Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список военнослужащих части, совершивших проступки, связанные с нарушениями уставных правил взаимоотношений в 2015 г.

Поиск
№ п-п Дата совершения В/звание, ФИО военнослужащего Характер нарушения Принятые меры
         
  10.01.15 Младший сержант П. Во время репетиции художественной самодеятельности в комнате досуга роты за отказ покинуть помещение комнаты ударил рядового М. Вечером после отбоя вызвал его после отбоя и снова ударил по лицу. Снижение в должности.

Продолжение таблицы 3

         
  3.02.15 Ефрейтор С. Будучи разводящим в карауле, беспричинно в караульном помещении нанёс несколько ударов кулаком караульному рядовому Б. После возвращения из караула в казарме ударил ещё один раз. Строгий выговор.
  13.02.15 Ефрейтор Е. Будучи дежурным по роте, ударил кулаком в лицо дневального рядового И. за невыполнение его команды по вызову дневального свободной смены. Строгий выговор.
  6.04.15 Рядовой С. В спальном помещении казармы роты в вечернее время в ходе борьбы по неосторожности перочинным ножом нанёс порез мягких тканей спины рядового А. Военной прокуратурой вынесено постановление о прекращении уголовного дела.
  10.04.15 Рядовой К. Находясь на лечении в лазарете, нанёс несколько ударов в грудь рядовому А. Строгий выговор.
  31.05.15 Младший сержант А. В ходе ссоры возле солдатской столовой с военнослужащим хозроты рядовой Д. ударил его. Строгий выговор.
  30.06.15 Рядовой В. В караульном помещении №1 в ходе ссоры на почве личных отношений ударил рядового С. Строгий выговор.
  5.07.15 Рядовой П. Будучи выводным на гарнизонной гауптвахте, избивал рядового Л. 9.10.15 г. приговорён к лишению свободы сроком на 1 год.

Окончание таблицы 3

         
  23.08.15 Рядовой М. В казарме в ответ на словесное оскорбление ударил рядового Н. Строгий выговор.
  8.09.15 Рядовой Т. В солдатской столовой на почве личных отношений ударил рядового Д. Строгий выговор.
  28.09.15 Рядовой Д. В солдатской столовой на почве личных отношений ударил рядового Т. Строгий выговор.
  7.11.15 Рядовой Л. В расположении роты в ночное время избивал и заставлял отжиматься от пола рядового С. 24.12.15 г. приговорён к лишению свободы сроком на 1 год.
  12.12.15 Рядовой Ш. В спальном помещении роты после смены с караула после ссоры ударил рядового С. 20.12.15 г. военной прокуратурой возбуждено уголовное дело.

 

Рассмотрим функционирование механизма нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в период прибытия пополнения в подразделение, в котором существуют негативные нормы поведения, и личный состав различных периодов военной службы уже выполняют определенные ролевые функции. Терминология может быть разной, но суть остается одна – жаргонная иерархия в соответствии с периодом военной службы.

Каждый из двух периодов службы имеет в условиях «неуставщины» специфические, четко выраженные социально-психологические роли, исполнение которых обеспечивает военнослужащим второго периода службы «казарменный комфорт» за счет военнослужащих первого периода службы.

Прибывшие в подразделение военнослужащие находятся в психологической изоляции и являются объектом постоянных негативных воздействий со стороны военнослужащих второго периода службы. При этом наиболее злостным нападкам подвергаются военнослужащие, сопротивляющиеся неправомерным требованиям, а также слаборазвитые в различных отношениях военнослужащие, которым вменяется роль «козлов отпущения».

Прослужившие полгода военнослужащие, находясь в меньшинстве, несут большую психологическую и физическую нагрузку. Они выступают в качестве проводников идеи безропотного подчинения. Для этой группы военнослужащих ожидание пополнения связано, прежде всего, со своей разгрузкой.

При доброжелательном отношении к прибывшим военнослужащим они могут участвовать в насаждении и укреплении негативных (неуставных) норм поведения, во-первых, передачей приспособленческой информации и тем самым создают (иногда бессознательно) мнение у молодых солдат о неизбежности давления старшим призывом.

Во-вторых, личным примером запуганного, готового к полному повиновению человека. То есть отказом от борьбы против неуставных взаимоотношений, за свое и своих товарищей достоинство, боязнью или нежеланием создавать конфликт с теми, кто оказывает давление, насаждая и утверждая негативные явления.

Другая категория указанных военнослужащих держит дистанцию, проявляя недоброжелательность. Страх перед военнослужащими, прослужившими более полгода, переходит у них в рабскую готовность следовать по проторенному пути неуставных взаимоотношений, готовность стать им подобными.

