ТОП 10:

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Понятие о науке История древней христианской Церкви. Периодизация. Источники. Философские, этические течения и религиозные верования античного мира в век Рождества Христова

- Церковь как объект исторического изучения.

- Виды источников церковной истории.

- Периодизация, проблематика разделения истории Церкви на периоды.

- Связь с другими дисциплинами.

- Эллинизм.

- Влияние эллинизма на иудеев.

- Философско-этические течения, оказавшие влияние на формирование эллинистического мировоззрения (стоицизм, эпикурейство, скептицизм).

Вопросы к занятию:

1. Когда впервые появилось сочинение с названием «Церковная история»? Кто был его автором?

2. С каким греческим глаголом связано происхождение слова «история»? Каково значение этого глагола?

3. Что такое Церковь в догматическом понимании? Чем Церковь в догматическом понимании отличается от Церкви, которая является объектом исторического изучения?

4. Что является предметом истории Церкви? Что относится к внешней и внутренней жизни Церкви?

5. С какими дисциплинами связана история Церкви?

6. Для чего нужны вспомогательные исторические дисциплины?

7. Что это за дисциплины?

8. Возможна ли абсолютная объективность при реконструкции исторических событий? Почему?

9. Какие крайности может иметь конфессиональный субъективизм церковного историка?

10. На какие классы делятся монументальные источники?

11. Какие христианские памятники относят к разряду археологических?

12. Какие памятники относят к христианским письменным источникам?

13. В каком памятнике сохранилось самое первое описание мученичества известного исторического лица?

14. Какие обстоятельства способствовали процессу активного издания текстов древних церковных писателей?

15. Кого считают «отцом» церковной истории? Какие исторические сочинения принадлежат этому автору?

16. Какие греческие историки V века были его продолжателями?

17. Кто является основателем латинской церковной историографии?

18. Кто перевел «Церковную историю» Евсевия Кесарийского на латинский язык и дополнил ее рассказом о последующих событиях?

19. Какие письменные источники относят к числу нехристианских памятников?

20. Какие памятники наряду с христианскими и нехристианскими относят к числу письменных источников?

Основная литература:

1. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. – Минск: Харвест, 2008. – 1344 с.

2. Поснов, М.Э. История Христианской Церкви (До разделения Церквей – 1054 г. ) /Поснов М.Э. – Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2007. – 608 с.

Дополнительная литература:

1. Памфил, Евсевий. Церковная история /Евсевий Памфил. СПб: Амфора, 2005. – 492 с.

2. Схоластик, Евагрий. Церковная история / Евагрий Схоластик. – Спб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. – 672 с.

3. Ястребов, А., свящ. Евсевий, еп. Кесарии Палестинской // Православная энциклопедия. – М., 2008. - Т. 17. - С. 252 – 267.

Тема 2. Начало истории Церкви. Церковная иерархия первого века. Распространение Церкви после апостолов в первые века христианства

- Распространение христианства среди разных общественных слоев Римской империи.

- Апостольский собор 49 г.

- Проповедь среди иудеев.

- Проповедь среди язычников.

Конспектирование:

Новый Завет. Деяния святых Апостолов.

Задание:

Записать, в каких главах и стихах говорится о начале Церкви, где и когда началась Церковь.

Записать, в каких главах и стихах говорится о церковной иерархии, какова ее структура.

Вопросы к занятию:

1. Какие факторы способствовали распространению христианства на территории римской империи?

2. В каком году возникла римская империя? Когда она прекратила свое существование?

3. Какую роль в деле христианской миссии сыграли иудеи?

4. На какие две большие группы условно делились первые христиане?

5. Что послужило поводом для проведения Апостольского собора? В каком году он состоялся? Какие решения были приняты на Апостольском соборе?

6. В каком городе последователи Иисуса Христа впервые стали именоваться христианами? Какого апостола называют апостолом язычников?

7. В каком городе, являвшемся центром раннехристианской миссии, появилась одна из первых общин, состоящая из бывших язычников?

8. В связи с какими событиями, когда и кем был разрушен Иерусалим в I веке?

9. Куда переселился Синедрион после первого разрушения Иерусалима? Когда сформировался канон еврейской Библии?

10. Кто стоял во главе иудейского восстания начала II веке? Чем и когда это восстание закончилось?

11. Какое государство первым приняло христианство как официальную религию?

12. В каких регионах христианство получило широкое распространение к 4 в.?

