Время возникновения базовых волн 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Время возникновения базовых волн



В крайней левой колонке таблицы 3а указан средний возраст, в котором возникают те или иные базовые структуры сознания, вплоть до формального ума. Данные исследований дают основание считать, что у большинства людей одни и те же структуры формируются в примерно одном и том же возрасте — как я предположил, просто потому, что коллективное развитие (или эволюция) в целом уже достигло формального уровня (тогда как уровней, лежащих выше формального, до которых коллективная эволюция еще не дошла, человек должен достигать собственными усилиями — и снова, отчасти потому, что они представляют собой более высокие потенциальные возможности, а не что-то, данное изначально).11

Традиции нередко подразделяют весь жизненный путь человека на «Семь Возрастов», и каждый возраст подразумевает адаптацию к одному из семи базовых уровней сознания (таких, как семь чакр: физическая; эмоционально-сексуальная; низшая; средняя; и высшая ментальная; душевная; и духовная), причем считается, что каждая из семи стадий занимает семь лет. Так, в течение первых семи лет жизни человек адаптируется к физическому миру (особенно следует выделить пищу, выживание и безопасность). В течение следующих семи лет происходит адаптация к эмоционально-сексуально-чувственному измерению (достигающая кульминации при половой зрелости). Третий семилетний период (обычно, юность) связан с возникновением логического ума и с адаптацией к его новым перспективам. Это подводит нас к возрасту около 21 года, где общее развитие многих индивидов, как правило, приостанавливается.12 Но если развитие продолжается, то каждый следующий семилетний период приносит возможность выхода на новый, более высокий уровень эволюции сознания, и потому в таблице 3а я в скобках указал примерный возраст, соответствующий каждой из более высоких базовых структур. Конечно, это не больше чем обобщение, и есть множество исключений, однако оно наводит на размышления.

Почему «семь возрастов», а, например, не десять? Опять же, точное количество отдельных цветов в радуге в значительной мере зависит от субъективного выбора. Однако представители вечной философии и психологии обнаружили, что сколько бы тонких подразделений мы ни производили с той или иной целью (например, в некоторых видах медитации выделяют около 30 различных специфических этапов), тем не менее, есть смысл говорить о функциональных группах базовых волн Великого Гнезда. Существует смысл, в котором все материальные уровни и подуровни (кварки, атомы, молекулы, кристаллы) являются материальными, а не биологическими (например, они не способны размножаться половым путем). Точно так же, существует смысл, в котором все ментальные уровни и подуровни (образы, символы, концепции, правила) являются ментальными а, скажем, не психическими или тонкими. Другими словами, даже если иногда оказывается полезно различать десятки (или даже сотни) тонких градаций цветов радуги, есть также веские причины говорить, что в основном в большинстве радуг всего шесть или семь главных цветов.

Именно это вечная философия подразумевает под «Семью возрастами человека» или семью чакрами или базовыми структурами. По разным причинам, я обнаружил, что хотя можно легко выделить около двух дюжин базовых структур (например, форма, ощущение, восприятие, экзоцепт, побуждение, образ, символ, эндоцепт, понятие, правило и т. д.), тем не менее их можно объединить в семь — десять формальных групп, которые отражают легко узнаваемые стадии (как будет видно на протяжении всей этой книге). Эти функциональные группы базовых структур я привожу под очень общими названиями, которые также перечислены в левой колонке всех таблиц: (1) сенсомоторная группа; (2) фантазменно-эмоциональная (или эмоционально-сексуальная) группа; (3) репрезентирующий ум (аналогичный общему дооперационному мышлению); (4) ум правила/роли (аналогичный конкретно-операционному мышлению), (5) формально-рефлексивное; (6) зрительно-логическое, (7) психическое, (8) тонкое, (9) каузальное и (10) недвойственное.13 И снова, это просто ориентирующие обобщения, но они дают нам удобный способ оперировать с огромным количеством данных и свидетельств. Но ни одно из этих обобщений не помешает нам в случае необходимости использовать более подробные либо более упрощенные карты.

