ТОП 10:

Тема 3. Церковь в эпоху гонений (30-е годы I в. – начало IV в.). Ереси.



- Причины гонений на христиан.

- Периодизация гонений и характеристика периодов.

- Эллинизм.

- Влияние эллинизма на иудеев.

- Философско-этические течения, оказавшие влияние на формирование эллинистического мировоззрения (стоицизм, эпикурейство, скептицизм).

Конспектирование:

Иустин Мученик. Апологии. Разговор с Трифоном иудеем. (Выписать причины гонений со стороны простого народа как их излагает Иустин, записать библиографические данные и страницы цитат).

Выписать причины гонений на христиан по пунктам согласно А.П. Лебедеву и В.В. Болотову.

Вопросы к занятию:

1. Каким греческим словом называют христианских мучеников?

2. Кого принято называть исповедниками?

3. Каким словом обозначается исповедник в греческом языке? Каково прямое значение этого слова?

4. Почему первые христиане стремились закончить свою жизнь мученически?

5. В чем проявлялась религиозность, вера в богов римского общества?

6. В чем заключалось новое отношение к религии, о котором свидетельствовал мученический подвиг христиан?

7. Какие причины гонений на христиан выделял А.П.Лебедев?

8. Как рассматривал вопрос о причинах гонений на христиан В.В.Болотов?

9. Почему простой римский народ сначала относился к христианам негативно?

10. В чем, по свидетельству апологетов, обвинял простой народ христиан?

11. К каким чужеземным культам римляне относились с терпимостью?

12. Почему христиане не могли добиться такого же отношения к себе, как и неприемлющее язычество иудейство?

13. Что давало основания для обвинения христиан в магических действиях?

14. В чем могло состоять обвинение в преступлении против религии? Какое наказание это преступление предусматривало?

15. Почему обвинение христиан в преступление против религии вело и к обвинению в преступлении против власти?

Основная литература:

1. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. – Минск: Харвест, 2008. – 1344 с.

2. Поснов, М.Э. История Христианской Церкви (До разделения Церквей – 1054 г. ) /Поснов М.Э. – Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2007. – 608 с.

Дополнительная литература:

1. Лебедев, А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом / Лебедев А.П. – СПб.: Изд-во Олега Абышко , 2006. – 352.

2. Храпов, А.В., Князький И.О. Гонения на христиан в Римской империи // Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 50-69.

Тема 4. Формирование и утверждение канона Св. Писания. Александрийская и Антиохийская богословские школы. Покаянная дисциплина первых веков

1. Особенности методологии богословия Александрийской школы.

2. Особенности методологии богословия Антиохийской школы.

3. Место веры и разума в познании.

4. Споры о церковной дисциплине.

5. Раскол Каллиста.

6. Раскол Ипполита.

7. Причины расколов Новата и Новатиана.

Вопросы к занятию:

1. К чему приводило соприкосновение язычества и христианства в области мысли?

2. В каком веке начали возникать гностические учения? Какие реалии жизни римской империи способствовали развитию гностических учений?

3. Что называют гностицизмом? От чего происходит его название?

4. Какие общие черты имели гностические учения?

5. Почему римская религия не удовлетворяла религиозным запросам многих людей?

6. Чем отличалась форма изложения гностических учений?

7. Как гностики относились к материальному миру и как они понимали спасение?

8. В чем главная особенность гностической антропологии?

9. На основе каких признаков пытаются классифицировать гностические учения?

10. Какие церковные писатели сохранили сведения о древних гностиках?

11. Что является основным источником наших знаний об учении Маркиона?

12. В чем заключается главная особенность богословия Маркиона? Как он относился к Ветхому Завету? Почему?

13. В чем заключалась опасность гностицизма для христианства?

14. Как борьба с гностической экспансией повлияла на саму Церковь?

15. В чем заключается отличие ереси от раскола?

16. Что явилось причиной расколов Новата и Новатиана?

17. В каком десятилетии какого века возник этот раскол?

18. Какую позицию первоначально занимал Новат?

19. С каким епископом он полемизировал?

20. В какой Церкви возник раскол Новатиана?

21. Какому епископу противостоял Новатиан?

