Определение понятий, выяснение причин, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятий, выяснение причин,



Бланк проведения беседы.

(для школьника)

1. Ф.И.О. испытуемого___________________________________

2. Дата рождения_______________________________________

3. Дата обследования___________________________________

4. Возраст_____________________________________________

ВОПРОСЫ:

Раздел А (вопросы, вскрывающие знания ребенка о себе):

1. Как тебя зовут?___________________________________________________

2. Сколько тебе лет?_________________________________________________

3. Когда у тебя день рождения?________________________________________

4. Сколько человек в вашей семье? Кто именно? _______________________ ________________________________________________________________

5. Как зовут твою маму, твоего папу?__________________________________ ________________________________________________________________

6. Где и кем работают твои мама и папа?______________________________ ________________________________________________________________

7. Сколько лет тебе будет через три года?_______________________________

8. Сколько лет тебе было два года назад?_______________________________

9. Кто в семье старше, а кто моложе?_________________________________ ________________________________________________________________

Раздел Б (ориентация в пространстве и во времени):

1. Где ты живешь? Назови свой адрес.__________________________________ ________________________________________________________________

2. В каком городе ты живешь?_________________________________________

3. Сколько комнат в вашей квартире?___________________________________

4. Сколько этажей в вашем доме?______________________________________

5. На каком этаже ты живешь?_________________________________________

6. Покажи левую, правую руку._________________________________________

7. Возьми левой рукой правое ухо._____________________________________

8. Сейчас день или ночь?_____________________________________________

9. Какие части суток ты еще знаешь?___________________________________

10. Какое сейчас время года?___________________________________________

11. Какие еще времена года ты знаешь?_________________________________

12. Назови летние месяцы._____________________________________________

13. Сколько месяцев в году?___________________________________________

14. Сколько часов в сутках?____________________________________________

15. Сколько минут в одном часе?________________________________________

16. Где находится твоя школа?_________________________________________

17. С кем ты приехал?_________________________________________________

18. На чем ты приехал?_______________________________________________

 

Раздел В (выявление кругозора ребенка):

1. Как называется наша страна?______________________________________

2. Как называется столица нашей страны?______________________________

3. Какие ты еще знаешь города?_______________________________________

4. Каких животных ты знаешь? Чем они питаются? _______________________ _______________________________________________________________

5. Каких ты знаешь домашних животных?_______________________________ _______________________________________________________________

6. Каких ты знаешь птиц?____________________________________________ _______________________________________________________________

7. Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?______________________________ _______________________________________________________________

8. Какие ты знаешь зимние и весенние праздники?_______________________ _______________________________________________________________

9. Когда дети купаются в реке летом или зимой? Почему? _________________ _______________________________________________________________

10.Что происходит в природе осенью? __________________________________ _______________________________________________________________

11. В какое время года дети катаются на санках?_________________________

12. Какого цвета этот карандаш?_______________________________________

13. Кто больше корова или коза?_______________________________________

14. Кто больше птица или пчела?______________________________________

15. У кого больше ног: у собаки или петуха?______________________________

16. Сколько у тебя пальцев на руке? Покажи указательный ________________

17. Покажи два пальца, три пальца и т. д._______________________________

18. Какие виды транспорта ты знаешь?_________________________________ _______________________________________________________________

19. В каком магазине покупают хлеб?___________________________________

20. Где покупают лекарства?__________________________________________

21. Кто лечит детей?_________________________________________________

22. Кто разносит письма?_____________________________________________

23. Кто подметает улицы?____________________________________________

24. Какие реки есть в нашей стране?____________________________________ _______________________________________________________________

25. Какой праздник отмечается 9 мая?__________________________________

26. Каких писателей ты знаешь?_______________________________________ _______________________________________________________________

27. Какие книжки ты прочел?__________________________________________

 

 

Раздел Г (выявление особенностей личности ребенка: интересов, ценностей, отношений и т. д.):

1. Чем ты больше всего любишь заниматься в свободное время?___________ ________________________________________________________________

