Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Безнадзорности, школьной дезадаптации,
Директор ОГБОУ КШИ
«Томский кадетский корпус»
_______________Шиляев С.В.
«____»________________2012г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
______________Л.Н. Зверкова
«___»_______________2012г.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ,
ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕСТУПЛЕНИЙ
И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
В ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус»
На 2013-2016 г.г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
-
| Наименование программы
| - Программа профилактики безнадзорности, школьной дезадаптации, правонарушений, преступлений и злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус»
| -
| Разработчик программы
| - Заместитель директора по воспитательной работе Зверкова Л.Н., социальный педагог Демина Н.В.
| -
| Исполнители
| - Администрация: директор, зам.директора по УР, зам.директора по ВР, зам.директора по безопасности, социальный педагог, педагог-психолог;
- Педагогический коллектив: классные руководители, учителя-предметники, руководители кружков и секций, медицинский работник;
- Совет профилактики, Совет старших кадет, Педагогический Совет, родители
| -
| Законодательная и нормативно-правовая база для разработки программы
| Документы международного уровня:
· Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 г.
· Декларация прав ребенка
· Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.
Документы федерального уровня:
- Конституция РФ от 12.12 1993 г.
- Гражданский кодекс РФ
- Семейный кодекс РФ 29.12.1995 г. (извлечения)
- Кодекс об административных нарушениях от 1.07.2002г.
- Уголовный кодекс РФ
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273.
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124 (извлечения)
- Федеральный закон об ограничении курения табака от 21.06.2001 г.
- Письма и приказы Министерства образования
- Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
Документы регионального уровня:
- Закон Томской области «О профилактике правонарушений в Томской области» от 6.04.2009г. №47
- Закон Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О профилактике правонарушений в Томской области» от 14.04.2011 № 65-ОЗ (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 31.03.2011 №4166)
- Закон Томской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях на территории томской области» от 11.07.2011г. № 116 (принят Постановлением законодательной думы Томской области от 30.06.2011г. №4470)
- Распоряжение Мэра города Томска «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов администрации при осуществлении полномочий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Томска» от 10.07.2007 № р560
- Постановление Администрации Томской области «Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей Томской области в 2011 - 2013 годах» от 22.02.2011 № 46а (ред. от 09.07.2012)
- Закон Томской области «Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области» от 26.08.2002 № 68-ОЗ (ред. от 15.07.2011) (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 01.08.2002 № 255)
- Закон Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области» от 15.07.2011 № 121-ОЗ (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 30.06.2011 № 4472)
Документы локального уровня:
- Устав ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус»
- Правила внутреннего распорядка (кадетский компонент)
- Заветы кадет
- Положение о Совете профилактики
- Программа профилактики безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами ГБОУ кадетской школы №1702 на 2010-2013 г.г.
- Программа развития кадетской школы
- Приказ о создании Совета профилактики
- Положение о постановке на внутришкольный учет
- Должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по безопасности, социального педагога
- Программы…
| -
| Цель программы
| - Комплексное решение проблем профилактики безнадзорности, правонарушений и профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних; защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации
| -
| Задачи программы
| - Обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
- Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
- Усиление координации профилактической деятельности всех ведомств в тесном сотрудничестве с кадетской школой-интернат;
- Своевременное выявление, постановка на учет и последующая реабилитация в отношении несовершеннолетних, совершающих правонарушение или склонных к их совершению;
- Обновление содержания и форм профилактической работы в образовательном учреждении;
- Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
- Активное вовлечение несовершеннолетних (в том числе детей «группы риска») в культурную, спортивную жизнь кадетского корпуса, города, области;
- Повышение самосознания учащихся, выработка критического мышления через разнообразные формы деятельности
| -
| Сроки реализации программы
| · 2013 – 2016 учебные года
| -
| Контроль за исполнением программы
| · Администрация кадетского корпуса
|
Анализ проблемы
ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» располагается в городе Томске на улице Пушкина в районе иркутского тракта. В нем обучается учащиеся, большинство которых проживает в Томской области и Томском районе, лишь 40% обучающихся проживают в г. Томске..
На 20 декабря 2012 года в кадетской школе-интернате обучается 208 учащийся; из них по ступеням образования: I ступень – 66; II ступень – 142.
