Признаки приверженцев нововведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки приверженцев нововведений



Приверженцев нововведений можно узнать по их отличительным признакам, которые не скрыты и всегда очевидны. Наиболее явным таким признаком является их вражда к носителям и последователям хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха), всяческое презрение и пренебрежительное отношение к ним, и называние их различными прозвищами, как то «хашавиты»[100], «захириты»[101], «мушаббиха», «невежды«, и прочее - из-за их убеждения о том, что хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не относятся к знанию[102].

А знания по их мнению - это то, что им внушил шайтан, и результат действия их порочных умов, и наущений и вымысла их черных душ и сердец, лишенных всякого блага, и пустые и ложные "доводы", которые на деле являются разгромленными ложными сомнениями. «Они те, кого проклял Аллах и лишил слуха и ослепил их взоры» (Мухаммад 47: 23).

«Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах. Воистину, Аллах поступает так, как пожелает» (аль-Хадж 22: 18).

44. Я слышал хафиза аль Хакима Абу Абдуллаха, как он сказал: "Я слышал Абу Али аль Хусейна Ибн Али аль Хафиза, как он сказал: "Я слышал Джафара Ибн Ахмада Ибн Мунафа аль-Васиты, как он сказал: "Я слышал Ахмада Ибн Синана аль-Каттана, как он сказал: «Нет на свете такого нововведенца, который бы не проявлял ненависть к приверженцам хадиса. Стоит человеку внести хотя бы одно новшество в религию, как сладость и любовь к хадисам тут же покинут его сердце»[103].

45. И я слышал как аль-Хаким сказал: "Я слышал Абу аль Хасана Мухаммада Ибн Ахмада аль Ханзали в Багдаде, как он сказал: "Я слышал Мухаммада Ибн Исмаиля ат Тирмизи, как он сказал: «Однажды я, вместе Ахмадом Ибн аль-Хасаном ат-Тирмизи, был у имама Ахмада Ибн Ханбаля, и Ахмад Ибн аль-Хасан сказал ему: «О Абу ‘Абдуллах! Однажды в Мекке, при Ибн Аби Кутейле упомянули последователей хадиса, и он сказал: «Последователи хадиса – плохие люди». Тогда Ахмад Ибн Ханбаль вскочил и, отряхивая свою одежду, стал говорить: «Зиндык, зиндык, зиндык!», и так до тех пор, пока не вошел к себе в дом».

46.И я слышал как аль-Хаким сказал: "Я слышал в Бухаре Абу Насра Ахмада Ибн Сахля аль-Факиха, что он сказал: "Я слышал, как Абу Наср Ибн Салям аль-Факих сказал: «Нет ничего более тяжкого и ненавистного для безбожников, как слушать хадисы, а также передавать его с подробным иснадом».

47. Я слышал от аль-Хакима, сказавшего: «Я слышал как однажды шейх Абу Бакр Ахмад Ибн Исхак Ибн Аюб аль- Факих дискутируя с неким человеком, начал говорить: «Рассказал нам такой-то, а ему такой-то…» (передавая хадисы и асары с иснадом) Как вдруг этот человек прервал его и сказал: «Прекрати говорить: «Рассказал нам тот-то, а ему тот-то…» до каких пор это будет продолжаться?!» Тогда шейх, в ярости, сказал ему: «А ну-ка поднимайся, ты, кафир! Отныне вход тебе в мой дом запрещен!» Затем он повернулся к нам и сказал: «Никогда и никому, до него, я не запрещал посещать мой дом!»[104]

48. И я слышал Абу Мансура Мухаммада Ибн Абдуллаха Ибн Хаммада, ученого аскета, как он сказал: "Я слышал Абу аль Касима Джафара Ибн Ахмада аль Мукри ар Рази, как он сказал: "Прочитал мне Абдур Рахман Ибн Аби Хатим ар Рази: "Я слышал, как мой отец.." - то есть имам своей местности, Абу Хатим Мухаммад Ибн Идрис ар Рази аль Ханзали, сказал: «Признаком нововведенцев является порочение людей асара. Признак зиндыков – то, что они называют людей асара хашавитами, и они хотят этим аннулировать асары (сообщения от Пророка и сподвижников). И признак джахмитов – то, что они называют ахлю-Сунна «мушаббиха» (уподобленцы). И признак кадаритов – то,что они называют ахлю-Сунна «джабритами». И признак рафидитов – что они называют ахлю-Сунна «насыбитами» и "выскочками". Все эти обзывательства с их стороны являются лишь проявлением крайнего фанатизма и нетерпимости, тогда как в действительности приверженцы Сунны, по милости Аллаха, не имеют отношения ни к одному из них, и единственное название, которое подходит им – это последователи хадиса!»[105]