Когнитивное развитие*
и великое гнездо бытия

Великое Гнездо — это действительно великая холархия бытия и познания: уровней реальности и уровней познания этих уровней. То есть, представители вечной философии считали одинаково важными и онтологию, и эпистемологию, как неразделимые аспекты великих волн реальности. Современность сочла необходимым дифференцировать онтологию и эпистемологию, что можно было бы только приветствовать, если бы современность или постсовременность завершили развитие и интегрировали эти разграничения, однако все кончилось лишь тем, что эти два аспекта оказались совершенно оторванными друг от друга; и современность, доверяя только собственной изолированной объективности, занялась исключительно эпистемологией, тогда как онтология навсегда безвестно канула в черную дыру субъективизма.

Таким образом, Великая Цепь, в той мере, в какой современность вообще ее признает, стала просто иерархией уровней познания — то есть, иерархией когнитивных способностей, наподобие той, что изучал Пиаже. Такой подход является не столько неверным, сколько ужасно однобоким, оставляя без внимания уровни реальности, которые должны обосновывать познание (или, что не менее грустно, признавая только сенсомоторный уровень реальности, которому должно точно соответствовать любое познание, чтобы считаться «истинным»). Тем не менее, если мы на время сосредоточимся только на познании — и поскольку несомненно истинно, что Великая Цепь отчасти представляет собой огромный спектр сознания — тогда вопрос можно поставить так: является ли развитие Великой Цепи на индивидуальной уровне тем же самым, что и когнитивное развитие?

Не совсем так. Прежде всего, безусловно можно считать, что Великое Гнездо отчасти представляет собой великий спектр сознания, каковым оно является. Согласно одному из словарных определений, «когнитивное» — это «относящееся к сознанию». Если следовать этому определению, можно считать, что развитие Великого Гнезда (которое на индивидуальном уровне включает в себя развертывание более высоких и всеобъемлющих уровней сознания) в общих чертах весьма сходно с когнитивным развитием, коль скоро мы понимаем, что «познание» или «сознание» охватывают диапазон от подсознательного до самосознания и сверхсознательного, и что они в равной мере включают в себя как внутренние, так и внешние модусы осознавания.

Как я говорил, проблема состоит в том, что «познание» приобрело в западной психологии очень узкое значение, которое исключает большую часть из вышеперечисленного. Оно стало означать восприятие внешних объектов. Тем самым были исключены все виды «сознания» или «осознавания» (в широком смысле — например, эмоции, сновидения, творческие видения, тонкие состояния и пиковые переживания). Если содержанием сознания не был какой-либо эмпирический объект (камень, дерево, автомобиль, организм), то говорилось, что оно не обладает когнитивной достоверностью. И это относится ко всем действительно интересным состояниям и модусам сознания.

Пиаже еще больше сузил значение познания и свел его к видам логико-математических операций, которые, как он заявлял, лежат в основе всех других линий развития во всех других областях. На этом этапе сознание как «познавательная способность» было сведено к восприятию одних лишь плоских и унылых поверхностей эмпирических объектов (что мы будем называть «флатландией»). Попросту говоря, любое осознавание, которое видело перед собой что-то иное, чем мир научного материализма, не считалось «подлинным» осознаванием, подлинным «познанием».

В этом смысле, развитие Великого Гнезда на индивидуальном уровне — это совершенно определенно не «когнитивное развитие». И все же, если мы более внимательно рассмотрим схему Пиаже — и то, что большинство последующих психологов имели в виду под «когнитивным развитием» — то можем обнаружить некоторые очень интересные (и очень важные) — хотя и ограниченные — аналогии.