22. При каких обстоятельствах Новат изменил свою позицию, присоединившись к расколу Новатиана?

23. До какого века просуществовал раскол Новатиана?

24. Какое участие в донатистском споре принял Константин Великий?

25. В каких вопросах донатисты противоречили учению Церкви?

26. Что послужило причиной мелитианского раскола в Александрийской Церкви?

27. Между какими Церквами во 2 веке возник спор о времени празднования Пасхи?

28. Чем можно объяснить существование двух традиций празднования Пасхи в Древней Церкви?

29. Возникновение и философские основы александрийской богословской школы.

30. Место веры и разума в познании.

31. Богословский дуализм александрийцев.

32. Антропологический дуализм александрийских богословов.

33. Методология богословских исследований александрийцев.

34. Толкование Священного Писания в Александрийской школе.

35. Возникновение; святые и еретики антиохийской богословской школы.

36. Аристотелизм в антиохийской богословской школе.

37. Тождесто веры и знаний, науки и религии.

38. Толкование Библии антиохийцами.

39. Антиохийская школа против дуализма духа и материи, тела и души.

40. Нравственное учение и учение о спасении антиохийской школы.

Основная литература:

1. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. – Минск: Харвест, 2008. – 1344 с.

2. Поснов, М.Э. История Христианской Церкви (До разделения Церквей – 1054 г. ) /Поснов М.Э. – Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2007. – 608 с.

Дополнительная литература:

1. Соколов, И.И. Лекции по истории Греко-Восточной церкви: [в 2 т.] / И.И. Соколов. – СПб: Изд-во Олега Абышко, 2005. – 348 с.

Тема 5. Император св. Константин Великий. Миланский (Медиоланский) эдикт Константина Великого и Лициния. Возникновение арианства

1. Жизнеописание Константина Великого.

2. Религиозные взгляды Константина Великого.

3. Значение Медиоланского эдикта.

4. Личность Ария.

5. Учение Ария.

6. Мягкая и жесткая формы арианского учения.

Вопросы к занятию:

1. Какие историки рассказывают о видении Константину Великому перед битвой с Максенцием?

2. Чем отличаются эти свидетельства?

3. В каком году было это видение?

4. Могло ли оно сыграть в обращении императора решающую роль?

5. Сколько христиан могло быть в Римской империи в начале 4 века?

6. В каком году День Солнца (воскресенье) стал выходным днем?

7. Как отреагировал император на просьбу донатистов стать судьей в их споре с Церковью?

8. Какие выводы мог сделать для себя император из дела донатистов?

9. Какое участие принял император Константин в решении арианского спора?

10. Как оценивает участие этого императора в церковных делах В.В.Болотов?

11. Как относился к язычеству император Констанций?

12. Какую ересь поддерживал этот император?

13. Как проявилось отношение Констанция к Церкви во время Миланского собора 355 года?

14. Какие церковные писатели в правление этого императора отстаивали принцип свободы Церкви?

Основная литература:

1. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. – Минск: Харвест, 2008. – 1344 с.

2. Поснов, М.Э. История Христианской Церкви (До разделения Церквей – 1054 г. ) /Поснов М.Э. – Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2007. – 608 с.

3. Сидоров, А.И. Богословские школы древней Церкви // Православная энциклопедия. – М., 2002. - Т. 5. - С. 525-530.

4. Успенский, Ф.И. История Византийской империи / Ф.И. Успенский. – М.: АСТ, 2011. – 640 с.

5. Шмалий, В., свящ. Арианство // Православная энциклопедия. – М., 2001. - Т. 3. - С. 221-225.

6. Шмалий, В., свящ. Арий // Православная энциклопедия. – М., 2001. - Т. 3. - С. 226-227.

Тема 6. Первый Вселенский собор. Борьба за Никейский Символ Веры (362-381 гг.). Царствование Юлиана Отступника и попытка реставрации язычества (361-363). Свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский

- События, предшествовавшие созыву собора.

- Деяния собора, значение.

- Характеристика периодов борьбы за Никейский Символ Веры после Никейского собора.

- Юлиан Отступник.

- Деятельность Великих Каппадокийцев.