Скажу (Ас-Сабуни): Я же считаю, что последователи нововведений, называя этими обидными прозвищами приверженцев Сунны, избрали для себя метод, которым пользовались многобожники, да проклянет их Аллах, пытаясь противостоять пророку (мир ему и благословение Аллаха). Каждый из них выбрал для себя свое оскорбление, с которым он стал обращаться к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Так, одни стали называть его колдуном, другие – прорицателем, третьи – поэтом, четвертые – умалишенным, кто-то – впавшим в фитну, а кто-то – лжецом, измышляющим небылицы. Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) был далек от всех этих обвинений, будучи лишь избранным посланником своего Господа. Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Посмотри, чего только они не наговаривают на тебя! Они сошли с правого пути и не находят выхода» (аль-Фуркан 25: 9).

Вот так же и различные группы нововведенцев, да покинет их Аллах, разделились на разные виды прозвищ, и каждая группа придумала свои прозвища, которыми они стали именовать передатчиков хадисов Посланника Аллаха, и хранителей его сообщений, следующих за ними и ищущих прямой путь в его Сунне. Одни называли их хашавитами, другие – уподобленцами[106]; третьи – выскочками; четвертые – насыбитами; пятые – джабритами и так далее.

Однако последователи хадиса непричастны ко всему этому, являясь группой, непричастной к этим обвинениям, и чистой от них. Они лишь приверженцы сияющей Сунны и прямого пути, которым доволен Аллах, а также последователями очевидных и нерушимых доводов.

Аллах содействовал им и облегчил, чтобы они последовали за Его Писанием и за хадисами Его Посланника, в которых он приказал ко всем хорошим делам и словам, и запретил им порицаемые дела и слова.

И Аллах помог им крепко держаться за путь Пророка, и следовать прямым путем через неотлучное следование его Сунне.

И наконец, Аллах раскрыл их сердца для любви к пророку (мир ему и благословение Аллаха), имамам его Шариата и ученым этой общины, и это указывает на то, что в День Воскрешения они будут находиться вместе. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек будет с тем, кого он любил»[107].

Признаки приверженцев Сунны

Одним из признаков приверженцев Сунны является их любовь к имамам Сунны, ученым Сунны и помощникам Сунны, а также приближенным к Аллаху из их числа.

Другим таким признаком является их ненависть к имамам нововведений, зовущих своих сторонников в Ад – вечную обитель погибели.

Любовь приверженцев Сунны к ученым Сунны – это украшение Аллаха, которым по милости Своей и щедрости, Он украсил и озарил их сердца.

49. Рассказал нам аль Хаким Абу Абдуллах аль-Хафиз, да поселит Аллах его и нас в Раю, от Мухаммада Ибн Ибрахима Ибн Фадля аль-Музакки, от Ахмад ибн Саляма, что он рассказывал: «Однажды Абу Раджа Кутейба Ибн Саид читал нам свою книгу «Китаб аль-Иман», в конце которой были следующие слова: «Если ты увидишь человека, который любит Суфьяна ас-Саури, Малика ибн Анаса, аль-Ауза’и, Шу’бу, Ибн аль-Мубарака, Абу-ль-Ахуаса, Шарика, Уаки’а, Яхью ибн Са’ида аль-Каттана, ‘Абдур-Рахмана ибн Махди, то знай, что он последователь Сунны».

Ахмад ибн Саляма сказал: «И своей рукой к этому списку я добавил Яхью ибн Яхью, Ахмада ибн Ханбаля, Исхака ибн Ибрахима ибн Рахауайхи ". Дойдя до этого места, мы обратили внимание, что люди из Найсабура стали смотреть на нас, и Кутейба сказал нам: «Эти люди не любят Яхью Ибн Яхью». Тогда мы спросили его: «О Абу Раджа, а что такого в Яхье ибн Яхье?» Он сказал: «Он – праведный человек, имам мусульман, Исхак ибн Ибрахим – тоже имам, а Ахмад ибн Ханбаль, я считаю, заслуживает наибольшего уважения из всех, кого я перечислил».