Прежде всего, западные психологические исследования когнитивного развития все же рассматривают определенный тип сознания, сколь бы узким и ограниченным он иногда не был. Так, например, то, что Пиаже изучал как формально-операционное мышление — которое он понимал как специфическую математическую структуру — это один правомерный способ получить срез потока сознания в этой точке, но он вовсе не исчерпывает все срезы (или моментальные фотоснимки) сознания, которые можно получить на этом конкретном изгибе Реки. Существует множество других, не менее достоверных подходов к определению сознания на этом этапе — от ролевого отождествления до эпистемологических стилей, мировоззренческих систем и моральных побуждений. Но сосредоточиваясь исключительно на когнитивном развитии, Пиаже, по крайней мере, выдвигал на передний план центральное значение развития сознания, хоть и воспринимал его порой весьма узко.

Это значение подчеркивает тот факт, что при изучении конкретных линий развития — таких как моральное развитие, развитие самости и развитие способности к ролевому отождествлению — почти всегда обнаруживалось, что когнитивное развитие необходимо (но недостаточно) для этих других видов развития. Другими словами, перед тем как вы сможете развить в себе нравственность, или самооценку, или какое-то представление о хорошей жизни, вы сперва должны быть способны сознательно отмечать эти разнообразные элементы. Таким образом, сознание необходимо, но не достаточно для других видов развития.

Но именно это и утверждают теоретики Великого Гнезда. Уровни Великого Гнезда (базовые структуры сознания) — это те уровни, через которые будут проходить разнообразные линии развития, и если не будет базовых волн, разным лодкам будет не по чему плыть. Вот почему эти базовые структуры (понимаются ли они как оболочки в веданте, уровни сознания в буддизме махаяны, онтологические уровни сефирот Каббалы или суфийские этапы пути души к Богу), являются становым хребтом, необходимым каркасом, на котором держится большинство других систем.

Таким образом, хотя когнитивное развитие (в том виде, как его исследует западная психология) никоим образом нельзя уравнивать с Великой Цепью или спектром сознания, оно, пожалуй, стоит к ним ближе всего (по крайней мере, вплоть до уровней формального ума; за пределами этого уровня большинство западных исследователей не признают вообще никакого познания). По этой причине — и всегда твердо помня о многих ограничениях и оговорках — я иногда использую термины когнитивной психологии (например, конкретно-операционное [коноп] и формально-операционное [формоп]) для описания некоторых базовых структур сознания.

Однако, поскольку когнитивное развитие все же имеет в западной психологии очень специфический и узкий смысл и является весьма и весьма ограниченным, я также описываю его как самостоятельную линию развития, отдельную от базовых структур (так, что мы можем сохранять онтологическое богатство базовых холонов и не сводить их к когнитивным категориям западной психологии). На таблицах 3а и 3б представлены корреляции базовых структур с этапами когнитивного развития, выявленными различными современными исследователями.

Один из самых интересных пунктов в этих таблицах — это число западных психологов, которые, основываясь на обширных эмпирических и феноменологических данных, описали ряд стадий постформального развития — то есть, стадий когнитивного развития за пределами линейной рациональности (т. е. за пределами формально-операционного мышления). Хотя термин «постформальный» может относиться к любой из стадий дальше формально-операционной, его обычно применяют только к ментальной и личностной, но не к сверхментальной и надличностной стадиям, для обозначения любых этапов развития, находящихся за пределами формального операционального мышления; обычно он употребляется для обозначения ментального и персонального (личностного), а не супраментального или надличностного этапов. Другими словами, для большинства западных исследователей «постформальное» — это первая главная стадия после формально-операционной, которую я называю зрительно-логической. 14 В таблицах 3а-б показано, что большинство исследователей обнаружили от двух до четырех стадий постформального (зрительно-логического) познания. Эти постформальные стадии, как правило, выходят за пределы формальных/механистических фаз (раннего формально-операционного мышления) к различным этапам релятивизма, плюралистических систем и контекстуализма (раннее зрительно-логическое), а оттуда к этапам метасистемного, комплексного, единого, диалектического и холистического мышления (от среднего до позднего зрительно-логического). Это дает нам представление о наивысших ментальных областях как о динамических, развивающихся, диалектических и интегрированных.

