Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие способности сопереживания

Поиск

 

Люди часто не способны достичь более глубоких уровней со­знания и научиться понимать других, пока сами не испытают боль, скорбь или травму. Именно благодаря такому опыту жизнь человека может стать богаче, если он успешно пройдет через него. Во многих случаях оказывается, что единствен­ный способ справиться с болью — это пройти через нее. Нам нужно распознать ее в себе, дать ей название, встретиться с ней лицом к лицу, испытать ее и избавиться от нее. Как и в случае с гневом, мы должны распознать проблему и ясно сформулировать ее, прежде чем начать решать ее. Тот же са­мый подход применяется при разрешении конфликтов. Если мы не распознаем проблему, она уйдет в подсознание и про­явится позже. Чтобы избавиться от нее, необходимо столк­нуться с ней лицом к лицу. Очень полезно пройти через все эти стадии и выйти с другой стороны новым человеком, обо­гатившись более глубоким опытом и чувством сострадания. Такой человек в большей мере способен помочь тем, кто за­стрял на одной из начальных стадий.

 

Признаки скорби

 

В состоянии скорби люди проявляют разнообразные эмо­ции и признаки. Они могут пребывать в состоянии крайней разочарованности, испытывать гнев, тоску, физическую ус­талость и изнеможение, а также нежелание общаться с други­ми. Разнообразие видов реакции на скорбь поистине безгра­нично - на каждого человека она влияет по-разному. Скорбь создает ощущение удаленности от Бога.

Когда мы скорбим, нам зачастую кажется, что Бог поступил с нами не­справедливо. Мы не можем понять, почему Кришна позво­лил этому произойти с нами: «Почему со мной, когда в мире есть миллионы других людей? Почему умер мой ребенок (или супруг)? Почему именно я потерял работу, а не кто-то другой?» Мы обращаемся с этими вопросами к Богу, по­скольку в конечном счете всем управляет Он. Мы недоумева­ем, как милосердный и добрый Бог мог допустить такую ужасную вещь. К сожалению, некоторые люди просто стано­вятся атеистами. Вместе с тем беда или травма могут, напро­тив, также и приблизить человека к Богу и побудить глубже задуматься над своей духовной природой. И все-таки чаще всего кажущиеся неблагоприятными события заставляют че­ловека усомниться в справедливости Бога.

Ощущение безнадежности — еще один признак скорби. У каждого бывали небольшие периоды разочарования и без­надежности, но у некоторых эти периоды не заканчиваются, но продолжают терзать человека из года в год. В таких случа­ях люди нередко утрачивают всякое желание какого бы то ни было общения. Более того, под влиянием скорби человеку становится все труднее выкарабкаться из этого состояния, по­скольку скорбь порождает состояние, диаметрально противо­положное тому, что помогает преодолеть подобные труднос­ти. Например, если кто-то сомневается в Боге или в Его милосердии, ему нужно обратиться с этим к Самому Господу. Однако пребывающий в состоянии сильной скорби делает прямо противоположное и тем только усугубляет ситуацию. Человек, испытывающий неприязнь к общению, может как раз больше всего нуждаться в хорошем общении, чтобы пре­одолеть свои страдания. Ему может помочь общение с теми, кто поддержит его и даст возможность выплакаться и поде­литься своими проблемами. Это может вывести человека из состояния тоски, но он зачастую стремится уйти от общения.

Скорбь иссушает наше рвение и энтузиазм. В этом случае нам необходима цель или проект, который вдохновит нас сделать следующий шаг. К сожалению, обычно мы избегаем как раз того, что действительно может нам помочь, и продол­жаем предаваться скорби. В таком состоянии человек чувст­вует себя эмоционально и физически опустошенным.

Скорбь приводит к тому, что человек начинает испытывать страх и жалость к самому себе; он живет в прошлом и боит­ся будущего. Но чтобы сойти с мертвой точки, ему как раз необходимо принять будущее и уважать его. Часто у людей проявляется гнев или чувство одиночества. Они могут на­чать пренебрегать гигиеной, страдать бессонницей и потерей аппетита.