Проведенный мониторинг и анализ социального паспорта кадетской школы (на 20 декабря 2012г.) показывает следующую картину:
Данные об учащихся:
Количество убучающихся
|
| Количество детей-сирот
|
| Количество детей «группы риска»
|
| Из них учащиеся, стоящие на ВШК
|
| Из них учащиеся, стоящие на учете в ОДН
|
| Из них учащиеся, стоящие на учете в КДН
|
|
Данные о семьях:
Количество неполных семей
|
| Количество многодетных семей
|
| Количество опекаемых детей
|
| Количество малообеспеченных семей
|
|
Проведенный анализ говорит, что в кадетской школе есть категории семей и учащихся, требующих особого внимания, целенаправленной профилактической работы с ними. Это касается, в первую, «детей группы риска», стоящих на учете, а также детей из неблагополучных семей.
Данная программа предполагает также профилактику со всеми категориями учащихся и их родителей с целью предупреждения безнадзорности и правонарушений.
Цели и задачи программы.
Цель:
· Комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Задачи программы:
· Обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
· Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
· Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
· Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
· Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств в тесном сотрудничестве с кадетской школой-интернат;
· Своевременное выявление, постановка на учет и последующая реабилитация в отношении несовершеннолетних, совершающих правонарушение или склонных к их совершению;
· Обновление содержания и форм профилактической работы в образовательном учреждении;
· Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
· Активное вовлечение несовершеннолетних (в том числе детей «группы риска») в культурную, спортивную жизнь кадетского корпуса, района, города, области;
· Повышение самосознания учащихся через разнообразные формы, в том числе через волонтерское движение, кадетскую общественную организацию и специфические формы детского самоуправления кадетской школы-интернат.
3. Принципы реализации Программы:
· Принцип консолидации усилий. Успешное решение задач профилактики безнадзорности и правонарушений возможно только при объединении воспитательных усилий кадетской школы, родителей, социума.
· Принцип непрерывности профилактических мероприятий. Если мы хотим сформировать у ребенка ценностное отношение к жизни, своему здоровью, своему «я», то профилактические «мероприятия» должны быть не одноразовыми, а представлять собой определенную повторяющуюся цепочку, стать системой.
· Комплексный подход. Единство физкультурно-оздоровительной, информационно-просветительской, спортивно-массовой и профилактической работы с обучающимися, направленной на развитие здоровой, гармоничной личности.
Этапы реализации программы.
· 1 этап: сентябрь-октябрь 2013-2014 учебного года
Начальный этап.
Анализ проблемы. Разработка направлений работы по профилактике правонарушений и безнадзорности, разработка программы. Совершенствование нормативно-правовой базы; определение стратегии и тактики деятельности; развитие и укрепление межпредметного и межведомственного взаимодействия; обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ несовершеннолетними; разработка и использование интерактивных форм и современных методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.
2 этап: ноябрь 2014- май 2015 учебного года
Основной этап.
Реализация поставленных целей и задач. Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения. Развитие волонтерского движения – пропагандистов здорового образа жизни. Промежуточная диагностика и мониторинги.
· 3 этап: апрель – июнь 2015-2016 учебного года
Обобщающий этап.
Анализ и оценка работы кадетской школы по данной программе. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами. Мониторинг. Обобщение положительного опыта, анализ проблем, корректировка и определение целей и задач на перспективу.
Содержание деятельности
| Сроки
| Контроль, исполнители
| Создание банка данных и отслеживание информации об учащихся, систематически пропускающих занятия без уважительной причины.
Ежемесячный отчет.
| С момента принятия программы, постоянно
| Социальный педагог
Классные руководители
Учителя-предметники
| Создание базы данных и отслеживание информации о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психологической поддержке:
· Список малообепеченных семей
· Список неполных семей
· Список неблагополучных семей
· Список детей, стояших на внутришкольном учете, учете в КДН и ЗП, ОПДН
· Список детей, находящихся под опекой
| С момента принятия программы, постоянно
| Социальный педагог
Педагог-психолог
Классные руководители
| Мониторинг информации фактов нарушений жилищных, трудовых и иных прав, свобод и законных интересов учащихся
| С момента принятия программы, постоянно
| Социальный педагог
Классные руководители
| Мониторинг информации об учащихся, склонных к употреблению психоактивных веществ
| С момента принятия программы, постоянно
| Социальный педагог
Педагог- психолог
Классные руководители
| Составление социального паспорта класса
| Каждую четверть, с момента принятия программы
| классные руководители, воспитатели, медработник, педагог-психолог
| Составление социального паспорта образовательного учреждения
| Ежегодно, сентябрь
| Социальный педагог
| Организация рейдов в семьи с целью изучения жилищно-бытовых условий проживая семей (в том числе семей опекунов и попечителей) и своевременного выявления семей, находящихся в социально-опасном положении (при необходимости)
| Ежегодно
| Социальный педагог, Зам. директора по безопасности,
Специалисты КДН и ЗП, ОДН
| Регулярная сверка списков учащихся, состоящих на учете в КДН и ЗП, ОПДН
| Постоянно
| Социальный педагог
Специалисты КДН и ЗП, ОДН
| Проведение заседаний Совета профилактики корпуса с целью рассмотрения дел о правонарушениях учащихся и предупреждения их дальнейшего повторения (С приглашением представителей ОДН, родителей)
| Не менее 1 раза в месяц
| Зам.директора по ВР,
Члены Совета профилактики,
Специалисты КДН и ЗП, ОДН (по необходимости)
| Проведение индивидуальных профилактических бесед, заседаний при директоре школы, при зам. директора по ВР; индивидуально-профилактические беседы социального педагога и психолога с родителями и /или учащимися с целью разрешения конфликтных ситуаций, проблем, связанных с учебной деятельностью или поведением учащихся (с приглашением родителей)
| Постоянно, по необходимости
| Директор, зам.директора по ВЗ, соц.педагог,
Педагог-психолог
Классные руководители
Специалисты КДН и ЗП, ОДН
| Подготовка необходимой документации, связанной с постановкой на учет учащегося и/или семьи, а также снятии с учета; актов, ходатайств, постановлений, решений и т.д.
