Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возглавляют председатели - заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. 4. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов". Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, рассматривает в первой инстанции экономические споры между Федерацией и ее субъектами, между самими субъектами; рассматривает заявления о принесении протестов на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу, и готовит соответствующие предложения Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ и заместителям Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые Судебной коллегией и вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает судебную практику с учетом специализации судебных составов. Коллегия осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предупреждает правонарушения в данной сфере <1>. -------------------------------- <1> См.: Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. N 4. С. 17.
Арбитражный суд - единственный в России государственный орган, который в соответствии с законом имеет право рассматривать и разрешать экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя. Рассмотрение и разрешение экономических споров и иных дел, отнесенных федеральным законом к ведению арбитражного суда, являются исключительной компетенцией этого суда. Арбитражные суды являются особой ветвью (подсистемой) российской судебной системы, и в силу подведомственности дел арбитражные суды непосредственно не связаны с другими ветвями судебной системы - общими и военными судами и Конституционным Судом РФ. Сегодня Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды разрешают экономические споры между различными предприятиями - государственными, частными, акционерными обществами, различными объединениями и товариществами, а также российскими и иностранными гражданами, и лицами без гражданства, занимающимися предпринимательской деятельностью. В арбитражных судах рассматриваются споры, связанные с обжалованием предприятиями и предпринимателями актов государственных органов, которые, по мнению истцов, не соответствуют закону и нарушают их права и интересы. Арбитражные суды в России составляют единую систему, определяемую Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В соответствии со ст. 1 данного Закона арбитражными суды в России являются федеральными судами и входят в судебную систему России; они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, арбитражные суды являются особой ветвью (подсистемой) российской судебной системы, а во-вторых, что в силу подведомственности дел арбитражные суды непосредственно не связаны с другими ветвями судебной системы - общими и военными судами и Конституционным Судом РФ <1>. -------------------------------- <1> См.: Анохин В.С. Предприниматель и арбитражный суд. М., 1998. С. 12.
Следует выделять следующие исторические этапы возникновения и развития арбитражных судов в России: 1 этап - древнерусский (XII - первая половина XVI в.). Зарождение в Киевской Руси прообраза арбитражных судов - купеческих корпораций, законодательное закрепление деятельности которых осуществлялось в судных и уставных грамотах городов, а впоследствии - в Судебниках Ивана III 1497 г. и Ивана IV 1550 г. 2 этап - сословно-представительный (1649 - 1721 гг.). С принятием Соборного Уложения 1649 г. был создан специальный постоянный суд для разрешения торговых споров в купеческом сословии. 3 этап - царско-реформаторский (1721 - 1917 гг.). Создание при царе Петре I Главного магистрата для рассмотрения торговых дел, а также торговых судов. Создание при царице Екатерине II триединой системы судов: для дворян (уездный и верхний земский), для горожан (городской и губернский магистраты) и для свободных крестьян (нижняя и верхняя расправы). Жалованная грамота городам 1785 г. окончательно оформила организацию гильдейского купечества, в рамках которого разрешались торговые споры. 4 этап - переходный (1917 - 1931 гг.). Переход с началом хозяйственной реформы 1921 г. к коммерческому расчету и имущественной самостоятельности взаимоотношений между предприятиями, что повлекло образование в стране предшественников органов ведомственного арбитража - арбитражных комиссий при местных органах промбюро и губсовнархозах. 5 этап - советский (1931 - 1991 гг.), состоящий из трех подэтапов: - с 1931 по 1965 г. ведущее место среди государственных арбитражей занимал Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, к компетенции которого было отнесено рассмотрение наиболее важных и крупных споров хозяйственных, изучение и обобщение опыта работы государственных и ведомственных арбитражей и инструктирование их по вопросам практики применения законодательства, регулирующего хозяйственные отношения; - с 1965 по 1987 г. экономическая реформа 1965 г. расширила подведомственность дел арбитражу; - с 1987 по 1991 г. положение органов государственного арбитража было изменено: они перестали состоять при советах министров и исполнительных комитетах Советов народных депутатов, и превратились в единую, в значительной мере обособленную, систему. 