Военнослужащие, прослужившие полгода, являются непосредственными исполнителями санкций. Они переходят к делу без раскачки, и первые унижения молодой солдат терпит от них. Публичная, в том числе в присутствии начальника, демонстрация наглости, развязность речи, нарушения формы одежды, разговорчивость и даже пререкания с начальником действуют на вновь прибывшего солдата убедительно. А получаемые тычки и пинки, в якобы дружеском тоне, с резкой сменой мимики действуют угнетающе.

Военнослужащие, оканчивающие службу, выступают в качестве основных организаторов и контролеров за соблюдением негативных ролевых предписаний каждым военнослужащим в подразделении. Поддерживая в целом негативные (неуставные) нормы, они не допускают в своем присутствии прямого насилия, издевательства. Ими обеспечивается руководство деятельности военнослужащих, прослуживших полгода. Они регулируют давление на военнослужащих, прослуживших менее полгода, которые организуют подготовку к увольнению, закупки, доставку (воровство) различного имущества, сбор денег и т.д. Некоторые из них берут личную опеку над земляками или своей заменой. Хотя на остальных такая опека не распространяется.

Каково место и роль младших командиров в рассматриваемый период?

Схема давления такая же, только цель другая - включить на вновь прибывших солдат силу приказа, насадить младшим командирам негативные (неуставные) нормы поведения, характерные для данного воинского коллектива, лишить подразделения младших командиров.

Не позже, чем через 6-10 дней после прибытия специалистов и младших командиров из высшей школы младших специалистов, система взаимоотношений приходит в равновесие.

В подразделениях, где имеются «неуставные проявления», существует какая-то монополия на хорошее настроение или право на улыбку. То есть соблюдается принцип: «Мне плохо, когда другому хорошо».

Появление у военнослужащих более позднего периода военной службы либо хорошего настроения, либо удовлетворения чем-то (например, поощрением) вызывает у «негативных лидеров» мгновенную реакцию. Усиливая давление, они быстро добиваются угнетенного настроения у тех, кому еще не положено улыбаться, или иметь «много» свободного времени. Сами же проявляют активность в налаживании взаимоотношений с офицерами, прапорщиками. Откровенничают о своих домашних проблемах, заваливают просьбами привезти хорошую книгу, пластинку, открытку, достать какую-то дефицитную вещь и т.д. с переходом на просьбы по отправке альбомов, посылок (с ворованными вещами) и т.д.

В целом, в разных подразделениях и на разных уровнях их развития можно различать следующие степени давления в структуре взаимоотношений между военнослужащими, как показано в таблице 4.

Таблица 4

Степени давления в структуре взаимоотношений

Между военнослужащими

Степень давления Общая характеристика Характеристика обстановки в воинском коллективе
     
Чрезмерная - для насаждения и поддержания негативных (неуставных) норм давление уже не требуется; - хулиганство поощряется со стороны пополнения полным повиновением; - со стороны начальников полным неведением или нежеланием замечать происходящее (непринятие мер и т.д.) - полное повиновение личного состава до года службы и безусловное выполнение всеми ролевых функций; - жестокость и издевательства носят массовый характер; - у личного состава растет озлобленность против командиров и начальников и наоборот. В индивидуальных беседах отсутствует откровенность; - рукоприкладство со стороны начальника возносится в ранг главного воспитательного фактора; - сержантский состав и военнослужащие с положительной направленностью деморализованы и силой не обладают

Продолжение таблицы 4

     
Средняя - давление требуется только для поддержания повиновения; - уменьшается число активных нарушителей; - командиры и начальники научились глубоко вникать в происходящие процессы; - чаще принимаются меры к нарушителям - в целом полное повиновение прослуживших менее года, появление случаев отказа от соблюдения ряда негативных (неуставных) норм после полгода службы (нежелание издеваться над сослуживцами и др.); - исчезают массовые издевательства, при групповом оскорблении снижена жестокость; - уменьшается количество озлобленных за непринятие мер, растет доверие к командирам и начальникам, появляется откровенность; - факты рукоприкладства становятся единичными, появляются жалобы на них; - сержантский состав, актив и военнослужащие с положительной направленностью пытаются препятствовать избиениям, но на серьезные конфликты с неформальными лидерами-инициаторами нарушений не идут
Остаточная Степень давления проявляется по инерции, а состояние взаимоотношений в таком воинском коллективе подготовлено для перехода на уставные правила взаимоотношений  

 

В настоящее время нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими характеризуются следующими чертами:

- устойчивой системой воззрений, своего рода «идеологией неуставщины», разделяемой практически всеми военнослужащими, что способствует живучести казарменной, негативной традиции, более или менее выраженной в различных подразделениях;

- детальной регламентацией «прав и обязанностей»;

- сокрытием фактов нарушений уставных правил взаимоотношений практически на всех уровнях, круговой порукой в подразделениях;

- неумением части офицеров, прапорщиков бороться с нарушениями уставных правил взаимоотношений, при попустительстве с их стороны изощренность нарушений усиливается, единичные случаи быстро перерастают в групповые привычки, негативные традиции;

- быстротой восстановления, легкостью видоизменения их там, где они строго преследовались, и, казалось бы, были искоренены [3, С. 46].