Скажу я (Ас-Сабуни): К числу имамов последователей хадиса, за которыми следуют, и идут их путём, и считают себя из их партии, и следуют за их асарами - которых упомянул Кутейба, да помилует его Аллах, которых если возлюбит человек - то будет приверженцем Сунны, я хочу добавить ряд других имамов.

 

 

Из их числа: Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии аль-Мутталяби – прославленный имам, уважаемый господин, чье благо велико для мусульман суннитов, ведомый прямым путем, подкрепленный верным словом, защищавший и отстаивавший религию Аллаха и Сунну Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и сделавший на этом пути столько, сколько не сделал никто из ученых его времени и последующих поколений.

Помимо аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, необходимо упомянуть и тех, кто был до него, как: Са’ид ибн Джубайр, аз-Зухри, аш-Ша’би и ат-Тайми.

И тех, кто пришел после них, как: аль-Лейс ибн Са’д аль-Мисри, аль-Ауза’и, ас-Саури, Суфьян ибн ‘Уейна аль-Хиляли, Хаммад ибн Саляма, Хаммад ибн Зейд, Юнус ибн ‘Убейд, Айюб ас-Сахтияни, Ибн ‘Аун и подобные им.

А после них: Язид ибн Харун, ‘ Абдур-Раззак, Джарир ибн ‘Абдуль-Хамид.

А после них: Мухаммад ибн Яхья аз-Зухли, Мухаммад ибн Исма’иль аль-Бухари, Муслим ибн аль-Хадджадж аль-Кушайри, Абу Дауд ас-Сиджистани, Абу Зур’а ар-Рази, Абу Хатим ар-Рази и его сын Ибн Аби Хатим ар Рази, Мухаммад ибн Муслим ибн Уарат ар-Рази, Мухаммад ибн Аслям ат-Туси, Абу Са’ид ‘Усман ибн Са’ид ад-Дарими ас-Сиджзи, имам Мухаммад ибн Исхак Ибн Хузайма ан-Найсабури, которого называли имамом всех имамов своего времени, и клянусь Аллахом, он был таковым[108], Абу Я’куб Исхакъ ибн Исма’иль аль-Басти, аль-Хасан ибн Суфьян аль-Фасауи, и два моих деда Абу Са’ид Яхья ибн Мансур аз-Захид аль-Харауи, и Абу Хатим ‘Ади ибн Хамдауайх ас-Сабуни и двое его сыновей, являвшихся мечами Сунны: Абу ‘Абдуллах ас-Сабуни и Абу ‘Абду-р-Рахман ас-Сабуни.

А также другие имамы Сунны, являющиеся ее преданными поборниками и служителями, призывающие к ней и любящие тех, кто следует ее путем.

Все они верили в эти основы, которые я упомянул в этом своем послании.

Они были единодушны в этом, и нет ничего достоверно установленного от них, что свидетельствовало бы об обратном, или о том, что убеждения одних из них отличались от других.

Вместе с этим они также были едины в необходимости всяческого подавления, посрамления и унижения и отдаления приверженцев нововведений[109], и в отдалении от них и недопустимости дружбы с ними, будучи убежденным в том, что отстранение от них и порывание с ними любых связей, есть один из актов приближения к Всевышнему Аллаху[110].

Скажу я: я, благодаря милости Аллаха и Его щедрости, следую по их стопам, будучи озаренным сиянием их света. Они были маяками истины, и я наставляю своих братьев и соратников, чтобы они не отдалялись от них, не следовали за словами иных людей, не отвлекались и не теряли время на новшества и отвратительные заблуждения, получившие распространение и выявившиеся среди мусульман.

Знайте, что если бы во времена этих имамов кто-либо лишь заикнулся о чем-либо подобном, то они порвали бы с ним отношения, обвинив во лжи и нововведении, и обрушили бы на него всевозможные плохие последствия[111].

