Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Теория бухгалтерского учета↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА Хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения, регистрации, группировки и обобщения информации об объектах хозяйственной деятельности для контроля и управления ими. На этапе измерения используется три вида измерителей: 1. Натуральные измерители. К ним относятся меры массы, длины, площади, объема и т.д. 2. Трудовые измерители (человеко-день, человеко-час и т.д.) 3. Денежные измерители – обобщающий измеритель, позволяющий привести два других к сопоставимому виду. Различают три вида хозяйственного учета: 1. Оперативный (оперативно-технический) учет предназначен для управления хозяйственными операциями непосредственно при их совершении. 2. Статистический учет используется для отражения массовых социально-экономических явлений, изучения законов функционирования национальной экономики и общественной жизни. 3. Бухгалтерский учет (согласно закону РБ о бухгалтерском учете и отчетности) – система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бух учета в соответствии с законодательством РБ.
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 1. Объекты бухгалтерского учета 2. Методы бухгалтерского учета
(1) Объекты бухгалтерского учета Для познания и управления хозяйственной деятельностью субъект хозяйствования изучает конкретные объекты. В бух учете такими объектами являются: 1) Имущество (активы) 2) Источники формирования имущества (пассивы) 3) Хозяйственные операции (хозяйственные процессы) 1) Основные средства (счет 01) многократно участвуют в хозяйственной деятельности организации, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму, и переносят свою стоимость на вновь созданный продукт частями в виде амортизации. Нематериальные активы (счет 04) – вид имущества, не имеющий материально-вещественной формы, приносящий доход и выраженный в денежной оценке. Торговые марки, патенты, права пользования. Оборудование и установки (счет 07) – тот вид внеоборотного актива, который потом станет основным средством. Вложения во внеоборотные активы (счет 08 «Вложения в долгосрочные активы»). Оборотные активы, в отличие от внеоборотных, завершают свой оборот в течение одного производственного цикла, полностью теряя свою натурально-вещественную форму, и переносят свою стоимость на вновь изготовленный продукт. Материалы (счет 10) – это предметы труда (сырье, полуфабрикаты, топливо, комплектующие изделия, инвентарь, тара и др.). Затраты на производство формируются на стадии такого хозяйственного процесса как производство и включают в себя стоимостную оценку материальных и трудовых ресурсов, используемых в процессе производства. Затраты в последующем станут готовой продукцией, затраты учитываются на счетах: 20 «Основное производство, 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы (затраты)». Расходы будущих периодов (счет 97) – это расходы, которые организация понесла в отчетном периоде, но которые относятся к будущим периодам (арендная плата, выплаченная арендаторам вперед; отпуска, начисленные работникам и относящиеся к будущим периодам; расходы на ремонт основных средств). Оборотные активы в сфере обращения: РАЗДЕЛ 2: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ТЕМА 1: УЧЁТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ (1) Производственные запасы, их классификация и оценка Производственные запасы – предметы труда, используемые в производственном процессе. Но в бухгалтерском учёте к производственным запасам также относятся некоторые виды средств труда и другие виды имущества согласно субсчетам к счёту 10. Классификацию материалов согласно виду субсчетов к счёту 10: · сырьё и материалы · покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия · топливо · тара и тарные материалы · запасные части · прочие материалы · материалы, переданные в переработку на сторону · временные сооружения · инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты · специальная оснастка и специальная одежда на складе · специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации · лом и отходы, содержащие драгоценные металлы Производственные запасы принимаются к бух учёту по фактической себестоимости, определяемой, как правило, по истечении месяца, когда становятся известными фактические затраты по их приобретению (изготовлению). Фактическая себестоимость производственных запасов исчисляется исходя из затрат на их приобретение, комиссионного вознаграждения, уплаченного снабженческим, внешнеторговым организациям, таможенных пошлин, расходов не транспортировку, хранение и доставку до места использования, затрат по доведению материалов до состояния, пригодного к использованию В зависимости от того, на каких счетах отражается фактическая себестоимость материалов, различают следующие методы оценки и методы отражения на счетах учёта материалов при их поступлении:
РАЗДЕЛ 3 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (1) Понятие, классификация и оценка основных средств.