2. В какие игры ты любишь играть?_____________________________________ ________________________________________________________________

3. Какие у тебя самые любимые игрушки?_______________________________ ________________________________________________________________

4. С кем ты любишь играть?___________________________________________

5. Какие передачи ты любишь смотреть по телевизору?___________________ ________________________________________________________________

6. О чем ты любишь смотреть фильмы?_________________________________ ________________________________________________________________

7. Любишь ли ты читать книги?________________________________________

8. О чем книги ты любишь?____________________________________________

9. Помогаешь ли ты дома по хозяйству?_________________________________

10. Что ты умеешь делать?____________________________________________ ________________________________________________________________

11. Есть ли у тебя друзья?_____________________________________________

12. Нравится ли тебе учиться в школе? Почему?___________________________ ________________________________________________________________

13. Что тебе нравится и не нравится в школе?_____________________________ ________________________________________________________________

14. Есть ли уроки, которые ты любишь и не любишь? Почему?_______________ ________________________________________________________________

15. Зачем дети ходят в школу?_________________________________________ ________________________________________________________________

16. Где лучше дома или в школе?_______________________________________

17. У тебя бывают ссоры с одноклассниками?_____________________________

18. У тебя хороший учитель?___________________________________________

19. Он тебя часто ругает?______________________________________________

20. Как ты поступишь, если твой друг попал в беду?________________________

21. Что ты сделаешь, если найдешь на улице потерянный кошелек?__________ ________________________________________________________________

22. Что ты сделаешь, если увидишь слепого человека, который не может перейти улицу?___________________________________________________

23. Как ты поступишь, если твой друг скажет учителю неправду?_____________ ________________________________________________________________

24. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? Почему?_________ ________________________________________________________________

25. Нужно ли помогать слабым? Почему?_________________________________ ________________________________________________________________

26. Можно ли брать чужое без спроса? Почему?___________________________ ________________________________________________________________

 

Дополнительные вопросы:

1. Чем похожи сосна и елка?__________________________________________ ________________________________________________________________

2. Чем отличается старый человек от молодого?_________________________ ________________________________________________________________

 

 

Дополнительные заметки о ходе беседы, поведение ребенка, отношение к обследованию, эмоциональное состояние:

 

Определение понятий, выяснение причин,

Выявления сходства и различий в объектах.

(для младших школьников)

Ф.И.____________________________________________________

Дата исследования_______________________________________

Дата рождения___________________________________________

Полный возраст__________________________________________

 

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?_______________________

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днём и вечером? ________________________________________________________________

3. Днём на улице светло, а ночью?_____________________________________

4. Небо голубое, а трава?_____________________________________________

5. Черешня, груша, слива, яблоко—это...________________________________

6. Почему, когда идёт поезд, опускают шлагбаум?________________________

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?__________________________________

8. Который сейчас час? (показать ребёнку часы)__________________________

9. Молодую корову называют тёлка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?___________________________________________________

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу?_________________

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?________________________________

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?____________________________

13. Что есть общего между белкой и кошкой?_____________________________ ________________________________________________________________

14. Что такое футбол, прыжки в длину и высоту, теннис, плавание?___________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Какие ты знаешь виды транспорта?__________________________________

16. Чем отличается старый человек от молодого?_________________________

17. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?___________________ ________________________________________________________________

18. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?____________ ________________________________________________________________

19. Для чего на письмо необходимо наклеивать марки?_____________________ ________________________________________________________________

20. Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга?_____________________ ________________________________________________________________

 

За каждый правильный ответ на вопрос ребёнок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество может быть 10 баллов

Выводы об уровне развития: 10 б. — очень высокий

8-9 б. — высокий

4-7 б. — средний

2-3 б. — низкий

0-1б. — очень низкий

 

 

Кольца Ландольта

· Цель: 1)определить продуктивность и устойчивость внимания.

2)определить уровень распределения внимания

3) определить уровень переключаемости внимания.

 

· Оборудование: бланк и секундомер.

