Тема 19. Международное космическое право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Международное космическое право



Понятие, источники. Международное космическое право как отрасль международного правд. Разновидности договорной, регламентации.

Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Запрет национального присвоения его в какой бы то ни было форме. Свобода деятельности всех государств. Режим эксплуатации природных ресурсов Луны и других небесных тел. Деми­литаризация космического пространства и небесных тел.

Правовой режим космических объектов. Их принад­лежность и регистрация. Регламентация их использования. Возвращение объектов, запущенных в космическое пространство. Ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами.

Космические экипажи. Космонавты как посланцы человечества в космос. Оказание им помощи. Спасание космонавтов, их возвращение.

Правовые формы сотрудничества государств в космосе. Регламентация взаимодействия стран, осуществ­ляющих космические исследования.

9. Методические указания для студентов

Главная цель семинарского занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих форм деятельности научных работников.

Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки[5].

Данные занятия тесно связанны со всеми видами учебной работы, прежде всего с лекционными и самостоятельными занятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самостоятельной подготовки студентов.

Тематический семинар готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Могут быть проведены учебные дискуссии:

- по материалам лекций;

- по итогам практических занятий;

- по проблемам, предложным самими студентами, или преподавателем, если студенты затрудняются;

- по событиям и фактам из практики изучаемой сферы деятельности;

- по публикациям в печати.

В ходе учебной дискуссии улучшается и закрепляется знания, увеличивается объем новой информации, вырабатывает умения спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к мнению других.

Таким образом, семинарские занятия, проводимые путем взаимодействия и общения учат студентов формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор. Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких семинарах формируются предметные и социальные качества профессионала, достигаются цели обучения и воспитания личности будущего специалиста.

Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «Международное право» студентами Стерлитамакского филиала БашГУ. Комплекс является основой для подготовки к зачету по курсу, дает подробное изложение основных тем курса, демонстрирует необходимый уровень освоения каждого вопроса.

Кроме того, в планах семинарских занятий к каждой теме приведены методические указания по подготовке к семинарскому занятию.

Цель занятий – углубить полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания студентов, выработать способность излагать имеющиеся знания, проконтролировать преподавателем усвоение материала.

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать за несколько дней до его проведения. Кроме материала лекции необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебников, литературой к теме, дать ответы на дополнительные вопросы, поставленные в планах. При работе с последними необходимо использовать рекомендованный нормативный материал.

Тем не менее, студентам для расширения своего кругозора, структурирования и корректирования мировоззренческой целостной системы, пополнения знаний по курсу необходимо ознакомиться с дополнительной литературой, а также нормативными актами в сфере международного права.

В ходе изучения дисциплины студентам необходимо пользоваться ИПС «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс» для поиска нормативных правовых актов по вопросам международного права. Рекомендуется просматривать INTERNET сайты, содержащие соответствующую информацию.

В начале изучения дисциплины «Международное право» необходимо подобрать литературу. В настоящее время литературная база очень интенсивно обновляется. Многие авторы, фамилии которых указаны в списке литературы, переиздают свои работы, изменяя или дополняя их в соответствии с постоянно меняющимися законодательством, экономической и политической обстановкой, поэтому не стоит в своих поисках литературы руководствоваться именно теми годами издания, которые указаны в списке. Не исключено, что к тому моменту, когда данный учебно-методический комплекс попадет в Ваши руки, будут изданы новые учебники и монографии по курсу. Желательно, чтобы Вы руководствовались более новой литературой.

Поскольку в конце каждой темы семинарского занятия присутствует список рекомендуемой литературы, следует обратить внимание на то, что в ряде случаев страницы по каждой теме указаны отдельно. Если не указаны конкретные страницы, это означает, что необходимо изучить всю книгу.

Характерной особенностью изучения проблем международного права является междисциплинарность, обусловившая широкий спектр исследований в данной области человеческой деятельности. В связи с этим, хотелось обратить Ваше внимание на различие в трактовке базовых понятий изучаемой дисциплины, поэтому, чем больше источников Вы прочитаете, тем успешнее выполните самостоятельную работу по курсу, тестовые задания и выдержите испытания на зачете.

Некоторые проблемы международного права уже освещались в ряде учебных дисциплин, поэтому при подготовке к семинарским занятиям и зачету можно использовать УМК дисциплин «Теория государства и права», «Конституционное право», «Международное частное право».