Независимо от стоимости к основным средствам относят активы, имеющие материально-вещественную форму, в организации принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий: 1) Активы предназначены для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для использования во вспомогательных, обслуживающих производствах и хозяйствах, для управленческих нужд организации, либо для предоставления организации за плату во временное владение и пользование. 2) Активы предназначены для использования в течении срока продолжительностью свыше 12 месяцев. 3) Активы способны приносить организации экономические выгоды в будущем. 4) Активы не предполагаются на момент приобретения для последующей перепродажи.
Законодательно установлена следующая классификация основных средств: 1) Здания 2) Сооружения (эстакады, нефтяные и газовые скважины, плотины) 3) Устройства передаточные (электричество, вода, газ, сеть трамвайная контактная, ЛЭП, трубопроводы, газопроводы) 4) Машины и оборудование (установки котельные, котлы водонагревательный котёл, паровые турбины, электродвигатели, батареи, станки, автоматы, компрессоры) 5) Транспортные средства (электровозы, тепловозы, автомобили, баржи) 6) Инструменты (краскопульты, молотки бурильные, бензопилы, шуруповёрты) 7) Инвентарь и принадлежности (бельё, зеркала, шкафы, сейфы, элементы украшения, печи микроволновые, фотоаппараты) 8) Основные средства прочие используемые в сельском и лесном хозяйстве (лошади, коровы, лесные насаждения, яблони, земляка, огурцы) 9) Прочие основные средства (животные цирков и зоопарков) По характеру использования ОС подразделяются на: 1) Участвующие в предпринимательской деятельности 2) Не участвующие в предпринимательской деятельности (гостиницы, общежития, детские сады, дворцы культуры, клубы) 3) В зависимости от имеющихся прав на ОС выделяют: ОС на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, ОС полученные организацией в аренду, лизинг и т.д.) Различают первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость основных средств. В бухгалтерском учете ОС сразу оцениваются по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью называется стоимость по которой объекты вводятся в эксплуатацию и принимаются к бухгалтерскому учету. Восстановительная стоимость учитывает стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, технике и т.п.). Восстановительная стоимость определяется путем периодической переоценки основных средств, проводимой в соответствии с законодательством. Остаточная стоимость определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы накопленной амортизации основных средств. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, а также затраты: · на доставку, установку и монтаж · услуги сторонних организаций, связанные с приобретением основных средств, · регистрационные сборы и пошлины, · таможенные платежи, · расходы по страхованию при перевозке, · погрузочно-разгрузочные работы, · проценты по кредитам и займам, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, · курсовые разницы, возникающие при переоценке кредиторской задолженности, · суммовые разницы, · некоторые другие расходы и затраты.