 

· Инструкция: 1) «Внимательно просматривай этот бланк с кольцами и зачеркивай те из них, в которых имеется разрыв на шесть часов. Когда ты услышишь слово «черта», ставь её в том месте твоего бланка, где тебя застала это команда. Когда я скажу «стоп», поставь две черты и прекрати работу».

2) «Просматривай бланк и зачеркивай вертикальной чертой те кольца, где разрыв на 3 часа, а крестиком те, где разрыв на 12 часов».

3) «Просматривай бланк с кольцами и зачеркивай те из них, у которых разрыв на 9 часов. (Через минуту) А теперь зачеркивай те, у которых разрыв на 5 часов. (Еще через минуту) Теперь те, где разрыв на 1 час. Потом на 8 часов, на 11 часов».

 

 

· Ход обследования: время - 5 мин, черту ставим через каждые 30 сек или через каждую минуту (лучше).

Обработка:

a Р=(0.5* S-2.8 *n)/t. Р - продуктивность, S - количество просмотренных знаков, n - количество допущенных ошибок, t - время. Р от 1,25 - зона очень высокопродуктивного внимания, от 1 до 1,25 - зона высокопродуктивного внимания, от 0,5 до 1 - зона средне продуктивного внимания, от 0,25 до 0,5 - зона низко продуктивного внимания, от 0 до 0,25 - зона очень низко продуктивного внимания.

aФормула для вычисления продуктивности и нормативы, предложенные Виноградовой: Р=S*Е/(Е+n). Е - количество правильно зачеркнутых знаков. Р=S – зона очень высокопродуктивного внимания, Р от S-1 до S/2 - зона высоко продуктивного внимания, Р от S/2 до 3/8S - средне продуктивное внимание, Р от 3/8S до S/8 - низко продуктивное внимание, Р от S/8-1 до 0 - очень низко продуктивное внимание.

aКонцентрация внимания (К) вычисляется по следующей формуле: К=(Е-(O+W))/q*100%. где O - количество пропущенных правильных знаков, W - количество неправильно зачеркнутых знаков и q - количество знаков, которые надо было зачеркнуть. Нормативы: 81-100% - очень хорошая концентрация внимания. 61-80% - хорошая, 41-60% - средняя, 21-40% - плохая и 0-20% - очень плохая концентрация внимания.

aТочность внимания (В) вычисляется так В=(Е-W)/(Е+О). В норме В стремится к единице.

 

 

Корректурная проба Бурдона

Буквенный вариант

· Цель: Исследовать особенности активного внимания: продуктивность, устойчивость, точность и скоростные показатели психической деятельности.

· Оборудование: специальный бланк, секундомер.

· Инструкция: «Просматривай ряды букв и зачеркивай буквы А, М, К и З. Когда услышишь команду «черта», ставь её в том месте, где она тебя застанет».

· Ход обследования: время заполнения тренировочной части листа - 1 мин. Время выполнения основного задания 5 мин. Черта - через каждые 60 сек.

· Результаты:

a Р=(0.5*S-2.8*n)/t. Р - продуктивность, S - количество просмотренных знаков, n - количество допущенных ошибок, t - время. Р от 1,25 - зона очень высокопродуктивного внимания, от 1 до 1,25 - зона высокопродуктивного внимания, от 0,5 до 1 - зона средне продуктивного внимания, от 0,25 до 0,5 - зона низко продуктивного внимания, от 0 до 0,25 - зона очень низко продуктивного внимания.

aФормула для вычисления продуктивности и нормативы, предложенные Виноградовой: Р=S*Е/(Е+n). Е - количество правильно зачеркнутых знаков. Р=S – зона очень высокопродуктивного внимания, Р от S-1 до S/2 - зона высоко продуктивного внимания, Р от S/2 до 3/8S - средне продуктивное внимание, Р от 3/8S до S/8 - низко продуктивное внимание, Р от S/8-1 до 0 - очень низко продуктивное внимание.