И пусть моих братьев, да хранит их Аллах, не обольщает обилие и многочисленность сторонников нововведений, ибо многочисленность приверженцев лжи и малочисленность приверженцев истины являются обещанными признаками приближения Конца Света. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Признаками этого Часа и его приближения является уменьшение знания и увеличение невежества»[112] - а ведь знания это Сунна, а невежество - это нововведения. И сказал Пророк (мир ему): «Поистине, вера вернется в Медину подобно тому, как змея возвращается в свою нору в случае опасности» [113], и сказал: «Не наступит Час этот, пока на земле не останется никого, кто говорил бы: «Аллах» [114]

И кто в наши дни крепко держится за Сунну Посланника Аллаха, мир ему, и действует по ней, и твердо идет по ней, и призывает к ней - его награда будет больше чем награда тех, кто так делал в начале Ислама и религии, ведь Пророк, мир ему, сказал: " Такому будет награда пятидесяти ". Сказали: "Пятидесяти людей его времени?" Он сказал: " Нет, пятидесяти из вас "

И эти слова посланника Аллаха[115] (мир ему и благословение Аллаха) касаются лишь тех, кто будет жить в соответствии с его Сунной в то время, когда положение его общины придет в упадок и испорченность.

51. В записях своего деда шейха имама Абу ‘Абдуллаха Мухаммада Ибн ‘Ади Ибн Хамдауайх ас-Сабуни, да помилует его Аллах, я нашел следующее: "Рассказал мне Абу аль-Аббас аль Хасан Ибн Суфьян ан Насави, что им рассказал Абу аль Аббас Ибн Субх, что рассказал ему Абдуль Джаббар Ибн Музахир, что рассказал ему Ма’мар Ибн Рашид, сказав: «Я слышал как Ибн Шихаб аз-Зухри сказал: «Обучение людей Сунне – лучше, чем поклонение Аллаху на протяжении двухсот лет».

52. Рассказал нам Абу Бакр Мухаммад Ибн Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Закария аш Шайбани, что рассказал ему Абу аль Аббас Мухаммад Ибн Абдур Рахман ад Даули, что он слышал Мухаммада Ибн Хатима аль-Музаффари, как он сказал: «Однажды, когда Абу Му’ауия ад-Дарир рассказывал Харуну ар-Рашиду хадис Абу Хурайры о споре между пророками Адамом и Мусой, присутствовавший при этом ‘ Иса Ибн Джа’фар сказал: «Как это могло быть, если Муса жил спустя много лет после Адама?!» Тогда Харун набросился на него со словами: «Тебе приводят хадис от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а ты возражаешь этому своими «как»?!» И Харун не переставал повторять это, пока тот не умолк со своим вопросом».[116]

Именно так каждый мусульманин должен возвеличивать слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), принимая их с абсолютной убежденностью и смирением и верой, и, подобно Харуну ар-Рашиду, да помилует его Аллах, строжайшим образом порицать тех, кто не воспринимает их таким образом и возражает достоверным сообщениям которые слышит, спрашивая «как?».

Следует порицать его, и отдаляться от него, раз он не принимает все что пришло от Пророка, мир ему, с полным принятием как это следует.

Да сделает Аллах нас из числа тех, «которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них» (аз-Зумар 17-18) и тех, кто всю свою жизнь будет крепко держаться Корана и Сунны!

И да упасет Аллах нас милостью Своей и щедростью, от заблуждающих страстей, и пропащих воззрений, и унижающих пороков!

И в завершении, хвала Одному Аллаху, и мир с благословениями Аллаха нашему господину Мухаммаду, членам его семьи и его сподвижникам!

 


[1] Саляфы Уммы - это праведные предшественники, праведные ученые ахли-Сунна первых трёх веков, которые похвалил сам Посланник Аллаха (мир ему)

 

[2] Приверженцами хадиса называются те, кто следует хадисам Посланника Аллаха (мир ему), в убеждениях, фикхе, делах сердец, и всех остальных разделах религии - даже если они не являются мухаддисами, заучившими биографии передатчиков.

 

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

 

المخالف فَهِمَ من قولنا "أهل الحديث" المحدثين الذين يروون الحديث أو يحفظونه، وهذا لا يدلُّ عليه لفظُنا ولم نَعْنِه، فإنّ أهلَ الحديث هم المنتسبون إليه اعتقادًا وفقهًا وعملاً، كما أن أهل القرآن كذلك، سواء رَوَوا الحديث أو لم يَروُوه، بحيث يدخلُ في مثل هذه العبارة اسم التابعين وتابعيهم، كالفقهاء السبعة: سعيد بن المسيب وذَوِيْه، وعلقمة والأسود وطبقتهما، وعطاء وطاوس ومجاهد والحسن وابن سيرين والنخعي والزهري ومكحول ويحيى بن سعيد وأيوب السختياني وابن عون ويونس بن عبيد ومالك والحمادَيْن والسفيانَين والشافعي وأحمد وإسحاق والفضيل بن عياض وبشر بن الحارث

