Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Линии или потоки развития

Поиск

1. Важное исследование Говарда Гарднера, посвященное множественности интеллекта, представляет собой пример относительно независимых потоков развития, и я многим обязан его важным концепциям. Кроме того, Гарднер одним из первых использовал термины «волны» и «потоки», что я с благодарностью признаю.

Я настойчиво рекомендую вам все его книги. В таблице 8 суммированы результаты исследований Гарднера, посвященных некоторым универсальным волнам развития (через которые развертываются различные потоки). Более подробное обсуждение его важных открытий см. в книге The Eye of Spirit.

В настоящий момент в когнитивных исследованиях доминирует теория модулей, согласно которой мозг/ум состоит из множества независимых эволюционных модулей, от лингвистических до когнитивных и моральных. Эти модули во многом сходны с тем, что я называю относительно независимыми линиями или потоками развития, но с двумя важными оговорками. Все модули описываются с точки зрения третьего лица на языке «оно», и при этом игнорируются (или даже агрессивно отрицаются) феноменальные реальности с точки зрения первого лица (как будет показано, модули находятся в Верхнем-Правом секторе). Далее, сторонники теории модулей яростно отрицают существование какой бы то ни было трансцендентальной самости или единства сознания. И в то же время, согласно их собственной теории и данным, индивиды могут осознавать эти модули и, порой, даже не считаться с ними. Если вы можете не считаться с модулем, то вы — нечто большее, чем просто модуль.

2. См. Shaffer, Social and Personality Development; Commons et al., Adult Development, vols. 1 and 2; Commons et al., Beyond Formal Operations; Sinnott and Cavanaugh, Bridging Paradigms; Sinnott, Interdisciplinary Handbook of Adult Lifespan Learning, Loevinger, Ego Development; Kegan, The Evolving Self and In Over Our Heads; Beck, Spiral Dynamics; Wade, Changes of Mind; Miller and Cook-Greuter, Transcendence and Mature Thought in Adulthood; Alexander and Langer, Higher Stages of Human Development, Broughton, Critical Theories of Psychological Development, and Sroufe at al., Child Development.

О различных родственных аспектах развития см. также Cicchetti and Beeghly, The Self in Transition; Mendelsohn, The Synthesis of Self (4 vols.); Parsons and Blocker, Aesthetics and Education; Clarkin and Lenzenweger, Major Theories of Personality Disorder; Dawson and Fischer Human Behavior and the Developing Brain; Mitchell, Relational Concepts in Psychoanalysis; Kramer and Akhtar, Mahler and Kohut; Dana, Multicultural Assessment Perspectives for Professional Psychology; Segal et al., Uniting Psy chology and Biology; Siegler, Children's Thinking; Ausbel, Ego Development and Psychopathology; Ribaupierre, Transition Mechanisms in Child Development; Csikszentmihalyi, The Evolving Self, Murphy et al., The Physical and Psychological Effects of Meditation; Hedaya, Understanding Biological Psychiatry; Ellenberger, The Discovery of the Unconscious; Reed, From Soul to Mind; Messer and Warren, Models of Brief Psychodynamic Therapy; Kagan and Lamb, The Emergence of Morality in Young Children; Nucci, Moral Development and Character Education; Wren, The Moral Domain; Haan et al., On Moral Grounds; Flavell et al., Cognitive Development. См. также прим. 8.11 и 8.20.

Кольберг и Армон (Kohlberg and Armon) (в Commons et al., Beyond Formal Operations) выделяют три различных типа стадийных моделей: эпигенетический (напр., Erikson); мягких стадий (напр., Loevinger, Kegan, Perry, Gilligan, Fowler); и жестких стадий (напр., Пиаже и Кольберг). Большинство существующих моделей поэтапного развития представляют собой модели мягких стадий. Мы могли бы добавить микростадийные модели, которые представляют те стадии развития, которые могут повторяться с приобретением любого нового навыка или признака. Если не оговорено специально, в моем употреблении термин «стадии» (или «этапы») означает все четыре типа. Все представленные мной уровни и линии развития содержат свидетельства принадлежности к той или иной из этих стадийных концепций. В то же время, общее пространство развития, показанное в таблицах, свидетельствует о том, что за него, отчасти, ответственны жесткие стадии, и эти жесткие стадии, по существу, представляют собой базовые волны в Великом Гнезде.

