Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пояснительная записка. Актуальность разработки программы.

Поиск

 

В современном обществе особую тревогу сегодня вызывает рост количества безнадзорных детей (по статистическим данным количество безнадзорных детей в РФ составляет около 5 млн.), распространение психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития, рост преступности в детской и подростковой среде, рост детей, больных наркоманией. Контингент таких детей зачастую складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания со стороны взрослых, заботы со стороны семьи и т.д. С каждым годом молодеет возраст тех, кто впервые начинает употреблять алкоголь, наркотики, совершать преступления (кражи, разбой, убийство и т.д.), вступать в многочисленные половые связи и т.д. Сегодня все больше обесцениваются духовно – нравственные идеалы; дефицит гуманности и милосердия родителей, взрослых все сильнее сказывается на детях. Эта проблема достаточно серьезная и требует комплексного решения, осуществимого при условии высокого уровня взаимодействия педагогов школы и межведомственного взаимодействия.

Большой социально-педагогический потенциал в профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков сегодня принадлежит семье, школе, а также службам по месту жительства. Однако анализ причин роста безнадзорности и правонарушений свидетельствует о том, что ее истоки, прежде всего, лежат именно в семье (пьянство, драки, длительное невнимание родителей к ребенку, его интересам, занятость родителей на работе нежелание заниматься воспитанием и образованием своего ребенка). Зачастую родители не только не справляются со своими обязанностями, но и оказывают негативное влияние на воспитание и развитие личности своего ребенка. В этом случае решающую роль на себя берет, прежде всего, школа и ведомства, вырабатывающие систему социальных, правовых мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних.

Современная школа сегодня должна оказывать систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания должна происходить передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываться основы мировоззрения растущего человека, происходить его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. К сожалению, практика показывает, что ведомственная разобщенность (отсутствие эффективного взаимодействия школы с другими учреждениями, занимающихся социальным воспитанием подростков) редко приводит к положительному результату. Поэтому необходима разработка программы по профилактике безнадзорности и правонарушений, построенной как на взаимодействии всех работников образовательного учреждения, так и на взаимодействии образовательного учреждения со всеми социальными учреждениями и службами.

Необходимость разработки данной программы продиктована социальными и экономическими проблемами, происходящими в нашем обществе. Она является неотъемлемой частью программы развития кадетской школы-интерната и продолжением целенаправленной воспитательной работы с учащимися. Данная программа предполагает создание комплексной системы мер по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних на основе координации действий всех заинтересованных организаций при соблюдении принципов комплексности и результативности, преемственности, системности, адресной направленности.

Анализ проблемы

 

ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» располагается в городе Томске на улице Пушкина в районе иркутского тракта. В нем обучается учащиеся, большинство которых проживает в Томской области и Томском районе, лишь 40% обучающихся проживают в г. Томске..

На 20 декабря 2012 года в кадетской школе-интернате обучается 208 учащийся; из них по ступеням образования: I ступень – 66; II ступень – 142.

 

Проведенный мониторинг и анализ социального паспорта кадетской школы (на 20 декабря 2012г.) показывает следующую картину:

 

Данные об учащихся:

 

Количество убучающихся  
Количество детей-сирот  
Количество детей «группы риска»  
Из них учащиеся, стоящие на ВШК  
Из них учащиеся, стоящие на учете в ОДН  
Из них учащиеся, стоящие на учете в КДН  

 

Данные о семьях:

 

Количество неполных семей  
Количество многодетных семей  
Количество опекаемых детей  
Количество малообеспеченных семей  

 

Проведенный анализ говорит, что в кадетской школе есть категории семей и учащихся, требующих особого внимания, целенаправленной профилактической работы с ними. Это касается, в первую, «детей группы риска», стоящих на учете, а также детей из неблагополучных семей.

Данная программа предполагает также профилактику со всеми категориями учащихся и их родителей с целью предупреждения безнадзорности и правонарушений.

 


Цели и задачи программы.

