Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обезьяна. Первые шаги человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возраст Обезьяны (1-3) Окончание первого возраста - это окончание двусмысленного бытия между небом и землей. Теперь ребенок - полноценный житель нашей планеты, космос забыт, и забыт надолго. Однако переход во второй возраст - это не только победа реальной жизни над иллюзорной, это еще и довольно сложная перестройка всего организма, весьма резкая смена физиологии и психологии, при полном, можно сказать, отсутствии опыта возрастных переходов. Переход из возраста в возраст можно назвать кризисом, существуют даже возрастные теории, в которых исчисление идет не через сами возрасты, а через переходы между ними - кризисы. Такие теории представляют жизнь не цепью логически связанных состояний (ступеней), а прямой дорогой, на которой неожиданно возникают препятствия, которые нужно, изловчившись, преодолеть. Таким образом, именно кризисы становятся как бы важнее самих возрастов. Это было бы подобно тому, как если бы перемены между уроками стали важнее самих уроков. И все же преуменьшать значение кризиса не стоит, ведь, по сути дела, в разгар кризиса человек становится беззащитен, старая оболочка разрушена, новая еще не создана. Точно назвать дату первого перехода трудно, но, скорее всего, речь идет о возрасте 9 месяцев. Обратная логика Мы говорим о логически связанной цепи возрастов. Но какова эта логика и может ли он, человек, чувствовать ее? Логика природного развития очевидна. За утром следует день, за днем вечер, потом ночь и снова утро. Это логика, в которой за принятием решения (утро) следует его осуществление (день), подведение итогов (вечер) и, наконец, стирание информации (ночь), необходимое для того, чтобы вернуться на исходную точку (утро) и с ясной головой вновь принимать решение. Еще более наглядно эту логику мы видим в смене сезонов в году. Весна (посев) - принятие решения, лето (выращивание) - осуществление решения, осень (сбор урожая) - подведение итогов, и наконец, зима выводит все на нулевую точку, с которой весна начнет все сначала. По такой же логике развивается и четырехлетний цикл, самый крупный природный цикл (день Лошади - вечер Козы - ночь Обезьяны - утро Петуха), но когда мы переходим к циклам развития самого человека или человеческого общества, то выясняется, что существует специфическая человеческая логика развития - обратная. Смысл этой логики не в самовоспроизводстве, а в рождении нового качества. Вот для чего знаки в возрастной последовательности идут в обратную сторону. За утром Петуха идет ночь Обезьяны, потом вечер Козы и, наконец, день Лошади. При такой логике невозможно вернуться в исходную точку, собственно говоря, ее даже нельзя излагать в природных понятиях. В данном случае необходимо говорить о логике: план - исследование поля действия - рождение нового качества - испытание этого качества в действии. Человеку понять обратную логику очень трудно, но ведь человеку вообще очень трудно понять себя, его пониманию ближе природа. Однако между природой и человеком достаточно глубокая пропасть. Мостом через эту пропасть, как ни странно, служит женщина. Она в своем развитии частично повторяет человеческую (мужскую) обратную логику. Однако развитие мышления у женщин идет в прямой, природной логике. В этом одна из причин большой устойчивости девочки к воспитанию либо его отсутствию. Таким образом, триумфы и трагедии педагогики всегда связаны с мальчиками, а потому в основном все нижеследующее относится к мальчикам. Эмпирика и мистика Тип мышления, к которому обязывают человека знаки Обезьяны, Крысы и Дракона, описан в философской и психологической литературе наименее подробно. Первая особенность этого типа мышления состоит в его пренебрежительном отношении как к логике (схематизация, догматизм), так и к интуиции (жизненный опыт, реализм). Мистик в любой ситуации мыслит непредвзято, как бы начинает с нуля, не обращаясь ни к прогнозам, ни к воспоминаниям. В случае второго возраста такой