Однажды я стал свидетелем собственной реакции на глу­пую и досадную ошибку моего секретаря. Когда он попытал­ся отправить агенту бюро путешествий по факсу мой билет на самолет, аппарат просто разорвал билет пополам. Вначале я почувствовал гнев, поскольку это было связано с деньгами Кришны, а также со временем, которое придется потратить на решение проблемы. Я не мог понять, почему мой секре­тарь не смог как следует выполнить такую простую задачу, уделив больше внимания своему служению. Позже, размыш­ляя об этом, я осознал, что гнев был вызван обыкновенным сожалением и в действительности был способом справиться с этим чувством. Я пришел в уныние, наблюдая за тем, как билет в Англию стоимостью пятьсот долларов прекращал свое существование. Теперь мне придется снова заниматься вопросом оформления билета. Если бы я отправлял факс сам, то сразу бы пришел в уныние, минуя гнев, но поскольку факс отправлял мой секретарь, я испытал гнев. Если бы билет ра­зорвал я, то и ответственность за это лежала бы на мне. Поз­же я бы даже стал размышлять о том, как можно было избе­жать ошибки. Мы по-разному реагируем на ситуацию, в зависимости от влияния различных факторов. Всякий раз, когда что-то случается в нашей общине, семье или с нами са­мими, мы реагируем по-разному. Чтобы глубже вникнуть в проблему скорби, нам придется покинуть свою зону ком­форта и принять во внимание нужды других людей. Наша цель — найти наилучшее решение, способное принести под­линное утешение.

 

Почему люди избегают скорби

 

Когда людям недостает некоторого количества здоровой скорби, они могут заболеть физически или психически. Мо­жет возникнуть множество проблем. Если человек не знает, как обращаться со скорбью, она будет продолжать преследо­вать его снова и снова. Она не уйдет просто так. Она может проявиться, когда человек меньше всего ожидает этого, и в таком случае с ней будет гораздо труднее справиться. Луч­ше распознать ее, встретиться с ней лицом к лицу, испытать ее и избавиться от нее, если вы хотите действительно освобо­диться от скорби и приобрести ценный опыт.

Некоторые люди заявляют, что не хотят проходить через этот процесс, чтобы не погрязнуть в страданиях. В некото­рых культурах людей, которые плачут или проявляют слиш­ком много эмоций, считают слабохарактерными. Скорбь за­частую ограничена культурными нормами и традициями. Люди хотят выглядеть сильными и боятся проявлять эмо­ции. Бывает также, что человек считает, что если он просто забудет о трагическом событии, то боль уйдет сама собой. Кроме того, люди просто не хотят обращать на себя внима­ние. Они считают, что если открыто проявят скорбь, это при­влечет к ним слишком большое внимание. Однако в этом кроется определенная опасность, поскольку они упускают возможность облегчить свою боль и приобрести опыт, де­лясь своими переживаниями с окружающими.

Образ жизни современных людей не предусматривает времени для опыта здоровой скорби. Если у человека есть ра­бота и семья, то все время уходит на работу и детей. Когда они приходят вечером домой и смотрят новости, на них об­рушивается шквал новых трагедий, и они просто не в состо­янии выделить время на что-то еще. Некоторые люди просто не выжили бы, если бы стали уделять внимание скорби, ибо она наступает на них со всех сторон. И поскольку они хотят сохранить равновесие и какое-то ощущение стабильности, они думают, что смогут избежать проблем, просто не вникая в них слишком глубоко. Кое-кто понимает, что причиной яв­ляется гордость и неспособность смириться с тем, что вы ис­пытываете боль. Им не хотелось бы, чтобы другие заметили их уныние и стали считать слабаками.

Есть также люди, которым просто недостает сострадания или просто сочувственного интереса к жизни других людей. Некоторых просто ничего не волнует вследствие поверхност­ности их жизни и потому, казалось бы, болезненные ситуа­ции не затрагивают их психики. Им просто не присуще со­стояние пара-духкха-духкхи-крипам-буддхи, в котором человек чувствует как боль, так и радость других людей. Они не чувствуют никакой связи с другими, поэтому у них нет и причин для скорби. Они либо не имеют отношения к про­блеме, либо не хотят испытывать боли. У таких людей неиз­бежны различные проблемы и даже болезни, поскольку эмо­ции должны иметь какой-то выход.

Большинство преданных не считают скорбь частью ду­ховной жизни. Даже Кришна говорит в «Бхагавад-гите» Арджуне, что мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых. По­этому преданные избегают скорби, ибо хотят действовать на высочайшем уровне сознания Бога. Некоторые преданные считают, что пребывающий в сознании Кришны не должен скорбеть, поскольку мы не являемся телами. Писания реко­мендуют развивать отречение, а скорбь, похоже, указывает на привязанность. Поэтому человек предпочитает страдать, что называется, про себя, отрицая проблему и не думая о том, что позже она может проявиться еще более неблагоприятным об­разом. Бывает, что неприятие реальности, потрясение или гнев настолько захлестывают нас, что нежелание иметь дело с проблемой становится частью неприятия реальности. Ум может пытаться не придавать значения проблеме, но в результате мы просто подавляем свои чувства, постоянно бывая в смятении. Позже это все равно скажется на нашем характере и поведении.

