Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональные организации стандартизации

Поиск

К региональным относятся организации, представляющие в глобальном процессе стандартизации ИТ интересы крупных регионов или континентов.

Например, по европейским законам в качестве официальных европейских организаций стандартизации ИТ признаются:

1) CEN (the European Committee for Standardization - www.cenorm.be) - европейский комитет стандартизации широкого спектра товаров, услуг и технологий, в том числе, связанных с областью ИТ.

2) CENELEC (the European Committee for Electrotechnical Standardization - www.cenelec.be) - европейский комитет стандартизации решений в электротехнике, в частности, стандартизации коммуникационных кабелей, волоконной оптики и электронных приборов.

3) ETSI (European Telecommunications Standards Institute - www.etsi.org) - европейский институт стандартизации в области сетевой инфраструктуры.

Цель образования этих организаций состояла в том, чтобы способствовать развитию процесса стандартизации в Европе, сотрудничеству с другими международными организациями стандартизации, проведению учитывающей европейские интересы технической политики в международной стандартизации, обеспечению нормативной базы для создания (в 1992 г.) и эффективного функционирования общеевропейского рынка.

Международная организация ISO.

Основная цель организации ISO - содействие международному обмену товарами и услугами, а также сотрудничеству стран в экономической, интеллектуальной, технологической и научной сферах.

Деятельность ISO связана со стандартизацией обширного спектра товаров, технологий и услуг различных областей, включая: текстильную промышленность, обработку информации, телекоммуникацию, производство и использование энергии, кораблестроение, банковские и финансовые услуги, защиту окружающей среды, здравоохранение и безопасность, образование и пр.

Изначально полномочия ISO в международной стандартизации были ограничены исключением из ее поля деятельности двух важных отраслей - телекоммуникационной, а также электротехнической и электронной отраслей, так как для этих направлений уже сложилась система международной стандартизации в лице организаций ITU и IEC, соответственно. Однако в последствие у этих трех организаций развился значительный совместный интерес, связанный со стандартизацией технологий информационной индустрии. Исключение коллизий в деятельности организаций международной стандартизации там, где их интересы пеерсекались, решалось с помощью создания совместного комитета (например, JTC1) или рабочих групп.

Официальное название ISO это - International Organization for Standardization. "ISO" не является аббревиатурой официального названия организации, а слово, которое служит еще одним ее названием. Это слово происходит от греческого слова "isos", которое означает "равный" (equal), т.е. равный стандарту.

Организация ISO внесла большой вклад в становление международной системы стандартизации.

К ее важным заслугам следует отнести разработку нашедших всемирное применение фундаментальных системных стандартов по основам управления качеством продукции (ISO 9000) и окружающей средой (ISO 14000), а также разработку стандартов на телефонные и банковские карточки, фотооборудование, грузовые контейнеры, конечно же, языки программирования и многое другое.

Основные объекты стандартизации и количество стандартов (в % от общего числа) характеризуют обширный диапазон интересов организации.

|Машиностроение |29 % |

|Химия |13 % |

|Неметаллические материалы |12 % |

|Руды и металлы |9 % |

|Информационная техника |8 % |

|Сельское хозяйство |8 % |

|Строительство |4 % |

|Специальная техника |3 % |

|Охрана здоровья и медицина |3 % |

|Основополагающие стандарты |3 % |

|Окружающая среда |3 % |

|Упаковка и транспортировка товаров |2 % |

Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники и т.п. — это объекты совместных разработок ИСО/МЭК. В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов.