13. Каковы особенности распространения христианства среди разных общественных слоев?

Основная литература:

1. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. – Минск: Харвест, 2008. – 1344 с.

2. Поснов, М.Э. История Христианской Церкви (До разделения Церквей – 1054 г. ) /Поснов М.Э. – Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2007. – 608 с.

Дополнительная литература:

1. Безобразов, Кассиан. eп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. / Кассиан Безобразов, еп. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт; Русский путь, 2006. – 560 с.

2. Лебедев, А.П. Христианский мир и эллино-римская цивилизация. Исследования по истории древней Церкви /А. П. Лебедев. СПб. : Изд-во Олега Абышко , 2005. – 352 с. : ил.

Тема 5. Император св. Константин Великий. Миланский (Медиоланский) эдикт Константина Великого и Лициния. Возникновение арианства

1. Жизнеописание Константина Великого.

2. Религиозные взгляды Константина Великого.

3. Значение Медиоланского эдикта.

4. Личность Ария.

5. Учение Ария.

6. Мягкая и жесткая формы арианского учения.

Вопросы к занятию:

1. Какие историки рассказывают о видении Константину Великому перед битвой с Максенцием?

2. Чем отличаются эти свидетельства?

3. В каком году было это видение?

4. Могло ли оно сыграть в обращении императора решающую роль?

5. Сколько христиан могло быть в Римской империи в начале 4 века?

6. В каком году День Солнца (воскресенье) стал выходным днем?

7. Как отреагировал император на просьбу донатистов стать судьей в их споре с Церковью?

8. Какие выводы мог сделать для себя император из дела донатистов?

9. Какое участие принял император Константин в решении арианского спора?

10. Как оценивает участие этого императора в церковных делах В.В.Болотов?

11. Как относился к язычеству император Констанций?

12. Какую ересь поддерживал этот император?

13. Как проявилось отношение Констанция к Церкви во время Миланского собора 355 года?

14. Какие церковные писатели в правление этого императора отстаивали принцип свободы Церкви?

Основная литература:

1. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. – Минск: Харвест, 2008. – 1344 с.

2. Поснов, М.Э. История Христианской Церкви (До разделения Церквей – 1054 г. ) /Поснов М.Э. – Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2007. – 608 с.

3. Сидоров, А.И. Богословские школы древней Церкви // Православная энциклопедия. – М., 2002. - Т. 5. - С. 525-530.

4. Успенский, Ф.И. История Византийской империи / Ф.И. Успенский. – М.: АСТ, 2011. – 640 с.

5. Шмалий, В., свящ. Арианство // Православная энциклопедия. – М., 2001. - Т. 3. - С. 221-225.

6. Шмалий, В., свящ. Арий // Православная энциклопедия. – М., 2001. - Т. 3. - С. 226-227.

Тема 6. Первый Вселенский собор. Борьба за Никейский Символ Веры (362-381 гг.). Царствование Юлиана Отступника и попытка реставрации язычества (361-363). Свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский

- События, предшествовавшие созыву собора.

- Деяния собора, значение.

- Характеристика периодов борьбы за Никейский Символ Веры после Никейского собора.

- Юлиан Отступник.

- Деятельность Великих Каппадокийцев.

Вопросы к занятию:

  1. Кто впервые употребил термин собор в греческой и латинской литературе?
  2. По каким поводам собирались первые церковные соборы? Какой древний автор об этом упоминает?
  3. Какие наиболее известные церковные соборы проходили в III в.?
  4. Какие соборы называются Вселенскими?
  5. По какому критерию соборы получали статус вселенских соборов?
  6. В какой Церкви возник спор, который привел к созыву Первого Вселенского собора? О чем был этот спор?
  7. В чем заключалась особенность церковного строя Александрийской Церкви?
  8. Какой титул носил епископ Александрии с III в.? Где этот титул появился впервые?
  9. С каким церковным расколом был связан Арий? Каковы особенности этого раскола?
  10. Что сообщает об избрании Александра Александрийского арианский историк Филосторгий? Какие предположения можно сделать на основе этого сообщения?
  11. На какой библейский текст опирался Арий, выражая свое учение? Как истолковывал данный текст Ориген?
  12. Кто такой Лукиан и какое отношение он имел к Арию?
  13. Мнения А.П.Лебедева и А.М.Иванцова-Платонова о богословских корнях арианства.
  14. Можно ли считать учение Оригена источником арианства?
  15. Кто в Александрийской Церкви поддержал выступление Ария?
  16. Посредством чего Арий распространял свое учение в народной среде?
  17. К какому епископу обратился Арий за поддержкой после осуждения его учения на Александрийском соборе начала 20-х годов? Почему этот епископ поддержал александрийского пресвитера?
  18. Каковы основные тезисы арианского учения по Окружному посланию Александра Александрийского?
  19. Кто начал формировать богословскую оппозицию Александру Александрийскому? Какие епископы поддержали Ария?
  20. Где и когда прошел первый арианский собор?
  21. Почему император Константин вмешался в арианский спор?
  22. Как император первоначально относился к данному церковному конфликту?
  23. В чем заключается особенность арианского учения по посланию Кесарийского собора?
  24. Кто такой Осий Кордубский и какова его роль в истории арианского спора?
  25. Какой православный собор предшествовал Вселенскому собору в Никее?
  26. Где первоначально планировалось проведение Вселенского собора?
  27. Основные тезисы ариан.
  28. Мягкая и жесткая формы арианского учения.
  29. В каком году и в каком городе проходил Первый Вселенский собор? По какой причине было изменено место проведения этого собора?
  30. От какой партии исходила инициатива созыва собора?
  31. Представители каких регионов были приглашены на собор?
  32. Сколько было участников собора? Почему цифра, упоминаемая Иларием и Афанасием, стала официальной?
  33. Характер соборного епископата.
  34. Сохранились ли записи хода соборных заседаний? Какие источники имеют непосредственное отношение к собору?
  35. Авторитетные косвенные источники.
  36. Какова была продолжительность собора? Чем были завершены заседания?
  37. Какой символ веры лег в основу Никейского вероопределения? Кто предложил этот символ?
  38. Какие формулировки Никейского символа направлены против учения Ария?
  39. Кто из ариан был отправлен в ссылку?
  40. Какие вопросы канонического характера рассмотрел собор?
  41. Сколько канонических правил Первого Вселенского собора? О чем говорят 6 и 20 правила?
  42. О чем свидетельствует послание Евсевия Кесарийского, направленное им к своей пастве?

Основная литература:

1. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. – Минск: Харвест, 2008. – 1344 с.

2. Карташев, А.П. Вселенские соборы / А.П.Карташев. – Минск: Харвест, 2010. – 640 с.

3. Поснов, М.Э. История Христианской Церкви (До разделения Церквей – 1054 г. ) /Поснов М.Э. – Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2007. – 608 с.

Дополнительная литература:

1. Иларион (Алфеев), еп. Григорий Богослов // Православная энциклопедия. – М., 2006. - Т. 12. - С. 668-712.

2. Михайлов, П.Б. Василий Великий. // Православная энциклопедия. – М., 2004. - Т. 7. - С. 131-191.

3. Шмалий, В., свящ. Арианство // Православная энциклопедия. – М., 2001. - Т. 3. - С. 221-225.

4. Шмалий, В., свящ. Арий // Православная энциклопедия. – М., 2001. - Т. 3. - С. 226-227.

Тема 14. История возникновения иконоборчества. Защитники и противники иконопочитания. VII Вселенский собор. Определение собора об иконопочитании. Причины возобновления иконоборчества после VII Вселенского собора.

Конспектирование: Деяния Вселенских Соборов. В 4-х т. Репринтное издание: Казанская духовная академия, 1908 г. Т.4. Собор Никейский 2-й, Вселенский Седьмой. «Определение святаго великаго и вселенскаго собора, втораго в Никее».

- Причины созыва собора.

- Решения собора.

- Иконоборчество после собора.

- Позиция патриарха Никифора.

- Феодор Студит.

- Труды Феодора Студита: исторические, догматические, канонические.

Вопросы к занятию:

1. Каковы были мотивы иконоборческого движения?

2. Что характеризовало императоров-иконоборцев как государственных деятелей?

3. Какова была внешнеполитическая ситуация в эпоху иконоборческого спора?

4. С каким церковным институтом боролись императоры-иконоборцы?

5. Какие злоупотребления в иконопочитании существовали в эпоху иконоборчества?

6. Какие периоды можно выделить в истории иконоборчества?

7. Какой император начал преследование икон? В каком году мог выйти его указ?

8. Кто пытался противостоять иконоборчеству в первый его период?

9. Какой основной богословский аргумент использовал Иоанн Дамаскин в защите почитания икон?

