Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэкономика как составная часть экономической науки. Исторический процесс становления макроэкономической теории. Основные макроэкономические школы

Поиск

 

В полном смысле слова экономика стала наукой после того, как было доказано, что основным источником богатства нации является не количество имеющихся у нее природных ресурсов и не активный торговый баланс, а прежде всего эффективная форма организации общественного
хозяйства. С тех пор предметом экономических исследований стала деятельность людей, связанная с использованием ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей. В конечном счете, все экономические науки в тех или иных специфических формах, посредством особых способов анализа, в различных показателях и моделях исследуют экономические потребности людей и наиболее эффективные способы их удовлетворения.

Макроэкономика как отдельный, самостоятельный раздел экономической теории появилась относительно недавно, в 30-е гг. XX века, хотя и раньше в работах экономистов разрабатывались отдельные макроэкономические проблемы. Так, в древности ученые (Платон, Аристотель) рассматривали государства как форму человеческого общения и среду, в которых человек находит условия существования. Идеи, имеющие непосредственное отношение к макроэкономике, присутствовали у представителей первой школы политической экономии - меркантилизма. Элементы макроэкономического анализа имели место в работах экономистов классической буржуазной политической экономии, а также в марксизме (например, анализ воспроизводства в работах Ф. Кенэ и К. Маркса). Однако целостной концепции функционирования экономики вплоть до 30-х гг. XX века сформулировано не было.

Как известно из курса экономической теории, классическая буржуазная политическая экономия явилась фундаментом для развития прежде всего двух направлений экономической мысли: пролетарского и неоклассического. Возникшие во второй половине XIX века историческое и институциональное направления в гораздо меньшей степени базировались на ее постулатах. В рамках неоклассического направления, получившего в конце XIX века наименование «экономическая теория» (economics), в качестве основополагающей проблемы стали рассматривать нахождение путей (способов) оптимального использования ресурсов. Первоначально методологическим принципом был микроэкономический субъект, главным образом отдельная фирма, функционирующая в условиях свободной (совершенной) конкуренции и решающая задачу минимизации своих издержек и максимизации доходов. Эффективное функционирование фирмы отождествлялось с эффективным функционированием экономики в целом, с рациональным распределением и использованием всех производственных ресурсов, в том числе рабочей силы, т. е. не допускалось существование длительной вынужденной безработицы.

Фундаментальное значение для становления и развития макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории имели три события (фактора).

Первым событием можно считать Великую депрессию 1929-1933 гг. Она ярко продемонстрировала ограниченность подобного подхода. Успешную попытку преодолеть его ограниченность предпринял Дж.М. Кейнс, которого по праву считают основателем макроэкономики. Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» стала основополагающим трудом в области макроэкономики. Макроэкономический подход предполагает, что условия процветания для отдельной фирмы не тождественны условиям процветания экономики в целом. Между ними могут существовать противоречия, которые разрешаются посредством восстановления общенациональных экономических пропорций.

По сути, макроэкономическая теория в значительной степени появилась как реакция на Великую депрессию. Кризис 1929-1933 гг. показал необходимость исследования экономики как целостной системы, анализа зависимостей между совокупными народнохозяйственными величинами (национальным доходом, потреблением, сбережениями, инвестициями и т. д.).

Вторым значимым событием, способствовавшим развитию макроэкономики, стала работа по сбору и систематизации агрегированных данных, показателей, которые характеризуют развитие национальной экономики в целом (ВНП, НД, общий объем инвестиций и т. д.). Необходимость получения такой информации стала очевидной еще в годы Первой мировой войны, когда потребовались статистические данные для планирования и осуществления мероприятий, связанных с боевыми действиями. Это, в свою очередь, дало импульс становлению системы национального счетоводства, которая применяется в настоящее время почти во всех странах мира.

Третьим фактором является то, что на основе собранной статистической информации стало возможным обнаружение повторяющихся закономерностей в экономическом развитии, свидетельствующих о циклическом характере экономической динамики, тенденции к последовательной смене спадов и подъемов в экономике. Все это определило необходимость выработки соответствующей политики государства, направленной на предотвращение резких колебаний общего уровня деловой активности.

