Протокол регистрации параметров предметной деятельности у детей от 2 до 2,5 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протокол регистрации параметров предметной деятельности у детей от 2 до 2,5 года



 

Фамилия, имя ребенка.........................Возраст............Дата обследования

 

Параметры ПД Показатели параметров Ситуации
«Знакомые предметы» «Незнакомый предмет»
Индивидуальная деятельность Совместная деятельность
Виды действий Ориентировочные и манипулятивные действия      
Культурно-фиксированные действия     Не фиксируются
Познавательная активность Эмоциональная вовлеченность в деятельность      
Настойчивость Не фиксируется Не фиксируется  
Стремление к самостоятельности Не фиксируется Не фиксируется  
Включенность в общение с взрослым Стремление воспроизводить образец действия Не фиксируется    
  Ориентация на оценку взрослого      
  Речевое сопровождение деятельности      
Примечания        

 

Протокол регистрации параметров предметной деятельности у детей от 2,5 до 3 лет

 

Фамилия, имя ребенка..........................Возраст..........Дата обследования

 

Параметры ПД Показатели параметров Ситуации
«Знакомые предметы» «Незнакомый предмет» «Действия по образцу»
Индивидуальная деятельность Совместная деятельность Проба 1 Проба 2
Виды действий Ориентировочные и манипулятивные действия          
Культурно-фиксированные действия     Не фиксируются    
Познавательная активность Эмоциональная вовлеченность в деятельность          
Настойчивость Не фиксируется Не фиксируется      
Стремление к самостоятельности Не фиксируется Не фиксируется      
Включенность в общение с взрослым Стремление воспроизводить образец действия Не фиксируется       Не фиксируется
Ориентация на оценку взрослого          
Речевое сопровождение деятельности          
Целенаправленность   Не фиксируется Не фиксируется      
Примечания            

 

Шкалы оценки параметров предметной деятельности на третьем году жизни

Параметры Показатели параметров Критерии оценки показателей Баллы
Виды действий с предметами Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы.  
Использует редко: ребенок некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним какое-либо действие.  
Использует часто: ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним  
  Кулътурно-фиксированные действия Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением.  
    Используются редко: ребенок совершает одно-два действия данного вида, предпочитает манипулятивные действия.  
    Используются часто: ребенок совершает много различных культурно-фиксированных действий  
Познавательная активность Эмоциональная вовлеченность в деятельность Отсутствует: ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не предпринимает никаких действий с ними; выражает недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы.  
    Слабая: ребенок эпизодически проявляет интерес к предметам, часто отвлекается; проявляет интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко.  
    Высокая: ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции  
  Настойчивость в деятельности Отсутствует: ребенок не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность.  
    Слабовыраженная: ребенок совершает 2-3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней.  
    Ярко выраженная: ребенок совершает многократные попытки решения задачи  
  Стремление к самостоятельности Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью к взрослому или пассивно ожидает помощи.  
    Слабое: ребенок пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается к взрослому.  
    Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно.  
    Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно  
Включенность ПД в общение с взрослым Стремление воспроизводить образец действия Отсутствует: ребенок игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему.  
    Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему.  
    Среднее: ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца.  
    Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец  
  Ориентация на оценку взрослого Отсутствует: ребенок не ориентируется на оценку взрослого.  
    Слабая выраженность: ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки.  
    Средняя выраженность: ребенок ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях.  
    Высокая выраженность ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях  
Целенаправленность   Отсутствует: ребенок не стремится достигнуть правильного результата.  
    Слабо выраженная: ребенок предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель.  
    Ярко выраженная: ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия  

 

Анализ результатов и составление заключения

Высокий уровень развития ПД

При высоком уровне развития ПД показатели всех параметров в большинстве проб имеют высокие баллы.

Некоторые показатели следует отнести к высокому уровню, учитывая возраст детей. К ним причисляют «Речевое сопровождение деятельности" и «Стремление к самостоятельности». Для малышей от 2 до 2,5 года эти показатели должны оцениваться не ниже, чем 1 балл, для детей старше 2,5 лет – не ниже, чем 2 балла.

Так, при оценке показателя «Речевое сопровождение деятельности» следует иметь в виду, что для ребенка до 2,5 года достаточно, если он называет предметы или комментирует лишь отдельные действия, а для более старшего ребенка, имеющего высокий уровень развития ПД, характерны развернутые речевые высказывания.

Средний уровень развития ПД

Уровень развития ПД оценивается как средний в двух случаях:

во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения, и во-вторых, когда выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. Например, у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом слабо выражена познавательная активность. Или ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурными способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.

Низкий уровень развития ПД

Низкий уровень развития ПД отмечается, если большинство показателей параметров получают оценку «О баллов».

Ребенок с низким уровнем ПД проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается, недостаточно владеет культурно-фиксированными действиями, совершает однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым, равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют настойчивость и стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.

Высокий уровень развития ПД характерен для нормального хода психического развития ребенка. Средний и низкий свидетельствуют о наличии проблем, которые могут быть связаны как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом низкий уровень ПД указывает на задержку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педагогов и психологов. При необходимости следует обратиться за консультацией к специалистам-медикам.

Проанализировав данные диагностического обследования, психолог составляет заключение об уровне развития у ребенка предметной деятельности. (Форма заключения приведена ниже).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.007 с.)