И все же некоторые утверждения писаний, похоже, указы­вают на нежелательность скорби:

 

санджайа увача там татха крипайа&иштам

ашру-пурнакулекшанам

вишидантам идам вакйам

увача маадхусуданах

 

Санджая сказал: «Увидев, что Арджуна охвачен со­страданием и скорбью, а глаза его полны слез, Мадхусудана, Кришна, произнес такие слова».

(«Бхагавад-гита», 2.1)

 

В комментарии Шрила Прабхупада пишет:

«Мирское сострадание, скорбь и слезы выдают человека, забыв­шего свою истинную, духовную природу. Тот, кто сознает свою духовную природу, проявляет сострадание к вечной душе. В этом стихе примечательно слово «Мадхусудана». Некогда Гос­подь Кришна убил демона Мадху, и теперь Арджуна хочет, что­бы Кришна уничтожил демона сомнений, который завладел Арджуной и мешает ему исполнять долг. Люди не знают, на что следует направлять свое сострадание. Какой смысл сострадать одежде утопающего? Человека, тонущего в океане неведения, нельзя спасти, пытаясь вытащить его одежду, то есть спасая его материальное тело. Того, кто не знает об этом и скорбит об одежде, называют шудрой — человеком, который скорбит на­прасно» («Бхагавад-гита», 2.1, комментарий).

Когда преданные слышат этот стих, они могут подумать, Что всякая скорбь означает телесные представления о жизни. Однако этот стих не указывает на то, что все виды скорби Должны быть отнесены к категории майи, иллюзии.

 

Методы работы со скорбью

Ищите решение

 

Теперь нам хотелось бы предложить несколько техник, кото­рые помогают надлежащим образом работать со скорбью. Мы хотим действовать позитивно, чтобы скорбь в конечном счете приводила к внутреннему росту, развивала способность к со­переживанию и состраданию. Таким образом, мы выходим из кризиса сильными духовными воинами, готовыми помогать другим, особенно тем, кто застрял на более низких уровнях.

В «Шримад-Бхагаватам» (4.8.24) объясняется, что необхо­димо найти выход и направить свою энергию на разрешение проблемы, а не пребывать в скорби.

 

маитрейа увача эвам санджалпитам матур

аканйартхагамам вачах саннийамйатманатманам нишчакрама питух пурат

 

Великий мудрец Майтрея продолжал: «Совет ма­тери Дхрувы Махараджи, Сунити, должен был по­мочь ему добиться своей цели. Поэтому, тщатель­но все обдумав и сосредоточив свой ум на поставленной цели, он, преисполненный реши­мости, покинул отчий дом».

В комментарии Шрила Прабхупада пишет:

«И мать, и сын были до слез обижены словами, брошенными в лицо Дхруве Махарадже его мачехой, и тем, что отец не всту­пился за него. Но одними слезами делу не поможешь — необ­ходимо найти способ облегчить свои страдания. Поэтому и мать, и сын решили обратиться за помощью к Господу, найдя прибежище у Его лотосных стоп, ибо это единственный способ, позволяющий разрешить все материальные проблемы».

 

Практические методики

 

1. Ведение дневника или письмо могут помочь тому, кто скорбит о потере дорогого ему или ей человека. Можно написать письмо этому человеку и выразить в нем свои чувства; можно даже поговорить с ним, чтобы подвести отношения к логическому завершению.

2. Человеку, пребывающему в состоянии скорби, могут по­мочь те же вещи, которые мы рекомендовали для снятия стресса: физические упражнения, медитация, диета и т.д. Самовнушение и визуализация помогут занять ум и из­менить восприятие и поведение. Массаж помогает снять напряжение в физическом теле, которое тоже влияет на ум. Если человек не скорбит, это напряжение должно ку­да-то пойти. Некоторые специалисты утверждают, что оно идет в сердце и в руки, точно так же, как беспокойст­во оказывает воздействие на определенные органы тела.

3. Необходимо осознать, насколько важно делиться своими переживаниями с окружающими. В Эфиопии существует интересный ритуал: если у матери умирает ребенок, об­щина собирает всех ближайших друзей и родственников женщины, и все вместе они идут к ней домой. Там самый близкий ей человек произносит речь, и в это время все присутствующие вместе переживают наиболее болезнен­ные моменты. Все плачут, обнимают друг друга и делятся своими чувствами, тем самым давая возможность матери сразу освободиться от большей части боли. В результате ей гораздо легче пережить утрату. И остальные тоже по­нимают, что у них есть поддержка, за которой можно все­гда обратиться в трудную минуту. Если вас окружают со­страдательные и любящие люди, скорбящий будет чувствовать эту любовь и заботу и не станет жертвой тре­воги, одиночества, гнева или разочарованности.