| Постоянно
| Социальный педагог
Педагог-психолог
Классные руководители,
Воспитатели
| Ведение документации, регламентирующей деятельность Совета профилактики корпуса
| Постоянно
| Социальный педагог
| Подготовка информации о занятости учащихся «группы риска», детей из неблагополучных семей в системе дополнительного образования
| Каждую четверть
| Зам. директора по ВР,
Воспитатели
| Ежедневный контроль за посещаемостью, поведением и учебной деятельностью учащихся «группы риска»
| Постоянно
| Зам. директора по ВР,
Социальный педагог
Классные руководители
| Диагностика склонности подростков к употреблению подростками алкоголя, наркотиков и никотину
| 1 раз в год
| Зам.директора по ВР
Педагог-психолог
Классные руководители
Медработник
| Выявление объема знаний и представлений учащихся о негативных влияниях ПАВ на организм
| 1 раз в год
| Зам.директора по ВР
Педагог-психолог
Социальный педагог
Классные руководители
Медработник
| Изучение уровня воспитанности учащихся, выявление «проблемных учащихся» с наиболее низким уровнем воспитанности, планирование индивидуальной работы с ними
| 2 раза в год
| Зам.директора по ВР
Педагог-психолог
Социальный педагог
Классные руководители
Воспитатели
| Проведение индивидуальных консультаций для учащихся и родителей по профилактике ПАВ-зависимости
| По необходимости
| Педагог-психолог
Медработник
| Подготовка и распространение памяток, буклетов для учащихся и родителей по профилактике ПАВ-зависимости, ВИЧ-заболеваний
| В период проведения профилактических мероприятий
| Зам.директора по ВР
Педагог-психолог
Социальный педагог
Классные руководители
Медработник
| Составление индивидуальных карт работы психолога и социального педагога с учащимися, стоящими на внутришкольном учете в школе, на учете в «группе риска», на учете в КДН, ОПДН; организация индивидуальной работы
| Постоянно
| Социальный педагог
Педагог-психолог
| Составление актов обследования материально-бытовых условий семьи учащегося, стоящего на всех видах учета
| В течение всего периода (по необходимости)
| Социальный педагог
Классный руководитель
Специалисты межведомственных структур
| Проведение практических занятий и семинаров для классных руководителей с приглашением специалистов по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ учащимися
| 1 раз в год
| Зам.директора по ВР
Педагог-психолог
Социальный педагог
| Проведение индивидуальных консультаций для классных руководителей по организации профилактической работы в классе и с учащимися «группы риска»
| В течение всего периода
| Зам.директора по ВР
Педагог-психолог
Социальный педагог
| Организация работы Совета профилактики; Выработка членами Совета совместных решений в отношении учащихся, совершивших правонарушение; в отношении семей, отклоняющихся от воспитания своих детей
| Не реже 1 раза в месяц
| Директор
Зам. директора по ВР
Зам. директора по безопасности
Педагог-психолог
Члены Совета
Специалисты межведомственных структур
| Рассмотрение вопроса о состоянии профилактической работы в кадетском корпусе на совещания при директоре, Педагогическом Совете
| Ежегодно
| Зам.директора по ВР
Зам. директора по безопасности
| Анализ работы педагогического коллектива по профилактике безнадзорности и правонарушений
| Ежегодно
| Зам.директора по ВР
| Проведение массовых мероприятий для учащихся по профилактике правонарушений, по формированию гражданской позиции, развитию критического мышления:
· Уроки права
· Встречи со специалистами
· Тренинги
· Творческие работы
· Выступление агитбригад
· Организация работы волонтерского отряда
| По отдельному плану / ежегодно
| Зам.директора по ВР
Педагог-психолог
Социальный педагог
Классные руководители
Социальные партнеры
| Проведение массовых мероприятий с учащимися по пропаганде ЗОЖ (в том числе профилактике ПАВ, ВИЧ-заболеваний):
· встречи со специалистами
· акции
· кинолектории
· лектории
· беседы
· тренинги
· часы общения и т.д.