тип мышления вполне уместен, ибо воспоминаний о первом возрасте нет, а прогнозирование первого возраста, связанное с влиянием потустороннего мира, уже невозможно, ибо связь с тем миром разорвана. Однако минус на минус дает плюс - отсутствие логики и интуиции, соединяясь между собой, порождают совершенно оригинальный тип познания действительности - мистический. Взрослые мистики колдуют, творят любовь, видят пророческие сны, старательно уничтожают, где можно, здравый смысл, доводя все до абсурда, запутывают ситуацию с причинно-следственными связями. Маневры с переменой мест причины и следствия опасны для обычных людей, для мистика же это дело обыденное, оно помогает ему сойти со шкалы времени, оказываться вне времени, вне пространства. Повиснув над жизнью, мистик решает вечные вопросы. Стоит напомнить, что это за вопросы: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть... Эти вопросы не имеют рациональных ответов, однако мистическим путем эти задачи решаются, и не исключено, что часть из них решается именно во втором возрасте. Таким образом, если в первом возрасте решалось, быть ли ребенку человеком, или получеловеком, или кем-то еще, то во втором - уже решается, каким ему человеком быть, нести в этот мир добро или зло, служить людям или лишь себе и т. д. Оборотная сторона мистического мышления - это так называемый эмпиризм, экспериментаторский талант. Парадоксально, но мистик, способный отстраниться от реального мира, способен и к противоположному действию - вступить с этим миром в максимально тесный контакт. Помогает мистику в его экспериментах все то же отсутствие предвзятости, он никогда не знает заранее, чем закончится тот или иной эксперимент, а потому готов повторять одно и то же действие бесконечное количество раз. Мистик подобен слепцу, который вместо реального мира видит мир иллюзорный, но именно слепец обязан постоянно дублировать свои эксперименты, постоянно перепроверять обстоятельства реального мира, ничему не доверять, не верить в постоянство свойств предметов и людей. Необходимо тщательно все ощупать, простучать, обойти все углы и закоулки. Девиз мистика - не верь глазам своим. Поэтому будьте готовы к переквалификации теоретика Петуха в экспериментатора Обезьяну. Ну а поле для экспериментов должны обеспечить работодатели, то есть родители. Начинает ребенок с матери, интересуется, из какого материала она сделана и прочна ли конструкция. Потом полем эксперимента становится собственное тело - руки, ноги, пальцы, язык, волосы... Следующий объект - еда. Родители уверены, что еда не повод для шуток и баловства, и эксперименты эти не поощряют. Что ж, тогда пусть сами организуют поле для экспериментов. В первую очередь это бесконечное количество игрушек, по-разному устроенных, разных размеров и физических свойств. Но пригодятся не только игрушки, но и любые безопасные для ребенка предметы. В этом возрасте еще нет представлений о детских и недетских предметах, а потому годится все, кроме опасных вещей (слишком мелкие, колющие, режущие, пачкающие и тому подобные предметы). Но эксперименты в познании мира предметов остаются в тени более грандиозных экспериментов по овладению механикой собственного тела. Каждый родитель знает, какими грандиозными событиями наполнены дни Обезьяньего возраста: держать головку, садиться, вставать в полный рост, сделать первые шаги - воистину грандиозные эксперименты в масштабах не только возраста, но и всей жизни. Любимая методика всех экспериментов - это бесконечный повтор. Повторение любого действия - навязчивая идея всех Обезьян. Если дверь открывается и закрывается, то необходимо проделать операцию двадцать раз, пока утомленный отец не закроет дверь на замок, а мистик сделает только ему одному ведомый вывод, может быть, о неизбежном конце света, а может быть, о таинственном свойстве предметов разговаривать без слов. Любовь и воля Каждый четный мужской знак, в том числе и Обезьяна, является источником любви и воли. При этом у Лошади, Собаки и Тигра воля управляема, а любовь неуправляема (неподвластна воле своего владельца), у Обезьяны, Крысы и Дракона, наоборот, - воля стихийна и неуправляема, а любовь вполне регулируема. Неуправляемая воля подобна идее фикс. Такая воля не рождается в результате мучительного интеллектуального поиска, не проходит через сознание человека, а как бы приходит со стороны. От этого, впрочем, такая воля не становится слабее. Упорство в достижении возникающей цели ничуть не меньше, чем у самого решительного политика или ученого. Задачи родителей - не бороться с волей ребенка, а лишь следить за ней, понять ее направление, разгадать траекторию и предусмотреть последствия. Обычно для этого возраста задачи воли вполне обыденные - научиться ходить, говорить, орудовать предметами, ломать игрушки... Что касается любви, то это, конечно, любовь к матери (может, и к отцу), копившаяся еще в утробе и сдерживаемая в возрасте Петуха. Прорвавшись наружу, любовь согревает счастливых родителей. Задача родителей - отвечать взаимностью на эту любовь, что не так трудно, ибо управляемая любовь без взаимности может быть быстро погашена или обращена на другой объект или даже превращена в нечто противоположное любви. Не ограничивайте ласки ребенка, какими бы странными они вам ни казались, а если что-то непонятно, то пойдите в зоопарк и понаблюдайте жизнь приматов. Ну а поскольку мы все же люди, то стоит чередовать обычные ласки с более сложными элементами любви - заигрывание, кокетство, ревность, жар встреч и горечь разлук... Тут вам поможет любая лирическая поэзия. Если же вы сторонник суровых, спартанских методов воспитания, лишенных сантиментов и сюсюканья, то вам к маленькому человечку лучше подходить пореже, по крайней мере пока ему не исполнилось 7 лет. Физиология детства Каждый второй возраст трех периодов жизни - это возраст, определяющий физиологию всего периода. В возрасте Дракона определяется физиология старости, в возрасте Крысы - физиология молодости, ну а в возрасте Обезьяны - физиология детства. Таким образом, физиологический портрет ребенка мы рисуем достаточно быстро, а потом два оставшихся возраста лишь созерцаем его. Болезненность, выносливость, шустрость или медлительность, жизнерадостность, пугливость или храбрость - все это, так или иначе, рождается в возрасте Обезьяны. Физиология (гормональное строение) обезьяны (как и медведей) допускает развитие максимальной физической силы на грамм веса. И не случайно, что столь мощная фи-зиология досталась именно второму возрасту, ведь ребенку предстоит проделать множество сложнейших гимнастических и тяжелоатлетических упражнений после почти го-дового безделья. Голова как арбуз, а ножки тоненькие - вот вам простор для суперсилы Обезьяны. Ребенок в этом возрасте даже внешне (по пропорциям) похож на штангиста. Тем, кто хочет вырастить сильного человека, упускать время этого возраста никак нельзя. К тому же следующие возрасты здоровья не прибавят, а потому закладывайте физиологический фундамент покрепче. Закрытость младенца Все детство (до 12 лет) проходит под знаком открытости, природности, однако из четырех детских возрастов открыты лишь два - первый и последний; два промежуточных возраста открыты лишь частично. Обезьяны, обладая некоторыми свойствами открытых знаков - весельчаки, затейники, общительные люди, - остаются все-таки знаком закрытым, а стало быть, самоуглубленным и самодостаточным. Главный вывод для родителей в том, что общение, которое было так благоприятно в первом возрасте, необходимо усечь до минимума. Более того, ежеминутное общение с родителями также теряет актуальность. Оставленный наедине с самим собой, малыш чувствует себя вполне комфортно. Необходимо лишь создать достаточно насыщенную среду для Обезьяньих экспериментов. Примитивные игрушки первого возраста должны уступить место более сложным, которые можно разобрать, разоблачить и т. д. Глубже должны стать отношения с родителями, простых улыбок и примитивных похвал уже мало. Таким образом, сократив время общения, необходимо увеличить его интенсивность, глубину проникновения в мир