Статистические методы измерения общественного продукта: баланс народного хозяйства и система национальных счетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статистические методы измерения общественного продукта: баланс народного хозяйства и система национальных счетов



 

Общественный продукт - это выраженная в денежной форме совокупность товаров и услуг, произведенных в течение одного года. В широком смысле понятие «общественный продукт» используется для характеристики суммарного объема национального производства (всей совокупности продуктов и услуг, произведенных в стране в течение года).

В экономической науке значимое место отводилось исследованию воспроизводства общественного продукта и, в частности, анализу его структуры по натурально-вещественному содержанию, функциональному назначению и стоимости (ценности).

Французский экономист Ф. Кенэ, который первым предпринял попытку анализа всего общественного воспроизводства, выделял в структуре общественного продукта продукцию сельского хозяйства и промышленности, в пределах которых разграничивал средства производства и предметы потребления. А. Смит выделял две группы рабочих, одна из
которых занята производством средств производства, а другая - предметов потребления. В дальнейшем К. Маркс на основе такой структуры общественного продукта обосновывал деление общественного производств на два соответствующих подразделения.

Важнейшей проблемой исследования общественного воспроизводства является стоимостная структура общественного продукта. Первое наиболее полное представление о стоимостной структуре общественного продукта дано К. Марксом, который показал, что структура стоимости
как отдельного товара, так и общественного продукта состоит из двух частей (соответствующих двум факторам производства – вещественному и личному), а именно: из материальных затрат и вновь созданной стоимости. Она, в свою очередь, включает необходимый (необходимый для воспроизводства рабочей силы) и прибавочной продукт (необходимый для расширения производства и удовлетворения общественных потребностей).

В западной экономической мысли в стоимостной структуре общественного продукта выделяются четыре элемента:

1) издержки использования (U);

2) факториальные издержки (F);

3) добавочные издержки (V);

4) доход предпринимателя (D).

Издержки использования (U) определяются следующей формулой:

 

U = (K - A'),

где К — текущая ценность (стоимость) капитального оборудования к концу периода, т.е. остаточная стоимость основных средств производства после завершения производства, а также остаток незавершенного производства и готовой продукции; А' - стоимость законченной продукции, купленной предпринимателями друг у друга и использованной для производства данной продукции.

Факториальные издержки (F) представляют собой суммы, уплачиваемые предпринимателем другим «факторам производства» за их текущие услуги и выступающие как доход /этих факторов, исключая других предпринимателей (т. е. речь идет о доходах нефункционирующих собственников). В их состав включаются:

1) заработная плата;

2) процент на ссудный капитал;

3) земельная рента.

Добавочные издержки (V) представляют собой превышение фактических издержек использования над предполагаемым обесцениванием оборудования (т. е. речь идет о моральном износе оборудования).

Доход предпринимателя (D) - это прибыль, которая достается функционирующему собственнику (предпринимателю) и определяется как превышение стоимости товара (W) над издержками (U + F + V + D).

Таким образом, в целом стоимостная структура общественного продукта рассчитывается по следующей формуле:

 

W = U + F + V + D.

С практической точки зрения определение общественного продукта имеет некоторые характерные особенности:

ü Во-первых, поскольку в рыночной экономике оценка результатов производства осуществляется в ходе обмена с помощью денег, то в состав общественного продукта включаются только те продукты и услуги, которые принимают товарную форму, имеют рыночную цену или могут быть оценены по величине фактически сложившихся издержек на их создание. Например, по фактическим издержкам оцениваются чистые общественные блага (оборона, охрана окружающей среды, полицейская служба, пожарная охрана) и другие услуги, финансируемые из государственного бюджета и не оплачиваемые потребителями.

ü Во-вторых, собственное производство на предприятиях (например, изготовление какого-либо станка для собственных нужд) оценивается по сопоставимым ценам.

ü В-третьих, поскольку продукты и услуги, создаваемые домашними хозяйствами для удовлетворения собственных потребностей, не предлагаются на рынке, а издержки их производства не поддаются точной оценке, поэтому при определении величины общественного продукта они не учитываются.

