Кипчакское ханство. Формирование кыпчакской народности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кипчакское ханство. Формирование кыпчакской народности.



В начале XI века на огромной территории от Иртыша до Волги гегемонию установили кыпчаки, которые стали преемниками кимаков. Так возникло Кьпчакское ханство (начало XI пека - 1219 год), В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков). В XI - ХII веках кыпчаки были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Ставка правителей была в г. Сыгнаке. Кыпчаки составляли несколько основных групп племен - алтайско-сибирскую; казахстанско-приуральскую; подонскую, включая предкавказскую; днепровскую, включая крымскую; дунайскую, включая балканскую. На Руси их называли половцы, в Европе команы, на Востоке кыпчаки. Кыпчаки сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Китай, Византия, Грузия, Болгария, Хорезм в эпоху средневековья. Кыпчаки стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинского, монгольского, китайского, индийских и арабских народов. Известно, что в домонгольский период кыпчаки во главе с ханом Атраком играли важную роль в военной организации Грузинского царства Давида IV и его преемников. Кыпчак Шамс-ад-Дин Ильдигиз был основателем династии Ильдигизидов в Азербайджане. В тяжелые для Византийской империи времена начала XI века, когда ее существованию угрожали турки-сельджуки с востока, а печенеги с севера, опередив римского папу и западноевропейское рыцарство, кыпчаки, вступив в союз с императором Алексеем, оказали ему неоценимую помощь, разгромив печенегов. Многие кыпчаки породнились с семьями византийской аристократии, они занимали высокое положение, например, кыпчакский полководец Альпамиш и другие. Кыпчакские династии стояли во главе государств в Средней Азии. Особенно заметна была их роль в Хорезме. Государство хорезмшахов объединяло большую часть Средней Азии, весь Афганистан, почти весь Иран, часть Южного Казахстана. Основателем кыпчакской династии хорезмшахов был Кутб-ад-Дин Мухаммад.

Развитие культуры Казахстана в VI-XII вв

Средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанном с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между земледельческими оазисами и кочевой степью, между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи. Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Каялык, Мирки. Кулан и другие. Формировались они в VI - X веках на основе ранних земледельческих и ремесленных поселении, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строительная традиция близкая к Среднеазиатской. Наиболее ранним памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X - XI века) в окрестностях Тараза. А также мавзолей Айша-Биби. Фараби - ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему принадлежат груды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира, а наука о его наследии оформилась в фарабиеведение. Известным представителем тюркоязычной литературы X-XII веков является Юсуф Баласагунский, который родился примерно в 1017 году. Ему принадлежит, написанная в 1069-1070 годах поэма «Кутадгу билиг», переведенная на русский язык как «Наука быть счастливым», «Благодатное знание». Эти книги являются энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, политический трактат с философским осмыслением мировоззренческих проблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе. Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгарский (1029 - 1101), его книга «Дании лугат-ат-турк», «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах. В средневековье жил и творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Яссави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти - 1166 год). Сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет», «Книга мудрости

Образование монгольской империи. Казахстан под властью монголов.

