Обоснование мероприятий по тарифному стимулированию спроса на транспортные услуги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование мероприятий по тарифному стимулированию спроса на транспортные услуги



Принятая железной дорогой маркетинговая стратегия имеет большое влияние. В том числе она определяет и тарифную политику.

Основу тарифной политики на железнодорожном транспорте составлютследующие положения:

1) Применяется гибкая тарифная политика по классам грузов в зависимости от доли транспортной составляющей в цене перевозимого груза для:

- грузов I класса (массовые, относительно дешевые сырьевые и другие грузы с долей транспортной составляющей до 50% тариф может быть снижен на 10-30%, в зависимости от расстояния перевозки;

- грузов 2 класса, при доле транспортной составляющей менее 8-15%, применяется средний уровень повагонного тарифа;

- грузов 3 класса (дорогостоящие грузы с долей транспортной составляющей менее 8%) в конечной цене продукции, уровень тарифа повышен на 20-26%;

2) Заключаются межотраслевые тарифные соглашения, согласно которым железные дороги не повышают тарифы на перевозки отраслевых грузов (например, угля, древесины и т.п.) при условиях неизменности цены этих грузов.

3) Предоставление широкого набора скидок (например, до 50% при перевозках грузов в контейнерах, за дальность перевозок, на т.н. хозяйственные грузы и др.).

4) Установление надбавок за качество транспортного обслуживания (скорость доставки, сохранность, гарантия доставки к определенному сроку и др.).

Для отправителей небольших партий грузов при выборе тарифной политики возможно применение маржинальной теории издержек и дохода с использованием полученной опытным путем зависимостью объема перевозок (или грузооборота) от тарифа (доходной ставки). Решение о варьировании тарифа в последнем случае полезно подкреплять анализом эластичности спроса на перевозки по отношению к изменению тарифа и введения скидок.

В практике рыночного ценообразования применяются разнообразные скидки, общее количество которых достигает 40 видов. На транспорте наиболее распространены следующие виды скидок:

1) Бонусные скидки целесообразно применять в случаях, когда есть гарантия увеличения объема перевозок по сравнению с предыдущим периодом не менее, чем на определенный процент. Такие скидки являются разновидностью скидок с платы за дополнительные перевозки.

Особенностью бонусных скидок является то, что они должны предусматриваться в договоре, заключенном на срок не менее года (в отдельных случаях возможен и меньший период), где грузоотправитель обязуется предъявить к перевозке массу груза, увеличенную по сравнению с предыдущим периодом. При невыполнении условия увеличения объема предъявленных грузов возможны варианты, отражаемые в договоре:

а) годовой объем отправления разбивается по кварталам или месяцам; при невыполнении грузовладельцем объема перевозок, увеличенного в обусловленном размере, предоставление скидки в следующем квартале или месяце прекращается, кроме того, отправитель возвращает железной дороге сумму скидки, предоставленной за истекший период;

б) скидка устанавливается в виде шкалы в зависимости от увеличения объемов отправления грузов против прошлого года (например, за увеличение на 3% - скидка 2% с провозной платы, на 4% - скидка 2,5%, на 5% - скидка 3% и т.д.); для первого квартала или месяца в договоре указывается определенный процент; в каждом последующем квартале (месяце) плата взимается со скидкой, размер которой не превышает размер скидки, полагающейся за увеличение объема отправления в предыдущем квартале (месяце); по фактическому объему отправления в последнем квартале (месяце) по договоренности между сторонами может быть сделан перерасчет.

2.Скидки типа “Сконто” (в зарубежной литературе применяется также термин “декорт”) применяются при условии предварительной оплаты перевозок или оплаты наличными.

При предварительной оплате максимальный размер скидки может быть определен исходя из депозитной процентной ставки, т.е. выраженной в процентах к сумме вклада платы банка юридическому лицу, внесшему вклад, за использование банком средств в своей кредитной и инвестиционной деятельности. Суть такого подхода состоит в том, чтобы размер предварительной оплаты не превысил сумму, которую грузовладелец мог бы получить, поместив те же средства на хранение в банк. Наращение суммы может производиться по простым и сложным процентам. В преобладающем числе случаев при краткосрочных вкладах юридических лиц (а практически можно рассчитывать на предварительную оплату сроком меньше года) применяется годовая процентная ставка, а внутри года наращение идет по простым процентам, исходя из соответствующей части годовой ставки.

