Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Охрана и укрепление здоровья населения мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Среди глобальных проблем современности проблема охраны и укрепления здоровья человеческого рода занимает, можно сказать, особое место. И потому, что она – одна из древнейших проблем, с которой человек столкнулся уже в самом начале своего существования. Ипотому, что в данном случае речь идет о самом ценном, что есть у каждого человека, – о его жизни. Понятно, что в наши дни острота этой проблемы уже не такая, какой была в прошлые эпохи, когда от огромных вспышек инфекционных заболеваний (пандемий) вымирали целые области и даже страны. Из истории хорошо известен пример пандемии чумы в Европе в XIV в.: «черная смерть» унесла тогда до 1/3 всего ее населения. В этом смысле в какой-то мере переломным этапом стал конец XIX в., когда была создана теория иммунитета, началось вакцинирование людей. Еще большие успехи на этом пути были достигнуты в XX в., когда удалось победить чуму, холеру и другие страшные болезни. В 50-х гг. XX в. научились бороться с таким острым вирусным заболеванием, как полиомиелит. А в 60—70-х гг. XX в. была ликвидирована еще одна вирусная и высокопатогенная болезнь – оспа. Хотя методика прививок против этой болезни была разработана еще в начале XIX в., справиться с ней никак не удавалось. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), еще в 1967 г. оспа оставалась регулярно обнаруживаемой болезнью в 31 стране. В том же году оспой переболели от 10 до 15 млн человек. Из них около 2 млн умерли, а миллионы выживших оказались обезображенными на всю оставшуюся жизнь. Именно тогда ВОЗ приступила к выполнению своей программы полного искоренения очагов этой болезни при помощи сплошной вакцинации, и затем в течение десяти лет она была ликвидирована. Последний случай заболевания оспой был отмечен в Сомали в октябре 1977 г. Однако еще очень многое предстоит сделать. Достаточно вспомнить о том, что и в наши дни в мире ежегодно заболевают малярией 110 млн человек и от 1 до 2 млн умирают от этой болезни. В ее «зоне риска» по-прежнему находятся почти 100 стран с общим населением более 2 млрд человек. Далеко не изжиты еще и такие болезни, как туберкулез, дифтерия, грипп, венерические и многие другие заболевания. Более того, во второй половине XX в. с особой силой стали проявлять себя новые болезни, которые стали называть б олезнями цивилизации. Б.Б.Прохоров относит к ним гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь, диабет, бронхиальную астму, болезни обмена веществ, неврозы, психические расстройства и др. До сих пор медицина не может справиться с онкологическими заболеваниями. А уж новоявленный СПИД и вовсе стал «чумой XX века». Вот почему глобальная проблема охраны и укрепления здоровья населения мира продолжает оставаться очень актуальной. Значение ее еще более возрастает в связи с тем, что, по современным представлениям, именно здоровье рассматривается как наиболее важный компонент таких синтетических понятий, как качество населения и качество жизни. При этом имеется в виду и здоровье каждого отдельного человека, и здоровье всего населения (так называемое популяционное, или общественное здоровье). В одном из документов ВОЗ прямо говорится о том, что хорошее здоровье является главным ресурсом для социального и экономического развития и общества в целом, и отдельной личности. При этом нужно иметь в виду, что само понятие «здоровье» ВОЗ рассматривает не только в узком смысле – как отсутствие болезней или физических дефектов, но и гораздо шире – как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Поэтому для характеристики состояния здоровья обычно используют целый набор показателей – таких, как средняя ожидаемая продолжительность жизни, общая смертность, младенческая смертность, материнская смертность, причины смерти, потерянные годы потенциальной жизни, заболеваемость, госпитализация, временная нетрудоспособность, инвалидность. И все-таки не будет большой ошибкой утверждение, что все эти показатели тесно связаны с одним, в какой-то мере исходным, а именно – заболеваемостью. Факторы, влияющие на здоровье населения