Семинар имеет и оценочно-контрольную функцию, где осуществляется текущий, зарубежный и итоговый контроль за успеваемостью студентов, проверяются конспекты лекций, в том числе для учета успеваемости.

Следует иметь в виду, что по всем темам курса необходи­мо хорошо знать международные конвенции.

Учебная программа и другая методическая документация являются неотъемлемой частью процесса обучения. Для студентов дневного отделения они особенно важны, поскольку с их помощью идет самостоятельная работа студента, осваивается теоретический материал, готовятся доклады, прорабатываются вопросы для самоконтроля и обсуждения.

 

 

10. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов организуется посредством самостоятельного решения студентами тестов. Тесты для самостоятельного решения распределены по темам.

Образцы тестов приведены ниже.

Т-1

1. Какие из указанных источников ст. 38 Статута Международного суда ООН называет основными:

а) судебные решения;

б) общие принципы права;

в) международный договор;

г) международный обычай;

д) решения международных организаций;

е) доктрины ученых в области международного права.

 

2. Какая статья Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее составной системы:

а) ст. 5;

б) ст. 15;

в) ст.35;

г) ст. 45.

 

3. К какой из указанных теорий соотношения международного и национального права примыкает современная российская доктрина:

а) теория примата международного права над национальным;

б) теория примата национального права над международным;

в) теория диалектического дуализма;

г) дуалистическая теория.

Т-2

1. В каком году вышла в свет книга голландского юриста Гуго Гроция «О праве войны и мира»:

а) в 1525 г.;

б) в 1625;

в) в 1725 г;

г) в 1825 г.

 

2. Г. Гегель и ряд других немецких юристов сформулировали:

а) теорию примата международного права над национальным;

б) теорию примата национального права над международным;

в) теорию дуализма;

г) теорию диалектического дуализма.

 

3. Классическое международное право характеризуется следующими признаками:

а) по происхождению является европейским;

б) оно охватывает сферой своего де6йствия все государства мира;

в) по своему происхождению оно было договорным;

г) оно действовало в основном в отношении между европейскими странами.

 

 

Т – 3

1. Укажите какая часть представленной нормы международного права является гипотезой и какая является диспозицией.

Ст. 2 Факультативного протокола к Международному праву о гражданских и политическ5их правах 1966 г. Устанавливает:

«Лица утверждающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено, и исчерпавшее все внутренние средства правовой защиты, могут представить в комитет по правам человека письменное заявление об этом».

 

2. Нормы договора между РФ и КНР о выдаче преступников являются:

а) универсальными;

б) региональными;

в) локальными;

г) федеральными.

 

3. Нормы о нераспространении ядерного оружия являются:

а) универсальными;

б) региональными;

в) локальными;

г) федеральными.

4. Нормы Европейского Союза являются:

а) универсальными;

б) региональными;

в) локальными;

г) федеральными.

 

 

Т-4.

1. Какие из указанных основных принципов в настоящее время противопоставляются друг другу:

а) принцип невмешательства во внутренние дела государств и принцип нерушимости границ;

б) прин6цип мирного разрешения международных споров и принцип добросовестного выполнения международных обязательств;

в) принцип суверенного равенства государств и принцип сотрудничества государств;

г) принцип территориальной целостности государств и принцип равноправия и самоопределения народов и наций.

 

2. В каком документе впервые были зафиксированы все основные принципы международного права:

а) в Уставе ООН 1945 г.;

б) в Декларации о принципах международного права 1970 г.;

в) в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

 

Т – 5

 

1. Статус постоянных членов Совета Безопасности ООН имеют следующие государства:

а) РФ;

б) Германия;

в) КНР;

г) Италия.

 

2. В силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства – это:

а) юрисдикция государства;

б) иммунитет государства;

в) признание государства;

г) правопреемство государств.

 

Т – 6.

1. Замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусств и т.д. сходными и равноценными предметами – это

а) репарация;

б) реституция;

в) субституция;

г) ресторация;

д) реторсия.

Выберите термин соответствующий указанному определению.

 

Т-10

1. Деятельность специальных миссий регулируется:

а) регламентом;

б) международной конвенцией;

в) внутригосударственным законом;

г) международным обычаем.