Как известно, первым, наиболее крупным ханом, сумевшим объединить несколько племен был Чингиз-хан (Тэмуджин). Эти племена располагались на территории от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге. Ведя сходный образ жизни эти племена были во многом похожи друг на друга. Основное занятие — скотоводство, охота и грабеж других племен. До Тэмуджина племена в крупные союзы не объединялись, постоянно враждуя друг с другом. Наиболее крупными племенами были: меркиты, найманы, кереиты, кунграты и др. В конце ХП - нач. XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203 г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217 г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ.
В 1206 г. Темучин был провозглашен всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана. Образование монгольского государства содействовало консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос и к прекращению междусобных войн. Монгольское государство основывалось на принципах военно-административной организации. Территория и население были разделены на 3 военно-административных округа: правое крыло (барнгар), левое крыло (джунгар) и центр (кул). Каждый округ состоял из нескольких туменов, тумены состояли 10 «тысяч», каждая тысяча – из 10 «сотен». Начальниками округов и туменов, а также «тысяч» были родственники Чингиз-хана и его сподвижники-найоны. Они же и были командирами соответствующих подразделений армии. Армия отличалась железной дисциплиной и высокой боеспособностью. Созданная Чингиз-ханом система государственного устройства была приспособлена для достижения поставленных целей. Семиречье было занято монголами без сопротивления. Вызывали возмущение и гонения Кучлука на мусульман, поэтому монголы, проявлявшие веротерпимость, были встречены как избавители. Кучлук бежал в Среднюю Азию, был настигнут монголами в Бадахшане и убит. В 1210—1211 гг. под власть Чингис-хана перешел владетель карлукской области Арслан-хан. В 1217 г. правитель карлукской области Алмалык Бузар также стал вассалом монгольского хана, а в следующем году без боя сдался монголам и город Баласагун. Желая привлечь народ Семиречья на свою сторону, Чингиз-хан запретил грабежи и резню в этом крае. Захват Восточного Туркестана и Семиречья открыл монголам путь в Среднюю Азию через Южный Казахстан. Чингиз-хан отправил в Среднюю Азию торговый караван во главе с Омар-Ходжой Отрари, Джамалом Марата, Фахр ад-Дином Дизаки Бухари, Амин ад-Дином Харави. Многолюдный караван прибыл в середине 1218 г. в Отрар. Правитель Отрара, наместник султана Мухаммада, Гайр-хан Йиналчук, очевидно, обеспокоенный странным для торговцев поведением людей этого каравана, объявил, по словам ан-Насави, что прибывшие в Отрар, хотя и прибыли в обличье купцов, но не купцы. Он задержал купцов, а затем истребил их. Караван был ограблен, все богатство убитых перешло к Йиналчуку. Удалось бежать только одному человеку из состава каравана, который и доставил весть об отрарской резне Чингиз-хану. Повелитель монголов отправил к хорезмшаху посольство во главе с Ибн Кафрадж Бorpa, в сопровождении двух татар, с требованием выдачи Гайр-хана Йиналчука и с обещанием в этом случае сохранить мир. Хорезмшах не только не исполнил этого требования, но велел убить неповинных послов, вероятно, считая войну с Чингиз-ханом неизбежной. Как показывают данные источников, Чингиз-хан и не думал ограничиваться захватом империи хорезмшаха; в его планы входили завоевание всей Западной Азии и Восточной Европы, и он заранее отдал в удел своему старшему сыну Джучи еще не покоренные страны к западу от Иртыша и Аральского моря. В сентябре 1219 г. начался поход войск Чингис-хана. Первой на пути движения монгольских войск на запад оказалась территория Южного Казахстана, где им был дан решительный отпор местным населением. Монголы применили здесь массовый террор и насилие, опустошили целые области и разрушили города. В арабских и персидских исторических сочинениях приведены наименования около тридцати городов в разных странах, где население почти полностью уничтожено монголами. В их числе три южно-казахстанских города — Отрар, Сыгнак, Ашнас. Источники не дают нам точного определения времени, когда монгольские войска появились перед стенами Отрара. Правитель Отрара Гайр-хан, знавший, что ему нечего ждать пощады от монголов, защищался отчаянно, до последней возможности. Чагатай и Угедей в феврале 1220 г. присоединились к Чингиз-хану. На дальнейшем пути монголы взяли Узгенд и Барчылыгкент, население которых не оказало сильного сопротивления. Затем монгольский отряд подошел к Ашнасу; город оказал упорное сопротивление, но пал в неравной борьбе, и множество жителей было перебито. После этого монголы подступили к Дженду, который к тому времени был покинут войсками хорезмшаха во главе с Кутлук-ханом. Монголы, подготовив предварительно осадные орудия, приставили лестницы, спокойно взошли на стены и без кровопролития заняли город. Все это произошло в течение зимы 1219-1220 гг. и весны 1220 г. К весне 1221 г. завоевание Средней Азии монголами было завершено. Их военные действия с этого времени перешли на территорию Ирана, Афганистана, Северной Индии. Корпус монгольских полководцев Джэбе и Субэдэя, разбив аланов, кыпчаков и русских на р. Калке и разорив южные окраины русских земель, через земли Казахстана вернулся в 1224 г. в орду Чингисхана на Иртыш. Таким образом, в результате нашествия монголов в 1219 — 1224 гг. Казахстан вошел в состав империи Чингисханской власти».