3.Скидки при перевозках грузов в направлениях следования порожних вагонов. Эта скидка является специфической железнодорожной скидкой, направленной на улучшение использования транспортных средств и сокращение тем самым эксплуатационных расходов железных дорог. В то же время предоставление этой скидки с тарифа стимулирует спрос на перевозки грузов в определенных направлениях.

Верхним пределом скидки с тарифа при дополнительных перевозках грузов в устойчивых направлениях следования порожних вагоном должна быть разница между расходами на перевозку груза в грузовом направлении и дополнительно возникающими расходами при перевозке того же груза в порожнем направлении.

Скидки с тарифа при дополнительных перевозках грузов целесообразно предоставлять:

а) на направлениях, где функционируют конкурирующие виды транспорта, и имеется возможность отвлечь от них на железную дорогу часть грузов (ценовая политика “проникновения на рынок”) или предотвратить отток грузов от железной дороги;

б) в случаях, когда рост объема производства и расширение рынка сбыта продукции (например, если это связано с увеличением дальности перевозок) сдерживается размерами провозной платы;

в) в случае, когда снижение провозной платы служит условием создания нового производства или сооружения какого-либо объекта хозяйственного или другого назначения;

г) при создании на определенный период льготных условий для отдельных грузоотправителей, временно испытывающих финансовые трудности, когда железная дорога заинтересована в поступлении грузов от этих клиентов.

Предельная величина скидки на железнодорожном транспорте при наличии резервов пропускной способности по дополнительным перевозкам определяется долей зависящих расходов и плановым уровнем рентабельности.

Предельная величина скидки рассчитывается по формулам, предложенным ВНИИЖТом [5]:

SП£ (1-ɣзР)*100%.

где ɣз - доля расходов, зависящих от объема перевозок.

КР - коэффициент рентабельности, определяемый как отношение доходов по перевозкам грузов к соответствующим расходам;

Таким образом, величина минимальной тарифной ставки определяется по формуле:

d'=d(1-SП)

Величина допустимой тарифной ставки:

d’’= d'(1+R/100),

где R – рентабельность перевозок, рассчитанная в главе 2.

Данные для расчета приведены по вариантам в приложении 2.

Величина снижения тарифа:

DЦ=((d- d’’)/d)*100,

При скидке с тарифа более 30%, необходимо принимать её равной 30%.

Прирост объема перевозок вследствие предоставления таких скидок может быть рассчитан на основе ценовой эластичности спроса. Эластичность спроса является показателем, дающим информацию о рынке товара или услуги и определяет чувствительность спроса к изменению параметров товара, т.е. показывает, какие факторы влияют на спрос, в каком направлении, и как интенсивно.

Для большинства товарных рынков характерна следующая закономерность: эластичность спроса на продукцию отдельного субъекта рынка (продавца) несколько выше, чем для рынка в целом, т.к. она является взаимозаменяемой с аналогичной продукцией других предприятий. Это положение справедливо и для железных дорог на тех региональных рынках или рынках конкретных грузов, где действуют и конкурируют между собой несколько видов транспорта.

Кроме того, эластичность спроса в долгосрочном периоде выше, чем в краткосрочном. Это обусловлено тем, что в течение более длительного периода времени предприятия – потребители успевают скорректировать объем и структуру выпускаемой продукции, технически обеспечить отгрузку на другие виды транспорта. Таким образом, эластичность показывает, сколько времени понадобилось рынку, чтобы привыкнуть к новым, изменившимся пар параметрам товара.

В общем виде ценовая эластичность определяется как процентное изменение объема перевозок при изменении ставки тарифа на 1%, или по формуле:

ЕР = ,

где DР – прирост объема перевозок, вызванный снижением тарифа, %;

DЦ – величина снижения тарифа, %.

Величина коэффициента эластичности приведена в приложении 2.

Прирост объема перевозок определяется из этого соотношения:

DР=DЦ* ЕР, %

Дополнительный объем перевозок:

ДОП=SР*DР/100

Эффект от предоставления скидки с тарифа определяется по формуле:

ЭЦ=SРДОП*l*ПУ, руб,

Расчет эффекта выполняется для каждого груза в отдельности и затем для всех рассматриваемых родов грузов в целом, ее величина рассчитана в главе 2.

Результаты выполненных расчётов помещены в табл.2 и расположены в приложении.

Вывод:

Проанализировав табл. 2 можно сделать вывод о том, что величина скидки с тарифа составила 62%, но т.к. это больше 30%, принимаем её равной 30%. В итоге получаем общий дополнительный доход 19,5 тыс. рублей, а общий эффект от снижения тарифа – 502,84 тыс. рублей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.015 с.)