 

Т – 11

1. Укажите способы выражения согласия на обязательность международного договора:

а) ратификация;

б) утверждение;

в) оговорки;

г) депонирование;

д) присоединение.

 

2. Международные договора могут быть:

а) односторонними;

б) двухсторонними;

в) многосторонними;

г) устными;

д) письменными.

 

3. Согласно Конституции РФ 1993 г. Законы о ратификации международных договоров

а) принимаются Государственной Думой, а затем они вступают в силу;

б) принимаются Государственной Думой, а затем подлежат подписанию Президентом РФ;

в) принимаются Государственной Думой, а затем подлежат обязательному последующему рассмотрению Советом Федерации, а затем они вступают в силу;

г) принимаются Государственной Думой, затем подлежат обязательному последующему рассмотрению Советом Федерации, затем подлежат подписанию Президентом РФ.

Т – 12

 

1. В каком документе впервые было официально использовано название «Объединенные Нации»:

а) союзническая декларация 1941 г.;

б) атлантическая хартия 1941 г.;

в) декларация объединенных наций 1942 г..

 

2. Кто впервые официально предложил название объединенные нации:

а) Иосиф Сталин;

б) Делано Рузвельт;

б) Уинстон Черчилль.

 

3.10 января 1946 г. В Лондоне открылась первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, на которой было представлено:

а) 31 государство;

б) 41 государство;

в) 51 государство;

г) 61 государство.

 

4. Сколько Европейских государств входят в Европейский союз:

а) 25;

б) 27

в) 29;

г) 31;

Т – 13

1. В каком из указанных документов представлено определение агрессии:

а) Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.;

б) Устав ООН 1945 г.;

в) Женевская Конвенция 1949 г. (о защите гражданского населения во время войны);

г) резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г.

 

2. Действия отвлекающие, дезориентирующие противника – это

а) вероломство;

б) военная хитрость.

Выберите термин соответствующий указанному определению

 

3. Обязательства, внушающие доверие противнику, но умышленно нарушаемые для получения военного преимущества

а) вероломство;

б) военная хитрость.

Выберите термин соответствующий указанному определению.

 

Т – 14

 

1. Действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую – это:

а) апартеид;

б) расизм;

в) геноцид;

г) депортация.

Выберите термин соответствующий указанному определению.

 

 

Т – 15

1. Укажите максимальную ширину территориального моря:

а) 3 мили;

б)6 миль;

в) 9 миль;

г) 12 миль.

 

2.Район открытого моря, прилегающий к внешней границы территориальных вод, который устанавливается для контроля прибрежного государства в целях предотвращения нарушения соответствующих правил в пределах территориальных вод – это:

а) внутренние морские воды;

б) прилежащие воды;

в) исключительная экономическая зона;

г) континентальный шельф.

 

3. Какие из указанных стран не являются государствами – архипелагами:

а) Великобритания;

б) Япония;

в) Индонезия;

г) Багамские острова.

 

Т – 16

 

1. Какие виды пространств регулирует международное воздушное право:

а) воздушное пространство, входящее в состав территории государства;

б) воздушное пространство над открытом морем;

в) воздушное пространство над Антарктикой;

г) космическое пространство.

 

2. Высотная граница государственной территории установлена на высоте:

а) 50-55 км.;

б) 70-75 км.;

в) 100-110 км.;

г) 200-250 км.

 

3.К воздушным судам относятся:

а) космические корабли;

б) гражданские самолеты;

в) военные самолеты;

г) суда на воздушной подушке;

д) метеорологические шары;

е) беспилотные аэростаты.

 

Т – 17

 

1. Предоставление особых преимуществ какому-либо государству или группе государств – это:

а) национальный режим;

б) преференциальный режим;

в) режим наибольшего благоприятствования;

г) принцип не дискриминации.

 

2. Режим, который распространяется на все государства без исключения – это

а) национальный режим;

б) преференциальный режим;

в) режим наибольшего благоприятствования;

г) принцип не дискриминации.

 

3. Предоставление иностранным гражданам определенных прав и льгот в данном государстве при условии, что его граждане, находящиеся в соответствующих государствах, пользуются аналогичными правами и льготами – это

а) принцип международной вежливости;

б) принцип взаимности;

в) реторсии;

г) принцип не дискриминации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.107 с.)