· волонтерское движение
| В течение всего периода
| Зам.директора по ВР
Педагог-психолог
Социальный педагог
Классные руководители
Социальные партнеры
| Проведение конкурсов газет, плакатов, творческих работ и т.д. по проблемам профилактики употребления ПАВ
| В течение всего периода
| Зам.директора по ВР
Воспитатели
| Организация просветительской работы с родителями по проблемам употребления подростками ПАВ, профилактике правонарушений учащихся:
· родительские собрания
· лектории
· конференции
· информационные буклеты
· консультации социального педагога и психолога
| В течение всего периода
| Педагог-психолог
Социальный педагог
Классные руководители
Медработник
Социальные партнеры
| Организация просветительской работы с родителями по проблемам безнадзорности детей и подростков, по вопросам воспитания детей в семье, насилия в семье, нарушения прав детей, уклонения от воспитания детей профилактики безнадзорности и употребления ПАВ и т.д.
· родительские собрания
· анкетирования
· лектории
· конференции, круглые столы
· информационные буклеты, интернет-ресурсы
· консультации
| В течение всего периода
| Педагог-психолог
Социальный педагог
Классные руководители
Медработник
Социальные партнеры
| Вовлечение учащихся, в том числе и «группы риска» в позитивную досуговую деятельность, привлечение к подготовке и проведению КТД, выполнению определенных поручений в системе классного самоуправления. Контроль за занятостью «проблемных» детей и подростков в системе дополнительного образования
(кружки, секции, клубы, факультативы, и т.д.)
| В течение всего периода
| Зам.директора по ВР
Воспитатели
Классные руководители
| Вовлечение учащихся кадетской школы в том числе детей «группы риска» в организованный досуг и занятость в период каникул
| В течение всего периода (по отдельному плану)
| Зам.директора по ВР
Педагог-психолог
Социальный педагог
Классные руководители
| Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; детей из опекаемых и приемных семей; составление банка данных
| В течение всего периода
| Социальный педагог
| Оказание практической помощи родителям, в том числе опекунам и попечителям в вопросах, связанных с обучением и воспитанием детей
| В течение всего периода
| Социальный педагог
Классные руководители
| Участие в заседаниях КДН и ЗП
| В течение всего периода (по вызову на комиссию)
| Социальный педагог
| Защита прав учащихся в случае насилия в семье
| В течение всего периода
| Зам. директора по безопасности
Педагог-психолог
Социальный педагог
Классные руководители
| Взаимодействие с Комиссией по делам несовершеннолетних для постановки семьи или учащихся на учет с профилактической целью и усиления взаимодействия; участие в совместных с сотрудниками КДН и ЗП и ОПДН обследованиях ЖБУ учащихся
| В течение всего периода
| Зам. директора по безопасности;
Социальный педагог
| Подготовка отчетной документации в КДН, ОПДН о проделанной профилактической работе с учащимися, стоящими на учете в КДН, ОПДН
| В течение всего периода
| Социальный педагог
| Привлечение специалистов исоциальных партнеров к проведению воспитательно-профилактических мероприятий:
· Мониторинг и диагностика
· Профилактические мероприятия и т.д.
| В течение всего периода
| Зам. директора по ВР
| Совместно с КДН и ЗП, ОДН составление единого банка данных о семьях и учащихся, находящихся в социально-опасном положении
| В течение всего периода
| Зам. директора по ВР;
Зам. директора по безопасности
|
Содержание программы и механизм реализации
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании форм и методов работы в целях дальнейшего развития процесса воспитания, профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними.
Комплекс программных мероприятий предусматривает систему работы всего педагогического коллектива кадетского корпуса по профилактике безнадзорности (См. исполнители программы), а также координацию взаимодействия кадетской школы-интернат со всеми ведомствами профилактической направленности.
Директор ОГБОУ КШИ
«Томский кадетский корпус»
_______________Шиляев С.В.
«____»________________2012г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
______________Л.Н. Зверкова
«___»_______________2012г.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ,
|