 

"Оппонент понял из наших слов "люди хадиса" - что мы имеем ввиду мухаддисов, которые передают хадисы и заучивают их. Однако не на это указывает это наше слово и мы не это имеем ввиду. Воистину, людьми хадиса являются те, кто приписывают себя к нему в акыде, фикхе, и деяниях - точно также как люди Корана. И нет разницы, передают они хадисы, или не передают. И входят в это понятие табиины и табии табиины - как семь факихов - Саид Ибн аль Мусаййиб и подобные ему, и как Алькама, аль Асвад и их поколение, и Ато, Таус, Муджахид, аль Хасан аль Басри, Ибн Сирин, Ибрахим ан Нахаи, аз Зухри, Макхуль, Яхья Ибн Саид аль Ансари, Аюб ас-Сахтияни, Абдуллах Ибн Авн, Юнус Ибн Убейд, Малик, Хаммад Ибн Саляма, Хаммад Ибн Зейд, аш Шафии, Суфьян Ибн Уейна, Суфьян ас-Саури, Ахмад, Исхак, аль Фудейль Ибн Ияд и Бишр Ибн аль-Харис"

 

Источик: "Джами аль-масаиль", 5/75

 

[3] Запрещается путешествие с целью посещения могил, даже если это могилы Пророков и праведников, ведь Пророк (мир ему) сказал: «Не дозволено отправляться в путь, кроме как к трем мечетям: к этой моей мечети (в Медине), к Заповедной мечети (в Мекке) и мечети аль-Акъса». аль-Бухари 1179, Муслим 1397.

 

Это касается путешествий лишь с целью посещения могилы. Если же основа путешествия была дозволеная - как например путешествие с целью хаджжа, а затем он также намеревается посетить мечеть Медины, в том числе посетив могилу Пророка (мир ему), то в этом нет проблем.

[4] Одна из крайних заблудших сект, появившихся в конце эпохи табиинов, чьи убеждения строились на отрицании предопределения, слове о вечном пребывании в огне мусульман совершивших большие грехи, призыву к вооруженному выходу против правителей-мусульман, и постановке своих разумов выше Сунн Посланника Аллаха (мир ему), отвергнув многие из них на основе аналогий разума. Затем же, через какое то время, убеждения данной секты смешались с убеждениями джахмитов, и они стали также отрицать Качества Аллаха, и говорить о сотворенности Корана, и отрицании Видения Аллаха в Судный День.

 

Был спрошен имам Сахль Ибн Абдуллах ат Тустари (ум. 283 г.х.) о молитве позади мутазилитов, и женитьбе на их женщинах, и выдавании дочерей за них, и он ответил:"Это не разрешено, и нет им никакого достоинства! Они кафиры. Как же будет верующим тот, кто говорит что Коран сотворен, и что сейчас нет ни уже сотворенного Рая, ни уже сотворенного Ада, и что у Аллаха не будет ни заступничества, ни Сырата (моста через Ад), и что ни один из верующих ни войдет в Огонь, и что не выведут из Огня грешников из Уммы Мухаммада, и что нет мучения могилы, и ангелов Мункара и Накира, и что Аллах не будет виден в будующей жизни и что не будет верующим "Добавки" в виде лицезрения Господа, и что Знание Аллаха сотворено, и которые не убеждены в подчинении правителю-мусульманину, и не делают джума, и более того - делают такфир тем кто верует в перечисленное?!"Источник: "Аль-Джами ли ахкам аль-Кур'ан", 9/121

 

Сказал имам Ибн аль-Каййим говоря об ашаритах:

فتأمل هذه الأخوة التي بين هؤلاء وبين هؤلاء المعتزلة الذين اتفق السلف علي تكفيرهم، وأنهم زادوا على المعتزلة في التعطيل


"Подумай же над этим братством между ними и между этими мутазилитами, касательно которых саляфы единогласны об их такфире. И подумай над тем что они (ашариты) превзошли му'тазилитов в та'тыле"

Источник: "Мухтасар ас-Сауаик аль-Мурсаля", 2-й том

[5] Джахмиты - секта, родоночальником идей которой стал Джа'д Ибн Дирхам, упоминание о казни которого придёт в данной книге. От него же эти идеи взял Джахм Ибн Сафван, в честь которого она была названа, и он тоже был казнен за свое неверие. Основные идеологии данной секты: отрицание Возвышенности и Качеств Аллаха и видения Аллаха в Судный День, слово о сотворенности Корана, слово о том что Иман и куфр лишь в сердце, и что ругающий Аллаха и сражающийся с Исламом может быть перед Аллахом хорошим верующим если знал о существовании Господа, что Рай и Ад кончатся и исчезнут, что разум ставится выше Шариата, что аяты Аллаха и хадисы Пророка - их внешний смысл ташбих (уподобление Аллаха творениям) и куфр, и так далее. И саляфы были единогласны на такфире джахмитов и выведении их из Ислама.