ребенка. Тут, конечно, в помощь идет нарастающее словарное богатство ребенка. Представьте, что перед вами инопланетянин, от установки контакта с которым зависит судьба всей Земли. Детские ясли в этом возрасте вряд ли уместны, а потому трехлетний отпуск матери вполне оправдан. Закрытость ребенка, а отнюдь не несмышленость объясняет некоторую склонность к вредительству в этом возрасте, а потому прячьте от него все, что вам особенно дорого. Предметность и действие Единственная характеристика, перешедшая без изменений из первого возраста во второй, - это так называемая приземленность, то есть любовь к предметам и действию. Смысл такого постоянства понятен, процесс оживления мертвой материи продолжается. Разумеется, что в новом возрасте эта характеристика приобретает новые оттенки. Активность в возрасте Петуха была судорожной и как бы хаотичной. В возрасте Обезьяны активность кажется куда более осмысленной - в руки берется то один предмет, то другой. Иными словами, ситуация как в басне И. Крылова "Мартышка и очки". Если в возрасте Петуха приземленность входила в явное противоречие с логическим, умозрительным мышлением, то в возрасте Обезьяны, напротив, приземленность поразительно сочетается с экспериментаторским порывом мистика. Таким образом, из всех приземленных знаков Обезьяна самый приземленный, а стало быть, самый активный знак. Сочетание во втором возрасте мистико-эмпирического мышления и приземленности позволяет ребенку разобраться с запахами и вкусовыми ощущениями. Самые загадочные вкусовые пристрастия формируются именно в это время. Дайте ребенку перепробовать самые разные продукты, пусть поищет свое... Видимо, здесь же таится источник мифа о нашем чрезвычайном сходстве с обезьянами. Действительно, наши вкусовые пристрастия сходны - тащим в рот все что попало - травку для коров, мясо для волков, сладкое, кислое, соленое и еще умудряемся все это переваривать. Без лишних восторгов Четыре типа темперамента обычно описывают в двоичной системе: оптимист - пессимист либо в более изощренной квадратной: холерик - флегматик - сангвиник - меланхолик. Как-то привыкли считать, что оптимисты - это холерики и сангвиники, а пессимисты - флегматики и меланхолики. Ситуация оказалась несколько сложнее: наименьшие запасы оптимизма именно у холерика, а флегматики достаточно оптимистичные люди. Обезьянам же достался меланхолический темперамент, который дарит не черный, а скорее серый взгляд на мир. Такой же темперамент придет к человеку еще два раза - в восьмом (31-42) и в одиннадцатом (70-85) возрастах. В указанных возрастах меланхолия и скепсис вполне уместны, но откуда столь старческий взгляд на мир в радужном детстве? На деле скепсис и меланхолия вполне совместимы и с закрытостью Обезьяны, и тем более с ее приземленностью. А потому не паникуйте и не расстраивайтесь, если в глазах вашего любимца или любимицы вдруг промелькнет грусть или вдруг вы заметите на лице скептически-ироническую улыбку. В чередовании детских темпераментов важен тот момент, что сначала появляются два темперамента, позволяющие отгородиться от общества, - взгляд свысока у Петуха и взгляд в себя (под ноги) у Обезьяны. Социально активные типы темперамента идут в возрастах под номерами 3, 4, 5, 6, 7, 9, и лишь в старости надежно вырастает тот же, что и в детстве, барьер между человеком и обществом. Десятый и двенадцатый возрасты - это космические оптимисты, а одиннадцатый возраст дает легкую меланхолию. Самодеятельность В структуре судьбы детство не отмечено разнооб-разием - два пионерских возраста (Петух и Коза) и два самодеятельных возраста (Обезьяна и Лошадь). В этом видится глубокий смысл: ведь завершать в детстве нечего (завершенностью отмечены пятый, де- вятый, одиннадцатый возрасты), а попадать в распоряжение Управителя судеб (фатальные возрасты имеют порядковые номера 6, 8 и 12) в детстве также нельзя, ибо это будет означать выход из-под родительской опеки. Таким образом, все детство проходит под знаками стремления двигаться вперед и обучаться самостоятельности. Простор для