и соответственно на уровень заболеваемости, достаточно хорошо изучены медиками и медико-географами. Обычно их объединяют в четыре следующие группы: 1) природные условия; 2) образ жизни и социально-экономические условия; 3) загрязнение и деградация окружающей среды; 4) производственные условия. Фактор различия природных условий уже сам по себе оказывает большое влияние на характер и структуру заболеваемости. Многочисленные примеры, подтверждающие такое заключение, приводит Б. Б. Прохоров, который рассматривает их, так сказать, в отраслевом и в районном разрезе. В первом случае можно говорить о том, какое воздействие оказывают на здоровье человека геологическое строение территории, с которым связаны, например, избыток или недостаток биологически активных элементов, радиоактивный фон, гидрологические условия, от которых зависит избыток или недостаток необходимой людям питьевой воды, почвы, растения и животные, которые также могут служить источником многих инфекционных заболеваний. Во втором случае речь идет о том, что, например, в полярных районах преобладают заболевания, обусловленные низкими температурами воздуха, высокой влажностью, сильными ветрами, активными геомагнитными явлениями. В районе влажных тропиков и субтропиков ведущее место занимают болезни, вызываемые такими биологическими факторами, как укусы ядовитых животных, ядовитыми растениями. Жители сухих степей и пустынь, жизнь которых связана с длительным пребыванием на солнце, гораздо чаще заболевают раком кожи. А у жителей высокогорий распространены так называемые горная болезнь, снежная слепота.[90] Можно добавить, что иногда причинами заболеваемости становятся неожиданные изменения климатических и погодных условий. Так, в 1994 г. длительные муссоны в северной части Индии сменились 35-градусной жарой, которая продолжалась три месяца. Это привело к нашествию крыс на города и явилось причиной эпидемии легочной чумы в городе Сурат. Доказано, что повышение температуры способствует расширению ареалов распространения малярийных комаров и к тому же делает их более агрессивными. А истончение защитного озонового слоя становится причиной увеличения заболеваний раком кожи и катарактой соответственно на 300 тыс. и 700 тыс. в год. Фактор образа жизни и социально-экономических условий также очень важен. Естественно, что состояние и физического, и тем более духовного здоровья во многом зависит от социального и экономического благополучия как отдельной семьи, так и всего общества. Эта группа факторов особенно разнообразна. К ней обычно относят (в негативном аспекте) плохие материально-бытовые условия, непрочность семей, одиночество, неправильное питание, употребление табака, алкоголя и наркотиков, злоупотребление лекарствами и др. По данным на 2000 г., курят около 40 % взрослых жителей Земли. Первое место в мире по потреблению табака занимает Китай, второе – США, третье – Япония. Отчеты ВОЗ свидетельствуют о том, что ныне каждый 12-й житель Земли умирает от употребления никотина. Неудивительно, что в США и Западной Европе в последнее время начата активная борьба с курением. И результаты этой борьбы налицо: в начале 1970-х гг. курили 52 % американцев, а в начале 1990-х гг. эта доля уменьшилась до 35 %. В последующее десятилетие она сократилась до 25 %. Фактор загрязнения и деградации окружающей среды в последнее время стал привлекать особое внимание тем более, что и сама степень такой деградации продолжает возрастать. О таком интересе наглядно свидетельствуют и материалы Всемирной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Этот фактор тоже изучен уже достаточно детально. Доказано, что загрязнение атмосферного воздуха способствует развитию болезней системы кровообращения, органов дыхания, эндокринной системы, возникновению злокачественных новообразований, аллергии. Загрязнение продуктов питания и воды – в особенности химическими веществами – вызывает болезни органов пищеварения, крови, мочеполовых органов, онкологические и другие заболевания. В литературе приводится много примеров заболеваний, вызываемых загрязнением питьевой воды. И это неудивительно, если учесть, что уже в начале XXI в. загрязненной водой в быту пользуются