aКонцентрация внимания (К) вычисляется по следующей формуле: К=(Е-(O+W))/q*100%. где O - количество пропущенных правильных знаков, W - количество неправильно зачеркнутых знаков и q - количество знаков, которые надо было зачеркнуть. Нормативы: 81-100% - очень хорошая концентрация внимания. 61-80% - хорошая, 41-60% - средняя, 21-40% - плохая и 0-20% - очень плохая концентрация внимания.

aТочность внимания (В) вычисляется так В=(Е-W)/(Е+О). В норме В стремится к единице.

a Для оценки скорости работы предлагают заполнить пробу Бурдона за 5 мин. Если бланк полностью заполнен за 2 мин и 30 сек - это высокий уровень скорости, за 2мин 30 сек - 3 мин - это средний темп, за 3 - 5 мин - это низкий темп.

 

 

Фамилия_________________________________ Имя_______________________ Класс____________ возраст___________________ дата_______________ 20 г. Примечание_________________________________________________________

с х а в с х е в и х н а и с н х в к с н а и с в х в х е н а и с н е в х а к в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е с в с н а и с а и с н а в х н в к н х и с х в х е х в х и в х е и с н е и н а и е н к х к и к х е к в к и с в х и х а к х н с к а и с в е к в х н а и с н х с к х и с н а к с к в х к в н а в с н и с н а и к а е х к и с н а и к х е х е и с н а х к е к х в и с н а и х в и к с и н а и с в н к х в а и с н а х е х е х с н а к с в е е в е а и с н а с н к и в к х е к н в и с н к в е х с н а и с к е с и к н а е с н к х к в и х к а к с а и с н а е х к в е н в х к е а и с н к а и к н в е в н к в х а в е н в и с н а к а х в е и в н а х и е н а и к в и е а к е и в а к с в е и к с н а в а к е с в и к е с н к с в х и е с в х к н к в с к в е в к н и с с а в и е х е в н а и е н к е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к с х а и е н а с н а и с в к х е в е в х к х с н е и с н а и с н к в к х в е к е в к в н а и с н а и с и к е в к х а в с н а х к а с е е н а и с е с х к в а и с н а с а в к х с н е и е х и х е к в и к в е н а и е н е к х а в и х н в и х к х е х н в и с н в с а е х и с н а и н к е х в и в н а е и с н в и а е в а е н х в х в и с н а е и е к а и в е к е х к е и с н е с а и е и х в к е в е и с н а е а и с н к в е х и к х н к е а и с н а е а к а е к х е в с к х е к х н а и с н к в е в е с н а и с е к х е к н а и с н и с н е и с н в и е х к в х е и в н а к и с х а и е в к е в к и е х е и с н а и в х в к с и с н а и а и е н а к с х к и в х н и к и с н а и в е с н а к н е х с и с н а и е х к е х к е и х н в х а к е и с н а и к х в с х н в и е х а е с в е с н а и с а к в с н х а е с х а и с н а е н к и с х к с х в х в е к н е и с н а е к х е к н а и в к в к х е х и с н а и х к а х е н а и е н и к в к е и с н а и е х в к в и е х а и е х е к в с н е и е с в н е в и с н а е а х н х к с н а х с и с н а и е и н е в и с н а и в е в х с и с в а и е в х е и х с к е и е х к и е к е в х в а е с н а с н к и с х е а е х к в е х е а и с н а с в а и с е в е к е х в е к х с н к и с е к а е к с н а и и е х с е х с н а и с в н е к х с н а и с а в е н а х и а к х в е и в е а и к в а в и х н а х к с в х е х и в х а и с к а в н с и е а х с н а н а е с н в к с н х а е в и к а и к н к н а в с н е к в х к с и а е с в к х е к с н а к с х в х к в с н х к с в е х к а с и а и с к с х к е н а и с н х а в к е в х к и е и с н а и н х а с н е х к с х е в к х е и х н а и к е в х е н в и х н к в х е к н е и с н х а и в е н а и в е н а и х н х к в х е н а и с н в к е в х а и с х а х к в н в а и е и с х в к х е а и с н а в х с в к а х с н а к и с н к е к н с в а и с в а е х с х в а и с н а е к х е к а и в н а в е к в е а е н к а и с х а и с н х и с в к и с е к х в е к и с н а и с н а и с к в е с в и с к а и к в к к н в х с к в н а и е н и с н а и х а в к н в е х в а н к и е х е в х е в н а и с к а и а н а к х к в к е в е к в н х и с к а и с н в х е в х в н а и с н х с х в к и с н а и е х е к х н а и с и в с х в е и с н х в к х к в.