Однако лишь очень немногие из этих исследователей выходят в надментальные области (психических, тонких, каузальных и недуальных событий — надрациональных и надличностных), хотя многие из них все в большей степени признают существование этих высших уровней. Как ясно показывают несколько таблиц, для того чтобы очертить контуры этих уровней, мы зачастую должны снова полагаться на свидетельства великих мудрецов и созерцателей.

В этой связи горячие споры вызывает вопрос о том, можно ли считать сами духовные/надличностные стадии более высокими уровнями когнитивного развития. На мой взгляд, ответ зависит от того, что вы называете «когнитивным». Если вы имеете в виду то же, что и большинство западных психологов, то есть ментальное концептуальное познание внешних объектов*, то ответ — «нет», высшие или духовные уровни — это не ментальное познание, поскольку они часто бывают сверхментальными, внеконцептуальными и не-внешними. Если же под «когнитивным» вы подразумеваете «сознание вообще», включая сверхсознательные состояния, то большая часть высшего духовного опыта, разумеется, является когнитивной. Но духовные и надличностные состояния имеют и много других аспектов — таких, как высшие аффекты, мораль и чувство самости — так что даже с учетом расширенного определения «когнитивного», они не являются просто когнитивными. Тем не менее, термин «когнитивное» в самом широком смысле означает «сознательное», и потому различные виды когнитивного развития составляют важную частью спектра бытия и познания.

Когнитивная линия развития

В таблицах 3а и 3б перечислены некоторые наиболее известные и влиятельные исследователи когнитивного развития. Разумеется, центральное значение имеют работы Пиаже. Даже с учетом всех изъянов, открытия Пиаже остаются поразительным достижением — несомненно одним из наиболее значимых психологических исследований XX в. Он положил начало невероятному числу исследовательских направлений: вслед за новаторскими работами Джеймса Марка Болдуина (см. ниже), Пиаже продемонстрировал, что для каждого уровня развития характерны свое мировоззрение, со своими восприятиями, модусами пространства и времени и моральными мотивациями (этим открытиям предстояло лечь в основу работы целого ряда исследователей — от Маслоу до Кольберга, Лёвинджер и Джиллиген); он показал, что реальность представляет собой не просто нечто данное, но во многих важных отношениях конструируется (структурализм, который сделал возможным постструктурализм); используя свой клинический метод, он подвергал развертывание сознания тщательному исследованию, которое привело буквально к сотням новых открытий; его психологические исследования оказали непосредственное влияние на все от образования до философии (Хабермас, как и многие другие философы, очень многим обязан именно ему). Немногие теоретики могут похвастаться даже вдесятеро меньшими достижениями.

Как теперь считают большинство ученых, основной недостаток системы Пиаже состоит в том, что он был склонен считать когнитивное развитие — которое он понимал как логико-математическую компетентность — единственной главной линией развития, тогда как сейчас имеются убедительные доказательства возможности относительно независимого развития многих других линий (эго, моральной, аффективной, межличностной, художественной и т. д.). Например, в модели, которую я представляю, когнитивная линия — это всего лишь одна из примерно двух десятков линий развития, ни одна из которых не может претендовать на исключительное положение. (Мы будем рассматривать эти другие линии в следующей главе.)

Но в том, что касается самой когнитивной линии, работа Пиаже по-прежнему очень актуальна; более того, после почти трех десятилетий интенсивных межкультурных исследований практически единодушно признано: выявленные Пиаже стадии когнитивного развития, вплоть до формально-операционной, являются универсальными и не зависят от культуры. В качестве одного из примеров можно назвать книгу: «Жизнь в разных культурах: культурные инварианты человеческого развития»* — весьма уважаемый учебник, написанный с откровенно либеральной позиции (которая нередко относится с подозрением к «универсальным» стадиям). Авторы подробно анализируют свидетельства в пользу описанных Пиаже стадий сенсомоторного, до-операционного, конкретно-операционного и формально-операционного мышления. Они полагают, что культурная среда иногда меняет темп развития или акцент на определенных аспектах стадий — но не сами стадии или их межкультурную инвариантность.