10. Какие термины, впоследствии воспринятые Седьмым собором, предложил Иоанн Дамаскин, защищая иконы?

11. При каком императоре, в каком году и месте состоялся иконоборческий собор?

12. Присутствовали ли на этом соборе представители Рима и восточные патриархи?

13. С чем кроме икон боролся император, организовавший иконоборческий собор?

14. При каком Константинопольском патриархе встал вопрос о восстановлении иконопочитания? Кто в то время возглавлял империю?

15. В каком городе и году проходил Седьмой Вселенский собор?

16. Кто стоял во главе империи и Константинопольской Церкви в это время?

17. Какие вопросы рассматривал этот собор?

18. Кто принимал активное участие на соборе наряду с епископами?

19. Какие группы иконоборцев существовали к моменту созыва собора?

20. Как собор отнесся к бывшим иконоборцам?

21. Кого, согласно определению собора, можно изображать на иконах, из чего допустимо изготавливать иконы и где можно их располагать?

22. В каких внешних действиях выражается почитание икон?

23. Чем отношение к иконе отличается от христианского отношения к Богу согласно соборному определению?

24. Сколько канонических определений Седьмого Вселенского собора?

25. Какие проблемы затрагивают эти определения?

26. Какой император возобновил иконоборчество? Какие политические обстоятельства этому способствовали?

Основная литература:

1. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. – Минск: Харвест, 2008. – 1344 с.

2. Карташев, А.П. Вселенские соборы / А.П.Карташев. – Минск: Харвест, 2010. – 640 с.

3. Поснов, М.Э. История Христианской Церкви (До разделения Церквей – 1054 г. ) /Поснов М.Э. – Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2007. – 608 с.

Дополнительная литература:

1. Агишев, С.Ю. Гонорий I// Православная энциклопедия. – М., 2006. - Т. 12. - С. 74-75.

2. Васильев, А. А. История Византийской империи: время до крестовых походов / А.А. Васильев. СПб.: Алетейя, 1998. – 654 с.

Тема 16. Императрица Феодора. Первое празднование торжества Православия 843 г. Отношение Римской Церкви к VII Вселенскому собору, ее позиция в вопросе об иконопочитании. Богословское учение Карла Великого и Франкфуртский собор. Политический разрыв Запада с Востоком, его история и причины.

- Первое празднование торжества Православия 843 г.

- Отношение Римской Церкви к VII Вселенскому собору.

- Богословие Карла Великого, «Карловы книги».

- Франкфуртский собор.

Вопросы к занятию:

1. В каком году состоялось Торжество Православия?

2. Кто стоял во главе империи и Константинопольской Церкви в то время?

3. Было ли второе восстановление иконопочитания мирным или сопровождалось кровопролитием? Почему?

4. Как относились церковная и императорская власть к упорствующим иконоборцам?

5. Кто был против такой позиции?

6. Какую позицию занимали монахи Студийского монастыря?

7. С какой сектой вынуждено было бороться правительство в это время?

8. Каково было положение секты в империи?

9. Какие меры были предприняты властями для борьбы с сектой?

10. К чему привели эти меры?

11. Чем закончилось правление императрицы Феодоры для нее лично?

12. Каково было отношение Римской Церкви к VII Вселенскому собору? Что ожидала Римская Церковь от собора, кроме принятых решений?

13. В каких отношениях находилась Римская Церковь с франкским государством? Почему?

14. Охарактеризуйте отношение Карла великого к догматическим определениям VII Вселенского собора.

15. По какой причине византийцы теряли престиж в Риме?

16. Кто был автором «Карловых книг»?

17. Какова цель их написания?

18. На учение какого папы ссылался Карл Великий в споре об иконопочитании?

19. Какую позицию занимал папа Адриан до и после VII Вселенского собора?

20. В чем выразилось окончательное сближение папского престола с Карлом Великим?

21. Какое значение это событие имело для Вселенского Православия?

22. В какой Церкви до сегодняшнего дня сохраняются следы иконоборчества?

23. Какие аргументы были у Римской Церкви в притязаниях на верховенство в церковном мире?

24. Что способствовало усилению папской власти на Западе?

Основная литература:

1. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. – Минск: Харвест, 2008. – 1344 с.

2. Карташев, А.П. Вселенские соборы / А.П.Карташев. – Минск: Харвест, 2010. – 640 с.