6 этап - постсоветский или кодификационный (1991 - 1993 гг.). В 1991 г. было внесено изменение в Конституцию РСФСР 1978 г., согласно которому арбитражные органы были преобразованы в арбитражные суды. В 1992 г. был принят АПК РФ и Закон РФ "Об арбитражном суде". 7 этап - конституционно-реформаторский (1993 - 2002 гг.). В 1993 г. была принята Конституция РФ, утвердившая самостоятельную судебную власть, виды судопроизводства и систему судов, неотъемлемой частью которой стали арбитражные суды, а также передавшая арбитражно-процессуальное законодательство в ведение Российской Федерации. Спустя два года началось полномасштабное реформирование арбитража: принят Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ, Федеральные конституционные законы "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О судебной системе Российской Федерации". 8 этап - современный (2002 г. - настоящее время). Принят АПК РФ, в соответствии с которым строится современная арбитражная судебная практика. Система арбитражных судов в России находится в постоянном развитии. И во всех направлениях развития этой системы налицо координирующая роль Высшего Арбитражного Суда РФ, который выявляет все тенденции деятельности арбитражных судов, определяет программу их работы, он изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения. Одним из важнейших направлений работы Высшего Арбитражного Суда РФ было и остается финансовое обеспечение деятельности арбитражных судов. Одновременно финансирование является и большой проблемой. Согласно ст. 124 Конституции РФ оно проводится из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом <1>. В ст. 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", развивающей норму ст. 124 Конституции РФ, сказано: 1. Финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. 2. Финансирование Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете. 3. Правительство РФ разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, с руководителем Судебного департамента при Верховном Суде РФ и с Советом судей РФ. При наличии разногласий Правительство РФ прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих судов, Судебного департамента при Верховном Суде РФ и Совета судей РФ вместе со своим заключением. 4. Представители Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Совета судей РФ, руководитель Судебного департамента при Верховном Суде РФ вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании РФ. 5. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ. В целях обеспечения условий для реализации полномочий судей Высшего Арбитражного Суда РФ по осуществлению правосудия, активизации их участия в осуществлении судебного надзора Высшим Арбитражным Судом РФ Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ своим Постановлением от 20 июля 1998 г. N 11 <1> внес в Регламент арбитражных судов, утвержденный Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. N 7, изменения и дополнения, расширяющие полномочия Пленума по формированию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Таковы направления деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ по координации всей работы арбитражных судов. -------------------------------- <1> В настоящее время действует Федеральный закон "О финансировании судов Российской Федерации".
Необходимо определить роль Высшего Арбитражного Суда РФ в той ветви судебной власти, которую представляют арбитражные суды. Система арбитражных судов была создана в 1992 году <1>. Деятельность арбитражных судов регулировалась Законом РФ "Об арбитражном суде" и Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 5 марта 1992 г. Их появлению сопутствовали два обстоятельства: осуществлялась экономическая реформа и одновременно проводилась судебная реформа. Были приняты основные законодательные акты, регламентирующие порядок создания, деятельности судов и порядок разрешения экономических и управленческих споров <2>. В настоящее время Высшим Арбитражным Судом РФ разрабатывается специальная программа повышения эффективности деятельности системы арбитражных судов, которая предусматривает комплекс мер по улучшению основных показателей работы на всех направлениях. -------------------------------- <1> См.: Первые итоги работы арбитражных судов и задачи на ближайшее время / Тезисы доклада Председателя ВАС РФ В.Ф. Яковлева на Пленуме ВАС РФ 25 февраля 1993 г. <2> См.: Анохин В.С. Указ. соч. С. 12.
