ТОП 10:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И контрольнЫХ ЗАДАНИЙ



УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И БЕЗОПАСНОСТИ

 

  УТВЕРЖДАЮ Зам. директора _____________ Л.Р. Туктарова «_____» ______________2015 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И контрольнЫХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»,

Системы связи и системы коммутации»

Многоканальные телекоммуникационные системы»

  РАЗРАБОТЧИК ___________ М.Г. Райтер   РАССМОТРЕНО на заседании кафедры «Экономических и гуманитарных дисциплин» _____________ Л.К. Гурьева «_____» ______________2015 г.     Уфа 2015 г.  

Порядок выполнения отчета по практической работе

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по практической работе.

2. Записать краткий конспект теоретической части.

3. Выполнить предложенное задание согласно варианту по списку группы.

4. Продемонстрировать результаты выполнения предложенных заданий преподавателю.

 

5. Ответить на контрольные вопросы.

6. Записать выводы о проделанной работе.

 

Практическая работа №1 по теме «Фонетика»

Цель работы: проверить знания студентов по особенностям русского ударения, орфографическим нормам, проверит умение пользоваться орфоэпическими словарями.

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

 

Студент должен

уметь:

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

пользоваться словарями русского языка

 

Студент должен

знать:

различия между языком и речью, функции языка как трансляции мысли;

нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи;

правила продуцирования текстов разных деловых жанров.

Пояснения к работе

Краткие теоретические сведения

Фонетика — раздел языкознания, изучающий звуки речи. Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.

Фонетика — наука, изучающая звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

Слог — наименьшая единица речевой цепочки.

Звук — минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства)— единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

Длительность — время звучания сегмента речи.

Разделы фонетики

Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.

Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц - фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть в глубь их истории.

Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка — его отделения от праязыка).

Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

 

Задания для практического занятия:

1. Поставьте правильное ударение в словах:

значимость, искра, облегчить, одновременно, призыв, развитой (язык), столяр, феномен, черпать, августовский, анатом;

красивее, корысть, мизерный, осведомить, партер, принудить, ремень, убыстрить, ходатайствовать, хозяева, баловать, валовой;

каталог, квартал, обеспечение, откупоривать, премированный, псевдоним, статуя, усугубить, щавель, украинец, благоприобретение, вероисповедание.

2. Составить с тремя словами предложения.

3. Сдать работы на проверку преподавателю.

Контрольные вопросы:

1 . Что изучает фонетика?

2. Что такое логическое ударение?

3. Назовите фонетические единицы языка

Содержание отчета:

1 Наименование работы

2. Цель работы

3. Задание

4. Ответы на контрольные вопросы

5. Выводы по работе

Практическая работа №2 по теме «Лексика и фразеология»

Цель работы: проверить знания лексических и фразеологических единиц языка, владениенормами словоупотребления, способностью пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова.

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

 

Студент должен

уметь:

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

пользоваться словарями русского языка

Студент должен

знать:

различия между языком и речью, функции языка как трансляции мысли;

нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи;

правила продуцирования текстов разных деловых жанров.

Стили речи

- Художественный — вымысел писателя, портрет, описание действующих лиц, диалог, монолог

- Научный — нет вымысла

- Деловой — официальные бумаги

- Разговорный — не соблюдаются литературные нормы Публицистический — все статьи в газетах и журналах

Типы речи

- Описание — описание какого-либо предмета, явления и др.

- Повествование — рассказы, газеты, журналы

- Рассуждение — дискуссии о чём-либо

Фразеология(гр. phrasis — «оборот речи», logos — «учение»), лингвистическая дисциплина, изучающая устойчивые сочетания слов с полностью или частично переосмысленным значением (или устойчивые сочетания слов с осложненной семантикой) — фразеологизмы (или фразеологические единицы — ФЕ). Фразеология изучает только такие существующие в речи сочетания слов, общее значение которых не равно сумме отдельных значений слов, составляющих фразеологический оборот («дать в лапу» — дать именно взятку, а не что-либо иное; ср. ФЕ «мохнатая лапа»). К фразеологизмам относят словосочетания следующих типов: идиомы (бить баклуши, пить горькую, водить за нос, стреляный воробей, до упаду, по полной); коллокации (проливной дождь, принимать решение, зерно истины, ставить вопрос); пословицы (тише едешь — дальше будешь, не в свои сани не садись); поговорки (вот тебе, бабушка, и юрьев день; лед тронулся!); грамматические фразеологизмы (едва не; чуть не; как бы там ни было); фразеосхемы (Y он и в Африке Y; всем Y-ам Y; Y как Y).