 

Сказал имам аль Лялякаи, после того как привел от 150 саляфов из числа табиинов и имамов слово о том, что Коран – Слово Аллаха, а кто говорит что он сотворен, тот кафир:

 

«ولو اشتغلتُ بنقل قول المحدِّثين لبلغتْ أسماؤهم ألوفاً كثيرة، لكني اختصرت وحذفت الأسانيد للاختصار، ونُقلَتْ عن هؤلاء عصراً بعد عصر لا ينكِر عليهم مُنكِر، ومن أنكر قولهم استتابوه، أو أمروا بقتله، أو نفيه، أو صلبه

 

"Если бы я занялся передачей слова мухаддисов, то их имена достигли бы многих тысяч. Однако я ограничился, и спрятал иснады чтобы было более кратко, и передал от этих имамов, которые век за веком были единогласны на этом, и не порицал их порицающий. А кто отрицал это их слово – они требовали от него покаяния, или приказывали убить или изгнать или распять его"

 

Источник: "Шарх усуль аль-итикод", 2-312

 

[6] Уподобляющие Аллаха творениям - те, кто говорят, что Качества Аллаха такие же или подобные качествам творений, и они являются кафирами. Утверждение же Качеств Аллаха, пришедших в Коране, Сунне и от сподвижников Пророка, мир ему, не является уподоблением

Сказал имам Нуейм Ибн Хаммад, учитель аль Бухари: (см. "Тарих Димаш", 62-163):

من شبه الله بشيء من خلقه فقد كفر، ومن أنكر ما وصف الله به نفسه فقد كفر، وليس ما وصف الله به نفسه ولا رسوله تشبيها

«Кто уподобит Аллаха творению, тот стал кафиром. Кто отрицает то, чем Аллах описал себя, тот стал кафиром. И не является то, чем Аллах описал сам себя, и чем Его описал Его Посланник уподоблением»

Сказал имам ат-Тирмизи в "Сунане", передав один из хадисов про Атрибуты Аллаха:

وَأَمَّا الْجَهْمِيَّةُ فَأَنْكَرَتْ هَذِهِ الرِّوَايَاتِ وَقَالُوا هَذَا تَشْبِيهٌ. وَقَدْ ذَكَرَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ فِى غَيْرِ مَوْضِعٍ مِنْ كِتَابِهِ الْيَدَ وَالسَّمْعَ وَالْبَصَرَ فَتَأَوَّلَتِ الْجَهْمِيَّةُ هَذِهِ الآيَاتِ فَفَسَّرُوهَا عَلَى غَيْرِ مَا فَسَّرَ أَهْلُ الْعِلْمِ وَقَالُوا إِنَّ اللَّهَ لَمْ يَخْلُقْ آدَمَ بِيَدِهِ. وَقَالُوا إِنَّ مَعْنَى الْيَدِ هَا هُنَا الْقُوَّةُ. وَقَالَ إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ إِنَّمَا يَكُونُ التَّشْبِيهُ إِذَا قَالَ يَدٌ كَيَدٍ أَوْ مِثْلُ يَدٍ أَوْ سَمْعٌ كَسَمْعٍ أَوْ مِثْلُ سَمْعٍ. فَإِذَا قَالَ سَمْعٌ كَسَمْعٍ أَوْ مِثْلُ سَمْعٍ فَهَذَا التَّشْبِيهُ وَأَمَّا إِذَا قَالَ كَمَا قَالَ اللَّهُ تَعَالَى يَدٌ وَسَمْعٌ وَبَصَرٌ وَلاَ يَقُولُ كَيْفَ وَلاَ يَقُولُ مِثْلُ سَمْعٍ وَلاَ كَسَمْعٍ فَهَذَا لاَ يَكُونُ تَشْبِيهًا وَهُوَ كَمَا قَالَ اللَّهُ تَعَالَى فِى كِتَابِهِ (لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ).