Согласно ст. 44 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации <1>. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие Высшему Арбитражному Суду РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в РФ. -------------------------------- <1> Он производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование арбитражных судов, обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам.
Первоначально организация работы системы арбитражных судов была следующей: было создано 83 суда, считая Высший Арбитражный Суд РФ, в том числе 21 Высший арбитражный суд республик, арбитражный суд автономной области, 4 арбитражных суда округов и 56 арбитражных судов краев и областей. Тогда основная задача Высшего Арбитражного Суда РФ состояла в том, чтобы завершить формирование системы арбитражных судов и самое главное - тщательно отработать всю систему организации и деятельности арбитражных судов <1>. Было необходимо, чтобы арбитражные суды утвердились как суды не только в законодательстве, но и в реальной жизни с тем, чтобы спорящие стороны могли защитить свои права и интересы и добиться правильного разрешения спора. Отметим также, что Высший Арбитражный Суд РФ достаточно быстро и эффективно справился со столь трудной задачей, но этому предшествовала огромная работа. Уже в 1993 г. (через один год после создания системы арбитражных судов) на совещаниях, проходившихся в Высшем Арбитражном Суде РФ, неоднократно высказывались предложения по дальнейшему совершенствованию системы арбитражных судов <2>. Вместе с тем отмечалось, что было бы целесообразно усилить начала децентрализации, создав третью инстанцию (надзорную или кассационную). Постепенно появлялись все новые и новые предложения по совершенствованию организации и деятельности арбитражных судов. В Высшем Арбитражном Суде РФ была создана рабочая группа, которая анализировала эти предложения, как выявленные в ходе работы самого Высшего Арбитражного Суда РФ, так и поступающие из арбитражных судов субъектов РФ. В результате Высший Арбитражный Суд РФ выступил с законодательной инициативой о принятии Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федеральных законов об Арбитражном процессуальном кодексе РФ и о введении его в действие. -------------------------------- <1> См.: Первые итоги работы арбитражных судов и задачи на ближайшее время / Тезисы доклада Председателя ВАС РФ В.Ф. Яковлева на Пленуме ВАС РФ 25 февраля 1993 г. <2> Например, не следует ли вместо существующего кассационного и надзорного порядка пересмотра судебных решений ввести в закон и в практику, используя мировой опыт, апелляционный и кассационный порядок проверки законности и обоснованности судебных решений, имея в виду, что апелляционная инстанция исследует как фактические обстоятельства, так и правовую их оценку, кассационная же рассматривает лишь вопросы права, но не факта.
Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в гл. 2 "Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" подробно регламентирует работу Высшего Арбитражного Суда РФ. Статус Высшего Арбитражного Суда РФ весьма четко определяется Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Статья 23 данного Закона называется "Высший Арбитражный Суд Российской Федерации" и раскрывает положения ст. 127 Конституции РФ. Итак, согласно ст. 23 данного Закона: 1. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. 2. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации. 3. Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов. 4. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. 5. Высший Арбитражный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. 6. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Также еще в ряде статей данного Закона содержатся положения о Высшем Арбитражном Суде РФ - в них речь идет о тех правовых состояниях, когда порядок организации и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ идентичен порядку организации и деятельности других судебных органов <1>. Это ст. 4 "Суды в Российской Федерации", ст. 10 "Язык судопроизводства и делопроизводства", ст. 13 "Порядок наделения полномочиями судей", ст. 17 "Порядок создания и упразднения судов", ст. 33 "Финансирование судов". -------------------------------- <1> См.: Черников В.В. Указ. соч. С. 36.
Как известно, Конституция РФ к ведению Российской Федерации относит арбитражно-процессуальное законодательство. Исходя из этого в законе установлено, что порядок судопроизводства во всех арбитражных судах в России определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. В АПК РФ подробно регламентированы принципы арбитражного судопроизводства, нормы, определяющие состав арбитражного суда, подведомственность и подсудность споров, порядок доказывания и предъявления иска, разрешения споров, пересмотра и исполнения решений арбитражных судов и другие вопросы, касающиеся деятельности арбитражных судов по рассмотрению и разрешению споров <1>. -------------------------------- <1> См.: Жуйков В.М. Реализация конституционного права на судебную защиту: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 18.