 


Возраст______________ Класс________________Дата исследования_________________

 

АМКЗ

Упражнение

Г Х Б П К Ш З П Ю В Р Б Х П А В Т Ж Д Ж С Г Р В Х С Ю Г И К В Р Г М А И Т К О Б Е М Ф О И Ю Ш Л З Ж В П Е П Ч Н В С Ж У Л Х Ю Р Х Б Я З Ш И О С В Ч Е Х Т Е С П М Н Н О Ж Х Ш Н А Е Ч Ю П Ж В Л Ю Ф О В П А К Ч М К Ч З Ш А Ж К Я Д Х И С В П В Ю Р Ж П В У Ю Ш А Т Х С Г М К Р А Т Ю Д Д Р Г Р Л В Р Г А М К Е Т Н Ч З О У Б Х Ф П Л Ж Ш Я И С Ю Д Ю Х В Т У П Я И Х Н Л У Т Ш И В В К О Г З М Х Я Р Д А Ч Е Ю Ж С Ф Н П Д С Р К Г.

Опыт

Ю Т Л Е Ф Г Ж Ю У П Ш С Р Д Е А Т Л Б З К И Н Ф Я В П Ч М О З А Г Н Б В И О М Ш С З С А Л Ч О Ж В М Ф Е Ю З У Х А Р Т Г К Б И А Н Д К Х У Ж Г З Ш Я Н Б Х Ю А В Ч Ю Ф Д П С З И Х П Ч Ж Г О В Ш Ж С В У А Р Л М Т Б Л К О М В З С Ю Х Н Г Я Ж В С Ю И М П Е Т Р Ш У Х К П Л Ж И У Ч Ф Р Е З Н Г А Р Х М Ф П У Ю Н К Я З Г Ш В И Ч А Ж Л С О Е Д Т В И Т Ш П У Д Л О Ч Ж А Г З А В Ю Я И Ф М С Х У К Ш Л П Т Е Б Р Ж Н Ч О К Б Р Ч М З С Х И Г Х Л Я З Д Е Ж О Ф О Н В Г У Ш Т Ю К М А П И Б Р В Е Н П А Х К Р А М О Ч Р Л А Х И Ю П Ж Ш Г В Ф С З С Б О Я Ж Х Л Ю В Е Б Д К Т Ф Л П Е З Б У Т Н В С О Ю М Ю П Ж Е Ш Ж Н В Р Т Х С К Л П А Х И Ш Д А Г М Т Р Г Ж М Ж У З Х Д Л П А К В Р Н Ю И Ч Б Ф Я О Г Т Ш С А Д К О Ч И Б Ф С Е П С М Ф Ю О Н Я Ч Х Л Р Е А У Д З Ж Т Г Ш В И К Б Л Н П В З А У Р Г О Л К Ю Х У Ш Ю М Н В П С Я С Х Е З Н П Ч О Ж Ф А Ж Н Т Б К Д И Р Ч З Е К М Х Т Ю Ж Ч Б Р В С Ш В Г С Б Ж П И Ю У Д П Х А Е Н Т М Л Ж М П Д Ж У Ш С Е М П Т О Н Ю А В К Б И Ч Р Л Х Я У Д Ф З Г К О А Н Г Н Л Р Б З Я Ю Б О Ж Х М У Ф Д Т П А Ч Г С З К Е В Р Н Л И Ш И В Т Ф Х Г А Ж М П Г Т К П О У Р И Д Н В Ч Ю Л С Я Е Х Ф Б З А Ш Ж М Д К О С Ш Ч Н Л Х Б Н Я О Ч Ш Л Ф Х М С З А Е В П Г Ж Т К И Д Ю Р Б У Ю Р И З У М Д Т Ф Е К И Г Ю С Х В З Г С Ж Д Ж Т Е А П Х Б Р В Ю П З Ш А К О Ш Я Д З А К Х Ю Р Х Л У Ж С В Н Ч П Е П В Ж З Л Ш Ю И О Ф М Е Г И Б М Р.