При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон – производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

Таможенный союз

С 1 января 2012 года в России, Белоруссии и Казахстане отменяются национальные технические регламенты. Вместо них начали действовать нормативы Таможенного союза. Такой договоренности достигли члены Таможенного союза. Основой для разработки наднациональных стандартов стали технические регламенты стран, входящих в Единое экономическое пространство. Как будут называться новые документы, определит Комиссия Таможенного союза, при этом планируется привлечь к обсуждению проекта предпринимателей. Стоящая задача перед Комиссией ТС весьма не простая. Многие национальные стандарты разработаны с учетом территориальных особенностей стран. Так, например, «строительный» техрегламент Казахстана учитывает тот факт, что часть территории страны признана сейсмически активной, а для Белоруссии это не актуально. Кроме того, следует иметь в виду влияние местных отраслевых лоббистов при принятии стандартов. Например, в России действует молочный техрегламент, запрещающий использовать в производстве молока порошковые ингредиенты, а в Белоруссии разрешается использовать сухое молоко. Для увязки все разногласий по «союзным» стандартам Комиссии Таможенного союза дано чуть более года.

30. Государственный и муниципальный контроль за осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Права лиц при осуществлении контроля

 

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Организация и проведение внеплановой проверки

Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Документарная проверка

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Выездная проверка

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ – НЕ МОЖЕТ ПРЕВЫШАТЬ 20 РАБОЧИХ ДНЕЙ.

Права лиц

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

2. При определении размера вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

3. Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

 

 

31. Понятие и виды предпринимательских договоров.

 

В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Одним из видов гражданско-правовых договоров является предпринимательский договор.

Предпринимательский договор – это соглашение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, об установлении, изменении или прекращении предпринимательских прав и обязанностей, направленных на достижение установленных соглашением целей.

Особенности договоров в сфере предпринимательства обусловлены различными факторами; целями их заключения, определенным составом сторон, возмездным характером и т. д.

1. Во-первых, предпринимательские договор заключается в целях осуществления его сторонами (стороной) предпринимательской деятельности.

Стороны (или одна сторона) такого договора вступают в обязательственные отношения со своими контрагентами по продаже товаров, пользованию имуществом, выполнению работ, оказанию услуг в связи с тем, что это необходимо для ее (их) профессиональной деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а не на удовлетворение личных, бытовых потребностей.

Наличие или отсутствие вышеуказанной цели влечет определенные правовые последствия для сторон предпринимательских договоров. В частности, к обязательствам сторон (стороны), заключивших договор в целях осуществления предпринимательской деятельности, будут применяться специальные нормы законодательства об обязательствах, связанных с подобной деятельностью (например, об ответственности – п. 3 ст. 401 ГК РФ и др.). К обязательствам же стороны, заключившей договор с предпринимателем и не преследующей цели осуществления предпринимательской деятельности, будут применяться общие нормы гражданского законодательства.

2. Во-вторых, сторонам и (или одна из сторон) таких договоров должны являться субъектами предпринимательской деятельности – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые приобретают статус субъекта указанной деятельности с момента их государственной регистрации.

В определенных случаях закон допускает возможность распространения норм о договорных обязательствах в сфере предпринимательства на сторону договора, не зарегистрированную в качестве предпринимателя. Так, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).

3. В-третьих, предпринимательские договоры носят возмездный характер: сторона такого договора должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (п. 1 ст. 423 ГК РФ). Данная особенность обусловливается целью предпринимательской деятельности – направленностью на получение прибыли.

Законодательство России содержит принципиальный запрет на заключение безвозмездных договоров между субъектами предпринимательства. В частности, не допускается дарение в отношениях между коммерческими организациями (п. 4 ст. 575 ГК РФ). Этот запрет распространяется и на индивидуальных предпринимателей, поскольку к ним по общему правилу применяются нормы ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

4. В-четвертых, сочетание максимальной свободы и повышенных требований для предпринимателей в договорных обязательствах – характерная особенность предпринимательских договоров. Принцип свободы договора, выражающийся в возможности свободного заключения договора, выбора его вида, характера, контрагентов, широкого усмотрения при определении его условий (ст. 421 ГКРФ), наиболее характерен для предпринимательских договоров. Данный принцип открывает большие возможности для развития предпринимательского оборота.