Так, в отношении сенсомоторной стадии они пишут: «Фактически, качественные характеристики сенсомоторного развития остаются почти идентичными у всех до сих пор изученных младенцев, несмотря на огромные различия их культурной среды». Для до-операционной и конкретно-операционной стадий на основе огромного числа исследований, в том числе в Нигерии, Замбии, Алжире, Непале, Сенегале, в Азии, среди индейцев Амазонки и австралийских аборигенов, делается следующий вывод: «Что же мы можем заключить, исходя из этого огромного количества межкультурных данных? Во-первых, доказательства универсальности структур или операций, лежащих в основе до-операционного периода чрезвычайно убедительны. Во-вторых, качественные характеристики конкретно-операционного развития (например, последовательности стадий и стили рассуждения) выглядят универсальными, [хотя] темп когнитивного развития... не везде одинаков, а зависит от эко-культурных факторов». Хотя авторы используют несколько иную терминологию, они делают вывод, что глубинные характеристики стадий универсальны, но поверхностные характеристики сильно зависят от культурных, социальных и экологических факторов (как мы позднее будем говорить, в индивидуальном развитии участвуют все четыре сектора). «Наконец, представляется, что хотя темп и эффективность, с которыми ребенок проходит конкретно-операционный период Пиаже, различаются, дети в самых разных обществах все равно проходят его в предсказанной им последовательности».15

Формально-операционного мышления достигает меньшее число индивидов в любых культурах (азиатских, африканских, американских или каких-то еще), и это объяснят разными причинами. Возможно, формально-операционный уровень является подлинной более высокой стадией, и потому его достигают меньше людей — как считаю я сам. Возможно, формально-операционный уровень — это подлинная способность, но не подлинная стадия, как считают авторы учебника (т. е., лишь некоторые культуры уделяют особое внимание формально-операционному мышлению и поэтому учат ему). Следовательно, свидетельства в пользу существования формальной стадии Пиаже можно считать сильными, но не решающими. Однако один этот пункт зачастую используется для опровержения всех стадий Пиаже, тогда как правильный вывод, подкрепленный огромным количеством данных, состоит в том, что к настоящему времени адекватно продемонстрирована универсальность и культурная инвариантность всех стадий вплоть до формально-операционной.

Я считаю, что стадии когнитивного развития в формально-операционный период и после него, включая зрительно-логическую и общую надрациональную стадию, также универсальны, и по ходу дальнейшего изложения буду приводить убедительные свидетельства в поддержку этого вывода. В то же время, когда мы дойдем до обсуждения детской духовности (в главе II), мы увидим, что ее ранние стадии идентичны описанным в исследованиях Пиаже стадиям когнитивного развития, которые убедительно подтверждены межкультурными исследованиями. Думаю, что это поможет нам видеть эти ранние стадии в более правильном свете.

Что же касается самой линии когнитивного развития, то ее общие исследования представлены в работах Майкла Коммонса и Фрэнсиса Ричардса, Курта Фишера, Хуана Паскуаля-Леоне, Роберта Штернберга, Гизелы Лабуви-Вьеф, Херба Копловица, Мишеля Бассеше, Филипа Пауэлла, Сьюзан Бенак, Патрисии Арлин, Жана Синно и Черил Армон, и это лишь самые выдающиеся исследователи (все они представлены в таблицах).16