Наиболее важным в социально-психологической характеристике военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, является учет специфических проявлений и противоречий, свойственных юношескому возрасту на стадии перехода к зрелости.

Период призыва в армию по возрастным особенностям совпадает с процессом продолжающегося становления взрослого человека. В этот период типологические особенности характера еще не сглажены жизненным опытом и могут выделяться в виде акцентуаций, напоминающих аномальные отклонения или сходные с ними. В 18-20-летнем возрасте все еще сильно влияние “подросткового комплекса” на поведение военнослужащих. Для многих из них характерны изменчивость настроения, особая чувствительность к оценке другими своей внешности, своего статуса в коллективе и микро группе. В этом возрасте у человека идет бурное формирование характера, убеждений, направленности личности, мировоззренческих позиций, стереотипов взаимоотношений с людьми.

К 18 годам нервная система, органы чувств достигают уровня развития взрослого человека, что обеспечивает четкость и быстроту взаимодействия всех органов тела. Вместе с тем, в связи с интенсивностью физического развития, а также недостаточностью опыта управления собой, у молодого человека процессы возбуждения обычно превалируют над процессами торможения. В таком возрасте у молодого человека уже сформированы некоторые черты характера, выработаны определенные стереотипы поведения и взаимоотношения с окружающими. Условия военной службы требуют пересмотра многих сформированных черт, а это достаточно сложный процесс психологической перестройки и ломки характера.

18-20 лет – это период бурного формирования потребностей человека, в частности, он совпадает с кульминационным периодом половой активности у мужчин. Невозможность в армейских условиях удовлетворить многие возникающие потребности ведет к фрустрации, порождает психологическую напряженность и может толкнуть военнослужащих для удовлетворения потребностей на поиск аморальных, а в некоторых случаях и незаконных средств. Кроме того, в настоящее время в молодежной среде получили распространение наркомания, пьянство, сексуальная распущенность, цинизм, снижение ценностей человеческой жизни, неверие в идеалы, а также другие социальные болезни и беды, которые молодежь несет в армию [10, С. 77].

По материалам социально-психологического изучения 25 солдат, представленных как наиболее склонных к неуставным взаимоотношениям, был составлен социально-психологический портрет военнослужащего по призыву, склонного к неуставным взаимоотношениям.

1. Жизненные обстоятельства (наиболее выраженные):

- имеют неполное среднее образование - 11 (44%);

- родители били в детстве - 12 (48%);

- не были (или сомневаются, что были) любимым ребенком в семье - 9 (36%);

- занимались до службы боксом, восточными единоборствами и т.п. - 13 (52%);

- имели среди друзей до службы отбывавших уголовное наказание или находившихся под следствием - 8 (32%);

- плохое материальное положение семьи - 9 (36%);

- испытали в той или иной мере неуставные взаимоотношения (в т.ч. физическое насилие), будучи молодыми солдатами - 13 (52%).

Менее выраженные:

- кто-то из членов семьи злоупотребляет алкоголем - 5 (20%);

- кто-то из членов семьи имел приводы в милицию, судимость - 5 (20%);

- часто дрались до службы - 5 (20%);

- испытали неуставные взаимоотношения в гражданских учебных заведениях, где учились до службы - 6 (24%).

2. Что больше оказывает влияние на процесс формирования некоторых взглядов и убеждений. Самооценка выраженности ряда черт характера (наиболее выражены):

- вообще не любят читать книги - 9 (36%);

- любят (или склоняются к этому) читать книги с описанием элементов насилия - 11 (44%);

- нравятся фильмы с элементами насилия - 16 (64%);

- нравятся спортивные передачи, где соперники наносят друг другу удары, повреждения - 20 (80%);

- имеют жизненный идеал, который привлекает прежде всего внешними физическими данными - 9 (36%);

- редко задумываются о последствиях своих поступков - 7 (28%);

- признаются, что не всегда соблюдают нормы морали и нравственности - 13 (52%);

- считают, что испытали в жизни достаточно, чтобы учить других - 8 (32%);

- считают, что люди бывают или только хорошие, или только плохие - 7 (28%).