Начиная с работы Дж.М. Кейнса, макроэкономическая теория развивалась как теоретическая основа выявления причин больших и часто длительных колебаний в уровнях занятости. В 1950-1970-е гг. акцент делался на колебания занятости, вызванной колебаниями совокупного спроса. Поэтому основная задача макроэкономической теории состояла в выработке рецептов воздействия на совокупный спрос в целях обеспечения функционирования экономики в условиях, близких к полной занятости. В макроэкономической теории под полной занятостью понимается низкий
уровень безработицы (в пределах 4-6 %). В этот период формируется направление в кейнсианстве, получившее название «неоклассический синтез», идеи которого развивали известные экономисты, лауреаты Нобелевской премии Дж. Хикс, П. Самуэльсон.

Глубокий кризис 1974-1975 гг. выявил ограниченность подобного подхода и потребовал от макроэкономической теории переноса акцента на изучение причин колебаний совокупного предложения. Эти идеи разрабатывались в работах представителей неоконсервативного направления экономической мысли (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий).

Рассматривая становление макроэкономической теории, можно выделить три основные концепции, представленные в рамках ведущих школ экономической мысли - классической, кейнсианства и монетаризма.

 

Классическая школа

То, что мы будем называть классической школой, в действительности, не является какой-то целостной концепцией макроэкономики, а представляет собой некоторое собирательное изложение взглядов экономистов-классиков по проблемам, которые имеют макроэкономический характер.

Анализ отдельных проблем макроэкономического характера можно встретить в трудах практически всех выдающихся экономистов прошлого, таких, как Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Ж.Б. Сэй, Т. Мальтус, Л. Вальрас и др. Однако и по подходам, и по методологии, и по выводам их взгляды зачастую существенным образом различаются. Тем не менее можно утверждать, что существует определенное направление в макроэкономике, которое принято называть классическим («ортодоксальная» классика). В наиболее законченном, систематизированном виде данное направление представлено в трудах А. Маршалла и других экономистов кембриджской школы.

Основные постулаты классической концепции следующие:

1. Экономика по своей природе является экономикой совершенной конкуренции, любые проявления несовершенной конкуренции рассматриваются как экзогенные (внешние) факторы, не меняющие сути и характера экономической природы.

2. Цены в экономике имеют абсолютную гибкость. Гибкость цен означает, что они могут меняться в коротком периоде как в сторону повышения, так и в сторону понижения, причем это касается цен как на потребительские блага, так и на факторы производства. Кроме того, цены на
блага и факторы достаточно сильно и оперативно реагируют на взаимные колебания.

3. Экономические субъекты действуют рационально, исходя из максимизации своей выгоды. Например, фирмы максимизируют свою прибыль, домашние хозяйства - долгосрочное потребление. Поэтому на принятие решений субъектами огромное влияние оказывают текущие параметры экономической конъюнктуры.

4. Разделение экономики на два автономных сектора: денежный и реальный (классическая дихотомия). При этом все рынки реального сектора являются равновесными. Деньги же не имеют самостоятельной ценности и служат лишь счетной единицей и средством обращения.

5. Экономика является саморегулируемой, что обеспечивается системой встроенных стабилизаторов, среди которых важнейшими являются гибкие цены, гибкая ставка процента и гибкая номинальная ставка зарплаты.

6. Ведущая роль в модели «совокупный спрос - совокупное предложение» отводится совокупному предложению.

7. Поскольку на рынке труда равновесие устанавливается при полной занятости, то совокупное предложение фиксируется на уровне естественного выпуска (национального дохода полной занятости).

8. Объем предложения определяется только наличными факторами производства, при этом факторы являются взаимозаменяемыми.

Вышеперечисленные постулаты определяют характерную особенность классического подхода, а именно: к исследованию макроэкономических проблем широко применяются методы микроэкономического анализа. В результате классические макроэкономические модели четко формализованы, а в качестве параметров в них чаще всего выступают наблюдаемые и четко специфицируемые переменные (хотя иногда встречаются и ненаблюдаемые параметры), что делает классический подход объективным, т. е. лишенным субъективных оценок и суждений.

Появление кейнсианства существенно поколебало позиции классической школы, тем не менее данное направление постоянно развивалось, постепенно трансформируясь в неоклассическую концепцию. Развитие неоклассической концепции связано с именами таких известных экономистов, как Р. Солоу, Т. Сарджент, Р. Лукас, Н. Уоллес и др. Основное методологическое отличие неоклассической концепции от традиционной классики состоит в разработке теории рациональных ожиданий, объясняющей характер поведения субъектов в современной экономике.