3. Поснов, М.Э. История Христианской Церкви (До разделения Церквей – 1054 г. ) /Поснов М.Э. – Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2007. – 608 с.

Дополнительная литература:

1. Баранов, В.А. Иконоборчество // Православная энциклопедия. – М., 2009. - Т. 22. - С. 31-44.

2. Васильев, А. А. История Византийской империи: время до крестовых походов / А.А. Васильев. СПб.: Алетейя, 1998. – 654 с.

Тема 17. История разногласий между римскими папами и константинопольскими патриархами. Их причины: политические, канонические, догматические, литургические. События 1054 г. Патриарх Михаил Керруларий. Великий раскол.

- Характеристика политических разногласий.

- Характеристика догматических разногласий.

- Характеристика канонических разногласий.

- Характеристика литургических разногласий.

- События 1054 г., их последствия для Вселенской Церкви.

Вопросы к занятию:

1. В каком состоянии была Ромейская империя к концу Х в.?

2. Какой пост занимал Никифор Фока во времена правления императора Романа II?

3. Какими личными качествами обладал Никифор Фока?

4. Опишите территории, возвращенные в состав Ромейской империи этого времени.

5. Какая главная угроза империи была, по мнению Никифора Фоки?

6. Каково было отношение Никифора Фоки к росту монастырского землевадения?

7. Центр какого древнего патриархата был отвоеван Никифором Фокой, до этого около трех веов существовавший под арабским владычеством?

8. Какие процессы шли в это время на Западе?

9. Как изменились отношения с Болгарией?

10. Опишите отношения Константинополя с руссами и Святославом Игоревичем, в частности. Какие цели были у сторон в этих взаимоотношениях и были ли эти цели достигнуты?

11. При каких обстоятельствах императором стал Иоанн Цимисхий?

12. Охарактеризуйте его как правителя и полководца.

13. Как изменились отношения со Святославом при Иоанне Цимисхии?

14. Охарактеризуйте положение папства в конце Х в.

15. Каково было содержание документа «Дарение Константина»?

16. При каких обстоятельствам император Василий II обратился за помощью к князю Вадимиру?

17. Какое правило Константина VII было нарушено, когда принцесса Анна была обещана в жены князю Владимиру?

18. Как повлияло на положение Византии крещение Руси? На саму Русь?

19. Какими чертами характера обладал император Васиий II к концу свего правления?

20. За что он получил прозвище «Болгаробойца»?

21. Охарактеризуйте культурное состояние империи и Константинополя по сравнению с Западом в начале ХI в.

22. Какие две категории различий были в это время между византийцами и латинянами?

23. Перечислите эти отличия, сгруппировав по двум категориям (не менее 13 отличий).

24. Какие события в Европе привели папских легатов в Константинополь?

25. Каково было отношение легатов к императору Констатнину Мономаху и патриарху Михаилу Керуларию?

26. Можно ли считать, что на отделение Римской Церкви от Вселенского Православия оказали влияния только события 1054 г. в храме св. Софии?

27. Есть ли в российских святцах имена западных святых, которые прославились после 1054 г.? Почему?

Основная литература:

1. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви: В 4 т. / В.В. Болотов. – Минск: Харвест, 2008. – 1344 с.

2. Поснов, М.Э. История Христианской Церкви (До разделения Церквей – 1054 г. ) /Поснов М.Э. – Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2007. – 608 с.

Дополнительная литература:

1. Лебедев, А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, Х и XI веках. / А. П.Лебедев. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2012. – 336 с.

2. Лебедев, А.П. Исторические очерки состояния Византийско-Восточной церкви от конца XI до середины XV века / А. П.Лебедев. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2012. – 642 с.

3. Лебедев, А.П. История разделения церквей /А. П. Лебедев. Москва: Изд. Совет Русской Православной Церкви: Даръ , 2005. – 526 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

При работе над курсом «История Древней Христианской Церкви» необходимо следовать следующим рекомендациям:

На самостоятельную подготовку студента очной формы обучения учебным планом дисциплины предусмотрено 45 ч. в семестр, таким образом, следует организовать постоянную и систематическую самостоятельную работу по дисциплине, что позволит достичь поставленных целей освоения содержания курса.

Изучение истории Древней Христианской Церкви необходимо начинать с ознакомления с данным учебно-методическим комплексом, а затем переходить к учебной литературе, придерживаясь хронологии церковной истории.