 


Отыскивание чисел по таблицам Шульте

· Цель: исследовать переключение и распределение внимания, а так же скорости сенсорных реакций.

· Оборудование: пять таблиц с числами, указка 30 см длиной, протокол.

· Ход обследования: испытуемому предлагается поочередно 5 таблиц, в которых в случайном порядке разбросаны числа от 1 до 25. Таблица располагается на расстоянии 70 см от испытуемого в вертикальном положении.

· Инструкция: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку (кладем таблицу вниз числами). Вы должны будите этой указкой показывать и называть вслух числа от 1 до 25. Постарайтесь сделать это как можно быстрее и не ошибаться».

· Обработка:

a Время отыскивания чисел увеличивается к 4-5 таблицам - утомление.

a К 4-5 таблице время уменьшается - медленная врабатываемость.

a Начинает и заканчивает медленно, а в середине работает нормально - медленная врабатываемость и быстрое утомление.

a Называет числа «пачками» - есть потребность переключиться на неосознанный отдых.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте

Ф.И.О.______________________________ Дата исследования______________ Дата рождения_________________ Полный возраст ребёнка _______________

 

№ таблицы Время в секундах Примечания
     
     
     
     
     
       

 

 

         
         
         
         
         

 

 

         
         
         
         
         

 

 

         
         
         
         
         

 

 

         
         
         
         
         

 

 

         
         
         
         
         

 

 

Счет по Крепелину

· Цель: исследовать темп колебания внимания, переключаемость (если с изменением инструкции).

· Оборудование: бланк, на котором напечатаны пары цифр, подлежащих сложению (вычитанию), карандаш и секундомер.

· Ход обследования: испытуемому предлагается складывать числа, написанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Экспериментатор говорит, что испытуемый должен выполнять эти операции до тех пор, пока не услышит команду «стоп». Этот сигнал дается через каждые 15 секунд. После этого сигнала испытуемый должен начать новую строчу. Для исследования переключаемости инструкция несколько изменяется: пары чисел в одной строке испытуемый должен складывать, а в другой вычитать (попеременно).

· Обработка: ведется протокол и по его итогам строится график работоспособности.

 

 

Счет по Крепелину

Ф.И.О.______________________________ Дата исследования_______________ Дата рождения______________ Полный возраст ребёнка ___________________

 

№ строки Количество вычислений Количество ошибок
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Тип памяти.

· Цель: изучение типа памяти.

· Оборудование: 4 группы слов для запоминания.

1 группа - для слухового запоминания

2 группа - для зрительного запоминания

3 группа - для моторно-слухового запоминания

4 группа - для зрительно-слухо-моторного запоминания

· Ход исследования.

1 этап: Экспериментатор читает первую группу слов. После десятисекундного перерыва ученик записывает слова, которые он запомнил. 10 минут – перерыв.

· Инструкция: «Я тебе прочту слова, которые тебе необходимо запомнить, а затем записать в любом порядке».

2 этап: Экспериментатор предъявляет испытуемому карточку второй группы слов.

· Инструкция: «Прочти эти слова один раз и запиши, какие запомнишь». 10 минут – перерыв.

3 этап: экспериментатор читает слова третьей группы.

· Инструкция: «Я прочту тебе слова, а ты шёпотом повторяй за мной и записывай их пальцем в воздухе, а потом запиши их на листочке». 10 минут – перерыв.

4 этап: Экспериментатор читает слова четвёртой группы и одновременно предъявляет испытуемому карточку с этими словами.

· Инструкция: «Я буду читать слова вслух, а ты одновременно глазами следи по карточке и шёпотом повторяй каждое слово, а потом запиши в любом порядке».