самостоятельности огромен - самому слагать звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения, самому встать, самому сделать первый шаг и т. д. Для ребенка годится все, что начинается с "само". Ну а родителям это слово надо повторять как заклинание: "Сам, все сам..." Чем больше действий ребенок будет делать сам, тем лучше. И ему, и вам. Девочки-красавицы В отличие от мальчиков, обладающих волей и мистическим мышлением, девочки во втором возрасте получают тип мышления, который уготован для мальчиков третьего возраста. Таким образом, девочка на время обгоняет мальчика в развитии, начинает быстрее говорить, реальнее смотреть на мир. Однако эта поспешность в будущем не даст девочке возможности развиваться столь же основательно, как мальчику. Раньше, чем мальчик, девочка начинает осваивать мир эмоций, реальных людских отношений, что мо- жет сказаться в капризах, вспышках непослушания, негативизма. Компенсацией за эти неудобства будет неожиданный расцвет детской красоты, ведь женский знак Обезьяны - это знак самых немыслимых кра- савиц. Важно не забывать, что, в отличие от мальчика, девочка продолжает решать параллельно две задачи, одна из которых подобна мальчишеской, а вторая - это формирование открытой девичьей души. Отсюда куклы, стремление жалеть, опекать и даже лечить. КОЗА. РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Возраст Козы (3-7) Сдвоенный (Петух - Обезьяна) период оживления мертвой материи создал изумительную "говорящую куклу". Маленький человечек умеет пить, ходить, говорить; у него даже есть фрагментарная память и пусть странное, но все же мышление. И все-таки он еще не человек. Он еще не сознает себя, не ощущает своего "я". Для превращения в полноценного человека за возрастами оживления следуют два возраста одушевления (Коза и Лошадь), завершающие детство, а стало быть, работу по превращению обычной живой материи в материю совершенно особого порядка - мыслящую, одушевленную. Осознать этот момент очень непросто, мы любим животных и не очень-то любим людей. Между тем необходимо признать, что триединое устройство мира предполагает равноценное положение трех категорий: Бог - Человек - Природа. Стало быть, между человеком и природой (животным) пропасть столь же глубока, как между человеком и Богом. Все эти абстрактные рассуждения нужны для того, чтобы пришло осознание грандиозного значения третьего возраста. Знакомство с реальностью Первые два возраста представляли стихии, далекие от обыденной жизни, - логическую (фантастическую) и мистическую. Лишь в третьем возрасте ребенок начинает видеть реальную жизнь. Чехов в одном из своих рассказов описал переход из второго возраста в третий. Сюжет рассказа прост: маленький мальчик впервые выходит из своего дома и открывает для себя мир. Очень тонкое описание, замечательный символ. Действительно, мир второго возраста - это комната, квартира, манеж, мама, бабушка, няня. В третьем возрасте рамки мира раздвигаются максимально широко. Ребенок начинает замечать небо, траву, животных, людей - все то, что видит любой взрослый человек. Задачи родителей - не оставить переломный момент без внимания и по мере сил познакомить малыша с большим миром, не передоверяя это дело телевизору. Деревня, дача и даже поход вполне подойдут для впечатлительного естествоиспытателя. Любовь к природе и даже знание природы - все это третий возраст. Не обязательно ждать школы, чтобы узнать все о животных и растениях, запомнить их названия. Одновременно с вхождением в мир природы ребенок входит в мир речи. Это тоже проявление реалистического типа мышления. Если в возрасте Петуха (звуки) и в возрасте Обезьяны (слова) большая часть информации шла через жесты и интонации, то теперь очень быстро нарастает способность любые оттенки ощущений и желаний передать словами. К.