Вопросы к занятию:

  1. Кто впервые употребил термин собор в греческой и латинской литературе?
  2. По каким поводам собирались первые церковные соборы? Какой древний автор об этом упоминает?
  3. Какие наиболее известные церковные соборы проходили в III в.?
  4. Какие соборы называются Вселенскими?
  5. По какому критерию соборы получали статус вселенских соборов?
  6. В какой Церкви возник спор, который привел к созыву Первого Вселенского собора? О чем был этот спор?
  7. В чем заключалась особенность церковного строя Александрийской Церкви?
  8. Какой титул носил епископ Александрии с III в.? Где этот титул появился впервые?
  9. С каким церковным расколом был связан Арий? Каковы особенности этого раскола?
  10. Что сообщает об избрании Александра Александрийского арианский историк Филосторгий? Какие предположения можно сделать на основе этого сообщения?
  11. На какой библейский текст опирался Арий, выражая свое учение? Как истолковывал данный текст Ориген?
  12. Кто такой Лукиан и какое отношение он имел к Арию?
  13. Мнения А.П.Лебедева и А.М.Иванцова-Платонова о богословских корнях арианства.
  14. Можно ли считать учение Оригена источником арианства?
  15. Кто в Александрийской Церкви поддержал выступление Ария?
  16. Посредством чего Арий распространял свое учение в народной среде?
  17. К какому епископу обратился Арий за поддержкой после осуждения его учения на Александрийском соборе начала 20-х годов? Почему этот епископ поддержал александрийского пресвитера?
  18. Каковы основные тезисы арианского учения по Окружному посланию Александра Александрийского?
  19. Кто начал формировать богословскую оппозицию Александру Александрийскому? Какие епископы поддержали Ария?
  20. Где и когда прошел первый арианский собор?
  21. Почему император Константин вмешался в арианский спор?
  22. Как император первоначально относился к данному церковному конфликту?
  23. В чем заключается особенность арианского учения по посланию Кесарийского собора?
  24. Кто такой Осий Кордубский и какова его роль в истории арианского спора?
  25. Какой православный собор предшествовал Вселенскому собору в Никее?
  26. Где первоначально планировалось проведение Вселенского собора?
  27. Основные тезисы ариан.
  28. Мягкая и жесткая формы арианского учения.
  29. В каком году и в каком городе проходил Первый Вселенский собор? По какой причине было изменено место проведения этого собора?
  30. От какой партии исходила инициатива созыва собора?
  31. Представители каких регионов были приглашены на собор?
  32. Сколько было участников собора? Почему цифра, упоминаемая Иларием и Афанасием, стала официальной?
  33. Характер соборного епископата.
  34. Сохранились ли записи хода соборных заседаний? Какие источники имеют непосредственное отношение к собору?
  35. Авторитетные косвенные источники.
  36. Какова была продолжительность собора? Чем были завершены заседания?
  37. Какой символ веры лег в основу Никейского вероопределения? Кто предложил этот символ?
  38. Какие формулировки Никейского символа направлены против учения Ария?
  39. Кто из ариан был отправлен в ссылку?
  40. Какие вопросы канонического характера рассмотрел собор?
  41. Сколько канонических правил Первого Вселенского собора? О чем говорят 6 и 20 правила?
  42. О чем свидетельствует послание Евсевия Кесарийского, направленное им к своей пастве?

Основная литература:

1. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. – Минск: Харвест, 2008. – 1344 с.

2. Карташев, А.П. Вселенские соборы / А.П.Карташев. – Минск: Харвест, 2010. – 640 с.

3. Поснов, М.Э. История Христианской Церкви (До разделения Церквей – 1054 г. ) /Поснов М.Э. – Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2007. – 608 с.

Дополнительная литература:

1. Иларион (Алфеев), еп. Григорий Богослов // Православная энциклопедия. – М., 2006. - Т. 12. - С. 668-712.

2. Михайлов, П.Б. Василий Великий. // Православная энциклопедия. – М., 2004. - Т. 7. - С. 131-191.

3. Шмалий, В., свящ. Арианство // Православная энциклопедия. – М., 2001. - Т. 3. - С. 221-225.

4. Шмалий, В., свящ. Арий // Православная энциклопедия. – М., 2001. - Т. 3. - С. 226-227.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.194.83 (0.009 с.)