5. В-пятых, споры, связанные с их заключением, изменением, расторжением и исполнением предпринимательских договоров, рассматриваются в специальном порядке (арбитражными или третейскими судами). Большинство споров, вытекающих из предпринимательских договоров, являются экономическими спорами, которые разрешаются арбитражными судами в соответствии с АПК РФ (ст. 27–28). Как правило, это споры о разногласиях по договору, об изменении условий или о расторжении договора, или о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств и т. д.

Классификацию предпринимательских договором можно проводить по различным основаниям.

А) Исходя из содержания предпринимательской деятельности соответственно выделяются предпринимательские договоры по продаже (реализации) товаров, передаче имущества в пользование, выполнению (производству) работ, оказанию услуг и некоторые другие.

К предпринимательским договорам по продаже (реализации) товаров относятся договор купли-продажи, включая договор поставки товаров, договор поставки товаров для государственных нужд, договор контрактации, договор энергоснабжения, договор продажи предприятия, а также договор розничной купли-продажи, договор энергоснабжения и др.

К числу предпринимательских договоров по передаче имущества в пользование в первую очередь необходимо отнести различные виды договора аренды, поскольку, с одной стороны, предоставление имущества во временное владение и пользование позволяет арендодателю получить предпринимательский доход (прибыль).

Предпринимательскими договорами по выполнению (производству) работ являются в первую очередь различные виды договора подряда – договор строительного подряда, договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд, договор бытового подряда и т. д.

Большое значение в предпринимательской деятельности имеют предпринимательские договоры по оказанию услуг. Законодательство предусматривает возможность оказания различных видов услуг в рамках следующих договоров: возмездного оказания услуг, коммерческого представительства, комиссии, агентирования, перевозки, экспедирования, страхования, доверительного управления имуществом, хранения и др.

Б) По субъектному составу сторон выделяются договоры, все стороны которых являются предпринимателями и в которых в качестве одной из сторон выступает предприниматель.

Договорами, в которых одна сторона выступает в качестве предпринимателя, являются договоры розничной купли-продажи, проката, банковского вклада и банковского счета, кредитный договор, договоры энергоснабжения, перевозки грузов, транспортной экспедиции, строительного подряда, агентский договор и многие другие.

К договорам, заключаемым исключительно между предпринимателями, относятся договоры: поставки товаров с предпринимательскими целями, контрактации, коммерческой концессии, финансовой аренды (лизинга), складского хранения, страхования предпринимательских рисков и договор простого товарищества, заключенный для осуществления предпринимательской деятельности, а также иные договоры, сторонами которых являются субъекты предпринимательства.

 

32. Порядок заключения предпринимательских договоров.

 

К предпринимательским договорам в целом применяются общие требования о заключении, изменении и расторжении договоров, предусмотренные в нормах гражданского законодательства.

Процедура заключения предпринимательского договора традиционно включает в себя три этапа:

1. направление предложения (оферты) одной стороной,

2. акцепт оферты другой стороной,

3. получение акцепта стороной, направившей оферту.

Однако существуют следующие особенности заключения предпринимательских договоров.

Во-первых, при заключении предпринимательских договоров большое значение имеет публичная оферта, под которой понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Публичная оферта может выражаться, например, в рассылке прайс-листов, в некоторых рекламных объявлениях, содержащих все существенные условия договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными условиями любого договора являются: а) условие о предмете договора, б) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, в) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Акцептом считается полный и безоговорочный ответ стороны, которой адресована оферта, о ее принятии (п. 1 ст. 438 ГК РФ).

Во-вторых, в предпринимательской деятельности часто встречается такая форма акцепта, как совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (например, отгрузка товаров, выполнение работ, уплата суммы денег, оказание услуг и т. п.), если иное не предусмотрено законодательством или не указано в оферте – конклюдентных действий (п. 3 ст. 438 ГК РФ).

В-третьих, помимо общего порядка заключения предпринимательского договора, при котором стороны свободны в согласовании его условий и выборе контрагентов, существуют иные способы его заключения. К ним относятся заключение договоров путем присоединения, заключение договоров в обязательном порядке, заключение договоров на торгах.