Обычно мы относимся к людям безлично просто по­тому, что не знаем, как действовать. По этой причине мы можем даже избегать тех, кто страдает. Вместо того, что­бы дать им возможность поплакать и поделиться с нами своей болью, мы просто избегаем их. Но когда община поддерживает своих членов, разделяя с ними все испыта­ния, люди не будут бояться проявления скорби. Такая практика равносильна посланию: «Мы понимаем вашу боль и мы страдаем вместе с вами, потому что любим вас и заботимся о вас». Мы хотим, чтобы испытания укрепля­ли нас и наши отношения с людьми.

У американских индейцев есть поговорка: «После ночи скорби подумайте о том, как позаботиться о своих детях». По сути это означает, что необходимо уважать скорбь и реальность, и этим нужно воспользоваться для создания более крепких семей и общин. Как добиться того, чтобы трудности привели к последующему росту? Как сделать так, чтобы другим было легче пережить подобную ситуа­цию? Как сделать так, чтобы, подобно трагическому герою, извлечь из этого опыта глубокое понимание? Как стать в результате более могущественным духовным воином? 4. Страха, гнева и скорби не существует. Что имеется в виду под этим утверждением? Какой у них вес и цвет, как они выглядят? Можете ли вы нарисовать их, увидеть или по­говорить с ними? На самом деле их не существует. Их существование зависит только от нашего восприятия, ос­нованного на прошлом опыте. Зачастую внешние обстоя­тельства формируют определенное умонастроение, хотя сама по себе скорбь не связана с этими событиями. Не су­ществует такого объекта, как скорбь. Это просто наше восприятие ситуации. Это означает, что скорбь, гнев и де­прессия нуждаются в «гостеприимном хозяине». Им необ­ходимо, чтобы кто-то их пригласил и накормил. Мы должны относиться к скорби как к заехавшему ненадолго гостю. Он может пожить у нас несколько дней, но рано или поздно ему придется уехать. Мы можем оставить их у себя дома навсегда, а можем, оказав им должный прием, через какое-то время проводить за порог. Мы создаем скорбь своим восприятием ситуации и сами же превраща­ем ее в самостоятельную сущность.

5. В любом страдании заложен глубинный смысл, который мы должны распознать. Мы можем рассматривать мир только как юдоль страданий, что приведет к цинизму и депрессии, или же понимать, что Бог допускает страда­ния ради исправления живых существ. Вместо того, что­бы считать Бога немилосердным тираном и автократом, мы можем согласиться с тем, что скорбь является частью материальной реальности. Это естественный и полезный опыт, если мы учимся на нем.

6. В конце концов, когда мы обретаем истинное знание, мы перестаем скорбеть. Тот, кто пребывает в знании, испы­тывает радость и чувство защищенности, ибо знает, что Кришна позаботится о нем. Это, однако, не означает, что мы не должны уделять внимание конкретным проблемам и их разрешению, поскольку это помогает нашему про­грессу. В лекции, прочитанной Шрилой Прабхупадой по «Шримад-Бхагаватам» (6.1.15), он объясняет, что мы бу­дем испытывать радость и забудем о скорби, когда обре­тем истинное знание:

«Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: брахма-бхутах прасан-натма (БГ, 18.54). Как только вы обретаете знание, вы преис­полняетесь радости. Во-первых, вы радуетесь тому, что осознае­те, каким глупцом были раньше: «Как долго я придерживался ошибочных представлений!» Во-вторых, вы радуетесь: «Теперь я больше не глупец. Раньше я считал себя Богом, но теперь я понял, что являюсь вечным слугой Бога». Так человек обрета­ет освобождение и становится прасаннатмой, радостным, по­тому что теперь он занимает правильную позицию. Брахма-бхутах прасаннатма, на шочати на канкшати (БГ, 18.54). На шочати. Он не скорбит. Если человек знает, что является маленькой духовной искоркой, находящейся под защитой Все­вышнего Господа, то о чем ему скорбеть? Подобно маленькому ребенку, он ничего не боится, когда отец рядом. Он знает: «Ес­ли возникнет какая-то опасность, мой отец рядом. Никто не до­тронется до меня». Точно также, предаться — значит иметь полную веру: «Я ничего не боюсь, потому что Бог, Кришна, за­щищает меня. Теперь я полностью предался, прасаннатма»».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.233 (0.015 с.)