"Что касается джахмитов, то они отвергли эти переданные хадисы, и сказали: "Это уподобление Аллаха творению". В то время как Аллах упомянул во многих местах Корана Руку, Слух, Зрение. И джахмиты истолковали данные атрибуты не так, как их истолковали учёные, и сказали: "Аллах не создавал Адама своей Рукой, а смысл руки здесь: "Сила". Сказал Исхак Ибн Рахавейхи: "Уподобление Аллаха творению будет лишь если сказать: "Моя рука такая же как Рука Аллаха, или мой слух такой же как Слух Аллаха, и кто так скажет - тот впал в уподобление. Если же кто-то скажет, как сказал сам Аллах - что у Него есть Рука, Слух, Зрение, а затем не будет рассуждать про то как это, и не будет говорить что его руки, слух и зрение подобны Рукам, Слуху, и зрения Аллаха - то это не будет уподоблением. И это подобно словам Аллаха: " Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий"

Источник: "Сунан ат Тирмизи", 664

[7] Муслим в "Сахихе", 2652

 

[8] Данный хадис не достоверен как слова Пророка (мир ему), однако достоверно от сподвижника Абдуллаха Ибн Амра Ибн аль-Аса, передал это от него имам ад Дарими и другие.

 

[9] Данный хадис - мурсаль. Сказал имам Ибн аль-Каййим, что это выражение достоверно от сподвижников Пророка (мир ему) см. "Хади аль Арвах", 98. И не секрет что сподвижники в таких вопросах не говорили по своему мнению, а говорили то что слышали от Посланника Аллаха (мир ему). Сказал Абдуллах Ибн Умар: “Аллах создал четыре вещи Своими руками: Трон, Перо (записавшее обо всем, что произойдет до Судного дня); Адама и Рай. После чего Он сказал Своим творениям: «Будь», и оно стало”. ад-Дарими в “ар-Радд ‘аля аль-Мариси” 35, аль-Лялякаи в “Усуль аль-и’тикъад” 730. аз-Захаби в “аль-‘Улюу” 169 назвал иснад хорошим

[10] Посмотрите как имам называет хадисы о Качествах Аллаха "светящими истиной", и сравните с ашаритами и матуридитами, которые говорят что их внешний смысл - куфр и ташбих!

 

[11] Это опровержение многим ашаритам приписывающим себя к мазхабу аш Шафии, которые истолковывают ясные тексты аш Шафии и других имамов саляфов про такфир джахмитов, что якобы они имели ввиду малый куфр

 

[12] Передал его аль Бухари в "Хальк Аф'аль аль Ибад", ат-Тирмизи, Абу Дауд и другие имамы

[13] Имам здесь в двух местах подчеркнул, что именно про арабский Коран, который есть у мусульман, говорится что это несотворенные слова Аллаха. И это чтобы подчеркнуть куфр и заблуждение ашаритов, которые говорят, что якобы саляфы говорили про какой то другой "коран" который в душе у Аллаха, и в котором нет ни аятов, ни сур, ни языка, ни приказа, ни запрета, а Коран который у мусульман - это сотворенное выражение этого псевдокорана.

 

[14] Абу Бакр аль-Исмаили был куллябитом, и ас-Сабуни цитирует здесь его правильные слова, равно и как дальше Ибн Махди ат Табари, для опровержения их сторонникам ашаритам их же словами

[15] Здесь Аллах назвал Коран слышимый от чтеца "Словами Аллаха", а не "выражением слов Аллаха" как заявляют джахмиты-ашариты. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия (Маджму аль Фатава, 12-199):

 

{ وَإِنْ أَحَدٌ مِنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلَامَ اللَّهِ } بَلْ قَدْ عُلِمَ بِالِاضْطِرَارِ مِنْ دِينِ الْإِسْلَامِ: أَنَّ هَذَا الَّذِي يَقْرَؤُهُ الْمُسْلِمُونَ وَيَكْتُبُونَهُ فِي مَصَاحِفِهِمْ هُوَ كَلَامُ اللَّهِ لَا كَلَامُ غَيْرِهِ. تَارَةً يُسْمَعُ مِنْهُ كَمَا سَمِعَهُ مُوسَى بْنُ عِمْرَانَ وَتَارَةً يُسْمَعُ مِنْ الْمُتَلَقِّينَ عَنْهُ كَمَا سَمِعَهُ الصَّحَابَةُ مِنْ الرَّسُولِ فَهَذَا الَّذِي نَسْمَعُهُ هُوَ كَلَامُ اللَّهِ مُتَلَقًّى عَنْهُ مَسْمُوعًا مِنْ الْمُبَلِّغِ عَنْهُ

