Экономические потребности и блага: сущность, классификация, значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические потребности и блага: сущность, классификация, значение



Экономическая потребность – необходимость для субъекта присвоить (превратить в свою жизнедеятельность) полезный эффект от благ.

Материальные: 1. В потребительских благах: в благах первой необходимости; выбора; в благах роскоши.2. В инвестиционных благах: в сооружениях; в оборудовании; в "невидимых" активах. Результат: дополнительная энергия для тела

Нематериальны:1. Социальные: удовлетворяются другими людьми и их группами. 2. Духовные: удовлетворяются материальными благами и услугами и другими людьми. Результат: дополнительная энергия для души

Благо – все то, что окружает человека и имеет для него полезный эффект.

Виды благ: Свободные и экономические; Искусственные и естественные; Вещи и услуги; Блага для настоящего и будущего; Потребительские и инвестиционные; Индивидуального и коллективного пользовании; Частные, общественные и квазиобщественные.

5. Экономическая эффективность (сущность и показатели) и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс Экономическая эффективность – это соотношение эффекта и затрат, необходимых для его получения (Е = )

Эффективность распределения ресурсов: Критерии Парето-оптимальности – ограниченные ресурсы максимально эффективно распределены тогда, когда невозможно увеличить благосостояние одного субъекта, не ухудшая положение других. Причины отклонения: 1.постоянные изменения в структуре потребностей и ресурсной обеспеченности; 2.внешние шоки (войны, стихийные бедствия) монополизм и необоснованное государственное вмешательство

Эффективность использования ограниченных ресурсов: Общий критерий эффективности: ВНП или ВВП на душу населения. Частные критерии эффективности использования отдельных ресурсов: 1.Земляурожайность или продуктивность (месторождений, рыболовных, лесных угодий); 2. Трудпроизводительность труда; 3. Капиталфондоотдача; 4. Предпринимательская способность – рентабельность (норма прибыли).

Проблема выбора и кривая производственных возможностей

Блага

для

будущего

Паррето – эффективность – невозможно улучшить положение одного

С экономического субъекта не улучшив при этом экономическое положе-

Инновац. ние др. субъекта

эконом.

рост ●В эффективность = результат х 100%

затраты

А

 

 

Пример: чтоб произвести больше танков, то производим меньше зерна.

Блага А – ресурсы использованы не полностью

для настоящего В – все использованное

С - не достижимая точка

Три фундаментальных вопроса экономики и возможные системы ее организации

1. Традиционная экономическая система – первый тип хозяйствования. Черты: все основано на традициях и обычаях. Рутинные технологии – простые способы. Производим для себя, а не на продажу (ручной труд, огород)

2. Командно-административная система (СССР, Северная Корея). Черты: плановая государственная экономика, дефицит товара.

3. Рыночная экономическая система (рынок – место встречи продавца и покупателя). Черты: частная собственность, многообразие товара, конкуренция.

4. Смешанная экономическая система – в развитых странах. Собственность частная и государственная. Гос-во создает общественное благо (дороги, национальная оборона и тд)

Смешанная = рыночная + командно-административная

 

Сущность и виды рынков

Рынок – совокупность отношений между продавцами и покупателями по поводу обмена. Рынок делиться: по границам; по объектам; по отраслям; по типам рыночной структуры; по характеру продаж; по насыщенности.

Структура рынка – продавцы и связи между ними, покупатели и связи между ними, товар, его количество, качество и рыночная цена

Инфраструктура рынка – совокупность институтов – посредников, деятельность которых ускоряет и облегчает обмен товарами, услугами, информацией

Основные типы рыночных структур (по продавцам):
Структурообразующий фактор Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Абсолютная монополия
1. Тип продукта Однородный, очень схожий дифференцированный однородный и дифференцированный Уникальный
2. Количество продавцов Бесконечно много десятки несколько Один
3. Барьеры для входа (выхода) нет Невысокие, высокие для выхода высокие Непреодолимые
1. Эластичность спроса   Совершенная для отдельной фирмы средняя невысокая Низкая
5. Возможность получения экономической прибыли Нет в долгосрочном периоде Возможность постоянного получения
6. Результат для общества Оптимальное или близкое к нему вложение ресурсов, максимум общественного благосостояния (P=MC) Недовложение ресурсов, потери общественного благосостояния (P>MC)
Типы рыночных структур (по покупателям):
Полипсония, Олигопсония, Монопсония, Двухсторонняя монополия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.005 с.)