Кейнсианство

Дж. М. Кейнс, как уже отмечалось, является родоначальником макроэкономики, он был первым, кто стал рассматривать национальную экономику как целостную систему. Основные положения кейнсианства можно интерпретировать как полное отрицание постулатов классической школы. По мнению кейнсианцев, экономика представляется классиками как некоторая абстрактная, «идеальная» экономика, не отражающая реальных процессов.

Основные положения кейнсианства следующие:

1. Экономика не является экономикой совершенной конкуренции. Более того, несовершенство рынков, и в первую очередь рынка труда, является не результатом воздействия внешних факторов, а свойством, имманентно присущим реальной экономике.

2. Цены не являются гибкими в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты) и особенностей поведения экономических субъектов (денежных иллюзий).

3. Экономические субъекты действуют не рационально, а в первую очередь руководствуясь субъективными факторами, такими, как традиции, требования среды, психология поведения и т. п.

4. Деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, что определяет механизм взаимодействия денежного рынка с реальным сектором экономики.

5. Все рынки являются взаимосвязанными, и любые изменения на одном из них влекут за собой изменение условий функционирования на других рынках.

6. Ситуация полной занятости не характерна для экономики в силу особенностей функционирования рынка труда (жесткость номинальной зарплаты).

7. Факторы производства не являются взаимозаменяемыми.

8. Ведущая роль совокупного спроса в модели «совокупный спрос – совокупное предложение».

9. Экономика не является саморегулируемой, отклонения от равновесного состояния как раз характерны для ее развития, поэтому необходимо активное государственное вмешательство.

Кейнсианские модели в большей степени отражают экономические реалии, в то же время, как правило, они носят субъективный характер, так как в качестве параметров в них выступают ненаблюдаемые переменные, отражающие предпочтения экономических субъектов.

Кейнсианство, так же как и классическое направление, находится в постоянном развитии, можно упомянуть таких известных представителей посткейнсианства, как Дж. Робинсон, П. Сраффа, Р. Кан и др.

 

Монетаризм

Если кейнсианство ознаменовало революцию в экономической теории, то появление монетаризма часто характеризуют как контрреволюцию, имея в виду вызов базовым положениям кейнсианской доктрины.

Монетаризм, появление и развитие которого связано с именем М. Фридмена и его последователей, не является всеохватывающей концепцией, какими можно считать неоклассическое направление и посткейнсианство, тем не менее монетаризм является самостоятельным и одним из самых интересных направлений современной макроэкономики. В основе монетаризма лежат концепция перманентного дохода и теория денежного спроса.

Основными постулатами монетаризма можно считать следующие:

1. Экономические субъекты действуют в соответствии с концепцией адаптивных ожиданий (т. е. формируемых с учетом прошлых ошибок).

2. Домашние хозяйства планируют свое потребление исходя не из текущего, а из постоянного (перманентного) дохода.

3. Деньги являются не просто богатством, а одним из элементов широкого набора активов.

4. Денежный рынок взаимодействует с реальным сектором не только через косвенные механизмы, но и непосредственно, через механизм оптимизации структуры портфеля активов.

5. Деньги нейтральны только в долгосрочном периоде, в коротком периоде деньги не нейтральны, причем изменения в денежном секторе первичны по отношению к изменениям в реальном секторе.

Таким образом, развитие реальной хозяйственной практики привело к выделению в системе экономической науки макроэкономической теории. Макроэкономика является динамично развивающейся отраслью научного знания, которая имеет свой особый предмет исследования.

В ходе исторического процесса становления макроэкономической теории сформировалось несколько основных концептуальных подходов к интерпретации исходных посылок развития экономики, особенностей поведения экономических субъектов (агентов), закономерностей функционирования отдельных рынков и характера взаимосвязей между ними, а также по ключевым направлениям экономической политики.

 

1.2. Предмет и содержание макроэкономической теории. Функции макроэкономики. Макроэкономическая теория и экономическая политика. Экономические цели общества

 

Макроэкономика, микроэкономика, а также мезо- и мегаэкономика являются составными частями единой экономической теории.

Макроэкономика - это раздел экономической теории, исследующий, как функционирует экономическая система в целом, т. е. условия, факторы и результаты развития национальной экономики. Макроэкономика изучает массовые явления или силы, которые в своей совокупности определяют производство, распределение, обмен и потребление в масштабах общества в целом, в рамках государства.

Макроэкономика изучает совокупные (народнохозяйственные) экономические потребности, складывающиеся в той или иной стране в результате массовых взаимодействий фирм и домохозяйств, производителей и потребителей, государственного и негосударственного секторов, производственной и непроизводственной сфер, товарного, денежного и факторного рынков.