Заключение предпринимательских договоров путем присоединения имеет ряд особенностей. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ). Особенностью данного вида договора является то, договор присоединения принимается целиком, т. е. в него не могут вноситься изменения или составляться протокол разногласий. Если имеются разногласия хотя бы по одному из условий данного договора, он признается незаключенным. Договор присоединения получил широкое распространение в таких видах предпринимательства, как банковская, страховая, биржевая деятельность и др.

Заключение предпринимательского договора в обязательном порядке. Случаи обязательного заключения договора предусмотрены в ГК РФ и иных законодательных актах. Так, обязанность заключить публичный договор установлена для коммерческой организации (ст. 426 ГК РФ); договора по результатам торгов, предметом которого было право на заключение договора (ст. 448 ГК РФ). Случаи заключения договора в обязательном порядке установлены в законодательстве об обеспечении государственных нужд и др.

При уклонении от заключения договора стороны, для которой в соответствии с законом заключение договора обязательно, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК РФ). Возможность передать спор на рассмотрение суда установлена также и в случае заключения между сторонами соглашения о передаче разногласий на рассмотрение суда (ст. 446 ГК РФ). Стороны могут заключить соглашение о передаче преддоговорного спора на рассмотрение третейского суда. Условия договора в таких случаях определяются в соответствии с решением суда.

Обязательное заключение предпринимательского договора может также следовать из условий предварительного договора. Предварительный договор – это соглашение сторон, по которому последние обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором (п. 1 ст. 429 ГК РФ). Необоснованный отказ от заключения основного договора на условиях предварительного договора не допускается.

Помимо общего порядка заключения договоров (направления оферты одной стороной и акцепта ее другой стороной) при осуществлении предпринимательской деятельности применяются и специальные способы. Так, в некоторых нормативных правовых актах предусмотрено заключение договоров на торгах (при приватизации государственного и муниципального имущества, при размещении заказов государства на поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд и др.). Проведение торгов должно соответствовать общим правилам, установленным в ГК РФ (ст. ст. 447 - 449).

Ряд особенностей присущ и порядку заключения договоров на оптовых ярмарках. Договоры заключаются в сжатые сроки, преддоговорные споры рассматриваются специально созданным органом на время проведения ярмарки - арбитражем ярмарки.

Предпринимательские договоры совершаются в письменной форме, поскольку в ГК РФ содержится требование о совершении сделок юридических лиц между собой в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения (ст. 161).

При совершении сделок с недвижимостью требуется их государственная регистрация (ст. ст. 131, 164 ГК РФ).

 

33. Типовые договорные конструкции

 

ГКРФ предусматривает договорные конструкции, позволяющие учесть некоторые специфические особенности договоров, заключаемых при осуществлении предпринимательской деятельности. Отнесение конкретного договора к определенной договорной конструкции позволяет применить к нему специальный правовой режим.

Договорные конструкции не имеют единого классификационного критерия. Так, договор присоединения выделяется по особому способу определения условий договора, предварительный договор - по правовым последствиям заключения, публичный договор - по особому субъектному составу.

Характерным признаком публичного договора является участие в нем коммерческой организации, оказывающей услуги публичного характера, т.е. всем тем, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, энергоснабжение и др.). Из этого перечня видно, что такие услуги оказываются потребителям, как гражданам, так и предпринимателям. Следует отметить, что услуги публичного характера оказывают и индивидуальные предприниматели.

В ст. 426 ГК РФ закреплены правила императивного характера, касающиеся заключения и содержания публичных договоров. Коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю товары, выполнить работы или оказать требуемые услуги. Бремя доказывания отсутствия возможности по заключению договора возлагается на коммерческую организацию. Коммерческая организация не вправе также оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Условия договора, в частности цена товаров, работ, услуг, должны быть одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются правила п. 4 ст. 445 ГК РФ. В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ наделено правом издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров, - типовые договоры, правила и т.п. (п. 4 ст. 426 ГК РФ). Императивные нормы типовых договоров и правил обязательны для контрагентов.

