Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные нормативы предметно-манипулятивной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Высокий и средний уровни развития ПД составляют возрастную норму. Низкий уровень ПД свидетельствует о задержке в развитии ребенка. Он может быть обусловлен неправильной организацией воспитания: незнанием возрастных особенностей развития в раннем возрасте, ограничением активности ребенка в освоении предметного мира, обедненной предметной средой, нехваткой адекватного возрасту общения. Если у ребенка нет интереса к предметному миру и он не манипулирует с предметами, то это является грубой задержкой – уже в первом полугодии второго года жизни. Отсутствие культурно фиксированных действий в первом полугодии считается легкой задержкой, а к 2 годам – грубой задержкой. Во всех случаях грубой задержки требуются дополнительные исследования, в том числе консультации психиатра. Преобладание отрицательных эмоций в процессе действий с предметами свидетельствует о неблагополучном эмоциональном статусе ребенка и также требует консультации невропатолога. По результатам диагностического обследования составляется заключение об уровне развития предметной деятельности. (Форма заключения приведена ниже).
Заключение об уровне развития предметной деятельности у ребенка на втором году жизни
Фамилия, имя ребенка.....................Возраст……………Дата обследования
Виды действий с предметами
Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные (отсутствуют, используются редко, используются часто)
Культурно фиксированные (отсутствуют, используются редко, используются часто)
Познавательная активность
Интерес к предметам и действиям с ними (отсутствует, слабый, средний большой)
Настойчивость в деятельности (отсутствует, слабовыраженная, ярко выраженная)
Эмоциональная вовлеченность (преобладание отрицательных эмоций, безразличие, преобладание амбивалентных эмоций, преобладание положительных эмоций)
Включенность ПД в общение со взрослым Стремление действовать по образцу (отсутствует, слабое, среднее, сильное)
Ориентация на оценку взрослого (отсутствует, слабая выраженность, высокая выраженность)
Заключение (указать уровень развития ПД, дать качественную характеристику)
Рекомендации
ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА
Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка со взрослым остается прежней – ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве со взрослым. Поэтому диагностическая ситуация, в которой выявляется уровень развития общения ребенка третьего года жизни, во многом совпадает с той, что была описана выше. В то же время на этом этапе возрастного развития в общении ребенка со взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи. Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение все более становится не только предметно-действенным, но и речевым. Дети все чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем психического развития ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается прежде всего как средство общения с взрослым. Поэтому в методике, приведенной ниже, диагностика речевого развития и уровня развития общения производятся в единой ситуации. Вместе с тем ввиду исключительной важности речи на данном возрастном этапе показатели речевого развития и характеристики общения ребенка со взрослым следует анализировать отдельно, в соответствии с приведенными ниже критериями оценки. На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и пр.) и хорошо умеет пользоваться ими. Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса. Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше следовать его инструкциям и пояснениям. Все это позволяет судить об ориентации детей на новые источники знания о предметном мире, интересе к предмету, об их готовности воспринимать и усваивать информацию о скрытых свойствах предметов и стремиться к ее получению из всех возможных источников. Поскольку уровень познавательной активности всегда взаимосвязан с уровнем развития предметной деятельности ребенка, в предлагаемой методике познавательная активность выступает как важнейший параметр предметной деятельности. К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. Например, важно подмести пол, а не просто изобразить движение руки с веником. Появление у ребенка целеполагания, которое предшествует конкретному действию, становится важной вехой в развитии не только его предметно-практической деятельности, но и личности ребенка в целом. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т.е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия. Поэтому целенаправленность предметной деятельности на данном этапе становится важнейшим ее параметром. Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого. Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается к взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность. Поэтому включенность в общение со взрослым остается важнейшим параметром предметной деятельности ребенка. На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельностей, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая – предполагает элементы творчества и становление игровых замещений. Поэтому диагностика познавательной и игровой деятельности проводится отдельно. Таким образом, диагностика психического развития ребенка в возрасте от 2 до 3 лет направлена на выявление: 1) развития общения и речи; 2) предметной деятельности; 3) игровой деятельности.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ И РЕЧИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.238 (0.009 с.) |