 

· Оценка

Формула коэффициента типа памяти:

С - коэффициент типа памяти

а - количество правильно воспроизведённых слов в каждой группе слов

С=а/10

С1 = а1/10

С2 = а2/10

С3 = а3/10

С4 = а4/10

 

 

Тип памяти.

Протокол.

Ф.И.О.______________________________ Дата исследования_______________ Дата рождения_________________ Полный возраст ребёнка________________

С1=____________________________________________________________ С2=____________________________________________________________ С3=____________________________________________________________ С4=___________________________________________________________ _

Преобладает________________________________________________________

 

1 группа:2 группа:

дирижабль самолёт
лампа чайник
яблоко бабочка
карандаш нож
гроза бревно
утка свеча
обруч тачка
мельница журнал
попугай машина
листок столб

3 группа:4 группа:

пароход волк
собака бочка
парта коньки
сапоги самовар
сковорода пила
калач весло
роща загадка
гриб прогулка
шутка книга
сено трактор

 

Заучивание 10 слов

· Цель: оценить состояние слуховой памяти, утомляемость, активность внимания.

· Инструкция и ход исследования: при проведении обследования необходима тишина. «Я прочту 10 слов. Когда я закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Слова читаются с интервалом в одну секунду. После выполнения первой инструкции дается вторая инструкция: «Хорошо. Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их. И те, которые ты уже говорил, и те, которые пропустил в первый раз. Все вместе, в любом порядке». Эта инструкция повторяется оставшиеся три раза.

· Результаты: количество слов, повторенных после первого прочтения = объем оперативной памяти. Количество слов, вспомненных спустя час = объем долговременной памяти.

Заучивание 10 слов

Ф.И.О.__________________________________ Дата исследования___________ Дата рождения_______________ Полный возраст ребёнка___________________

 

№ предъявления дом лес кот брат хлеб нос стул мяч ночь конь Примечания (лишние слова)
                       
                       
                       
                       
                       
Через час                      

 

 

Пиктограмма.

Используется в норме от 11 лет.

· Цель: изучить особенности опосредованного запоминания.

· Оборудование: список слов и словосочетаний (12-18 слов и словосочетаний), карандаш и бумага.

· Инструкция: «Сейчас будет зачитан для запоминания перечень слов и словосочетаний, чтобы Вы запомнили эти слова, нужно сделать в качестве «узелка на память» то или иное изображение. Нельзя писать слова, буквы. Качество рисунка не имеет значения».

Через час испытуемого спрашивают вразбивку.

· Анализ.

Для умственной неполноценности характерно стремление к наиболее полному рисунку. Такие слова, как справедливость, развитие, власть, ожидание, трудны для описания.

Для эпилептиков и перенёсших энцефалит характерна склонность к излишнему описанию. Они могут возвращаться к уже нарисованному.

Важный критерий оценки – адекватность ассоциации. Для шизофрении характерны вычурность, громоздкость, неразумность рисунков и объяснений, отсутствие содержания, могут быть палочки, галочки, чёрточки, геометрические фигурки.

Нейтральные и обобщенные рисунки говорят об отгороженности и интровертированности испытуемого.

Если 10 слов запоминаются плохо, а пиктограммы хорошо, то это может свидетельствовать об органической слабости памяти.

 

· Примерный список слов:

Праздник

Мысль

Дружба

Сердитая учительница

Беззубый дед

Ожидание

Ум

Болезнь

Власть

Война

Счастье

Девочке холодно

Беспорядок

Любимая книжка

 

 

Пиктограмма

Ф.И.О._____________________________ Дата исследования______________ Дата рождения_________________ Полный возраст ребёнка_______________

 

Выражение или слово Рисунок и объяснение Воспроизведение через час
     

Опосредованное запоминание.

· Цель: изучить возможность использования вспомогательных стимулов (картинок) для запоминания и воспроизведения последовательности слов.

Этап.

Методика Занкова Л. В.