"Сказал Аллах: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слова Аллаха». И известно с предельной очевидностью из религии Ислам, что читаемое мусульманами и то что они пишут в мусхафах - это именно слова Аллаха, а не чьи то ещё - и иногда они слышат их непосредственно от Аллаха, как слышал Муса, а иногда - от того кто доводит от Аллаха, как сподвижники слышали от Пророка. И то что мы слышим - это слова Аллаха, которые приняты от Него, а слышим мы их в чтении доносящего"

 

[16] Посмотри же, как имам ат Табари, видя слова даже одного из четвертого поколения ученых, и не зная ему противоречащих - говорит что не дозволено ему противоречить и вносить новое слово. В наше же время есть те, кто с легкостью и поразительным бесстрашием противоречит словам сподвижников Пророка, и заявляет что слова сподвижников - не довод в религии, а может противоречить вообще всем поколениям саляфов и ученых, вводя какие то новые слова которых у них не было

[17] Передали это от него его сын Абдуллах, также Ахмад Ибн Занджавейхи и другие его ученики

[18] Это не достоверно из слов Умм Салямы, как сказали шейх уль Ислам Ибн Теймия. Передал аль Лялякаи в "Шарх усуль аль итикод", 663, и другие, и в иснаде есть слабость, тем не менее, никто не отрицал данный асар со стороны смысла, напротив, все имамы привели его в книгах по акыде аргументируя им.

[19] Эти асары достоверны от имама Малика, и собрал Абдур Раззак аль Бадр целый джуз об этом асаре

 

[20] Один из чтецов и шейхов Найсабура. Ум. в 277 г.х.

 

[21] А ведь если бы речь шла лишь об утверждении Возвышенности в переносном смысле - степенью и властью, то ничто не мешало бы сказать что Аллах на земле своей властью, и самый Возвышенный степенью как на земле так и на небесах. И отрицание Ибн аль Мубараком Возвышенности от земли и конкретизация ею небес - далиль на то что речь у саляфов шла о Возвышенности Сущностью.

 

Сказал хафиз Абу Нуейм аль-Асбахани:

طريقتنا طريقة السلف المتبعين للكتاب والسنة وإجماع الأمة ومما اعتقدوه


«Наш путь – путь саляфов, следующих за Кораном и Сунной и иджма Уммы. И из того, в чём они были убеждены..»


Затем перечислил разные вопросы акыды, затем сказал:

هو مستو على عرشه في سمائة من دون أرضه


«Он Возвышен на своём Троне, над небесами, а не на земле»


Сказал аз-Захаби комментируя эти слова:

فقد نقل هذا الإمام الإجماع على هذا القول ولله الحمد


«И передал этот имам единогласное мнение на это слово, и вся хвала Аллаху»


Источник: «Аль-Улюв», 1-243

 

[22] Иснад этого сообщения достоверен от Ибн Хузеймы. Сказал имам Ибн аль-Каййим про эти слова Имама Ибн Хузеймы (см. "Ан-Нуния", 1/59):

 

وقد حكاه الحاكم العدل الرضي*** في كتبه عنه بلا نكران

 

"И передал их аль-Хаким от него в своих книгах, правдивый, любимый, и никто его за них не порицал!"

 

[23] Хадис в варианте про чернокожую рабыню которая ответила указанием, передается от Абу Хурейры, а не от Муавии Ибн аль-Хакама, и это другая история, и имам ас-Сабуни да помилует его Аллах ошибся, спутав один с другим. Хадис же Муавии Ибн аль Хакама который передал аш Шафии в "Аль-Умм", 5/280, передал также имам Малик в "Аль-Муватта", 1473, Муслим в "Сахихе", и другие, и там пришла другая история - более известная, что Пророк спросил ее: "Где Аллах?", и она ответила: "Над небесами", и до конца хадиса. И таких историй несколько, потому что испытывать Иман такими вопросами было обычаем Пророка мир ему, когда он хотел выяснить, годится ли рабыня для освобождения

 

[24] Это достоверно от аш Шафии, да помилует его Аллах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.095 с.)