 

 

Задания для практического занятия:

1. Подберите к словам с неполногласными сочетаниями полногласные соответствия.

Укажите фонетические признаки старославянизмов: глава, главный, оградить, бразды, влачить, прах, бредить, гражданин, краткий, млечный, страна, хранить, власть, страж, позлащенный.

2. Прочитайте отрывки из стихотворений В. Маяковского. Укажите неологизмы, объясните их значение. Вошли ли эти слова в общее употребление.

Ну, пора: рассвет лучища выкалил. Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомыслой головенке.

3. Составьте предложение с данными фразеологизмами, затем замените фразеологизмы словарными синонимами. Как изменилась эмоциональная окраска высказывания?

Кот наплакал. В чем душа держится. На черный день.

4. Прочитайте текст и определите, кто из говорящих допустил ошибку? Как надо правильно сказать?

Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Стали думать о подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разрабатываем туристский маршрут,» - предложил другой.

Помните, что туристский - прилагательное к слову турист, а туристический -прилагательное к слову туризм.

 

Контрольные вопросы

1 . Что такое лексика?

2. Что такое лексикология?

3. Что такое фразеологизмы?

4. Что такое неологизмы?

 

Содержание отчета:

1 Наименование работы

2. Цель работы

3. Задание

4. Ответы на контрольные вопросы

5. Выводы по работе

 

 

Практическая работа №3 по теме «Словообразование», «Части речи»

 

Цель работы:определить уровень знаний студентов по теме «Способы словообразования», их умение пользоваться нормами словообразования, их знания самостоятельных и служебных частей речи, умение выявлять грамматические ошибки в чужом и в своем тексте.

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

 

Студент должен

уметь:

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

пользоваться словарями русского языка

Студент должен

знать:

различия между языком и речью, функции языка как трансляции мысли;

нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи;

правила продуцирования текстов разных деловых жанров.

 

Контрольной работы

 

В соответствии с учебными планами студенты специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы», должны выполнить контрольную работу по одному из 6 вариантов. Варианты устанавливаются по последней цифре в списке учебного журнала.

Выполнение контрольного задания должно помочь студентам изучить операционные системы и среды проверить степень усвоения изученного материала и применить свои знания при решении лабораторных работ.

Перед выполнением контрольной работы студенту необходимо изучить рекомендованную литературу.

При выполнении контрольного задания следует руководствоваться методическими указаниями, где приведены примеры задач.

 

Требования к оформлению контрольной работы

 

Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена и выполнена в распечатанном виде, на листе формата А4 или в ученической тетради в клетку темными чернилами (синими, черными, фиолетовыми) через строчку. Все дополнительные страницы должны быть в тетради приклеены или вшиты.

 

1. Контрольная работа начинается с титульного листа с указанием дисциплины и фамилией студента (образец 1)

2. Текст печатается шрифтом п. 12, Times New Roman, 1 интервал.

3. Поля страниц: верхнее - 1,5 см., нижнее - 2,0 см., левое – 3,0 см., правое – 1,0 см. Отступ абзаца 1,25 см.

4. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, не включая приложения. Номера страниц проставляют в середине нижнего поля. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на них не проставляется. Таким образом, как правило, нумерация начинается с 2-ой страницы (раздел «Содержание»).

5. Подчёркивание, курсив, жирный шрифт в тексте не допускается. ЖИРНЫЙ ШРИФТ ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКОВ НАЗВАНИЯХ ГЛАВ И ПАРАГРАФОВ! Заголовки глав, содержание, заключение, список использованной литературы следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать ЗАГЛАВНЫМИ буквами.

Все страницы, формулы и таблицы нумеруются. Нумерация – сквозная (т.е. номер – один, два и т.д.).