около 1,1 млрд человек. Такая вода становится главным источником холеры, брюшного тифа, дизентерии, вирусного гепатита. В мире ежегодно регистрируют до 900 млн случаев заболевания дизентерией; каждый год от кишечных заболеваний умирают 5 млн детей. К этому перечню можно добавить болезни, передающиеся человеку при наружном контакте с загрязненной водой – например, такие опасные, как шистосомоз. Вот почему на уже упоминавшемся Саммите тысячелетия (2000) была поставлена задача за период до 2015 г. вдвое сократить число людей, не имеющих постоянного доступа к безопасной воде. Фактор производственных условий в последнее время также приобрел большое значение. При этом имеются в виду вредные условия труда, частые стрессовые ситуации, производственный травматизм, разного рода несчастные случаи и др. Травматизм, например, может служить причиной смерти, инвалидности, временной потери трудоспособности. А такие случаи по мере развития и усложнения техники становятся все более частыми. Они происходят в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. Например, во всем мире в результате автомобильных аварий ежегодно получают травмы примерно 10 млн человек (а ведь это равно всему населению Белоруссии или Греции), в том числе 200 тыс. человек погибают. Кстати, такие происшествия, как хорошо известно, часто являются следствием потреблении алкоголя. Конечно, при всем этом многое зависит и от общего уровня здравоохранения, который чаще всего характеризуется такими показателями, как число врачей и больничных коек из расчета на 100 (или 10) тыс. жителей или, наоборот, численностью людей, приходящихся на одного врача. Всемирная организация здравоохранения ежегодно публикует в своих докладах-отчетах обзоры сведений об изменениях уровня и причин смертности населения Земли. Так, по данным отчета за 1997 г. в том году всего умерло 52,2 млн человек, в том числе по причине инфекционных и паразитарных болезней – 17,31 млн (33 %), болезней сосудистой системы, которым подвержены преимущественно старые люди, – 15,3 млн (29 %). Затем с большим отрывом следуют новообразования (опухоли) – 12 %, младенческая и детская смертность – 7, болезни дыхательной системы – 6, смертность матерей-рожениц – 1 %. Самая частая причина смертности по всему миру – ишемическая болезнь сердца (от нее в 1997 г. умерли 7,2, в 2003 г. – 10 млн человек). Обратимся теперь к географическим аспектам глобальной проблемы здоровья. Как и можно было ожидать, основной рубеж здесь проходит между экономически развитыми и развивающимися странами. Самое общее различие между ними можно наглядно показать, сравнивая качество окружающей среды обеих групп стран с медико-географических позиций (рис. 157). В экономически развитых странах все показатели уровня здравоохранения оказываются значительно более высокими. На 100 тыс. жителей в них обычно приходится от 200 до 500 врачей и от 400 до 1000 больничных коек, в среднем на одного врача – 200–300, а на одну больничную койку – 100–200 человек. Основные показатели состояния здоровья населения – такие, как средняя ожидаемая продолжительность жизни, младенческая и материнская смертность, – в них гораздо более благоприятные. Но при всем этом развитые страны отнюдь не избавлены от «болезней цивилизации», которые свойственны в первую очередь жителям городов. Такие болезни возникают под воздействием всех перечисленных выше четырех групп факторов. Но структура заболеваний и соответственно смертности в этих странах имеет свою специфику. Среди причин смертности во всех развитых странах на первом месте стоят болезни сердца и сосудов головного мозга. На втором месте – злокачественные новообразования, на третьем – болезни органов дыхания (от 50 до 100), на четвертом – болезни органов пищеварения, а от инфекционных и паразитарных болезней умирают только 5—10 человек из 100 тысяч. Рис. 157. Медико-географические типы территорий (по Е. Л. Райх и Л. В. Максимовой) Международная статистика приводит данные и по отдельным странам, характеризующие вероятность смертей от той или иной болезни для рождающихся ныне детей. Из этих данных следует, что от болезней сердца могут в будущем погибнуть 30–35 % жителей Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Ирландии, Болгарии, США, Израиля, Австралии, от онкологических болезней 23–25 % жителей Нидерландов, Дании, Великобритании, Ирландии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии, Италии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. Особую «статью расхода» формируют разного рода несчастные случаи, убийства, самоубийства и другие формы внешнего воздействия, число которых из расчета на 100 тыс. жителей обычно варьирует от 50 до 100, но иногда достигает 100–200 случаев и даже больше. В качестве положительного фактора можно отметить определенные успехи, наметившиеся в борьбе с алкоголизмом и курением. В развивающихся странах все основные показатели качества жизни и качества населения значительно ниже. Несмотря на заметные успехи, достигнутые в годы независимого существования, уровень здравоохранения в этой группе стран остается в целом еще невысоким. На 100 тыс. жителей даже в подгруппе стран «верхнего эшелона» приходится от 20–30 до 50—100 врачей и от 100 до 200–300 больничных коек. О большом разбросе показателей свидетельствуют и данные о численности людей, приходящихся на одного врача (от 600–800 в Мексике и Бразилии до 8,5 тыс. в Индии и на Филиппинах) и на одну больничную койку (в Бразилии – 300, в Индии – 1400). В наименее развитых странах все эти показатели остаются значительно более низкими. Менее благоприятно и сочетание охарактеризованных выше факторов, воздействующих на здоровье людей. Это относится и к фактору природных условий, которые в странах Юга отличаются в целом большей экстремальностью и большим распространением разного рода неблагоприятных природных явлений. Это относится и к степени загрязненности и деградации окружающей среды. Так, по данным ВОЗ, на середину 1990-х гг. примерно 4/5 всех болезней и 1/3 смертей в этих странах явились следствием потребления загрязненной воды. Рис. 158. Распространение СПИДа в 1970–1980 гг. В развитых странах доступ к безопасной питьевой воде обычно имеют 95—100 % жителей, в развивающихся же разброс этого показателя очень велик: от почти 100 % в Коста-Рике, Тунисе, Таиланде (для городских жителей) до менее 50 % в Афганистане, Камбодже, ДР Конго, Мозамбике, Мадагаскаре и менее 25 у Эфиопии и Сомали. И это с учетом того, что по многим наименее развитым странам международная статистика просто не располагает необходимыми сведениями. Можно добавить, что в рисоводческих районах Азии с высоким загрязнением ирригационных каналов по-прежнему широко распространен шистосомоз, которым болеют не менее 200 млн человек. Понятие неблагоприятности в такой же, если не в большей степени относится к фактору образа жизни и социально-экономических условий. В бедных странах гораздо больше распространены болезни, связанные с общей антисанитарией. Структура заболеваемости и смертности в развивающихся странах также во многом иная. Главным бичом их жителей были и остаются инфекционные болезни, эпидемии которых случаются довольно часто. В странах Восточной Африки на 100 тыс. жителей и ныне приходится от 20 до 50 тыс. больных малярией. Большой урон в Тропической Африке наносит населению и «сонная болезнь». Подсчитано, что в целом в развивающихся странах не менее 200 млн человек страдают от кишечных заболеваний. А в последнее время возросло и число болезней онкологического характера. Во второй половине XX в. появилась, однако, такая новая болезнь, которая не делает больших различий между богатыми и бедными странами и людьми, между мужчинами, женщинами и детьми. Название этой болезни теперь известно каждому – это СПИД.[91] Она стала известной только в конце 70-х гг. XX в., но распространение ее по всему земному шару стало происходить очень быстро. В 1980 г. в мире было отмечено 200 случаев заболевания СПИДом, в 1985 г. – 280 тыс., в 1990 г. – 440 тыс. и в 1995 г. – почти 1,2 млн. В начале XXI в. ежегодные людские потери от СПИДа достигли уже 2,7–3 млн человек, а всего к началу 2006 г. от этой болезни умерло 25 млн человек. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения число ВИЧ-инфицированных ежегодно возрастает на 4–4,5 млн человек, а общее их число в 2005 г. составило уже почти 40 млн человек (в том числе 17,7 млн женщин и 2,3 млн детей до 15 лет). Пандемия СПИДа имеет и свою географию. Зародилась эта болезнь в Центральной Африке, но уже в 80-х гг. XX в. распространилась по всем континентам (рис. 158). Достаточно сказать, что в 2006 г. численность ВИЧ-инфицированных в Западной Европе составила 740 тыс. человек. В Восточной Европе и Центральной Азии (под этим термином в международной статистике фигурируют прежде всего страны СНГ) их число достигло 1 млн 700 тыс. человек; при этом особо отмечаются высокие темпы такого роста. Из субрегионов Азии особо выделяется Южная и Юго-Восточная Азия (7 млн 800 тыс.). В Северной Америке ВИЧ-инфицированных насчитывается 1 млн 400 тыс., в Латинской Америке около 2 млн человек. Но абсолютное первенство по-прежнему сохраняет за собой Африка к югу от Сахары, где число ВИЧ-инфицированных людей уже достигло почти 25 млн человек. Тогда как развитым странам удается удержать степень инфицированности взрослого населения вирусом СПИДа на уровне ниже 1 %, в Свазиленде он составляет 33 %, в Ботсване, Лесото и Зимбабве 20~ 24, в Намибии и ЮАР 19~20, в Замбии, Мозамбике и Малави 14~16 %. Если положение не изменится к лучшему, то все эти страны только в течение ближайшего десятилетия могут потерять от СПИДа до 1/5 своего взрослого населения. «Тенденция роста смертности от СПИДа в Африке, – пишут американские ученые, – напоминает скорее о раннем средневековье, чем о светлом новом тысячелетии, на которое столь многие возлагали большие надежды».[92] Рассматривая проблемы, связанные со СПИДом, необходимо учитывать, что это уже не столько медицинское и даже не социально-экономическое, а скорее политико-государственное явление. Действительно, масштабы его ныне уже таковы, что они угрожают обезлюдением целым странам. Неудивительно, что начиная с 1988 г. под эгидой ООН ежегодно проводится Всемирный день борьбы со СПИДом. В 2001 г. состоялась специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблеме СПИДа; осуществляется специальная программа ООН по ВИЧ/СПИДу – ЮНЭЙДС. Ученые многих стран работают над созданием вакцины для борьбы с этой болезнью. Оценивая на таком мировом фоне ситуацию, сложившуюся в России, следует прежде всего отметить ее противоречивость. С одной стороны, по числу врачей (485) и больничных коек (1125) на каждые 100 тыс. жителей Россия продолжает занимать одно из первых мест в мире. С другой стороны, основные показатели качества населения и качества жизни, включая и ее среднюю ожидаемую продолжительность на протяжении 1990-х гг. – в условиях социально-экономического кризиса и продолжающейся деградации окружающей среды – значительно ухудшились. Несколько изменилась и структура заболеваемости и смертности. Среди причин смертности по-прежнему внеконкурентное первое место занимают болезни сердца и сосудов головного мозга. Но при этом значительно возросла смертность от несчастных случаев и травматизма, а также от онкологических и венерических заболеваний, увеличилась численность инвалидов. Но едва ли не главное «новшество» в этом плане – заметное возрождение некоторых инфекционных заболеваний, в особенности туберкулеза. При оценке состояния здоровья населения России особую озабоченность вызывает тот факт, что в стране продолжает увеличиваться число болезней, возникновение которых обусловлено такими социальными факторами, как недостаточный уровень бытовой и социальной инфраструктуры, медицинского обслуживания. Во все большей мере сказывается и фактор ухудшения экологической обстановки, а также сохранение очень высокой численности курящих людей (40 млн) и пьяниц (15–17 млн). И это не говоря уже о совершенно особой проблеме быстрого распространения СПИДа: в 1996 г. официально насчитывалось 2,5 тыс. ВИЧ-инфицированных, а в середине 2006 г. – 350 тыс., но фактическое их число значительно больше. Из этих фактов со всей очевидностью вытекают и основные направления действий, необходимых для охраны и укрепления здоровья россиян. В нынешних условиях охрана здоровья также становится одним из важных факторов национальной безопасности страны. 