При изучении истории Древней Христианской Церкви не следует ограничиваться только работой с учебной литературой. Для получения наиболее полного и всестороннего представления о церковной истории необходимо обратиться к первоисточниками исследовательской литературе.

В процессе самостоятельной работы необходимо обращаться к различным базам научных исторических данных, содержащихся в методическом кабинете отделения теологии и религиоведения, в библиотеках ДВФУ.

 

II. РАБОТА С УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ

При самостоятельной работе над курсом материал следует изучать в хронологическом порядке для формирования представлений о причинно-следственных связях между предшествующими и последующими событиями.

Изучение материала целесообразно проводить по периодам согласно принятой в исторической науке периодизации истории Древней Христианской Церкви:

1) Период до Миланского эдикта (ок. 30 г. – 313 г.), который подразделяется, в свою очередь, на:

А) Апостольский век

Б) Период гонений на Древнюю Церковь,

2) Эпоха Вселенских Соборов (325 г. – 787 г.),

3) От VII Вселенского Собора (787 г.) до 1054 г.,

4) От сер. XI века до падения Константинополя в 1453 г.

 

III. РАБОТА С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Авторами трудов по истории Древней Христианской Церкви являются выдающиеся русские церковные историки конца XIX – начала ХХ, к их сочинениям необходимо обращаться при изучении истории Древней Христианской Церкви.

Среди систематических трудов, написанных русскими учеными, следует назвать следующие:

1. Болотов В.В. «Лекции по истории древней Церкви». Данный труд является записью лекций профессора в Санкт-Петербургской академии и считается непревзойденным. В.В. Болотов является одним из наиболее выдающихся ученых историков мирового уровня и при углубленном изучении предмета это сочинение является незаменимым.

2. Поснов М.Э. «История Христианской Церкви». Работа имеет высокий научный уровень, однако издан был этот труд уже после смерти автора по сохранившимся рукописям. Вследствие этого работа М.Э. Поснова имеет ряд недоработок. М.Э. Поснову ставят в вину предвзятый взгляд на отношения между Константинополем и Римом в XI веке.

3. Тальберг Н.Д. «История Христианской Церкви». Данное сочинение широко распространено и популярно. Достоинством его является ясность и простота изложения. Однако следует помнить, что этот учебник является переработкой дореволюционных семинарских пособий, т.е. не выходит за рамки гимназического уровня.

4. Карташев А.В. «Вселенские Соборы». Данное сочинение имеет высокий научный уровень и будет полезно как для начинающих историков, так и для тех, кто изучает предмет углубленно.

5. Шмеман А., протопр. «Исторический путь Православия». Книга отличается живым языком и простотой изложения. Ее можно порекомендовать тем, кто приступает к изучению церковной истории.

 

 

Вопросы к экзамену

1. История Церкви - понятие о науке, источники церковной истории, отношение церковной истории к другим наукам, Периодизация истории Древней Христианской Церкви.

2. Начало истории Церкви, предпосылки распространения христианской проповеди. (Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа. Политическое состояние Иудеи. Эллинистическое мировоззрение.)

3. Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме. Устройство жизни в первой христианской общине. Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников.

4. Церковная иерархия первого века. История установления. Значение и служение епископов, пресвитеров и диаконов. Отличие от современного.

5. Первый Иерусалимский Апостольский Собор.

6. Ненависть общественного мнения к христианам в I - IV вв. Ее причины, психологические и религиозные. Состояние языческой религии. Отличие язычества от христианства.

7. Римская Церковь. Нероново гонение. Причина и последствия его. Святые мученики.

8. Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Причины государственные и религиозные. Святые мученики: св. Игнатий, епископ Антиохийский; св. Поликарп, еп. Смирнский; св. Иустин Философ.

9. Гностицизм. Истоки и общая характеристика. Докетизм. Модализм.

10. Субординационизм. Ересь Маркиона.

11. История формирования и утверждения канона Св. Писания.

12. Монтанизм. Содержание учения. Современные аналоги.

13. Покаянная дисциплина первых веков. Споры о допустимости второго покаяния.

14. Политическая обстановка в Римской империи на рубеже III - IV вв. Диоклетианово гонение. Святые мученики.

15. История обращения в христианство императора Константина Великого. Миланский эдикт.

16. Арий, его учение. I Вселенский собор. Принятие Символа веры. Понятие единосущия Сына Отцу.

17. Борьба за Никейский Символ Веры в период между I и II Вселенскими соборами. Свт. Афанасий Великий.