ГК РФ предусматривает возможность определять условия договора примерными условиями, которые имеют рекомендательный характер. Примерные условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия (п. 3 ст. 427). Примерные условия признаются таковыми при наличии двух обязательных признаков: во-первых, они должны быть разработаны для договоров соответствующего вида и, во-вторых, опубликованы в печати.

Квалификация договора в качестве договора присоединения осуществляется в зависимости от способа определения договорных условий - совместно сторонами в процессе согласования или одна из сторон присоединяется к составленному проекту договора другой стороной в целом. Данная конструкция, предусмотренная ст. 428 ГК РФ, позаимствована из законодательства западных стран, во многих из которых приняты специальные законы (ФРГ, Испания, Португалия и др.). В соответствии с п. 1 ст. 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах и иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Для отнесения заключенного договора к договору присоединения необходимо наличие четырех условий:

- условия договора определены одной стороной;

- вторая сторона не участвовала в определении условий договора;

- условия договора содержатся в формулярах или иных стандартных формах, т.е. в документах, заранее составленных и предназначенных для многократного использования;

- вторая сторона заключает договор не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

При таком способе заключения договора парализуется действие принципа свободы договора, поскольку договор не заключается в результате переговоров и появляется реальная возможность ущемления прав экономически слабой стороны.

Преимуществами конструкции предварительного договора являются возможность для предпринимателей заблаговременно согласовать основные договорные условия, осуществить необходимую подготовку технологического оборудования, проектно-сметной документации и т.п. Одним из основных последствий заключения предварительного договора является возникающее из него обязательство сторон заключить в будущем договор на условиях, предусмотренных предварительным договором (п. 1 ст. 429 ГК РФ). В деловой практике проводимые переговоры по заключению договоров могут отражаться в подписываемых сторонами различных документах - соглашениях о намерениях, протоколах, меморандумах, но, в отличие от предварительного договора, они не порождают обязанности сторон по заключению в будущем основного договора. Эти документы учитываются судом при толковании договора (ст. 431 ГК РФ). Для квалификации документа в качестве предварительного договора необходимо, чтобы он содержал условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора (п. 3 ст. 429 ГК РФ). Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме, причем несоблюдение требования к форме предварительного договора влечет его ничтожность (п. 2 ст. 429 ГК РФ). Стороны обязаны заключить основной договор в срок, установленный в предварительном договоре, а при отсутствии указания на срок - в течение одного года с момента заключения предварительного договора (п. 4 ст. 429 ГК РФ).

 

34. Заключение договоров в сети Интернет.

 

Общепринятое понятие термина «электронная торговля» пока отсутствует. Согласно документам Всемирной торговой организации, под электронной торговлей понимается производство, реклама, продажа и распространение товаров с использованием телекоммуникационных сетей. Встречается трактовка электронной торговли как использования различных электронных средств (телефона, факса, радиосвязи и др.) для совершения торговых сделок.

Данный способ заключения договоров прямо не предусмотрен законодательством, нет разъяснений и высших судебных инстанций. Тем не менее, такой порядок совершения сделок не запрещён на законодательном уровне. В данный момент правовое регулирование таких договоров осуществляется на основе базовых положений об обязательствах, сформулированных в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) и других законов.

Кроме общих требований, которые предъявляются ко всем договорам (требования к сторонам сделки (дееспособность, правоспособность и др.), наличие в договоре существенных условий, соблюдение формы договора), также нужно обратить внимание на соблюдение норм специального законодательства: о защите прав потребителей, правил продажи отдельных видов товара, правил дистанционной продажи.

Подход МГЮА – существует три способа заключения договора в сети Интернет:

- путем совершения конклюдентных действий (при заказе товаров через интернет);

- путем обмена электронных документов (тут действует два ФЗ – один ФЗ «Об электронной цифровой подписи», второй начнет действовать с лета – ФЗ «Об электронной подписи»). В соответствии со статьей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.189 (0.027 с.)