Цель:

· Комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

 

Задачи программы:

 

· Обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

· Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

· Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

· Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

· Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств в тесном сотрудничестве с кадетской школой-интернат;

· Своевременное выявление, постановка на учет и последующая реабилитация в отношении несовершеннолетних, совершающих правонарушение или склонных к их совершению;

· Обновление содержания и форм профилактической работы в образовательном учреждении;

· Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;

· Активное вовлечение несовершеннолетних (в том числе детей «группы риска») в культурную, спортивную жизнь кадетского корпуса, района, города, области;

· Повышение самосознания учащихся через разнообразные формы, в том числе через волонтерское движение, кадетскую общественную организацию и специфические формы детского самоуправления кадетской школы-интернат.

 


3. Принципы реализации Программы:

 

· Принцип консолидации усилий. Успешное решение задач профилактики безнадзорности и правонарушений возможно только при объединении воспитательных усилий кадетской школы, родителей, социума.

· Принцип непрерывности профилактических мероприятий. Если мы хотим сформировать у ребенка ценностное отношение к жизни, своему здоровью, своему «я», то профилактические «мероприятия» должны быть не одноразовыми, а представлять собой определенную повторяющуюся цепочку, стать системой.

· Комплексный подход. Единство физкультурно-оздоровительной, информационно-просветительской, спортивно-массовой и профилактической работы с обучающимися, направленной на развитие здоровой, гармоничной личности.


 

Этапы реализации программы.

· 1 этап: сентябрь-октябрь 2013-2014 учебного года

Начальный этап.

Анализ проблемы. Разработка направлений работы по профилактике правонарушений и безнадзорности, разработка программы. Совершенствование нормативно-правовой базы; определение стратегии и тактики деятельности; развитие и укрепление межпредметного и межведомственного взаимодействия; обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ несовершеннолетними; разработка и использование интерактивных форм и современных методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.

2 этап: ноябрь 2014- май 2015 учебного года

Основной этап.

Реализация поставленных целей и задач. Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения. Развитие волонтерского движения – пропагандистов здорового образа жизни. Промежуточная диагностика и мониторинги.

· 3 этап: апрель – июнь 2015-2016 учебного года

Обобщающий этап.

Анализ и оценка работы кадетской школы по данной программе. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами. Мониторинг. Обобщение положительного опыта, анализ проблем, корректировка и определение целей и задач на перспективу.