Но арбитражно-процессуальное законодательство - лишь часть правовой регламентации деятельности арбитражных судов. Правовые нормы, касающиеся арбитражных судов, содержатся и в других законах: Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральном законе "О финансировании судов Российской Федерации", ГК РФ, НК РФ, БК РФ, Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)", Законе РФ "О государственной пошлине" и др. Вместе с тем, рассматривая арбитражные суды, нельзя забывать про другую сторону законодательного регулирования. Огромный пласт судебных действий, организационных институтов, которые входят в сферу судебной деятельности и играют значительную роль в отправлении правосудия, регулируется подзаконными актами правового характера: различными инструкциями, положениями, постановлениями, приказами (например, Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденная Приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 1996 г. N 7; письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 сентября 1994 г. N С3-7/ОП-662 "О проверке налоговыми органами правильности действий арбитражных судов по взиманию государственной пошлины"; распоряжение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 1995 г. N 14 "О некоторых вопросах рассмотрения заявлений о принесении протестов" <1>, Приказ по Высшему Арбитражному Суду РФ от 4 июля 1995 г. N 11 "Об организации работы по рассмотрению заявлений о принесении протестов в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации", Приказ по Высшему Арбитражному Суду РФ от 4 июля 1995 г. N 12 "О распределении обязанностей между руководителями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", приложение N 1 к Приказу Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 1998 г. N 36 "Положение о Координационном Совете по повышению квалификации кадров арбитражных судов") <2>. -------------------------------- <1> См.: Вас защищает закон. Судоустройство и судопроизводство Российской Федерации. Законодательные и нормативные акты, современные образцы документов, комментарии // Библиотечка "Российской газеты". Вып. N 7. М., 1997. С. 160. <2> Вестник ВАС РФ. 1998. N 11. С. 108 - 110.
К источникам права в данном случае следует отнести Регламент арбитражных судов, утвержденный Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. N 7 "Об утверждении Регламента арбитражных судов" с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июля 1998 г. N 11 "О внесении изменений и дополнений в Регламент арбитражных судов" <1>. -------------------------------- <1> В Регламенте определены вопросы внутренней деятельности арбитражных судов - организация проведения судебного заседания, вопросы деятельности Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, организация работы арбитражных судов, порядок формирования и состав судебных коллегий, деятельность Совета председателей арбитражных судов.
Важнейшей частью деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ является внедрение новых методов работы арбитражных судов. Он является инициатором различных правовых экспериментов <1>. Поэтому, говоря о деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ, нельзя не сказать об арбитражных заседателях. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 5 мая 1995 г. N 71-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд РФ проводит эксперимент по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ определяет порядок проведения эксперимента, арбитражные суды, в которых он проводится, утверждает список арбитражных заседателей <2>. -------------------------------- <1> См.: Вас защищает закон: Сборник РФ // "Российская газета" совместно с газетно-журнальным объединением "Воскресенье". 1997. С. 182 - 187. <2> См.: Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей. Утверждено Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 1996 г. N 10.
Во исполнение закона Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ утвердил Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, перечень арбитражных судов, в которых проводится эксперимент по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, а также список арбитражных заседателей <1>. -------------------------------- <1> Эксперимент по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей направлен на создание условий для привлечения к осуществлению правосудия в арбитражных судах лиц, обладающих специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел в случаях необходимости применения при рассмотрении конкретных дел специальных знаний в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные заседатели участвуют в разбирательстве дел в первой инстанции в случаях единоличного рассмотрения судьей дел в соответствии с ч. 1 ст. 14 АПК РФ <1>. Перечень дел, в рассмотрении которых могут участвовать арбитражные заседатели, определяется председателем арбитражного суда с соблюдением условий, предусмотренных Положением. Не могут рассматриваться с участием арбитражных заседателей: -------------------------------- <1> См.: Федоренко Н.В. К юбилею арбитражных судов России // Северо-Кавказский юридический вестник. Ростов н/Д, 1997. N 4. С. 104 - 109.