Хотя между этими исследователями существуют важные различия, существуют также и многие глубокие сходства. Большинство из них обнаружили, что когнитивное развитие проходит через три или четыре основных стадии (с многочисленными подстадиями): сенсомоторную, конкретную, формальную и пост-формальную. Сенсомоторная стадия обычно приходится на первые два года жизни и приводит к способности воспринимать физические объекты. Затем ребенок постепенно учится репрезентировать эти объекты с помощью слов, символов и понятий. Эти ранние символы и понятия, как правило, бывают в тех или иных отношениях неадекватными (объекты с похожими предикатами приравниваются; ребенку кажется, что в высоком стакане больше воды, чем в невысоком, хотя их объем одинаков; понятия порой принимаются за объекты, к которым они относятся; и т. п.). Эти несоответствия ведут к различного рода «магическим» замещениям и «мифическим» верованиям. Вот почему во всех таблицах вы увидите, что многие исследователи применяют к этим ранним этапам развития такие названия, как «магический, анимистический, мифический» и т. п.

Это вовсе не означает, что все магические представления и мифы — это всего лишь ранние когнитивные несоответствия, однако некоторые из них несомненно являются таковыми — как, например, если съесть кошачий глаз, будешь видеть в темноте; кроличья лапка приносит удачу и т. п. Существует огромная разница между мифическими символами, воспринимаемыми в качестве конкретно и буквально истинных — Иисус действительно был рожден девственницей, Земля действительно покоится на трех китах, Лао-Цзы действительно родился девятисотлетним стариком — и мифическими символами, наполненными метафорическим смыслом, который появляется только вместе с формальным и постформальным сознанием. Кроме специально оговоренных случаев, я использую слово «мифический», имея в виду до-формальные, конкретно-буквальные мифические образы и символы, некоторые аспекты которых действительно полны когнитивных несоответствий, поскольку эти мифы объявляют эмпирическим фактом многие вещи, которые можно эмпирически опровергнуть — например, вулкан извергается потому, что он зол на тебя лично; облака движутся по небу потому, что они следят за тобой, и т. д. Как отмечали многие исследователи от Пиаже до Джозефа Кемпбелла, эти до-формальные мифические верования всегда эгоцентрически сфокусированы и принимаются в буквальном/конкретном смысле.

По той же причине, эти ранние стадии часто называют доконвенциональными, до-операционными, эгоцентрическими и нарциссическими. Поскольку на сенсомоторной и до-операционной стадиях дети еще не могут легко или полностью принимать на себя роль другого, они заперты в своих собственных представлениях. Как мы увидим, такой «нарциссизм» представляет собой нормальную и здоровую характеристику этих ранних стадий и вызывает проблемы только если его не удается в значительной мере перерасти.

Эти исследователи в целом согласны, что по мере роста когнитивных способностей сознание начинает более правильно соотносить себя с сенсомоторным миром и оперировать им, будь то обучение игре на скрипке или классификации объектов по размеру (хотя многие «мифические пристрастия» все еще остаются в сознании). Эти конкретные операции осуществляются с помощью схем и правил, которые также позволяют самости на этом этапе усваивать различные роли в обществе и, таким образом, переходить от эгоцентрической/доконвенциональной области к социоцентрической/конвенциональной.*

По мере дальнейшего развития и углубления сознания эти конкретные категории и операции начинают становиться более обобщенными и абстрактными (в применимости ко все большему числу возможных ситуаций), и, следовательно, более универсальными. Поэтому формально-операционное сознание может начать поддерживать постконвенциональную ориентацию по отношению к миру, во многих отношениях избегая этноцентрического/социоцентрического мира конкретного мышления (мифического-членства)**.

Хотя, в основном под натиском анти-западных культурных исследований (с сильным релятивистским предубеждением), «рациональность» стала уничижительным термином, на самом деле именно рациональность является источником множества положительных достижений и способностей (включая способности, которые используют «антирациональные» критики). Рациональность (или разум в широком смысле) включает в себя, в первую очередь, способность принимать разные точки зрения (поэтому Джин Гебсер называет ее «перспективным разумом»). Согласно исследованию Сюзанны Кук-Гройтер, до-операционному мышлению свойственна только точка зрения «первого лица» (эгоцентрическая); конкретно-операционное мышление добавляет к ней точки зрения «второго лица» (социоцентрические); а формально-операционное мышление идет еще дальше и привносит точки зрения «третьего лица» (благодаря которым становится возможной не только научная точность, но и непредвзятые, постконвенциональные, мироцентрические суждения о справедливости и заботе). Таким образом, разум может «нормировать нормы» культуры, подвергая их критике, основывающейся на универсальных (не-этноцентрических) принципах справедливости. Кроме того, перспективный разум, будучи высоко рефлексивным, делает возможной постоянную интроспекцию. И это первая структура, которая может представлять себе миры «как будто» и «что если»: она становится подлинным мечтателем и визионером.

