создания определенных макроэкономических предпосылок. Этот процесс является одной из задач государственного регулирования экономики.

Социальная политика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему социальной защиты, а также обеспечивать условия для роста благосостояния и проведения определенной политики доходов.

Уровень жизни - это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни.

Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели, прежде всего объем потребляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания и т.п.).

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.

Под доходами обычно понимается сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения товаров и услуг в целях личного потребления. В связи с тем, что в рыночной экономике основная часть потребительских благ реализуется за деньги, уровень потребления населения определяется главным образом уровнем доходов.

При этом следует различать номинальный, располагаемый и реальный доход. Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и изменения цен. Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход. Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. Т.е. реальный доход - это располагаемый доход с учетом уровня цен и инфляции.

Основными каналами поступления доходов являются: - трудовые доходы работников - оплата рабочей силы как фактора производства, применяемого в производственном процессе; - предпринимательский доход - доход, остающийся в распоряжении хозяйствующего субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью с образованием или без образования юридического лица, после возмещения понесенных материальных затрат и выплаты процентов;

- доходы от собственности в виде процентов по вкладам, дивидендов, ренты и др.;- социализированные доходы, поступающие независимо от трудового вклада (выплаты из общественных фондов потребления; трансфертные платежи, поступающие от государства, - пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и т.д.). В странах с развитой рыночной экономикой все доходы подразделяются на две группы: доходы, полученные от участия в труде и предпринимательской деятельности (заработная плата и прибыль), и так называемые нетрудовые доходы, приобретенные на законном основании (проценты, дивиденды, арендная плата и др.).

Говоря о распределении доходов, различают функциональное и персональное распределение. Функциональное распределение происходит между собственниками факторов производства (доходы от предпринимательской деятельности, оплата труда, доходы от собственности). Социальные трансферты относят в отдельную функциональную категорию.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоёв населения, создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объёмом и динамикой расходов на социальные цели за счёт центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Континентальная модель Германии больше всего преуспела в преодолении неравенства в распределении расходов, но высокие налоги, посредством которых это достигается, демотивируют трудовую деятельность граждан.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, молодёжи.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоёв населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определённые слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. В США численность бедных в 2010 г. оценивается в 46,1 млн человек, что составляет 15 % всего населения, причём тенденция к увеличению количества бедных наблюдается уже четвёртый год подряд.

В Германии сегодня почти седьмая часть населения, 11,5 млн человек, живёт у черты бедности, число за последние 10 лет увеличилось на треть.

В России, по данным Росстата, ниже черты бедности по состоянию на I полугодие 2011 проживает 14,9 % жителей, или 21,1 млн человек.

Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Внутренняя структура социальных трансфертов различается в зависимости от особенности той или иной модели социальной политики и включает три укрупнённых элемента:1) социальное страхование; 2) общественная помощь; 3) детские пособия

Между американской и германской (континентальной) моделями существует разница в трактовке детских пособий как самостоятельного элемента социальных трансфертов (германская модель) либо как составной части общественной помощи (американская модель). В первом случае детские пособия предоставляются всем семьям, имеющим детей, а во втором – только тем, чьи доходы падают ниже определённого уровня (что выявляется с помощью специального теста). В России детские пособия входят в блок системы общественной помощи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.007 с.)