1) дела о несостоятельности (банкротстве); 2) дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) экономические споры, возникающие из административных правоотношений. К указанным спорам относятся предусмотренные в ч. 2 ст. 22 АПК РФ споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; иные экономические споры, возникающие из отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Ни одно дело, подведомственное арбитражным судам, не может быть рассмотрено с участием арбитражных заседателей, если в соответствии с ч. 1 ст. 14 АПК РФ председателем арбитражного суда принято решение о коллегиальном рассмотрении этого дела. В состав суда, рассматривающего такое дело, могут входить только профессиональные судьи <1>. Высший Арбитражный Суд РФ: -------------------------------- <1> Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел на безвозмездной основе. Рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей производится по правилам, установленным АПК РФ. При рассмотрении дела и принятии решения арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности наравне с профессиональными судьями.
- является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; - осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; - изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики; - разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; - осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; - решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией России и федеральными конституционными законами <1>. -------------------------------- <1> См.: Пирумова Ю.А. Место и роль арбитражных судов в системе организации судебной власти в России: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 104.
В апелляционной инстанции дело проверяется в полном объеме, т.е. рассматривается повторно. В кассационной инстанции проверке подвергается законность судебных актов первой и апелляционной инстанций и соответствие выводов этих инстанций относительно примененного закона фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Задача Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ - не дублировать деятельность кассационной инстанции, а выполнять особую возложенную на него законом функцию, осуществление которой должно обеспечиваться через пересмотр судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций. Итак, правовое регулирование организации системы арбитражных судов и Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется на конституционном уровне. Следует обратить внимание на положения ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", в которой установлено, что: "1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом... ...3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда". Порядок создания судов раскрывается с помощью таких характеристик, как конституционное определение компетенции по установлению законодательных основ формирования судов, их системы, процедуры образования, гарантий самостоятельности и независимости от иных отраслей власти, круга полномочий, организации деятельности <1>. -------------------------------- <1> См.: Яковлев В., Юков М. Указ. соч. С. 52 - 57.
По всем этим вопросам Конституция РФ содержит те или иные указания и предписания. Так, создание судебной системы как организационной структуры судебной власти Конституция РФ относит к исключительной компетенции Федерации. Согласно п. "г" ст. 71 Конституции РФ в ведении Федерации находится установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности. В сферу компетенции Федерации входит также судоустройство (п. "о" ст. 71), понимаемое не только как совокупность законодательных актов, регулирующих образование, организацию и деятельность судов, непосредственно осуществляющих правосудие, но и как система институтов, обеспечивающих деятельность судов. Создание высших судебных органов закреплено Конституцией РФ в гл. 7 "Судебная власть", где указаны общие полномочия и определено место в судебной иерархии Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Таким образом, осуществлять судебную власть в России вправе только суды, перечисленные в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" <1>. -------------------------------- <1> Закрепление системы высших судов в Конституции РФ означает, что изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию РФ.