Как ни важна формальная рациональность, все эти исследователи признают существование еще более высоких, постформальных стадий познания — или более высокого разума — который учитывает еще больше точек зрения (точки зрения «четвертого лица» и «пятого лица», согласно Кук-Гройтер). Соединение множества точек зрения, ни одной из которых не отдается предпочтения — это то, что Гебсер называет интегралъно-аперспективной стадией, которая подразумевает дальнейшее углубление мироцентрического и постконвенционального сознания. Большинство исследователей согласны в том, что это постформальное (или зрительно-логическое) развитие включает в себя по меньшей мере две или три основные стадии. Выходя за пределы абстрактного универсального формализма (формально-операционного уровня), сознание сначала переходит к постижению динамической относительности и плюрализма (раннее зрительно-логическое), а затем дальше к постижению единства, холизма, динамического диалектизма или универсального интегрализма (от среднего до позднего зрительно-логического); все эти стадии совершенно ясно видны в таблицах 3а и 3б (а другие мы будем обсуждать позднее).17

При всей «холистичности» этих зрительно-логических стадий развития, они все еще остаются стадиями ментальной области. Безусловно, это самые высочайшие пределы ментальных сфер, но за ними лежит сверхментальное и собственно надрациональное развитие. Поэтому я включил в таблицы описание систем Шри Ауробиндо и Чарльза Александера как примеры того, как могут выглядеть полноспектральные модели когнитивного развития. (В главе 9 мы будем рассматривать движение этой суммарной когнитивной линии от грубого к тонкому и каузальному.) Отметьте, что Ауробиндо использует явно когнитивные термины для обозначения большинства своих стадий: высший ум, просветленный ум, над-ум, сверхум и т. д. Иными словами, спектр сознания — это, отчасти, спектр подлинного познания, если использовать слово «познание» в его широчайшем смысле. Но он не исчерпывается этим, и именно потому Ауробиндо, кроме того, описывает аффекты, мораль, потребности и самоотождествления этих более высоких уровней. Но он приходит к вполне аналогичному общему выводу: когнитивное развитие первично и необходимо (но не достаточно) для этих других видов развития.

Резюме

Таково краткое введение к базовым уровням Великого Гнезда Бытия. Великое Гнездо — это просто огромное морфогенетическое поле, которое предоставляет пространство развития, в котором могут развертываться потенциальные возможности человеческого существа. Базовые уровни Великого Гнезда — это базовые волны этого развертывания: от материи к телу, к разуму к душе и к духу. Мы видели, что эти базовые уровни (или структуры или волны) можно делить и подразделять множеством допустимых способов. В таблицах приводятся описания примерно шестнадцати волн в общем спектре сознания, но их количество — как мы постоянно будем видеть по ходу дальнейшего изложения — можно сокращать или расширять самыми разными способами.

Через эти общие волны в великой Реке текут около двух десятков различных потоков развития, и по всем этим потокам самость плывет в своем необыкновенном путешествии от грязи к Божественности.