171. Глобальное образование До самого недавнего времени проблемы образования рассматривались в основном на уровне отдельных стран, точнее – их школьных и вузовских систем. В педагогике сложилась особая отрасль знания, названная сравнительной педагогикой, которая именно в сопоставительном плане анализирует состояние, основные закономерности развития образования, выделяет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимного обогащения национальных педагогических культур. Эти системы и эти культуры действительно имеют существенные различия. Например, в зависимости от характера системы управления их принято подразделять на централизованную систему, при которой весь учебный процесс определяется и регламентируется центральным государственным органом (Франция, Италия, Нидерланды, Япония, Китай), и децентрализованную систему, при которой управление образованием осуществляется на уровне разного рода местных и районных общественных или общественно-государственных органов при довольно слабом контроле «сверху» (США, Германия, Швейцария, Канада, Австралия). Наряду с этим в последние два-три десятилетия в научный обиход стало входить новое понятие – о глобальном образовании. Его следует трактовать как специальную сферу жизни человечества, в которой под контролем общества формируются внешние и внутренние условия для развития личности в процессе освоения ценностей как национальной, так и мировой культуры.[93] Глобальное образование – это еще одно порождение современного этапа НТР, связанного с усилением интеграционных тенденций, общих процессов интернационализации и глобализации. А основные его цели заключаются в преодолении: 1) разделения мира на противоборствующие группировки, а также социальных, национальных и иных антагонизмов; 2) разлада между человеком и природой, грозящего экологической катастрофой; 3) расщепления человеческого сознания и души.[94] Иными словами, главная идея глобального образования – это идея формирования свободной и непредубежденной личности с высокой мерой ответственности за судьбу своего отечества и мира в целом. Неудивительно, что в научный оборот стало входить новое понятие о глобальной этике (глобальной солидарности, глобальной ответственности) как одной из основ нового гуманизма. Значение такого подхода во многом предопределяется и масштабами современного мирового образования. В мировой образовательный процесс ныне вовлечены более 1 млрд детей дошкольного и школьного возраста, студентов вузов и средних специальных учебных заведений, примерно 60 млн учителей, воспитателей и вузовских педагогов, не говоря уже о десятках миллионов работников вспомогательного и обслуживающего персонала. Из всех известных сфер человеческой деятельности по числу занятых с образованием может соперничать только сельское хозяйство. А по степени разветвленности своей инфраструктуры глобальное образование превосходит и сельское хозяйство. При этом его перспективы также следует рассматривать как самые обнадеживающие: ведь население планеты в возрасте от 5 до 24 лет ныне уже превышает 2 млрд. Но все сказанное вовсе не означает, что развитие глобального образования происходит плавно и бесконфликтно. Достаточно сказать, что в сравнительной педагогике – как западной, так и отечественной, начиная с 1960-х гг., получило широкое распространение такое понятие, как мировой кризис образования. Нужно иметь в виду, что оно отнюдь не тождественно понятию абсолютного упадка. Тем не менее кризисные явления в образовании, хотя и в разной степени, стали проявляться во всех странах мира. И это неудивительно, поскольку разрыв между образованием со всеми его ведущими компонентами (цели, структура, содержание, методы обучения) и резко изменившимися условиями жизни общества был обусловлен вполне объективными причинами. Главная из них – начало перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, с чем связаны и стирание четкой грани между физическим и умственным трудом, и интеллектуализация, и компьютеризация труда, и неприемлемость функциональной неграмотности, и иная трактовка производственно-технического обучения, и гораздо более широкое вовлечение женщин в обучение и общественно полезный труд. Очень важно отметить и то, что в эпоху НТР в большинстве стран мира средняя школа превратилась из элитарной в массовую. Все