18. Борьба за Никейский Символ веры. Великие Каппадокийцы: свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.

19. Разные направления в арианстве. Аномеи. Омиусиане. Смысл термина "подобосущие".

20. Юлиан Отступник. Проблема отношения христианства к языческой культуре. Попытка низвержения христианства.

21. Император Феодосии Великий. II Вселенский собор. Ересь духоборцев. Никео-Цареградский Символ веры. Возвышение Константинопольской кафедры.

22. Притязания Римских пап на первенство.

23. Монашество. Св. Антоний Великий. Отшельничество. Св. Пахомий Великий. Общежительное монашество.

24. Распространение монашества на запад. Учители западного монашества. Взаимоотношения монашества с церковной иерархией.

25. Евагрий, его учение о спасении. Свт. Иоанн Златоуст. Борьба против него александрийского патриарха Феофила.

26. Ересь Нестория. Позиция свт. Кирилла Александрийского. 3-й Вселенский собор.

27. Ересь Евтихия. "Разбойнический" Эфесский собор.

28. IV Вселенский собор. Томас папы Льва. Христологическое вероопределение Халкидонского Собора. 28 правило Собора. Отношения Константинопольской и Римской кафедр.

29. Ересь монофизитства. Попытки компромисса. "Энциклика" императора Василиска, "Энотикон" императора Зинона.

30. Император Юстиниан Великий. Правление. Законодательство. Теория симфонии священства и царства. Церковная политика императора, участие в ней императрицы Феодоры.

31. V- Вселенский Собор. Осуждение "трех глав". Осуждение Оригена.

32. Патриарх Сергий. Попытка компромисса православия и монофизитства. Моноэнергетизм. Монофелитство. "Экфесис" императора Ираклия.

33. Свт. Софроний Иерусалимский. Его жизнь, участие в богословских спорах.

34. Преп. Максим Исповедник. Борьба против монофелиства. Подвиг исповедничества.

35. Римский папа св. Мартин Исповедник. Латеранский собор 649 г.

36. VI Вселенский собор. Вероопределение о двух энергиях и волях. Осуждение еретиков.

37. Император Юстиниан II; Пятошестой Трулльский собор. Корпус канонов. Правила 38, 82, 95.

38. Причины возникновения иконоборчества. Первые проявления.

39. Догматические основания и аргументы против иконопочитания.

40. Указ Льва Исавра. Первый эпизод гонения на св. иконы. Реакция христиан Эллады. Отношение римских пап: Григория II и Григория III.

41. Преп. Иоанн Дамаскин. Сочинения, догматическое учение. Выступление в защиту почитания св. икон.

42. Император Константин Копроним: государственная деятельность. Отношение к иконопочитанию. Цель созыва собора.

43. Иконоборческий собор 754г. Его орос, анафематствование иконопочитания. Догматические основания. Императрица Ирина. Патриарх Тарасий. История созыва VII Вселенского собора. Определение собора об иконопочитании. Отношение к епископам - иконоборцам.

44. Причины возобновления иконоборчества после VII Вселенского собора. Император Лев Армянин. Софийский собор 815 г.

45. Преп. Феодор Студит. Ответ на возобновление гонений св. икон. Творения Феодора Студита. Учение о догматических основах иконопочитания. Борьба за верность церковным канонам.

46. Патриарх Никифор. Борьба за почитание св. икон.

47. Собор 70-ти епископов.

48. Иконоборческие гонения при императоре Феофиле. Исповедники этого периода.

49. Постиконоборческий период. Первое празднование торжества Православия 11 марта 843 года. Отношение Римской Церкви к VII Вселенскому собору, ее позиция в вопросе об иконопочитании.

50. Монашество в Византии в V - VIII вв. Его роль в истории догматических споров. Главные монастыри. Монашество в Палестине и Сирии V - VIII вв.

51. История Афона. Афонские монастыри.

52. История разногласий между римскими папами и константинопольскими патриархами. Их причины: политические, канонические, догматические, литургические.

53. Патриархи свт. Игнатий и свт. Фотий. Собор 860 - 861 гг.

54. Свт. Фотий и его противостояние Риму. Формулировка догматических и канонических расхождений Восточной и Западной Церквей, Собор 879 г. - 880 г. Его акты. Реакция римского папы.

55. События 1054 г. Патриарх Михаил Керруларий. Великий раскол.

 

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.242 (0.052 с.)