3. Подробнее об этих широких исследованиях см. прим. 2.2; см. также The Eye of Spirit.

Глава 3. Самость

1. Я описываю самость в первом лице как самоощущение и в третьем лице как систему самости, причем и то, и другое укоренено в диалектических интерсубъективных событиях на уровне второго лица. См. The Eye of Spirit.

Прекрасной антологией подходов к самости, организованной вокруг идей Кохута (Kohut), но не ограничивающейся ими, является книга: Detrick and Detrick, Self Psychology: Comparisons and Contrasts. См. также работы следующих авторов: Edinger, Neumann, Blanck and Blanck, Kernberg, Winnicott, Masterson, Jung, Assagioli, Almaas, Baldwin, Mead, Erikson, Graves, Loevinger, Broughton, Lacan, Cook-Greuter, Kegan — взгляды большинства из них обсуждаются в этой и следующей главе и представлены в таблицах.

2. См. Shaffer, Social and Personality Development; Kegan, The Evolving Self and In Over Our Heads; Beck, Spiral Dynamics; Loevinger, Ego Development; Wade, Changes of Mind; Miller and Cook-Greuter, Transcendence and Mature Thought in Adulthood; Alexander and Langer, Higher Stages of Human Development; Commons et al., Beyond Formal Operations and Adult Development, vols. 1 and 2; Broughton, Critical Theories of Psychological Development; Sinnott and Cavanaugh, Bridging Paradigms; Sinnott, Interdisciplinary Handbook of Adult Lifespan Learning, Sroufe at al., Child Development.

3. В континууме от «Я-Я» до «Я» и объективного «я», «эго» Лёвинджер — которое она определяет как сознательную «Я»-концепцию или «Я»-представление — находится точно посередине между непосредственным «Я» и периферическим «я», и его можно было бы назвать «Я/я»: оно представляет собой индивидуальную самость постольку, поскольку может непосредственно становиться объектом познания и, таким образом, сообщаться другим людям. Я обычно включаю это «Я/я» в непосредственную самость, но вся суть в том, что эта шкала постоянно является скользящей в ходе развития, по мере того как каждое «Я» становится объективным «я», и так до бесконечности (см. The Eye of Spirit). Развитие и углубление идей Лёвинджер см. работы Сюзанны Кук-Гройтер (Cook-Greuter), напр., Transcendence and Mature Thought in Adulthood, а также Commons et al., Adult Development 2.

4. См. The Atman Project (CW2).

5. См. Transformations of Consciousness.

6. См. William James, Principles of Psychology и The Will to Believe; Rollo May, Love and Will; Assagioli, The Act of Will.

7. См., напр., George Vaillant, Wisdom of the Ego (1993). См. также прим. 8.20.

8. О механизме преобразования состояний в устойчивые структуры см. прим. 10.4.

9. Говоря конкретнее, самость выполняет множество важных функций: (непосредственная) самость представляет собой локус самотождественности (соединения различных элементов для создания самоощущения); источник воли (самость от природы стремится к добру); локус интерсубъективности (самость по своей природе является социальной, диалектической самостью, стремящейся к справедливости и заботе); источник эстетических способностей (самости внутренне присуще стремление к красоте); центр метаболизма (самость метаболизирует опыт для построения структур); локус когнитивных способностей (самости внутренне присуща способность к ориентации во внешнем объективном мире); центр интеграции (самость интегрирует функции, модусы, состояния, волны и потоки сознания). Это, по большей части, функциональные инварианты, и потому лишь немногие из них перечислены в таблицах, которые фокусируются на диахронических элементах; однако самость и ее функции представляются абсолютно необходимыми в любой интегральной психологии.

10. Буддисты иногда возражают, что я игнорирую буддийскую доктрину анатта, или «не-я», но на самом деле я использую доктрину буддизма махаяны об относительной реальности «я» и дхарм; здесь я обсуждаю функции относительно реальной системы самости. Вслед за Нагарджуной, я отрицаю представление Тхеравады о самости, как неполное и непоследовательное. См. подробное обсуждение этой темы в книге Sex, Ecology, Spirituality, 2nd ed. (CW6), глава 12, примечание 1. См. также раздел «Самость и ее патологии» в главе 8 данной книги. См. обсуждение относительной реальности самости и патологий, возникающих, когда эта самость не является хорошо сформировавшейся, в книге Transformations of Consciousness.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.212 (0.007 с.)