Как в микро-, так и в макроэкономике тип потребности определяет и тип блага. Так, деление потребностей на первичные (пища, одежда, жилище и т. д.) и вторичные (духовные, культурные и т. д.) делает необходимым подразделение всей совокупности производимых в макроэкономике благ на первичные и вторичные.

В макроэкономике блага также бывают неограниченными (воздушная масса как таковая, совокупность вод Мирового океана и т. п.) и ограниченными (их называют экономическими благами).

По своей материальной форме совокупность экономических благ подразделяют на вещи (продукты, представленные в предметной форме) и услуги (представлены в виде полезного эффекта).

Совокупность экономических благ также подразделяют на долговременные (блага многоразового использования, например, дома, автомобили, бытовая техника и т. п.) и недолговременные (разовые блага, которые исчезают в момент потребления, например хлеб, мясо, спички и т. п.).

Макроэкономические блага делят и на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные блага); настоящие (экономические блага, эффект ценности которых может быть получен сегодня) и будущие (эффект ценности которых может быть получен в перспективе). В макроэкономике, как и в микроэкономике, настоящие блага стоят (ценятся) дороже, чем будущие, ибо предполагается, что они совершают экономический кругооборот, принося различные виды доходов их владельцам.

В макро-, как и в микроэкономике, для получения благ необходимы источники или средства их производства. Такого рода блага называются (в силу их ограниченности) экономическими ресурсами. Задействованные в производстве макроэкономические ресурсы называются национальными факторами производства.

Из курса по экономической теории, а также из реальной практики известно, что большинство видов наличных ресурсов ограничено. Свойство ограниченности ресурсов означает, что их меньше, чем необходимо для удовлетворения совокупности предъявляемых потребностей общества при данном уровне экономического развития.

Макроэкономические блага и ресурсы являются двумя взаимосвязанными потоками. Общей моделью их взаимосвязи выступает производственная функция

 

Q = f (F1,F2,...,Fn),

 

где Q - совокупный объем производства экономических благ; F1, F2,..., Fn - совокупность используемых факторов производства (экономических ресурсов).

Поскольку макроэкономические потребности, блага и ресурсы весьма многообразны, то народное хозяйство постоянно находится в состоянии выбора. Эффективность (рациональность, оптимальность) макроэкономического выбора определяется многими обстоятельствами, среди которых:

· уровень экономического развития страны;

· уровень образования и культуры граждан;

· степень развития предпринимательских способностей;

· наличие естественных ресурсов;

· уровень развития институциональных сил общества (традиций, государства, объединений предпринимателей и работников и т. п.) и т. д.

Специфика макроэкономики как составной части экономической теории состоит в следующем:

1. Она изучает общие основы (складывающиеся как закономерности) функционирования народного хозяйства как целого (т. е. макроэкономика как целое не сводится к сумме ее частей, а обладает такими качественными признаками, которых нет ни у одной отдельно взятой части, и
через это оказывает предопределяющее влияние на тенденции хозяйственного развития всех участников экономических отношений).

2. В ней исследуется общенациональное состояние хозяйственных отношений между однородными группами их участников по наиболее крупным блокам (фазам): производству, распределению, обмену и потреблению экономических ресурсов и благ.

3. Она систематизирует знания, касающиеся национальной экономики в целом и в целях их практического применения (через инструменты макроэкономической политики) для принятия рациональных хозяйственных решений фирмами, домашними хозяйствами и государством.

В зависимости от качества, способа, значимости и целей включения в макроэкономическую теорию различных элементов национальной хозяйственной жизни, в составе ее предмета выделают следующие основные направления (объекты) исследований:

1) хозяйственная жизнь того или иного общества в целом;

2) причины, виды и механизмы возникновения ограниченности ресурсов на макроуровне;

3) формы, структуры и результативность функционирования макроэкономики;

4) общественная полезность совокупности макроэкономических благ;

5) макроэкономические механизмы и результаты распределения благ;

6) социально оформленные макроэкономические интересы участников хозяйственной системы.

Следует учитывать соотношение понятий макроэкономической теории и макроэкономики. Их можно считать тождественными, когда они используются как синонимы термина «экономическая наука». Если же под макроэкономикой понимается все народное хозяйство как объективная реальность, то тождественность отсутствует. В этом случае макроэкономическая теория выступает отражением этой реальности в научном сознании в виде моделируемой системы знаний, зафиксированной в форме понятий, схем, формул, графиков, методов, моделей и т. д., т. е. в различных фиксируемых с помощью знаковых систем источниках информации.