Содержание деятельности Сроки Контроль, исполнители
Создание банка данных и отслеживание информации об учащихся, систематически пропускающих занятия без уважительной причины. Ежемесячный отчет. С момента принятия программы, постоянно Социальный педагог Классные руководители Учителя-предметники
Создание базы данных и отслеживание информации о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психологической поддержке: · Список малообепеченных семей · Список неполных семей · Список неблагополучных семей · Список детей, стояших на внутришкольном учете, учете в КДН и ЗП, ОПДН · Список детей, находящихся под опекой С момента принятия программы, постоянно Социальный педагог Педагог-психолог Классные руководители
Мониторинг информации фактов нарушений жилищных, трудовых и иных прав, свобод и законных интересов учащихся С момента принятия программы, постоянно Социальный педагог Классные руководители
Мониторинг информации об учащихся, склонных к употреблению психоактивных веществ С момента принятия программы, постоянно Социальный педагог Педагог- психолог Классные руководители
Составление социального паспорта класса Каждую четверть, с момента принятия программы классные руководители, воспитатели, медработник, педагог-психолог
Составление социального паспорта образовательного учреждения Ежегодно, сентябрь Социальный педагог
Организация рейдов в семьи с целью изучения жилищно-бытовых условий проживая семей (в том числе семей опекунов и попечителей) и своевременного выявления семей, находящихся в социально-опасном положении (при необходимости) Ежегодно Социальный педагог, Зам. директора по безопасности, Специалисты КДН и ЗП, ОДН
Регулярная сверка списков учащихся, состоящих на учете в КДН и ЗП, ОПДН Постоянно Социальный педагог Специалисты КДН и ЗП, ОДН
Проведение заседаний Совета профилактики корпуса с целью рассмотрения дел о правонарушениях учащихся и предупреждения их дальнейшего повторения (С приглашением представителей ОДН, родителей) Не менее 1 раза в месяц Зам.директора по ВР, Члены Совета профилактики, Специалисты КДН и ЗП, ОДН (по необходимости)
Проведение индивидуальных профилактических бесед, заседаний при директоре школы, при зам. директора по ВР; индивидуально-профилактические беседы социального педагога и психолога с родителями и /или учащимися с целью разрешения конфликтных ситуаций, проблем, связанных с учебной деятельностью или поведением учащихся (с приглашением родителей) Постоянно, по необходимости Директор, зам.директора по ВЗ, соц.педагог, Педагог-психолог Классные руководители Специалисты КДН и ЗП, ОДН
Подготовка необходимой документации, связанной с постановкой на учет учащегося и/или семьи, а также снятии с учета; актов, ходатайств, постановлений, решений и т.д. Постоянно Социальный педагог Педагог-психолог Классные руководители, Воспитатели
Ведение документации, регламентирующей деятельность Совета профилактики корпуса Постоянно Социальный педагог
Подготовка информации о занятости учащихся «группы риска», детей из неблагополучных семей в системе дополнительного образования Каждую четверть Зам. директора по ВР, Воспитатели
Ежедневный контроль за посещаемостью, поведением и учебной деятельностью учащихся «группы риска» Постоянно Зам. директора по ВР, Социальный педагог Классные руководители
Диагностика склонности подростков к употреблению подростками алкоголя, наркотиков и никотину 1 раз в год Зам.директора по ВР Педагог-психолог Классные руководители Медработник
Выявление объема знаний и представлений учащихся о негативных влияниях ПАВ на организм 1 раз в год Зам.директора по ВР Педагог-психолог Социальный педагог Классные руководители Медработник
Изучение уровня воспитанности учащихся, выявление «проблемных учащихся» с наиболее низким уровнем воспитанности, планирование индивидуальной работы с ними 2 раза в год Зам.директора по ВР Педагог-психолог Социальный педагог Классные руководители Воспитатели
Проведение индивидуальных консультаций для учащихся и родителей по профилактике ПАВ-зависимости По необходимости Педагог-психолог Медработник
Подготовка и распространение памяток, буклетов для учащихся и родителей по профилактике ПАВ-зависимости, ВИЧ-заболеваний В период проведения профилактических мероприятий Зам.директора по ВР Педагог-психолог Социальный педагог Классные руководители Медработник
Составление индивидуальных карт работы психолога и социального педагога с учащимися, стоящими на внутришкольном учете в школе, на учете в «группе риска», на учете в КДН, ОПДН; организация индивидуальной работы Постоянно Социальный педагог Педагог-психолог
Составление актов обследования материально-бытовых условий семьи учащегося, стоящего на всех видах учета В течение всего периода (по необходимости) Социальный педагог Классный руководитель Специалисты межведомственных структур
Проведение практических занятий и семинаров для классных руководителей с приглашением специалистов по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ учащимися 1 раз в год Зам.директора по ВР Педагог-психолог Социальный педагог
Проведение индивидуальных консультаций для классных руководителей по организации профилактической работы в классе и с учащимися «группы риска» В течение всего периода Зам.директора по ВР Педагог-психолог Социальный педагог