(2) Документальное оформление и учет основных средств
Основные средства поступают в организацию: · в результате сооружения, строительства, изготовления основных средств хозяйственным способом, а также при приобретении за плату у юридических и физических лиц; · в качестве вклада в уставный капитал; · безвозмездно; · в обмен на другие активы; · в других случаях, установленных законодательством. Если основные средства приобретаются за плату, то они поступают в организацию на основании товарных или товарно-транспортных накладных. К основным средствам прилагается необходимая техническая и другая специальная документация. Прием основного средства оформляется актом о приеме-передаче основных средств. Акт о приеме-передаче основных средств заполняется организацией передающей (организацией сдатчиком), числящиеся в бухгалтерском учете объекты основных средств и организацией получателем, при поступлении основных средств бывших в эксплуатации. Указанный акт составляется только организацией получателем при покупке нового основного средства. Акт о приеме-передаче основных средств подписывает комиссия, назначенная руководителем организации. К акту прилагается товарная, товарно-транспортная накладная, технические и другие документы. Для организации учета и обеспечения контроля каждому основному средству в момент принятия его к бухгалтерскому учету, в бухгалтерии присваивается отдельный инвентарный номер. Инвентарный номер должен быть обозначен на основном средстве путем прикрепления металлического жетона, нанесением краской или другим способом. Если в состав одного инвентарного объекта входит несколько частей, представляющих собой комплекс конструктивно-сочлененных объектов, имеющих общий инвентарный номер, достаточно обозначить общий инвентарный номер на одной части общего инвентарного объекта. Инвентарный номер сохраняется за основным средством на весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные номера выбывших основных средств не могут присваиваться другим вновь принятым к бухгалтерскому учету основным средствам в течение пяти лет, начиная с года, следующего за годом списания. Утвержденный руководителем предприятия акт о приеме-передаче основных средств вместе с технической документацией передается в бухгалтерию, открывающую согласно этим документам инвентарную карточку учета основных средств. Форма инвентарной карточки и ряда других документов по учету основных средств были утверждены нормативно-правовым актом, который в настоящее время отменен. Согласно действующему законодательству сейчас организации вправе самостоятельно утвердить для применения форму инвентарной карточки и других первичных документов по учету основных средств, за исключением уже упомянутого акта о приеме-передаче основных средств и некоторых редко применяемых в промышленных организациях документов. Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, может передаваться по месту эксплуатации объекта с соответствующей отметкой в инвентарной карточке. На предприятиях с незначительным количеством основных средств вместо инвентарных карточек могут использоваться инвентарные книги учета основных средств с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения. Для документального оформления и учета перемещения основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (например, цеха) в другое применяется накладная на внутреннее перемещение основных средств. Указанная накладная выписывается передающей стороной, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Данные о перемещении основных средств вносятся в инвентарную карточку учета основных средств. Для синтетического учета основных средств предназначен активный счет 01 «Основные средства». По дебету счета отражаются поступление основных средств, по кредиту – их выбытие. Если основное средство поступает в организацию в результате сооружения, строительства, изготовления хозяйственным способом, приобретения за плату у других организаций и лиц, обмена на другие активы, то используется активный счет 08 «Вложения в долгосрочные активы». Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения главбуха и руководителя организации. Счёт 08 предназначен для отображения информации о вложениях организации в объекты, которые в последующем будут приняты бухгалтерскому учёту в качестве основных средств или других долгосрочных активов.
При поступлении основных средств в организацию в результате строительства подрядным способом в учёте составляются следующие записи:
При сооружении основных средств хозяйственным способом в учёте составляются следующие записи:
2) Если основное средство приобретается за плату у других организаций и лиц, то записи на счетах учёта составляются аналогичные записям при строительстве подрядным способом. Но следует обратить внимание. Что, если при строительстве подрядным способом основное средство передаётся организации на основании акта выполненных работ, то в случае покупки основное средство передаётся организации на основании товарной или товарно-транспортной накладной. 3) Поступление основных средств в качестве вклада в уставной капитал в учёте отражают следующим способом:
4) Основные средства, полученные безвозмездно от сторонних организаций и лиц, отражаются след. записями:
Безвозмездное получение объектов основных средств в пределах одного собственника отражается в учёте по дебету счёта 01 «Основные средства» и кредиту счёта 83 «Добавочный капитал». Поступление основных средств от филиалов и других подразделений. Выделенных на отдельные балансы, в учёте отражаются:
5) Получение объектов основных средств в обмен на другое имущество в учёте отражается след. образом:
6) Неучтённые объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации либо иным путём, отражаются в бух. учёте по дебету счёта 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счёта 91 «Прочие доходы и расходы»)