И. Чуковский в книге "От двух до пяти" назвал этот возраст периодом возрастно-лингвистической гениальности, имея в виду, что в самые короткие сроки и невероятно творчески осваиваются все самые сложные речевые конструкции. Однако эта гениальность лишь возможность, и для ее реализации ребенка необходимо буквально погрузить в мир поэзии и прозы, сказок и присказок, разговоров, бесед, сложнейшей игры слов. Очень важно оградить его от телевизора, компьютера, игровых автоматов, вместо слов извергающих какие-то странные звуки. Необходимо также прекратить все попытки говорить с ребенком на усеченном, якобы дет-ском языке. Язык у нас один, и освоение его не начинается в третьем возрасте, а заканчивается! Помните об этом. Если ребенок не заговорил в полную силу в третьем возрасте, то он через всю жизнь пронесет языковую неполноценность. При этом не стоит бояться, что он еще не все из сказанного им же понимает - смысл придет позже, а пока осваивается весь спектр речи. Таким образом, к 7 годам ребенок уже заканчивает и биологический факультет, и литературный институт. Разумеется, что параллельно с ним тот же путь должны пройти и родители. Вновь перечитывается все самое любимое. И не бойтесь, если дошкольнику попадет на слух литература, которую еще недавно рекомендовали старшеклассникам, он не станет доискиваться глубин смысла, он схватит красоту языка. Если ваша любовь к литературе передалась ребенку, то очень скоро он освободит вас от утомительного занятия и будет все читать сам. Управляемая эмоциональность Одним из главных признаков наступления этого возраста (около 2,5 лет) считается ничем не спровоцированная и необъяснимая эмоциональная революция. Проще говоря, ласковый и уравновешенный бутуз вдруг превращается в истерическое, плаксивое существо, состоящее из капризов, нелепых прихотей и одного-единственного (как нам кажется) стремления - вывести родителей из душевного равновесия. Так приходит управляемая эмоциональность, жестко связанная с реалистическим типом мышления. Управляемость, подконтрольность эмоций не означает их фальшивости, неискренности. Напротив, именно в этом возрасте эмоции наиболее чисты и натуральны. Во втором возрасте эмоции были слишком примитивны, можно сказать, что их еще и не было, а в четвертом возрасте, благодаря воле и возросшему самосознанию, мальчик уже научится скрывать эмоции. Так что именно в третьем возрасте эмоции наиболее чисты. Другое дело, что, переживая то или иное состояние, ребенок учится проявлять его: он плачет и сам изучает свой плач, его силу, продолжительность, степень воздействия на окружающих. Так что не бойтесь разбудить в ребенке водопад эмоций. Пусть он смеется, плачет, ликует, тоскует, удивляется и негодует, пугается, умиляется, восторгается... Пока эмоции правят бал, родителям потребуется много терпения и ловкости, дабы совладать с профессионалом эмоционального давления. Тут приходит на помощь другая грань все того же типа мышления. Речь идет о склонности к игре, любви к игре, об игровом, несерьезном отношении к жизни. Играя, ребенок познает мир, он моделирует ситуации будущей жизни. Если родитель проникся игровым настроением ребенка, то он легко может перехватить инициативу и сам диктовать условия игры (вспомним незабвенного "Вождя краснокожих"). Разумеется, тут понадобятся и фантазия, и чувство юмора, а главное, определенная несерьезность. Призывы к совести, морализаторство, чтение нотаций не помогут, ну а рукоприкладство и грозный окрик могут и навредить. Ребенок все равно останется несерьезен - таков возраст. Так что уж лучше принять его условия и самому стать несерьезным человеком, дурачиться, привирать, валять дурака, кривляться. Быть может, в шуточной форме удастся внушить что-то доброе, вечное... Прямой текст, примитивная атака в лоб малоэффективны. То же относится и к школьному обучению в до-школьном возрасте. Не готов еще ребенок к усидчивой работе через "не хочу", к искреннему самопожертвованию ради образования. Гораздо больше он усвоит играя, шутя. Пусть уж наиграется в этом возрасте. Не стоит перебарщивать также и с участием в работе по дому, а если уж очень вам хочется, то напрягитесь и превратите это в игру, шутку. Речь, напомню, идет о мальчиках.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.017 с.) |