Работа должна быть выполнена в той же последовательности, в какой приведены вопросы домашнего задания.

Следует полностью записывать формулировку вопроса согласно заданию, затем давать ответ.

Сокращение наименований и таблицы в задачах должны выполняться с учетом требований ЕСКД. При переносе таблиц следует повторить заголовок таблицы, указывая над ней «Продолжение таблицы» и ее номер. Единицы измерения указывать только в результирующих значениях.

В контрольной работе должны быть приведены условия задач, исходные данные и решения. Решение должно сопровождаться четкой постановкой вопроса (например, «Определяю …»); указываться используемые в расчетах формулы с пояснением буквенных обозначений; выполненные расчеты и полученные результаты должны быть пояснены.

Вычисление абсолютных величин следует производить с точностью до первого десятичного знака (0,1), в процентах – до первого десятичного знака (0,1%); относительных величинах – до второго десятичного знака (0,01).

В конце работы приводится список использованной литературы.

Титульный лист работы должен быть оформлен в соответствии с утвержденной формой, подписан, с указанием даты сдачи работы.

 

 

Например:

ГЛАВА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оформление формул

Формулы располагаются либо по центру, либо с абзаца.

Значение символов и числовых коэффициентов должны быть приведены непосредственно под формулой, с новой строки в той же последовательности, в которой они приведены в формуле (причем, после формулы ставится запятая). Первая строка пояснения начинается словом «где» без двоеточия после него.

Нумеруются формулы арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Нумерация единая и сквозная, начиная с первой главы и до конца работы (см. образец). Например, формула (1).

 

Требования и правила выполнения графических работ

В контрольной работе могут быть различные графические работы, которые представляются в виде графиков, диаграмм, рисунков, схем. К выполнению графических работ также предъявляются определенные требования..

Все иллюстрации называются рисунками, которым присваивается последовательная нумерация – сквозная, единая, начиная с первой главы и до конца работы. Например, Рисунок 1., Рисунок 2. и т.д.

Все рисунки должны иметь подрисуночную подпись, которая располагается по центру. Причем, если вторая строка подписи рисунка состоит из одного слова, то она пишется по центру, в противном случае, под первой буквой названия. Ссылки на рисунок – (см. рис. 1). Точка после названия рисунка НЕ СТАВИТСЯ! Переносы в подрисуночной подписи НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!

 

Оформление таблиц

 

Таблицы последовательно нумеруются в пределах всего материала. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица» с указанием ее порядкового номера. Нумерация единая, сквозная, начиная с первой главы и до конца работы. Например, Таблица 12 - Расчет показаний вольтметра

Тематический заголовок определяет содержание таблицы и располагается по середине над таблицей (на следующей строке после номера таблицы). Точка после номера таблицы и в заголовке НЕ СТАВИТСЯ. Единицы измерения пишутся на следующей строке после названия таблицы в правом верхнем углу таблиц (предварительно в конце тематического заголовка ставится запятая). Жирный шрифт и подчеркивание в таблице не допускаются

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишется полностью (например, в таблице 12). А также – (см. табл.12).

Правила оформления списка использованных источников

Использованные в процессе работы над ВКР литературные источники указываются в конце работы перед приложением. Каждый литературный источник отражается в списке в следующем порядке:

· порядковый номер в списке;

· фамилия и инициалы автора;

· название книги (для статьи ее заглавие, название сборника, журнала, его номер);

· издательство;

· место и год выпуска;

· количество страниц в книге (256 с.); для статьи указывается номер страницы, где была помещена статья (с. 8).

Ссылка на литературный источник в тексте оформляется следующим образом: приводится порядковый номер использованной литературы и номер страницы, заключенные в квадратные скобки. Например, [1, с.2] - это значит первый источник из списка использованной литературы на второй странице.

 

Оформление приложений

В приложении могут выноситься рисунки, графики, таблицы, диаграммы, формы бухгалтерской отчетности и т.д.