(3) Учёт, способы и методы начисления амортизации
В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на создаваемый продукт. Амортизация – постепенное перенесение стоимости на вновь изготовленный продукт. Для проведения амортизационной политики в организации создаётся комиссия из специалистов технических, технологических, экономических, бухгалтерских и юридических подразделений. Положение о комиссии и её состав утверждаются руководителем организации. Амортизация начисляется в организации ежемесячно до полного перенесения стоимости основного средства или его выбытия. Амортизируемая стоимость – это стоимость, от которой рассчитываются амортизационные отчисления. Амортизируемой стоимостью может быть: · первоначальная стоимость объектов с учётом её последующих переоценок в соответствии с законодательством · недоамортизированная (остаточная) стоимость объектов с учётом её последующих переоценок. Недоамортизированная (остаточная) стоимость – разница между стоимостью, по которой основные средства числятся в бух. учёте, и величиной накопленной амортизации. Организация вправе определить амортизируемую стоимость за вычетом амортизационной ликвидационной стоимости объекта. Для целей начисления амортизации амортизационная ликвидационная стоимость представляет собой оценочную величину в текущих ценах, которую организация планирует получить от реализации основного средства за вычетом предполагаемых затрат, связанных с реализацией, в конце устанавливаемого срока полезного использования указанного объекта. Определение величины амортизационной ликвидационной стоимости на дату принятия объекта основных средств к бух. учёту и её пересмотри по окончании отчётного года производятся: 1) Самостоятельно организацией на основании сведений об уровне цен на аналогичные основные средства, полученных от торговых организаций либо опубликованных в средства массовой информации и специальной литературе. 2) С привлечением оценщиков. В целях обеспечения сопоставимости учётных данных в случае принятия решения о применении амортизационной ликвидационной стоимости при расчёте амортизируемой стоимости выбранный вариант расчёта подлежит применению на протяжении всего срока полезного использования объекта основных средств. Амортизационная ликвидационная стоимость пересматривается самостоятельно организацией по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным. Если текущая величина амортизационной ликвидационной стоимости отличается от предыдущей оценки. Изменение её размера учитывается при расчёте амортизационных отчислений начиная с 1 января года, следующего за отчётным. Нормативные сроки службы основных средств согласно классификации амортизируемых основных средств приведены в постановлении Министерства экономики РБ от 30 сентября 2011 г. N 161 (далее – постановление №161). При расхождении срока эксплуатации основных средств, установленного организацией-изготовителем в технической документации, и значения нормативного срока службы, на срок, равный 1 году и более чем на 1 год, комиссия вправе определить нормативный срок службы по сроку эксплуатации организации-изготовителя. В случае отсутствия в вышеуказанном постановлении 161 какого-либо вида основных средств, нормативный срок службы такому основному средству устанавливается решением документации организации-изготовителя, а при её отсутствии – путём оценки комиссией технического состояния объекта. По объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия вправе: 1) определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведённых в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3-х лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, и 2-х лет – по другим объектам основных средств. 2) если срок фактического использования объекта на дату приобретения окажется равным или более нормативного срока службы, приведённого в постановлении 161, определить нормативный срок службы самостоятельно, с учётом технического состояния объекта и других факторов на срок не менее 1 года. Срок полезного использования – расчётный период эксплуатации основных средств в процессе предпринимательской деятельности. Он определяется комиссией в пределах между нижней и верхней границами диапазонов по группам основных средств согласно приведённому приложению 3 в инструкции по начислению амортизации в зависимости от условий эксплуатации основного средств, конкурентоспособности проводимых данным основным средством товаров и других факторов. Комиссия вправе производить пересмотр нормативных сроков службы или сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в учётной политике возможности их пересмотра с начала отчётного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, достройки, проведения переоценки с привлечением оценщика. Организация рассчитывает годовые и месячные нормы амортизационных отчислений в соответствии с выбранным способом начисления исходя из установленных сроков полезного использования. Норма амортизационных отчислений – величина в процентах от амортизируемой стоимости основного средства (от величины, от которой мы рассчитываем амортизацию). Умножением амортизируемой стоимости на норму амортизируемых отчислений определяется сумма амортизационных отчислений. Норма амортизации рассчитывается в процентах с двумя знаками после запятой, а при компьютерной обработке – не менее чем с шестью знаками после запятой. Выбор варианта расчёта амортизации, исходя из месячной нормы или месячной суммы, закрепляется учётной политикой организации. В течение отчётного года выбранный вариант расчёта амортизации пересмотру не подлежит. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.249 (0.009 с.) |