Менее выраженные:

- считают (или склоняются к этому) себя злым человеком - 5 (20%);

- считают (или склоняются к этому), что у них есть ненависть к другим людям - 5 (20%);

- считают (или склоняются к этому) себя агрессивным - 6 (24%);

- в состоянии опьянения ведут себя возбужденно, агрессивно - 5 (20%);

- не задумываются о том, что кому-то бывает плохо от их поступков - 5 (20%);

- считают, что имеют мало представления о нормах морали и нравственности - 5 (20%);

- не могут в любой ситуации контролировать свои действия - 5 (20%)

- считают, что не всегда могут принять всю меру ответственности за совершенные поступки - 5 (20%).

Отношение к себе и потенциальные возможности к изменению поведения:

- не довольны собой (или близки к этому) в настоящее время - 9 (36%);

- считают, что имеют отрицательные качества, от которых хотели бы избавиться - 17 (68%);

- если бы представилась возможность, то что-то изменили бы в своей жизни - 15 (60%);

- хотели бы в чем-то измениться - 14 (56%);

- не хотели бы встречаться с родителями тех солдат, которые подвергались в части неуставным взаимоотношениям - 20 (80%).

Из материалов социально-психологического изучения видно, что основной проблемой нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими является отклонение от морально-этических норм, которое образуется в результате воспитания каждого человека в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Из этого следует, что для решения этой проблемы необходимо разработать меры по предупреждению неуставных правил взаимоотношений между военнослужащими, спроектировать основные направления деятельности командиров и начальников по сплочению воинских коллективов и формированию уставных взаимоотношений в части, проводить государственно-патриотическое воспитание личного состава.

 


Заключение

 

Конфликт – это столкновение противоположно направленных интересов, позиций партнёров, сопровождаемое психическим напряжением и возникновением негативных эмоциональных состояний.

Конфликты препятствуют поддержанию высокой боевой готовности воинской части в целом и требуют вмешательства. Но также следует отметить, что конфликты играют и положительную роль в жизни части, служа своего рода барометром, определяющим благополучность отношений между военнослужащими, их вовлеченность в работу и стремление уделять ей как можно больше времени.

Командир должен быть в курсе происходящего в его подразделении и контролировать ситуацию. Так, он не должен допускать столкновения полномочий между военнослужащими.

В воинской части конфликты:

- ведут к разобщённости и ухудшению социально-психологического климата в коллективе;

- снижают мотивацию военнослужащих;

- ведут к снижению эффективности отдельных военнослужащих и целых подразделений;

- подрывают доверие к командованию.

Конфликт - явление многоуровневое, и его регулирование в каждом отдельном случае уникально и неповторимо, так как зависит от личностных характеристик работников, их профессиональной деятельности и должностного уровня. В целом, управление конфликтом должно обеспечивать два наиболее значимых процесса: возможность его избегания и способность остановить конфликт раньше, чем он сможет принести огромный материальный, моральный и нравственный ущерб, как для каждого военнослужащего, так и для дальнейшего поддержания боевой готовности части в целом.

Важным условием укрепления уставных взаимоотношений в части и подразделении является совершенствование организаторской работы командиров всех звеньев, их профессиональный опыт, ответственное отношение к исполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и к подчиненным, сочетаемая с заботой о них.

Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений является главным условием высокой воинской дисциплины, поддержания подразделения в постоянной готовности к выполнению боевых задач.

Укреплению воинских коллективов способствует целенаправленная повседневная деятельность по воинскому, правовому и нравственному обучению военнослужащих, строгое соблюдение правил, установленных законами и воинскими уставами РФ, постоянное обеспечение командирами и начальниками улучшения быта своих подчиненных, улучшение их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений, своевременная реакция на малейшее проявление «дедовщины», «землячества» и других неуставных традиций.

Сплочение воинских коллективов, формирование в них уставных взаимоотношений и профилактика нарушений их правил является важным участком в деятельности командиров и офицеров органов воспитательной работы по обеспечению высокой боевой готовности и боеспособности полка, а в боевой обстановке – выполнения боевых задач. Центральное место в деле сплочения воинских коллективов и формирования в них уставных взаимоотношений принадлежит планомерной, непрерывной и целеустремленной воспитательной работе со всеми категориями военнослужащих, сочетанию организаторской и информационной работы, комплексному осуществлению государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, интернационального и религиозного воспитания, сочетанию массовых форм с индивидуальными, осуществлению обучения и воспитания как руководителей, так и подчиненных.

Командиры частей и подразделений должны постоянно вести активную деятельность по повышению уровня дисциплины и организованности военнослужащих. Все эти компоненты являются надежным гарантом Вооруженных Сил в выполнении возложенных на них ответственных задач по защите нашей Родины.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.62.221 (0.012 с.)