Поскольку судебная власть осуществляется только судом и никто другой в России не вправе отправлять правосудие, то Конституция РФ и закон наделяют судей как носителей судебной власти особым правовым статусом. Ряд конституционных актов многих государств содержит такую немаловажную гарантию существования независимого суда <1>. Включение в законодательные акты подобных норм обусловлено конкретно-историческими причинами, но не утратило своего значения и по сей день. Учрежденные конституциями или в силу конституционных предписаний надлежащие суды и назначенные или избранные судьи были и остаются главными и наиболее эффективными гарантами прав и свобод граждан, интересов закона и приоритета конституции. Содержание конституционного статуса судей составляют установленные Конституцией РФ принципы, определяющие порядок формирования судейского корпуса и особенности правового положения судей как носителей судебной власти. Соответствующие конституционные нормы развиваются и детализируются текущим законодательством. Можно сказать, что конституционный статус судей является основой правового статуса судей. С одной стороны, в Российской Федерации все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, с другой стороны, возможны особенности статуса некоторых категорий судей, например, членов Конституционного Суда РФ, что должно быть предусмотрено законом. В Российской Федерации принят принцип назначения на судебные должности. Судей высших федеральных судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ, а всех других федеральных судей - Президент РФ. Но самому акту назначения предшествует достаточно сложная процедура проверки кандидата квалификационными коллегиями судей. -------------------------------- <1> Согласно конституциям Италии, Испании и некоторых других стран невозможно осуществление правосудия иными должностными лицами, кроме судей, получивших должность в рамках должной законодательной процедуры.
Согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ арбитражно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации, а АПК РФ является федеральным законом. К настоящему времени в России сложились три ветви судебной власти: конституционная, общесудебная, арбитражная, каждая из которых функционирует на основе определенной группы законов, закрепляющих устройство соответствующих судов и порядок отправления правосудия. Каждая ветвь судебной власти имеет свою форму реализации правозащитной функции. Поэтому одной из задач настоящей работы является анализ той формы реализации правозащитной функции, которую осуществляет Высший Арбитражный Суд РФ <1>. -------------------------------- <1> См.: Черников В.В. Указ. соч. С. 18.
Конституционно-правовой статус Высшего Арбитражного Суда РФ основан на положениях Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, так как Россия - правовое государство, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст. ст. 1 и 10 Конституции РФ). Конституция РФ и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" наделяют Высший Арбитражный Суд РФ широкой компетенцией, соответствующей статусу высшего органа самостоятельной ветви государственной власти, достаточной для исполнения своей роли в системе сдержек и противовесов и выполнения конституционных обязанностей. Однако существует точка зрения, согласно которой нынешняя организация судебной системы не способна в полной мере выполнять возложенные на нее задачи и нуждается в очередной реформации. Так, по мнению А.Д. Бойкова, существование отдельной от судов общей юрисдикции системы арбитражных судов является недостатком нашей судебной системы <1>. Но уже сейчас совершенно очевидно, что роль системы арбитражных судов с развитием рыночных отношений будет только возрастать. Также не следует опасаться того, что полный отрыв друг от друга Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ создает самостоятельные и пока нерешенные проблемы контроля за законностью и соблюдением прав человека, поскольку деятельность каждого из этих органов основана на единых конституционных нормах. -------------------------------- <1> См.: Бойков А.Д. Третья власть в России (очерки о правосудии, законности и судебной реформе. 1990 - 1996 гг.). М., 1997. С. 95.
По мнению В.М. Жуйкова, высокому статусу суда и его широким полномочиям, являющимся непременными условиями обеспечения судебной защиты прав и свобод человека, не в полной мере соответствуют организация судебной системы и процессуальные формы, в которых осуществляется правосудие <1>. В.М. Жуйков утверждает, что фактически единой судебной системы в России нет, хотя упоминание о ее "единстве" содержится в ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", что является ее недостатком, поскольку "раздробленность" системы, отсутствие единого органа, который осуществлял бы судебный надзор за деятельностью всех судов РФ и вырабатывал бы единообразную практику применения федерального законодательства на всей территории РФ, может порождать ситуации, когда один и тот же закон в разных судебных подсистемах (например, нормы ГК РФ в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах) будет применяться по-разному, что будет означать наличие судебных ошибок и нарушения прав заинтересованных лиц <2>. Предлагается объединить разрешение всех дел, связанных с защитой субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и юридически
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.255.168 (0.014 с.) |