 

Образование и распад Улуг Улуса. Государственно-административное устройство.

Преемником Джучи, умершего в 1227 году, стал его сын Бату. Им были предприняты завоевательные походы на территорию Западного Дешт-и-Кипчака, к землям волжских Булгар и далее на Запад. Были разгромлены крупнейшие русские княжества, опустошены Польша, Венгрия, Чехия и другие страны. В итоге семилетнего похода 1236-1242 под властью Бату оказались земли к западу от Волги до низовьев Дуная, включая Крым, северный Кавказ и западно-кипчакские (половецкие) степи. Вернувшись в низовья Волги, Бату основал новое монгольское государство, получившее в последствии название Золотая Орда. В него вошли территории улуса Джучи, Восточный Дешт-и-Кипчак, степные районы Казахстана к западу от верховьев Оби и Иртыша, до низовьев Волги и Амударьи, часть территории Хорезма и Западной Сибири, а также вновь завоеванные земли на Западе.

В вассальную зависимость от Золотой Орды попали разгромленные полчищами Бату княжества Руси. Русские князья признавали зависимость от Золотой Орды, получали из рук ее ханов ярлыки на княжение, выплачивали дань, но сохраняли относительную независимость.Основанное Бату-ханом государство называлось в восточных источниках Улус Джучи, а также по именам ханов Джучидов улус Бату, улус Берке и т.д. Столица был Сарай-Бату. Позднее Сарай-Берке. Золотая Орда была многонациональным государственным образованием. Она включала в себя множество племен и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития, обладавших своеобразной культурой и обычаями. К рубежу 13-14 веков и тем более в 14 веке монголы практически тюркизировались. Население Золотой Орды стало называться этнонимом "татары".

Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство считалось собственностью ханского рода Джучи. Для решения важных государственных дел созывался Курултай (общее собрание знати во главе с членами правящей династии). Армией, дипломатическими делами ведал беклербек. Во главе дивана - центральный орган исполнительной власти стоял визирь. В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоеванными землями и народами. Ко времени Бату относится деление улуса на две части правое и левое крыло, фактически на две различные государственные единицы. Во главе правого крыла (улуса) стоял сам Бату и его преемники, во главе левого крыла старший сын Джучи Орда-Ежен. В левое крыло входила большая часть территории Казахстана. Право на уделы (улусы) имели от рождения все члены правящей династии. Прочие представители монгольской аристократии получили уделы как пожалование за службу хану.

Постепенно знать приобретала все больше имунительных прав (тарханство). Феодальное держание стало носить характер "сойыргала". Хотя в Золотой Орде сохранялась и родоплеменная организация кочевников.

На курултае 1206 года был обнародован Великий Джасак (ясак, яс(с)ы) Чингисхана – это кодифицированное монгольское обычное право, включающее народные обычаи и воззрения правителя. Ясы делится на две части: первая – «Билик» - сборник «Изречений Чингисхана», она содержит мысли, наставления и решения законодательного - как общего, теоретического характера, так и высказанные по поводу различных конкретных случаев. Вторая часть – собственно Ясы – свод положительных законов, военных и гражданских, с установлением соответствующего наказания за их неисполнение. В «Билике» высказана мысль, что в годы, предшествовавшие правлению Чингисхана, племя было без порядка, без смысла. Когда явилось счастье Чингисхана, они пришли под его приказ, и он управлял ими посредством твердо укрепленного Ясы. Ясы предписывал терпимость в вопросах религии, почтение к храмам, к духовным и старшим лицам, милосердие к нищим, устанавливал строгий контроль над семейной, домашней жизнью. Смертной казни, согласно Ясы, предавались за неоказание помощи в бою, оставление своего поста без разрешения начальника, небрежность воинов при исполнении служебных обязанностей и др. Ясы предписывал щадить страны и города, покоряющиеся добровольно. Эти нормы были одинаковыми как для правителей, так и для рядовых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.007 с.)