Приложения располагаются на последних страницах в виде самостоятельного раздела (см. образец). Каждое приложение должно начинаться с новой, страницы и иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком должно быть слово «ПРИЛОЖЕНИЕ 1». Если одно приложение располагается на нескольких страницах (например, одна и та же таблица), то на всех этих страницах пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЕ 1», причем, нумерация страниц продолжается. Начинается другое приложение – пишется «ПРИЛОЖЕНИЕ 2». Приложения нумеруются последовательно арабскими цифрами.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Образец 1 оформления титульного листа

УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине ___________________________________

________________________________________________

 

Вариант________________

 

 

Выполнил студент (ка) _______________

__________________________________________

(Ф.И.О. студента)

«_______» _______________________ 20____ г.

(дата сдачи)

 

Проверил: _________________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

«_______» _______________________ 20____ г.

(дата проверки)

 

 

Уфа 2015

 

Контрольные задания

 

Задание 1.Объясните расстановку знаков препинания, исходя из грамматической структуры предложения. Назовите все словосочетания, охарактеризуйте способ подчинительной связи. Сделайте синтаксический анализ предложения.\

 

Первое предложение.

Там, кроме кровати, на которой, очевидно, спал хозяин дома, стоял письменный стол, заваленный бухгалтерскими книгами, и длинный канцелярский шкаф с открытыми полками. (И. Ильф и Е. Петров)

Образец разбора.На камине стоит фарфор, но они, не обращая на него внимания, решают, что камин - штука невыгодная: слишком много уходит дров. (И. Ильф и Е. Петров)

По наличию грамматических основ это предложение сложное с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Оно состоит из четырех простых предложений:

первое - На камине стоит фарфор - простое, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено, полное;

второе - но они, не обращая на него внимания, решают - простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом, полное;

третье (придаточное) ...решают (что?), что камин - штука невыгодная - простое, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено, полное, придаточное дополнительное;

четвертое - штука невыгодная (по какой причине?): слишком много уходит дров простое, односоставное, безличное, распространенное, не осложнено, полное, придаточное причины.

Итак, это сложное предложение, с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью, состоит из простого и сложноподчиненного с двумя придаточными (дополнительным и причины) и последовательным подчинением.

 

Задание 2.Подберите синонимы к словам: красный, друг, интересный.

 

Задание 3.Письменно объяснить значения слов: туча, игла, земля.

 

Задание 4.Подробно раскрыть темы

Вариант 1

  1. Понятие литературного языка.
  2. Основные функции литературного языка.

Вариант 2

1. Языковая норма.

  1. Виды языковых норм.

Вариант 3

1. Основные качества речи.

  1. Раскрыть, что такое омонимия.

Вариант 4

1. Стили языка.

  1. Привести примеры на четыре стиля по пять предложений в каждом.

Вариант 5

1. Богатство и разнообразие речи.

  1. Синонимы и фразеологизмы.

Вариант 6

  1. Образность и выразительность речи.
  2. Метафора и метонимия.

Литература

 

Основные источники:

 

1. Власенков А.И., Рыбоченкова Л.М.: Русский язык, М., «Просвещение», 2009 г.

2. Солганик Г.Я.: Стилистика русского языка 10-11 кл., М., 2009 г.

3. Введенская Л.А.: Культура речи, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 г.

4. Введенская Л.А., Черкасова М.Н.: Русский язык и культура речи, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 г.

 

 

Дополнительные источники:

 

1. Воробьева К.В., Сергеева Е.В.: Практикум по русскому языку и культуре речи, СПб, изд. «Союз», 2008 г.

2. Дудников А.В., Арбузова А.И.: Русский язык, М., Высшая школа, 2008 г.

3. Розенталь Д.Э.: Русский язык, М, «Дрофа», 2010 г.

 

 

Интернет ресурсы:

 

1. Федеральный образовательный портал gramota.ru. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gramota.ru/ (2005-2015).

2. Фундаментальная электронная библиотека feb-web.ru. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://feb-web.ru/ (2002-2015).

3. Электронно-библиотечная система znanium.com. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://znanium.com/ (2012-2015).

 

УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И БЕЗОПАСНОСТИ

 

  УТВЕРЖДАЮ Зам. директора _____________ Л.Р. Туктарова «_____» ______________2015 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И контрольнЫХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.150 (0.049 с.)