это означает, что изменился социальный заказ общества к образовательным системам. А научной основой для такой переоценки стала теория человеческого капитала, начало формированию которой было положено еще на рубеже 50—60-х гг. XX в. Вот почему потребовались те реформы образования, которые в последние два-три десятилетия активно проводятся в большинстве стран мира. Эти реформы стали важной составной частью социальной политики современных государств. Они постоянно находятся в поле зрения законодательных и исполнительных органов власти, общественности. Они предусматривают перестройку структуры и содержания образования, методов учебной и воспитательной работы. При проведении таких образовательных реформ достаточно четко обозначились и те тенденции и направления, которые можно назвать общемировыми. Суммируя мнения по этому вопросу, высказанные как отечественными (З. А. Малькова, Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский), так и зарубежными специалистами в области сравнительной педагогики, можно утверждать, что основными характерными чертами современного глобального образования являются: во-первых, приоритетность образования, которая выражается в повышенном внимании к нему государства и в соответствующих масштабах финансирования; во-вторых, непрерывность образования, которая должна позволить современному высокообразованному человеку приобретать новые знания и осваивать новые профессии на протяжении всей своей жизни; в-третьих, повышение качества образования, которое предусматривает обязательное для всех базовое содержание общего образования и достижение его с опорой на личность ученика, высокий профессиональный уровень учителей и педагогическую науку; в-четвертых, демократизация образования, означающая его доступность для всех членов общества, независимо от пола, социального положения, национальной, расовой, религиозной принадлежности учащихся; в-пятых, гуманизация образования, т. е. воспитание гуманного отношения к людям, к природе, к плодам человеческого труда; в-шестых, фундаментализация образования, предусматривающая акцент на те знания и умения, которые составляют основу миропонимания, общей культуры молодого поколения и необходимы для восприятия научной картины мира; в-седьмых, внедрение в учебный процесс школы таких методов обучения, которые направлены на развитие познавательной и творческой активности учащихся. К этому перечню можно добавить и такое общее чрезвычайно важное направление, каким является информатизация образования, которая по своей сути революционизирует его, поскольку информационные технологии изменяют саму природу мышления, а следовательно, и сущность процесса образования. Использование новых информационных и коммуникационных технологий составляет, можно сказать, научно-производственную основу всего процесса глобализации образования. Нельзя не сказать и о такой важной тенденции развития современной школы, как переход ее к 12-летнему сроку обучения с подразделением его на три ступени – начальную, среднюю и старшую, при одновременном возрастании доли молодежи, заканчивающей полную среднюю школу. Так, в 60—70-х гг. ХХв. в крупных странах Западной Европы только 25–30 % молодежи соответствующего возраста заканчивали полную среднюю школу, в начале 90-х гг. – уже 45–60, а на рубеже XX и XXI вв. – 70–80 %. Однако наличие перечисленных общих тенденций развития глобального образования вовсе не означает необходимости унификации всего мирового образовательного процесса. Изучение зарубежного опыта свидетельствует о том, что определенные различия между странами и регионами сохраняются, что национальные особенности и традиции не приносятся в жертву ложно понимаемому единообразию. Школьная система Англии продолжает отличаться от такой системы в Германии, а система Японии – от системы США. Этот вывод особенно важен для России, поскольку конец XX – начале XXI вв. копирование многих западных образцов под лозунгом врастания в мировое образовательное пространство было явно излишним. Ориентация на лучшие зарубежные образцы должна сочетаться с собственным богатым опытом российской средней и высшей школы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.011 с.) |