· Технина проведения: Ребёнку предлагается запомнить 5 слов:

свет

обед

лес

игра

учёба

Предъявляются картинки: лампа

хлеб

дерево

кукла

книга

корова

· Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запомнить, я буду к каждому слову давать тебе подходящую картинку. Например, к слову «игра» я дам картинку «кукла», потому что кукла нужна для игры.

· Ход исследования: при предъявлении картинки к слову следует спрашивать испытуемого о том, какая здесь связь. При затруднении оказывается помощь.

· Типы помощи:

1. Стимулировать словом (подумай, чем эта картинка напоминает тебе свет?)

2. Наводящий вопрос (что нужно для обеда?)

3. Экспериментатор сам устанавливает связь между картинкой и словом. Последовательно предъявляя картинки, экспериментатор спрашивает: «Какое слово тебе напоминает эта картинка?».

 

Этап.

Методика Леонтьева А. Н.

· Оборудование: 9 картинок, 5 слов.

· Техника проведения: раскладываются 9 картинок в ряд.

Картинки: молоток Слова: ночь

полотенце дорога

стакан праздник

окно работа

кровать молоко

поле

телеграфный столб

рубашка

· Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову» Требуется объяснение каждой установленной связи. Понравилось ли тебе задание? Как ты себя чувствуешь? А затем, последовательно предъявляя ребенку отобранные картинки, его просят воспроизвести заданные слова. Если нет переноса на третью пару, то исследование прекращается.

· Анализ.

Имбецильность: опосредованное запоминание невозможно.

Дебильность: справляется с первым этапом, но при помощи наводящих вопросов.

Эпилептическая деменция: опосредованное запоминание возможно, когда зрительный образ конкретен и близок к запоминаемому слову (свет-лампа). В случае, когда связь более абстрактная, запоминание не осуществляется.

ЗПР: первый этап не вызывает затруднений, второй выполняет с помощью учителя (экспериментатора). Более простые пары подбирают самостоятельно. Установление более абстрактных связей без обучающей помощи мало доступно. Наиболее трудными являются слова «праздник», «работа», «дорога».

Со значительными речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями методика мало диагностична.

Для нормы вариант Леонтьева доступен без обучающей помощи.

 

Лабиринт

 

· Цель: оценка операции анализа

· Оборудование: изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также помещенных под полянкой «писем», условно указывающих путь к одному из домиков.

· Ход обследования: сначала детям дают 2 вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как ребенок взял первый листок с вводной задачей. «Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо (экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь правильный домик. Найди этот домик, а я посмотрю, не ошибся ли ты». Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает ребенку перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже 2 домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

«В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинай двигаться от травки. Найди нужный домик и зачеркни его».

К задаче 3:

«Смотри на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найди нужный домик и зачеркни его».

К задаче 4:

«Смотри на письмо. Надо пройти от травки сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметь домик».

К задачам 5-6:

«Будь очень внимателен. Смотри на письмо, отыщи нужный домик и зачеркни его».

К задачам 7-10:

«Смотри на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь внимателен, отыщи нужный домик и зачеркни его».

 

· Анализ результатов:

√ N: дети детально соотносят одновременно 2 параметра, имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.

√ ЗПР: дети с незавершенной ориентировкой на 2 параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений. Могут быть дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.

√ УО: для детей характерна незавершенная ориентировка даже на 1 признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве. Могут быть дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т. е. неразвитостью наглядно-образного мышления.

 

 

Простые вербальные аналогии

 

· Цель: оценить возможность установления логических связей и отношений между понятиями.

 

· Оборудование: бланк, на котором слева написаны связанные каким-то образом пары слов, а справа слово и под ним заданный набор слов для выбора одного по аналогии.

 

· Ход обследования: подбор простых аналогий выстроен в порядке усложнения заданий — по мере увеличения номера задания. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). Выделенные задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка. Ребенку предъявляется пара слов из левого столбца, и его просят подобрать такое слово из нижних пяти справа, которое так же будет относиться к верхнему слову справа, как нижнее слово из левой части относится к своему верхнему (по аналогии).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.401 с.)