ü В-четвертых, при определении величины общественного продукта сложилось два подхода. Согласно первому (марксистскому) общественный продукт - это результат материального производства, следовательно, услуги не должны включаться в его стоимость. Согласно мировой хозяйственной практике общественный продукт рассматривается как результат функционирования двух сфер народного хозяйства – материального производства и сферы услуг

Проблема измерения показателей экономического развития, совокупных доходов стояла еще перед экономистами XVII-XVIII веков. Создание начал национального счетоводства стимулировалось практическими целями государства, прежде всего введением наиболее эффективной системы налогообложения доходов, собственности, сбережений. Этими вопросами занимались еще У. Петти в Англии, П. Буагильбер и Ф. Кенэ во Франции. Подсчет государственных доходов в России был впервые осуществлен в конце XVIII века. В качестве суммы государственных доходов России называлась цифра в 40 млн. рублей, а расходы исчислялись в 35 млн. рублей.

Систематическим и рациональным национальное счетоводство стало лишь с формированием методологических предпосылок макроэкономики, т. е. в XX веке благодаря распространению кейнсианских идей, и стремительным развитием макроэкономических исследований в промышленно развитых странах. Первые практические работы по созданию системы национальных счетов были проведены под руководством Р. Стоуна в 1938 г. Вклад в ее становление внесли Ф. Перру, Дж. Хикс, С. Кузнец и др. С. Кузнеца можно считать создателем современной системы национальных счетов. В 1972 г. он стал лауреатом Нобелевской премии по экономике. Под влиянием его идей были разработаны способы расчета валового национального продукта и чистого национального продукта по добавленной стоимости, личного располагаемого дохода и других макроэкономических показателей.

В СССР на протяжении 70 лет рассчитывался баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежала предложенная А. Смитом и К. Марксом концепция трудовой теории стоимости и сферы материального производства, в которой создавался национальный доход. Кроме того, БНХ был разработан для экономики, основанной на принципах централизованного планирования и распределения материальных ресурсов.

Соответственно, методика, применявшаяся в СССР, отличалась от общепринятой, международной:

· Во-первых, в основу была положена схема воспроизводства совокупного общественного продукта (СОП), которая содержала оценку продукции материального производства, но игнорировала основную часть сферы услуг

· Во-вторых, эта схема содержала повторный счет (исходная и промежуточная продукция учитывались в одном показателе по несколько раз - в отраслях как добывающей, так и перерабатывающей промышленности, что искажало реальные итоги хозяйственной деятельности).

· В-третьих, эта схема имела недостаточно развитую систему показателей, особенно в области финансов, не получила должного развития система внешнеэкономических связей.

С 1988 г. в наглей стране для измерения общественного продукта стали использоваться показатели, исчисленные на основе системы национальных счетов. Реально разработка соответствующей национальной методологии началась несколько позже, с 1991 г. Сегодня основные принципы и правила построения система национальных счетов определяются международным методологическим стандартом СНС - 93.

Система национальных счетов является комплексной балансовой моделью, которая дает возможность составлять целостную картину движения общественного продукта в форме доходов, характеризовать межотраслевые связи, финансовые и перераспределительные потоки.

Система национальных счетов исходит из того, что валовой продукт и национальный доход страны производятся как в сфере материального производства, так и в сфере услуг В частности, в сферу производства включается деятельность:

- компаний и предприятий, производящих товары и услуги;

- частных некорпоративных предприятий;

- подсобных хозяйств;

- лиц свободных профессий (адвокатов, артистов, журналистов и др.);

- работников сферы управления;

- финансово-коммерческих организаций;

- некоммерческих организаций (клубов, обществ, ассоциаций);

- армии;

- наемной прислуги;

- владельцев жилья, сдаваемого в аренду.

Еще один важный принцип, лежащий в основе системы национальных счетов, состоит в признании того, что в создании стоимости товаров и услуг наряду и наравне с трудом принимают участие земля, капитал и предпринимательская деятельность (т. е. все факторы производства).

Система национальных счетов дает ступенчатую картину экономических процессов в стране, включая информацию по стандартному набору (для всех секторов экономики) счетов, в которых регистрируются операции, относящиеся к основным фазам экономического процесса. Такими фазами являются:

· производство и образование доходов;

· распределение и перераспределение доходов;

· образование «располагаемого дохода» и его использование на потребление и накопление;

· формирование источников финансирования капитальных затрат;

· инвестиции;

· приобретение финансовых активов и принятие финансовых обязательств;

· изменения в активах, не связанные с нормальным экономическим процессом (в результате стихийных бедствий, катастроф, войн);

· формирование активов и пассивов.

Система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи:

- исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности;

- исследование динамики макроэкономических показателей;

- анализ макроэкономических пропорций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.017 с.)