Макроэкономика является концептуальной наукой, что вытекает из специфики ее предмета: ни в одном другом разделе экономической теории нет такого разнообразия взглядов на одни и те же проблемы. Кроме того, функционирование экономики как единого целого обладает такой особенностью, как эмерджентность, т. е. несводимость характерных черт системы в целом к свойствам образующих ее элементов. Примером такой несводимости может служить обоснованный Дж.М. Кейнсом «парадокс сбережений», согласно которому рост сбережений отражает рост величины имущества отдельных субъектов, но не приводит к увеличению богатства всей нации. Поэтому, если в микроэкономике цели и критерии функционирования экономического субъекта достаточно четко определены и легко формализуются, то в макроэкономике это сделать однозначным образом просто невозможно.

Несмотря на относительную самостоятельность микроэкономики и макроэкономики, их выводы о сущности экономических явлений, процессов и закономерностей часто дополняют друг друга.

Являясь составной частью экономической теории, макроэкономика выполняет все ее функции, главными из которых являются:

1) познавательная (изучение, анализ и объяснение экономических процессов и явлений);

2) практическая (рекомендации по экономической политике на основе анализа подходов к решению макроэкономических проблем);

3) прогностическая (выявление и оценка перспектив экономического развития и экономической конъюнктуры);

4) воспитательная (формирование экономического мышления, определенного мировоззрения по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества).

Реализация отмеченных функций означает, что макроэкономика, как и экономическая теория в целом, должна не только объяснить суть исследуемых явлений и дать прогноз их развития, но и выявить возможности людей влиять на ход событий. Поэтому и экономическая теория, и макро-
экономика как ее раздел оказывают непосредственное воздействие на экономическую политику.

Практическое применение макроэкономических знаний выступает основой формирования рационального экономического мышления и, как следствие, значимым фактором конкурентоспособности в современных рыночных системах. Это делает макроэкономическую теорию чрезвычайно полезной для всех экономических агентов (домашних хозяйств, фирм и государства). Хотя практическое осуществление экономических решений происходит на различных уровнях хозяйственной жизни, наиболее серьезные последствия неправильно принятых решений заметны именно в макроэкономике.

В целях снижения риска наступления масштабных (глобальных) отрицательных хозяйственных последствий для общества на всех уровнях деятельности разрабатывается экономическая политика. Наиболее сложным уровнем является макроэкономическая политика. Она представляет собой деятельность государства и его институтов (как законодательных, так и исполнительных), определяемая совокупностью обстоятельств (стадия развития общества, уровень познания реалий хозяйственной жизни, качество смешанной экономики, состояние правовой среды, уровень конкурентоспособности, фаза экономического цикла, характеристики человеческого капитала, традиции, опыт и т. д.), направленная на создание благоприятных условий для принятия всеми участниками разнообразных рынков рациональных (оптимальных) хозяйственных решений.

Макроэкономическая теория изучает и описывает способы рационального экономического выбора, полезные сообществу взаимодействующих домохозяйств, фирм и государства, в то время как макроэкономическая политика - это уже область принятия и реализации массовых технологий общественных действий, в результате чего сама реальная макроэкономика приобретает то или иное качество.

В современных условиях особое значение имеют такие направления макроэкономической политики, как денежно-кредитная, финансовая и фискальная, инвестиционная, технологическая, структурная, внешнеэкономическая, политика в области занятости и безработицы, политика
благосостояния, политика экономического роста.

Макроэкономическая политика предполагает необходимость достижения определенных экономических целей общества. В данном случае цель - это оценочное суждение, принятое в настоящее время за норму желаемого состояния какого-либо общехозяйственного процесса.

В числе основных экономических целей общества принято выделять следующие [1]:

1. Экономический рост: желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг или, проще говоря, более высокий уровень жизни.

2. Оптимальная занятость: подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.

3. Экономическая эффективность: нужно получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

4. Стабильный уровень цен: необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т. е. инфляции и дефляции.

5. Экономическая свобода: все должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. Справедливое распределение доходов: ни одна группа граждан не должна пребывать в крайне нищете, когда другие граждане купаются в роскоши.

7. Экономическая обеспеченность граждан: следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев.

8. Внешнеторговый баланс: необходимо стремиться к поддержанию разумного баланса международной торговли и международных финансовых сделок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.014 с.)