ЛИНИИ ИЛИ ПОТОКИ РАЗВИТИЯ

Через базовые уровни или волны Великого Гнезда проходят около двух десятков относительно независимых линий или потоков развития. В число этих различный линий входят мораль, аффекты, самотождественность, психосексуальность, когнитивные способности, представления о добре, ролевое отождествление, социоэмоциональные способности, творческие способности, альтруизм, несколько линий, которые можно назвать «духовными» (забота, открытость, религиозная вера, медитативные состояния), радость, способность к общению, модусы пространства и времени, страх смерти, потребности, мировоззрения, логико-математические способности, кинестические навыки, половое отождествление и эмпатия — и это лишь несколько наиболее важных линий развития, существование которых подтверждается эмпирическими свидетельствами.1

Эти линии являются «относительно независимыми», что означает, что, в основном, они могут развиваться независимо друг от друга, в разном темпе, с разной динамикой и в разные возрастные периоды. В одно и то же время человек может быть очень высоко развитым по некоторым линиям, средне развитым по другим и низко развитым по третьим. Таким образом, общее развитие — совокупность всех этих разных линий — вообще не имеет линейного или последовательного характера. (Именно этот факт, в конце концов, опроверг систему Пиаже.)

Тем не менее, большинство исследователей продолжают обнаруживать, что каждая линия развития сама по себе, как правило, развертывается последовательным холархическим образом: более высокие стадии на каждой линии неизменно строятся на предыдущих или включают их в себя, никакие стадии не могут быть пропущены, и на порядок следования стадий не влияют окружающая среда и социальное подкрепление. На настоящий момент значительное количество данных дает основание считать, что это справедливо в отношении всех линий развития, которые я упомянул выше.2

Так, например, в авторитетном тексте под названием «Высшие стадии человеческого развития»,* под редакцией Чарльза Александера и Элен Лангер, представлены работы тринадцати ведущих специалистов в области психологии развития — Пиаже, Кольберга, Кэрол Джиллиген, Курта Фишера, Говарда Гарднера, Карла Прибрама и Роберта Кигена — и большинство из этих тринадцати ученых (за исключением двух или трех) предлагают частично иерархические модели, включая модель женского развития Джиллиген. Эти выводы основываются на огромном массиве экспериментальных данных, а не просто на теоретических рассуждениях. Это не значит, что все эти линии развития являются только иерархическими; многие из их особенностей не таковы (см. ниже). Однако их ключевые аспекты, судя по всему, имеют во многом иерархический характер. Кроме того, все эти исследователи согласны в том, что сколь бы ни были различны линии развития, большинство из них не только разворачиваются холархически, но и проходят через один и тот же набор общих волн, который включает в себя: физическую/сенсомоторную/доконвенциональную стадию, стадию конкретных действий/конвенциональных правил и более абстрактную, формальную постконвенциональную стадию.3

Так, например, для того чтобы научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, сначала необходимо научиться обращаться с ним на физическом уровне и овладеть требующимися сенсомоторными навыками. Сначала человек учится играть одну или две простых мелодии, постепенно овладевая конкретными операциями и правилами обращения с инструментом. Когда он достигает определенного мастерства в музыкальных тональностях и гаммах, навыки становятся более абстрактными, и он может все в большей степени применять эти абстрактные навыки к новым и разным мелодиям. Почти все линии — от когнитивного развития до развития эго, и от морального до кинестического развития — проходят через эти три основные стадии. Если допустить, что могут существовать еще более высокие или надличностные стадии развития, и если мы просто назовем их «постконвенциональными», то в итоге получим четыре суммарных стадии, уровня или волны — доконвенциональную, конвенциональную, постконвенциональную и пост-постконвенциональную — через которые проходит большинство линий развития.

И что представляют собой эти четыре обобщенные волны? Не что иное, как упрощенную версию Великого Гнезда Бытия, идущую от тела (сенсомоторный уровень) к уму (конвенциональный и постконвенциональный уровни) и к духу (пост-постконвенциональный уровень). Конечно, эти четыре основные стадии — всего лишь краткое обобщение того, что было обнаружено в результате исследований; в большинстве случаев, развитие — например, когнитивное, моральное или развитие самости — в действительности проходит через пять, шесть, семь и более стадий, но практически в каждом случае эти стадии в очень общем виде совпадают с уровнями Великого Гнезда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.029 с.)