Организация работы Совета профилактики; Выработка членами Совета совместных решений в отношении учащихся, совершивших правонарушение; в отношении семей, отклоняющихся от воспитания своих детей Не реже 1 раза в месяц Директор Зам. директора по ВР Зам. директора по безопасности Педагог-психолог Члены Совета Специалисты межведомственных структур
Рассмотрение вопроса о состоянии профилактической работы в кадетском корпусе на совещания при директоре, Педагогическом Совете Ежегодно Зам.директора по ВР Зам. директора по безопасности
Анализ работы педагогического коллектива по профилактике безнадзорности и правонарушений Ежегодно Зам.директора по ВР
Проведение массовых мероприятий для учащихся по профилактике правонарушений, по формированию гражданской позиции, развитию критического мышления: · Уроки права · Встречи со специалистами · Тренинги · Творческие работы · Выступление агитбригад · Организация работы волонтерского отряда По отдельному плану / ежегодно Зам.директора по ВР Педагог-психолог Социальный педагог Классные руководители Социальные партнеры
Проведение массовых мероприятий с учащимися по пропаганде ЗОЖ (в том числе профилактике ПАВ, ВИЧ-заболеваний): · встречи со специалистами · акции · кинолектории · лектории · беседы · тренинги · часы общения и т.д. · волонтерское движение В течение всего периода Зам.директора по ВР Педагог-психолог Социальный педагог Классные руководители Социальные партнеры
Проведение конкурсов газет, плакатов, творческих работ и т.д. по проблемам профилактики употребления ПАВ В течение всего периода Зам.директора по ВР Воспитатели
Организация просветительской работы с родителями по проблемам употребления подростками ПАВ, профилактике правонарушений учащихся: · родительские собрания · лектории · конференции · информационные буклеты · консультации социального педагога и психолога В течение всего периода Педагог-психолог Социальный педагог Классные руководители Медработник Социальные партнеры
Организация просветительской работы с родителями по проблемам безнадзорности детей и подростков, по вопросам воспитания детей в семье, насилия в семье, нарушения прав детей, уклонения от воспитания детей профилактики безнадзорности и употребления ПАВ и т.д. · родительские собрания · анкетирования · лектории · конференции, круглые столы · информационные буклеты, интернет-ресурсы · консультации В течение всего периода Педагог-психолог Социальный педагог Классные руководители Медработник Социальные партнеры
Вовлечение учащихся, в том числе и «группы риска» в позитивную досуговую деятельность, привлечение к подготовке и проведению КТД, выполнению определенных поручений в системе классного самоуправления. Контроль за занятостью «проблемных» детей и подростков в системе дополнительного образования (кружки, секции, клубы, факультативы, и т.д.) В течение всего периода Зам.директора по ВР Воспитатели Классные руководители
Вовлечение учащихся кадетской школы в том числе детей «группы риска» в организованный досуг и занятость в период каникул В течение всего периода (по отдельному плану) Зам.директора по ВР Педагог-психолог Социальный педагог Классные руководители
Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; детей из опекаемых и приемных семей; составление банка данных В течение всего периода Социальный педагог
Оказание практической помощи родителям, в том числе опекунам и попечителям в вопросах, связанных с обучением и воспитанием детей В течение всего периода Социальный педагог Классные руководители
Участие в заседаниях КДН и ЗП В течение всего периода (по вызову на комиссию) Социальный педагог
Защита прав учащихся в случае насилия в семье В течение всего периода Зам. директора по безопасности Педагог-психолог Социальный педагог Классные руководители
Взаимодействие с Комиссией по делам несовершеннолетних для постановки семьи или учащихся на учет с профилактической целью и усиления взаимодействия; участие в совместных с сотрудниками КДН и ЗП и ОПДН обследованиях ЖБУ учащихся В течение всего периода Зам. директора по безопасности; Социальный педагог
Подготовка отчетной документации в КДН, ОПДН о проделанной профилактической работе с учащимися, стоящими на учете в КДН, ОПДН В течение всего периода Социальный педагог
Привлечение специалистов исоциальных партнеров к проведению воспитательно-профилактических мероприятий: · Мониторинг и диагностика · Профилактические мероприятия и т.д. В течение всего периода Зам. директора по ВР
Совместно с КДН и ЗП, ОДН составление единого банка данных о семьях и учащихся, находящихся в социально-опасном положении В течение всего периода Зам. директора по ВР; Зам. директора по безопасности

 


Содержание программы и механизм реализации

Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании форм и методов работы в целях дальнейшего развития процесса воспитания, профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними.

Комплекс программных мероприятий предусматривает систему работы всего педагогического коллектива кадетского корпуса по профилактике безнадзорности (См. исполнители программы), а также координацию взаимодействия кадетской школы-интернат со всеми ведомствами профилактической направленности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.159 (0.011 с.)